Любая концепция раскрывается через ряд принципов (от лат. principium - основание), в том числе и концепция взаимосвязи мозга и психики. В работах А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской, О.С. Адрианова, Л.С. Цветковой, Н.П. Бехтеревой и др. суммируются основные принципы строения и работы мозга. Благодаря этим исследователям, в мозговой организации можно выявить как общие принципы строения и функционирования, характерные для всех макросистем, так и динамически изменяющиеся индивидуальные особенности этих систем.

А.Р. Лурия выделяет следующие принципы эволюции и строения мозга как органа психики:

  • - принцип эволюционного развития, заключающийся в том, что на различных этапах эволюции отношения организма со средой и его поведение регулировались различными аппаратами нервной системы и, следовательно, мозг человека представляет собой продукт длительного эволюционного развития;
  • - принцип сохранности древних структур, предполагающий, что прежние аппараты мозга сохраняются, уступая ведущее место новым образованиям и приобретая новую роль. Они все больше становятся аппаратами, обеспечивающими фон поведения;
  • - принцип вертикального строения функциональных систем мозга, означающий, что каждая форма поведения обеспечивается совместной работой разных уровней нервного аппарата, связанных между собой как восходящими, так и нисходящими связями, превращающими мозг в саморегулирующуюся систему;
  • - принцип иерархического взаимодействия разных систем мозга, согласно которому возбуждение, возникающее в периферических органах чувств, сначала приходит в первичные (проекционные) зоны, затем распространяется на вторичные зоны коры, которые играют интегрирующую роль, объединяя соматотопические проекции возникших на периферии возбуждений в сложные функциональные системы. Данный принцип, по сути, обеспечивает интегративную деятельность мозга;
  • - принцип соматотопической организации первичных зон мозговой коры, по которому каждому участку тела соответствуют строго определенные пункты коры больших полушарий (точка в точку).
  • - принцип функциональной организации коры отражающий взаимосвязь роли функции и ее проекции в коре больших полушарий мозга: чем большее значение имеет та или иная функциональная система, тем большую площадь занимает ее проекция в первичных отделах коры головного мозга. Иллюстрацией данного принципа являются известные схемы Пенфилда; мозг психика нейроанатомический
  • - принцип прогрессивной кортиколизации, суть которого в том, что чем выше на эволюционной лестнице стоит животное, тем в большей степени его поведение регулируется корой и тем больше возрастает дифференцированный характер этих регуляций.

Кроме того, А.Р. Лурия указывал, на то, что, и формирование психической деятельности человека идет от простых к более сложным, опосредованным формам.

О.С. Адрианов, дополняя и развивая науку о мозге, сформулировал два принципа:

  • - принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных путей проведения возбуждения, что дает возможности для различных типов переработки афферентных сигналов;
  • - принцип иерархического соподчинения различных систем мозга, благодаря которому уменьшается число степеней свободы каждой системы и становится возможным управление одного уровня иерархии другим.

Е.Д. Хомская, опираясь на современные представления об основных принципах организации мозга как субстрата психики, обосновывает два основных принципа теории локализации высших психических функций:

  • - принцип системной локализации функций (каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга);
  • - принцип динамической локализации функций (каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные возрасты их жизни).

Выделенные выше главные принципы структурно-функциональной организации мозга сформулированы на основе анализа нейроанатомических данных.

Шошина Вера Николаевна

Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

Написано статей

О том, как работает важнейший орган человеческого тела, головной мозг, существует множество легенд и псевдонаучных теорий. Самое частое утверждение гласит: по проведенным исследованиям он тратит не более десяти процентов потенциала. Правда ли это? На сколько процентов работает человеческий мозг на самом деле?

Как работает мозг человека

Мозг - наиболее сложный орган у всех живых существ. Каждое мгновенье ему нужно обработать огромное количество информации, передать сигналы другим системам организма. Ученым до настоящего времени не удалось полностью изучить его структуру и функциональные особенности. У человека орган отвечает за такие процессы, как: , сознание, речевые функции, координация, эмоции, рефлекторные функции.

Центральная нервная система нормального человека состоит из спинного и головного мозга. В состав этих органов входят 2 разновидности клеток: нейроны (носители информации) и глиоциты (клетки, выступающие в качестве каркаса).

