ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ

С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Насколько большое значение имеет проведение зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения? Чтобы выяснить это, необходимо обратиться к анатомии органа зрения, а именно к глазным мышцам- наружным и внутренним.

Наружные мышцы глаза (их шесть или три пары) придают глазам положение и фиксируют глаз, способствуют правильной установке зрительных осей, т.е. направляют взгляд вверх, вниз или в любую сторону. Нормальная работа глаза требует его подвижности. Глазодвигательные мышцы, как и любые другие, при отсутствии тренировки теряют свою работоспособность. Возьмём, к примеру, мышцы рук или ног. При отсутствии тренировки эти мышцы становятся слабыми, вялыми, дряблыми. И напротив, жевательные мышцы, например, тренируясь ежедневно и многократно, всю жизнь находятся в прекрасной рабочей форме.

В такой же рабочей форме следует держать и мышцы глаз.

Ко второй группе мышц глаза относятся те, которые растягивают и выгибают хрусталик, позволяя видеть вблизи и вдали. При длительной работе вблизи, например, при письме школьников или на компьютере, или при работе в тетрадях по Е.В. Колесниковой по математике и грамоте в детском саду эти мышцы находятся в постоянном напряжении, которое может привести к спазму аккомодации. Это, в свою очередь, может способствовать развитию близорукости. Следовательно, и эти мышцы следует укреплять и тренировать, и давать им отдых.

Таким образом, зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение. Т.е., зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, т.е. при таком нарушении, когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза – корректирует функциональные дефекты. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.

Необходимо отметить, что есть ряд врачей, которые считают зрительную гимнастику средством лечения глазных заболеваний: астигматизм, близорукость, дальнозоркость и др. К ним относятся Уильям Бейтс, разработавший в 20-е годы двадцатого века комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения.

Официальная наука не считает гимнастику средством лечения глазных болезней, но признаёт её огромное влияние на профилактику их и снятие зрительного утомления.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Важно проводить гимнастику индивидуально, в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. В общей сложности воспитателями зрительная гимнастика проводится до 6 раз в день во всех возрастных группах.

Вправо – влево;

Вверх – вниз;

Далеко – близко (удалять и приближать предмет);

По кругу – слева – направо;

По диагонали – снизу – вверх;

По диагонали – сверху – вниз.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.

Для гимнастики можно использовать также мелкие индивидуальные предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т.п. необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при изучении насекомых для зрительного ориентира можно использовать фигурку яркой бабочки и т.п.

Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении.

ПАЛЬМИНГ.

Не только расслабляет мышцы глаз, но и является базой для мысленного представления.

Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза. Недопустимо давить на глазные яблоки. Не ограничивать дыхание, не закрывать нос. Хорошо проводить пальминг в течение 2-3 минут после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.)

^ ЗАМЕЧАЕМ ПАЛЬЧИКИ.

Локти ставим на стол, ладони рук по обеим сторонам от лица. Шевелим пальцами на обеих руках, глядя перед собой. Смотрим перед собой, но краем глаза (периферическим зрением) видим движения пальцев. По расфокусированному взгляду ребёнка видно, получается ли упражнение. Проводить после зрительной работы вблизи.

^ НА ПРОГУЛКЕ.

Тренировка внутренних мышц глаза – перевод взгляда с одного объекта, находящегося на расстоянии 1 метра, на дальний объект – крышу дома, облака, макушку дерева и др.

«Одень» взглядом ёлку на участке в бусы сверху-вниз и по диагонали.

«На что похожи облака?» - взгляд вверх и вдаль. Однако, не допускать попадания прямых солнечных лучей в глаза.

^ ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ .

1.Упражнения на укрепление глазных мышц, тренировку и массаж хрусталиков, улучшение кровообращения, питание глаз и лечение близорукости (метод Бейтса).

1. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке – карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.

2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего - в правый нижний. Повторить не менее 10 раз.

3. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 сек. Перевести взгляд на близкий объект. Повторить 5 раз.

