Правообладатель иллюстрации MLADEN ANTONOV/Getty Image caption Спектакль был отменен за три дня до премьеры - первый показ "Нуреева" должен был состояться 11 июля

За три дня до премьеры Большой театр отменил постановку балета "Нуреев" режиссера Кирилла Серебренникова, проходящего по уголовному делу. Отмена спектакля обсуждалась с министром культуры Владимиром Мединским. Русская служба Би-би-си рассказывает, какие основные версии причин отмены громкой постановки

В Москве уже висели афиши балета "Нуреев", а критики называли спектакль главным событием театрального сезона - прошлая постановка Кирилла Серебренникова вместе с композитором Ильей Демуцким и хореографом Юрием Посоховым получила "Золотую маску" за лучший спектакль.

Первый показ должен был состояться 11 июля, но за три дня до премьеры Большой театр объявил о переносе премьеры. Премьерные показы на 4-5 мая 2018 года. Зрителям предложили сходить на "Дон Кихот" или получить деньги назад.

Что заставило театр неожиданно отменить постановку?

Версия Большого театра: ничего не готово

Директор Большого театра Владимир Урин рассказывал свою версию произошедшего на пресс-конференции утром 10 июля. По его словам, изначально спектакль готовили к сезону 18/19 года, однако из-за репертуарных постановок решили назначить премьеру раньше, в июле. Из-за загруженного графика труппы - Большой театр в мае уехал на гастроли в Японию - "плотные" репетиции "Нуреева" начались за 20 дней до премьеры. "Это не просто балетный спектакль, это спектакль с хором, оперными солистами и большой массовкой. Мы увидели, что не собирается все вместе. Мы были в полном унынии от того, что мы увидели", - сказал Урин.

По его словам, после того, как постановщики поняли, что спектакль нужно переносить, Кирилл Серебренников настоял на последнем прогоне спектакля. Кадры и видеозаписи с прогона участники постановки выкладывали в социальные сети, на них артисты аплодируют режиссеру и друг другу.

"Ребята очень собрались на обиде, на драйве и прогон прошел очень неплохо. Но не без проблем, которые в спектакле и так были. По линии Серебренникова все сделано, и там менять ничего не надо, дело в хореографии", - объяснил Урин.

Он отказался отвечать на вопрос журналистов, почему решение о переносе спектакля было принято за три дня до премьеры, а не раньше.

Правообладатель иллюстрации Giancarlo BOTTI /Getty Image caption Рудольф Нуреев - один из самых известных советских невозвращенцев

По словам собеседника Русской службы Би-би-си, знакомого с ходом постановки, спектакль действительно не был готов до конца. Источник отметил, что прогон 7 июля, после которого было принято решение о переносе спектакля был первой полноценной "сборкой спектакля". Он добавил, что некоторые артисты получили костюмы только в начале недели, а часть сцен ставилась прямо во время репетиции. Это подтвердил Би-би-си еще один источник в театре, назвав спектакль "сырым".

Однако артист Большого театра Арсен Каракозов, принимавший участие в постановке, в разговоре с Би-би-си рассказал, что "была пара прогонов, которые не внушали доверия, но это было неделю назад". Последние два прогона он назвал "готовым продуктом". "Это была красота", - сказал он.


Media playback is unsupported on your device

Арсен Каракозов, артист балета "Нуреев"

"Те роли, которые исполнял я, были готовы еще до майских гастролей", - добавил Каракозов.

"Было непросто, потому что, к сожалению, времени было немного для репетиции и постановочных прогонов, но артисты очень старались и готовы были выпустить спектакль. Он не был сырым, все могло получиться! После вечернего прогона многие плакали и не понимали почему, такую работу не может увидеть зритель", - рассказал Би-би-си ведущий солист Большого Игорь Цвирко, который должен был исполнять роль Нуреева.

Один из постановщиков спектакля Кирилл Серебрянников в разговоре с "Ведомостями" назвал отмену постановки решением театра и отказался от дальнейших комментариев. Илья Демуцкий и Юрий Посохов не комментировали отмену премьеры.

