Очки мы видим вокруг повсеместно. Они значительно повышают комфорт жизни, дают людям больше возможностей. Многие носят их, причем, не только для коррекции зрения, но и для создания своего неповторимого образа, для защиты от солнца и от лазерного излучения.

Но когда же были изобретены очки? Какими они были на протяжении истории? Какие изменения претерпели? Об этом и о многом другом читайте в данной статье.

Очки. Зарождение

Когда и кто изобрел первые очки точно неизвестно. По этому поводу имеется множество историй. Одна из них, к примеру, говорит о том, что первыми очками можно назвать изумруд, сквозь который император Нерон следил за боями гладиаторов. За изменением размеров предметов при просмотре через осколок случайно разбившегося стеклянного шара наблюдал арабский исследователь Ибн - аль - Хайсам (10-11 век).

Немецкие историки утверждают, что в их средневековой национальной поэзии есть явные упоминания об очках как о средствах, способных улучшить зрение.

У англичан своя версия. Они полагают, что очки были изобретены Роджером Бэконом (13 век).

В Китае из дымчатого кварца изготавливались оригинальные очки еще до нашей эры. Они были нужны в случаях, когда судья хотел скрыть от людей свою реакцию на обсуждение очередного дела.

Официально же принята следующая точка зрения. Если говорить об очках, влияющих на качество зрения, первые упоминания о них относят к 1289 году.

Однако исследователи утверждают, что они были изобретены в 1284 году итальянцем Сальвино Д"Армате. Возможным такое значимое событие стало благодаря получению прозрачного стекла.

Если же говорить об очках, защищающих глаза от солнца, слишком яркого света, то они появились чуть раньше, в 12 веке. Представляли собой кости животных либо куски дерева, в которых были вырезаны узенькие щелочки для глаз. Так физически ограничивался поток света.

Первые очки были не очень - то похожи на современные. Оправы для них делались из костей животных, из дерева, из различных металлов. Они никак не закреплялись на лице, поэтому при необходимости их держали возле лица.

Первыми появились очки, корректирующие дальнозоркость. Им было дано название «очки для старых». В оправы помещались двояковыпуклые линзы. Они стали становиться все популярнее в 15 веке, благодаря появлению книгопечатанья.

Вогнутые линзы, используемые для коррекции близорукости , изобрели случайно, примерно через 100 лет после дальнозорких. Очки, в которые они устанавливались, назывались «очки для молодых».

Очки. Развитие

Сначала оправа была жесткой, т.е. линзы в оправах прочно соединялись между собой. В 16 веке крепление стало шарнирным, т.е. очки могли несколько меняться в своих размерах. Следующий шаг – изобретение очков на дужках.

Придумывались самые разнообразные способы крепления очков. К примеру, одно время они приделывались к шляпам. Нравился такой способ женщинам 15 - 18 веков. В 16 веке стал использоваться специальный металлический обруч, который одевался на голову. К нему крепились очки. В это же время придумали удерживать очки с помощью ленты, которая одевалась вокруг головы.

Знакомые всем нам дужки в 18 веке придумал Эдвард Скарлетт (Англия).

А первую масштабную копию таких приспособлений (200 000 единиц) заказал Наполеон. Очки должны были защитить его армию от слишком активного египетского солнца (имеется в виду Египетская экспедиция).

В 19 веке Бенджамин Франклин, как раз тот, которого мы видим на стодолларовой купюре, изобрел бифокальные линзы для очков . Их особенность заключалась в том, что они имели две оптические зоны. Нижняя часть линзы позволяла хорошо видеть предметы, расположенные вблизи, верхняя часть – те, что находятся далеко.

Нумерация стекол в зависимости от диоптрий была введена в 1873 году. Через некоторое время, врачи, прежде чем выписать очки тому или иному пациенту, стали основываться на каких - то научных изысканиях.

Также была выявлена проблема со зрением, которую не удавалось скорректировать ни вогнутыми, ни выпуклыми линзами. Она получила название «астигматизм ». Его научились корректировать при помощи цилиндрических линз.

Появление монокля

Появление монокля историки относят к 14 веку. Сначала это была линза в оправе с ручкой. За нее держали монокль либо возле глаза, либо перед текстом. В 16 веке появились монокли без ручки. Их нужно было зажимать между бровью и щекой. К оправе крепилась специальная цепочка, которая позволяла прикрепить предмет для улучшения зрения к одежде.

Особой популярностью монокль стал пользоваться в 19 веке. Этот не очень практичный улучшатель зрения полюбился русским и немцам в особенности, стал символом аристократизма, богатства, благовоспитанности. Даже сегодня некоторые ценители изысканных манер надевают монокли.

Появление лорнета

Некоторые утверждают, что лорнет появился в 15 веке в результате неправильного (вверх ногами) использования очков.

Другая версия гласит, что данное приспособление изобрел англичанин Джордж Адамсон в 1780 году. Это своего рода аристократические очки с двумя линзами, которые оснащены специальной ручкой для держания. Были крайне популярны в аристократической среде вплоть до конца 19 века.

Позднее изготавливались скорее лорнеты как ювелирные украшения.

Появление пенсне

Еще одна разновидность очков – пенсне – появилась в 16 веке, а в 17 приобрела популярность. Представляет собой очки, но без привычных заушных дужек, крепятся которые при помощи пружины, зажимающей переносицу (сначала использовались другие, менее комфортные способы крепления).

Выпускались сначала только пенсне с круглыми линзами, затем стали делаться и с овальными. В некоторых моделях было предусмотрено отверстие, в которое продевался шнурок, цепочка , закреплявшая предмет на одежде.

Пенсне пользовалось популярностью как среди мужчин, так и среди женщин. Данный аксессуар являлся символом интеллигентности, высокого положения в обществе.

Очки. Современность

Прошли столетия с момента изобретения первых очков. Теперь это не атрибут богатых и обеспеченных, не символ аристократизма и хороших манер, а средство коррекции зрения .

Да, конечно, очки часто отражают определенный статус. Но это не так ярко выражено как 200, 300, 400 лет назад, когда средства коррекции зрения могли себе позволить исключительно богатые представители общества.

Со временем оправы становились все удобнее, все практичнее, все многообразнее.

То же можно сказать и о линзах. Все более и более тонкие, с самыми различными свойствами, которые делают ношение очков максимально удобным. Стекло постепенно стало уступать место пластику, более современному и практичному материалу.

Большинство проблем со зрением может быть скорректировано сегодня благодаря правильно подобранным очкам.

При желании человек может иметь столько очков, сколько ему захочется. Одни из них пусть подходят к классическим нарядам, другие – к спортивным. Одни пусть защищают от солнца, другие – от пыли, частиц, брызгав на стройке. Кроме того, благодаря современным технологиям, очки способны сочетать в себе сразу несколько функций, к примеру, защитную и корректирующую.

Благодаря использованию продуманных оправ, новейших материалов, очки получаются максимально безопасными для человека. Их без проблем носят дети, даже самые активные.

Появляются все новые виды очков. К примеру, не так давно вошли в моду линзы - хамелеоны. Это те, которые в зависимости от уровня освещенности меняют своей цвет. Популярностью пользуются поляризационные, антибликовые покрытия.

Продолжаем изучать историю изобретений; сегодня это будут очки. Кто же изобрел очки? (Кстати, извините за фото собаки в очках, просто хотел вас немного развеселить). Очки можно отнести к жизненно необходимым предметам нашего быта. Естественно тех людей кто в них нуждается. Но какова же история их появления. Давайте обо всем по порядку...

В отличии, например от изобре тения фотографии , тут однозначных версий нет. Версий изобретения очков достаточно много и они довольно разнообразны. Мы рассмотрим самые распространенные (по версиям 5-10 источников).

По одной из версий, первыми очками нужно считать изумруд императора Нерона. Нерон - это 5-й римский император I века. По этой версии, он использовал для просмотра боев гладиаторов изумруд. Версия больше похожа на легенду, и сам изумруд трудно назвать прообразом очков. Единственное, люди наблюдая предметы через выпуклые прозрачные предметы, могли видеть их увеличение. Но в те времена они, скорее всего, наделяли эти драгоценные камни волшебными свойствами, а не пытались понять физику процесса.

Еще по одной из версий, упоминание об обнаружении свойств выпуклого стекла обнаружено в письменах арабского ученого Ибн-аль-Хайсама. Это уже в районе X-XI столетий нашей эры. Он не изобрел очки, он просто наблюдал увеличение предметов через осколок (сегмент) случайно разбитого шара из стекла.

По версии итальянцев, первые очки видели на переносице проповедника из монастыря около Пизы. Там как-бы найдены и рукописи, в которых есть упоминание о Брате Александре дела Спине, который сам носил очки и изготавливал их для других.

Историки Германии считают, что очки появились у них. Они ссылаются на песни миннезингеров. (Миннезанг — это такая разновидность германской поэзии средневековья. Это была своего рода рыцарская поэзия. А поэтов-певцов называлиминнезингерами ). Так вот, историки германии, якобы обнаружили в этих текстах упоминание о предметах для плохо видящих людей, иными словами об очках.

Историки из Англии тоже имеют в "загашниках" свою версию появления очков. По их версии изобретение очков принадлежит естествоиспытателю Роджеру Бэкону (ориентировочно первая половина XIII века). Бэкон изучал физиологию и анатомию глаза, наблюдал поведение лучей света с помощью линз и занимался шлифовкой оптического стекла. Что интересно, он за свои "опыты" получил срок 15 лет заточения! Вот такая вот награда за любознательность и тяготение к науке. Какие все-таки были времена...

Очень интересной версией появления очков можно считать китайскую. Правда, тогда они использовались не совсем по назначению. По этой версии очки начали носить китайские судьи еще до нашей эры! Вот они китайцы, обскакали всех. Судьи одевали очки во время разбирательства спорных дел, чтобы участники процесса не могли видеть выражения глаз судьей (то есть эмоциональной составляющей человеческого взора). Красивая версия, ничего не скажешь, но доказать ее вряд ли можно. Хотя кто знает, поживем — увидим.

А теперь перенесемся в начало XIX века. В это время появляются очки очень схожие с современными. Они состояли из оправ (отдельная оправа для каждой линзы), которые соединялись между собой шарнирным соединением посередине (в районе переносицы). До появления такой конструкции существовали еще монокли, лорнеты и пенсне. Монокль — это стекло (линза) в оправе для одного глаза. Лорнет — это уже очки, которые закреплены на длинной ручке. Пенсне — это очки, которые не имели дужек, а держались за счет зажима-пружины на переносице.

Очки, корректирующие зрение, - незаменимый аксессуар не только для здоровья, но и для красоты человека благодаря разнообразию форм оправ. Как выбрать их правильно?

Глаза метко и прозорливо именуют зеркалом души. Даже если эти глаза - не слишком меткие и не очень зоркие. Просто в таком случае для «зеркала» нужна особая «рамка», а точнее - оправа. Ведь недаром слова «очи» и «очки» так похожи. И в наше время вторые могут быть не только дополнением, но и украшением первых. Далеким предкам сегодняшних «очкариков» о таком можно было только мечтать: независимо от качества зрения они вынуждены были смотреть на мир невооруженным глазом.

У тех, кто носит очки, интеллект выше
Традиционное отношение к людям, носящим очки, как к более умным, неожиданно
нашло свое подтверждение. Американские офтальмологи обследовали 1500 человек
в возрасте 15-60 лет, страдающих миопией и дальнозоркостью. Исследования
показали: коэффициент интеллекта у 80% очкариков выше,
чем у их сверстников с нормальным зрением.

Как появились очки: «оптические камни»

Жаловался на свои глаза Цицерон (106-43 годы до н. э.), и античность, несмотря на все успехи теоретической оптики, так и не сумела ему помочь. Единственное приспособление, которое описал Клавдий Птолемей (около 90-160 годов), но которое никогда не использовалось в повседневной жизни, - это наполненный водой стеклянный шар. Правда, Плиний Старший утверждает, что «император Нерон смотрел гладиаторские игры через смарагд», однако этот камень являлся далеким предшественником скорее солнцезащитных очков, чем оптических.

В первой половине XI века арабский ученый Ибн аль-Хайсам дал описание увеличивающей линзы, которое в середине XII века было переведено на латынь. Европейцы тотчас принялись за эксперименты. Первым в 1267 году попытался выточить линзы для глаз английский ученый и мыслитель Роджер Бэкон. В качестве материала он использовал горный хрусталь и берилл (die Brille - очки). Несмотря на неудачу, информация о великом открытии мгновенно разлетелась по христианскому миру: увеличивающая сила «кристаллических камней» стала литературной метафорой. Например, на портале церкви в Испании с такими оптическими камнями изображается святой Иероним, живший за 7 веков до изобретения!

Как появились очки: «глазные стекла»

Первые настоящие очки появились в конце XIII века в Северной Италии. Считалось, что их изготовил Сальвино дельи Армати, похороненный в соборе Санта-Мария-Маджоре во Флоренции. В 1300 году Большой совет Венецианской республики принял первый статут (устав, собрание правил), регулирующий изготовление «камней для чтения». А в 1305 году Джордано де Ривальто из Пизы упоминает уже о «глазных стеклах для чтения».

XIV век становится временем широкого распространения очков в форме монокля и лорнета, а к середине этого столетия относится самый ранний из физически сохранившихся экземпляров. Его нашли под хорами монастыря Виндхаузен в Нижней Саксонии. В это время изобретена дужка для носа - об этом свидетельствует фреска 1352 года из монастыря Сан-Николо в Тревизио. На ней изображены два кардинала: Николай Руанский - с моноклем, Гуго Провансальский - в пенсне. Тогда существовали лишь очки для дальнозорких, очки от близорукости появились только век спустя. В XV столетии изобретены и проволочные дужки. В таких очках изображена святая Анна на картине 1470 года из музея Амстердама, и эти очки выглядят достаточно современно.

Форма оправы: законы оптики и капризы моды

Форма очков неоднократно менялась и продолжает изменяться, и далеко не всегда по законам оптики. Часто это происходит из-за капризов моды. В XIV веке, например, носили большие, броские очки. Позже, в XVIII веке, обязательной частью дамского туалета стал лорнет, оправа которого имела ручку; лорнет носили на шее на длинной цепочке. В глазную впадину вставляли монокль - круглое стекло для одного глаза. В XIX веке в моду вошли пенсне (причем их носили в основном мужчины). Это очки без оправы, которые держались на носу с помощью зажимающей переносицу пружины. В XX веке очки стали самой обычной вещью, а летом - даже обязательным модным аксессуаром.

Благодаря красивой современной оправе в очках можно выглядеть модно, интересно, стильно. Поэтому тем, кто вынужден из-за плохого зрения носить очки, не следует расстраиваться: с эстетической точки зрения очки не являются недостатком.

Как подобрать оправу с учетом особенностей лица

С помощью грамотно выбранной оправы можно оптически исправить даже некоторые погрешности строения лица. Так, например, при слишком длинном носе очки следует носить немного ниже переносицы - таким образом нос оптически становится короче. И широкий нос оптически сужается, если носить очки ниже переносицы. Людям с небольшим лицом и маленьким носом не следует носить очки в большой, броской оправе, поскольку тогда лицо «теряется» и мелкость черт становится особенно заметной; очки в таком случае рекомендуется надевать как можно выше на нос. Люди с овальным лицом могут носить очки любого вида и формы.

Если вам самим трудно выбрать очки, посоветуйтесь со специалистом. Вот несколько советов по корректировке формы лица с помощью очков.

Треугольное лицо с широкой нижней частью
Прямоугольная форма очков оптически расширяет лицо, суженное в висках. Цвет оправы должен гармонировать с цветом волос и лица. Рекомендуются оправы золотистых и теплых тонов, которые смягчают общий вид.

Сердцевидное лицо
Для такого типа подходят очки средних размеров в овальной оправе. Брови должны быть видны над оправой. Умело подкрашенные губы делают оптически менее заметной узость нижней части лица.

Круглое лицо
При таком типе лица лучше носить большие, броские очки, которые отвлекают внимание и одновременно делают лицо более заметным. Оправа очков должна быть темной.

Широкое лицо
При таком типе лица лучше всего носить очки овальной формы. Если брови слишком густы и широки, то их следует немного выщипать, чтобы они оптически не подавляли тонкую оправу очков. Овальная линия оправы должна повторять овал лица.

Защитные очки от солнца

Яркое солнце, а также прямые солнечные лучи оказывают вредное действие на глаза. Поэтому летом на солнце и зимой в горах необходимо носить темные солнцезащитные очки . Такие очки, кроме того, помогают предупреждать появление морщин.

Женщины, гримирующие веки тенями, должны помнить, что цветные стекла очков искажают цвет. Поэтому им следует контролировать перед зеркалом, как их грим выглядит за темными или цветными стеклами очков.

Макияж глаз для тех, кто носит очки

Макияж глаз должен гармонировать с цветом оправы и формой стекол очков. К тонкой металлической, а также голубой оправе подходят цвета «холодной» гаммы: сиреневые, дымчато-серые, серебристо-голубые, перламутровые. Однако губная помада и макияж в этом случае должны быть более интенсивными. Для тонкой прозрачной оправы или оправы золотистого цвета подбираются коричневые или бежевые тени и контурный карандаш этих же оттенков.

При близорукости стекла очков зрительно уменьшают глаза, поэтому необходимо, чтобы макияж зрительно увеличивал их. Для подобного эффекта на верхнее веко накладывают тени светлых тонов, под бровями - более темные, а внешний угол глаза подчеркивается с помощью коричневого карандаша. Некоторые косметологи советуют наложить около глаз немного румян, начиная с места, где оправа примыкает к скуле, и постепенно поднимаясь к бровям.

При дальнозоркости стекла очков зрительно увеличивают глаза, создавая впечатление их приближенности к носу, поэтому макияж должен слегка увеличивать расстояние между ними. Для этого внутренний угол глаза подчеркивается очень светлыми тенями. Макияж делается легкий, ресницы лучше подкрасить тушью только частично, ближе к наружному краю глаза.

При подборе формы защитных очков следует руководствоваться теми же самыми правилами, как и при подборе очков с диоптриями.

Контактные линзы: кому, когда, зачем

Для представителей некоторых профессий (актеры, спортсмены, люди, работающие во влажной среде) очки являются серьезной помехой. В настоящее время эта проблема легко решается с помощью гелевых контактных линз. Их могут носить практически все близорукие и дальнозоркие люди при условии, что их зрительная ошибка больше двух диоптрий. Контактные линзы обеспечивают нормальное зрение обоими глазами, даже если каждый глаз имеет различные диоптрические измерения, причем разница между ними велика. Кроме того, контактные линзы позволяют даже возместить хрусталик глаза, поврежденный в результате болезни или травмы; благодаря контактным линзам больной видит обоими глазами, несмотря на значительные повреждения хрусталика.

Наряду с мягкими гелевыми контактными линзами выпускаются и твердые гелевые контактные линзы, назначаемые врачами в тех случаях, когда применение мягких контактных линз противопоказано (при таких нарушениях зрения, как астигматизм и т. д.). Твердые контактные линзы имеют такое же всестороннее применение, как и мягкие.

Кто-то носит контактные линзы по несколько часов в день, но
большинство - в течение целого дня. Сейчас выпускаются цветные
контактные линзы, делающие глаза более выразительными.

Как помочь своим глазам

  • Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле - равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть 35-40 см. Устанавливать книгу лучше не в горизонтальном, а в наклонном положении под углом в 45 градусов.
  • При просмотре телепередач следует садиться от экрана на таком расстоянии, чтобы глаза не напрягались, но не ближе 2-2,5 м от экрана. Держать голову прямо, без наклона вперед. Периодически на несколько секунд необходимо закрывать веки, чтобы дать мышцам глаз отдохнуть и расслабиться.
  • При работе на компьютере через каждые 40 минут делать 10-минутный перерыв, во время которого желательно смотреть вдаль. Поле монитора должно быть закрыто защитным экраном, максимально удаленным от глаз (не менее чем на 50-60 см). Если на таком расстоянии вы испытываете трудности и нечетко видите изображение, то лучше выбрать для работы шрифт большего размера. При работе на компьютере необходимо каждые 2-3 часа надевать специальные корригирующие очки, снимающие спазм глазных мышц.
  • Тем, чья близорукость превышает 2-4 единицы, необходимо иметь 2 пары очков: для работы «вблизи» и «для дали». Не рекомендуется читать в транспорте, лежа на спине или в слабоосвещенном помещении.
  • Если имеется отрицательная динамика на сетчатке глаза при стабильной и небольшой близорукости, необходимо перейти на более спокойный образ жизни. Полностью исключить поднятие тяжестей более 5 кг, отказаться от резких наклонов, прыжков в воду и нагрузок, связанных с ускорением темпа.
  • В рационе питания людей с ослабленным зрением должны быть продукты, которые способны эффективно укреплять сосуды сетчатки, «подпитывать» глаза: черника, черная смородина; из овощей наиболее полезна морковь. В рационе близоруких должны постоянно присутствовать печень трески и зелень: петрушка, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки полезно ежедневно пить настой шиповника.
  • Страдающие близорукостью должны принимать комплексы, в которых поливитамины сочетаются с микроэлементами, в первую очередь с кальцием. Полезны все препараты на основе черники .
  • Снять усталость помогают промывания глаз черным и зеленым чаем, теплые примочки на закрытые глаза из отвара ромашки. Нужно беречь глаза от ультрафиолетового воздействия солнечных лучей.
В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

История вещей


Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIII века. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле не всегда благотворно влияло на остроту зрения средневековых грамотных людей, особенно монахов-переписчиков книг. Правда, сколько их было тех грамотных.

Евангелист Марк в очках образца около 1500 года / Mark the Evangelist. The British Library. Yates Thompson 5, f. 12. Book of Hours, Use of Rome ("The Tilliot Hours"). Origin: France, Central (Tours). Date c. 1500. Language Latin. Script Gothic cursive. Artists Jean Poyer (Poyet).

В Средние века в Западной Европе большая часть населения, в том числе политической и экономической элиты, не умела писать и читать даже на родном языке, не говоря уже об основном языке культуры — латыни. Исключение составлял клир, но он тоже был неровно образован. Однако, в среде немногих грамотных подспорье для глаз - вещь необыкновенно важная.

Кто изобрел очки? Этот вопрос - один из самых дискуссионных в истории науки. Претендентами на авторство слыли изобретатели из Италии, Бельгии, Германии, Англии и Китая. Версия об итальянском происхождении очков намного предпочтительнее, но не потому, что на этот счет имеются простые и ясные доказательства.


2.

Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фреска 1352 года. Высота 150 см. Кардинал Гуго де Сент-Шер из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо. via

Художника болонской школы монаха-доминиканца Томмазо да Модена /Tommaso da Modena (1325/26-1379) пригласили в Тревизо, что в регионе Венето, Италия. Здесь в 1352 году он расписал стены зала капитула в местном монастыре Сан Никколо портретами знаменитых представителей ордена доминиканцев, наиболее известных святых, ученых. На фресках друг подле друга изображены сорок монахов, сидящих каждый в своей келье за стойкой для письма. Одни, задумавшись, читают, другие пишут или подготавливают перо для письма, некоторые листают книги.

3.

1352 год. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фрагмент фрески - портрета Гуго де Сент-Шера. Монастырь Сан Никколо в Тревизо, Италия. via

На одной из фресок изображен Гуго де Сент-Шер /Hugh of Saint-Cher /Ugo di Santo Caro (около 1200-1263) - французский кардинал и богослов. Гуго из Сент-Шера сосредоточенно пишет или изучает некие рукописи, явно с помощью очков. Данная фреска считается первым изображением очков. Очевидно, очки были изобретены незадолго до ее появления. Об этом свидетельствуют литературные источники, относящиеся к началу XIV в. Хотя они и немногочисленны, но все указывают на то, что очки появились недавно.

4.

Моисей. Около 1441-1449 / Bibel/Bible, Hagenau. ca. 1441-1449. Universitätsbibliothek Heidelberg, Cod. Pal. germ. 19, fol. 141v.

История изобретения очков в средневековой Италии странным образом связана с определенными интригами, и историки науки столкнулись с большими трудностями при их распутывании.

Суть вопроса была запутана учеными XVII в. Вопрос об авторстве изобретения в XVII веке поднял Карло Роберто Дати из Флоренции (1619-1676) в работе “Очки, являются ли они изобретением древности или нет?”.

5.


Археологическая находка, Флоренция / The only rivet spectacles ever found in Italy (Florence), the definite country of origin of eyeglasses for the world; medium brown thin bone, by permission from the Superintendancy for Archeologica of Tuscany. via

Цитата из книги Питера Джеймса и Ника Торпа "Древние изобретения":

" Изобретение очков он [Карло Роберто Дати] приписывает некому Алессандро Спина, монаху и ученому из Пизы, умершему в 1313 г. Дати допускает, что, возможно, кто-то еще мог первым изобрести очки, но заявлял, что он “не желал бы приписывать это изобретение другим”. Тем не менее Спина, по мнению Дати, обладал таким блестящим умом, что мог воссоздать “все, что бы ни увидел, или то, о чем бы ни услышал”, поэтому вполне возможно, что он самостоятельно изобрел очки независимо от других изобретателей.

6.


Современная реконструкция. Очки, носимые Шоном Коннери в фильме «Имя Розы» / Reproduction rivet spectacles worn by world-renowned actor Sean Connery in the movie “The Name of The Rose”, Cinecitta, Rome Studios, Pallone Collection. via

Казалось бы, на этом дело должно было закончиться — мир поверил, что Спина надел очки на свой нос. Так бы оно и было, если бы не тщательное изучение корреспонденции Дати, а также источников, опубликованных в 1956 г. Эдвардом Розеном, историком науки, сотрудником городского колледжа в Нью-Йорке. Розен обнаружил, что информация была предоставлена Дати его коллегой — Франческо Реди , главным врачом великого герцога Тосканы. В сохранившемся письме Реди поведал Дати историю изобретения Спина, приведя в его пользу цитату из “Хроники Доминиканского монастыря святой Катерины в Пизе”. В цитате, по версии Реди, говорится: “Что бы он [Спина] ни увидел или о чем бы ни услышал, он действительно знал, как это сделать”. Вернувшись к оригиналу “Хроники", Розен обнаружил, что Реди исказил текст. На самом деле он звучал так: “Что бы ни было сделано, когда он видел это собственными глазами, он действительно знал, как это сделать”. Дати вслед за Реди исказил смысл оригинала.

7.


Майоликовая плита с изображением очков. 1510, Венеция. Очки и книга - символ интеллектуала и ученого / Glazed (Majolica) tile showing rivet spectacles, School of Marche, Church of S.Sebastian, originally on the floor of the S. Annunziata Chapel, 1510, Venice, Italy “The glasses and the closed book are considered symbols of the everyday life of a scholarly person”. via

Из всего этого следует, что ученые XVII в. сговорились и поверили Спина, замолчав безымянного изобретателя очков. Розен мог найти объяснение этой странной интриги. Ученые, о которых идет речь, были соратниками или поклонниками великого Галилео Галилея (1564-1642), репутация которого частично зависела от признания его как изобретателя телескопа. Однако в это время ходили слухи, что Галилей прежде видел телескоп, созданный фламандским оптиком Жоанном Липпсрти. Сам же Галилей утверждал, что он только слышал о телескопе и разработал его путем глубокого изучения теории преломления лучей.

8.


Фрагмент алтаря из Вены. 1438/1440 / Kunstwerk: Temperamalerei-Holz; Einrichtung sakral; Flügelaltar; Meister des Albrechtsaltars; Wien; Himmelfahrt2:06:001-010 , Himmelfahrt2:23:037-054. Dokumentation: 1438; 1440; Klosterneuburg; Österreich ; Niederösterreich ; Stiftsmuseum. Anmerkungen: 126,1x112,7; Wien. via

Друзья Галилея ревностно защищали его. В 1678 г. Реди опубликовал “Письмо об изобретении очков”, в котором говорилось: “Если брат Алессандро Спина не был первым изобретателем очков, то, по крайней мере, именно он без чьей-либо помощи вновь изобрел метод изготовления очков... То же самое по иронии судьбы случилось и с выдающимся Галилео Галилеем. Услышав о том, что какой-то фламандец изобрел длинную подзорную трубу... он, никогда не видя [оригинала], разработал точно такую же трубу самостоятельно, опираясь на теорию преломления света”.

9.


Успение Девы Марии. Фрагмент алтаря из Вены. 1438/1440 / Kunstwerk: Temperamalerei-Holz; Einrichtung sakral; Flügelaltar; Meister des Albrechtsaltars; Wien; Himmelfahrt2:06:001-010 , Himmelfahrt2:23:037-054. Dokumentation: 1438; 1440; Klosterneuburg; Österreich ; Niederösterreich ; Stiftsmuseum. Anmerkungen: 126,1x112,7; Wien. via . По клику - полный вариант

Итак, чтобы спасти репутацию Галилея, Спина было приписано самостоятельное изобретение очков, тогда как о роли неизвестного мастера, чью работу он так искусно скопировал, умышленно умалчивалось.

10.


Однако кто же этот таинственный изобретатель, у которого Спина заимствовал идею очков? Другие летописи знали его и, возможно, даже могли назвать дату изобретения: примерно 1285 г. Сошлемся на отрывок из проповеди брата-доминиканца Джордано да Ривалто (1305 г.):

11.


Часослов Сфорца. 1490-1521. Британская библиотека / British Library Add MS 34294, fol. 272r. Date 1490-1521. Title Book of Hours, Use of Rome: the "Sforza Hours".

“Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире. Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним”.

12.

Часослов Сфорца. 1490-1521. Британская библиотека / British Library Add MS 34294, fol. 272r. Date 1490-1521. Title Book of Hours, Use of Rome: the "Sforza Hours".

<...> Однако, вероятнее всего, мы никогда не узнаем подлинное имя изобретателя очков. В лучшем случае, опираясь на различные факты, приведенные в доступных нам документах, мы можем сказать, что изобретателем был, во всяком случае, не монах Спина, а светский человек, и, похоже, он жил в Пизе.

13.

1403-1404. Конрад фон Зост (1370-после 1422). Апостол в очках. Фрагмент алтаря церкви в городе Бад-Вильдунген, Германия. Считается старейшим изображением очков к северу от Альп / Conrad von Soest The "Glasses Apostle" painting in the altarpiece of the church of Bad Wildungen, Germany. Painted by Conrad von Soest in 1403, "Glasses Apostle" is considered the oldest depiction of eyeglasses north of the Alps / Anachronisme de l"apôtre «aux lunettes» de Conrad von Soest (1404). via

Как бы то ни было, открытием очков быстро воспользовались изготовители самого изящного стекла в средневековом мире — венецианские мастера. Начиная с 1300 г. в уставах гильдии стекольщиков часто упоминаются зрительные линзы и рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла. Уставы, очевидно, были прекрасным барометром скорости, с которой новые очки вошли в моду в Венеции. Если это так, то становится понятным, почему неуловимый изобретатель, чье изделие копирует Спина, так скрывал свое авторство этого изобретения: в эпоху, когда еще не было авторского права, он, по-видимому, ревностно хранил тайну в надежде заработать немного денег, пока она не стала слишком широко известна. "

14.


1466. Обрезание Христа. Фридрих Херлин. Алтарь Двенадцати апостолов, фрагмент. Ротенбург, Германия / The Circumcision of Christ, Friedrich Herlin (German), oil on panel (?), 1466, St. Jakob Church, Rothenburg ob der Tauber, Germany. . Фрагмент . По клику - почти целый вид

Первыми в XIII веке появились выпуклые линзы, применявшиеся для улучшения зрения дальнозорких людей. Вначале линзы были для одного глаза, а потом, когда линзы соединили вместе - для обоих.

Вогнутые стекла для коррекции близорукости появились в XVI веке.

15.


1466. Фридрих Херлин. Читающий Апостол Петр. Алтарь Двенадцати апостолов. Церковь св. Иакова. Ротенбург, Германия / Friedrich Herlin, Reading Saint Peter (1466). Depiction of a reading Saint Peter with eyeglasses. Detail of the altarpiece by Friedrich Herlin (1466) in the St. Jakob Church in Rothenburg ob der Tauber, Germany. Фрагмент , .

По одной из главных версий изобретение в 1280-х годах выпуклых линз приписывается флорентийскому монаху Сальвино дельи Армати /Salvino degli Armati (XIII в.-1317). Считается, что Сальвино предложил пользоваться двумя стеклышками, привязанными к шляпе или вставленными в обвязываемую вокруг головы кожаную ленту. В XX веке историки сочли, что авторство очков Сальвино совершенно не доказано - это обман.

16.

1466. Фридрих Херлин. Алтарь Двенадцати апостолов. Церковь св. Иакова. Ротенбург-об-дер-Таубер / Friedrich Herlin, 1466. St-Jaacobkirche, Rothenburg ob der Tauber, Bavaria via

Первое упоминание о Сальвино дельи Армати как изобретателе очков относится к тому же XVII веку. В 1684 году флорентиец Фердинандо Леопольдо дель Мильоре /Ferdinando Leopoldo del Migliore (1628-1696) издал книгу "Firenze città nobilissima illustrata" /"Флоренция, благороднейший город, с иллюстрациями". В этой книге Фердинандо ссылася на имеющийся у него реестр похоронных записей церкви Санта-Мария-Маджоре. В этом реестре якобы имелась следующая запись: "Qui diace Salvino d"Armato degl" Armati di Fir., Inventor degl"occhiali. Dio gli perdoni la peccata. Anno D. MCCCXVII" /"Здесь покоится Сальвино, сын Армато дельи Армати из Флоренции, изобретатель очков. Да простит Господь его грех. 1317". Этот реестр, однако, Мильоре этот так никому и не показал, никто из из ученых его никогда не видел. Фердинандо утверждал, что у Сальвино дельи Армати в Санта-Мария-Маджоре была могила, увенчанная статуей; но во время восстановления церкви, и статуя, и надгробье с эпитафией дескать были уничтожены.

17.


1499. Ульм. Фридрих Херлин. Апостол Матфий. Музей горного дела и готики, Леоганг, Зальцбург, Австрия / Museum of Mining and Gothic art in Leogang (Salzburg state). Gothic collections- Christ surrounded by apostles by Friedrich Herlin, Ulm, 1499, detail: Saint Matthias. via

Вслед за Фердинандо авторство очков Сальвино дельи Армати продолжили приписывать и другие авторы. Называют его предполагаемым изобретателем и сейчас. В 1920 году итальянский ученый Исидоро дель Лунго /Isidoro del Lungo (1841-1927) указал на ряд неточностей в сообщении Фердинандо Леопольдо дель Мильоре. В том числе, что сам термин "изобретатель" появился во Флоренции намного позже. Исидоро дель Лунго также показал, что некий Сальвино дельи Армати в 1340 году действительно скончался, однако он был скромным ремесленником и к очкам не имел отношения.

Одним словом, кто изобрел важную вещь - науке точно не известно.

18.


Фрагмент фрески 1352 года. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Кардинал Николай Руанский из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо / Tommaso da Modena. Cardinal Nicholas of Rouen. 1351-1352. Fresco. Chapter House, San Niccolò, Treviso. via

До очков, с древнейших времен, для увеличения использовались разные способы: капля воды; стеклянные шарики, наполненные водой; линзы из отшлифованных прозрачных камней - кварца и берилла, стекла. Например, в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в зале "Древняя Троя и раскопки Генриха Шлимана" среди экспонатов клада L имеется большая круглая линза (d 5.65 см) из горного хрусталя, которая вполне могла использоваться как увеличительное стекло - она дает примерно двукратное увеличение.

19.

Фреска 1352 года. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Высота 150 см. Кардинал Николай Руанский из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо / Tommaso da Modena. Cardinal Nicholas of Rouen. 1351-52. Fresco. Chapter House, San Niccolò, Treviso. via

В XI веке арабский ученый Ибн-ал-Хайсан Альхазен (ок.965-ок.1039) создал фундаментальный труд по оптике. В Европе это сочинение известно как «Opticae Thesaurus» /«Сокровище оптики», в котором он описал линзу как сферическую поверхность. Он назвал ее «камень чтения». Около 1240 года был сделан перевод «Сокровищ оптики» Альхазена на латинский язык, что способствовало развитию оптики на западе.

20.

? via

Свойства глаза как живого оптического прибора были изучены немецким астрономом Иоганном Кеплером (1571-1630), являющимся одним из изобретателей телескопа. Усовершенствованием очков занимался Френсис Бэкон (1561-1626), который в свое время занимался оптикой.

22.


1436 год. Ян Ван Эйк (ок.1385/1390-1441). Фрагмент картины «Мадонна каноника ван дер Пале». Масло на дереве, 122 x 157 cm. Музей Гронинге, Брюгге. По клику - вся картина. via

В средневековой Италии очки крепились к краю шпляпы. У испанского короля Филиппа II их пристраивали на плоском деревянном клине, острый конец которого прятался также под шляпу. Пенсне, изображенное на старинных картинах, схватывало нос, как большая прищепка, и было неудобным.

В конце XVII в. в моду вошли очки со шнурочками, которые завязывались на затылке. В некотрых случаях они держались с помощью груза на концах веревочек, предварительно заведенных за уши.

Около 1750 года к очкам стали приделывать дужки, чтобы они могли держаться на ушах. Вроде бы, первый это сделал в начале XVIII века лондонский оптик Эдвард Скарлетт.

23.

Евангелист Марк в очках образца около 1500 года. Илл.1 / Mark the Evangelist."The Tilliot Hours", Tours, ca. 1500. British Library, Yates Thompson 5, fol. 12r. . По клику - лист целиком

Явившись в предметный мир в конце XIII века, очки долгое время оставались очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол. Их наряду с драгоценностями включали в свои завещания короли, князья и другие богатые люди.

Очками пользовались лишь образованные, наиболее состоятельные люди. Иногда случалось, что очки носили не в силу необходимости, а из желания показать богатство и положение.

24.


Около 1518. Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси. Рафаэль Санти. Уффици. Фрагмент. По клику - вся картина / Around 1518. Original Title: Ritratto di Leone X coi cardinali Giulio de" Medici e Luigi de" Rossi. w1195 x h1555 mm. Oil on panel. Uffizi Gallery. The painting depicts Pope Leo X (Giovanni de" Medici, 1475-1521), son of Lorenzo il Magnifico, with Giulio de" Medici (1478-1534), future Pope Clement VII to the left and Luigi de Rossi (1474-1519), his cousin, to the right. The painting was sent to Florence in 1518 for the wedding of Lorenzo de" Medici, Duke of Urbino, and Maddalena de la Tour d"Auvergne. It was exhibited in the tribune from 1589.

После изобретения в середине XV столетия книгопечатания, возросла потребность в очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной. Вогнутые стекла для близоруких, как уже говорилось, были изобретены позднее – в XVI веке. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки.

Очками теперь пользовались относительно широко.

25.

1599. Франсиско Пачеко (1564-1644), один из учителей Веласкеса. Портрет испанского поэта и писателя Франсиско де Кеведо (1580-1645). По мотивам утраченной картины кисти Диего Веласкеса (1599-1660) / Retrato de Francisco de Quevedo en Francisco Pacheco, El libro de descripción de verdaderos retratos, ilustres y memorables varones, Sevilla, 1599. via

В русских землях очки известны с XVII века, были они очень дорогими. В «Расходной книге денежной казне» царя Михаила за 1614 год значится, что для царя у московского гостя были куплены «очки хрустальные с одное сторону гранены, а с другую гладкие, что, в них смотря, многое кажется». Первым в России оптических дел мастером был Иван Елисеевич Беляев, который основал оптическую палату при Императорской академии наук.

26.


Эль Греко. Около 1600. Портрет Кардинала Дона Фернандо Ниньо де Гевара. Фрагмент. По клику - полный вид / Cardinal Fernando Niño de Guevara (1541-1609). El Greco (Domenikos Theotokopoulos) (Greek, Iráklion (Candia) 1540/41-1614 Toledo). Date: ca. 1600. Medium: Oil on canvas. Dimensions: 67 1/4 x 42 1/2in. (170.8 x 108cm). Classification: Paintings. The Metropolitan Museum of Art.

В изобретатели очков записывали также китайцев.

Из книги Питера Джеймса и Ника Торпа "Древние изобретения" :

" Интенсивного исследования вопроса о происхождении очков, хотя и незавершенного, оказалось достаточно, чтобы поторопиться с утверждением: изобретателями были китайцы. Многие годы эта версия основывалась на следуюем факте, приведенном в книге “Разъяснение загадочных вещей”, написанной Чао Цзи Ку, жившим в XIII веке.

“Аи-таи похожи на крупные монеты, а цветом напоминают слюду. Когда же старые люди чувствуют головокружение и их зрение портится, они не могут читать мелкий шрифт, тогда они надевают на глаза аи-таи и способны сосредоточиться, так как очертания букв приобретают четкость. Аи-таи происходят из западных областей Малакки”.

27.

По мере распространения очки стали также символом духовной слепоты. "Тщеславный собиратель книг, носящий очки, который смахивает с книг пыль, но не читает их". Ксилография. 1497 г. / De inutilibus libris (1497), Harvard University. Of Useless Books. This woodcut is attributed to the artist the Haintz-Nar-Meister. It is an illustration from the book Stultifera navis (Ship of Fools) by Sebastian Brant, published by Johann Bergmann in Basel in 1498. / По клику вариант : Johannes Geiler von Kaysersberg: Navicula sive Speculum fatuorum. Straßburg, (sog. Postinkunabel oder Frühdruck: Drucke nach dem 31. Dezember 1500). Date 1510. Ex Bibliotheca Gymnasii Altonani (Hamburg). Anonymous.

Так как книга Чао Цзи Ку была написана примерно в 1240 г., <...> то исследователи сочли, что это доказывает первенство китайцев в изобретении очков. Однако <...> в первых экземплярах книги не было отрывка об очках. Он, по-видимому, попал туда во времена правления династии Мин (1368-1644 гг.). Отрывок, где упоминается королевство Малакка на Малазийом полуострове, тем не менее является ключом к разгадке оисхождения древнейших китайских очков. В летописи китайского двора, которая восходит примерно к 1410 г., описывается, как король Малакки преподнес в дар императору десять очков. В то время в Малакку часто приезжали арабские и персидские купцы, и, вероятнее всего, они привезли с Запада эти первые, высоко ценимые очки.

28.

Голландская пословица: Какой толк в свече и очках, если сова не хочет видеть. Подпись: Еретики не могут видеть лучей божественной истины / Хотя ярче света дня она сияет. Джордж Уитер "Коллекция эмблем" / George Wither , A Collection of Emblemes. London, 1635, Book 4, Illustr. XLV. // Caecus Nil Luce Iuvatur / Caecus nil facibus nil lychni luce iuvatur / Nec videt in media noctua stulta die. / Hee that is blind, will nothing see / What light soe"re about him bee. via 1 , via 2 , via 3 .

Китайцы могут, однако, претендовать на первенство изобретения дымчатых очков, на что есть ссылка в “Записях о часах досуга”, написанных неким Лью Чи в начале XII в. Эти очки были сделаны из дымчатого кварца, и носили их судьи, но не для того, чтобы защитить глаза от солнца, а чтобы скрыть свое отношение к приговору во время его оглашения при дворе. "

29.

?

И в заключение - армянский след в истории. Основываясь на литературных данных, Р.Г. Отьян в издании "Известия Академии наук Армянской ССР, Общественные науки", №3, 1963, приводит сведения, которые доказывают, что в начале XIV в. некоторые из армянских переписчиков книг - гричнер пользовались очками и даже высоко их оценивали.

30.


Иллюстрации из статьи Р. Г. Отьян "Сведения о ношении очков в Средневековье" // Известия Академии наук Арм. ССР, Общественные науки, №3, 1963, сс. 87-94

"Представленные в тексте фотоснимки сделаны с фрагментов фаянсовых сосудов и изображают два человека в очках. Эти фрагменты, обнаруженные при раскопках города Ани академиком И.Я. Марром, относятся к XII-XIII векам." К моменту публикации они хранились в Государственном историческом музее Армении.

" Приведенные данные свидетельствуют о том, что существующее мнение о появлении очков у разных народов СССР в XV—XVII веках не верно, т. к. очки в Армении (а, может быть, и у соседних народов) имеют более раннюю историю. "

Источники, литература, примечания :

Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней. М.: 2011 г.
История очков / BBC. Ген близорукости сулит избавление от очков
Публикация 1976 года: История очков. Е. Лагутина // Журнал Здоровье. 1976/4
Питер Джеймс, Ник Торп. Древние изобретения. Ancient Inventions. — Мн.: Попурри, 1997
Олег Сергеевич Воскобойников. Тысячелетнее царство (300-1300). Очерк христианской культуры Запада. Новое литературное обозрение, 2015.

История солнцезащитных очков длинна и запутана. Мы попытались разобраться, как человечество пришло к современным вариантам, начав с кожаной повязки с прорезью посередине.

Первые солнцезащитные очки

История солнцезащитных очков уходит в глубокую древность. Своеобразные предшественники современных очков изготавливались из драгоценных и полудрагоценных камней, коры, тканей и других материалов, которые сегодня сложно представить на месте привычных линз. Первое приспособление для защиты глаз было найдено в гробнице Тутанхамона. Изготовлено оно было из двух очень тонких изумрудных спилов, соединенных бронзовой пластинкой. Полагают, что такие очки мог носить не только фараон Древнего Египта, но и другие привилегированные члены общества, так как похожие изобретения были найдены и в других захоронениях.

В Древнем Риме в качестве линзы нашел применение изумруд. Римский император Нерон использовал отшлифованный камень как лорнет, чтобы смотреть на гладиаторские бои. Для чего именно он это делал, однозначно ответить сложно. Например, некоторые историки связывают это с магическими свойствами изумруда, которыми наделяли камень в древности. По мысли того времени, изумруд позволял смягчать жестокость увиденного. Однако большинство скептиков все-таки склонны доверять более практичной версии: Нерон использовал такой лорнет, чтобы в солнечный день было легче разглядывать происходящее на арене.


«Темные очки» использовались и в Древнем Китае. Их носили судьи, правда не для того, чтобы в погожий день разгуливать по улицам и переулкам, а чтобы во время процесса скрыть свой взгляд и тем самым сделать свои эмоции менее понятными окружающим.

Первые солнцезащитные очки, которые защищали от снежной слепоты, использовались жителями Крайнего Севера и представляли собой куски древесной коры и другие материалы (в том числе кости) с прорезанными в них узкими щелями для глаз.

Также известны более поздние образцы из кости мамонта и других животных.

В своем романе «Сон в начале тумана» Юрий Рытхэу пишет: «Солнце вставало рано. Длинные тени от торосов и береговых скал быстро укорачивались. Ослепительно блистал снег. Чтобы не заболеть снежной слепотой, охотники пользовались специальными очками — тонкими кожаными полосками с узкими прорезями для глаз. Такие окуляры сильно ограничивали кругозор, зато можно было не опасаться коварных солнечных лучей».

Металлические защитные очки ненцев уменьшают, а не фильтруют световой поток

А Владимир Обручев в своем знаменитом романе «Земля Санникова» пишет: «С раннего утра весеннее яркое солнце ослепительно засверкало по снегам необозримой равнины Ледовитого моря, расстилавшейся на запад, север и восток от северного мыса Котельного острова. Всем пришлось надеть снеговые очки, чтобы не получить мучительной болезни глаз, которой на Крайнем Севере многие подвергаются весной.

Солнце стоит еще низко, бесчисленные снежинки равнин, особенно после выпадения свежего снега, отражают лучи его миллионами крошечных зеркал своих ледяных пластинок, и получается такой яркий блеск, что глаза воспаляются. Человек слепнет на несколько дней и испытывает колющие боли, не дающие покоя. Даже самые темные очки недостаточны, если не украшены с обеих сторон ажурной сеткой из перламутра, мелкого жемчуга или бисера, закрывающей промежуток между лицом и стеклом. Туземцы носят самодельные очки, представляющие просто дощечку с узким прорезом, пропускающим минимум света, но и они не всегда спасают»

Еще существовал вариант очков из ткани, коры, древесины, а позже и метала. Они представляли собой своеобразные повязки, полностью закрывающие глаза, но с горизонтальной прорезью посередине. Такие очки сильно сужали область зрения, но зато в них можно было спокойно работать и при ярком солнце, и в окружении ослепляющих белизной снегов.

Как появились современные очки

В начале 20 века киноактеры часто носили темные очки, но не только для того, чтобы их не узнавали. Прежде всего, потому что их глаза постоянно краснели от мощных дуговых ламп на съемочной площадке, так как эти лампы излучают яркий свет, содержащий ультрафиолет.

Массовое производство дешевых солнцезащитных очков началось в Америке в 1929. Сэм Фостер Грант продавал их на пляжах в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси.

Поляризованные очки появились в 1936, когда Эдвин Лэнд изобрел линзы с поляроидным фильтром.

Точкой отсчёта таких очков принято считать середину XVIII века, когда английский оптик Джеймс Эскью в 1752 году изобрел синее стекло. К сожалению для самого Эскью, его изобретение не произвело никакого впечатления на публику, и он сумел продать всего две пары. Настоящий прорыв произошел чуть позже, когда Наполеон заказал к своей Египетской экспедиции первую промышленную партию солнцезащитных очков.

Император приказал каждому солдату носить их ежедневно, чтобы защитить непривыкшие к столь яркому южному солнцу глаза европейцев. Сделаны очки были из затемненного сажей и лаком стекла и сильно искажали картинку. Однако со своей первоначальной задачей линзы более или менее справлялись. Есть подтверждения, что те солдаты, которые пренебрегали требованием императора, заработали себе по итогам многочисленные заболевания глаз. С тех пор оптики по всей Европе начали активно работать над изобретением комфортных цветных линз, которые бы одновременно могли защищать глаза от солнечного света и были бы достаточно прозрачными, чтобы не искажать картинку. Так постепенно начало появляться синее и зеленое стекло, которое по качеству было хоть и далеко от идеала, но уже лучше чем то, что предлагал Эскью.

В XIX веке очки с окрашенными линзами начали использовать не только военные. Они применялись для защиты глаз пассажиров первых железных дорог от дыма с ослепляющими искрами и угольной пылью. Примечательный для нашего повествования факт: в это же самое время врачом-офтальмологом Альбертом Фогтом было обнаружено, что ультрафиолет оказывает негативное влияние на глаза человека.


Новый толчок к изобретению солнцезащитных линз дали военные. Во время Первой мировой войны шли активные исследования по разработке цветных линз для пилотов, которым было жизненно важно защищать глаза от солнечного света. Существует легенда, что авиаторы даже сами покрывали прозрачные линзы очков акварельной каской, чтобы хоть как-то облегчить себе жизнь.

Исследования в данной области привели к тому, что на рынке постепенно начали появляться уже вполне сносные солнцезащитные очки, которые позволяли человеку с комфортом находится на улице даже в полдень. В 1929 году американцем Сэмом Фостером была основана компания Foster Grant, которая запустила массовое производство и продажу доступных солнцезащитных очков. В оборот такие очки с темными линзами сразу взяли голливудские звезды, которым они помогали не только прятаться от поклонников, но и защищали от солнца их раздраженные светом мощных дуговых ламп глаза. Дело в том, что раньше на съемочных площадках часто использовались осветительные приборы, которые излучали яркий свет, содержащий ультрафиолет.

Настоящий прорыв произошел в 1937 году, когда в продажу поступили первые высококачественные антибликовые очки компания Bausch + Lomb под брендом Ray-Ban. Изобретены они были, памятуя о жалобах пилотов времен Первой мировой войны, которые страдали от слепящего солнца. Компания презентовала новый вид стекол с зелеными линзами, которые, не ограничивая обзор, защищали глаза от солнца и впервые притупляли блики. Поспупившие в продажу очки каплевидной формы с тех самых пор и именуют «авиаторами».

Параллельно этому американский учёный и основатель корпорации Polaroid Эдвин Лэнд изобрел поляризационные линзы, которые идеально блокировали отраженные от различных поверхностей световые лучи и впервые защищали глаза от УФ-излучения. Благодаря этому изобретению, ношение солнцезащитных очков становилось еще более комфортным, а главное, безопасным.

В середине ХХ века производство солнцезащитных очков достигло своего пика. Вопрос качественных линз был решен, теперь за дело взялись дизайнеры. С того момента начинают изобретаться многочисленные оправы, меняется стиль, форма, а очки становятся не только предметом для защиты глаз от солнца, но и трендовым аксессуаром.

Самые известные модели оправ:

Авиаторы

Очки «Авиаторы» с зеркальным покрытием

Модель AN6532, прообраз «Авиатора»

Легендарная форма очков, придуманная для пилотов. Эти первые современные солнцезащитные очки гарантировали защиту от солнца летчикам, да и выглядели не в пример лучше предшественников. Благодаря своему виду быстро стали популярными не только среди пилотов, но и среди знаменитостей. Отличаются линзой каплеобразной формы и тонким металлическим ободком.

«Авиаторы», или «капельки» — это модель с большими каплеобразными линзами и тонкой металлической оправой. Во второй половине 1930-х и начале 1940-х годов группа американских фирмам Bausch & Lomb, American Optical, The Chas. Fischer Spring Co., Wilson Optical и Rochester Optical Co. выпускали по военному заказу защитные очки под названием AN6532 (Army/Navi, порядковый номер заказа 6531) в огромных количествах (несколько миллионов штук) для лётчиков и моряков. Несмотря на утилитарность, эти очки имели передовые свойства: каплеобразные и выпуклые линзы, пластиковые носоупоры и упор на лоб, пружинные дужки. Обычно применявшиеся в это время очки были круглые и имели только один упор на переносицу.

Впоследствии появились варианты без лобовой перекладины и с пластмассовыми заушниками (известный обладатель таких очков генерал Дуглас Макартур). Так как в те годы всё военное было в моде, эти очки стали популярны в народе и две фирмы вовремя сориентировались и стали в 1940-50-е годы продвигать подобные очки для гражданского использования. Bausch & Lomb возродила довоенный бренд Ray-Ban и название за очками закрепилось «Авиатор», а American Optical создала хоть и менее известный, но столь же харизматичный «Пилот».


Джеймс Дин в очках формы "броулайнеры"

Броулайнеры (клабмастеры)

Такие очки обожали голливудские красавцы 50-х годов вроде Джеймса Дина. Они отличаются комбинированной оправой, в области бровей пластиковыми вставками, а нижняя часть линз обрамлена в тонкий металлический ободок. Броулайнерами они называются потому, что верхняя линия очков практически прямая, подчеркивающая линию бровей. По сути это модифицированные «авиаторы».


Кадр из ффильма "Завтрак у Тиффани"

Вайфареры
Вайфареры — это очки в роговой или пластмассовой оправе, выпущенные фирмой Bausch & Lomb под своим брендом Ray Ban в 1952. Они имеют трапециевидную форму, сверху шире, и черную или цветную оправу

Такая форма оправ появилась через 20 лет после авиаторов. Вайфаеры стали первыми неметаллическими очками и тут же полюбились голливудским звездам. Особенно часто их можно встретить на героях фильмов 50-60-х годов, например, очки именно такой формы носила Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани». Они отличаются трапециевидной формой. Являются одной из наиболее популярных форм очков в мире.

Градиенты
Градиенты сверху темнее, внизу светлее. Поэтому чем выше, тем больше защита от яркого света.

Градиенты хороши тем, что их можно носить даже в помещении, например, в ночном клубе, не боясь споткнуться. Они также годятся для летчиков и водителей — нижняя часть для панели приборов, а верхняя, чтобы смотреть в окно.

Двойные градиенты сверху и внизу темнее, а в середине светлее.


Джон Леннон в "тишейдах"

Тишейды (ленноны)

«Леннонами» сегодня принято называть небольшие металлические очки с круглыми световыми проемами. Своим названием они, как нетрудно догадаться, обязаны Джону Леннону - одному из самых известных пользователей круглых очков за всю их историю. В 60-70-е годы прошлого столетия, подражая своему кумиру, многие молодые люди стремились иметь нечто подобное. Очки Леннона были, кстати сказать, никелированными. Однако сегодня, говоря о «леннонах», мы имеем в виду в первую очередь их форму, а не материал (так что те, кто страдает аллергией на никель, могут вздохнуть спокойно).

После того как в 1980 году лидер ливерпульской четверки, призывавший людей заниматься любовью, а не войной, был убит, круглые очки стали символом мира и движения хиппи. Скандального музыканта Оззи Осборна, который также оказался неравнодушен к круглым очкам, причислить к «детям цветов», конечно, не получится, однако нельзя не отметить, что благодаря ему круглые очки стали еще и достоянием андеграунда, представители которого именуют очки а-ля Осборн «оззи». Впрочем, у тех, чье детство пришлось на 1990-е годы, «ленноны» ассоциируются отнюдь не с упомянутыми выше музыкантами, а скорее с юным волшебником Гарри Поттером. Этому персонажу принадлежит немалая заслуга в том, что круглые очки пробрели большую популярность у подростков-очкариков, которые перестали наконец чувствовать себя аутсайдерами.

В наше время тишейды бывают разноцветныe или с зеркальным покрытием, более крупных размеров, а также, как и другие очки, с пластмассовыми линзами.


Модель в очках "панто"

Панто

Как и тишейды имеют круглые линзы, но отличаются от последних положением дужек к оправе: те расположены выше середины. Плюс, часто линзы у панто немного сужаются книзу, походя на каплю. Пик популярности пришелся на 60-е годы.


Кадр из фильма "Тельма и Луиза" (на героине Сьюзен Сарандон очки в форме "кошачий глаз")

Очки Броулайн
Броулайн (по терминологии фирмы Ray Ban — Clubmaster 2156, 3016, 4132) появились в 1950-е в Америке. Название связано с тем, что утолщенная верхняя часть оправы повторяет линию бровей. Обычно нижняя часть оправы и перемычка металлические, а верхняя пластмассовая, но иногда пластмассовая перемычка может входить в состав верхней части.

«Кошачий глаз»
«Кошачий глаз» — очки в толстой роговой оправе с заостренными верхними углами. В основном их носят женщины[источник не указан 1377 дней].

Разновидность «кошачьего глаза» — так называемая «стрекоза» (большие круглые или квадратные линзы в толстой оправе). В наше время это скорее стиль ретро.

Очки cat-eye обожали все голливудские иконы от Мэрилин Монро и Одри Хепберн до Грейс Келли и Софи Лорен. Их отличает приподнятый и заостренный верхний внешний угол и довольно толстая оправа. Еще вариант подобный формы может называться «бабочкой» - такие очки более вытянуты и острее смотрят вверх.


Гранды

Гранды с огромными линзами чаще всего используются просто для красоты. Это самые дешевые очки с разноцветными линзами и оправами.

Гранды предохраняют не только от загара (чем крупнее, тем лучше), но и от посторонних взглядов.

Такие пучеглазые очки обожали Жаклин Кеннеди и Бриджит Бардо. Они прекрасно защищали от солнца и навязчивых поклонников. Отличаются круглой формой, закрывают значительную часть лица (брови и часть щек) и имеют выпуклые линзы.

Насадочные линзы
Насадочные линзы, также «флипы» или «клипы» — это гранды, которые прикалываются поверх оптических очков в качестве солнцезащитных (редко наоборот) и поднимаются в помещении

Дырочные
Дырочные, или перфорированные, уменьшают (а не фильтруют) световой поток с помощью не затемненных линз, а сетки с мелкими отверстиями, как у северных народов. Этим они напоминают занавеску на окне. Иногда перфорированные очки делаются также с линзами в дополнение к сетке — иначе они не защищают от ультрафиолета.

Кроме того, есть сведения, что эти мелкие отверстия обладают эффектом диафрагмы, наподобие камеры-обскуры, то есть повышают остроту зрения при нарушениях рефракции. Но, ограничивая поле зрения, для тонкой и точной работы они не годятся.

По степени защиты темные очки делятся на 5 категории по светопропусканию в видимой части спектра (источник):

Прозрачные 0 категория 100 — 80% светопропускания — рецептурные диоптрийные очки для ношения в помещении, в сумерках или ночью, водительские ночные очки, спортивные и защитные очки от снега и ветра.
Светлые 1 категория 80 — 43% светопропускания — очки для пасмурной погоды и как модный аксессуар.
Средние 2 категория 43 — 18% светопропускания — подходят для ношения в городе и для вождения автомобиля в среднеяркую погоду, в переменную облачность.
Сильные 3 категория 18 — 8% светопропускания — для защиты от яркого дневного солнца и для вождения автомобиля при сильном освещении.
Максимальные 4 категория 8 — 3% светопропускания — для максимальной защиты в условиях высокогорья, на горнолыжных курортах, в снежной арктике летом. Не предназначены для вождения автомобиля, так как в них плохо видно при переходе из света в тень.
Вне нормы — менее 3% — чрезвычайно тёмные ледниковые или арктические очки и специальные очки для защиты от излучений, например для сварки.

Сверху вниз: очки 1, 2, 3 и 4-й категории, а также сварочные очки

Специальные очки


Очки для моряка

Очки для космонавта

Очки для военных

Очки для защиты от лазерного излучения

Очки для газосварки
Спортивные очки

К спортивным очкам предъявляются особые требования. Они должны удобно и прочно сидеть на лице, иметь носоупоры и не должны запотевать; иногда могут иметь подвязывающую ленту на затылке (например, в лыжных видах спорта). Очки рекомендуют подбирать с помощью примерки разных моделей, так как удобная посадка конкретной модели зависит от индивидуального строения лица. Велоспорт, пробеги, триатлон, пляжный волейбол — вот далеко не полный перечень видов спорта, спортсмены которых активно используют солнцезащитные очки.

Очки для водных видов спорта, кроме того, должны иметь повышенную плавучесть и не запотевать.

Альпинисты и полярники путешествуют по снегу и льду, свет от которых сильно отражается (включая ультрафиолет) — особенно на большой высоте. Поэтому они используют так называемые снеговые очки — большие круглые затемненные линзы с кожаной обшивкой, не пропускающей свет по краям.


Базз Олдрин перед посадкой на Луну

Забрало шлема защищает глаза космонавта
Космические очки
В космосе нужна особая защита, так как там ультрафиолетовые и инфракрасные лучи не поглощаются атмосферой, как на Земле. Но солнцезащитные очки как внутри космического корабля, так и в открытом космосе не обязательны, поскольку и окна космического корабля, и забрало шлема слегка затемнены и снабжены тонким золотистым фильтром для отражения избытка лучей. Но некоторым космонавтам нужны очки с диоптриями, так как в условиях невесомости их зрение может временно снизиться.

Такие очки должны быть лёгкими, хорошо держаться и не спадать с головы, так как поправить их в скафандре может быть затруднительно. Считается[кем?], что оправа космических очков должна весить не больше 10 мг и не содержать ни винтов, ни шарниров, которые могут разболтаться: отлетевшие детали в невесомости не падают, а остаются висеть в воздухе и могут попасть в лёгкие человека и внутрь приборов.

Конструкция очков


Очки 1980-90-х годов с металлическим хромовым зеркальным покрытием

Очки 2000-х годов с интерференционным зеркальным покрытием. В сравнении с предыдущими разница малозаметна, но она есть: при искусственном освещении отражение имеет радужные оттенки

Лыжные очки с более характерным интерференционным покрытием — эффект масляной плёнки

Поляроид

Фотохромная линза на свету, частично прикрытая бумагой. Между светлой и темной частью виден второй уровень цвета, так как фотохромные молекулы расположены на обеих поверхностях линзы

Спортивные очки 1990-х годов с неодимовыми линзами

Неофановые очки с дополнительным затемнением

Существует несколько способов ограничения светового потока при помощи линз:

поглощение:
тонирование или затемняющая окраска стекла;
фотохромный эффект (линзы-хамелеоны) — внесение в линзу вещества темнеющего на солнечном свету;
поляризационный светофильтр — поглощение специальными плёнками или стеклом с кристаллами отражённого света от плоских поверхностей;
отражение:
зеркальное покрытие на основе нанесения на наружную поверхность линзы одного тонкого полупрозрачного слоя какого-либо не окисляющегося металла (хром, серебро, золото, платина);

Очки с нейлоновой полуоправой и сменными линзами
интерференция света при помощи многочисленных сверхтонких покрытий на линзах, которые по-разному преломляют лучи и создают эффект разноцветных зеркал. На этом же принципе основано антибликовое покрытие с обратной стороны линз.

Также существует ещё один способ снижения яркости света — применение неодимового (неофанового) стекла с оксидами редкоземельных элементов: оксида неодима или оксида дидима (смесь неодима и празеодима). Такие линзы имеют фиолетовый, коричневый и серый цвет и способны резко поглощать жёлтые лучи, из-за чего защитные очки с ними надевают во время работы стеклодувы. Ультрафиолетовые лучи такие стёкла тоже хорошо поглощают и в принципе могут использоваться для защиты от солнечного света. Из-за поглощения жёлтых лучей они усиливают видимость(как бы подсвечивают) красных, оранжевых, зелёных предметов и могут применяться водителями, поскольку обостряют видимость сигнальных огней

Широкие дужки ограничивают световой поток по краям

Исторически первыми применялись окрашенные линзы. Во второй половине 20-го века начали производиться линзы с металлическими зеркальными покрытиями. В 1960-70-х годах появились первые фотохромные, в 1980-х в массовом производстве поляризующие линзы и, наконец, тогда же изобретены самые высокотехнологичные линзы с интерференционным напылением. Последние изначально из-за необычно красочного внешнего вида представлялись как эксклюзивные и стоили дорого, несколько сотен долларов за пару очков.Сегодня, с развитием технологий и удешевлением производства, они стали массовыми и недорогими, и практически все современные зеркальные и зеркально-цветные линзы делаются интерференционными, совершенно вытеснив металлическое напыление.

Задняя сторона очков без антибликового покрытия (слева) и с покрытием (справа). Обратите внимание на окрашенные синие блики линз с покрытием

Поляризованные линзы делаются с применением веществ, которые имеют способность отфильтровывать плоскополяризованные лучи, чтобы уменьшить блики от горизонтальной, или почти горизонтальной, отражающей поверхности (например, воды, снега, мокрого асфальта) или рассеянный свет неба. Такие линзы можно делать из стекла, но в основном их производят из пластика, например с покрытием из поляроидной пленки. Поляроидная пленка задерживает 40-60% света, поэтому такие очки одновременно являются солнцезащитными.

Фотохромные линзы, иначе называемые «хамелеонами», темнеют от ультрафиолета. В помещении, где ультрафиолета нет, они постепенно светлеют. Фотохромные линзы делают из стекла, поликарбоната и других пластмасс.

Тёмные (сверху) и прозрачные (внизу) очки с диоптриями

Искусственное освещение на эти линзы обычно не действует, если в нем нет коротких ультрафиолетовых волн, которые излучает Солнце. От видимого света такие линзы темнеют гораздо меньше, так что для вождения они неудобны — оконное стекло автомобиля ультрафиолет не пропускает. Тем не менее, некоторые варианты фотохромных линз достаточно хорошо темнеют и в салоне автомобиля.

Фотохромные линзы обычно темнеют и светлеют меньше, чем за минуту, но полный переход из одного состояния в другое происходит от 5 до 15 минут, отсюда вытекает ещё один недостаток такого типа линз: при выходе на улицу, когда глаза ещё не приспособились к яркому свету, очки некоторое время не выполняют свою функцию.

В одних и тех же линзах могут одновременно применяться окраска, поляризация, градация, фотохромный эффект и зеркальное покрытие в тех или иных сочетаниях. Градация или градиентное затемнение — это когда линза сверху темнее, а внизу светлее. Очки с диоптриями тоже бывают достаточно темными или с эффектом «хамелеона», чтобы использовать их в качестве солнцезащитных. Вместо этого можно носить так называемые насадочные линзы — темные поверх оптических или наоборот.

Солнцезащитные очки с линзами разных цветов
Цвет линз зависит от модели, стиля и цели использования, чаще всего используются серые, зелёные, коричневые и жёлтые цвета.

Серые или дымчатые и серозелёные линзы поглощают все цветные лучи почти одинаково, сохраняют естественные цвета и считаются нейтральными.
Зелёные линзы раньше использовали повсеместно, но оказалось, что они, пропуская самые яркие лучи спектра, меньше всего достигают цели. Теперь зелёные линзы используются в специальных очках для больных глаукомой
Коричневые линзы немного искажают цвета, но увеличивают контраст.
Голубые и синие синие линзы больше всего задерживают желтые и оранжевые лучи (самые яркие); линзы используются при среднем и ярком свете, так как они увеличивают контраст, но не искажают цвета.
Оранжевые линзы увеличивают контраст и ощущение глубины, но искажают цвета.
Желтые также увеличивают контрасты, но почти не затемняют; потому такие линзы используются теми, кому нужно более чёткое видение в пасмурную и туманную погоду.


Янтарные линзы рекомендуются при искусственном освещении после темноты.
Розовые делают окружающий мир красочнее и обостряют резкость контрастов (знаменитое словосочетание «розовые очки»)
Фиолетовые линзы чаще всего используются просто для красоты.
При работе с компьютером можно использовать слегка затемнённые линзы, чтобы увеличить контраст.
Прозрачные линзы используются для защиты глаз от ветра, пыли и химикатов. В некоторых очках предусматривается замена линз, чтобы ими можно было пользоваться как при слабом утреннем и вечернем свете, так и в яркий полдень.
Линзы с зеркальным покрытием и с отражающим покрытием интерференционного типа может быть цветным, причём цвет зеркала не зависит от цвета линзы. Например, могут быть серые линзы с синим зеркалом или коричневые линзы с серебряным зеркалом. Эта зеркальная поверхность мало поглощает тепловые солнечные лучи и нагревается меньше линз без зеркала.

Металлические зеркальные покрытия бывают серебристые и металлически-жёлтые. Например на шлемах космических скафандров защитный светофильтр изготовлен напылением золота и имеет жёлтый цвет.

Интерференционные покрытия отличаются от обычных зеркальных гораздо бо́льшим цветовым разнообразием, так как их цвет зависит не только от применяемых веществ, но от количества и толщины преломляющих слоёв. В зависимости от толщины и количества они отражают ту или иную цветовую часть спектра от общего подающего светового потока и потому могут быть любых цветов от зеркально-серебристого до тёмно-фиолетового, а некоторые линзы переливаются цветами при рассматривании с разных сторон (эффект типа радужного отражения от масляной или бензиновой плёнки на воде).

Недостаток зеркальных и интерференционных покрытий в том, что оно обычно легко покрывается царапинами и теряют не только внешний вид, но и свою светозащиту и прозрачность

Солнцезащитные очки остаются важным изделием, без которого не проходит ни один показ мод. Они были и остаются неотъемлемой частью