Идеальный человек

Цели и задачи: познакомиться с вечной загадкой человека, смыслом его существования, понимать сущность природы человека; понимать отличия человека от животных; биологические признаки наследственности и факторы, влияющие на нее.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД: предметные: применять понятийный аппарат (человек , социальное , наследственность , инстинкты , эмоции) для раскрытия сущности загадки человека; находить, анализировать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; понимать значение трудовой деятельности для личности и общества; метапредмет- ные - 1) коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; точно и грамотно выражать свои мысли; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

    познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; анализ собственных поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: урок-проект.

Ход уроков

    Организационный момент

    Мотивационно-целевой этап

    Послушайте рассказ и ответьте на вопрос.

По традиции в вечер накануне Рождества вся семья садится полукругом в отчем доме и слушает рассказы мудрого деда. Внучке, которой едва исполнилось пять лет, было интересно, о каком это идеальном человеке говорят ее родители.

    Дедушка, есть ли идеальный человек? - спросила внучка.

    Есть, - ответил дедушка. - Давным-давно, еще во времена Иисуса Христа, жил мужчина, который посвятил свою жизнь поиску всего идеального: идеальных вещей, идеальных зверей, идеальных морей и океанов, идеальной планеты и идеального человека. Долго бродил он по миру, но все встреченные им люди и звери были со своими недостатками и изъянами. Однажды он услышал об Иисусе Христе и решил присоединиться к его ученикам. Много ли времени с тех пор прошло, не знаю, но понял мужчина, что идеальным человеком является сам Иисус.

    О, Иисус, ты и есть идеальный человек! - воскликнул мужчина.

    Ты не прав, сын человеческий. Идеальный человек тот, который живет в твоем сердце, - ответил Иисус с улыбкой.

Не понял мужчина этих слов, и Иисус, видя это, сказал: «Ступай, человек, с миром по миру да ищи идеального человека». Так он и поступил. Только теперь он просто наблюдал за жизнью и людьми.

Прошло без малого два года, и повстречал мужчина женщину. Она ему очень понравилась, как и он ей, и посему, после нескольких месяцев общения, решили они жить вместе.

Прошло несколько месяцев, и одним хмурым утром мужчина понял, что значат Иисусовы слова. Он понял, что для него идеальным человеком является та женщина, что живет с ним, а именно она живет в его сердце.

После того как дедушка закончил повествование, в комнате воцарилась тишина. Каждый думал о своем; внучка же думала о том, что для мамы идеальный человек папа, а для папы - мама.

Вопрос к классу

    Как вы поняли смысл этого рассказа?

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Идеальный человек».

Проблемные вопросы уроков

    Можно ли сформировать идеального человека?

    Почему люди стремятся к идеалу?

    Каким должен быть идеальный человек?

    Идеальный человек - это хорошо или плохо?

    Введение в новый материал

Не решив проблемы стремления человека к идеальному образу, человечество может остаться без будущего. Необходимо не только понимать, как себя вести в обществе, но и быть готовыми жить по законам морали и нравственности.

    Как создать идеального человека?

Мы попытаемся ответить на этот вопрос в ходе работы над проектом.

    Работа по теме уроков

Проект «Как создать идеального человека» предполагает исследовательскую деятельность учащихся 6 класса, с использованием содержания и материалов предметов «Обществознание», «Литература», «История».

Опережающее задание. Используя материалы изученных вами курсов «История», «Обществознание» и «Литература», сформулируйте факторы, формирующие в человеке идеальные черты.

(Проверка выполнения задания.)

Исследование факторов формирования идеального человека помогает участникам проекта оценить эти качества в себе, привлечь учащихся к этой проблеме, наработать практические умения по данному направлению самопознания и самосовершенствования. Таким образом, проект посвящен одной из главнейших задач, стоящих перед человечеством, - формирование и воспитание идеального человека.

В проекте должны содержаться конкретные рекомендации д ля взрослых и школьников, как им себя вести в обществе, что имеет огромное воспитательное значение.

Проблемное задание. Учащиеся на уроке создают презентации на темы: «Идеальный человек - какой он?», «Идеальный герой

в истории», «Идеальный герой в литературе», «Идеальный герой в обществе» и т. д.), напишут статьи и практические рекомендации по формированию и воспитанию идеальных черт характера. Лучшие разработки учащихся по данной проблематике можно представить в школьных изданиях (например, в рубрике «Мудрое перо»).

Работая над проектом, учащиеся должны ответить на следующие вопросы.

Учебные вопросы

    Насколько хорошо вы владеете словарным запасом по теме проекта?

    Какие черты характера идеального человека вы считаете наиболее важными?

    Как будет взаимодействовать идеальный человек с окружающими людьми?

    Какие проблемы у него будут возникать в ходе взаимодействия и каких он сможет избежать?

    Надо ли стремиться к образу идеального человека?

    Какие факторы способствуют появлению идеального человека?

    Какие факторы препятствуют появлению идеального человека?

Работа над проектом проходит в три этапа.

    й этап - подготовительный. Ознакомление с целями и задачами проекта. Вводная презентация проекта. Планирование работы. Формирование групп с учетом выбранных направлений.

    й этап - основной. Определение методов и инструментов исследования. Ознакомление учащихся с критериями оценивания проекта. Работа групп. Представление работ. Защита проектов. Рефлексия.