^ 2. Упражнения на укрепление наружных мышц глаза.

1. В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить! 0-12 раз).

2. Круговые движения глазами в одном и другом направлении (4-6 раз).

3. Частое моргание в течение 20 секунд.

^ 3. Упражнения для улучшения циркуляции крови в органе зрения.

1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд. Повторите 6-8 раз.

2. Быстро моргайте глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза с интервалом 7-10 секунд.

3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.

4. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.

5. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд.

6. Прижмите указательными пальцами брови и закройте глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторите 6-8 раз.

^ 4. Зрительная гимнастика в стихах.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

^ КАКИЕ ИГРЫ СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ ЗРЕНИЯ.

Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения.

Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Например, перед ребёнком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки. Пустые коробочки можно не просто откладывать в сторону, а выбрасывать их в воображаемое «мусорное ведро».

Позвольте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению какой-то определенной цели. Чтобы эта цель была достигнута, и занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению.
Не затягивайте игру. В тот момент, когда вы замечаете, что внимание и интерес ребёнка начинает угасать, заявите ему, что он хорошо позанимался и сегодня просто молодец, а вы намерены убрать игрушку. Таким образом, игра не надоест ребенку, с ней не будет связано негативных эмоций. Позвольте себе ошибиться и дайте ребёнку возможность обнаружить вашу ошибку. Это даст ребёнку возможность стать более уверенным в себе и своих силах. В игре вызывайте ребёнка на разговор, чтобы он называл свои действия и признаки предметов, с которыми вы играете.

Прищепки.

Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем

Прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры из настенного календаря и предложить ребёнку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне.

Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.
Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

Пуговицы.

Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
Игра развивает зрительное внимание, восприятие.
Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше.

Игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук.

Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п.
Игра развивает зрительное внимание.
Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-красная белая. Предложите ребенку продолжить ряд.
Игра развивает внимание, мышление.

"Сравни картинки"

Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

"Раскрась вторую половинку"

Раскрасок на любой вкус и цвет сейчас тоже большое множество. Если вы хотите развить внимание ребёнка, чаще предлагайте ему картинки, раскрашенные только наполовину.Если это задание слишком простое, то усложнить его можно, предложив сначала эту половину нарисовать, а потом уже раскрасить.

"Фигурные таблицы"

Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребёнка – в каждой из фигур нарисовать определённый простой знак (в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.)

Это упражнение развивает способность переключать внимание.

"Где, чей домик?"

Нарисуйте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов.

Пусть ребёнок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание.

"Корректор"

Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом.

Попросите ребёнка вычеркнуть (подчеркнуть, обвести и т.д.) каждую букву "о". Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача станет для ребёнка лёгкой, усложните её, предложив все буквы "о" вычеркнуть, а буквы "с – обвести; или вычеркнуть каждую вторую букву "а" и т.д.Ребёнку будет интереснее, если взрослый будет на своём тексте выполнять то же самое задание. Потом можно проверять правильность выполнения друг у друга.

"Считалка"

На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 20. Попросите ребёнка найти все цифры по порядку.

Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера.

"Что изменилось?"

Есть несколько вариантов этой игры. Самый известный таков.

Разложите на столе 5 или более мелких предметов. Дайте ребёнку 30 секунд на запоминание предметов и их положения на столе. Затем пусть ребёнок отвернётся или закроет глаза. А вы тем временем произведите какие-нибудь изменения: поменяйте предметы местами, уберите один предмет, поставьте ранее не стоявший, поставьте такой же предмет другого цвета и т.д. Задача ребёнка – определить, что изменилось в композиции.Усложнять это упражнение можно, производя больше изменений или попросив определить что изменилось на ощупь (стол с разложенными предметами накрыть полотенцем).

Если играет группа детей, то можно попросить одного из игроков в течение 1-2-х минут внимательно рассмотреть других, а затем выйти. Изменения производятся в одежде или внешности одного или более человек.

