Существует не только физическая усталость, но и усталость мозга. Так случается, когда мозг перенапрягается, человек долго занимается умственным трудом. В результате мозг начинает тормозить, думать не получается. Помочь в таком случае могут различные препараты, например, BrainRush.

Причины умственной усталости

Снижение мозговой деятельности - следствие решений задач высокой сложности, которые обычно связаны с информацией. Также такое явление случается из-за монотонной работы. Чтобы восстановить прежнюю активность, мало просто сменить свою деятельность, требуются более резкие меры.

Если умственная усталость чувствуется постоянно, она может перерасти в хроническую, из-за чего возникнет депрессия. Такое состояние самостоятельно вылечить очень сложно. Поэтому лучше не запускать перегрузку на начальных уровнях и заботиться о своем здоровье. Если же необходимо довести работу до конца без перерыва, а способность конструктивно мыслить не работает, можно воспользоваться BrainRush для работы мозга или другими средствами. Они улучшат внимание и помогут справиться с работой. Но это экстренная мера, нельзя пользоваться такими средствами постоянно, лучше пожалеть свой мозг.
Признаки умственной усталости:

  • Ухудшается восприятие: активность глаз сильно понижается, невозможно заметить мелкие детали, сигналы воспринимаются плохо, появляется невнимательность;
  • Снижается уровень обработки информации: решения принимаются долгое время, действия непоследовательны и содержат много лишних движений, координация движений нарушена, они резкие и не всегда обоснованы;
  • Функция запоминания падает: информация задерживается только на совсем короткое время, не всегда получается повторить произнесенные слова с первого раза, сложно запомнить информацию на долгое время, время поиска в памяти увеличивается

Как «лечить» умственную усталость?

Для того, чтобы улучшить деятельность мозга, используют препараты типа БрэйнРаш . Но так нельзя делать постоянно, нужно влиять на организм в целом:

  1. Нужно гулять и наслаждаться воздухом, природой. В день минимум по полчаса, лучше незадолго до сна.
  2. Нужно рассчитывать силы и не брать на себя лишнюю работу, также не засорять ум ненужной информацией.
  3. В рационе должны быть свежие фрукты и овощи, рыба, кисломолочные продукты.
  4. Сон должен длиться не менее 8 часов, с утра желательно принимать контрастный душ.
01.01.1970

Обновление: Декабрь 2018

Постоянную усталость, апатию, снижение работоспособности списывают на смену погоды, недосыпание, недостаток витаминов. Врачи утверждают: хроническое переутомление – прямая дорога к депрессии и снижению иммунитета. Рассмотрим переутомление подробно: причины, симптомы и лечение. Расскажем, как не запустить себя и быстро восстановить силы.

Под переутомлением раньше понимали состояние, связанное с длительным отсутствием полноценного отдыха. Сегодня переутомление рассматривается как реакция организма на постоянные или чрезмерные раздражители психического, умственного, физического характера.

Несоответствие тяжести и продолжительности работы и времени отдыха запускает этот процесс. Неблагоприятные бытовые условия, постоянный стресс, плохое питание усугубляют, закрепляют состояние.

В зависимости от причин выделяют физическое, нервное, умственное переутомление: два последних вида схожи по проявлениям и часто сопровождают друг друга. Возможен вариант, когда развивается и физическое, и умственное переутомление со смешанной симптоматикой.

Усталость – это физиологическое состояние организма, а переутомление – патологическое!

Утомление

Переутомлению предшествует утомление, симптомы которого являются сигналом для человека. Утомление является сдвигом в психофизиологическом состоянии организма и приводит к временному снижению эффективности труда. Усталость от небольших нагрузок, сниженная работоспособность, смена настроения, более длительное время на восстановление и отдых говорят об утомлении. Пора прекратить выполнение работы, снизить интенсивность, сделать перерыв.

Физическое переутомление

Развивается постепенно. Сначала возникает легкая усталость, неинтенсивный болевой синдром в мышцах. Симптомы остаются незамеченными, человек продолжает физический труд или занятия спортом, не снижает нагрузку, что приводит к разгару физического переутомления.

Симптомы физического переутомления:

  • постоянное чувство усталости, после сна, отдыха, массажа;
  • нарастающая боль в мышцах: в покое, при напряжении;
  • беспокойный сон: пробуждение без причин, трудности с засыпанием;
  • нарушение эмоционального фона: апатичность, вялость либо раздраженность;
  • дискомфорт, болезненность в области расположения сердца;
  • тахикардия;
  • снижение аппетита;
  • белый налет на языке;
  • дрожь высунутого языка;
  • снижение массы тела;
  • у женщин – нарушение менструального цикла.

Симптомы переутомления проявляются на работе. Полноценно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности не получается.

Лечение

Доступные средства и методы, ускоряющие восстановление при переутомлении.

Баня

Древнерусский способ устранить усталость, восстановиться после тяжелого физического труда, повысить работоспособность, укрепить иммунитет. Кратность – 1-2 раза в неделю, после сеанса – массаж. Нельзя посещать баню сразу после нагрузки, при плохом самочувствии, острых заболеваниях и ряде других противопоказаний.

Ванны

Вода помогает «смыть» усталость и тяжелое бремя прожитого дня.