    й этап - заключительный. Анализ и обсуждение результатов проекта. Самооценка и взаимооценка групп. Оценка учителем деятельности групп и индивидуальной работы учащихся. Проведение итоговой конференции.

Задания выполняются в следующей последовательности.

    Определить гипотезу: «Возможна ли идеальная личность в обществе людей?»

    Составить план работы над проектом.

    Определить сроки выполнения и распределить задания между учащимися.

    Собрать необходимую информацию по теме проекта.

Уроки 34, 35. Идеальный человек

235

    Получить консультацию по теме проекта у учителя.

    Подобрать соответствующую информацию по теме.

    Провести исследования и обобщить полученные результаты, сделать вывод.

Распределение заданий между учащимися может выглядеть следующим образом. Класс делится на несколько «тематических» групп.

Задание для группы лингвистов: составить словарь проекта: идеал, идеальные черты характера, идеальный человек, благородство, мужество, верность и др.

Задание для группы графиков : обсудить наиболее важные черты идеального человека, систематизировать и схематически их отразить.

Задание для группы психологов : исследовать принципы взаимоотношений идеального человека с обществом и изобразить на листе ватмана графически свои выводы.

Задание для группы социологов : обсудить и проанализировать возможные проблемы во взаимоотношениях идеального человека в обществе и выработать стратегию их решения.

Задание для группы философов: обсудить вопрос «Надо ли стремиться к образу идеального человека?» и написать статью (эссе, мини-трактат) на эту тему.

Задание для группы художников: обсудить вопросы: «Какие факторы способствуют появлению идеального человека?», «Какие факторы препятствуют появлению идеального человека?» и создать комиксы на эту тему.

Критерии оценивания работы групп

    Работа выполнена творчески.

    Использована достоверная и фактическая информация.

    Идеи и задачи, поставленные перед участниками проекта, полностью описаны и раскрыты.

    Работа включает в себя умозаключения, полученные на основе проведенных исследований.

    Поставлены интересные, трудные, но достижимые цели,

    Содержание работы полностью соответствует теме.

    Использованы графические изображения.

    Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Сравните свое настроение с образом какого-либо животного (растения). Нарисуйте образ урока. (Проверка выполнения задания.)

    Подведение итогов уроков

Вот и закончилась наша работа над проектом. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Думаю, что опыт, полученный на наших уроках, пригодится вам в жизни.

Домашнее задание

Написать пожелания на следующий учебный год: «В следующем учебном году на уроках обществознания я хочу...»

Кто такой или мой пример для подражания? На этот вопрос легко отвечать детям. Например, многие мальчишки не раздумывая ответят: «Хочу быть сильным, как папа и мудрым, как дедушка.» «Хочу быть ловким, как человек-паук.» Девочки, не раздумывая, скажут: «Хочу быть красивой, как мама и доброй, как бабушка.» «Хочу быть учительницей, как Мария Ивановна, потому что она красивая, умная, добрая и веселая.»

Чем старше становишься, тем сложнее ответить на вопрос: кто такой идеальный человек или мой пример для подражания. Потому что меняется масштабность мышления, меняются взгляды на жизнь. Нередко приходится переживать крах иллюзий. Например, ты мечтал стать военным летчиком, но у твоего лучшего друга погибает отец, твой кумир. И ты никак не можешь принять эту трагическую ситуацию.

Или ты все 10 лет была влюблена в профессию учителя. Понятие кто такой идеальный человек» в твоем сознании было неразрывно связано с твоим школьным учителем. А вот ближе к выпускному вечеру начинаешь реально оценивать то, через какие жизненные перипетии тебе, возможно, придется пройти: небольшая зарплата, постоянная занятость, ненормированный рабочий день, сорванные нервы, голодные собственные дети и вечно недовольный из-за твоей постоянной занятости муж. И ты не можешь сразу решиться: идти или не идти в педагогический.

Но проработав год до поступления в вуз с малышами, ты понимаешь: это мое. Пусть трудно, но зато я точно знаю: работа с детьми — это моя родная стихия. Это мое призвание. Возможно. для кого-то ты сможешь в будущем стать тем, о ком скажут: «Для меня она — идеальный человек.»

Идеальный человек и семья.

Как хорошо, когда у человека с раннего детства есть правильный ориентир, который поможет разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Кто является достойным человеком, а кто вызывает неприятие.

И опять отправную точку нужно искать в семье. Как важно видеть в собственных родителях мудрых наставников и достойный пример для подражания: и в отношении к семье, и в отношении к учебе и работе, и в отношении с близкими и друзьями, и в развитии личностных качеств, таких как: искренность, честность, порядочность, самостоятельность и т.д.

Очень важно научиться анализировать при выборе своего представления об идеальном человеке. С возрастом начинаешь понимать: это может быть не какой-то один реальный человек, а собирательный образ. И в этом образе ты пытаешься соединить те качества, которые хотел бы в будущем выработать в себе.

Меня поразила глубина подхода к своему личностному развитию у Алекса Яновского, известного бизнес-тренера. Его личный список, который он старается постоянно совершенствовать, насчитывает 120 положительных личностных качеств.

Поэтому когда встречаешь таких людей, начинаешь понимать, что пример для подражания нужно выбирать очень тщательно, взвешенно и ответственно; выбирать лучшее и самое достойное.

Ведь ориентируясь на кого-то, ты строишь свое будущее по его модели поведения, а значит и его жизни. При этом надо помнить о своей индивидуальности, о своей креативности.