^ Рисуем по памяти узоры

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.

Лазерная коррекция или гимнастика для глаз?

Интенсивное использование в повседневной жизни мониторов, телевизоров приводит к резкому увеличению зрительной нагрузки. Многим знакомы такие симптомы, как усталость, тяжесть в глазах, двоение, покраснение, слезотечение, затуманивание зрения, а также боли в области шеи, головы.

Для снятия зрительного напряжения рекомендуется выполнять зрительную гимнастику. Даже при небольшой продолжительности, но регулярном проведении, она является эффективным мероприятием по профилактике зрительного утомления и его возможного последствия – ухудшения зрения.

Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз, корректирует функциональные дефекты зрения. Выполнение гимнастики для глаз положительно влияет на работоспособность, психоэмоциональное и общее состояние. Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией (близорукость, дальнозоркость, астигматизм, пресбиопия), испытывает симптомы зрительного напряжения, а также для профилактики зрительных расстройств при интенсивной нагрузке на глаза.

К сожалению, упражнения для глаз восстанавливают зрение только при функциональных нарушениях органа зрения - спазме аккомодации, зрительном утомлении, и лишь незначительно помогают улушить качество зрения. С помощью гимнастики невозможно избавиться от близорукости, дальнозоркости, астигматизма и других органических поражений глаз. Поэтому очень важно всем людям, имеющим проблемы со зрением, регулярно (1-2 раза в год) обследоваться у офтальмолога и выполнять назначенные врачом рекомендации.

Комплекс упражнений может выполняться как дома, так и во время рабочего дня в качестве разгрузки и активного отдыха.

^ Упражнения для снятия зрительного напряжения
(необходимо выполнять 1-2 раза в день во время и после зрительной нагрузки)

1. Исходное положение (и.п.) – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

2. И.п. – сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

3. И.п. – стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек., перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 10-12 раз.

4. И.п. – стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

5. И.п. – сидя. Закрыть глаза, массировать веки круговыми движениями пальца. Повторить в течение 1 мин.

6. И.п. – стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем, медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз.

7. И.п. – стоя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.

Упражнение «Метка на стекле»
(для тренировки аккомодации, выполняется в очках или контактных линзах, бинокулярно)

Метка из бумаги диаметром 10 мм приклеивается на оконное стекло на уровне глаз. Расстояние от глаз до метки 30-35 см. Смотреть на метку в течение 5-7 сек., затем перевести взгляд за окно на далеко расположенный предмет 5-7 сек. Затем опять на метку, за стекло и т.д. Упражнение выполнять в течение 5- 7 минут 1-2 раза в день.

«Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение:

Это невыразимая обида,

она отнимает у человека девять десятых мира»

М. Горький .

За последнее десятилетие значительно увеличилось число хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Условия проведения зрительной гимнастики .

1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

Всегда снимать очки;

Сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их;

Следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным;

Сосредоточить все внимание на глазах;

После выполнения упражнения часто поморгать.

В практике нашего образовательного учреждения педагогами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:

Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.

Индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки» : поместив в них сюжетные или предметные картинки взрослый плавно передвигается по комнате то, удаляя, то, приближая к ребенку демонстрируемый материал, тем самым, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.

Упражнения с сигнальными метками : в различных участках комнаты, на потолке фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуем в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).

Настенные офтальмотренажеры представлены в виде схем, размещаются на стене, напротив лица. Упражнения заключаются в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физминутка . Её цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции.

Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:

Обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;

Повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

Укрепляет мышцы век;

Снимает переутомление зрительного аппарата;

Развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;

Корректирует функциональные дефекты зрения.

