В христианской новозаветной Церкви существуют три степени священства, установленные святыми Апостолами. Главенствующее положение занимают епископы, далее стоят пресвитеры - священники - и диаконы. Эта система повторяет устройство ветхозаветной церкви, где существовали следующие степени: первосвященник, священники и левиты.

Священнослужители для служения Церкви Христовой посредством таинства священства обретают благодать Святого Духа. Это позволяет свершать богослужения, управлять делами Церкви, учить людей через христианскую веру доброй жизни и благочестию.

Самый высокий чин в Церкви имеют епископы , получающие наивысшую степень благодати. Они также именуются архиереями - начальниками иереев (то есть, священников). Епископы имеют право осуществлять все без исключения Таинства и церковные службы. Именно епископы вправе не только совершать обычное Богослужение, но также рукополагать (или же посвящать) других православных в священнослужители. Также епископы, в отличие от других священников, могут освящать миро и антиминсы.

Все епископы равны друг другу по степени священства, однако наиболее заслуженные, старейшие из них именуются архиепископами. Митрополитами называют столичных епископов - в переводе на греческий язык «столица» будет звучать как «митрополия». Епископы древнейших христианских столиц именуются патриархами. Это епископы: Иерусалима и Константинополя, Александрии, Антиохии, и Рима.

Порой помощь одному епископу оказывает другой епископ. Второй из названных священнослужителей в данном случае именуется викарием (наместником).

Священный чин следом за епископами занимают священники . По-гречески их могут именовать пресвитерами или иереями. Эти священнослужители с епископского благословения могут совершать почти все церковные таинства и службы. Однако, не обходится и без исключений, которыми являются обряды, доступные лишь самому высшему священному чину - епископам. В таких исключения, прежде всего, входят следующие таинства: рукоположение на сан, а также таинства освящения антиминсов и мира. Христианская община, которую возглавляет священник, носит название его прихода.

Наиболее заслуженные и достойные священникам могут быть названы протоиереями, иначе говоря - главными иереями, первенствующими священниками. Главный протоиерей удостаивается звания протопресвитера.

Когда священник одновременно является монахом, его называют иеромонах - священник-монах , в переводе на современный русский язык. Иеромонахи, являющиеся настоятелями монастырей, носят звание игуменов. Иногда иеромонаха могут назвать игуменом независимо от этого, просто в качестве почетного отличия. Архимандрит - еще более высокое звание, чем игумен. Достойнейшие из архимандритов впоследствии могут быть избраны в качестве епископов.

Низший, третий по счету священный чин составляют диаконы . Это греческое название переводится как «служитель». Когда совершаются церковные таинства или Богослужение, диаконы служат епископам или священникам. Однако, сами диаконы не могут их совершать. Участие или присутствие диакона во время Богослужения не является обязательным. Соответственно, нередко церковные службы могут происходить и без диакона.

Отдельные диаконы, наиболее достойные и заслуженные, получают звание протодиакона - перводиакона, если выразить современным языком.

Если сан диакона получает монах, его, начинают называть иеродиаконом, из которых старшим является архидиакон.

Помимо названных трех священных чинов, в Церкви есть и другие, более низкие служебные должности. Это иподиаконы, пономари и псаломщики (дьячки). Хотя они и являются церковнослужителями, однако могут поставляться на должность без таинства Священства, а лишь по архиерейскому благословению.

Псаломщикам вменяется в обязанность чтение и пение как во время Богослужения в храме, так и когда священник совершает духовные требы в домах прихожан.

Пономари должны созывать верующих к Богослужению посредством колокольного звона. Кроме того, от них требуется возжигать свечи во храме, оказывать помощь псаломщикам во время пения и чтения, подавать кадило и так далее.

Иподиаконы принимают участие лишь в служении архиереев. Они одевают архиерея в церковное облачение , а также держат светильники (которые называются дикирий и трикирий), подавая их архиерею, благословляющему молящихся.

Православное богослужение могут совершать только люди, прошедшие специальное посвящение – рукоположение. Все вместе они составляют церковную иерархию и называются духовенством.

Священник в полном облачении

Cвященником в Православной Церкви может быть только мужчина. Ничуть не умаляя достоинства женщины, это установление напоминает нам об облике Христа, которого во время совершения таинств представляет священник.

