Основные симптомы:

  • Замена одних звуков другими
  • Нарушение концентрации внимания
  • Нарушения письма
  • Нарушения чтения
  • Неестественная речь
  • Непонимание значения произносимых слов
  • Распад речи
  • Резкое переключение с одного слова на другое
  • Трудности в обозначении предметов
  • Трудности в распознании речи
  • Трудности с построением предложений

Афазия – патологический процесс, при котором наблюдается полная или частичная утрата возможности говорить. При этом больной не может самостоятельно выражать свои мысли в словах и понимать обращённой к нему речи. Афазия возникает при поражении коры головного мозга. При наиболее сложных формах развития этого патологического процесса клиническая картина дополняется психиатрическими нарушениями и ухудшением функционирования опорно-двигательного аппарата. Лечение комплексное. Требуется консультация невролога, психотерапевта и логопеда.

Этиология

К этиологическим факторам, которые могут спровоцировать развитие этого заболевания, следует отнести:

Кроме этого, отдельно следует выделить факторы риска развития этого заболевания:

  • или характера;

Также в группе риска люди преклонного возраста.

Классификация

В зависимости от этиологического фактора и патогенеза этого заболевания выделяют следующие виды афазии:

  • сенсорная афазия или афазия Вернике;
  • амнестическая афазия;
  • сенсомоторная афазия;
  • семантическая;
  • динамическая;
  • афферентно-моторная афазия.

По степени выраженности заболевания различают такие формы афазии:

  • тотальная афазия – полное нарушение речи больного;
  • частичная – возможность выражать свои мысли и говорить наблюдается частично.

Следует отметить, что помимо общей клинической картины, это заболевание будет дополняться специфическими признаками, характер которых будет зависеть от формы недуга.

Симптоматика

Первым и наиболее верным признаком развития амнестической и других форм афазии является нарушение речевой функции. Дальнейшая клиническая картина будет зависеть от локализации патологии.

Сенсорная афазия характеризуется следующими симптомами:

  • больной слышит речь другого человека как непонятный поток звуков;
  • человек не понимает значения произносимых слов;
  • пациенту сложно концентрировать своё внимание;
  • сам больной может не воспринимать своего дефекта.

При амнестической афазии могут наблюдаться такие клинические признаки:

  • трудности в обозначении предметов – больной знает их название, но не может выразить словами;
  • способен адекватно вести диалог;
  • периодически испытывает трудности с построением предложения.

При динамической афазии у больного наблюдается полный распад речи, хотя сохраняется ясность сознания и адекватно восприятие окружающих.

Афазия Брока характеризуется следующими симптомами:

  • больной разговаривает неестественным образом;
  • заменяет одни звуки другими;
  • во время разговора может резко переключаться с одного слова на другое;
  • явно выражены грубые нарушения чтения и письма.

При семантической форме афазии больной практически не воспринимает логико-грамматические конструкции, не может построить их самостоятельно. В некоторых случаях человек может просто не воспринимать слова.

При наличии вышеописанных симптомов следует незамедлительно обращаться за медицинской помощью, а не заниматься самолечением.

Диагностика

Для постановки точного диагноза и определения корректного курса лечения может потребоваться консультация , и . В программу диагностики может входить следующее:

  • объективный осмотр, сбор анамнеза и выяснения жалоб, времени начала клинической картины;
  • неврологический осмотр больного;
  • электроэнцефалография;
  • КТ головного мозга;
  • магниторезонансная томография.

Кроме этого, может проводиться психодиагностика, осмотр у логопеда для оценки речевой функции.

На основании полученных результатов обследований ставится окончательный диагноз и назначается корректный курс лечения.

Лечение

В основе лечения амнестической афазии и других форм этого заболевания лежит устранение основного недуга, на фоне которого развилась афазия. Следует отметить, что консервативные методы терапии не всегда эффективны, поэтому может потребоваться операция.

В целом лечение этого заболевания может включать в себя следующее:

Что касается психотропных препаратов, то их назначают только в случае крайней необходимости. Режим и длительность приёма таких средств назначается строго лечащим врачом.

Восстановление речи при афазии осуществляется во время занятий у логопеда. Программа упражнений расписывается в индивидуальном порядке, и во многом будет зависеть от формы и степени развития заболевания. Однако нужно понимать и то, что эффективность этого вида терапии во многом будет зависеть от восстановления функций головного мозга.

Кроме прописанного врачом курса лечения, также имеют место быть общие рекомендации:

  • стимулирование письменной и устной речи, самостоятельного чтения;
  • больного нужно оградить от стрессов, нервного напряжения, негативной психоэмоциональной обстановки;
  • лечение лучше проводить дома, в привычной для человека обстановке;
  • так как зачастую больной не может самостоятельно выразить свои мысли, потребности, важна поддержка близких людей;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • социальная адаптация больного.

Следует понимать, что таким больным может потребоваться постоянный присмотр, особенно если это люди пожилого возраста.

Прогноз

Прогноз этого заболевания будет зависеть от этиологии и формы заболевания. Следует понимать и то, что на восстановление речи может потребоваться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Профилактика

Целенаправленных рекомендаций нет, так как большая часть этиологических факторов не поддаётся профилактике. Снизить риск развития такого заболевания можно, если вести правильный образ жизни и следить за своим физиологическим и психологическим здоровьем. При первых же тревожных симптомах следует обращаться к врачу.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?

Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

Заболевания со схожими симптомами:

Задержка психоречевого развития – заболевание, которое характеризуется нарушением темпа психического развития ребёнка. В большинстве случаев это заболевание обусловлено отклонениями в развитии нервной системы, в частности головного мозга. Последнее может быть обусловлено массой этиологических факторов, не исключение и неправильный образ жизни родителей. По международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) данной патологии присвоен код F80. Возможно ли полностью вылечить это заболевание, может сказать только врач после обследования пациента. Чем раньше будет диагностировано это расстройство, тем больше шансов на выздоровление ребёнка.

Общий симптом афазии – нарушение формирования речи. При этом характер афазии зависит от конкретной зоны поражения разных участков коры головного мозга или его проводящих путей.

  • Сенсорная афазия (афазия Вернике) связана с повреждением височной доли коры головного мозга (чаще левой) или проводящих путей, соединяющих эту область с другими областями головного мозга. Выражается в отсутствии корректировки со стороны функции слуха на речедвигательную зону головного мозга (человек не понимает, что он говорит).
    • Речь человека бессвязная, напоминает “ словесную окрошку” (несогласованные между собой фразы), например, “ стол бежать красный ведро”.
    • Многословность, ощущение тщетной попытки человека выразить свои мысли окружающим.
    • Продуктивный контакт с человеком затруднен из-за речевых расстройств, несмотря на полностью сохраненное сознание и способность концентрировать внимание. Создается впечатление, что человек возмущен непониманием его речи окружающими (тогда как он не ощущает своего речевого дефекта).
  • Моторная афазия (афазия Брока) связана с повреждением речедвигательного центра в лобной доле коры головного мозга (чаще левой) или проводящих путей, соединяющих эту область с другими областями головного мозга. Выражается в нарушении формирования речи, то есть человек понимает, что хочет сказать, но не может начать говорить или связывать слова между собой.
    • Речь человека отрывистая, скудная, есть склонность к молчаливости.
    • При попытке заговорить каких-то четко очерченных слов произнести не удается (но человек воспринимает, осознает свой дефект и старается сохранять молчание).
      Другими словами, при моторной афазии человек понимает устную речь, но не может говорить, а при сенсорной афазии, наоборот, может произносить слова и фразы, но не понимает речь.
  • Семантическая афазия связана с повреждением теменной доли коры головного мозга или проводящих путей, соединяющих эту область с другими областями головного мозга. Затруднения в обнаружении связей между сложными понятиями. Например, человек может нормально вести диалог, но не может сказать, кем ему приходится брат его отца (дядя), то есть не может определить связь между этими словами, а также не может понять и объяснить, в чем разница между словосочетаниями « отец брата» и « брат отца».
  • Амнестическая афазия связана с повреждением внутренних отделов височной доли коры головного мозга или проводящих путей, соединяющих эту область с другими областями головного мозга. Трудности при назывании предметов. Человек адекватно и полно ведет диалог, но не может назвать предмет, который ему показывают. Например, ему показывают тетрадь и просят назвать этот предмет - он затрудняется, и только после подсказки в виде первого слога “ тет-” он может сказать: “ тетрадь”.

Формы

  • Различают следующие четыре формы афазии, связанные с поражением различных областей коры головного мозга:
    • моторную афазию - связана с повреждением задних отделов лобной доли;
    • сенсорную афазию - связана с повреждением височной доли;
    • семантическую афазию - связана с повреждением теменной доли;
    • амнестическую афазию - связана с повреждением внутренних отделов височной доли.
      Чаще всего в клинической картине встречается сочетание двух афазий в виде сенсо-моторной афазии.
  • По степени выраженности выделяют следующие разновидности афазии:
    • тотальная афазия - речь больного полностью нарушена;
    • частичная афазия - речь больного содержит отдельные элементы афазии (нормальная речь чередуется с нарушенной).

Причины

Причиной развития афазии может быть любое заболевание или процесс, нарушающий или раздражающий лобную, височную, теменную доли коры головного мозга или нервные пути, соединяющие указанные области с другими отделами головного мозга.

  • Опухоли головного мозга.
  • Острое (инсульт) или хроническое нарушение мозгового кровообращения.
  • Травмы головного мозга.
  • Абсцесс (гнойник) головного мозга.
  • Демиелинизирующие заболевания, сопровождающиеся распадом миелина (белка, обеспечивающего быстрое проведение нервных импульсов по волокнам), например, рассеянный склероз (заболевание, при котором в головном мозге и мозжечке образуется множество мелких очагов демиелинизации), рассеянный энцефаломиелит (заболевание, предположительно инфекционной природы, при котором в головном мозге и мозжечке образуется множество очагов демиелинизации).
  • Эпилепсия - заболевание, характеризующееся наличием так называемого эпилептогенного очага в головном мозге: он периодически спонтанно генерирует электрический разряд, нарушая функционирование головного мозга.
  • Отравления солями тяжелых металлов, промышленными ядами.
  • Дегенеративные заболевания - медленно прогрессирующее нарушение строения тканей головного мозга, например, болезнь Крейцфельда-Якоба (инфекционная болезнь, проявляющаяся прогрессирующим слабоумием и множественной неврологической симптоматикой).

Диагностика

  • Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
    • как давно возникли нарушения речи (непонимание обращенной к человеку речи на родном языке, нарушение формирования речи и т.п.);
    • какое событие предшествовало развитию этих нарушений (черепно-мозговая травма, нарушение мозгового кровообращения, судорожный припадок).
  • Неврологический осмотр: наличие нарушений речи, а также других неврологических симптомов (асимметрия лица, опущение уголка рта, неполное закрытие глаза при зажмуривании, отклонение языка в сторону при высосывании его из полости рта, слабость в конечностях, изменение высоты рефлексов).
  • Осмотр : оценка имеющихся нарушений речи, планирование работы по восстановлению речи.
  • ЭЭГ (электроэнцефалография): метод оценивает электрическую активность разных участков головного мозга, которая изменяется при различных заболеваниях.
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы позволяют послойно изучить строение головного мозга, выявить нарушение структуры его ткани, а также определить наличие гнойников, кровоизлияний, опухолей, очагов распада нервной ткани.
  • МРА (магниторезонансная ангиография): метод позволяет оценить проходимость и целостность сосудов в полости черепа, а также обнаружить аневризмы (мешковидные расширения артерий), стенозы и окклюзии (сужения) сосудов, сосудистые мальформации (клубок вен и артерий).

Лечение афазии

  • Лечение основного заболевания, вызывающего афазию (нарушение речи):
    • хирургическое удаление опухоли;
    • удаление кровоизлияния, если оно расположено достаточно поверхностно для хирургического вмешательства;
    • противосудорожные препараты для профилактики приступов при эпилепсии (заболевание, проявляющееся периодическими приступами возбуждения электрической активности головного мозга);
    • хирургическое удаление гнойника из полости черепа, антибактериальная терапия;
    • нормализация артериального (кровяного) давления и препараты, улучшающие мозговой кровоток и обмен веществ (ангиопротекторы, ноотропы) при нарушениях мозгового кровообращения.
  • Занятия с : исправление имеющегося дефекта с помощью специальных упражнений.

Осложнения и последствия

  • Стойкое нарушение речи (непонимание обращенной к человеку речи на родном языке, нарушение формирования речи и т.п.).
  • Нарушение социальной адаптации из-за невозможности адекватного речевого контакта.

Профилактика афазии

  • Контроль артериального (кровяного) давления для профилактики нарушений мозгового кровообращения.
  • Остальные причины развития афазии не поддаются профилактике (опухоли, травмы, судорожные припадки и др.).

Содержание статьи:

Афазия - это неврологическое расстройство, которое проявляется частичной или полной утратой способности разговаривать, при этом функции речевого аппарата не нарушены. Изменения при данном заболевании локализуются в соответствующих участках коры головного мозга. Важно отличать дизартрию от афазии. В первом случае поражается именно этот аппарат, тогда речь невыразительная и невнятная.

Основные причины развития афазии


Фактически афазия - всего лишь составляющая клинической картины другого заболевания, которое поражает лобную, теменную или височную доли. Также данное расстройство речи может проявляться в случае повреждения нервных структур, которые передают импульс к коре головного мозга. В зависимости от конкретной причины будет отличаться симптоматика, темп развития осложнений и разновидность афазии.

Различают несколько основных причин афазии:

  • Новообразования . На первом месте по факторам развития данного расстройства размещаются опухоли головного мозга. Они часто затрагивают именно те участки коры, которые отвечают за данную функцию. Часто именно расстройство речи может указывать на новообразование, поэтому к такому симптому следует отнестись очень серьезно.
  • Нарушение мозгового кровообращения . Различают транзиторные или переходящие ишемические атаки, которые развиваются в виде непродолжительного приступа, и инсульты. Они обуславливаются остановкой кровотока в конкретных участках головного мозга и сопровождаются топической симптоматикой, в зависимости от локализации патологического процесса.
  • Травмы . Представляют собой один из самых важных факторов в развитии афазии. Вызывают структурные патологические изменения, что ведут к потере некоторых функций. Часто афазия возникает не сразу же после травмирующей ситуации, а в виде отдаленных последствий.
  • Демиелинизирующие заболевания . Данная группа болезней включает рассеянный склероз, рассеянный энцефаломиелит. Их патогенез заключается в виде разрушения особого структурного белка - миелина. Он отвечает за передачу нервных импульсов в головном мозге. В случае нарушения его функции возможно развитие различных симптомов, в том числе афазии.
  • Эпилепсия . Данное заболевание характеризуется образованием в тканях головного мозга очага электрических импульсов, которые вызывают судороги или кратковременную потерю сознания. Если он находится в тех участках, которые отвечают за речь, соответственно будет развиваться афазия.
  • Дегенеративные заболевания . Существует множество различных заболеваний, что сопровождаются атрофией и некрозом клеток головного мозга с последующей потерей некоторых функций, за которые отвечают области поражения. Вместе с другой неврологической симптоматикой возможно также развитие афазии.
  • Отравление . Много ядов, промышленных веществ, которые могут оказывать негативное влияние на головной мозг, в случае попадания в организм воздействует на нервную систему. Также действуют и соли тяжелых металлов. Отравление нейронов влечет за собой потерю их функции.

Разновидности и проявления афазии

В зависимости от механизма возникновения афазии, а также структур головного мозга, которые при этом поражаются, можно различить несколько видов данного расстройства. Также формы афазии отличаются конкретными клиническими проявлениями.

Сенсорная афазия


Так ещё называют афазию Вернике-Кожевникова. Её суть в неспособности человека воспринимать и соотносить конкретные звуки со соответствующими словами. То есть информация, которую ощущает орган слуха, правильно не обрабатывается, и поэтому человек не понимает того, что услышал.

Более того, непонимание касается не только речи других людей, но и своей собственной. Нарушается контроль произношения. Именно поэтому часто наблюдаются парафазии. Это замена похожими за артикуляцией и звучанием словами тех, которые человек должен произнести.

Кроме этого, возможно также нарушение чтения. Человек не способен соотнести прочитанные буквы со звуковым воспроизведением в памяти. Раньше всего теряется возможность читать вслух, затем трудности возникают и в других ситуациях.

В зависимости от силы проявления симптома, человек может общаться фактически набором слов, которые не связаны между собой. Темп речи при этом не снижается, артикуляция не нарушается.

Эфферентная моторная афазия


При этом виде афазии происходит нарушение формирования спонтанной речи, которая отражает сущность сказанного. При этом человек полностью понимает услышанное и свои слова в том числе, но не может сформулировать то, что пытается.

Чаще всего нарушена артикуляция, правильная постановка предложений. Человек часто упускает некоторые соединительные слова, меняет их местами, так что полученная речь лишается логического смысла. Нарушается спонтанная речь, и, когда он пытается вспомнить конкретное слово, имеют место персеверации - стереотипное повторение некоторых звуков или слов.

Речь человека строится на обычном наборе слов, которые могут быть даже не связаны между собой. Иногда он может остановиться на длинную паузу, затем продолжить разговор совсем в другом направлении.

Афферентная моторная афазия


При этом варианте человек полностью понимает обращенную к нему речь, осознает её смысл, но не может сформировать правильный ответ или реакцию.

Свои слова он плохо артикулирует, часто может их путать. Иногда заменяет одни выражения созвучными, но совсем неподходящими по смыслу. Такое явление может отмечаться как в повторении слов других людей, так и в самостоятельной речи.

Фактически данный симптом является базовым и специфическим для данного вида расстройства речи. В отличие от предыдущего варианта, построение предложения правильное, соответствует грамматическим нормам, отсутствуют длинные немотивированные паузы в речи.

Оптико-мнестическая афазия


Основным признаком оптико-мнестической афазии является невозможность человека назвать определенный предмет при указывании на него кем-то другим. При этом он знает, что это за объект, может рассказать, для чего он используется, но название вспомнить очень тяжело.

Обычно маленькая подсказка в виде первых звуков того слова или созвучных фраз помогает восстановить в памяти то, что нужно. В отличие от обычной зрительной агнозии, при которой подсказки не срабатывают, в этом случае симптомы поддаются коррекции.

Также при оптико-мнестической афазии речь в целом не изменяется. Артикуляция и порядок слов в предложении, темп и качество разговора не страдают. Именно поэтому данный тип афазии диагностируется редко на начальных этапах.

Семантическая афазия


Симптомы афазии в этом случае состоят в нарушении понимания логического порядка слов в составленных предложениях.

Таким людям обычно сложно воспринимать речь других, так как им тяжело осознать смысл сказанного. Легче даются простые односложные предложения. Человек с данным расстройством испытывает сложности в понимании логических конструкций.

Чаще всего такие люди пытаются общаться простыми словами, которые объясняют их основные потребности. При этом повторение даже сложных фраз дается весьма легко, так как человек не вдумывается в их взаимосвязь. Артикуляция отдельных слов при семантической афазии сохранена, название предметов индивид помнит хорошо.

Особенности лечения афазии у человека

Для афазии лечение зависит от конкретной причины, которая вызвала данное расстройство. То есть важным аспектом терапевтической помощи будет воздействие на те патологические состояния, которые вызвали нарушения речи. Также во внимание берутся другие аспекты афазии, чаще всего это коррекция артикуляции и логопедическая помощь. Они имеют непосредственное влияние на речевой аппарат и более целенаправленное воздействие.

Медикаментозная терапия


Чаще всего лечением причины заболевания занимается невролог или нейрохирург, так как они квалифицируются на инсультах, травмах и других патологических состояниях, что связаны с головным мозгом. Если же изменения речи были вызваны новообразованиями, значит, борьбой с его симптомами будет заниматься также онколог.

Соответственно, будут применяться препараты, которые улучшают микроциркуляцию в тканях головного мозга. Также целесообразным будет назначение ноотропных средств. Они способны улучшать когнитивные функции коры головного мозга, в том числе возможность разговаривать и воспринимать обращенную речь.

Каждый препарат, что назначается при афазии, должен быть тщательно взвешен на предмет побочных явлений и взаимодействия с другими лекарствами, что принимает человек. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением с помощью фармакологических препаратов. Это может навредить пациенту.

В некоторых случаях необходимо хирургическое вмешательство для устранения того фактора, который вызывает афазию. Следовательно, серьезность симптомов при этом должна достигнуть крайних вариантов.

Логопедическая помощь


В большинстве случаев эффективными окажутся курсовые занятия с логопедом, который поможет скорректировать функцию речевого аппарата настолько, насколько это возможно без медикаментозного вмешательства.

Основной целью логопедической помощи является формирование четких установок для человека, чтобы он тщательно работал над собой и старался выработать новые схемы для полноценной речи. Обязательно затрагиваются все её виды. Индивид учится слушать и анализировать услышанное, сам составляет предложения и пробует их усложнять.

Результатом логопедического лечения должна быть правильная грамматически поставленная речь, которая динамически составляется. Правда, работа над этим может занять достаточно продолжительное время. В зависимости от конкретного случая лечение у логопеда достигает 2-3 лет.

Начинать данную терапию можно сразу же после минования острого периода болезни или начала появления симптомов. В любом случае нужно посоветоваться с лечащим врачом.


Во многих случаях афазия - всего лишь переходящий симптом, который со временем может исчезнуть бесследно. Такое часто случается при несложных инсультах, при которых функции головного мозга восстанавливаются.

Именно в тот короткий период огромную роль играет обращение родных и близких с тем человеком, у которого развилась афазия. Они должны придерживаться нескольких несложных советов, которые способствуют улучшению самочувствия и быстрой реабилитации:

  1. Упрощение речи . Необходимо разговаривать с человеком простыми понятными предложениями. Следует избегать сложных слов, длинной формулировки вопроса или ответа.
  2. Повторение . Чтобы улучшить понимание и его эффективность, можно повторить конкретные ключевые слова. Это поможет больному расставить приоритеты и не упустить важный смысл предложения.
  3. Прежний уровень общения . Нельзя сюсюкаться или использовать другие формы речи, если раньше такого не было. Следует сохранять прежний уровень взаимоотношений и общения, так человеку будет легче адаптироваться.
  4. Терпение . Нужно дать необходимое время для формулировки своего мнения и постановки предложения. Пациенту сложно быстро и ловко общаться, поэтому следует отнестись с пониманием к тому, что это будет занимать немного больше времени.
  5. Язык тела . Кроме разговоров, существуют другие методы коммуникаций, которые способствуют пониманию между людьми. Следует обязательно их использовать, тем самым упрощая задачу человеку с афазией.
  6. Инициативность . Нельзя активно вовлекать кого-то в беседу, тем самым вынуждая делать то, что трудно дается. Несмотря на распространенное мнение, что коммуникации помогут быстрее вернуться в строй, это не совсем так. Трудности при выговаривании могут способствовать аутизации, замыканию больного в себе, и он просто перестанет разговаривать, так как разуверится в своих возможностях.
  7. Коррекция . Также не имеет смысла поправлять или указывать, как правильно разговаривать человеку. Люди с афазией делают множество ошибок, и, если всех их исправлять, разговор совсем потеряет смысл.

Правила профилактики афазии


В основном предупреждение черепно-мозговых травм и ишемических повреждений головного мозга представляет собой профилактику развития афазии. Это значит, что здоровый образ жизни, воздержание от употребления алкоголя, наркотиков, курения сохраняют сосуды в хорошей форме, предупреждая гипоксию вследствие нарушения циркуляции крови в головном мозге.

Также сюда следует отнести профилактику атеросклероза. Липидные бляшки часто закупоривают просвет сосудов, тем самым вызывая ишемические явления. Рекомендовано быть осторожным с высоким давлением. Оно провоцирует сужение сосудов головного мозга.

Что такое афазия - смотрите на видео:


В любом случае только врач знает, как лечить афазию. Именно поэтому при появлении малейших симптомов следует обязательно обратиться к доктору. Своевременность оказанной помощи имеет прямое влияние на скорость восстановительного процесса и общий прогноз заболевания.

Афазия – системное нарушение, которое характеризуется потерей способности говорить, что происходит по причине повреждения речевых зон головного мозга.

Формы афазии: причины и проявления болезни

Согласно классификации А. Р. Лурии можно выделить различные формы афазии:

  • Эфферентная моторная афазия (иначе афазия Брока – по имени врача, описавшего симптомы заболевания) возникает на фоне поражения нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга. Моторную афазию характеризует телеграфный стиль высказываний (распад грамматики), а также трудности в переключении с одного слова или словосочетания на другое. Еще одной характерной особенностью проявления моторной афазии являются нарушения письма и чтения;
  • Для проявления динамической афазии характерна невозможность построения внутренней программы высказывания (распад внутренней речи). Это расстройство вызывает поражение префронтальной области левого полушария;
  • В основе сенсорной афазии (иначе афазия Вернике) лежит поражение коркового отдела слухового анализатора. При сенсорной афазии больной теряет способность интерпретировать услышанную речь;
  • К развитию афферентной моторной афазии приводит поражение теменной и задне-центральной областей коры. При этом больные афазией испытывают затруднения из-за невозможности различать близкие по артикуляции звуки по причине неправильно подобранной артикуляционные позы, что приводит к смешиванию артикулем внутри группы;
  • Оптико-мнестическую афазию характеризует слабость зрительных образов слов и нарушение зрительной памяти. Больные афазией испытывают трудность в назывании слов;
  • Акустико-мнестическую афазию вызывает сужение объема слухоречевой памяти и нарушение объема удержания слухоречевой информации;
  • Амнестическую афазию вызывают поражения теменно-височной области, а основная трудность состоит в назывании знакомых предметов;
  • Семантическую афазию характеризуют дефекты симультанного синтеза и анализа речи, а также нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, которые описывают пространственные отношения.

Упрощенно классификацию форм афазии можно свести к:

  • Моторной, когда больной афазией понимает речь, но не может говорить;
  • Сенсорной, когда больной не понимает смысл слов, но может произносить фразы и слова.

Общей отличительной чертой больных афазией является бедность речи, в которой они крайне редко употребляют наречия, прилагательные, описательные обороты, а также они практически не используют поговорки и пословицы.

Причины развития афазии

Основными причинами возникновения афазии являются:

  • Травмы мозга;
  • Инсульт;
  • Деменция;
  • Инфекционные заболевания мозга;
  • Опухоли мозга.

Диагностика афазии

Для выявления моторной и сенсорной афазии используют изучение устной и письменной речи. Диагностические методы включают в себя изучение:

  • Способности чтения и понимания прочитанного;
  • Разговорной речи, рассказа, повторения и автоматической речи, включающей в себя месяцы, числа, стихи;
  • Понимания устной речи;
  • Письменной речи, включающее в себя списывание, диктант и пересказ;
  • Грамматического строя, богатства или бедности речи.

Также одним из важных диагностических факторов является желание больного афазией говорить.

Лечение афазии

Лечение болезни, а также восстановление речи при афазии заключается в терапии основного заболевания, которое привело к данным нарушениям.

В случаях, когда причиной ухудшения речи была травма или инсульт, в восстановлении помогают врачи-логопеды. Как правило, подобное лечение начинается после стабилизации физического состояния человека.

Иногда полное восстановление речи при афазии наблюдается даже без лечения, что характерно для состояний, вызванных кратковременным нарушением притока крови к мозгу.

Видео с YouTube по теме статьи:

Моторная афазия — затруднение в произношении слов, в тяжелых случаях больной вообще молчит, не может сказать ни единого звука. При этом он отлично понимает все, что говорят окружающие и осознает свой дефект. От афазии могут страдать люди любого возраста (даже дети) и пола. Однако в силу того, что основная ее причина — нарушение кровообращения мозга (), то наблюдается моторная афазия чаще у лиц пожилого возраста. Формы моторной афазии выделяются в зависимости от локализации очага поражения коры головного мозга:

1. Афферентная или кинэстетическая форма наблюдается при повреждении нижнетеменных отделов (в доминантном полушарии). Этот участок отвечает за движения артикуляционного (речевого) аппарата (губ, челюстей, мышц рта, языка):

  • больной не может скоординировать движения речевого аппарата таким образом, чтобы получился нужный звук. Особые затруднения вызывают звуки, при произношении которых совершаются похожие движения губами, языком, например, переднеязычные звуки «д», «т», «л», «м», щелевые звуки «ш», «щ», «з», «х»;
  • грубо нарушается способность к повторению;
  • оральная апраксия — трудности при выполнении действий, в которых участвуют мышцы рта (не может показать, как задувать свечку, как пить из трубочки).

2. Эфферентная моторная афазия или афазия Брока возникает при очаге в премоторной зоне в заднелобных отделах (зоне Брока). Эта область отвечает за слияние отдельных звуков в слова, а слов в предложения. Именно благодаря правильной работе премоторной коры мы знаем, что буквы в слове следует произносить именно в каком-то определенном порядке, что каждое слово в предложении также имеет свое место. При этом с артикуляцией проблем нет: если человеку показать картинку и назвать, что на ней изображено, он без труда повторит. Также для эфферентной моторной афазии характерны:

  • речевые персеверации — повторение одних и тех же слогов либо слов;
  • телеграфный стиль, когда человек строит предложения только из существительных, пропуская другие части речи;
  • словесный эмбол: в речи пациента остается только одно слово либо сочетание слов (чаще бранных), и эти слова он использует для названия всего вокруг, произнося их с различной интонацией.

3. Динамическая моторная афазия наблюдается при поражении префронтальной области коры. Она отвечает за речевую инициативу и программирование высказывания. Больной хорошо артикулирует звуки, произносит слова, но речь его замедленна, создается впечатление, что человек может, но просто не хочет говорить. Характерные признаки:

  • речь бедная, замедленная, паузы между словами и слогами, практически без интонации;
  • больной не может до конца высказать свою мысль, обращаясь к окружающим, задать вопрос;
  • эхолалии — повторение тех слов и фраз, которые произносят окружающие;
  • телеграфный стиль.

4. Смешанная или сенсомотоная афазия развивается при больших обширных очагах, захватывающих кору заднелобных и височных отделов. Это сочетание элементов сенсорной и моторной афазии. Нарушено и понимание речи, и артикуляция. Пишут пациенты так же, как и говорят, с ошибками, переставляя буквы в словах, но некоторым удается довольно неплохо выражать свои мысли на бумаге.

Редко встречается какой-либо изолированный вид афазии, в большинстве своем наблюдаются их различные комбинации. В тяжелых случаях больные не могут произнести ни единого звука, а в легких могут быть затруднения при произношении только некоторых слов, иногда этот дефект даже незаметен для окружающих.

Лечение моторной афазии и восстановление речи

Если нарушение речи развилось остро, то, скорее всего, произошел инсульт. В этом случае нужна немедленная госпитализация в неврологическое отделение, где будет проводится медикаментозное лечение, направленное на ограничение зоны ишемии мозга и восстановление поврежденных клеток. Наряду с лекарствами для скорейшего восстановления речи очень важно общение с родственниками, с медперсоналом, даже если человек ничего не может сказать, это не значит, что с ним не нужно разговаривать. Занятия с логопедом начинают уже с 7-10 дня. Обычно улучшение происходит уже в первые дни, и это говорит о благоприятном прогнозе, с течением времени шансов становится все меньше, поэтому важно не упустить время. При моторной афазии речь восстанавливается лучше, чем при сенсорной. Восстановление речи — тяжелый труд, как для самого больного, так и для его родственников.

Если нарушение речи нарастает постепенно, это может свидетельствовать о наличии опухоли головного мозга, также медленное нарастание афазии наблюдается при прогрессировании энцефалопатии и слабоумия. В этом случае нужно обязательно проходить курсы поддерживающего лечения (нейропротекторы, ноотропы) 2 раза в год, чтобы приостановить процесс и регулярно посещать логопеда для тренировки речи.

Упражнения для коррекции речи. Ежедневные занятия в первые дни должны занимать по времени не более 10-15 минут. Постепенно, в течение месяца их продолжительность можно довести до 30-40 минут. Вот какими могут быть эти упражнения:

  • попросить осмотреть комнату (палату) и назвать предметы, которые в ней находятся, если это затруднительно, можно подсказывать первые буквы названий, затем уже можно предложить написать и прочесть выученные слова;
  • рассматривать семейные фотографии и просить называть имена близких;
  • повторение слов;
  • побуджать больного проговаривать вслух все, что он видит и делает;
  • составление предложений по сюжетным картинкам;
  • при сложностях в произношении звуков и букв можно приобрести детский обучающий говорящий плакат-азбуку.

Все это можно делать в домашних условиях после консультации со специалистом логопедом, который разработает индивидуальный план восстановления речи и покажет необходимые упражнения.