Значение зрительной гимнастики в коррекционно­воспитательной
работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения
За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с
отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской
патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут
привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или
отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной
системы.
В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии
занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм).
Помимо этого, многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и
многими другими видами нарушения зрения.
В программе для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений IV вида «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией
Л.И. Плаксиной наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья
предусмотрены упражнения для глаз, направленные на преодоление
зрительных нарушений, развитие зрительной ориентации, снятия зрительного
утомления, совершенствования центрального и периферического зрения.
Зрительная гимнастика – это часть коррекционно­воспитательной работы
с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом
определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика
эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных
зрительных функций и под обязательным наблюдением врача­офтальмолога.
Офтальмологами доказано положительное влияние физкульминуток на
состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей, при
котором улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные
мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те
глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает
зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует
предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также
более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному
усвоению учебного материала.
Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально
во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3­х до 5­ти мин.
Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка
должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте
В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительного
анализатора должна быть регламентирована:

гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса


физкультминутки проводятся на занятиях и связанны со зрительным
напряжением, на 10­11й минуте в течение 2­3 минут,
на 14­17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного
напряжения в течение трех минут,
в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной
нагрузкой, например, на занятиях по развития речи (чтение,
рассказывание), то на 11­13 мин. проводится физкультминутка для
мышечного расслабления, а на 17­18­й мин. занятия – упражнения для
глаз.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие
правила:
­ всегда снимать очки
­ сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

­ следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным
­ сосредоточить все внимание на глазах
­ после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и
часто поморгать.
В практике нашего ДОУ педагогами применяются разные варианты
использования зрительных гимнастик:

со стихами;





с опорой на схему;
с сигнальными метками;
с индивидуальными офтальмо тренажёрами;
с настенными и потолочными офтальмо тренажёрами;
электронных зрительных гимнастик.
Для более четких восприятий упражнений для глаз применяются
стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель
упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного
предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное
прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.
Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов
положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности
ребенка в целом.
Изучив методические рекомендации Базарного В.Ф., Григоряна Л.И., мы
разработали материал по использованию видео тренажёров различного
направления (офтальмо тренажёры, «держалки», сигнальные метки), целью
которых является:
­ снижение психической и зрительной утомляемости,
­ повышение остроты зрения,
­ развития зрительно­двигательной координации,

­ упражнение детей в сосредоточении взгляда на неподвижном и
движущемся предмете,
­ повышение общей активности детей во всех видах деятельности.
Индивидуальные офтальмо тренажёры, «держалки»: поместив в них
сюжетные или предметные картинки по лексическим темам, картинки с
заданиями, педагог плавно передвигается по комнате то, удаляя, то,
приближая к детям демонстрируемый материал, тем самым, создавая
дополнительную активность для всех групп глазных мышц.
Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном
темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который
должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть
выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с
одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной
гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные ­
располагаются дальше.
Упражнения с сигнальными метками: в различных участках комнаты, в
пределах которой проходят занятия на потолке фиксируются (либо
подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные
метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их
рекомендуем в разноудаленных участках комнаты (например, в 4­х углах
потолка).
Потолочные офтальмо тренажёры ­ это своего рода траектории, по
которым дети «бегают» глазами; при этом движения глаз должны
сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются
коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это
делает схему яркой, привлекает внимание детей (большого размера офтальмо
тренажёр рисуется на потолке). Дети, фиксируя взором траектории (т.е. с

постоянно поднятой головой), в начале учатся «обходить» схемы –
траектории, а затем «обегать».
Настенные
офтальмо тренажёры представлены
в

виде
схем, размещаются на стене, против лица. Упражнения заключаются в
поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным
слежением за ним органом зрения.
Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик
является электронная физминутка. Её цель – сохранение зрения, снятие
зрительного напряжения. Мы разработали комплекс таких зрительных
гимнастик с помощью программы Power Point. Система упражнений,
представленная в виде мультимедийных презентаций, сохраняет зрение,
способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию
детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции.
Методика проведения электронной физминутки проста в использовании.
Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для
каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением
объектов, при мигании объектов моргают глазками.
Таким образом,
зрительная гимнастика является обязательным
компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
Список литературы
1. Волошина
Л.
Организация

здоровье

сберегающего
пространства//Дошкольное воспитание.­2004.­N1.­С.114­117.
2. Гимнастика для глаз. ­ // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. – с.26­
27.