Не случайно же так устроена природа, что среди 7-и миллиардов человек нет людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Значит, у каждого человека есть что-то свое, своя изюминка в его воображении, в его умении, знаниях и талантах, чего-то такого, чего нет у других. И при желании ты сможешь раскрыть и свои таланты, и свое мастерство, а кто-то даже и гениальность.

Вот здесь хочется задать вопрос тем молодым и не очень людям, которые молча следуют за чужими призывами, за чужими лозунгами, за чужими мечтами.

Задай и честно постарайся ответить на вопросы:
  • а что лично для меня даст это движение, этот путь, эта работа?
  • куда приведут меня нынешние идеалы и идеальны ли они?
  • их образ жизни совпадает с моим, или меня просто используют для достижения своих корыстных целей?
  • каким будет мой завтрашний день и будет ли он вообще?
  • кто в ответе за мою жизнь?
  • кто сможет вытащить меня из той ситуации, в которой я нахожусь сегодня?

На эти вопросы отвечать тебе и решать вопрос о том, кто такой идеальный человек или мой пример для подражания – тоже тебе. Можно оставаться «серой массой,» быть как все, не лучше и хуже других. Так спокойнее. А можно задать определенную жизненную планку, ниже которой ты никогда не позволишь опуститься. Только через преодоления, ежедневно преодолевая работу над собой и над своим представлением об идеале.

Будут сомнения, будут разочарования, будут минуты отчаяния, но будут и минуты взлета, когда ты по-настоящему будешь гордиться собой. Такова жизнь. И здесь не надо «ломать себя через коленку». Надо научиться получать удовольствие от жизни во всех ее проявлениях: и в радостях, и в трудностях, в удачах и ошибках.

Кто-то будет прикрываться фразой: «Да зачем мне эти ненужные разговоры об идеале? Все равно, сколько ни учись, а дураком помрешь.» А другая категория людей скажет: «Жизнь прекрасна. И так хочется сделать ее хоть чуточку лучше; кому-то просто помочь или сделать чью-то жизнь радостнее или осознание. Кому-то подсказать, а у кого-то подучиться. Ведь каждый человек, с которым мы встречаемся в жизни, — это наш учитель. Ты можешь пообщаться со случайным попутчиком 15-20 минут и после этого разговора развернуть свою жизнь на 180 градусов. Такое случалось со мной и, наверное, с Вами.

Главное: замечать подсказки, которые нам посылает жизнь и не стоять на месте.

Если чувствуешь, что сбился с пути, что теряешь ориентир, что потерял маршрут, что не видишь маяка, к которому стремился, остановись и прислушайся к себе. Задай себе простые вопросы:

  • кем я хочу стать?
  • к чему я стремлюсь?
  • каким я вижу себя через 5, 10, 15, 20 лет?
  • какие люди будут в моем ближайшем кругу общения?
  • каким делом я готов заниматься, несмотря на плохое самочувствие или настроение?

Отвечая на эти вопросы, не опускайте детали. Опишите все до мельчайших подробностей: ваш дом, вашу одежду, ваш интерьер, рабочую обстановку, в которой вы трудитесь; даже запахи, которые разносятся из вашей кухни. Возможно, у кого-то это будет пение птиц из окна собственного загородного дома. А для кого-то важен фон офисной суеты и шума, так необходимого для рабочей обстановки вашей идеальной картины будущего.

Мне почему-то вспомнились плакаты мечты. Кстати, многим они реально помогают. Вы рисуете или наклеиваете готовые фото, которые созвучны вашим запросам и вашим ожиданиям в будущем. Эти картины постоянно находятся перед вашим взором. Они постоянно напоминают вам о том, к чему надо стремиться:

  • к хорошей физической форме,
  • к финансовому росту,
  • к улучшению условий быта, к комфорту,
  • к умению работать и отдыхать с удовольствием,
  • к постоянной работой над собой и своей идеальной жизнью.
А сейчас спокойно и вдумчиво перечитайте вопросы:
  • О ЧЕМ думаешь ТЫ?
  • К ЧЕМУ ТЫ стремишься?
  • КЕМ ТЫ хочешь быть?
  • КАКИМ ТЫ хочешь быть?
  • ЧЕГО ТЫ хочешь добиться в жизни?
  • С КЕМ ТЫ хочешь проводить самое интересное время в твоей жизни- с разносторонними, интересными, ищущими, думающими, здравомыслящими, ответственными за свою жизнь и в итоге счастливыми людьми или с теми, кто находится сегодня рядом с тобой?
В итоге:

ТЫ и только ТЫ определяешь для себя: кто такой идеальный человек или мой пример для подражания. Поэтому обязательно мечтайте, планируйте, анализируйте, сопоставляйте, действуйте, стремитесь к лучшему. И тогда Вы сами наверняка сможете стать для других идеальным человеком или примером для подражания. Чего я Вам, дорогой друг, искренне желаю.

В современном обществе люди постоянно коммуницируют друг с другом, делясь информацией, знаниями, переживаниями, эмоциями, передавая собственный опыт и навыки. Им комфортно общаться в таком ключе, и, несмотря на то что все люди разные, они приходят к общему консенсусу и тем самым формируют устойчивое слаженное общество. Однако нужно отметить, что каждый человек - это отдельная личность. Каждый человек - это принципиально отличный от других индивидуум, который несет в себе свои особенности психотипа, собственные черты характера, личный багаж знаний, умений, навыков и возможностей. Но существует ли идеальный человек? Давайте разбираться.