Но и не каждый мужчина может быть священником. Апостол Павел называет качества, которыми должен обладать священнослужитель: он должен быть непорочен, однажды женат, трезв, целомудрен, честен, бескорыстен, тих, миролюбив, не должен любить деньги. Он должен также хорошо управлять своей семьей, чтобы и дети у него были послушными и честными, потому что, как замечает апостол, «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»


В ветхозаветные времена (примерно за 1500 лет до Рождества Христова) по воле Божией пророк Моисей избрал и посвятил для богослужения особых лиц – первосвященников, священников и левитов.

Во времена новозаветные Иисус Христос из множества Своих последователей избрал 12 ближайших учеников – апостолов. Спаситель наделил их правом учить, совершать богослужение и руководить верующими.

Сначала апостолы все делали сами – крестили, проповедовали, занимались хозяйственными вопросами (сбором, распределением пожертвований и т. д.) Но число верующих быстро увеличивалось. Чтобы апостолам хватало времени на выполнение своей прямой миссии – совершать богослужения и проповедовать, решили перепоручить хозяйственные и материальные вопросы специально выбранным людям. Были избраны семь человек, которые стали первыми диаконами христианской Церкви. Помолясь, апостолы возложили на них руки и посвятили их на служение Церкви. Служение первых диаконов (греч. «служитель») состояло в заботах о попечении бедных и в помощи апостолам при совершении таинств.

Когда счет верующим пошел на тысячи, двенадцать человек физически уже не могли справляться ни с проповедью, ни со священнодействиями. Поэтому в больших городах апостолы начали рукополагать некоторых людей, которым передали свои обязанности: совершать священные действия, учить людей и управлять Церковью. Этих людей назвали епископами (с греч. «надзиратель», «блюститель»). Единственное отличие епископов от первых двенадцати апостолов заключалось в том, что власть священнодействовать, учительствовать и управлять епископ имел право только на вверенной ему территории – своей епархии. И этот принцип сохранился до нашего времени. До сих пор епископ считается преемником и представителем апостолов на земле.

Вскоре помощники потребовались и епископам. Число верующих росло, и епископам больших городов каждый день приходилось совершать богослужения, крестить или отпевать – причем одновременно в разных местах. Епископы, которым апостолы дали власть не только учить и священнодействовать, но и посвящать в священнический сан, по апостольскому примеру стали рукополагать на служение священников. Те имели ту же власть, что и епископы с одним исключением – они не могли возводить людей в священный сан и исполняли свое служение только с благословения епископа.

Диаконы помогали в служении и священникам и епископам, но не имели право совершать таинства.

Таким образом, со времен апостольских и до сегодняшнего дня в Церкви существует три степени иерархии: высшая – епископ, средняя – священник и низшая – диакон.

Кроме того, все духовенство разделяется на «белое » – состоящее в браке, и «черное » – монахов.

Священнические звания белого и черного духовенства

Существует три иерархические ступени священства и в каждой из них своя иерархия. В таблице ты найдешь звания белого духовенства и соответствующие им звания духовенства черного.

Диакон помогает при богослужениях епископам и священникам. Получив благословение, имеет право участвовать в совершении церковных таинств, сослужить епископам и священникам, но сам таинств не совершает.

Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом. Старший диакон в белом духовенстве называется протодиаконом – первым диаконом, а в черном – архидиаконом (старшим диаконом).

Иподиаконы (помощники диаконов), участвуют только при архиерейском служении: они облачают архиерея в священные одежды, держат и подают ему дикирий и трикирий и т. д.


Священник может совершать шесть таинств Церкви кроме Таинства Рукоположения, то есть не может возводить в одну из священных степеней церковной иерархии. Священник находится в подчинении епископа. В сан священника может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий). У слова «священник» есть несколько синонимов:

иерей (от греч. – священный);

пресвитер (от греч. – старейшина)

Старшие из священников белого духовенства называются ПРОТОИЕРЕЯМИ, ПРОТОПРЕСВИТЕРАМИ (протопресвитер – старший священник в кафедральном соборе), т. е. первыми иереями, первыми пресвитерами.

Священник, состоящий в монашеском чине, называется ИЕРОМОНАХ (с греческого – «священник-монах»). Старшие из пресвитеров черного духовенства называются ИГУМЕНАМИ (вождями монашествующей братии). Сан игумена обычно имеет настоятель обычного монастыря или даже приходского храма.