3. Демирчоглян Г.Г Как сохранить и улучшить зрение// Донецк:
Сталкер,1997
4. Н.В. Жолудева. Профилактика зрительных расстройств на
логопедических занятиях. ­ //Логопед, №1 , 2011. ­ с.49­56.
5. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. – М.: Детство­Пресс. 2002
6. Панков О. Уникальные упражнения для восстановления зрения у детей
по методу профессора Олега Панкова. Тренинги и игры для мышц глаз./ М.:
АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
7. Зрительная гимнастика для детей 2­7 лет/ авт­сост. Е.А. Чевылова. –
Волгоград: Учитель, 2012. – 123 с.

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врожденных отклонений отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения.

Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений. Профилактика зрительных нарушений является неотъемлемой составляющей коррекционно-педагогической деятельности в образовательном процессе детей с нарушениями зрения.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относятся:

Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

Использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

Чередование занятий детей с отдыхом;

Проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;

Контроль за правильной позой детей во время занятий;

Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

Активное гармоничное физическое развитие детей;

Организация рационального питания и витаминизации;

Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

По мнению Г.Г. Демирчогляна, педагоги могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского зрения.

В программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И. Плаксиной наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья предусмотрены упражнения для глаз, направленные на преодоление зрительных нарушений, развитие зрительной ориентации, снятия зрительного утомления, совершенствования центрального и периферического зрения.

Зрительная гимнастика - это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога. Офтальмологами доказано положительное влияние физкульминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей, при котором улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Цель зрительной гимнастики - включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот - расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительного анализатора должна быть регламентирована:

гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях и связанны со зрительным напряжением, на 10-11й минуте в течение 2-3 минут, на 14-17 минуте занятия - физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение трех минут, - в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях по развития речи (чтение, рассказывание), то на 11-13 мин. проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18-й мин. занятия - упражнения для глаз.

В комплекс зрительной гимнастики включаются также упражнения на улучшение и укрепление аккомодации для детей с расходящимся косоглазием, а для детей со сходящимся косоглазием - упражнения на расслабление конвергенции, на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости; на укрепление глазодвигательных мышц; для снятия зрительного утомления; на совершенствование центрального и периферического зрения.

Условия проведения зрительной гимнастики.

Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.Длительность проведения зрительной гимнастики - 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

Всегда снимать очки

Сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

Следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным

Сосредоточить все внимание на глазах

После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:

со стихами; с опорой на схему; с сигнальными метками; с индивидуальными офтальмотренажерами; с настенными и потолочными офтальмотренажерами; электронных зрительных гимнастик.

Для более четкого восприятий упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения - сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.

Снижение психической и зрительной утомляемости,

Повышение остроты зрения,

Развития зрительно-двигательной координации,

Упражнение детей в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете,

Повышение общей активности детей во всех видах деятельности.

Индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки»: поместив в них сюжетные или предметные картинки по лексическим темам, картинки с заданиями, воспитатель плавно передвигается по комнате то, удаляя, то, приближая к детям демонстрируемый материал, тем самым, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные - располагаются дальше.

Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.

Упражнения с сигнальными метками: в различных участках комнаты, в пределах которой проходят занятия на потолке фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуем в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).

Игрушки (картинки) целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуем заменять на новые. С целью повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия, их рекомендуем выполнять только в положении «стоя».

Потолочные офтальмотренажеры - это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами; при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей (большого размера офтальмотренажёр рисуется на потолке). Дети, фиксируя взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), в начале учатся «обходить» схемы - траектории, а затем «обегать».

Настенные офтальмотренажеры представлены виде схем, размещаются на стене, против лица. Упражнения заключаются в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физминутка. Её цель - сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками.

Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:

Обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;

Повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

Укрепляет мышцы век;

Снимает переутомление зрительного аппарата;

Развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;

Корректирует функциональные дефекты зрения.

Анализ литературы по проблеме исследования и предложенные варианты применения зрительных гимнастик с детьми с нарушением зрения показали, что зрительная гимнастика оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышает его работоспособность, снимает зрительное напряжение, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием и амблиопией. Опыт нашей работы позволил отметить, что профилактика глазных заболеваний, основанная на специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров является эффективной и неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса. Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

Список литературы

Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117. Гимнастика для глаз. - // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. - с.26-27. Демирчоглян Г.Г Как сохранить и улучшить зрение// Донецк: Сталкер,1997 Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт-сост. Е.А. Чевылова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 123 с. Н.В. Жолудева. Профилактика зрительных расстройств на логопедических занятиях. - //Логопед, №1 , 2011. - с.49-56. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. - М.: Детство-Пресс. 2002 Панков О. Уникальные упражнения для восстановления зрения у детей по методу профессора Олега Панкова. Тренинги и игры для мышц глаз./ М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. Рубан Э.Д. Практикум по коррекции зрения у детей в домашних условиях: реальные методы и упражнения /Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Мастер-класс учителя-дефектолога для родителей на тему: «Значение зрительной гимнастики и её виды»

Цель: формирование у родителей представлений о том, что зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения и обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, т.е. при таком нарушении, когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза – корректирует функциональные дефекты, а так же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние ребёнка, на его работоспособность.

Задачи:

  • создать условия оптимизации детско – родительских отношений;
  • познакомить с видами, правилами и приемами проведения зрительной гимнастики;

Правила проведения зрительной гимнастики для родителей:

  • Всегда снимать очки.
  • Фиксировать положение головы.
  • Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты с детьми младшего и среднего возраста, 4-5 минут со старшими детьми.
  • Начинать упражнения с простых движений, увеличивая их сложность.
  • Зрительную гимнастику проводить в зависимости от объёма интеллектуального напряжения, объёма двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же вида деятельности ребёнка.

Оборудование: зрительные ориентиры(бабочка на палочке, указка с картинкой на кончике и другое), презентация зрительной гимнастики.

  1. Сообщение для родителей на тему: «Значение зрительной гимнастики и её виды».

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения, являются гимнастика для глаз. После длительной зрительной нагрузки у детей могут появиться следующие симптомы: расплывчатое иди двоящееся изображения предметов; головная боль; чувство усталости, сухости, покраснения, боли в глазах; снижение концентрации и остроты зрения. Чтобы избежать, описанные выше, состояния зрительного анализатора необходимо своевременно проводить гимнастику. Ее цель – обеспечить кратковременный отдых для глаз посредством простых и доступных всем упражнениям. Эффективность гимнастики объясняется тем, что при выполнении специально подобранных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего расстояния на дальнее, снимается напряжение с глазных мышц, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функции зрения нормализуются. Благотворное влияние гимнастики на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора отмечено после 3 – 5 минут зрительной работы у слабовидящих детей, а у детей с косоглазием после 5 – 7 минут непрерывной зрительной нагрузки. Длительность физминутки составляет от 2 до 5 минут.

Современные ученые Э.Д.Рубан , Л.Б.Шереминская, Г.Г.Демирчоглян и др. предлагают следующие методы визуальной терапии:

  • для лечения близорукости:
  • стимуляция светом:

Соляризация. Свет приводит к вибрации глаз под веками, автоматически уменьшая напряжения мышц. Необходимо снять очки. Первое время принимать солнечные ванны нужно с закрытыми глазами, делая по 2 поворота на солнце и по 4 в тень. Сразу после соляризации можно сделать пальминг, по времени – в 2 раза дольше. В дальнейшем, ребенок встает на край густой тени, поставив одну ногу на теневой участок, а другую – на освещенный ярким светом. Закрыв глаза, он должен сделать глубокий вдох и поворачивать голову из стороны в сторону так, чтобы закрытые глаза попеременно проходили через неосвещенный участок и участок, на который падает солнечный свет. Время поворота 7 – 10 секунд.