Понятие

Для того чтобы понять, каким должен быть идеальный представитель человечества, нужно разобраться в том, что означает понятие идеала. В психологии идеалом принято считать совокупность факторов и характеристик конкретной субстанции (человека, явления, предмета), которые обладают наивысшей степенью положительности и достигают максимальной точки образцового и показательного состояния.

Если говорить о совершенном человеке, то его нужно рассматривать в разрезе множества разнообразных контекстов. Ведь понятие идеализма определяется массовостью всевозможных факторов, влияющих на уровень воспитания, образованности, умственного развития, степени привлекательности, способности к труду, к общению, коммуникациям и многим другим человеческим качествам. Поэтому невозможно судить об идеализме конкретного человека, исходя, например, только из его внешних данных или определяя его исключительно по параметрам профессиональных способностей. Анализ человека производится в целом, с учетом всех особенностей его темперамента, физического и психоэмоционального наполнения.

Стремление к идеализму

Почему каждый сознательный представитель общества стремится быть идеальным человеком? Чем предопределяется его желание максимально приблизиться к идеалу? Существует масса предпосылок, влекущих за собой тенденцию к общественной целеустремленности быть приближенными к совершенству:

  • Общественная симпатия и благосклонность - идеальный человек не может не вызывать восхищения и предрасположенности к себе окружающих.
  • Признание со стороны коллег и наставников в профессиональной деятельности.
  • Популярность у представителей противоположного пола.
  • Приверженность друзей, знакомых, товарищей.
  • Открытость всех дорог и «зеленый свет» во всем.

Так, образ идеального человека желает примерить на себя практически каждый представитель современного общества. Но возможно ли быть идеальным во всем?

Существует ли идеальный человек?

Говоря о возможности существования совершенной личности, сложно представить себе тот объем критериев, по которым будет определяться степень идеальности конкретного объекта наблюдения. Ведь для того, чтобы выявить его идеализм, человечеству придется применить к нему массу аналитических действий, социальных опросов, измерительных и наблюдательных процедур. Да что там говорить? Понятно одно - идеальных людей не бывает. Это миф, который люди придумали для того, чтобы стремиться к чему-то лучшему, совершенному, недостижимому. Ведь идеализм человека рассматривается в ракурсе огромного количества параметров, по которым можно судить о степени его положительности или отрицательности. Допустим, для одной женщины ее муж является просто эталоном мужской красоты, а другая при этом скажет, что это совершенно не ее типаж и мужчина просто ужасен в своей неуклюжей брутальной внешности. Одна женщина может восхвалять труды мастера ногтевого сервиса и говорить, что тот - гуру в своем деле и чистый идеал мастеринга ногтевого искусства, в то время как более требовательная клиентка обязательно опровергнет эту версию и оставит свои замечания, моментально снимающие со специалиста ногтевого сервиса звание идеального.

Поэтому следует развеять миф о том, что где-то среди людей существует необыкновенный индивид, абсолютно во всем положительный и для всех в высшей степени приближенный к идеалу. Идеальных людей не бывает.

Характерные черты

Несмотря ни на что, люди продолжают стремиться к совершенству. И если у каждого есть свои предпочтения и критерии идеализма, то у общества в целом существуют обобщенные, относительно сориентированные на большинство мнений качества и характеристики, приближенные к безупречности и образцовой показательности. Какими особенностями и формами психотипа должен обладать пример идеального человека в обществе?

  • Целеустремленный характер - каждому представителю современного социума должно быть свойственно ставить перед собой цели и всеми силами стараться их достигнуть.
  • Свободолюбивый нрав - понятие идеального человека не предусматривает его зависимости от кого-либо или чего-либо.
  • Интеллектуальная развитость - без зрелого умственного развития человека нельзя назвать личностью, а безличностные люди не могут быть идеальными.
  • Чувство юмора - неотъемлемый аспект характера полного энергии и жизненных сил представителя человечества.
  • Настойчивость - напор и стремление справляться с поставленными задачами обусловливают сильную сторону психотипа личности.
  • Находчивость - умение находить подход к различным аспектам жизнедеятельности неотъемлема от понятия идеала.
  • Самопожертвование - вряд ли люди, стремящиеся к совершенству, имеют право жалеть себя.
  • Снисходительность - добродушие и простота придают людям благородства.
  • Всепрощение - стремящийся к идеалу объект социального пространства не может быть злопамятным, он должен уметь прощать обиды.
  • Внимательность к окружающим - забота о родных и внимание к близким, знакомым, незнакомым людям, нуждающимся в нем, приближают человека к эталону человечности и гуманности.
  • Отзывчивость - люди должны уметь протягивать руку помощи друг другу, когда это необходимо.
  • Сила воли - терпение и труд предопределяют крепкий стержень внутри человеческой оболочки.
  • Любовь к ближнему - ни один человек не достигнет идеала, будучи черствой, бездушной личностью.

И все же идеальный человек - какой он? Если говорить не в общем, а в частности, то можно описать отдельные группы людей, обладающих кристально чистым сознанием и безупречной репутацией. К примеру, идеальная женщина - это совокупность внешней привлекательности, внутренней красоты, склонности к опрятности, хозяйственности. Идеальная женщина - она добрая, отзывчивая, способная выслушать, помочь в трудную минуту. Она идеальная мать, хорошая супруга, благодарная дочь. На самом деле идеальной женщиной быть достаточно трудно, поскольку для совмещения всех перечисленных качеств ей требуется тратить на себя и свое окружение огромное количество времени, которого у нее физически просто нет.

