Автор книги — Баевский Роман Маркович, доктор медицинских наук, профессор, академик Международной Академии Информатизации, Член Европейского общества неинвазивной кардиодинамики. Он является одним из основоположников космической кардиологии, нового научно-прикладного раздела космической медицины.

Издательство: Медицина
1979 год
298 страниц
Формат: djvu

Монография посвящена проблеме прогнозирования состояний, пограничных между здоровьем и болезнью. Рассматриваются элементы теории прогнозирования и вопросы ее применения в физиологии и медицине. Значительное место занимает изложение методов прогностической оценки состояний организма. Переход от нормы к патологии рассматривается как протекающий стадийно процесс адаптации организма к условиям среды, в ходе которого возникновению качественно нового состояния - болезни - предшествуют изменения степени напряжения регуляторных механизмов. Представлены экспериментальные модели состояний на грани нормы и патологии, полученные при воздействии на организм различных факторов. Отдельные главы посвящены вопросам прогнозирования состояний человека в прикладной физиологии и профилактической медицине. Рассматриваются вопросы прогнозирования физической и умственной работоспособности.
Заключительная глава посвящена методике и результатам массовых прогностических обследований рабочих и служащих на промышленных предприятиях, основанным на оценке степени адаптации организма к условиям среды. Во всех разделах монографии приводятся оригинальные данные собственных исследований.
Книга предназначена для физиологов, клиницистов, специалистов по медицинской кибернетике.

Предисловие
Введение
Глава 1. Теория прогнозирования и вопросы ее применения в физиологии и медицине
Элементы теории прогнозирования
Методология прогнозирования
Методы прогнозирования в физиологии и медицине
Глава 2. Состояние здоровья как объект прогноза
Здоровье как функциональный оптимум
Состояния на грани нормы и патологии как исход адаптивного поведения организма
Глава 3. Методы прогностической оценки состояний организма
Общие принципы прогностической оценки состояний организма
Методы оценки уровня функционирования физиологических систем
Методы оценки степени напряжения регуляторных механизмов
Методы оценки функционального резерва
Некоторые методы интегральной оценки состояний на грани нормы и патологии
Глава 4. Экспериментальное моделирование состояний на грани нормы и патологии
Глава 5. Прогнозирование физических возможностей человека
Прогнозирование состояний в процессе выполнения мышечной нагрузки
Прогнозирование состояний по результатам анализа данных в восстановительном периоде после физической, нагрузки
Прогнозирование физических возможностей организма по его исходному состоянию
Глава 6. Прогнозирование умственной работоспособности
Прогнозирование состояний человека-оператора
Прогнозирование умственной работоспособности в процессе трудовой деятельности
Глава 7. Массовые прогностические обследования рабочих и служащих на промышленных предприятиях
Заключение
Литература

Подразделы:

Оценка защитных свойств приборов биорезонансной энергоинформационной защиты по данным анализа вариабельности сердечного ритма