Делать соляризацию можно и через оконное стекло. Стекло, в данном случае, не служит каким-либо препятствием. Яркость – вот что дает отдых и укрепляет глаза.

Стимуляцию глаз светом можно осуществить и при использовании лампы в 100 Вт. Ребенок садится от лампы на расстоянии около 1 м, закрывает глаза. С каждым сеансом передвигать лампу нужно на несколько сантиметров ближе, но не ближе чем на 20 см от глаз. Свет лампы должен приятно согревать глаза, а не слепить их (смотреть на прямые лучи света нельзя). Необходимо поворачивать голову из стороны в сторону, с тем, чтобы каждый глаз получал равномерное количество света и тепла.

Температурное воздействие. Необходимо взять 2 чистых мягких куска ткани. Погрузить один конец ткани в горячую воду (до 400), отжать ее и приложить к глазам, прижав на 1 минуту. Вслед за этим прикладывается другой конец ткани (комнатная температура). Проделывать данное упражнение необходимо три раза, а затем вытереть глаза насухо.

– Достаточно легким способом достижения расслабления и отдыха глаз является состояние с закрытыми глазами, т.е. пальминг. Глаза закрываются. Одна ладонь накладывается на другую крест-накрест так, чтобы основание мизинца одной руки легло на основание мизинца другой руки. При этом необходимо полное исключение света и исключение какого-либо давления на глаза. Упражнение выполняется в положении «лежа» или «сидя». В случае выбора положения «сидя» локти опираются на стол, либо на лежащую на коленях подушечку. Для наилучшего расслабления детей педагог может включить спокойную музыку.

– Перефокусировка взгляда (метка на стекле). Упражнение проводится в очках. Ребенок становится на расстоянии 25 – 30 см. от оконного стекла, на котором на уровне глаз прикреплена круглая метка диаметром 2 – 3 мм. Вдали от линии взора дошкольник отмечает для фиксации какой-либо предмет, затем поочередно переводит взор с метки на этот предмет. Время фиксации – 3 секунды.

– Вращение глазами. При выполнении данного упражнения необходимо принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо. Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными. Голова все время остается неподвижной. Сначала необходимо научить ребенка совершать по одному полному круговому вращению глазами в каждую сторону, не допуская рывков.

– Моргание «Бабочка». Дыхание медленное и глубокое. На вдохе малышу предлагают открыть глаз, на выдохе – быстро поморгать. Примерный ориентир частоты моргания: на протяжении 10 секунд ребенок должен моргать 2 – 4 раза. При моргании расслабляются напряженные мышцы глаза, что улучшает зрение.

– Массаж глаз:

а) выполняется сидя. Закрыть глаза, массировать их круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты;

б) тремя пальцами каждой руки легко нажимать на верхние веки в течение 1 – 2 секунд. Затем, снять пальцы с век. Повторить 5 раз.

в) крепко зажмурить глаза в течение 3 – 5 секунд. Затем открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторить 7 – 8 минут.

а) точка под лобной костью с внутренней стороны бровей;

б) точки на переносице;

в) кончиками указательных пальцев массировать скулы на расстоянии в толщину одного пальца от носа;

г) круговыми движениями массировать участки глаз, начиная с точек под бровями, затем брови, продвигаясь к краям, под глазами.

Для лечения дальнозоркости:

Используются те же упражнения, а так же

При астигматизме:

В работе с детьми, имеющими данное нарушение, используются те же упражнения, кроме упражнения «перефокусировки взгляда».

При косоглазии:

Применяются те же упражнения, а так же повороты.

Первый закон зрения – движение.