Все тело человека пронизано сетью нервов, являющихся продолжением ЦНС. Через нейроны информация от мозга расходится по всему организму и поступает обратно для обработки. Все нервные клетки создают с ним единую информационную сеть.

Миф об использовании 10% мозга

Нет достоверных данных, откуда появилась теория «Десяти процентов», предположительно все произошло так:

  1. На стыке 19 и 20 веков двое исследователей Сидис и Джеймс изучали способности детей, проверяя теорию ускоренного развития человека, и пришли к выводу, что человеческий мозг имеет огромный потенциал, который не используется полностью. Позже Томас, другой знаменитый ученый, при написании предисловия к труду Карнеги, вспомнил эту теорию и предположил, что мозг человека на самом деле работает только на десять процентов своего потенциала.
  2. Группа научных работников, проводя исследования по нейробиологии, изучая и кору его полушарий, вывели заключение, что в каждую секунду он задействован на десять процентов. Позже на вопрос, сколько же процентов мозга работает у человека, в книгах и телевизионных передачах начали приводить усеченный ответ.

Так расхожий миф превратился в реальность. Легенда о том, что среднестатистический человек использует только десятую часть своего потенциала, приобрела большую популярность. Она постоянно муссируется в художественной литературе и кино, на ее основе создано множество книг и фильмов.

Нечистоплотные психотерапевты и различного рода экстрасенсы хорошо наживаются на существующем мифе, предлагая программы тренингов, проводя дорогостоящие курсы, где человеку:

  • обещают тренировать мозг до достижения стопроцентного раскрытия потенциала;
  • гарантируют, что каждый умный ребенок станет гением, при использовании предложенных методик;
  • предлагают найти и раскрыть скрытые паранормальные способности, якобы дремлющие в каждом человеке.

Что на самом деле

А как же в действительности, насколько работает мозг и как проверить, применяет ли человек свой потенциал полностью?

Аргументация, свидетельствующая о полном использовании мозга:

  • Не стоит опираться на умозаключения ученых, сделанные в конце девятнадцатого века. В те времена просто не существовало технической возможности для подсчета в процентном соотношении количества нейронов, задействованных в работе.
  • Многолетние эксперименты, тесты и исследования показали, что при выполнении простого действия (общение, чтение и другое) активизируются все участки органа. Следовательно, он работает не на 10, а на 100 процентов.
  • Тяжелая часто приводит к серьезным нарушениям в работе организма, потере многих функций. При использовании десятой части деятельности мозга человек не заметил бы разницы, орган мог бы компенсировать травму и задействовать остальной потенциал.
  • Природа экономна, ведь на мозговые процессы, протекающие в организме человека, затрачивается около двадцати процентов энергии. Вряд ли на орган, который используется частично, тратилось бы столько энергии.
  • Величина мозга также свидетельствует о том, что он использует куда больший процент вещества. Все органы человеческого тела прямо пропорциональны функциям. Мозг, который использует только десятую часть потенциала, весил бы столько же, сколько он весит у овечки.
  • Ускорение мыслительных процессов в мозгу происходит в том случае, если применяются правильные методики обучения и упорный труд, а не произошла активация неработающих участков с помощью дорогостоящих курсов.

Мистические способности

Человек в критической ситуации может почувствовать в себе просто мистические способности для решения проблемы. Известны случаи, когда люди в момент опасности поднимали огромные тяжести, принимали нужные решения за краткие доли секунды, увеличивали скорость восприятия информации.

Что же происходит в таких случаях: мобилизация организма и выброс в кровь адреналина или пробуждение остальной части органа? Достоверно известно, что, пережив экстремальную ситуацию, человек чувствует сильнейшую усталость, ведь организм затратил большое количество энергии на действия. Следовательно, дело не в мистических способностях, которые дремлют в мозгу, а в мобилизации органа для решения важной задачи.

В любом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче.

Специфика работы головного мозга

Мозг - самый важный орган нервной системы любого живого существа. В коре головного мозга , составляющей внешнюю поверхность мозга, в тонком слое серого вещества, состоящем из сотен миллионов нейронов, ощущения становятся осознанными, генерируется вся произвольная активность, и происходят высшие ментальные процессы, такие как мышление, память и речь.