Версия СМИ: Мединский выступил против пропаганды гомосексуализма

Перенос спектакля директор Большого театра обсуждал с министром культуры Владимиром Мединским, рассказал на пресс-конференции Урин и подтвердила представитель Мединского.

По словам Урина, Мединский спросил его о причинах переноса постановки, и разговор закончился.

Однако источник ТАСС со ссылкой на источник, близкий к минкульту, сообщил, что "Нуреев" был отменен по личному распоряжению Мединского. По словам источника агентства, такое решение министр принял из-за наличия темы гомосексуальных отношений в постановке. Эту версию подтверждают источники "Дождя" и РБК в правительстве: по их словам, в минкульте сочли, что постановка пропагандирует "нетрадиционные сексуальные ценности" и могла стать "гей-провокацией".

Спектакль рассказывает о жизни известного советского танцовщика Рудольфа Нуреева, одного из самых известных советских невозвращенцев. В 1961 году, находясь в Париже, он отказался возвращаться в СССР, опасаясь преследования. Нуреев также был открытым гомосексуалом и состоял в отношениях с известным датским танцовщиком Эриком Бруном. Эти эпизоды жизни танцовщика вошли в спектакль.

"Это фигура неоднозначная, и рассказать о ней - непросто. Я понимал, что там будет соответствующая тема, которая может вызвать неприятие у отдельных людей", - комментировал сегодня спектакль Урин.

Пресс-секретарь министра культуры Ирина Казначеева на вопрос об участии Мединского в судьбе "Нуреева" сказала, что "запреты и цензура не стиль работы министерства культуры". Урин в разговоре с РБК заявил, то ему никто указаний отменять премьеру спектакля не давал. "Я своей профессиональной деятельностью клянусь, что такого звонка не было, никаких указаний не давалось", - сказал Урин. Заместитель министра культуры Александр Журавский сообщил Би-би-си, что решение об отмене "Нуреева" принимал лично Урин.

"Я считаю, что этот спектакль не содержит никакой пропаганды, как многие пишут, гомосексуальной связи", - заявил ведущий солист Большого театра Игорь Цвирко. "Нуреев никогда не скрывал, что он гомосексуал. Зачем тогда это было ставить изначально? Ничего вычурного, пропагандистски направленного, я считаю, в спектакле не было. Сам факт появления такой партии в балете уже в нашей стране в наше время может обсуждаться как пропаганда", - также заявил другой участник труппы Арсен Каракозов. Он отметил, что на объявлениях и афишах спектакля стояла маркировка "18+". "Это выбор зрителя", - добавил он.

Версия коллег: скандал вокруг "Седьмой студии"

"Поскольку Кирилл Семенович (Серебренников) прозвучал не так давно в СМИ. Это могло повлечь какое-то решение о переносе премьеры", - предположил в разговоре с Би-би-си Арсен Каракозов.

В мае в квартире и Серебренникова и театра "Гоголь-центр", который он возглавляет, прошли обыски. После них режиссер стал свидетелем по делу о краже бюджетных средств руководством труппы "Седьмая студия", созданной Серебренниковым в 2012 году. по делу проходят бывший бухгалтер и генеральный продюсер студии, которые заключены под стражу. Еще один фигурант дела - бывший директор "Седьмой студии" - находится под домашним арестом. Источники "Дождя" сообщили, что следствие хотело заключить под стражу и самого Серебренникова, но за него перед президентом Владимиром Путиным вступились высокопоставленные чиновники.

Правообладатель иллюстрации Vyacheslav Prokofyev/TASS Image caption Серебренников отказался комментировать ситуацию вокруг отмены премьеры "Нуреева"

9 июля на закрытии сезона в "Гоголь-центре" Кирилл Серебренников выступил с речью перед зрителями. "Вчера было удивительно, я приехал со спектакля, которого не будет, на спектакль, которого не было. Между вот этими хэштегами проходит наша жизнь. Какие-то люди пытаются нам внушить, что нас не существует, что нас нет, и все, что мы делаем, это не столь важно", сказал Серебренников со сцены, имея в виду спектакли "Нуреев" и "Сон в летнюю ночь". По версии Следственного комитета, руководство "Седьмой студии" похитило бюджетные средства, выделенные на спектакль "Сон в летнюю ночь". Следствие заявило, что спектакль поставлен не был, хотя он был поставлен в 2012 году и был номинирован на премию "Золотая маска".