Сан АРХИМАНДРИТА полагается настоятелю крупного монастыря или лавры. Некоторые монахи получают этот титул за особые заслуги перед Церковью.

Хорошее ли слово «поп»

На Руси слово «поп» никогда не имело отрицательного значения. Оно происходит от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка». Во всех древнерусских богослужебных книгах название «поп» встречается очень часто как синоним слов «священник», «иерей» и «пресвитер».

Сейчас, к сожалению, слово «поп» стало носить негативный, презрительный оттенок. Так произошло за годы советской антирелигиозной пропаганды.

В настоящее время среди южнославянских народов священников продолжают называть попами, не вкладывая в это слово никакого негативного смысла.


Епископ совершает все богослужения и все семь святых таинств. Только он может через Таинство Рукоположения посвящать других в священнослужители. Епископ называется также архиереем или иерархом, т. е. священноначальником. Архиерей – общее звание для священнослужителя, стоящего на этой ступени церковной иерархии: так можно называть и патриарха, и митрополита, и архиепископа, и епископа. По древней традиции в сан епископа посвящают только священников, принявших монашеский чин.

Сан епископа в административном отношении имеет пять степеней.

Викарный епископ («викарий» значит «наместник») руководит приходами небольшого города.

Управляет приходами целой области, называемой епархией.

Архиепископ (старший епископ) часто управляет епархией большего размера.

Митрополит – это епископ большого города и прилегающей области, который может иметь помощников в лице викарных епископов.

Экзарх – начальствующий епископ (обычно митрополит) большого столичного города; ему подвластны несколько епархий, входящих в состав экзархата с их епископами и архиепископами.

– «отценачальник» – предстоятель Поместной Церкви, избираемый и поставляемый на Соборе – высший чин церковной иерархии.


Другие служители Церкви

Кроме лиц священного сана в церковных службах принимают участие и миряне – иподиаконы, псаломщики и пономари. Они относятся к числу церковнослужителей, но их не посвящают на служение через таинство, а просто благословляют – настоятель храма или правящий архиерей.

Псаломщики (или чтецы) читают и поют во время богослужения, а также помогают священнику при совершении треб.

Пономари исполняют обязанности звонарей, подают кадило, помогают во время богослужения в алтаре.

Раздел:
ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ
3 -я страница

ИЕРАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Духовное руководство воистину утвердившимся в святой православной вере:
- вопросы верующих и ответы святых праведников.


Русская Православная Церковь как часть Вселенской Церкви, имеет ту же трехстепенную иерархию, которая возникла на заре христианства.

Священнослужители разделяются на диаконов, пресвитеров и епископов.

Лица, находящиеся на двух первых священных степенях, могут принадлежать как к монашествующему (черному), так и к белому (женатому) духовенству.

С XIX века в нашей Церкви существует заимствованный с католического Запада институт целибата, однако на практике он встречается крайне редко. В этом случае духовное лицо остается безбрачным, но не приносит монашеских обетов и не принимает пострига. Священнослужители могут вступать в брак только до принятия сана.

[По-латыни «целибат» (caelibalis, caelibaris, celibatus) - неженатый (холостой) человек; в классической латыни слово caelebs обозначало «не имеющий супруги» (и девственник, и разведенный, и вдовец), однако в позднеантичный период народная этимология связала его с caelum (небо), и так оно стало пониматься в средневековой христианской письменности, где использовалось при речи об ангелах, заключая в себе аналогию между девственной жизнью и ангельской; согласно Евангелию, на небесах не женятся и не выходят замуж (Мф. 22,30; Лк. 20, 35).]

В схематическом виде священническая иерархия может быть представлена в следующем виде:

БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО
I. ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ)
Патриарх
Митрополит
Архиепископ
Епископ
II. СВЯЩЕННИК
Протопресвитер Архимандрит
Протоиерей (старший священник) Игумен
Иерей (священник, пресвитер) Иеромонах
III. ДИАКОН
Архидиакон (старший диакон, служащий с Патриархом) Архидиакон (старший диакон в монастыре)
Протодиакон (старший диакон, как правило, в соборе)
Диакон Иеродиакон

ПРИМЕЧАНИЕ: сану архимандрита в белом духовенстве иерархически соответствуют митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе).