  • кислородная ванна . Показана при физическом переутомлении, после травм, при болезнях опорно-двигательного аппарата. Время процедуры — 7 минут, на курс – 15 процедур, ежедневно;
  • вибрационная ванна . Активирует защитно-восстановительные механизмы, кровообращение, стабилизирует метаболизм, устраняет усталость в мышцах. Время процедуры – 3-5 минут, на курс – 15 процедур, ежедневно;
  • жемчужная ванна (с пузырьками воздуха, проходящими под большим давлением, температура воды 37 С). Способствует расслаблению, устраняет нервное напряжение. Время процедуры – 10 минут, на курс – 10-15 процедур;
  • хвойная ванна . Оказывает успокоительное действие, устраняет физическое переутомление. Время процедуры – 10 минут, 2 раза в неделю, можно регулярно;

Душ

Если совсем нет времени ходить на лечебные ванны, поможет обычный душ:

  • горячий душ с температурой воды + 45 С оказывает тонизирующий эффект;
  • теплый дождевой душ успокаивает, освежает, устраняет мышечные боли;
  • каскадный душ повышает мышечный тонус;
  • контрастный душ поддерживает работоспособность организма, ускоряет восстановление.

Массаж

Универсальная процедура, положительно действующая на центральную и периферийную нервную систему, сердце, сосуды, пищеварение, обмен веществ. Продолжительность массажа: 10 минут на каждую ногу, 10 минут на спину и шею, 10 минут на верхние конечности, 10 минут область живота и грудь.

Что делать, если времени на все эти процедуры нет?

  • Устранить сверхнагрузки, не отказываться от привычных физических занятий полностью. Сменить деятельность, взять кратковременный отпуск.
  • Ежедневно гулять на свежем воздухе.
  • Максимально устранить нервное напряжение (не жить чужими проблемами, не нервничать по пустякам и т.д.) см. ;
  • Пересмотреть рацион: насытить меню фруктами, овощами, зеленью, нежирными сортами мяса.

Умственное переутомление

Часто трактуется, как обычная усталость. Люди берут отпуск, уезжают на море, но состояние не улучшается. К состоянию приводит:

  • непрерывная работа за компьютером (более 8 ч в сутки);
  • периоды повышенных умственных нагрузок (отчетный период и т.д.);
  • большой объем информации, поступающей за короткое время;
  • нахождение в состоянии стресса;
  • неудовлетворенность работой, зарплатой и др.

Симптомы:

Первичные Вторичные
Периодические головные боли без причин Ухудшение памяти, рассеяность
Ощущение усталости даже после сна Болезненность подмышечных и шейных лимфорузлов
Бледный, серый цвет лица Повышение температуры тела
Синюшные пятна под глазами Депрессия, изменение настроения
Колебания артериального давления Боли в животе
Покраснение склер глаз (основной симптом переутомления от компьютера) Ухудшение аппетита, снижение веса
Проблемы с засыпанием Бессонница, потливость по ночам

Усугубление состояние сопровождается рвотой, тошнотой, выраженной раздражительностью, нервозностью, потерей концентрации внимания, нарушением памяти. Отмечаются частые ОРЗ и ОРВИ.

Выделяют 3 стадии развития умственного переутомления:

  • Легкая. Проблемы с засыпанием даже при сильной усталости, чувство усталости после ночного сна, снижение физической, умственной работоспособности.
  • Средняя . Добавляются: тяжесть в области сердце, тревожность, быстрая утомляемость. Дрожание рук при небольшой физической нагрузке. Тяжелый сон с частыми пробуждениями, кошмарные сновидения. Расстройства в работе пищеварительной системы: снижение аппетита, побледнение кожи лица, покрасневшие склеры глаз. У мужчин — снижение полового влечения, потенции. У женщин – нарушение менструального цикла.
  • Тяжелая . Проявляется неврастения – повышенная возбудимость, раздражение, отсутствие сна в ночное время, сонливость в дневное время, нарушение работы всех органов и систем.

2 и 3 стадии переутомления требуют лечения.

Лечение

Главный принцип лечения — снижение нагрузок всех видов, приведших к состоянию. Как восстановиться от умственного переутомления?

  • Первая стадия. Полноценный отдых 1-2 недели, включающий пешие прогулки на свежем воздухе, правильное питание. Помогут расслабляющие ванны, сеансы ароматерапии (мята, ). По прошествии этого срока можно понемногу добавлять интеллектуальные и физические нагрузки, исключая сверхнагрузки. Восстановление происходит за 2 недели.
  • Вторая стадия . Полный отказ от любой интеллектуальной деятельности: работ с документами, отчетами, проектами. Полезны расслабляющие аутотренинги, массаж, отдых в санатории. Восстановление происходит за 4 недели.
  • Третья стадия . Госпитализация в специализированное медицинское учреждение: профилакторий или профильный санаторий. Первые 2 недели – отдых и расслабление, последующие 2 недели – активный спорт. Интеллектуальные нагрузки можно вводить по прошествии 4 недель очень дозированно. Полное восстановление занимает 4 недели.

При развитии первых признаков умственного переутомления не надо ждать прогрессии. Возьмите небольшой отпуск на 2-5 дней, смените вид деятельности, займитесь активным отдыхом, аутотренингом. Подходят и другие способы расслабления: теплая ванна, йога, отдых на природе. Откажитесь от кофе, алкоголя, нормализуйте режим бодрствования и отдыха, полноценно питайтесь. Важно наладить половую жизнь.