Р.М. Баевский (д.м.н., проф.), А.П. Берсенева (д.б.н.), Е.Ю. Берсенев

Отчет о результатах испытаний устройства КИТ-4 Введение По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Таким образом, здоровье – это равновесие между организмом и окружающей средой. Следовательно, организм должен “подстраиваться” под окружающие его условия, изменяя свои внутренние энергетические и метаболические параметры. Такая “подстройка” требует постоянного расходования функциональных ресурсов – запасов энергии и вещества. Поэтому в организме одновременно идут процессы восстановления. Ведущая роль в обеспечении процессов расходования и восстановления энерго-метаболических ресурсов принадлежит регуляторным механизмам. От них в первую очередь зависит способность организма и его основных систем приспосабливаться (адаптироваться) к изменениям условий внешней среды. Тонкое взаимодействие информационных, энергетических и метаболических процессов в организме нарушается не только из-за недостатка ресурсов внутри организма, но и в связи с внешними воздействиями: техногенными, социогенными и пр. По современным представлениям, которые базируются на древних философских учениях Индии и Китая и на достижениях физики торсионных полей, каждый человек защищен невидимым биологическим полем . Разнообразные внешние воздействия нарушают биополе, снижают его защитные свойства. Особенно интенсивно происходит разрушение биополя при воздействии электромагнитных излучений бытовых и промышленных электроприборов. Лабораторией Инфотех разработаны и изготовлены специальные устройства для очистки окружающего пространства от патогенных излучений и создания для биополя человека комфортных условий . Эти устройства представляют собой широкополосные биорезонансные информационные модуляторы тонких физических полей. Согласно утверждениям авторов, их приборы производят все энергоинформационные преобразования с учетом индивидуальных особенностей и потребностей биополя каждого человека и его здоровья . Проверка защитных свойств приборов и устройств биорезонансной информационно-энергетической защиты (БРИЗ), судя по материалам конференции “Энергоинформационный обмен и здоровье человека” , производилась многими исследователями. Однако никто еще не изучал, как влияют устройства БРИЗ на механизмы регуляции физиологических функций. Деятельность этих механизмов, как известно, основана на процессах приема, переработки и передачи информации. Поскольку информационные сдвиги в виде нарушений регуляции предшествуют развитию нарушений обмена энергии и вещества, то их устранение является важнейшей целью профилактической медицины. Донозологическая диагностика как один из разделов профилактической медицины занимается оценкой функциональных состояний на грани нормы и патологии . Донозологические состояния развиваются на уровне обмена информацией и связаны с нарушением процессов регуляции в организме. Они предшествуют преморбидным и патологическим состояниям, в основе которых лежат энерго-метаболические нарушения. Одним из методов распознавания и оценки донозологических состояний является анализ вариабельности сердечного ритма . Анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) получил значительное распространение как в нашей стране, так и за рубежом. Он используется для оценки состояния вегетативной нервной системы и общей адаптационной реакции организма при стрессорных воздействиях. Оценка ВСР как результата деятельности регуляторные систем, обеспечивающих поддержание гомеостаза и приспособление организма к условиям окружающей среды основывается на концепции о сердечно-сосудистой системе как индикаторе адаптационных реакций всего организма. Эта концепция получила свое обоснование в космической медицине более четверти века назад . В нашей стране еще в 60-70-е годы были проведены обширные исследования с использованием анализа ВСР в кардиологии, хирургии, физиологии труда и спорта, экспериментальной физиологии, благодаря которым получили развитие представления о значении показателей вегетативного баланса для оценки неспецифических адаптационных реакций при различных стрессорных воздействиях . Целью настоящей работы было изучение возможности выявления изменений ВСР под влиянием биорезонансных воздействий на организм. Речь идет об установлении самого факта наличия изменений на информационном уровне организма при изменении характеристик биополя человека. Методика исследований Исследования проводились во время массовых обследований в школе № 14 г. Орехово-Зуево МО. В исследовании приняли участие 28 человек: дети, их родители и учителя. Возраст обследуемых от 10 до 50 лет. Специального отбора не проводилось. Каждый обследованный давал добровольное согласие. Методика состояла в том, после первичной регистрации сердечного ритма каждый пациент в течение 20-30 минут носил на себе устройство КИТ-4, после чего проводилась повторная запись сердечного ритма. Никаких подробных сведений об устройстве КИТ-4 пациентам не сообщали. Исследовались 3 модификации приборов: синий (10 человек), желтый (8) и розовый (10). Исследования проводились с применением аппаратно-программного комплекса “Варикард 1.4”, рекомендованного Минздравом РФ к использованию в широкой медицинской практике . Комплекс обеспечивает регистрацию электрокардиограммы, распознавание R -зубцов и определение длительности RR -интервалов. По динамическому ряду кардиоинтервалов вычисляется до 50 различных показателей с использованием методов статистического, корреляционного и спектрального анализа. Важно отметить, что одновременно с контролем качества записи по ЭКГ имеется возможность наблюдать и процесс формирования кардиоинтервалограммы – динамического ряда RR -интервалов. В результате анализа динамического ряда кардиоинтервалов могут быть получены графики кривой распределения (гистограммы или вариационной пульсограммы), корреляционной ритмограммы (скатерграммы), автокорреляционной и спектральной функции. По указанным данным вычислялись показатели ВСР, характеризующие состояние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, состояние подкоркового сердечно-сосудистого центра и отдельных звеньев регуляторного механизма. При физиологической интерпретации полученных показателей использовались современные данные литературы и опыт собственных исследований . Результаты исследований и их обсуждение Прежде всего необходимо отметить, что показатели исходного состояние в различных группах были неоднозначными. Случайный подбор обследуемых привел к тому, что в “синей” группе оказались лица с наименее выраженным стрессорным фоном, т.е. с относительно нормальным вегетативным балансом. В “желтую” и “розовую” группы попали пациенты со значительным исходным стрессорным фоном, что выразилось в повышенной частоте пульса (87 и 93 уд/мин) и в высоком исходном индексе напряжения регуляторных систем (261 и 217) при норме в пределах 150 ед. Рассмотрим особенности изменения показателе ВСР в различных группах. Частота пульса во всех группах под влиянием биорезонансной информационно-энергетической защиты снизилась. Это снижение особенно было выражено в “розовой” группе. В этой же группе существенно (на 35%) выросла и общая вариабельность сердечного ритма. В “розовой” группе значимо (на 44 и 90%) увеличились также показатели активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС). Активность симпатического отдела ВНС соответственно снизилась более всего в этой же группе. Наблюдаемые изменения вегетативного баланса могут быть связаны с наиболее высоким исходным уровнем стресса, что привело к его наиболее демонстративному снижению под влиянием прибора КИТ-4. Рассмотрим теперь изменения показателей, которые могли бы отразить особенности влияния различных типов устройств на информационные процессы в организме. Здесь прежде всего следует выделить разнонаправленные изменения в различных группах. В первую очередь это индекс централизации, характеризующий соотношение автономных и центральных уровней управления. В “синей” группе значение этого показателя уменьшается, в “розовой” группе – возрастает. Подобная динамика в “розовой” группе может быть интерпретирована как результат включения в процесс регуляции более высоких уровней управления – высших вегетативных центров и коры головного мозга. Основанием для такой трактовки является увеличение мощности медленных и сверхмедленных колебаний сердечного ритма в этой группе, в то время как в “синей” группе их мощность снижается. Следовательно, можно условно говорить о том, что “синяя” группа в большей мере реагирует изменениями регуляции на уровне подкорковых нервных центров, а “розовая” – активацией более высоких уровней. В “синей” группе заметно увеличивается связь между элементами подкоркового сердечно-сосудистого центра, о чем свидетельствует наиболее значимое увеличение показателя ССО в этой группе (более, чем в 2 раза). К особенностям реакций в “желтой” группе можно отнести: а) резкое снижение показателя аритмий; б) выраженное уменьшение относительной мощности вазомоторных волн сердечного ритма; в) более значительное, чем в других группах снижение показателя активности подкорковых нервных центров. Все эти изменения могут указывать на преимущественное влияние желтого КИТ"а на систему регуляции сосудистого тонуса. Итак, результаты проведенных исследований показали, что приборы типа КИТ-4 для индивидуальной биорезонансной информационно-энергетической защиты, по-видимому, вызывают изменения информационных процессов в организме в виде изменений вегетативного баланса и изменений активности различных звеньев механизмов вегетативной регуляции. В целом КИТ нормализует вегетативный баланс, снижая активность симпатического отдела. Эти влияния индивидуально обусловлены исходным уровнем вегетативного баланса. Нормализующее влияние КИТ"а тем больше, чем выше исходный стрессорный фон, т.е. чем выше исходная активность симпатического отдела ВНС. Что касается особенностей влияния различных типов КИТ"а, то здесь можно высказать только самые предварительные соображения ввиду недостаточного на сегодня объема исследований. “Синий” КИТ, по-видимому, воздействует в основном на механизмы вегетативной регуляции сегментарного уровня, т.е. на систему регуляции, связанную с подкорковым сердечно-сосудистым центром. Здесь прослеживается непосредственное воздействие на механизм вегетативной регуляции, на информационные процессы, связанные с поддержанием вегетативного баланса. “Желтый” КИТ оказывает более дифференцированное воздействие на звено сосудистой регуляции, на вазомоторный подкорковый центр и через него на регуляцию кровообращения. “Розовый” КИТ, вероятнее всего, действует на корково-подкорковые уровни вегетативной регуляции, на высшие вегетативные центры. В таблице просуммированы результаты проведенных исследований. Полученные данные сопоставлены с рекомендациями разработчиков приборов КИТ (см. 2, стр. 20). Как видно из таблицы, наши результаты в определенной мере совпадают с этими рекомендациями или, во всяком случае, им не противоречат. Результаты исследований защитных свойств приборов КИТ

Тип прибора

Предполагаемый объект воздействия

Синий ”

Сегментарный уровень вегетативной регуляции (уровень сердечно-сосудис­того центра продолговатого мозга)

Оказание общеукрепляющего воздействия, чему соответствует воздействие на основной механизм вегетативной регуляции.

“Желтый”

Вегетативная регуляция сосудистого тонуса

Интенсификация информационного обмена – нормализация информационных процессов в центрах, ответственных за сердечно-сосудистую регуляцию

“Розовый”

Надсегментарный уровень вегетативной регуляции (высшие вегетативные центры, кора головного мозга)

Устранение проблем межличностного общения – влияние на кору головного мозга и высшие вегетативные центры, ответственные за эмоциональный фон и психическую деятельность

Заключение Проведенные экспериментальные исследования следует рассматривать лишь как предварительные, поисковые. Они показали, что существует влияние полевых модуляторов на механизмы вегетативной регуляции и это влияние является нормализующим. Выбранный метод исследования показал, что он вполне адекватен поставленной задаче и открывает перспективы более подробного изучения механизмов влияния биорезонансных воздействий на информационные процессы в организме. Главный вывод из проведенных исследований заключается в том, что имеются все основания для постановки полномасштабного специального эксперимента по исследованию механизма влияния полевых модуляторов на информационные процессы в организме человека. Необходимость проведения такого исследования очевидна как для разработки научно обоснованных рекомендаций по применению биорезонансных защитных устройств, так и для усовершенствования конструкции и повышения эффективности этих устройств. Литература

• Акимов А.Е., Шипов Г.И. Торсионные поля и их экспериментальные проявления.– Сознание и физ. реальность. 1996, т. 1, № 3.
• Энергоинформационный обмен и здоровье человека. Введение в креативную психургию.– М.: Лаборатория Инфотех, 1999.
• Энергоинформационный обмен и здоровье человека. Материалы конференции 23/10/99 г.– М.: Лаборатория Инфотех, 1999.
• Баевский Р.М., Казначеев В.П. Диагноз донозологический.– БМЭ, М., 1978, с. 252-255.
• Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.– М., 1979.
• Баевский Р.М. Научно-теоретические основы использования анализа вариабельности сердечного ритма для оценки степени напряжения регуляторных связей организма. Компьютерная электрокардиография на рубеже столетий. Международный симпозиум 27-30 апреля 1999г.– М., 1999.
• Парин В.В., Баевский Р.М., Волков Ю.Н., Газенко О.Г. Космическая кардиология.– Л.: Медицина, 1967.
• Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ сердечного ритма при стрессе.– М., 1984.
• Семенов Ю.Н., Баевский Р.М. Аппаратно-программный комплекс “Варикард” для анализа вариабельности сердечного ритма и перспективы его развития. Компьютерная электрокардиография на рубеже столетий. Международный симпозиум 27-30 апреля 1999г.– М., 1999.
• Rawenwaaij - Arts , C . M . A , Kallee , L . A , Hopman J . C . M . et al . Heart rate variability (Review), Annals of Intern. Med, 1993: 118. p. 436-44.
• Heart rate variability. Standards of Mesurement, Physiological Interpretation and Clinical Use/ Circulation, 93: 1043-1065, 1996.
• Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний.– М.: Медицина, 1997.

Б АЕВСКИЙ Вадим Соломонович

Заслуженный деятель науки Российской Федерации

профессор

Доктор филологических наук

заведующий кафедрой истории и теории литературы

Смоленского государственного университета член Союза российских писателей

Сегодня мне не приходится краснеть ни за одно слово, опубликованное мною. Ничего не писалось в угоду власти. К сожалению, самоуправство редакторов оставило свои следы. В ряде работ редакторы без согласования со мною вписали абзацы, на которые я бы никогда не согласился. Если мне показывали подобные искажения в процессе подготовки к печати, я их убирал или отказывался публиковаться. Но иногда редактор столь мало считался с автором, что я видел результат его вторжения в мой текст уже в печати. Подлинная беда - редакторский произвол в отношении заглавий статей и даже книг.

В ряде случаев, когда отказаться публиковать заредактированную статью было невозможно, мне приходилось отказаться подписывать статью своей фамилией и скрываться под псевдонимом В.С. Лазурин.

Я называю этот список полным не потому, что он вобрал в себя всё мною опубликованное. Я потерял из виду некоторые ранние публикации, некоторые работы, которые вроде бы вышли в Эстонии, Латвии, Канаде. Этот список полон в том смысле, что я ничего не скрываю, я называю все работы, которые были мною опубликованы на протяжении моей жизни и выходные данные которых мне известны. И все известные мне статьи обо мне и рецензии на мои работы.

В.С. Баевский


Дмитрий Б.Хазанов/ Москва Фото из личного архива Г.А.Баевского

В последнее время появилось немало публикаций, посвященных воздушным сражениям второй мировой войны. Сегодня читателя уже не надо убеждать в том, что господство в воздухе наши ВВС завоевали в жестоких боях, пройдя через катастрофические поражения и огромные потери. Но с середины 1944 г. уже немецкие солдаты с тревогой смотрели в небо и гадали: прилетит сегодня "Иван" или Бог будет милостив? Количественного превосходства над врагом удалось добиться благодаря напряженной работе советской авиапромышленности, выпускавшей самолеты в целом не худшие, чем немецкие. А качественное превосходство основывалось на том, что в ходе войны в советских ВВС были подготовлены тысячи первоклассных воздушных бойцов, опасных противников для пилотов люфтваффе. Один из таких асов - летчик-истребитель Георгий Артурович Баевский.

Начать повествование о нем хотелось бы с конца 1939 г., когда Георгий, еще будучи школьником, успешно закончил учебу в аэроклубе Дзержинского района Москвы, получил звание пилота и был зачислен кандидатом в военное авиационное училище. Сроки приема были ограничены, и в начале мая 1940 г., не получив еще аттестата зрелости, но оформив в аэроклубе необходимые документы, юноша фактически сбежал в Серпуховскую военную авиашколу. Когда одноклассники Баевского сидели за школьными партами, он уже стал курсантом: строевая подготовка, теоретические дисциплины, полеты на У-2. Одним из первых среди однокурсников Георгий поднялся в воздух на истребителе И-15бис. В то предвоенное лето над Серпуховом непрерывно гудели авиационные моторы. По "коробочке" вокруг аэродрома летали не только курсанты и инструкторы - в этой авиашколе по приказу Наркома обороны летному делу обучались командующие общевойсковыми армиями.

В ноябре 1940 г., сдав на "хорошо" и "отлично" Государственные экзамены по программе летной подготовки, Георгий Баевский получил звание "младший лейтенант". Его и еще троих молодых летчиков, из более чем 120 выпускников, оставили в авиашколе инструкторами. Баевский включился в напряженную работу - наземная и летная подготовка курсантов, командирская учеба, не забывая при этом и о совершенствовании собственной техники пилотирования. Георгий Артурович вспоминает, что его должностной оклад составлял тогда около 900 рублей, в том числе 127 так называемых "скоростных", которые начисляли за полеты на истребителях, чья скорость превышала 360 км/ч.

Первые воспитанники Баевского начали самостоятельные полеты на И-15бис 21 июня 1941 г., а на следующий день большинство инструкторов подали рапорты с просьбой направить их в действующую армию. Но все получили отказ - специальный приказ Сталина запрещал отправлять инструкторов на фронт. С началом войны курс подготовки летчика сократили до шести месяцев (общий налет около 36 часов), и выпуски следовали один за другим. Когда фронт приблизился к Серпухову, школу пришлось перебазировать в Вязники, неподалеку от Горького. Невзирая на плохую погоду, учеба велась очень интенсивно. К концу года суммарный налет Баевского составлял уже 243 часа 44 минуты. Так же напряженно прошел для него и 1942 год.

Попасть на фронт Георгий смогтолько весной 1943 г. Он был вполне сложившимся пилотом, но воздушным бойцом ему еще предстояло стать. Вместе со своим другом летчиком-инструктором Евгением Яременко он был направлен для стажировки на Юго-Западный фронт в 5-й гвардейский ИАП, которым командовал Герой Советского Союза п/п-к В.А.Зайцев. В то время полк базировался на аэродроме Половинкино, вблизи города Старобельска у реки Северский Донец. 18 апреля Баевский совершил первый вылет "по отработке техники пилотирования" в районе аэродрома, через три дня участвовал в сопровождении бомбардировщиков "Бостон", а 27 апреля провел первый воздушный бой с Bf 109. Когда срок стажировки подошел к концу, Зайцев предложил Баевскому и Яременко остаться в полку.

Прочитав в архивных документах, с какой тщательностью готовили в полку ввод в бой пополнения, как помогали освоить премудрости боя, небудетошиб-кой утверждать, что младшему лейтенанту Г.А.Ьаевскому повезло. Его биография схожа с судьбами лучшего советского аса И.Н.Кожедуба и одного из наиболее результативных летчиков люфтваффе В.Батца (W.Batz). Как и Баевский, они до своего первого боя успели совершить тысячи взлетов и посадок, готовя пополнение для фронта. Обер-лейтенант В.Батц, чей налет к концу 1942 г. превысил 5000 часов, вспоминал, сколько разочарований он испытал в первых боях на Восточном фронте: "Я провалился в сотни воздушных ям, прежде чем смог, наконец, прицелиться по неприятельскому самолету". Поначалу не все получалось и у Баевского, успевшего пробыть в небе 732 часа. Однако его шансы в первом бою были намного выше, чем у среднего советского пилота, который оканчивал летное училище и, даже если проходил подготовку в запасном полку, имел налет около 80 часов. Для сравнения: летчики-истребители люфтваффе выпускались в конце 1942 г. из летных школ с налетом 215 часов, в т.ч. около 40 - на боевом самолете.

В конце апреля 1943 г. немецкая авиация заметно активизировалась на Изюмско-Барвенковском направлении, где сражался 5-й ГвИАП. В этой сложной обстановке Баевский одержал свою первую победу. Автор подробно расспрашивал о ней Георгия Артуровича. В тот день, 8 мая, шестерка Ла-5, возглавляемая к-ном И.П.Лавейкиным, получила задание патрулировать в районе Лисичанск-Краматорская-Рубежное и вступила в бой с 20 немецкими самолетами. Противник действовал организованно и напористо, и Лавейкин впоследствии говорил, что его кожаный реглан весь, промок от пота. Баевский вначале поджег "раму", которая находилась несколько в стороне от основной группы (обстановка не позволила проследить за судьбой подбитой машины), а затем вел маневренный бой с "мессершмиттами" и добился попаданий в ведомый самолет. Именно эту победу и занесли на счет молодого летчика. Из немецких документов следует, что в тот день в указанном районе их истребители потерь не понесли, а на берегу Северского Донца упал FW189 из отряда 3(Н)/14; три члена экипажа во главе с обер-лейтенантом Э.Бикертом (E.Bickert) смогли спастись на парашютах.

Майские бои были, как правило, затяжными, отличались участием большого количества самолетов, причем немцы, стремясь к численному превосходству, быстро наращивали свои силы в воздухе. Неоднократно их истребители пытались блокировать советские аэродромы. Противниками 5-го ГвИАП в борьбе за господство в воздухе над Донбассом были "мессершмитты" из авиагрупп III/JG3 "Удет", I/JG52 и "фок-ке-вульфы" из l/SchG 1. В напряженных боях Баевский несколько раз встречался с немецкими асами и на практике познакомился с их тактикой. Суть ее состояла в пикировании с большой высоты на большой скорости на обнаруженную цель, стрельбе с небольшой дистанции и последующем стремительном выходе из боя.

Вспоминая о боях в районе Курской дуги, Георгий Артурович подчеркивал, что и он, и другие летчики чувствовали, что противник стянул сюда все лучшее, чем располагал к тому времени. Вопреки распространенному мнению, немецкие летчики нередко принимали лобовые атаки, вступали в сражение с превосходящими силами.

Герои Советского Союза С.Г.Глинкин, М.Т.Игнатьев, Г.А.Баевский. 1944 г.

Противник отчаянно не хотел уступать господство в воздухе. Наибольшее напряжение пришлось на период с 15 по 19 августа. Стремясь сорвать советское наступление на Харьков, гитлеровское командование стало применять авиацию большими группами: бомбардировщики шли волнами по 40-50 машин под прикрытием 20-30 истребителей. В те дни воздушные схватки не прекращались в течение всего светлого времени суток. 5-й гвардейский понес как никогда тяжелые потери. Погибли или не вернулись из боевых вылетов В.П.Самойлен-ко, В.Е.Бороздинов, Г.Д.Ковалев, Н.Г.Ца-панов, В.Т.Думарецкий, К.Ф.Пузь (последний, как и Г.А.Баевский, ранее был инструктором в Вязниковской школе). Были сбиты, но несмотря на ранения сумели воспользоваться парашютами Герои Советского Союза Н.П.Дмитриев (17 побед) и А.И.Орлов (16 побед). Но и врагу был нанесен большой ущерб. Вот строки из боевого донесения полка за 17 августа: "Летчики полка произвели 96 боевых вылетов на прикрытие наземных войск, провели пять групповых воздушных боев. Сбили семнадцать фашистских самолетов и пять подбили". Немецкие источники подтверждают большие потери 4-го воздушного флота юго-восточнее Харькова: только эскадра JG52 в тот день от огня ЛаГГ-5 (так в немецких отчетах назывались Ла-5) лишилась трех "мессершмиттов" и двух пилотов - л-та В.Пулса (W.Puls) и фельдфебеля У.Бунгерта (U.Bungert).

17 августа на счет л-та Баевского были занесены победы над Не 111 и Bf 109. Вот отрывок из его воспоминаний о том дне: "Поперек строя и выше основной группы немцев на большой скорости проходит пара Bf 109. Проскочив над нами и растворившись в небе на фоне солнца, она на время исчезает. Но мы уже начеку. Сомнений нет, это - асы, "охотники". Используя преимущество в высоте и скорости, они стремительно атакуют. Выполняю резкий маневр. Bf 109 проскакивают вперед: горка, переворот и снова атака. Но не рассчитал ведущий пары Bf 109. Маневр - и вот я уже на хвосте у его ведомого, он совсем близко. Жму на гашетку - моя очередь была точной. Оставшись в одиночестве, ведущий "охотников" не вышел из боя, а продолжал атаки. Он вновь оказался выше, а когда я сманеврировал, пытаясь "поднырнуть" под "охотника", его машина вдруг перевернулась "на спину", и тут же мощные удары сотрясли мой самолет, больно обожгло ногу, горячая волна окатила лицо, плечи. Я ничего не вижу, но думать об этом некогда, нужно во что бы то ни стало оторваться от фрица, иначе мне конец. Даю ручку от себя - и полный газ. Пора открывать глаза. Провожу по лицу рукой и со страхом смотрю на нее, ожидая увидеть кровь. Но крови нет. Рука черная - масло! Пробит маслобак. Теперь лишь бы до аэродрома дотянуть. Мне повезло - дотянул…" После приземления выяснилось, что один снаряд почти перебил ручку управления самолетом, другой разорвался в парашюте - удача оказалась явно на стороне советского летчика. Но Георгия Артуровича не оставляла досада: вот если бы скорость побольше, мотор помощнее, да связь ненадежнее!

В последних числах августа активность немцев резко упала, а летчики 5-го ГвИАП отметили торжественное событие: на боевой счет полка был занесен 500-й вражеский самолет. Отличился мл. л-т Н.А.Марисаев. Еще две победы одержал герой нашего повествования. Тогда же в полк прибыло молодое пополнение. Теперь Баевский передавал новичкам не только секреты летного мастерства, но и тактические приемы, на специальных занятиях обращая внимание на наиболее уязвимые места немецких самолетов.

В начале сентября полк был выведен с фронта для отдыха и получения новой материальной части - Ла-5ФН. Подготовленному пилоту новая машина дала гораздо большие возможности, особенно на вертикалях. Воспитанники В.А.Зайцева вернулись на фронт через месяц, когда полным ходом развернулись бои за Днепр. Здесь бомбардировщики люфтваффе старались прорваться к переправам в тот момент, когда в воздухе не было советских самолетов. "Мессершмитты" и "фокке-вульфы" основные усилия сосредоточили на внезапных атаках. Советские истребители, прикрывавшие Пе-2 и Ил-2 или патрулировавшие над Днепром на крейсерских скоростях, сразу оказывались в худшем положении, т.к. противник обрушивался на них с высоты на большой скорости нередко со стороны солнца. Но оказалось, что гвардейцам было что противопоставить неприятелю. Получив приказ прикрыть переправы на участке Днепропетровск-Запорожье, Зайцев добился у командующего 17-й воздушной армии В.А.Судца разрешения патрулировать на скоростях, близких к максимальным. Чтобы компенсировать повышенный расход горючего, полк перебазировался на аэродром Котивец вблизи линии фронта. Все истребители были тщательно проверены инженерно-техническим составом. Причины, вынуждавшие летать с открытыми фонарями, были устранены, налажено кислородное и радиооборудование. Результаты не замедлили сказаться. Бои показали, что на восходящих маневрах Ла-5ФН имеет некоторое преимущество перед Bf 109G. За несколько дней боевой счет 5-го ГвИАП увеличился на 16 побед, из которых две одержал Баевский, а во фронтовой газете "Защитник Отечества" появилась заметка: "Как немецким асам набили по мордасам".

Давний противник гвардейцев - эскадра JG52 - потеряла в этом районе с 10 по 19 октября (по отчету штаба эскадры) 14 "мессершмиттов" и 8 пилотов погибшими или пропавшими без вести. Один из них, ефрейтор Ю.Диниус (J.Dinius), спасся на парашюте и был взят в плен. Георгий Артурович, хорошо знавший немецкий язык, участвовал в допросе немца. Ответив на все вопросы, Диниус попросил показать ему самолет, который его сбил. А увидев, удивился: "Это же "Ла-фюнф", он не мог меня догнать на горке!" Но это был не просто Ла-5, а новый Ла-5ФН, летчик которого умело использовал его возможности. Бои на Днепре много дали Баевскому с точки зрения становления тактического мастерства. Теперь он хорошо знал сильные и слабые стороны противника. Командование неоднократно доверяло ему вылеты на "свободную охоту". А от летчика-"охотника", тем более ведущего пары, требовалось "быть особенно инициативным и решительным истребителем".

Надо сказать, что даже после того, как советские войска форсировали Днепр, освободили ряд важных промышленных центров, в т.ч. Запорожье и Киев, противник неоднократно переходил в контратаки. Стояла поздняя осень, с туманами, дождями, изморозью. В этих условиях высокая активность советской авиации оказалась неожиданной для немцев. Они лишились десятков автомашин, бензоцистерн, повозок, паровозов… Неоднократно гвардейцы выходили и на "охоту" в районы крупных немецких аэродромов. День 12 декабря 1943 г. выдался пасмурным: облака опустились до 100-150 м, видимость не превышала один-два километра. Ст. л-т Г.А.Баевский с ведомым л-том П.Т.Кальсиным вылетели к аэродрому Апостолово, на котором скопилось много вражеских самолетов. Вскоре Баевский заметил на высоте всего 100 метров заходившего на посадку FW 189 и немедленно его атаковал. Очередь оказалась точной, и вражеский разведчик вспыхнул. Подбить живучий двухбалочный самолет с первого залпа доводилось редко. Еще реже удавалось самому остаться незамеченным: хороший обзор позволял немецкому экипажу заблаговременно подготовиться к бою. Но в этот раз немецкие наблюдатель и стрелок не должны были обнаружить Баевского: он заходил в атаку, скрываясь за хвостовыми балками "фокке-вульфа". Сегодня Георгий Артурович уверен, что подготовиться к бою немецкий экипаж смог, получив предупреждение с земли по радио. Не успел советский летчик выйти из атаки, как вражеский стрелок зажег мотор его "лавочкина". На малой высоте покидать самолет с парашютом не имело смысла, и Баевский вынужден был совершить посадку в поле.

Можно только предполагать, о чем успели задуматься в короткие мгновенья Петр Кальсин и Георгий Баевский. Видимо, первый вспомнил, как в мае 1943 г. уже прикрывал своего ведущего Николая Анцырева, когда тот был вынужден покинуть с парашютом подбитый у вражеского аэродрома Краматорская самолет. Прикрывал, но помочь не мог… Баевский же понимал, что права "пропасть без вести" он не имел. Конечно, в полку ему доверяли. Нос 1931 г. он почти беспрерывно вместе с семьей находился сначала в Германии, затем в Швеции, что было связано с характером работы его отца Артура Матвеевича. К счастью, страшный 1937 г. обошел семью стороной. Но при желании "компетентные органы" вполне могли представить дело так, что молодого человека завербовал враг. О происшедшем 12 декабря вспоминает дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Попков, однополчанин и товарищ Баевского: "Георгий передавал по радио на командный пункт о своих действиях и местонахождении… "Вижу «раму. Атакуем!" - послышался в динамике голос ведущего. После этого связь с ним прекратилась. Наступило томительное ожидание. В такое время каждому хочется быть рядом с летчиками, чтобы видеть все своими глазами и, если необходимо, оказать помощь. Ждать на командном пункте бывает гораздо тяжелее, нежели самому находиться в полете. Так было и в этот раз. Притихли летчики, заметно нервничал командир полка. Что случилось с парой Баевского? Волнение было не напрасным. Полчаса спустя на подходе к аэродрому показался "лавочкин". С выпущенными закрылками и надсадно ревущим мотором самолет подошел к земле с задранным носом и приземлился с перелетом. Подбежавшие авиаторы увидели, что Петр Кальсин помогает кому-то выбраться из фюзеляжного лючка. Георгий Баевский! Он был в изодранной меховой безрукавке, в обгоревшем шлемофоне. На фоне белого снега отчетливо выделялось его черное, обожженное лицо. "Что случилось?" - взволнованно спрашивали сослуживцы. Торопливо снимая обожженными руками шлемофон, Баевский удрученно повторял: "Планшет, планшет там остался…"

Кальсин сумел посадить свой Ла-5ФН на небольшую вспаханную площадку, покрытую тонким слоем снега. В конце пробега истребитель увяз в мягком, незамерзшем грунте. Не выключая двигатель, Кальсин стал махать руками Баевскому, показывая, что надо скорее забираться в кабину. Сначала Георгий пытался устроиться за бронеспинкой, но истребитель угрожающе накренился вперед, лопасти винта чиркнули по земле. Тогда Баевский открыл небольшой лючок и попробовал залезть в тесный отсек фюзеляжа. Он взялся руками за шпангоуты, а его ноги остались снаружи. Ставший двухместным "лавочкин" долго разбегался, надсадно ревя двигателем, но все-таки смог оторваться от вязкой земли. Вылетевший в этот район на разведку на следующий день В.И.Попков обнаружил сгоревшую "раму", остатки Ла-5ФН и доложил, что Кальсин взлетел "просто чудом". (Из немецких документов следует, что в районе аэродрома Апостолово разбился FW 189A-2 зав. №2363 из 1-й авиагруппы ближних разведчиков NAGM. Экипаж остался жив.)

Об этом случае сообщалось в сводке Совинформбюро, писала фронтовая печать, говорилось в специальном приказе командующего 3-м Украинским фронтом генерала Р.Я.Малиновского, который отметил "блестящий подвиг летчика гвардии л-та Кальсина П.Т. и образцы мужества, отваги и хладнокровия гвардии старшего лейтенанта Баев-ского Г.А." и приказал подготовить материал на присвоение им званий Героев Советского Союза.

Сборка МиГ-25 на аэродроме Каиро-Уэст. На переднем плане - Баевский. Египет, 1971 г.

Г.А.Баевский и Н.П.Чудин. Египет, 1971 г.

На этом Су-15Т Г. А. Баевский закончил свою летную карьеру

Но через 8 дней случилось непоправимое - П.Т.Кальсин не вернулся из боевого вылета. Судьба летчика так и осталась неизвестной. Несмотря на то, что на его счету имелось 16 воздушных побед, по существовавшим в то время правилам наградной материал "положили под сукно"… Уже в наши дни Петра Терентьевича представляли к званию Героя России (посмертно), но положительного решения не принято и по сей день.

К декабрю 1943 г. Баевский совершил 144 боевых вылета, участвовал в 45 боях, сбил 17 неприятельских самолетов. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания Героя был опубликован 4.02.1944 г. Но вскоре судьба подготовила Георгию Артуровичу еще одно испытание. 6 апреля он перегонял с завода новый Ла-5ФН. Из Моршанска летчик вылетел при сравнительно хорошей видимости. Однако, как это часто бывает весной, погода быстро испортилась. Облачность прижала самолет к земле, усилился встречный ветер. Это привело к преждевременной выработке горючего, и пилоту пришлось искать площадку для посадки. Баевский выбрал широкую пустынную улицу Белгорода, не заметив, что дорогу перегородил противотанковый ров. В него и влетел на большой скорости самолет, переломившись от удара пополам. Георгий потерял сознание. Подоспевшие к месту аварии дед с малолетним внуком решили, что летчик погиб. К счастью, поблизости располагался госпиталь…

Сознание вернулось к Георгию лишь через пять дней, но выздоровление пошло быстро: сказались молодость и отменное здоровье. Гвардейца выписали с разрешением выполнять полеты только на самолете У-2. Тем не менее, Баевский торопился снова оказаться в родном полку, который базировался теперь на аэродроме Наливайко севернее Одессы. Произошли изменения и в руководстве 5-го ГвИАП: п/п-к Зайцев был назначен заместителем командира 11-й ГвИАД. Он по старой привычке часто прилетал в свой полк. Именно его одним из первых и встретил 13 июня Георгий на аэродроме. Через день Зайцев снова ввел летчика в боевой строй, а затем добился отмены решения медицинской комиссии. 22 июня Баевский впервые после ранения вылетел в составе четверки истребителей для нанесения бомбо-штурмового удара по вражеским войскам в районе Калшаны-Аккерман.

В конце июня-начале июля дивизию перебазировали на окраину Луцка и ввели в состав 2-й ВА 1-го Украинского фронта. Гвардейцам предстояло участвовать в Львовско-Сандомирской операции. Изменился и характер боевой работы. Основной задачей стало прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков и нанесение самостоятельных ударов по отступающим немецким войскам. В конце сентября их 1 -и гвардейский смешанный авиакорпус переименовали во 2-й гвардейский штурмовой, и с тех пор "лавочкины" полка неразрывно действовали с "ильюшиными", часто базируясь на одних аэродромах. Воздушные бои стали происходить гораздо реже. Георгий Артурович подчеркивал, что нередко его контратаки были удачны, удавалось добиться попаданий в Bf 109 и FW 190, пытавшиеся прорваться к штурмовикам. Но немецкие истребители, особенно "фокке-вульфы", обладали высокой живучестью, и "попал" значило далеко не то же, что "сбил". Иногда возникало сильное желание преследовать и добить поврежденный неприятельский самолет, но приказ категорически запрещал покидать место "в походном ордере конвоя". Если за первые восемь месяцев пребывания на фронте Баевский провел 45 боев, то за девять месяцев 1944-45 гг. - всего 7. Какие же события последнего периода войны наиболее запомнились Георгию Артуровичу?

Однажды полку предстояло перебазироваться в условиях густого тумана. Лететь было нельзя, поэтому у Ла-5ФН отстыковали плоскости, а фюзеляжи закрепили в кузовах "студебеккеров", и необычная процессия двинулась по шоссе. В другой раз поступило сообщение, что немцы пробиваются из окружения поблизости от аэродрома. Срочно вокруг стоянок были отрыты окопы, Ил-2 установили хвостами к лесу, а воздушные стрелки заняли свои места. Разрозненные немецкие отряды пытались подойти к аэродрому, но были вынуждены поспешно скрыться среди деревьев. И, конечно, запомнился боевой вылет 28 февраля 1945 г., когда неподалеку от Котбуса шестерка старшего лейтенанта Баевского вовремя подоспела на помощь группе Як-9 и Ла-5, прикрывавших Ил-2, и пять "фококе-вульфов" оказались сбитыми. "В смелом, энергичном воздушном бою наши летчики взяли инициативу, и с первых же атак Баевский и Цимбал сбили по одному FW 190", - записано в отчете штаба полка. Выходя из боя, гвардейцы в районе линии фронта обнаружили и перехватили "фокке-вульфы"-штурмовики, и вспыхнули еще два вражеских самолета. Две победы занес в тот день на свой счет Георгий Баевский.

Летная книжка бесстрастно зафиксировала, что последний, 252-й боевой вылет Герой Советского Союза к-н Баевский выполнил 8 мая 1945 г., когда поздним вечером повел четверку "лавочкиных" на штурмовку вражеских войск в районе Праги. Незадолго до этого, 12 апреля Глинкин и Баевский перегнали на аэродром Шпротау вблизи Берлина два новых истребителя Як-9У. Машина не очень понравилась Георгию Артуровичу: постоянный перегрев двигателя вынуждал экипажи почти все время проводить на земле, а технический состав - работать с полной нагрузкой. Поэтому он снова пересел в кабину Ла-5ФН…

Вскоре после окончания Пражской операции группе летчиков сообщили о предстоящем параде Победы. В сводный полк 1 -го Украинского фронта включили двух летчиков 5-го гвардейского -В.И.Попкова и Г.А.Баевского. Подготовка к параду проходила в разрушенном Дрездене, а дождливый день 24 июня 1945 г., когда они прошли по брусчатке Красной площади, запечатлелся в памяти столь же ясно, как и 9 мая.

Началась мирная жизнь, но наше повествование не закончилось. Находясь с полком в Австрии, Баевский просит направить его на учебу в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е.Жуковского. Но за несколько дней до начала нового учебного года летчика направляют… в Военно-воздушную академию в Монино. Проявив настойчивость, Георгий Артурович добился в октябре 1946 г. перевода в "Жуковку" на инженерный факультет. Учиться поначалу было непросто, Георгий подолгу засиживался за книгами, и вскоре учеба пошла легче. Однокурсниками и друзьями Баевского стали В.С.Ильюшин, С.А.Микоян, А.А.Щербаков - впослед-

ствии известные летчики-испытатели, Герои Советского Союза. Сдружился Георгий Артурович и с С.Г.Дедухом. Хотя программа обучения не предусматривала летной практики, все они не мыслили себя без неба и добились разрешения выполнять полеты. В 1948 г. Г.А.Баев-ский освоил реактивные истребители Як-17УТИ и МиГ-9, а летом следующего года летал на Як-17. Во время одного из полетов разрушилось колесо шасси. Георгий Артурович решил сажать самолет на грунт. Но лопнувшая реборда пробила топливный бак, при заходе на посадку самолет загорелся, а после приземления вспыхнул керосин, попавший в кабину. Проявив завидное самообладание, авиатор открыл фонарь и на ходу выпрыгнул из машины. Командование высоко оценило грамотные действия летчика.

После окончания академии в 1951 г. п/п-к Баевский получил диплом инженера-летчика и был направлен в НИИ ВВС летчиком-испытателем двухмоторных самолетов. Но работа, о которой он долго мечтал, продолжалась недолго -всего около двух лет. Героя нашего повествования последовательно назначают старшим летчиком-инспектором Южно-Уральского военного округа, командиром 910-го БАП, старшим летчиком-инспектором Управления вузов ВВС, заместителем начальника по летной подготовке Центра летной и технической подготовки руководящего офицерского состава ВВС в Липецке, после ликвидации которого в 1960 г. Баевского направляют на учебу в Академию Генерального штаба.

Успешно закончив вторую академию, Георгий Артурович становится заместителем начальника НИИ ВВС. Его задача - организация летно-испытательной работы. Баевский считает последующие девять лет службы самыми счастливыми в своей жизни. Он лично проводил облет и испытания техники - всего 77 типов самолетов и вертолетов поднято в воздух, в том числе 45 новых. Среди последних - истребители МиГ-23, МиГ-25, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б, Су-17, бомбардировщики Ту-16, Ту-95, пассажирские Ту-104, Ту-124, вертолеты Ми-6, Ми-8 и др. Особенно много пришлось летать на транспортных самолетах О.К.Антонова. Запомнился перелет на оборудованном дополнительными топливными баками Ан-12 по маршруту Чкаловская-Иркутск-Хабаровск и обратно, состоявшийся с 8 по 12 апреля 1965 г. Из-за сильного ветра при полете с востока на запад расход горючего вдвое превысил расчетный, и пришлось приземляться в Омске практически с сухими баками. Еще более напряженно завершился вылет 15 мая 1965 г. на Ту-22. При заходе на посадку в Ахтубинске диспетчер сообщил, что загорелся и остановился на полосе взлетающий Як-28. Но горючего в баках "Туполева" после дальнего полета почти не осталось, и летчик решился на посадку. Вовремя вышли тормозные парашюты и, казалось, что Ту-22 замрет вдалеке от горящего бомбардировщика. Однако на пробеге началось "шимми" переднего колеса, затруднившее торможение, и самолет остановился вплотную к горящему Яку. Пламя быстро перекинулось на вторую машину. Баевскому пришлось воспользоваться ломиком, чтобы вместе с экипажем невредимым спуститься на землю.

Напряжение летной работы иногда было весьма высоким. Так, при испытаниях Су-15 в феврале 1969 г. приходилось по два-три раза в сутки подниматься в небо. Один из последних своих испытательных полетов генерал-майор Г.А.Баевский выполнил 12 декабря 1969 г. на отработку системы вооружения С-23 истребителя МиГ-23. Выпущенные им ракеты точно попали в самолет-мишень.

Новый поворот в судьбе нашего героя произошел в начале 1970 г. В связи с трудностями освоения в частях ВВС МВО новейших МиГ-23 и МиГ-25 командующий авиацией округа генерал-полковник Е.М.Горбатюк счи-ал необходимым назначить своим заместителем по летной работе военного летчика-испытателя 1-го класса Г.А.Баевского. Примерно год ему пришлось вместе с другим заместителем командующего ВВС округа, трижды Героем Советского Союза И.Н.Кожедубом организовывать переучивание строевых летчиков. В начале весны 1971 г. Баевского ждало новое ответственное задание - его назначили старшим группы, командированной в Египет. Стояла задача: в строжайшей тайне организовать разведку военных объектов и, прежде всего, аэродромов израильтян на Синайском полуострове. Группа поступила в распоряжение военного советника в ОАР генерал-полковника авиации Г.У.Дольникова. Два МиГ-25Р, два МиГ-25РБ, шестеро летчиков, в т.ч. из 47-го ГвОРАП во главе с п-ком А.С.Бежевцом, группа инженерного и технического состава на Ан-22 благополучно прибыли в Каир. Сразу после выгрузки в аэропорту Каиро-Уэст на самолеты нанесли опознавательные знаки ОАР. Но тайна отряда была раскрыта уже 18 марта. В тот день египетская газета The Egyptian Gazette под рубрикой "У наших друзей" на первой полосе опубликовала репортаж о новых советских самолетах и поместила снимок летящего МиГ-25. Начальник штаба ВВС генерал-полковник авиации В.С.Ефимов тут же связался с Г.А.Баевским, пытаясь понять, почему полеты начались без разрешения Москвы. На что Георгий Артурович ответил, что МиГи в воздух еще не поднимались. Он обратил внимание руководства: египтяне поместили фото МиГ-25П, в то время как в Каир прибыли МиГ-25Р/РБ. Видимо, основой для публикации послужили материалы показа новой советской техники в Домодедово в 1967 г.

Примерно через месяц, когда организационные вопросы были улажены, самолеты и двигатели прошли необходимые проверки, группа получила разрешение на выполнение первых полетов. Тренировка проходила по так называемому "зеркальному маршруту": над дельтой Нила летчики поворачивали не в сторону Израиля, а к пескам Сахары и фотографировали безлюдную местность южнее Эль-Аламейна. К концу апреля двигателисты позволили увеличить предельное время прохождения по трассе на максимальном числе М с 3 до 8 минут. Боевые вылеты "двадцать пятых" проходили так: взлетая под прикрытием звена МиГ-21, они набирали высоту в сторону Средиземного моря, затем разворачивались и проходили на высоте 23-24 км при М=2,5 над Синайским полуостровом и территорией Израиля. Георгий Артурович вспоминает, как на экранах радаров он отчетливо видел безрезультатные попытки "Фантомов" перехватить разведчиков. Во время посадки не меньшую опасность представляли арабские зенитчики, не знавшие силуэтов МиГ-25. Может быть, поэтому, как свидетельствовал один из летчиков отряда п-к Н.И.Борщов, для спуска по более крутой траектории он выпускал не только тормозные щитки, но и шасси.

Командировка Баевского, запланированная натри недели, продлилась два месяца. Удалось получить значительный фотоматериал, ценность которого трудно переоценить, и при этом избежать потерь. Сообщение советской разведки о прибытии на Ближний Восток американского зенитно-ракетного комплекса Nike Hercules, способного поражать самолеты на высотах более 20000 м, вынудило временно прекратить полеты МиГ-25. После возвращения Баевского на родину во главе "египетского" отряда остался п/п-к Н.П.Чудин - заместитель командира 47-го ГвОРАП. Впоследствии п-ки А.С.Бежевец и Н.И.Стогов, наиболее успешно выполнившие разведывательные полеты с аэродрома Каиро-Уэст, были удостоены звания Героев Советского Союза.

В 52 года, после ограничения в полетах по медицинским показаниям, генерал-майор Баевский переходит в alma mater - ВВИА им. Н.Е.Жуковского, где целиком посвящает себя научной и учебной работе. Став заместителем начальника кафедры, Георгий Артурович увлеченно трудится над теорией создания орбитальных самолетов и их применения в боевых операциях. В 1978 г. он защитил в Академии Генерального штаба по этой теме диссертацию на соискание ученой степени кандидата военных наук. С 1985 г. Г.А.Баевский в отставке и работает в Академии доцентом кафедры. У Георгия Артуровича большая и дружная семья: сын, дочь и трое внуков. Нельзя не сказать теплых слов в адрес его жены - Валентины Васильевны, которая около полувека разделяет с летчиком все трудности и радости^ Пожелаем же им здоровья и счастья.

Генерал-майор авиации Г.А.Баевский. Владимировка, 1968г.

Здоровье - основа благополучия в жизни, с этим никто спорить не будет. Но насколько здоровым может назвать себя человек, если его регулярно одолевает головная боль? Или преследует постоянная усталость? Самочувствие может беспокоить, даже если медицинские анализы в норме. В чём же секрет?

Здоровье можно измерить

Здоровье - способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям. Организм считается крепким, если адаптируется к различным воздействиям окружающей среды, а состояние человека при этом не меняется.

Немного анатомии, чтобы понимать, как это работает.

Наша вегетативная нервная система контролирует реакции на внешние обстоятельства. Она побуждает сердце биться, и сокращает гладкую мускулатуру внутренних органов. Благодаря этому мы не задумываемся, как дышать или переваривать пищу.

Вегетативная нервная система состоит из симпатического и парасимпатического отделов. Первый отдел - это словно педаль акселератора. Второй - педаль тормоза. У здорового человека работа обоих отделов сбалансирована.

Но если он заболевает, симпатический отдел начинает преобладать. Возникает дисбаланс. Из-за этого ухудшается кровообращение, нарушается работа всех органов. Заболевший быстрее устаёт.

Вегетативная нервная система - сложный биокомпьютер, который постоянно считывает данные о состоянии организма.

Получить эти сведения можно, если обратить внимание на работу нашего сердца. Точнее, на интервалы между RR-зубцами, которые оцениваются показателем вариабельности сердечного ритма.

Что такое вариабельность сердечного ритма?

Анализ вариабельности сердечного ритма - это определение длительности сердечных сокращений в миллисекундах. Он демонстрирует, как работает наш организм: на износ, не успевая восстанавливать запас энергии, или же адаптирован к ежедневной нагрузке.

Например, высокая вариабельность - показатель здорового сердца. Пониженная вариабельность означает перенапряжение сердца и нервной системы.

Показатель меняется от нашей активности и нагрузки. На него влияют разные факторы: дыхание, самочувствие, гормоны. Важно и то, как мы расходуем энергию - будь то физическая, умственная активность или просто выражение эмоций.

Даже положение тела в пространстве меняет показатель вариабельности. Это результат приспособления организма к внешней и внутренней среде.

История метода

Уже 50 лет анализ вариабельности сердечного ритма изучается наукой кардиоинтервалографией. Истоки идут из космической медицины, где метод использовался для контроля за состоянием космонавтов.

В 60-е годы кардиоинтервалография была разработана доктором медицинских наук Р.М. Баевским .

На фото: Баевский Роман Маркович Доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии астронавтики, академик Международной Академии Информатизации, главный научный сотрудник Института медико-биологических проблем Российской академии наук.Профессор Баевский - один из основоположников авиакосмической кардиологии.

Он принимал непосредственное участие в подготовке первых космических полётов животных и человека. Лично выполнял разработку системы медицинского контроля во время подготовки полёта Ю. А. Гагарина, участвовал в создании бортовой аппаратуры космического корабля «Восток».

Также Роман Маркович работал в NASA , где исследовал влияние длительного пребывания в космосе на дыхательную и сердечную деятельность.

Главным инструментом анализа был показатель вариабельности сердечного ритма (ВСР). Результаты помогли понять, как сердечно- сосудистая система человека переносит состояние невесомости.

ВСР позволил выяснить, как организм реагирует при возвращении на Землю, насколько снижается функциональное состояние, и какие потенциальные нарушения работы сердца можно ожидать.

Узнав о проекте Welltory, профессор Баевский, поделился рассказом о своей разработке первого аналога датчика измерения. Это была переносная ЭВМ и аппарат для снятия данных вариабельности сердечного ритма. Габариты позволяли брать его с собой и обследовать человека на месте.

На фото: Юрий Гагарин измеряет вариабельность сердечного ритма

Донозологическая диагностика профессора Р.М. Баевского

Роман Маркович разработал новый подход к оценке уровня здоровья, используя кардиоинтервалографию – метод «донозологической диагностики». Сейчас этот вид диагностики входит в разрабатываемую Минздравом России концепцию здоровья.

Система изучает промежуточное состояние между болезнью и здоровым состоянием. Это те признаки, по которым можно вовремя заметить и предотвратить развитие заболеваний.

В таком состоянии организм работает ещё без сбоя. Но при этом повышен расход энергии и увеличено напряжение регуляторных систем. Это опасно - незаметно расходуются резервные запасы жизненных сил, постепенно снижается иммунитет.

«Донозологическая» фаза обычно выпадает из поля зрения врачей при проведении профилактических осмотров.

Она хорошо корректируется здоровым образом жизни. Но если человек упускает промежуточные признаки и заболевает, резко снижаются функциональные возможности. Нарушаются механизмы адаптации к внешней среде - впоследствии их сложно восстановить.

Подтверждения метода со стороны мирового сообщества

Исследования вариабельности сердечного ритма проводились и на Западе, в финской научно-исследовательской лаборатории для олимпийских видов спорта. Сейчас они используются финской системой Firstbeat .

Компания разработала программу для измерения уровня стресса, анализа эффективности тренировки и периода восстановления после неё.

Метод помогает профессиональным тренерам увидеть, как сильно выкладывается спортсмен. Позволяет обнаружить, есть ли риск перетренироваться при подготовке к Олимпийским играм.

Понадобилось более 20 лет, чтобы изучить сердечный ритм, и трансформировать его язык в понятную и полезную информацию.

Сейчас это делается с помощью математического моделирования сложных физиологических сигналов.

Анализ вариабельности сердечного ритма - популярный метод в разных областях клинической медицины. Результаты исследований включают в себя тысячи лабораторных оценок. Параметр изучен на практике, и справедливо признан объективным.

Польза метода для Welltory

Диагностика развивается. Исследуется хорошее самочувствие и продуктивность людей, не связанных с профессиональным спортом или космонавтикой.Рабочая группа Европейского общества кардиологии и Североамериканского общества кардиостимуляции и электрофизиологии разработала стандарты использования ВСР в процессе функциональных исследований. Результаты опубликованы в European Heart Journal (Vol.17, March 1996: 354-381) и Circulation (Vol. 93, March 1996: 1043-1065).

Теперь каждый человек может узнать свой энергетический ресурс. Более того, для этого необязательно идти в поликлинику.

Мы живём во время развития телемедицины.

Можно определить уровень вариабельности сердечного ритма с помощью кардиомониторов, не отрываясь от повседневных дел - и это доступно каждому.

Кардиомониторинг применяется в фитнесе и обычной жизни. Компактные и недорогие устройства собирают данные работы сердца и состояния вегетативной нервной системы.

Но всё ещё актуальна проблема, как проанализировать собранную информацию. Обычный человек без медицинского образования не сможет прочитать по ВСР, что говорит организм.

Решение этой задачи есть.

Welltory - персональный аналитик здоровья в виде мобильного приложения. Это союз искусственного интеллекта и человеческого разума. Вы получаете не только математически точные результаты, но и эмоциональную поддержку и рекомендации от наших экспертов и аналитиков.

С помощью замеров мы узнаём:

  • частоту сердечных сокращений
  • данные вариабельности сердечного ритма
  • уровень стресса человека
  • запас жизненных сил и энергии

Благодаря регулярному мониторингу сердца, вы всегда будете знать - в каком состоянии организм.

Это позволит предотвратить болезни до их развития, увеличить продуктивность и снизить стресс. А значит, улучшить качество своей жизни в целом.