Монах (греч. μονος - уединенный) - лицо, посвятившее себя служению Богу и давшее обеты (обещания) послушания, нестяжательства и безбрачия. Монашество имеет три степени.

Искус (его продолжительность, как правило, составляет три года), или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты.

Послушник (иначе - новоначальный) носит не полное одеяние инока, а лишь рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, т. е. ношением рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути.

Ряса - это одежда покаяния (греч. ρασον - поношенная, ветхая одежда, вретище).

Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвящение себя иноческим обетам именуется пострижением.

Клирика может постригать только архиерей, мирянина - также иеромонах, игумен или архимандрит (но в любом случае монашеский постриг совершается лишь с разрешения епархиального архиерея).

В греческих монастырях Святой Горы Афон постриг совершается сразу в великую схиму.

При пострижении в малую схиму (греч. το μικρον σχημα - малый образ) рясофорный монах становится мантийным: получает новое имя (его выбор зависит от постригающего, ибо оно дается в знак того, что отрекающийся от мира монах полностью подчиняется воле игумена) и облачается в мантию, что знаменует «обручение великаго и ангельскаго образа»: она не имеет рукавов, напоминая иноку, что он не должен творить дела ветхого человека; свободно развеваясь при ходьбе мантия, уподобляется крыльям Ангела, сообразно монашескому образу Монах облачается также в «шлем спасения» (Ис. 59, 17; Еф. 6, 17; 1 Фес. 5, 8) - клобук: как воин покрывает себя шлемом, идя на брань, так и инок надевает клобук в знак того, что стремится отвратить очи и закрыть уши, чтобы не видеть и не слышать суеты мира.

Более строгие обеты всецелого отречения от мира произносятся при принятии великого ангельского образа (греч. το μεγα αγγελικον σχημα). При пострижении в великую схиму монаху еще раз дается новое имя. Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, что носят и иноки малой схимы: ряса, мантия, - но вместо клобука великосхимник надевает куколь: остроконечную шапочку, покрывающую главу и плечи кругом и украшенную пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Иеромонах, принявший великую схиму, может совершать богослужения.

Архиерей, постригшийся в великую схиму, должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом).

Диакон (греч. διακονος - служитель) не имеет права самостоятельно совершать богослужения и церковные таинства, он является помощником иерея и епископа. Диакон может быть возведен в сан протодиакона или архидиакона.

Сан архидиакона встречается крайне редко. Его имеет диакон, постоянно сослужащий Святейшему Патриарху, а также диаконы некоторых ставропигиальных монастырей.

Диакон-монах именуется иеродиаконом.

Существуют также иподиаконы, которые являются помощниками епископов, но не входят в число священнослужителей (они принадлежат к низшим степеням клира вместе с чтецами и певцами).

Пресвитер (от греч. πρεσβυτερος - старший) - священнослужитель, имеющий право совершать церковные таинства, за исключением таинства Священства (хиротонии), т. е. возведения в священный сан другого лица.

В белом духовенстве - это иерей, в монашестве - иеромонах. Иерей может быть возведен в сан протоиерея и протопресвитера, иеромонах - в сан игумена и архимандрита.

Епископы, именуемые также архиереями (от греч. приставки αρχι - старший, главный), бывают епархиальными и викарными.

Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых Апостолов, есть предстоятель местной Церкви - епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян. Он избирается Священным Синодом. Архиереи носят титул, включающий обычно наименование двух кафедральных городов епархии.

По мере надобности в помощь епархиальному архиерею Священным Синодом назначаются викарные епископы, в титул которых включается именование только одного из крупных городов епархии.

Епископ может быть возведен в сан архиепископа или митрополита.

После учреждения Патриаршества на Руси митрополитами и архиепископами могли быть только архиереи некоторых древних и крупных епархий.

Сейчас сан митрополита, так же, как и сан архиепископа, является лишь наградой для епископа, что делает возможным появление даже титулярных митрополитов.