Директор Большого театра Владимир Урин сообщил, что пригласил Серебренникова на пресс-конференцию, но тот не пришел. Дозвониться до него, Юрия Посохова и Ильи Демуцкого Русской службе Би-би-си не удалось.

Отмена премьеры балета "Нуреев" в Большом: комментарий актера постановки Владимира Кошевого

Сегодня вечером, 11 июля, в Большом театре должна была состояться премьера "главного события театрального сезона", как называли его критики, - балета "Нуреев" режиссера Кирилла Серебренникова. Однако за три дня спектакль был отменен, и на замену поставлен "Дон-Кихот". По сведениям источника "Дождя", постановку было решено перенести из-за содержащейся в ней пропаганды гомосексуализма. Происходящее впервые прокомментировал исполнитель главной драматической роли в балете Владимир Кошевой.

На афише Большого театра значилось - "Нуреев". Так называли его на западе. В СССР его звали Нуриев. И один из моих персонажей, Серый человек из КГБ, подчеркнуто называет его Нуриев, а другой, Аукционист, - Нуреев. Меня многие СМИ одолевают вопросами о скандальности и готовности спектакля. Он был готов. Артисты были готовы репетировать 24 часа. Для творческих людей это норма - работать сутками и вплоть до премьеры и даже в день премьеры доводить до совершенства свои роли. А бывает, что и в течение сезона надо работать, чтобы роль сложилась.

На единственном чистом прогоне без остановок все работали на пределе возможностей, так как знали, что перенос премьеры невозможен. И актерский организм подсказывал о необходимости убедить руководство театра в готовности всех участников представить спектакль таким, каким он может быть только один раз.

Думаю, собрать всех участников в новом сезоне для репетиций не представляется возможным. У многих планы расписаны на годы вперед. Для всех солистов отмена премьеры была шоком. Было желание играть и репетировать дальше (ведь оставалось еще четыре дня до премьеры). Театральные люди знают, что спектакль рождается в день премьеры и корректируется дальше в течение премьерных показов.

Что касается гомосексуальной пропаганды, которая всех так интересует, - мы играли спектакль не про это, а про свободу личности, свободу высказывания - и творческого, и человеческого. И еще: зная о том, что сегодня все на продажу, всем все известно и мы живем в незамкнутой коробке, продать талант, отношения, честность, сочувствие невозможно.

О возмущении Министерством культуры "пропагандой нетрадиционных сексуальных ценностей", якобы содержащейся в постановке, сообщил и источник ТАСС. Он пояснил, что, "по замыслу Серебренникова, большинство актеров должны были исполнять свои роли обнаженными, а декорацией стала известная фотография Нуреева", на которой он без одежды.
Сцены из спектакля


Труппа постановки

Само ведомство чуть позже выпустило официальный комментарий, но инициативу запрета балета не подтвердило:

Подтверждаем, что между министром культуры России Владимиром Мединским и гендиректором ГАБТ Владимиром Уриным состоялся долгий обстоятельный телефонный разговор, в котором они, в том числе обсуждали балет "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова. Однако, цензура и запреты - это не стиль работы нашего ведомства.

Директор Большого театра Владимир Урин на собрании сотрудников театра объяснил отмену балета его неготовностью.

Мы посмотрели, в каком состоянии готовности находится спектакль. Мы понимаем, что на сегодняшний день в том виде, в каком находится спектакль, показывать его на сцене Большого театра нельзя.

Чуть позже на пресс-конференции Урин добавил, что решение о переносе было принято всей труппой, в том числе и самим Серебренниковым. Сам же Кирилл Серебренников в комментарии изданию "Ведомости" заявил, что данное решение приняло руководство театра.

Кирилл Серебренников

Отметим, балет "Нуреев" рассказывает о жизни танцовщика Рудольфа Нуреева, одного из главных артистов балета XX века. В 1961 году, находясь на гастролях в Париже, он попросил политического убежища и стал "невозвращенцем". В 1983 году он стал руководителем балетной труппы Парижской оперы, был премьером Венской оперы, в последние годы жизни выступал как дирижер. В том же 1983-м у Нуреева был обнаружен ВИЧ. Он умер спустя 10 лет - ему было 54 года.

На 11 июля была назначена премьера балета Ильи Демуцкого «Нуреев», автором либретто, режиссером и сценографом которого выступал Кирилл Серебренников, хореографом-постановщиком — Юрий Посохов. Спектакль, где были задействованы лучшие силы балетной труппы, солисты оперы и артисты МХТ имени Чехова, был обречен стать главным событием театрально сезона.

Во-первых, этот спектакль создавался той же постановочной командой, что и феноменальный «Герой нашего времени». Во-вторых, Большой театр впервые собирался представить на своей Исторической сцене современный мультижанровый спектакль. Но, похоже, фигура Кирилла Серебренникова стала для «Нуреева» приговором.

На данный момент официальный сайт Большого театра бесстрастно сообщает :

«ВНИМАНИЮ ЗРИТЕЛЕЙ! Вместо объявленной ранее премьеры балета «Нуреев» 11, 12, 13 и 14 июля на Исторической сцене Большого театра будет показан балет «Дон Кихот». БИЛЕТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ».

В полдень субботы артисты, пришедшие в театр на запланированную репетицию, попали на общее собрание, на котором, по свидетельству присутствующих, народу было больше, чем на «Иудов день» (так в театрах между собой называют сбор труппы, традиционно предшествующий началу нового театрального сезона).

Говорил гендиректор Большого Владимир Урин. Официальная причина отмены спектакля, — его неготовность из-за нехватки репетиций. Особенно отстает кордебалет. И дескать, выпускать премьеру в таком виде — только позориться. В итоге всем участникам постановки было обещано, что «не пропадет их скорбный труд» — премьеру «Нуреева» не отменяют, а лишь переносят на сезон 2018/2019.

Да, не секрет, что в ГАБТе скверное планирование — и долгосрочное, и краткосрочное. Постоянно приходится в пожарном порядке искать то одного, то другого солиста для спектаклей текущего репертуара. И с репетиционным расписанием то и дело происходят накладки. Вот и сейчас балетная труппа только вернулась из Японии, так что с полным погружением работала над «Нуреевым» лишь две недели.

А один солист и вовсе грустно пошутил: «Было бы желание — за три дня репетиций можно и совсем новый спектакль сделать…»

Одним словом, все артисты в шоке. Они убеждены, что их лишили на редкость успешной работы. Обычно саркастично настроенные, они комплиментарно отзываются о партитуре Ильи Демуцкого и восторженно — о работе Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова. Рассказывают, что они очень корректно отразили те моменты биографии великого танцовщика, что требуют повышенной толерантности и что в спектакле масса интереснейших художественных решений.

Юрий Посохов не скрывает, что не верит в реальность отложенной премьеры. Очень расстроенный Кирилл, хоть и понимает, по каким причинам на самом деле дезавуировали премьеру, уходит от разговоров о судьбе спектакля и просит придерживаться «линии партии и правительства».

Кирилл Серебренников в Большом театре. Фото: РИА Новости

Конечно, это не первый случай в 241-летней истории Большого, когда практически готовую премьеру отменяют. В ХХ веке это случалось раза три. В 30-х годах запретили «Болт» Шостаковича, в 1969 году Фурцева «закрыла» «Лебединое озеро» в постановке Григоровича: товарищу министру сильно не понравился трагический финал балета. А в 70-х годах аннулировали по решению худсовета премьеру балета Микаэла Таривердиева «Девушка и смерть». Но даже в тоталитарном Советском Союзе подобное не происходило за три дня до премьеры.

На премьеру уже приглашены директора всех ведущих театров и агентур, критики, почетные гости со всего мира.

В понедельник, 10 июля, на специально созываемом брифинге Владимир Урин, публично поддержавший Серебренникова, попытается объясниться. Наверняка, будет убеждать всех в том, что премьера обязательно состоится. И что ничего страшного не произошло.

Мария Бабалова , специально для «Новой»

Вокруг театра в этот вечер стояли уличные решетки, которые обычно ограничивают напор толпы на демонстрациях. Масса полиции. Билеты на «Нуреева» продавали только в кассах (никакого интернета) и только по паспортам, чтобы оставить без работы перекупщиков. (Их действительно не было на площади, но в сети можно было найти предложения от 60 тысяч за билет при официальном максимуме в 10.) Партер в кассах не продавался вообще - его отдали по брони депутатам и спонсорам; балетоманы свисали с ярусов. В день премьеры в Большом можно было встретить и , и , который назвал спектакль «мировым событием». Событие? Событие. Несомненно, главная премьера года.

Хореограф , сделавший в свое время для Большого сказочную «Золушку» и не менее волшебную «Магриттоманию», и режиссер , дебют которого в Большом состоялся шесть лет назад - он ставил оперу «Золотой петушок», вместе работают второй раз. В 2015 году они сотворили вместе балет «Герой нашего времени» - спектакль получил три «Золотые маски» и успешно прокатывается театром. Но ажиотажа по его поводу нет: например, сейчас спокойно можно купить билеты на февраль, и самый дорогой из них стоит четыре тысячи. Но Печорин в этом балете не показывается с голой попой, он одет и ведет себя так, что это устроит даже школьную учительницу. А Нуреев? Судя по снимкам, что появились в соцсетях накануне июльской премьеры и, по слухам, стали одной из причин скандала, - таки да. В реальности премьеры - нет.

Фото: Михаил Логвинов / Большой театр

Хореограф и режиссер подробно рассказывают биографию знаменитого балетного беглеца. Начинается спектакль с аукциона. Нуреева уже нет на этом свете, его имущество распродается с молотка - от рубашек до картин старых мастеров и от личного острова до школьного дневника, и после называния лота возникает картина, связанная с этой вещью. Вот тот самый школьный дневник: аукционист - - рассказывает о происхождении каждой вещи, и мы узнаем, что дневник, вероятно, был подарен Нурееву, когда он, уже очень больной, приезжал в Петербург.

Вот серия снимков знаменитого фотографа - и Нуреев (роль досталась премьеру Большого ) позирует перед камерами. Получающиеся в этот момент фотографии появляются на заднике в виде проекции.

В июле в соцсетях бурно обсуждали то, что среди снимков есть такой, где Нуреев совершенно обнажен; сейчас проекция сделана такой блеклой и так наведена на декорацию, что разглядеть что-то шокирующее невозможно. (Конечно, если взять морской бинокль... Это как в анекдоте о том, что в окне возмутительно хорошо видна женская баня - если залезть на шкаф.) Фотосессия превращается в азартный танец героя - он все более раскрепощается и в конце концов пляшет на столе; черным осиным роем вокруг летают фотографы.

Танец на столе - под черным халатом на герое как бы ничего нет, на самом деле на танцовщике телесное трико - становится символом того эпатажного Руди, которого узнала Европа после его эмиграции. Нуреев с журнальных обложек - усмехающийся, наглый, самодостаточный, презирающий само понятие «хорошего вкуса» и уверенный, что ему принадлежит весь мир. Но и Серебренников, и Посохов хорошо понимают, что журнальные обложки и реальная жизнь, внутреннее ощущение счастья или несчастья, успеха или неуспеха не имеют ничего общего. И в спектакле возникает дуэт Нуреева с - датским танцовщиком экстра-класса, сделавшим многое для того, чтобы яростный и неукрощенный даже Вагановским училищем гениальный татарский парень стал ценить не только напор, но и чистоту танца. Роман Нуреева и Бруна (точная и виртуозная работа ) представлен в спектакле поразительным дуэтом, где артисты почти не касаются друг друга. Одновременные упражнения с внимательными взглядами друг на друга, с одинаковым чувством музыки - и отчаянное финальное объятие, когда аукционист выставляет на продажу записку, написанную Нуреевым Бруну в больницу, где тот умирал от рака легких.

Еще один дуэт спектакля тоже основан на реальных событиях: в английском Королевском балете Нуреев танцует с гранд-дамой . Роль досталась приме Большого - и в том ли дело, что они с Лантратовым пара и в жизни, а не только на сцене, или в том, что возможность сыграть Фонтейн, несомненно, вдохновляет Александрову, но в этом дуэте была та химия, что завораживала зрителей почти полвека назад, когда Нуреев танцевал в Лондоне. Посохов стилизовал дуэт под сцену из «Маргариты и Армана» - с этими обморочными падениями героя к ногам возлюбленной, что смотрелись бы в наше время смешно, если бы не исполнялись с таким пылом, с такой нуреевской харизмой.

В течение всего спектакля ждешь чего-то, что объяснило бы летний скандал (версия о недорепетированности не работает, потому что сейчас на репетиции было еще меньше времени из-за выпуска предыдущей премьеры) - и ничего экстремального не происходит. Европейские СМИ, летом обсуждавшие эту историю, выдвигали версию, что было шокировано тем, что главным героем спектакля в Большом стал «изменник родины» даже больше, чем тем, что этот герой был геем. (Министерство культуры категорически отрицает любое участие в скандале.)

Тема измены родины действительно присутствует в спектакле: аукционист, превратившийся в некоего персонажа по имени Серый, зачитывает докладную записку о слишком вольном поведении Нуреева во время парижских гастролей Мариинского - тогда Кировского - театра, и пока он читает, артисты сидят за железными загородками (такими, как выставленные у Большого перед премьерой), как зверьки в клетках: они не должны покидать свои комнаты в отеле без сопровождения уполномоченных лиц. Через эти решетки и прыгает герой, отказываясь вернуться в СССР. В докладной записке (из-за которой советское начальство решило вернуть Нуреева с гастролей досрочно, а он решил бежать, - вообще-то он не собирался оставаться на Западе и закупал в Париже ткани для будущих костюмов) с железобетонной интонацией говорится о прозападном рвении Нуреева и его «общении с сомнительными людьми, некоторые из которых - педерасты». В этот момент зал Большого дружно хмыкает, оценив откровенность советских служебных документов - и иронию ситуации, когда именно стукач, озабоченный постельными приключениями танцовщика, становится причиной его бегства в аэропорту и так называемой «измены родине».

У спектакля - болезненный, яркий, трогательный финал. Он связан с «Баядеркой», последним проектом Нуреева, где танцовщик, смертельно больной, пробовал себя в роли дирижера. Герой неверной, пошатывающейся походкой спускается со сцены в оркестровую яму, дирижер уступает ему место - и звучит мелодия из последнего акта «Баядерки», из картины «Тени». (Илья Демуцкий, создавший партитуру балета, использовал много цитат из знаменитых произведений - и балетов, и «Адажиетто» Малера). В старинном балете Петипа с гималайских гор сходят девушки-привидения в белоснежных пачках, обещая героям холодную высшую справедливость. В балете Посохова и Серебренникова среди танцовщиц оказываются и танцовщики, но картина «Теней» говорит все о том же: призраки не исчезают, они имеют право на голос и право на память.

Как и вполне живые, но отделенные от театра домашним арестом люди. На поклонах постановочная группа во главе с Юрием Посоховым вышла на сцену в футболках с портретом Кирилла Серебренникова и призывом «Свободу режиссеру». Зал приветствовал этот выход овацией.

11 июля в Большом театре должна была состояться премьера скандального балета «Нуреев».

11 июля в Большом театре должна была состояться самая скандальная премьера сезона – балет "Нуреев". Но руководство театра после генерального прогона решило постановку не выпускать. По официальной версии, спектакль не готов, артисты из-за многочисленных гастролей и юбилеев в сезоне не успели выучить материал.

"Нет слов!.. Понимание, что ты только полюбил роль, начал вживаться в спектакль, все начало складываться... и в секунду, вот эту вот твою маленькую жизнь у тебя с корнем вырывают... худшее для артиста...", – написал на своей странице в социальной сети исполнитель главной роли Владислав Вантратов.

Сами задействованные в постановке исполнители шушукаются, что все дело в теме, которую решил развить на сцене режиссер : одним из главных сюжетов биографического спектакля о Нуриеве стала его любовь к датскому танцовщику Эрику Бруну, с которым артиста несколько десятков лет связывали близкие отношения.

Парни в юбках и на каблуках, полуголые танцоры, страстные дуэтные па двух мужчин, снимки обнаженного Рудольфа Нуриева на весь задник сцены, история о бурной и часто беспорядочной половой жизни танцора – и это в академическом Большом театре. Разумеется, после выхода спектакля о "танцовщике-содомите", как некоторые называют Нуриева, его создателей бы заклеймили в пропаганде гомосексуализма.

Гендиректор Большого театра Владимир Урин уверяет в отсутствии политической подоплеки и вмешательства Минкультуры в вопрос переноса премьеры балета. Однако СМИ приводят комментарии источников, по данным которых имел место звонок со стороны министра Владимира Мединского, причем, за звонком стояла за ним настоятельная рекомендация от духовника президента РФ Владимира Путина, епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова).

Главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов в своем телеграм-канале рассказал, что "на прогоне были представители РПЦ. Но в штатском. Они добежали до Тихона. Тихон позвонил Мединскому".

По данным Венедиктова, глава Минкультуры рассчитывает заручиться поддержкой архиерея "для переназначения в следующем году в министры", а потому Мединский позвонил Урину и изобразил ярость и истерику. Потом, охолонув, попросил подумать о переносе на потом - новое правительство, выборы. "Вам же не нужны пикеты возле театра напротив Кремля перед выборами. А они могут!!!", - пугал министр".

В свою очередь источник "Газеты.Ру" в театральных кругах приводит подробности разговора Владимира Мединского с Владимиром Уриным. Как утверждается, министр назвал постановку Серебренникова о гениальном танцовщике и открытом гее Рудольфе Нурееве "шабашем извращенцев" и потребовал убрать "пропаганду".

В пресс-службе министерства подтвердили факт телефонного разговора Мединского с Уриным, отказавшись комментировать его содержание и отметив, что"цензура и запреты не являются стилем работы ведомства".

На специальном брифинге Урин объявил, что премьера спектакля состоится в мае 2018 года, поскольку возникли "накладки с репертуаром". Он настаивает, что дело не в гомосексуальной составляющей спектакля, а исключительно в неготовности хореографии.

На брифинге руководитель "Большого" заверял, что не испытывал административного давления, однако признал, что получил лишь один звонок от министра культуры, который сам интересовался причиной отмены премьеры.

По словам Урина, единственной причиной отмены постановки стала неготовность ее хореографической составляющей. Хореограф Юрий Посохов признал неготовность подготовки артистов только с хореографической точки зрения и заявил, что ему нужен еще месяц для ее доработки.

"Кирилл Серебренников никакого отношения к хореографии не имеет, хореографией занимается Юрий Посохов", - подчеркнул Урин.

Напомним, 7 июля в Большом театре состоялся генеральный прогон спектакля, после которого артисты рукоплескали постановщикам. На следующий день стало известно, что премьера, намеченная на 11 июля, отменена, страница спектакля удалена с сайта ГАБТа. Владимир Урин утверждал, что решение об отмене премьеры принято вместе с постановщиками, поскольку по причине недостатка репетиций балет оказался не готов.

Балет о гениальном танцовщике, в 1961 году попросившем политического убежища в Париже, должен был стать скорее сюрреалистическим, а не документальным пересказом биографии Нуриева. Одним из главных сюжетов спектакля являются продолжавшиеся несколько десятилетий отношения Нуриева и датского танцовщика Эрика Бруна.

Над постановкой "Нуреев" помимо Кирилла Серебренникова, который выступил в качестве автора либретто, режиссера и сценографа, работали композитор Илья Демуцкий, хореограф-постановщик Юрий Посохов. В этом же составе создатели поставили балет "Герой нашего времени" в Большом театре в 2015 году.

Это не первый случай в 241-летней истории Большого, когда практически готовую премьеру отменяют. В ХХ веке это случалось раза три. В 1930-х годах запретили "Болт" Шостаковича, в 1969 году Фурцева "закрыла" "Лебединое озеро" в постановке Григоровича: товарищу министру сильно не понравился трагический финал балета. А в 1970-х годах аннулировали по решению худсовета премьеру балета Микаэла Таривердиева "Девушка и смерть".