Идеальный мужчина

Если бы самым идеальным человеком в мире был мужчина, каким бы он был? Основными качествами такого представителя сильной половины человечества стали бы следующие:

Очень многими человеческими качествами должен обладать идеальный друг. Понятие дружбы вообще само по себе являет нечто трепетное в психоэмоциональном плане, крепкое в связи взаимоотношений и нерушимое в плане стойкости и длительности. У настоящей дружбы нет временных рамок, а все потому, что настоящий друг обладает удивительными качествами. Идеальный друг всегда очень внимателен и чуток, сопереживает и всегда готов подставить свое крепкое плечо, помочь выбраться из беды и даже отдать свою жизнь в обмен на жизнь дорогого ему товарища в лице друга. Это тот человек, который выслушает, даст совет, простит все обиды, подарит надежду на счастливое будущее своими убеждениями о том, что все будет хорошо. Такие люди обязательно должны быть рядом, ведь они идеальные друзья.

Идеальный супруг

Какими чертами характера должен обладать идеальный человек по отношению к своей законной второй половине, с которой он состоит в браке?

  • Первое и нерушимое правило семьи - верность, поэтому первым и основополагающим качеством любого идеального супруга является преданность своей семье.
  • Вторая его образцово-показательная черта характера - доверчивость, ведь какими могут быть отношения, порожденные изначально в недоверии?
  • Третье качество - это внимательность, а вместе с ней и забота, которую он проявляет ко своей второй половине и своим детям.

На этих трех китах держится и семья, и понятие идеального супруга и семьянина.

Когда хочется с кем-то поговорить, излить душу, доверить свои сокровенные секреты, приходится искать человека, который смог бы стать хорошим партнером по части разговоров. Какой он - идеальный собеседник? Тот, кто сможет выслушать, не перебивая и не зевая во время монолога своего оппонента. Тот, кто после излитой товарищем души где надо - посочувствует, где надо - подбодрит, где надо - даст хороший совет. Тот, кто не расскажет об услышанном ни одной живой душе, ведь это беседа только двоих, третьего не дано. Наконец, это тот, кто поддержит разговор и направит его в нужное русло, давая возможность своему собеседнику выговориться, услышать нужные слова и успокоить свою душу.

Идеальный член общества

Всеобщий любимчик, умник, красавец, спортсмен, трудоголик и семьянин - вот каким видят идеального человека люди в обществе. Быть общественным деятелем, активным участником общественных движений, лидером кружков, организаций, партий - он должен держать перед окружающими марку и быть задействованным во всех возможных процессах, происходящих вокруг. Только тогда его признают идеальным членом общества и воздадут ему должное за его идеализм.

Идеальная пара

Если говорить не об одном человеке, а отдельно о двух партнерах, сосуществующих по жизни в отношениях, в семье, нужно рассматривать не конкретно их как личностей, а оценивать их взаимоотношения. Например, образцово-показательной парой последних нескольких лет на уровне мировых знаменитостей были Анжелина Джоли и Бред Питт со своими детишками и идеальным браком до тех пор, пока в недалеком прошлом женщина не подала на развод. Примером идеальной пары остаются по сей день Виктория и Дэвид Бэкхэм, прослывшие успешными карьеристами, любящими супругами и заботливыми родителями.

Идеалы в жизни человека

18.03.2015

Снежана Иванова

Сколько существует человек, столько продолжаются споры о том, что представляет собой человеческая жизнь, какой она должна быть...

Сколько существует человек, столько продолжаются споры о том, что представляет собой человеческая жизнь, какой она должна быть. По мнению философов, психологов, культурологов, да и просто небезразличных людей, жизнь – это нечто большее, чем просто поглощение пищи, своевременный отход ко сну, перемывание косточек Марье Ивановне из бухгалтерии или переход на новый уровень даже в самой захватывающей компьютерной игре.

Подняться над повседневностью, сделать свою жизнь активной, яркой, насыщенной интересными событиями можно, если понимать и представлять, для чего живёшь, придерживаться определённых ценностей. На что именно ориентироваться в жизни, каждый решает сам. Жизненные идеалы у разных людей могут отличаться. В то же время имеются и общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, любовь к ближнему), к которым должны быть причастны все.

На протяжении истории у людей складывались разные представления о том, что такое идеалы, и каким должен быть идеальный человек.

Идеал человека в культуре

Представления о сущности человека неодинаковы в культурах разных исторических эпох.

Древний мир

Впервые размышлять о человеке начали в незапамятные времена. Так, древнегреческие философы рассматривали понятие калокогатии, сущностью которого являлось самопознание и совершенство. Аристотель обращал особое внимание на то, что совершенный человек придерживается моральных норм, не позволяет себе совершать дурных поступков и стремится к прекрасному ради прекрасного.

Средневековье

В Средние века идеал человека рассматривали в контексте служения Богу. Считалось, что совершенство достигается за счёт дисциплинированности, кротости, послушания, аскетизма. Такой идеал воспитания проповедовали служители церкви. Однако в это время развивались и естественные науки, образование постепенно приобретало светский характер, соответственно, менялись и представления о человеке, его возможностях. Считалось, что человек может овладеть тайнами природы и приобретать новые знания на основе опыта.

Ещё одним идеалом человека в этот период был благородный и доблестный рыцарь. Рыцари объединялись в ордены, создавали свои кодексы чести, устраивали турниры. У каждого рыцаря была своя «Прекрасная дама» (реальная или воображаемая), которой посвящались победы на ристалище и совершаемые подвиги.

Ренессанс

Идеи о всемогуществе человека получили своё развитие в эпоху Возрождения (Ренессанса). Во главе угла становится человек с точки зрения своей природы и возможностей. Но люди по-прежнему осознавали, что не всё зависит от них, а это способствовало появлению идей о свободе и необходимости. Подобные воззрения существовали и в эпоху Античности, но теперь они активно переосмысливались и воплощались в жизнь.

В этот период по-другому объясняются отношения между человеком и Богом. По-прежнему считается, что Бог создал человека, но человек от рождения наделён активностью, стремлением преобразовывать мир и самого себя, поэтому может и должен стать хозяином своей жизни. Тогда же формируются и первоначальные представления о различиях между людьми.

Новое время

В эпоху Просвещения на формирование представлений об идеале человека оказала немецкая классическая философия. Так, Иммануил Кант писал о том, что главное в жизни – уметь пользоваться своим разумом. Идеал того времени – человек разумный, устроенный по законам логики и способный изменять окружающий мир в соответствии с доводами разума. Люди этой эпохи по-прежнему верят в Бога, но в умах некоторых из них появляются идеи свободомыслия.

С развитием капитализма идеальным становится человек труда, а подлинными ценностями – трудовая дисциплина, исполнительность, профессионализм и относительно здоровая конкуренция.

Идеал советского человека – это герой. В те годы активно пропагандировалась утопическая идея строительства коммунизма, и к этому строительству нужно было быть «всегда готовым», то есть, бороться, идти вперёд в ущерб собственным желаниям, потребностям или даже ценой своей жизни. Подобный взгляд на действительность демонстрировался на примере пионеров-героев, передовиков производства и других личностей, способных пожертвовать собой для достижения общей цели.

Однако такие представления об идеальном человеке носили скорее официальный характер. В реальности идеалом была совесть, когда гораздо важнее «быть», а не «иметь». Люди помогали друг другу, делились последним куском хлеба, сопереживали не только родным и друзьям. Впрочем, жизнь в условиях страха, репрессий, ограничений свобод тоже была своего рода героизмом.

Человек в культуре разных народов

Представления об идеале человека зависят от условий жизнедеятельности того или иного народа и отражены в произведениях фольклора: сказках, легендах, преданиях, былинах, песнях. Так, русская девушка непременно является красавицей, для адыгов (и не только для них), главное в человеке – его честь и достоинство. Народы Кавказа славятся своим гостеприимством, а чукчи – умением охотиться. Но, каковы бы ни были различия, все народы сходятся в одном: идеалом человека является национальный герой, обладающий крепким здоровьем, силой духа, умом, трудолюбием, и отзывчивостью.

Идеал человека в искусстве

Исторически сложившиеся представления об идеале человека нашли своё отражение в произведениях искусства.


Античность

Идеи этого периода о совершенном человеке воплощены в статуях богов, героев и победителей Олимпийских игр. По сути, древнегреческие боги были идеальными людьми, а люди уподоблялись богам. Широко известна статуя Мирона «Дискобол». Прототипом скульптуры является реальный человек, сильный, здоровый и уверенный в себе, каким и подобает быть истинному гражданину Эллады.

Неограниченные возможности человека воспевались Софоклом, Гомером и другими поэтами. Образ прекрасного героя, носителя нравственных идеалов, демонстрировался и в древнегреческом театре.

Искусство средневековья

Как было сказано выше, на жизнь людей в Средние века большое влияние оказывала церковь. Поэтому в противоположность античной традиции, человек понимался как былинка, песчинка, небольшая частица Вселенной, подвластная воле Божьей. Подобные взгляды нашли своё отражение и в произведениях искусства: возвышается не сам человек, а духовная сила, которая роднит его с Богом. Яркий пример идеала человека в искусстве Средних веков – иконографическое изображение Иова – больного библейского персонажа, который безропотно принимает волю Божью.

Несколько позже представления о человеке стали более оптимистичными. Постепенно в сознании людей начинает формироваться образ труженика, созидателя, творца. Труд уже воспринимается не как наказание за грехи, а как основная обязанность человека. Эти взгляды находят своё отражение в образах Христа-мученика, описании его жизни на Земле. Иисус Христос на полотнах живописцев тех лет олицетворяет униженного, страдающего, но божественного по своей сути человека.

Человек в искусстве эпохи Возрождения

Во времена Ренессанса художников интересовала уже не божественная, а земная сущность людей. Искусство постепенно становится светским, а способы создание портретов и произведений изобразительного искусства других жанров обосновываются научно. Это приводит к тому, что человек на полотнах мастеров становится естественным. Зритель может определить характер и настроение героя картины. Примером тому является всемирно известная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Несмотря на развитие идей гуманизма, мастера эпохи Возрождения продолжали использовать религиозную тематику, но образы Христа, апостолов и Девы Марии больше напоминали реальных людей. Вероятно, это делалось для того, чтобы показать человеку его сущность через известные сюжеты. Так, Рафаэль в образе Сикстинской Мадонны воплотил красивую женщину, которая любит своего сына и тревожится за него.

Человек нового времени

В эпоху Просвещения продолжает развиваться реалистическое искусство. Смена феодального строя капиталистическим, развитие промышленности способствуют появлению так называемой новой породы людей. Человек становится более приземлённым, озабоченным своими проблемами, но в то же время, образованным, пытающимся использовать для решения жизненных задач собственный ум. Таким его показывают на картинах и в литературных произведениях. В качестве примера можно привести полотна Ж.Б. Шардена, У. Хогарта, А. Ватто, трактаты Дидро, Руссо, романы И.С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и т. д.

Изображение человека в соцреализме

В советские времена с картин, агитационных плакатов и экранов телевизоров на людей смотрели рабочие-ударники, передовые колхозники, знатные доярки, заботливые матери семейств. Представители власти позиционировали СССР как страну, в которой отсутствует эксплуатация человека человеком, а люди проявляют героизм исключительно добровольно, руководствуясь желанием как можно скорее построить светлое будущее. Поэтому и в искусстве соцреализма идеалом становился труженик. Кроме того, у советского человека должна быть благополучная семья, хорошие показатели ГТО, а также отличная боевая и политическая подготовка.

Всё вышеперечисленное отражено в картинах П. Смурковича «На лыжах», В. Кутилина «Первое поле», Т. Яблонской «Хлеб», стихотворениях В. Маяковского, А. Твардовского, К. Симонова, прозе М. Горького, М. Шолохова, А. Фадеева, песнях на слова В. Лебедева-Кумача и т. д.

Идеал человека в религии

Помимо культуры, искусства, идеал человека представлен во всех религиях мира. Общим для религиозных учений является любовь к ближнему, победа добра над злом, истины над ложью и света над тьмой. Эти ценности должен исповедовать человек. Но в каждой религии существуют свои представления об идеале. Остановимся на этом подробнее.


Христианство

Идеальный человек в этой религии соответствует образу Иисуса Христа. Добродетели христианина – доброта, кротость, смирение. Исповедующий христианскую веру, стремится к Богу, а потому выполняет его волю, пытается сохранить мир в своей душе, строить доброжелательные отношения с родными и близкими, никому не причинять зла.

Ислам

По представлениям мусульман идеальный человек должен прогонять от себя греховные мысли, совершать добрые поступки, стремиться к знаниям, быть добрым, скромным, терпеливым и чистоплотным. Также истинный правоверный не курит, не употребляет спиртного и не играет в азартные игры.

Буддизм

Здесь идеалом человека считается Будда, который изначально был обычным человеком, но смог достичь просветления (Нирваны). Последователи буддизма считают, что приблизиться к этому состоянию можно, если заниматься духовными практиками и делать добрые дела. В исламе и христианстве идеал человека недостижим.

Индуизм

Последователи этого учения считают, что идеального бытия можно достичь, только освободившись от кармы – круговорота событий, рождений и смертей, в котором находится человек. Став свободной, душа воссоединяется с одним из божеств или остаётся сама по себе. Быстрее достичь освобождения помогает йога. К подлинной свободе способны лишь избранные. Простым смертным остаётся очищать карму (молитвы, добрые дела), чтобы в следующей жизни родиться удачнее, чем в этой.

Идеал современного человека

Точно определить идеал современного человека не представляется возможным. Наше время довольно сложно и противоречиво с точки зрения ценностей, моральных норм, разрешений и запретов.

Сегодня «не модно» быть высокоморальным, строить свою жизнь в соответствии с духовными ценностями и высокими идеалами. На первый план выходит прагматизм, жажда потребления, желание получать удовольствия и не прилагать усилий.

Современное общество предъявляет высокие требования к человеку. Сегодня просто необходимо выглядеть по последней моде, иметь суперпрестижную работу, добиваться успеха в бизнесе. Тот, кто не пытается достичь карьерных высот, вызывает непонимание.

В то же время, назвать всех живущих на Земле закоренелыми прагматиками всё-таки нельзя. Значительное количество людей читает художественную литературу, посещает храмы, занимается благотворительностью, практикует дауншифтинг. Думается, идеал современного человека ещё не сформирован, но хочется верить, что это произойдёт в ближайшее время.

Вроде как нужно написать «привет, друзья! в эфире Саша Богданова» и всё такое... ну собственно в чем проблема? привет всем!

Ладно, чего мусолить, сразу к вопросу: идеальный человек — это................ это кто?? Это тот, который правильный? Или может тот, который нормальный?

Вот ты... да да, ты, который читает сейчас эту статью... Ты как вообще думаешь, ты нормальный человек?? Нормальный? Серьезно? А что вообще это значит, ты знаешь?

Вот например я не знаю что значит нормальный, правильный, идеальный. Такие вообще есть? Если ты таких знаешь, то расскажи мне пожалуйста о них, потому что я вообще не в курсе.

Кстати, забыла сказать. Если тебе меньше 18 или может твои моральные принципы не позволяют тебе «общаться» с ненормальными, то ты давай чеши отсюда, ок? Как минимум в статье могут встретиться маты и прочее!

Не, ну вы же не думаете что я вам сейчас буду рассказывать о том, как стать нормальным человеком?)) Хотя подзаголовок может и говорит об этом.

Я так думаю: каждый человек, вот прям каждый — он ненормальный! Почему?

Разбор этого вопроса мучает мою голову уже достаточно долгое время. И мне хотелось узнать что думают люди об этом и за последнее время я прям вывернула сеть в поисках ответов.

И... о чудо! Я нашла людей, нашла мысли, с которыми на тысячу процентов согласна! Очень порадовало что ни одной мне приходит это в голову и что я всё-таки не сумасшедшая. Хотя меня сей статус не смущает)

Вот смотри. Слышал когда-нибудь фразу: «да нормальному человеку такое никогда в голову не пришло бы!», слышал? О чем разговор? Кто произносит эту фразу? Типа нормальный человек, да?

И откуда он знает что мысли пришедшие в голову другого — не правильные?

И что всё-таки это значит? Нормальный — значит правильный, возможно идеальный. А это простите как? Что значит быть правильным?

Бл, я не понимаю. Мне кажется что человек произносящий слова выше упомянутые — это уже не правильный человек. Хотя бы потому, что от него исходит осуждение кого-то, а это уже не правильно.

Так получается что и сам он ненормальный. Так? А если так, то какого хрена он варежку свою открывает?

Как думает правильный человек, а кто добивается успеха?

Почему-то большинство людей думают, что в жизни есть какие-то правила, которым он на 100% должен следовать. Ключевое слово «должен»! А кто сказал что ты должен жить, мыслить и поступать именно так?

Это может какой-то древний человек нацарапал кровью на скале «так надо, так правильно, ты должен!», м? Или что или где или потому что......

Кто придумал «как надо»?? И почему многие так любят учить других тому, что почему-то считается идеальным поведением, мышлением и тд? Почемууу?!

Нет, ну если вас устраивает всё, то пожалуйста, только зачем другим то мозги вытряхивать своими нравоучениями и наставлениями на какой-то загадочный никому невидимый правильный путь?

Я вот как-то упоминала о том, что меня многие считают, мягко говоря, психом. Можете если интересно. Я стараюсь не спорить об этом и не доказывать никому ничего, но вот есть такой момент, где я не могла молчать.

Много лет мой «муж» е*** мне мозг одной и той же фразой — «ты ненормальная, живешь не правильно», давая тем самым понять, что надо жить как он, что он правильный и что только так живут нормальные люди.

В ответ я говорила — «Хорошо, допустим так. Чему ты можешь меня научить? Что ты такого в жизни сделал, что с уверенностью мог бы сказать — вот смотри, я делал так и поэтому...».

А тут вопрос мой прерывался... но он всё-таки давал мне ответ: «у меня есть диплом, я работаю». Хм... иииииии????? Закрадывается в моей голове вопрос.

Т.е. диплом о высшем образовании и работа — это повод учить меня как надо жить? А как же твои долги на миллион, как же твоя неспособность прокормить семью (здесь по его словам виновата я), ну и самое главное:

— Как же так получилось, что ты, весь такой правильный и замечательный так и не смог сделать счастливой свою жену и создать крепкую семью? ааах да, дело во мне! это же я неправильная................................

Нет, друзья, я считаю что учить чему-то, когда ты сам ничего не знаешь о жизни — это как минимум глупо.

Кстати, о мужьях. «Я ненавижу своего мужа» — такой будет одна из следующих моих тем, тч приходите, будем разбираться с вопросом, который к сожалению мучает многих женщин.

Успех и нормальность совместимы?

Как думаете, люди, добившиеся успеха, они какие?

Сделаю небольшую сноску к понятию «успех»:

— Для кого-то успех — это растянутые карманы от бабла и всеобщее признание что ты лучший, а для кого-то успех — это проснуться в глуши в малюсеньком домике и встречать солнышко валяясь на ромашковом поле обнимая своих любимых (свою семью).

Каждому своё, но всё-таки. Вообще, если честно мысль потеряла пока размышляла)) Пойду налью себе стакан вкусного апельсинового сока и продолжу свои мысли...

Сок в стакане, мысль в голове, тч всё НОРМАЛЬНО!)

Успешные люди — какие они, как думают, как поступают? Вы когда-нибудь видели счастливого-успешного человека, который пришел к своему счастью именно потому, что придерживался каких-то стереотипов?

Я вообще не очень хочу раскрывать здесь тему успеха, думаю ход моих мыслей и так понятен. Если нет, то спрашивайте в комментариях, я отвечу.

Идеальный человек — это

И снова всё тот же вопрос. Потому что я черт возьми так и не поняла кто это. Это типа какой-то эталон или как? А если я думаю ни так, как думаешь ты, ты и ты, то значит я какая?

И как вообще и свободным человеком, если тебя постоянно сковывают какие-то правила, принципы, стереотипы?

Не знаю, может меня проще убить, чем объяснить что как и почему, но всё-таки...... Может кто-нибудь знает ответ, а? Потому что вопрос этот не дает мне покоя практически всю мою жизнь. Помогииитееее!)

Как избавиться от навязчивых мыслей — на этот вопрос я на днях опубликую статью. Я от своих мыслей избавляться не хочу, а если кому надо, то велкам, то оставайтесь на связи.

Я пока остановлю поток своих мыслей, потому как ооочень долго могу размышлять, а хотелось бы всё-таки послушать вас, дорогие мои и любимые, нормальные и ненормальные люди!

А любителям учить других, хочется сказать вот что: прежде чем открывать рот, оглянитесь сначала на себя и свою жизнь.

Всё, на этом всем привет и до встречи!

Всегда с вами, Ненормальная Саша