Например, мозг человека состоит из воды на 78%, на 15% из жира,а остальные 7% составляют – белки, гидрат калия и соль. Мозг это электронный сверхбыстрый компьютер, поэтому во Вселенной нет ничего более сложного из того,что мы знаем,что сопоставимо с нашим мозгом.

Головной мозг человека составляет часть центральной нервной системы, состоит из органов, находящихся внутри черепной коробки окруженных защитными мембранами,мозговыми оболочками, между которыми находится спинномозговая жидкость, предназначенная для амортизации при травмах. Человеческий мозг весит около 1300 г. По своему размеру и сложности эта структура не имеет равных в животном мире.

У мозга очень сложное строение, он включает в себя миллионы нейронов, чьи клеточные тела сгруппированы в нескольких отделах и составляют так называемое серое вещество, тогда как другие содержат только нервные нити, покрытые миелиновыми оболочками, и составляют белое вещество. Мозг состоит из симметричных половин, мозговых полушарий, разделенных длинной бороздой толщиной 3-4 мм, внешняя поверхность которой соответствует слою серого вещества, где кора головного мозга состоит из различных слоев тел нейронов.

Головной мозг человека состоит из:

коры головного мозга , самого объемного и важного органа, поскольку он контролирует всю сознательную и большую часть бессознательной деятельности тела, кроме того, он является местом, где протекают ментальные процессы, такие как память, мышление и тому подобные процессы.

мозгового ствола, состоящего из варолиева моста и продолговатого мозга. В мозговом стволе находятся центры, регулирующие жизненные функции, в основном мозговой ствол состоит из ядер нервных клеток, поэтому он серого цвета.

мозжечока, принимающего участие в контроле равновесия тела и координации движения, осуществляемого телом.

Хочется заметить, что даже при нормальном мозговом кровообращении человек никакой власти над своим головным мозгом не имеет, он принимаетрешение всегда сам. Иэтоставит нас в очень щекотливое положение.Но у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, и вообще всё делает сам,нопосылаетчеловеку сигнал - ты, мол, не волнуйся, это всё сделал ты сам, и это было твое личное решение.

Мозг как микроэлектронное устройство потребляет всего от 10 – 30 Ватт мощности.Это мощность самой маленькой лампочки. Наиболее тренированный мозг в лучшие из своих креативных мгновений потребляют, не более30Ватт.

А вот реальному суперкомпьютеру нужны мегаватты. Настоящие мощные суперкомпьютеры потребляют энергию, которой хватит для электрификации небольшого города.Из этого следует, что мозг работает на микроэнергиях, совершенно другим способом, нежели компьютер.

Это наталкивает на мысль от ом,что,если бы мы узнали всё-таки, как он действует,это бы повлияло на все сферы нашей жизни, включая даже энергетическую, тогда бы можно было во всём пользоваться меньшим количеством энергии.Ведь в прошлом году все компьютеры мира сравнялись по производительности с одним человеческим мозгом.

Многие люди задаются вопросом, не отсюда ли нервные и психические расстройства выходят на первое место в мире среди болезней, ведь эти заболевания начинают опережать по количеству онкологию и сердечнососудистые заболевания, что являет собой не только кошмар,но, кроме всего прочего, очень большое динамическое бремя для всех развитых стран.

Я исследовал этот вопрос и чётко могу заявить – не отсюда и на то есть совершенно весские основания. И хотя многие люди хотят, чтобы все были нормальными и здоровыми людьми, но существует другая международная группа могущественных людей, которые этого совершенно не хотят, но хотят, что бы все люди – знали мало, жили плохо, много болели и приносили бы баснословные прибыли монополиям.

За короткий промежуток недавнего времени они просто уничтожили по всему миру два десятка ведущих учёных доказавших, что вся фармацевтическая промышленность людям совершенно не нужна. Что современная медицина и фармацевтическая промышленность просто наживаются на людях, отравляя их и получая за это огромные деньги. Это были известнийшие учёные нашего мира, которые погибли при самых странных обстоятельствах за самый короткий промежуток времени после оглашения своих научных выводов в прессе или на телевидении.

И это уже не первый такой случай массовой гибели учёных, работающих в одной области знаний и добившихся значительный открытий, способных изменить весь мир. Только на моей памяти таких случаев было, по крайней мере, три. Предпоследний случай произошёл в 90-х годах прошого века и погубил всех ведущих микробиологов мира работающих над одной проблемой. Я тогда сам работал в научно исследовательском институте и мне были знакомы некоторые из погибших учёных, по их работам с превеликим трудом публиковавшимися в научных журналах, в виде короткого научного сообщения или небольшой статьи.

Нонормасостояния головного мозга этонетолькохорошее кровообращение при правильной осанке человека, но и то,что упирается в патологию при значительном нарушении мозгового кровообращения и даже, то, что иногдапроявляется как гениальность. Потому что гениальность это ненорма, а специфическое нарушение кровообращения вызвашее неправильную работу мозга с “прекосом”.

И, как правило, эти люди, дорогой ценой оплачивают свою гениальность всей своей жизнью.Изнихогромный процент людей, которые либо спиваются, либокончают ссобой, так как у них резко проявляется аутизм и жизнь становится не мила, а получить так необходимую для существования энергию им не удаётся.

Ведь семьи и другие близкие люди их уже давно покинули из-за сложностей совместной жизни, а чужие люди таких просто сторонятся, так как у них даже на лице написаны все их пороки. Так что острый психоз, шизофрения, иличто-нибудьдругое с психическим состоянием у них непременно проявляется, что их и губит окончательно.Иэто огромная статистика, а не просто бабушкины разговоры.

Если сравнивать мозг с компьютером то, как и в компьютер, мы должны в мозг установить необходимые нам программы. Какие-то программы в нём уже стоят,акакие-тонужно где-то получить и закачать, имы ихзакачиваем туда всю свою жизнь, поканепомрём.Закачивая программы, мы меняемся и перестраиваемся, ведь главная задача мозга это учёба, не в узком, банальном смысле – вроде знать, кто такой Достоевский или Зощенко, авсамомшироком смысле, ведь онпоглощает информацию всё время, иначе просто деградирует и погибает.

В нас больше ста миллиардов нейронов.Вразныхматериалах приводятся разные цифры, да и как их сосчитать всерьёз. У каждого из нейронов,взависимостиоттипа,может быть до 50 тысяч связей с другими частями мозга.Мозгэтонепростонейронная сеть, это сеть сетей в кубе.

Вмозге 5,5 петабайт информации это три миллиона часов просмотра видеоматериала или триста лет непрерывного просмотра. Это ответ на вопрос,неперегрузимлимымозг,еслимыбудем потреблять “лишнюю” информацию. Да, мыегоможем перегрузить, но не “лишней” информацией.

Дляначала,что такое информация для самого мозга? – Это не только знания. Мозгзанятнашими движениями в пространстве, занят перемещением калияикальциячерез клеточную мембрану, тем, как работают почки, что делает гортань, как меняется состав крови и многим другим происходящим в нашем организме.

Мы знаем, конечно, чтовмозгуесть функциональные блоки, что естькакая-толокализация специфических функций.Имыдумаем,как глупцы, еслимыделаемязыковую работу, когдавмозгуактивируются зоны, которые заняты речью.Таквотнет,небудут.Тоестьони будут задействованы,ноостальныеучастки мозга тоже будут принимать в этом участие, а внимание и память в этот момент тоже будут работать.

Еслизаданиезрительное, значит, зрительная кора тоже будет работать, если слуховое – то слуховая. Ассоциативные процессы тоже всегда будут работать. Одним словом,вовремявыполнениякакой-либо задачи в мозге неактивируетсякакой-тоотдельный участок, а просто мозг всегда работает весь.Тоестьучастки, которыезачто-токонкретное отвечают,вродебыесть, ивтожевремяихкакбынет.

У мозга так организована память, что она быстроходнее, чем у любого компьютераи организована семантически.(Семантикаявляется разделомлингвистики , изучающим смысловоезначение единиц языка .) Тоесть,скажем, информация о собакевовсенележитвтомместе, где собрана наша память о животных.

В нашем мозгу большинство процессов идет параллельно,втовремя как компьютеры имеют разные модулииработаютсериально.Кратковременная память у нас тоже организована не так, как в компьютере. Вкомпьютереесть “железо” и “софт”, а в мозгу эти две части нераздельны. Намлишькажется, что компьютер выполняет много работ одновременно, но на самом деле он простоочень быстро скачетсзадачиназадачу.

Еслимысидимвсе своё свободное время в интернете, то неизбежно появляется то, чтовмирепризнано болезнью называемой Аутизм, аобыватели называют это компьютерной зависимостью. Её лечат те же специалисты, которые лечат наркоманиюиалкоголизм,ивообщеразные мании, но никогда не вылечивают из-за неправильного подхода к причине данного заболевания.

В конкретном случае, человек, сидящий за монитором, всегда сидит, наклонив шею и голову немного вперёд, что является его главной ошибкой. Этого хватает, чтобы голова в атланте начала смещаться вперёд и вниз, притом, чем ниже шея, тем тяжелее становится голова (примерно, весом до 28-30 килограмм), поэтому все шейные позвонки подворачивается вперёд и назад через позвонок в своей верхней части.

Такое изменённое, с наклоном вперёд назад, состояние позвонков шейного отдела позвоничника перекрывает сонные артерии, питающие головной мозг и он постепенно разжижается так, как начинает проявляться резкое нарушение мозгового кровообращения вызывающее психическое заболевание – Аутизм.

После этого происходит нарушение работы весьма обширной нейронной сети головного мозга, и человек становится врагом всему прогрессивному, передовому и здравомыслящему. И главное, что агрессия будет происходить в изощрённой, часто, скрытой от всех форме, и всегда направлена только против абсолютно здоровых людей.

Внезапно возникшая ссора, это как раз про такой случай. - Вспомните, как часто вы это наблюдаете по TV в криминальной хронике, но изворотливость и хитрость виновника ситуации всегда перекладывается на невиноватого. Поэтому в агрессии всегда обвиняют невиновного, а не того кто создал опасную ситуацию.

Медики этого не знают и поэтому занимаются самообманом и обманывают пациентов, там, где необходимо применить знания сопромата и физики, которых они не знают – ведь они не технари. Отсюда, это их лечение специальными препаратами постепенно делает человека полным инвалидом, хотя если уметь, то Аутизм лечится, или правильно сказать организм человека восстанавливается без всяких лекарств и без последующих последствий.

Наблюдая за людьми долгое время, я пришёл к выводу о деградации популяции людей. Мало того, что у большинства мозг работает не правильно из-за отсутствия правильной осанки, так они ещё им и не пользуются когда необходимо. Казалось бы есть сложности по жизни, возьми и разберись, а не можешь сам спроси того кто в этом лучше понимает, но не тут-то было. Начинает проявляться непонятно откуда появившаяся “гордость”, “заносчивость” “самоуверенность”, которые мешают помочь самому себе. Поэтому люди болеют и главным образом психическими заболеваниями, а уже потом и соматикой.

Любое обучение, яимеюввиду,любую работу, которая делается мозгомикотораясложна для него, стимулирует наш мозг и развивает его. Искусство передаетсяотмастеракученику,отличностикличности.Ведь нельзя научиться кулинарии по книжке. Дляэтогонужно стоять и смотреть, что и как это делает другой более опытный человек.

Поэтому есть некоторые правила, которые касаются когниктивного и креативногомышления. Одноизних– нужно снять когнитивный контроль: перестать оглядыватьсяна других, престатьбоятьсяошибок, несмотреть,как и что делают соседи, перестать себя корить. Ваш мозг не должен быть занят вычислительной работой, как калькулятор.Поэтому на Западе на предприятия нанимают специальных людей, которые на производстве живут своей жизнью, не подчиняясь никаким законам, а потом дают совет руководству, как всё изменить и получить большую прибыль.

В основном это люди с очень развитым воображением, оторванные от реальности, но из-за сколиоза и неправильной работы мозга, не так как у других, они способны увидеть то чего никто не увидит. Сделать что-то они сами не могут, но их советом можно воспользоваться умным и толковым людям и тогда всё желаемое получится.

Не порали и нам всем задуматься, а то у нас остаётся всего 30 лет до полной деградации, после чего через 15 лет сработает закон сохранения популяции и начнётся полное возраждение уже нового поколения людей, но не нас с вами. Есть законы природы, которые неизбежны для всех, и это надо помнить.