Нельзя назначать себе лекарственное лечение: это может ухудшить состояние, т.к. при умственном переутомлении медикаментозная терапия не показана. Лекарственные средства назначаются в тяжелых случаях, при развитии выраженной депрессии, невроза.

Нервное переутомление

Стрессы, эмоциональные перегрузки, негативные эмоции не проходят бесследно для организма и приводят к нервному переутомлению. Первые симптомы нервного переутомления:

  • не проходящая усталость;
  • бессонница ночью и сонливость днем;
  • пессимизм;
  • тревожность;
  • повышенная чувствительность к внешним раздражителям;
  • тахикардия, скачки артериального давления;
  • общие симптомы переутомления: повышение температуры, боли в ногах, руках, спине, дискомфорт в желудке и кишечнике;
  • обострение хронических болезней.

Человек становится нетерпеливым, раздражительным, тревожным, неуверенным в себе. Падает самооценка, возникают нарушения в сексуальной сфере, ухудшается память, настроение стабильно угнетенное.

В течении нервного переутомления выделяют три стадии:

  • гиперстеническая : суетливость, раздражительность, понимание, что проблема есть, но невозможность справиться с ней. Плохой контроль над эмоциями, провокация ссор и конфликтов. Головная, мышечная боль, бессонница, снижение трудоспособности;
  • раздражающей слабости : вспыльчивость, пессимистичность, тревожность. Боли в сердце, одышка, аллергические реакции;
  • гипостеническая : апатия, отсутствие интереса к жизни, подавленное настроение, безразличие.

Лечение аналогично умственному переутомлению. Важно исключить факторы, которые привели к состоянию.

Переутомление у детей

Это опасное состояние приводит к проблемам со здоровьем. Переутомлению чаще всего предшествует резкое утомление. Причины:

  • груднички: нарушение режима дня, проблемы с грудным вскармливанием;
  • дошкольники: стрессовые ситуации, неблагополучное окружение в семье, чрезмерные попытки родителей всячески развивать детей, вырастить гениев;
  • младшие школьники: физические и умственные нагрузки, перегруженность уроками, короткий ночной сон;
  • старшие школьники: гормональная перестройка, высокая интеллектуальная нагрузка, конфликты со сверстниками.

Первые симптомы переутомления у детей не выражены, что усложняет диагностику. Следует обратить внимание на:

  • капризность/плаксивость без видимых причин;
  • беспокойный сон, вскрикивания во сне, беспорядочные взмахи ногами и руками;
  • нарушение концентрации внимания при занятиях, игре.

Выделяют три стадии переутомления у детей (классификация по Косилову С.Л.):

Незначительное Выраженное Резкое
Интерес к материалу Живой интерес, дети задают вопросы Слабый. Дети не задают уточняющие вопросы Апатия, полное отсутствие интереса
Внимание Редко отвлекаются Рассеянное. Дети часто отвлекаются Слабое. Реакция на новый материал отсутствует
Поза Непостоянная. Характерны потягивание ног и выпрямление туловища Дети часто меняют позы, поворачивают голову в стороны, подпирают ее руками Дети постоянно хотят вытянуться, откинуться на спинку стула
Движения Точные Замедленные, неуверенные Суетливые, нарушена мелкая моторика, почерк

Кроме вышеперечисленного, характерны общие признаки усталости: бессонница, сонливость в дневное время, плохой аппетит, раздражительность, капризность, беспричинные страхи, слабость и головные боли. Дети теряют интерес к учебе, отстают. Часто присоединяются психоэмоциональные нарушениях: неприятная мимика, кривляние, передразнивание окружающих, агрессия. Очевидные симптомы переутомления у подростков: начинают огрызаться, грубить, игнорируют замечания, просьбы взрослых.

Лечение переутомления у детей

Если своевременно не начать корректировать это состояние, все может перейти в невроз, вегетососудистую дистонию, бессонницу. Нужен комплексный подход, лучше обратиться к педиатру и психологу, которые назначат сеансы аутотренингов, психотерапии, массажа, витаминные препараты. Параллельно следует:

  • скорректировать питание . Никакого фастфуда, питание полноценное и регулярное;
  • увеличить посильные физические нагрузк и: спорт, плавание, лечебная физкультура;
  • чаще бывать на воздухе : активные прогулки по 1,5-2 часа в день.

Профилактика переутомления

Переутомление – не болезнь, но подход одинаков: его проще предупредить, чем потом корректировать. Придерживаясь простых рекомендаций, вы сможете оставаться активным в течение года, а для восстановления сил будет достаточно трудового отпуска.

  • Полноценно отдыхайте в выходные дни.
  • Не перегружайте мозг телевизором, тяжелой музыкой, чужими проблемами.
  • Меняйте деятельность: если основной труд физический, дома не пренебрегайте книгами, и наоборот.
  • Занимайтесь посильным спортом: пешие прогулки, пробежка, утренняя зарядка, бассейн, велосипед.
  • Посещайте расслабляющие процедуры: баню, сауну, бассейн, массаж.
  • Не принимайте алкоголь при первых признаках переутомления. Вместо расслабления вы собственноручно внесете в организм токсичные вещества и усугубите ситуацию.

Тщательно продумывайте отдых. Хочется успеть все и сразу. Но если выпадает 3-4 выходных, лучше выехать за город с семьей, отдохнуть на природе, нежели уезжать за границу за новыми впечатлениями.

Родители должны обеспечить:

  • поступление свежего воздуха в жилье : регулярное проветривание помещений;
  • ежедневные прогулки : вне зависимости от погоды, даже если на улице дождь, можно дышать свежим воздухом под навесом;
  • полноценное питание : побольше овощей, фруктов, зелени, натуральных мясных и молочных продуктов;
  • спокойное времяпровождение перед сном : чтение книги, складывание пазла, разукрашивание;
  • соблюдение режима дня : ночной сон у ребенка должен составлять не менее 9-10 часов.

Зная симптомы переутомления, современные подходы к лечению и профилактике, легко предупредить переход пограничного состояния в заболевание. Если не лечить, острое состояние перейдет в хроническое переутомление – нервное или физическое истощение, симптомы которого более серьезны. Возникают осложнения социального характера, проблемы со здоровьем, коммуникацией. Сильно страдает качество жизни, возможны длительные серьезные заболевания.

Относитесь к переутомлению серьезно – это не просто усталость, а затянувшееся патологическое состояние, которое может привести к болезни. Соблюдайте режим дня, чередуйте периоды активности и отдыха, избегайте переработок и перегрузок.

При длительной или напряженной умственной деятельности наступает – утомление , т.е. временное снижение работоспособности человека в процессе умственной деятельности.

С биологической точки зрения утомлениепредставляет собой сложное состояние организма, вызывающее временное ухудшение функционального состояния, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяющихся чувством усталости.

Часто состояние утомления смешивают с усталостью - субъективным чувством индивидуума, для которого характерны практически все перечисленные выше признаки, но они кратковременны, причины их известны: неудовлетворенность сделанным, неудачи, условия плохой организации мыслительного труда, эмоциональный подъем (к примеру: в день экзамена получение высокой оценки) и т.д. Необходимо особо отметить, что, к примеру, успешная сдача экзамена может еще больше мобилизовать студента, и «провал» может привести к депрессивному состоянию.

Усталость – субъективное восприятие специфического ощущения утомления, выражающееся в желании прекратить или уменьшить нагрузку.

Начальные признаки утомления вызывают развитие состояния торможения в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения энергетических запасов нервных клеток. Начало утомления является своеобразным сигналом к прекращению работы для физиологичес­кого восстановления. Однако этот сигнал человек может блокировать воле­вым усилием, мобилизующим физиологические резервы организма, и продолжить работу в течение более или менее длительного времени. В этом случае само утомление не ликвидируется, а лишь отдаляется по мере исчерпания волевого напряжения.

Таблица 3

Внешние признаки утомления при умственной работе (по С.А. Косилову)

Объекты наблюдения Утомление
незначительное значительное резкое
Внимание Редкие отключения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
Поза Непостоянная, подтягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивания, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев, ухудшение почерка
Интерес к новому материалу Живой интерес, задают вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Умственное утомление - это объективное состояние организма, а умствен­ная усталость - субъективное чувство человека. Усталость можно приглу­шить эмоциональным подъемом, усилением интереса к работе. В возбужден­ном состоянии можно не заметить утомления. Так, несмотря на то, что экза­мены у студентов проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоцио­нальный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что временно снижает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобили­зует студента, неудача иногда может привести к депрессии. После сессии у студентов нередко наблюдается нервное переутомление. Особенно у тех, кто мало и не систематически трудился в течение семестра и выполнявших, несмотря на усталость, огромную работу непосредственно перед экзаменом. В результате нервная перегрузка бывает настолько значительна, что для ее снятия требуется вмешательство врача.

Специфическая особенность интеллектуального труда состоит в том, что даже после работы мысли о ней не покидают человека, "рабочая доми­нанта" полностью не угасает, вызывая более длительное утомление нервной системы, ее истощение. И в свободное время врача не оставляют мысли о сложном больном, инженера преследуют чертежи, планы, исследователь вновь и вновь мысленно анализирует результаты неудавшегося опыта. Не умеющий думать в рабочей комнате для нескольких человек, решать творческие за­дачи на людях специалист компенсирует бесполезно затраченные усилия уже дома, пытаясь соображать несвежей головой за счет времени, отведен­ного на отдых.

Когда продолжительность отдыха после умственного утомления недоста­точна для полного восстановления работоспособности человека и функцио­нального состояния его организма возникает переутомление. Основной причиной переутомления является нарушение режима работы и отдыха, т.е. при напряженной умственной деятельности имеет место недостаточный или неполноценный отдых.

В развитии переутомления выделяют несколько степеней: начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое (тал. 4).

При выраженной и особенно тяжелой степени переутомления характерны:

Чувство усталости, отмеченное уже перед началом работы;

Отсутствие интереса к работе и окружающей обстановке;

Повышенная раздражительность и неадекватность реакции на шутки и реплики товарищей;

Снижение аппетита;

Головокружение и головная боль.

Состояние переутомления развивается постепенно на фоне неполной компенсации затрат организма на умственную работу. Начинает сокращать­ся по времени период оптимальной работоспособности и продолжение рабо­ты требует от человека наращивания волевого напряжения. Снижается ка­чество работы, увеличивается число систематических ошибок, которые раньше не имели места, затрудняется решение даже относительно легких умственных задач, замедляется выполнение профессиональных приемов и навыков. Появ­ляется чувство усталости, отмечаемое уже перед началом рабств, отсутствие интереса к выполняемой деятельности и окружающей обстановке, апатия, по­вышенная раздражительность и неадекватная реакция на шутки и реплики товарищей, снижение аппетита, головокружение и головная боль. По данным К.К. Платонова при выраженном переутомлении наблюдается нарушение сна в 65% случаев, быстрая утомляемость - в 40%,повышенная раздражительность - в 32%,понижение аппетита - в 27% и головная боль - в 26%.

Таблица 4

Характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)

Симптом Степень переутомления
начинающееся легкое выраженное тяжелое
Снижение дееспособности малое заметное выраженное резкое
Появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке при усиленной нагрузке при обычной нагрузке при облегченной нагрузке без видимой нагрузки
Компенсация понижения дееспособности волевым усилием не требуется полностью не полностью не значи-тельно
Эмоциональные сдвиги временное снижение интереса к работе временами неустойчи-вость настроения раздражи-тельность угнетение, резкая раздражи-тельность
Расстройство сна трудно засыпать или просыпаться многим труднее засыпать, просыпать-ся сонливость днем бессон-ница
Снижение умственной работоспособ-ности нет трудно сосредото-читься временами забывчи-вость заметное ослабление внимания и памяти
Профилакти-ческие мероприятия упорядочение отдыха, физкультура, культурные развлечения очередной отпуск или отдых необходимо ускорение очередного отпуска и организо-ванного отдыха лечение
Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении определенной работы функций организма, называются восстановительными . Во время выполнения работы преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов может происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособности.Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:- устранение нарушений в системах нейрогуморального регулирования;- выведение продуктов распада, образовавшихся в результате проведенной работы в тканях и клетках организма;- выведение продуктов распада из внутренней среды организма.Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов.Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).

4.4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются:

Длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению;

Малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда;

Эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона;

Снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Большие фи­зические и умственные нагрузки приводят к общему утомлению, зачастую снижая умственную работоспособность студентов.

К средствам физической культуры относятся: физические упражнения , оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода), гигиениеские факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Исследования показывают, что использование средств физической культуры в объеме 9-12 часов в неделю или 1,3-1,8 часов ежедневно создает устойчивые предпосылки к физическому совершенство­ванию студентов.

Существуют разнообразные формы использования двига­тельной деятельности в активном отдыхе в режиме учебно-трудового дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) .

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение. С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности. Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%. Физкультурная пауза состоит из 5-7 упражнений.

Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной паузы:

1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.

2-е упражнение - наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4 раза.

3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.

4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.

5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.

6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.

7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты ) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий. В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц – антогонистов - мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища. При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием. Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений. Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс (В.Н. Носарь):

1-е упражнение - потягивание.

2-е упражнение - приседания, выпады или прыжки.

3-е упражнение - на координацию движений.

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

Для профилактики нервно-эмоционального и психофизи­ческого утомления используются такие термины, как рекреация, релаксация.

Термин рекреация - (в переводе с латинского) - восста­новление посредством двигательных действий развлекательно-занимательного характера.

Релаксация (в переводе с латинского) уменьшение напря­жения, постепенное ослабление, какого либо состояния после прекращения действия факторов, вызвавших это состояние.

Различают отдых пассивный (сон) и активный , связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обоснование активного отдыха связано с именем И.М. Сеченова, впервые по­казавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

Систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;

Ритмичную и системную организацию умственного труда;

Постоянное поддержание эмоции интереса;

Совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

Организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

Отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

Двигательную активность и физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

Обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

5.1. Общая физическая и специальная подготовка, ее цели и задачи.

В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и развитие физических способностей.

С помощью двигательной деятельности, организованной посредством физических упражнений и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.). Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и др.), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма).

В процессе смены поколений через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности, в том числе, к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.).

Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.

Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.

Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей организма путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические способности, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни.

Следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других - силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

Специальная физическая подготовка (СФП) - это процесс, обеспечивающий преимущественное развитие тех физических способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП - увеличивается.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако, все ее виды можно свести к двум основным группам:

Спортивная подготовка;

Профессинально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств и методов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Основными средствами специальной физической подготовки служат соревновательные упражнения в данном виде спорта и разрабатываемые на их основе специально - подготовительные упражнения.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - разновидность СФП, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к продуктивной трудовой деятельности. В процессе профессионально-прикладного использования физической подготовки решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, улучшения общего и эмоционального состояния человека. Опираясь на данные профессиограмм, определяются задачи, средства и методы ППФП, рекомендуются целесообразные коррективы в общей физической подготовке и формы направленного использования средств физической культуры непосредственно в оптимизации режима и организации труда.

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых,

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

Физическая подготовленность - это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Эффективность тактической подготовленности при состязании равных соперников во многих видах спорта определяется способностями спортсмена предвосхищать соревновательную ситуацию до ее развертывания. Способность к этому развивается на тренировочных занятиях, а также при постоянном анализе соревновательного опыта.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

Утомлением называется такое состояние организма, при котором снижается эффективность трудовой деятельности. Такие изменения носят временный характер.

Физическое и умственное утомление. Признаки

Первым признаком утомления считается снижение уровня производительности труда. А именно, если работа связана с физическим трудом, у человека, который переутомился, повышается давление, учащается дыхание, сердечный ритм. Также ему требуется больше энергии для совершения одного действия.

Если человек занимается то при переутомлении у него замедляется реакция, тормозятся умственные процессы и наблюдается раскоординированность движений. Также падает уровень внимания и запоминания информации. Сам человек характеризует такое состояние как усталость.

Усталость

На нее списывается невозможность выполнения той или иной работы. Следует понимать, что усталость - это состояние организма, вызванное определенными биологическими процессами. Существует несколько теорий в науке разных ученых о причинах возникновения утомляемости. Одни считают, что это биологический процесс центральной нервной системы, а другие - коры головного мозга.

Утомление

Какие причины утомления? Данное состояние может возникнуть после выполнения какой-либо работы, в конце рабочего дня. Это нормальный физиологический процесс организма. Тяжелая работа приводит к утомляемости. Важно, чтобы после трудовой деятельности человек имел возможность отдохнуть, чтобы он смог восстановить силы.

После отдыха потраченные ресурсы организма восстанавливаются. Тогда человек снова готов трудиться. В случае если полноценный отдых не получился, организм не справляется с поставленными задачами. Тогда и наступает переутомление.

Если организм человека отдохнул, его работоспособность будет повышаться. Это своего рода тренировка. А вот если не было уделено достаточно времени отдыху, то возникнет состояние утомления организма. При этом человек не может выполнять свою работу. Также появляется чувство апатии и раздражения.

Утомление и переутомление. Последствия

Не стоит относиться к переутомлению несерьезно. На самом деле последствия могут быть очень плачевными. Вследствие утомления могут возникнуть заболевания сердца, желудка и произойти снижение иммунитета. Процесс восстановления может быть довольно долгим, так как потребуется потратить определенное время на отдых, восстановление сил и в некоторых случаях пройти курс лечения.

Переутомляемость оказывает такое воздействие на организм, как появление хронических заболеваний, расстройство эмоционального фона человека, злоупотребление алкоголем и сигаретами, легкими наркотическими веществами, например мариуханой. На разлад семейных отношений влияет переутомление. Это прежде всего связано с раздражительностью и равнодушием. Также у человека в таком состоянии налаживать какие-либо отношения. Поэтому супругу, который заметил признаки утомляемости у своего партнера, рекомендуется проявить терпение, дать ему время на отдых и релаксацию. Можно организовать какую-нибудь поездку. Смена обстановки всегда благоприятно влияет на настроение человека. Хотя бывают исключения. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности человека.

Профилактика

Какая должна быть профилактика утомления? Не стоит доводить свой организм до Лучше принять необходимые меры и не допускать переутомление. Это улучшит ситуацию. Существуют определенные методы, соблюдая которые можно поддерживать свой организм в здоровом состоянии. Профилактика утомления лучше, чем дальнейшее лечение.

Профилактические меры

1. Прежде всего необходим отдых. Причем учеными доказано, что активный отдых намного лучше восстанавливает ресурсы человеческого организма. Это не значит, что нужно ограничивать себя во сне. Сон также является важной составляющей полноценного отдыха. Под активным отдыхом подразумеваются занятия спортом. Во-первых, спорт улучшает кровообращение. Это положительно воздействует на работу нервной системы. Во-вторых, постоянные физические нагрузки формируют выносливого человека. Общеизвестно, что активный образ жизни повышает тонус организма и укрепляет иммунитет.
2. Постепенное углубление в работу. Не нужно бросаться в новое дело с головой. Все хорошо в меру. Лучше, если нагрузка будет увеличиваться постепенно. Этот факт касается как умственного, так и физического труда.
3. Рекомендуется делать паузы в работе. Обычно в рабочее время существует регламент, когда можно попить чай и сделать перерыв на обед. Не стоит в сидеть в офисе или на предприятии, особенно если у вас тяжелая работа. Лучше полноценно пообедать и, если есть возможность, прогуляться по улице.
4. Человек должен с удовольствием идти на работу. Если в коллективе присутствует негативная обстановка, то быстрее наступит нервное утомление. Также неблагоприятная среда может вызвать стресс или спровоцировать нервный срыв.

Виды

Сейчас рассмотрим виды утомления. Есть их несколько. Умственное переутомление считается более опасным, чем физическое. Прежде всего это связано с тем, что человек не сразу понимает, что он устал. Тяжелая работа, связанная с физическими нагрузками, сразу даст о себе знать. Часто чувствуется недомогание. Иногда человек ощущает мышечное утомление.

Одним из средств борьбы с переутомлением является нагрузка. Как поступают спортсмены, чтобы достичь определенного результата? Они тренируются. При этом они ощущают боли в мышцах. Но для достижения результата им надо потратить много физических сил, сформировать волевые качества и быть нацеленными на результат. Так же следует поступать с умственной деятельностью человека. Для того чтобы избавиться от утомляемости мозга, необходимо тренироваться, давать себе нагрузки. Чем больше будет их, тем лучше будет результат. Можно сделать вывод, что все виды утомления лечатся утомлением. Но оно обязательно должно быть дозированным. Также не стоит забывать про отдых.

Утомление и переутомление. Способы лечения

Если все-таки замечены (как правило, это плохой сон и раздражительность), то необходимо заняться лечением организма, так как при запускании данного процесса могут развиться хронические заболевания.

1. Одним из методов лечения переутомления является принятие ванн. Ванны можно принимать дома. Они могут быть как пресными, так и с различными добавками. Ванны оказывают расслабляющий эффект на организм. Температура должна быть 36-38 градусов, постепенно воду можно подогревать. Находиться в ванной необходимо 15-20 минут. После лучше надеть теплый халат. Курс приема ванн состоит из 10 процедур, которые следует делать ежедневно. Помимо пресных рекомендуют принимать хвойные и соляные ванны. Хвоя или соль растворяются в воде в желаемых пропорциях. После можно принимать ванну.
2. Чай с молоком и медом является отличным способом лечения от переутомления. Конечно, одним чаем излечиться не получится, но в комплексе с другими мерами по выздоровлению он окажет благоприятное воздействие на человека.
3. Мята также поспособствует выздоровлению.
4. Одним из продуктов, который помогает справиться с усталостью, является селедка. В ней содержится фосфор, который благоприятно влияет на деятельность головного мозга и улучшает работоспособность.
5. Зеленый лук также является продуктом, который позволяет справиться с утомляемостью.
6. Помимо принятия ванн для тела отличным способом борьбы с утомляемостью является ванна для ног. Можно принимать горячие, а можно делать контрастные. Продолжительность принятия ванны составляет 10 минут. Такие процедуры хорошо расслабляют человека, лучше их делать перед сном.

Работоспособность. человека, влияющие на его трудоспособность

Сейчас мы поговорим про работоспособность и утомление. Следует сказать, что биологические ритмы у каждого человека свои. Существуют одинаковые биоритмы. Но, как правило, они расходятся в той или иной степени, так как происходят под воздействием различных факторов.

Биоритмы человека зависят от его наследственности, времени года, температуры и солнца. Поэтому по независящим от человека причинам в один день у него может быть хорошее настроение и высокая результативность на работе, а в другой день у него нет никаких сил на осуществление задуманного.

Интересным является тот факт, что эмоциональный фон и качаются, как маятник. Например, если сегодня человек на подъеме, то через какое-то время он будет в упадке с такой же амплитудой. Важно помнить об этом и не впадать в угнетенное состояние, когда наступает данный период. Необходимо знать, что за упадком будет подъем. Зная о таком положении дел, рекомендуется спланировать работу таким образом, чтобы в периоды усталости осуществлять какую-либо деятельность, которая не требует больших затрат энергии.

Часы активности

Выявлены наиболее работоспособные часы у людей. Это период с 8 до 13 и с 16 до 19 вечера. В остальное время работоспособность снижена. Также следует отметить, что встречаются исключения и кому-то комфортнее работать в другие временные отрезки.

Биоритмы человека играют важную роль в его работоспособности. Так, например, смена часовых поясов приводит к нарушению биоритма. И необходимо потратить определенный отрезок времени для того, чтобы организм наладил свой ритм. Обычно это происходит через 10-14 дней.

Рекомендации, которые помогут улучшить работоспособность, а также снизить риск возникновения переутомления

Прежде всего, необходимо давать организму отдыхать. Переделать все запланированные дела невозможно. Поэтому следует давать себе время на отдых не только после работы, но также и во время рабочего дня.

Во-первых, необходимо приучить себя соблюдать режим дня. Это значит, что надо просыпаться утром, завтракать, только затем приступать к труду. Во время работы также необходимо делать перерывы, для того чтобы попить или перекусить. Обязательно стоит выделить себе время для обеда. После рабочего дня рекомендуется дать организму время на отдых. Затем можно сходить в бассейн или прогуляться. Не стоит поздно ложиться, так как сон является важной составляющей здорового образа жизни.

Необходимо завести себе привычку переключаться. Например, сходить на выставку или посетить какое-нибудь мероприятие. Также можно осуществить небольшую поездку.

Если на работе человек чувствует, что не успевает или не справляется с задуманным объемом работ, в этом нет ничего страшного. В таком случае следует снизить планку и работать в более низком темпе. Затем, когда силы накопятся, можно осуществить задуманное.

Необходимо пить воду. Особенно тем, кто занимается физическим трудом или тренировками. Когда организм тратит много энергии, выделяется жидкость, которую нужно восполнять. Поэтому важно пить как можно больше воды.

Поддержка организма в период повышенной нагрузки

При планировании своего рабочего дня нужно прислушиваться к своему организму. И организовывать деятельность следует в соответствии с собственными возможностями. Не стоит равняться на других людей. Индивидуальные особенности у каждого свои. Существует также ряд мер, которые могут поддержать работу организма в период повышенной умственной и физической нагрузки. Прежде всего, это прием витаминов и употребление чаев с травами. Хорошим способом релаксации и расслабления станет массаж, ароматерапия и цветотерапия. Также рекомендуется проводить время с животными. Если дома нет питомцев, то можно сходить в зоопарк, дельфинарий или цирк. Поход в дельфинарий способен зарядить положительной энергетикой каждого человека. Обязательно нужно заниматься спортом или лечебной физкультурой.

Сон и питание

На работоспособность влияет качество и количество сна. Данный фактор является очень важным. Сонное состояние в течение рабочего дня отрицательным образом сказывается на работоспособности человека. Взрослому человеку необходимо спать 8-9 часов. Врачи рекомендуют ложиться спать до полуночи.

Правильное питание также необходимо для обеспечения высокой работоспособности человека. Важно, чтобы оно содержало в себе достаточное количество полезных микроэлементов и витаминов.

Заключение

Теперь вам известны виды утомления, причины их возникновения. Также мы рассмотрели симптомы данного недуга. В статье мы дали много полезных рекомендаций, которые помогут вам избежать переутомления, а также улучшить состояние, если вы уже подвергли свой организм очень большим нагрузкам.