Архиереи отличительным знаком своего достоинства имеют мантию - длинную, застегивающуюся на шее, накидку, напоминающую монашескую мантию. Впереди, на двух ее лицевых сторонах, сверху и снизу, нашиты скрижали - прямоугольные платы из ткани. На верхних скрижалях обычно помещаются изображения евангелистов, кресты, серафимы; на нижней скрижали с правой стороны - буквы: е, а, м или п , означающие сан архиерея - епископ, архиепископ, митрополит, патриарх; на левой - первая буква его имени.

Только в Русской Церкви Патриарх носит мантию зеленого цвета, митрополит - голубого, архиепископы, епископы - лилового или темно-красного.

Великим Постом члены епископата Русской Православной Церкви носят мантию черного цвета. Традиция употребления цветных архиерейских мантий на Руси довольно древняя, сохранилось изображение первого русского патриарха Иова в голубой митрополичьей мантии.

Черную мантию со скрижалями, но без священных изображений и букв, обозначающих сан и имя, имеют архимандриты. Скрижали архимандричьих мантий обычно имеют гладкое красное поле, окруженное золотым галуном.

Во время богослужения все архиереи употребляют богато украшенный посох, именуемый жезлом, который является символом духовной власти над паствой.

Только Патриарх имеет право входить с жезлом в алтарь храма. Остальные епископы перед царскими вратами отдают жезл иподиакону-посошнику, стоящему за богослужением справа от царских врат.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, принятому в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором, епископом может стать мужчина православного исповедания в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество.

Традиция избирать епископов из лиц монашеского чина сложилась на Руси уже в домонгольский период. Эта каноническая норма сохраняется в Русской Православной Церкви и доныне, хотя в ряде Поместных Православных Церквей, например в Грузинской, монашество не считается обязательным условием поставления на архиерейское служение. В Константинопольской Церкви, напротив, лицо, принявшее монашество, не может стать архиереем: там принято положение, согласно которому человек, отрекшийся от мира и принесший обет послушания, не может руководить другими людьми.

Все иерархи Константинопольской Церкви являются не мантийными, а рясофорными монахами.

Епископами Русской Православной Церкви могут стать также принявшие монашество овдовевшие или разведенные лица. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование.

На епархиального архиерея возлагается широкий круг обязанностей. Он рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги. Без его согласия ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь.

В своей деятельности епископ подотчетен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Правящие епископы на местах являются полномочными представителями Русской Православной Церкви перед органами государственной власти и управления.

Первенствующим епископом Русской Православной Церкви является ее Предстоятель, носящий титул - Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Его имя возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».

Кандидат в Патриархи должен быть архиереем Русской Православной Церкви, обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3,7), быть не моложе 40 лет.

Сан Патриарха является пожизненным. На Патриарха возложен широкий круг обязанностей, связанных с попечением о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви. Патриарх и епархиальные архиереи имеют штамп и круглую печать с именем и титулом.

Согласно п. 1У.9 Устава Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. В управлении этой епархией Святейшему Патриарху помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского. Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником, определяются Патриархом Московским и всея Руси (в настоящее время митрополит Крутицкий и Коломенский управляет храмами и монастырями Московской области за вычетом ставропигиальных).

Патриарх Московский и всея Руси является также Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями (слово ставропигия образовано от греч. σταυρος - крест и πηγνυμι - водружать: крест, устанавливаемый Патриархом при основании храма или монастыря в любой епархии, означает их включение в Патриаршую юрисдикцию).

[Поэтому Святейший Патриарх именуется Священноигуменом ставропигиальных монастырей (например, Валаамского). Правящие архиереи в отношении к своим епархиальным обителям также могут называться Священноархимандритами и Священноигумнами.
Вообще следует отметить, что приставка «священно-» иногда добавляется к наименованию сана клириков (священноархимандрит, священноигумен, священнодиакон, священноинок); однако не следует прилагать эту приставку ко всем без исключения словам, обозначающим духовное звание, в частности, к словам, уже являющимся составными (протодиакон, протоиерей).]

Святейшего Патриарха, в соответствии с мирскими представлениями, часто называют главой Церкви. Однако по православному вероучению Глава Церкви - Господь наш Иисус Христос; Патриарх же является Предстоятелем Церкви, т. е. епископом, который молитвенно предстоит пред Богом за всю свою паству. Часто Патриарх именуется также Первоиерархом или Первосвятителем, поскольку является первым по чести среди других равных ему по благодати иерархов.