Большие повороты. Ребенок должен встать, расставив ступни ног на ширину плеч и обратившись лицом к одной из стен. Отрывая немного левую ногу от пола, он одновременно поворачивает плечи, голову и глаз вправо до тех пор, пока линия плеч не станет перпендикулярной стене, к которой малыш был обращен лицом. Затем, по описанной схеме осуществляется поворот в другую сторону. При этом необходимо контролировать, что бы голова и глаза двигались вместе с плечами.

Пальцевые повороты. Это упражнение – первый шаг на пути ликвидации напряженного состояния глаз. Указательный палец любой руки ставится перед носом. Необходимо плавно поворачивать голову из стороны в сторону, смотря при этом мимо пальца, а не на него.

Все предложенные выше гимнастики подходят для детей старшего дошкольного возраста, с малышами можно проводить игры-упражнения, подготавливающие ребенка к более сложным упражнениям:

  • обучение пальмингу проходит через следующие игры: «Темно – светло», «Сделай, как было», «Глазки уснули» и т.д.;
  • обучение техники моргания: «Прятки», «Моргалочка», «Сожмем – разожмем глазки» и т.д.;
  • обучение техники вращения глаз: «Небо – земля», «Часики», «Мельница» и т.д.;
  • обучение перефокусировки взгляда: «Смотри ближе – смотри дальше», «Расскажи, что близко, что далеко», «Расскажи, что высоко, что низко».

Обязательным компонентом коррекционной работы я детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в день по 3 – 5 минут перед зрительной нагрузкой с целью активизации зрительных функций.

Упражнения для глаз:

– Укрепляют глазные мышцы. Глаза получают возможность свободно двигаться.

Глазные мышцы становятся эластичными и гибкими;

– Упражнения активизируют кровоснабжение глаз и способствуют поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода.

– Гимнастика может проводиться по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек, чистоговорок, с использованием предметов. Показывать предмет для зрительной гимнастики необходимо в медленном темпе, чтобы ребенок проследил движение предмета. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвет с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики необходимо использовать не очень крупные предметы.

Кроме практических преимуществ, жизнь без очков имеет и другие достоинства. Зрение является одной из важнейших сенсорных систем. С его помощью дети получают основную массу знаний об окружающем мире. Воздвигая искусственный барьер между глазами и окружающим миром, мы вмешиваемся в естественный процесс восприятия. А если искажается восприятие окружающего мира, искажается и отношение к жизни, своему поведению, системе ценностей и убеждений.

Когда зрение улучшается, положительные изменения наблюдаются и в личностных качествах ребенка, раскрывается его скрытый потенциал.

  1. Практическая часть (показ зрительной гимнастики

Зрительная гимнастика для детей: «Ослик»

Ослик ходит, выбирает, (моргаем глазами, при это головой не двигаем)

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива, (взгляд вверх)

А внизу растет крапива, (взгляд вниз)

Слева – свекла, справа – брюква, (выполняем движения глазами влево, вправо)

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава, (взгляд вниз)

Сверху – сочная ботва. (взгляд вверх)

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег. (обвести глазами круг, затем опустить голову вниз и зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, повторить 2 раза)

Зрительная гимнастика для детей: «Елка»

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз; повторить 2 раза .

Зрительная гимнастика для детей: «Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы - ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

Слева ель растет - старушка, смотрят вправо

Справа сосенки - подружки. смотрят влево

Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево - вправо, вверх - вниз.

Зрительная гимнастика для детей: «Грачи»

Зрительная гимнастика для детей: «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара (выполняем движения глазами в соответствии с текстом)

смотрит влево!

смотрит вправо!

А теперь вперед!

Тут немного отдохнет
(глазки не напряжены и расслаблены)

А Варвара смотрит вверх –

А теперь – смотрит вниз

(Глазки наши напряглись).

А теперь – глаза закрыла,

И открыла, и закрыла.

Веселы, бодры мы снова,

И к занятию готовы!

Зрительная гимнастика для детей: «Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты, куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вниз - вверх

Посмотреть влево – вправо.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, (повторить 2 раза)