Переутомление – это состояние, с которым может столкнуться каждый современный человек. Многие с иронией относятся к этому заболеванию, и, столкнувшись с ним, очень часто не обращают на него внимание. Хотя врачи уже давно внесли его в классификацию болезней. И стоит заменить, как и другие заболевания, умственное переутомление имеет собственные причины, симптомы и возможные последствия. Самыми явными причинами, вызывающие это заболевания являются: тяжелый труд, отсутствие отдыха, неблагоприятные условия труда, неправильный образ жизни и питания.

Какие симптомы у данного недуга

Как известно, умственное переутомление может быть трех стадий, и симптомы проявляются в зависимости от стадии этого состояния. Но все же существуют общие объективные признаки, с помощью которых можно определить степень заболевания.

  • постоянная , которая не проходит после ночного отдыха;
  • головные боли без явных тому причин;
  • покраснение глаз;
  • изменение цвета лица, синяки под глазами, отеки;
  • неспособность заснуть при усталости, особенно в утреннее время;
  • повышение и понижение артериального давления;
  • повышенная раздражительность и нервность;
  • потеря концентрации, ухудшение памяти, рассеянное внимание;
  • тошнота, рвота.

Но стоит помнить, что полностью полагаться на эти признаки для определения точного диагноза - нельзя, так как это может свидетельствовать и о других заболеваниях. Например, за резким , тошноте, головных болях, покраснении глаз может скрываться гипертония или другие заболевания сердечно-сосудистой системы.

Лечение умственного переутомление с помощью ароматерапии

При лечении этого заболевания очень часто применяют эфирные масло, так как они способствуют повышению мозговой активности, и помогают предотвратить последствия умственной усталости. Но ни в коем случае нельзя злоупотреблять эфирными маслами. Очень многим они помогает в критической ситуации, когда человеку нужна ясная голова. Их можно использовать время от времени, когда действительно требуется быстрая помощь. Но лучше всего делайте перерывы в работе, находите пару минуток для отдыха.

Базилик, мята, розмарин – этих три масла чаще всего используют в этих целях. Если вы проснулись уставшим и не выспавшимся, сделайте ванну и добавьте в воду 6 капель розмарина – это поможет вам перед тяжелым рабочим днем. А ромашку лучше всего пить в виде чая, и постарайтесь поменьше пить кофе и крепкого чая.

В чем проявляется умственное утомление, его стадии

Это состояние организма бывает 3 стадий, поэтому тщательно разобрав каждую, можно выяснить в чем проявляется умственное утомление. Начиная с самой легкой – первой стадии и заканчивая самой тяжелой – третей.

I стадия характеризируется субъективными признаками, такими как нарушение сна (трудности при засыпании, частые пробуждения и сильная усталость после ночного отдыха), отсутствие аппетита. На этой стадии утомление также может проявляться в не состоянии справиться с психическими или физическими нагрузками.

Во II стадии объективные симптомы очень хорошо выражены, что приносит дискомфорт и снижает качество жизни. К предыдущим симптомам на I первой стадии присоединяются: быстрая утомляемость, тягостные ощущения в сердце, после физической нагрузки могут появляться спазмы или дрожание конечностей. Дело в том, что именно на этой стадии начинают происходить изменения практически всех органов организма. Сон начинает ухудшаться, не приносит облегчение, что связано с кошмарами, пробуждениями и т.д. А если ко всему прочему добавить , то заснуть точно не удастся.

Но стоит заменить, что могут происходить всплески работоспособности, например ранним утром или в период вечернего отдыха.

Также этой стадии характерно нарушение обмена веществ, вследствие чего происходит снижение веса. У человека может без причины как понижаться, так и . Присутствует нездоровый внешний вид, побледнение лица, синяки под глазами, посинение губ и мраморная кожа. Стоит упомянуть, что в интимном плане у мужчин страдает сексуальная функция, а женщинам характерна задержка месячных а также ее прекращение.

III стадия – самая тяжелая и проявляется неврастенией. Человек на этой стадии страдает повышенной возбудимостью, постоянной усталостью, сильная бессонница, которая вызывает сонливость в дневное время. Работа органов значительно нарушена, поэтому переутомление II и III стадии нужно лечить, так как человек выбивается из нормальной жизни на долгое время.

Методика лечения различных стадий

Самое главное правило при лечении умственной усталости – снизить все виды нагрузки, которые все это время воздействовали на организм больного человека. На I стадии лечение происходит с помощью уменьшения психоэмоционального воздействия. Человек должен соблюдать режим дня, исключить интеллектуальную нагрузку и значительно снизить физическую нагрузку. Такое лечение займет от 2-4 недель, затем следует постепенно вводить интеллектуальные нагрузки, на восстановление человеку понадобиться примерно столько же времени 2-4 недели.

Что касается II стадии , то здесь человеку необходим отдых от повседневной деятельности, который должен длиться 1-2 недели. Он должен включать в себя активный отдых, например прогулки на свежем воздухе, аутогенные тренировки и массаж. Затем в течение 1-2 месяцев нужно вводить обычный режим работы, только стоит помнить, что что на протяжении всего времени больной должен придерживаться правильного режима дня.

Лечение III стадии переутомления должно происходить в специальной клинике в течение 2 недель, где человек сможет полностью расслабиться, после чего такой же период времени нужно выделить на активный отдых. После этих двух стадий лечения на протяжении 2-3 месяцев должен происходить постепенный этап возврата в нормальную жизнь.