Что должен знать православный христианин:












































































































































САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ О ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТОВОЙ ВЕРЕ
Называющий себя христианином должен всем христианским духом своим полностью и без всяких сомнений принимать Символ Веры и истинность .
Соответственно, он должен твердо их знать, ибо нельзя принять или не принять то, что не ведаешь.
По лености, по невежеству или по неверию попирающий и отвергающий должное знание православных истин христианином быть не может.

Символ Веры

Символом Веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. И кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином.
Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов , и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат православной веры.

Символ Веры читается так:

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.
5. И воскресшаго в третий день, по писанием.
6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. И жизни будущаго века. Аминь

  • Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  • И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
  • Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
  • Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного,
  • И воскресшего в третий день, согласно Писанию.
  • И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
  • И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца.
  • И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
  • В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
  • Признаю одно крещение для прощения грехов.
  • Ожидаю воскресения мертвых,
  • И жизни будущего века. Аминь (истинно так).
  • «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда ", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;» ()

    Сим Своим Словом Христос даровал людям способ проверки истинности христианской веры каждого, называющего себя верующим христианином.

    Если сие Слово Христово или иное, сказанное в Священном Писании , вы подвергаете сомнению или пытаетесь толковать иносказательно - вы пока еще не приняли истинность Священного Писания и христианином пока не являетесь.
    Если по вашему слову горы не двигаются - вы еще недостаточно уверовали, и истинной христианской веры в вашей душе нет даже с горчичное зерно . По совсем малой вере можно попытаться сдвинуть своим словом нечто много меньшее горы - небольшой пригорок или кучу песка. Если и это не удается - вам должно прилагать многие и многие усилия по обретению Христовой веры, пока в вашей душе отсутствующей.

    По сему истинному Слову Христа проверьте христианскую веру своего священника, дабы он не оказался прельщающим служкой коварного сатаны, Христовой веры вовсе не имеющим и в православную рясу ложно рядящимся.

    Сам Христос предупредил людей о многих лживых церковных обманщиках:

    «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят.» (



    Дабы более подробно ориентироваться в том кто ведет службу в церкви или кто выступает по телевидению от Российской Православной Церкви необходимо точно знать какие чины есть в Церкви и Монастыре, а также их иерархию. Рекомендуем ознакомиться,

    В православном мире Церковные чины делятся на чины белого духовенства (Чины Церкви) и на чины черного духовенства (Монастырские чины).

    ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ ИЛИ БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО

    ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – АЛТАРНИК

    В мирском понимании в последнее время Церковный чин Алтарник стал исчезать, а вместо него все больше упоминается чин Пономарь или Послушник. В задачи Алтарника входят обязанности выполнять указания настоятеля храма, как правило, к таким обязанностям относится поддержание свечного огня в храме, возжжение лампад и других световых приборов в алтаре и иконостасе, также они помогают священникам облачаться в одежду, приносят в храм просфоры, ладан и выполняют другую черновую работу. Алтарника можно узнать по тому признаку, что стихарь он носит поверх мирской одежды. Рекомендуем ознакомитья,

    ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ЧТЕЦ

    Это самый низший чин церкви и чтец не входит в степень священства. В обязанности чтеца входит чтение священных текстов и молитв во время богослужения. В случае продвижения в чине, чтец посвящается в иподиакона.

    ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ИПОДИАКОН

    Является нечто промежуточным чином между мирянинами и священнослужителям. В отличие от чтецов и алтарников иподиакону разрешается прикасаться к престолу и жертвеннику, а также входить в алтарь через царские ворота, хотя иподиакон не является священнослужителем. В обязанности этого Церковного чина входит помогать в Богослужении Архиерею. Рекомендуем ознакомиться,

    ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ДИАКОН

    Самая низшая ступень священнослужителей, как правило в обязанности диаконов входит помогать священникам в богослужении, хотя сами они не имеют права совершать общественные богослужения и быть представителями церкви. Поскольку священник имеет возможность совершать обряды и без диакона, то количество диаконов в настоящее время сокращается, так как в них исчезает нужность.

    ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ПРОТОДИАКОН ИЛИ ПРОТОДЪЯКОН

    Данный чин указывает на главного диакона в кафедральных соборах, как правило, такой чин присваивается диакону после как минимум 15 летнего служения и является особой наградой за службу.

    ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ИЕРЕЙ

    В настоящее время данный чин носят священники, и знаменуется как младший титул священника. Иереи, получая власть от епископов, имеют право проводить церковные обряды, учить людей православной вере и совершать иные таинства, но при этом иереям запрещено проводить Рукоположение в священники.

    ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ПРОТОИРЕЙ

    ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ПРОТОПРЕСВИТЕР

    Самый высший Церковный чин в белом духовенстве, не является как бы отдельным чином и присваивается лишь как награда за самые заслуженные дела перед православной верой и назначается только Патриархом Московского и Всея Руси.

    МОНАШЕСКИЕ ЧИНЫ ИЛИ ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО

    ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ИЕРОДИАКОН: Является монахом в сане дьякона.
    ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – АРХИДИАКОН: Является старшим иеродиаконом.
    ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ИЕРОМОНАХ: Является монашеским священником с правом совершать православные таинства.
    ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ИГУМЕН: Является настоятелем православного монастыря.
    ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – АРХИМАДРИД: Высшая степень в монашеских чинах, но занимающая ступень ниже, чем епископ.
    ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ЕПИСКОП: Данный чин является надзирающим и имеет третью степень священства и возможен, называться еще архиерей.
    ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – МЕТРОПОЛИТ: Самый высший титул епископа в церкви.
    ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ПАТРИАРХ: Самый старший чин православной Церкви.
    ПОДЕЛИТЬСЯ:








    mamlas в Чёрно-белый дух

    Чем белое духовенство отличается от чёрного?

    В Русской православной церкви существует определённая церковная иерархия и структура. Прежде всего, духовенство делится на две категории — белое и чёрное. Чем они отличаются друг от друга? © К белому духовенству относятся женатые священнослужители, не дававшие монашеских обетов. Им разрешено иметь семью и детей.

    Когда же говорят о чёрном духовенстве, имеют в виду монахов, рукоположенных в священный сан. Они посвящают всю свою жизнь служению Господу и дают три монашеских обета — целомудрия, послушания и нестяжания (добровольной нищеты).

    Человек, который собирается принять духовный сан, ещё до рукоположения обязать сделать выбор — жениться или стать монахом. После рукоположения жениться священнику уже нельзя. Священники, которые не вступили в брак до принятия сана, иногда вместо пострига в монахи выбирают целибат — дают обет безбрачия.

    Церковная иерархия

    В православии существует три степени священства. На первой ступени находятся диаконы. Они помогают проводить богослужения и обряды в храмах, но сами не могут вести службы и совершать таинства. Служители церкви, относящиеся к белому духовенству, называются просто диаконами, а рукоположенные в этот сан монахи — иеродиаконами.

    Среди диаконов наиболее достойные могут получить чин протодиакона, а среди иеродиаконов старшими являются архидиаконы. Особое место в этой иерархии занимает патриарший архидиакон, служащий при патриархе. Он принадлежит к белому духовенству, а не к чёрному, как другие архидиаконы.

    Вторая степень священства — это священники. Они могут самостоятельно вести службы, а также совершать большинство таинств, кроме таинства рукоположения в священный сан. Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству — иеромонахом.

    Иерей может быть возведён в чин протоиерея, т. е. старшего иерея, а иеромонах — в чин игумена. Нередко протоиереи являются настоятелями храмов, а игумены — настоятелями монастырей.

    Высшее иерейское звание для белого духовенства, звание протопресвитера, присваивается священникам за особые заслуги. Этому чину соответствует чин архимандрита в чёрном духовенстве.

    Священники, относящиеся к третьей и высшей степени священства, называются архиереями. Они имеют право совершать все таинства, в том числе таинство рукоположения в сан других священников. Архиереи управляют церковной жизнью и руководят епархиями. Они делятся на епископов, архиепископов, митрополитов.

    Стать архиереем может только священнослужитель, принадлежащий к чёрному духовенству. Священник, который был женат, может быть возведён в сан епископа, только если примет монашество. Он может сделать это в том случае, если его супруга скончалась или тоже постриглась в монахини в другой епархии.

    Возглавляет поместную церковь патриарх. Главой Русской православной церкви является патриарх Кирилл. Помимо Московского патриархата, в мире существуют и другие православные патриархаты — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский .