Приветствую моих дорогих читателей! В статье «Федор Конюхов: биография бесстрашного путешественника» — об интересном человеке, священнике, заслуженном художнике России и писателе.

Биография Федора Конюхова

В рыбацкой деревушке Запорожской области 12 декабря 1951 года родился мальчик Федя. О нем в дальнейшем узнает весь мир. Все свое детство он провел на Азовском побережье.

В их семье было много детей. Мать занималась домом, а отец был потомственным рыбаком. Море Федя обожал, часто выходил с отцом на рыбалку и хотел пойти по стопам отца.

Парень мечтал о морских путешествиях. Он учился плавать и нырять, закалялся, управлял парусником и весельной лодкой. Отец много рассказывал о войне своим детям, прививал им любовь к родине и приучал дорожить своей

После школы он окончил училище и стал резчиком – инкрустатором. Поняв, что без моря жизнь его существовать не может, поступил в Одесскую мореходку и получил диплом судоводителя.

Но на этом освоение морской профессии не закончилось, Конюхов выучился на судового механика, окончив арктическое училище в Ленинграде. Его духовный мир тоже требовал познаний, и он прошел курс обучения в Духовной семинарии там же, в городе на Неве.

Путешествия

Первое путешествие Федора было по Азовскому морю на обычной весельной лодке. В 1966 году он успешно его пересек. А в двадцать шесть лет он стал организатором похода на яхтах в Тихом океане, по северной его части. Путешественники повторили маршрут знаменитого Беринга. В Федоре были заложены задатки исследователя, его интересовало абсолютно все.

Побывав на Камчатке, Сахалине и Командорских островах, путешественник изучал быт местного населения, традиции, перенимал их опыт по выживанию в экстремальной местности.

Перед тем как двинуться в поход по изучению и покорению Северного полюса, Конюхов на лыжах, под покровом полярной ночи прошел до недоступной точки крайнего севера.

1990 год ознаменовался для путешественника полярным переходом в 72 суток к Северному полюсу, достигнув его. Он осуществил свою давнюю мечту!

1995-й запомнился по успешной экспедиции Конюхова в одиночку к Южному полюсу. Именно он водрузил там российский флаг. Этим путешествием он еще помогает медикам в изучении физического, а также психического состояния в условиях экстремального климата. За свою жизнь Конюхов совершил три кругосветных путешествия.

Отец Федор очень разносторонний путешественник. Кроме походов по морям и океанам, участий в экспедициях по сухопутным маршрутам он покоряет горные вершины. Дважды был на Эвересте. За 160 дней он переплыл на весельной лодке Тихий океан. Это был беспрецедентный случай в одиночном плавании.

Конюхов считается лучшим путешественником. Он прошел около пятидесяти экспедиций самых разных направлений. Покорил все горные вершины всего мира в течение пяти лет. В его арсенале также кругосветное путешествие на воздушном шаре. За это Федор был удостоен званием «Пилот года».

Творчество

Путешественник и священник является творческой личностью. Он пишет произведения о впечатлениях, вынесенных из экспедиций. Еще он сочиняет музыку и стихи для органного исполнения. Как художник, Конюхов принимает участие в различных выставках, как на родине, так и за рубежом.

Федор снялся в документальном фильме «Без Байкала». Фильм рассказывает о людях, радеющих за природу и желающих спасти ее.

В 2010 был посвящен в сан священника в храме на своей родине. Он также отмечен орденом за труды на благо Украинской православной церкви.

Федор Конюхов: семья

Первая жена – Люба вышла замуж за богатого человека и живет в Америке. Она художник, у нее своя галерея.

Федор и Ирина Конюховы

Федор Филиппович живет во втором браке с Ириной Конюховой. Его жена — доктор юридических наук, имеет профессорское звание. У них есть сын Николай.

В семье проживают двое старших детей Федора от первого брака: сын Оскар и дочь Татьяна. Оскар пошел по стопам отца, и тоже занимается парусным спортом и путешествиями. Еще в семье Конюховых растут пятеро внуков. Рост Конюхова — 1.80 м, знак зодиака —

«Я раньше думал, что в пятьдесят лет скучно будет, что я старый стану. В пятьдесят я хотел принять сан священника - деревня, церквушечка. Но сейчас понимаю, что каждый возраст интересен. Как ты смотришь на женщину - даже в этом возраст проявляется».

  • Имя: Федор
  • Отчество: Филиппович
  • Фамилия: Конюхов
  • Дата рождения: 12.12.1951
  • Место рождения: село Чкалово, Украина
  • Знак зодиака: Стрелец
  • Восточный гороскоп: Кролик
  • Род занятий: путешественник
  • Рост: 180 см

Федор Конюхов – уникальный человек, сделавший путешествия своей профессией . Ему покорились самые недосягаемые вершины, самые труднодоступные уголки планеты, он переплывал океаны и каждый раз доказывал свои невероятные возможности. Миллионы людей знают его именно как путешественника. На самом деле это многогранный человек, хороший художник, удивительный автор, а также он носит сан священнослужителя.

Фото Федора Конюхова













Детство, юность, образование

Детство Федора Конюхова прошло на побережье Азовского моря. Его родители были простыми людьми, отец постоянно уходил в море и занимался рыболовством, на маме лежали обязанности по дому. Все пятеро детей были заняты делом, помогали родителям по хозяйству. Отец часто брал Федора с собой в море. Мальчик очень любил смотреть на морские пейзажи, вытаскивать рыболовные сети. Тогда в нем и зародились мечты о больших путешествиях. Окрыленный своей мечтой, он уже в 15 лет совершил небывалый для подростка поступок. Несколько лет подготовки, усиленные занятия плаванием и греблей позволили Федору пуститься в лодочное путешествие по Азовскому морю и пересечь его.

Федор Конюхов получил несколько образований. В его активе техническое училище города Бобруйска, профессия судоводителя (мореходное училище в Одессе), а также Конюхов стал выпускником арктического училища в Ленинграде. Не пренебрег путешественник и службой в армии. Из-за конфликта с сослуживцами с Балтийского флота ему пришлось уехать и нести службу матроса на катере в водах Юго-Восточной Азии.

Вся жизнь – путешествие

Сложно даже представить, какое количество времени Федор Конюхов провел в экспедициях. Свою большую деятельность путешественника он начал в 1977 году. Первым, что он сделал – прошел по маршруту Витуса Беринга. Покоряя Тихий Океан, он доплыл до берегов Камчатки, Сахалина, далее была Чукотка. Бесстрашный Конюхов плыл в одиночку и к тому же имитировал на своем судне условия похожие на те, в которых совершали свои подвиги путешественники несколько веков назад.

Два Полюса

К задаче осуществить экспедицию на Северный полюс Конюх подошел основательно. У неутомимого путешественника ушли годы тренировок, исследований, участие в экспедициях канадских ученых, в лыжной экспедиции СССР. И в 1990 году на Северном полюсе оказался первый человек, добравшийся до него в одиночку. Поход был трудным и опасным, Конюхов нес тяжелое снаряжение, даже чуть было не погиб. Но через 72 дня полюс был покорен, а сам путешественник строил уже новые планы.

Исследовать Южный полюс Конюхов отправился в 1995 году. В Антарктической экспедиции он очень внимательно изучал состояние организма, влияние на него внешних факторов. Через два месяца после старта на самой крайней южной точке мира водрузился российский триколор. Собранные в результате экспедиции данные, открытия и исследования внесли большой вклад в науку.

На вершинах

После завершения похода на Южный полюс программа «Большой шлем» пополнила актив путешественника: Северный полюс – Южный – Эверест (на Эверест взошел в 1992).

В своем деле Федор Конюхов неоднократно становился первым. Так сложилось и с покорением «семи вершин», семи самых высоких точек континентов (стал первым в СНГ):

  • 1992 – Эльбрус, Европа;
  • 1992 – Эверест, Азия;
  • 1996 – массив Вильсона, Антарктида;
  • 1996 – Аконкагуа, Южная Америка;
  • 1997 – пик Косцюшко, Австралия;
  • 1997 – Килиманджаро, Африка;
  • 1997 – Мак-Кинли, Северная Америка.

По суше

Сухопутные экспедиции стали незаменимой частью в жизни путешественника. Их было очень много и каждая их них вносила свой вклад в изучение природных явлений и человеческих способностей. Самыми масштабными походами Конюхова оказались:

  • лыжная экспедиция по Чукотке в 1981 году;
  • пеший поход по уссурийской тайге, 1985;
  • советско-американский велопробег Находка – Москва – Ленинград, 1989;
  • проезд на внедорожниках Находка – Москва, 1991 (российско-австралийский проект);
  • Великий Шелковый путь, 2002 год;
  • Великий Шелковый путь, 2 этап, 2009 год;

По морю и воздуху

Свою детскую мечту о морских приключениях Федор Конюхов реализовывает всю жизнь. Именно путешествия по морю занимают значительную часть его деятельности. Десятки заплывов, пять кругосветных плаваний, семнадцать пересечений Атлантики, пересечение Тихого океана на лодке с веслами. При этом целый ряд экспедиций являются рекордами. Летом 2016 года Конюхов совершил кругосветку на воздушном шаре и приземлился с новым мировым рекордом.

На его пути случалось многое: и болезни, и угон судна, и непредвиденные ситуации, но Конюхова ничто не останавливает. Он продолжает свои приключения, и двигается только вперед, к новым открытиям. Его жизнь – это путешествие, поиски чего-то нового, и лишь желание достичь своей цели наполняет его путь смыслом.

Общественная деятельность, творчество, семья

Не меньшим талантом Федор Конюхов обладает в художественном жанре. Он пишет картины, причем во время свои путешествий. Его работы демонстрируются на выставках и вызывают неподдельный интерес. Еще в 1983 году он вошел в Союз художников Советского Союза. В 1996 его приняли в Московский союз художников, а в 2012 году занял место академика в Российской Академии художеств.

Из-под пера Конюхова-автора вышли в свет необыкновенные научные исследования и открытия, а также труды о личных переживаниях и впечатлениях во время экспедиций. Он талантливый автор, за что и был принят в Союз Писателей России.

Еще одним интересным фактом биографии этого уникального человека является его церковная деятельность. С 2010 года он носит сан священника (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата).

Интересно, но в погоне за удивительными открытиями, Федор Конюхов не забыл и о простом семейном счастье. Его вторая жена – доктор юридических наук. У Федора Филипповича и Ирины Анатольевны есть общий сын, а также у путешественника двое детей от первого брака. Сейчас он уже носит и гордое звание дедушки пяти внуков.

  • Конюхов первый, кто покорял пять полюсов мира;
  • обладатель премий Юнеско, UNEP;
  • почетный житель нескольких городов (Находка, Миасс, итальянский Терни);
  • в Тобольске вручается премия им. Ф. Конюхова.

Знаменитый российский путешественник, писатель, художник, священнослужитель, пилот свободного аэростата. Протоиерей Русской православной церкви Московского патриархата.

Федор Конюхов. Биография

Фёдор Филиппович Конюхов родился 12 декабря 1951 года в запорожском селе Чкалово (позже - Троицкое) на Украине, на берегу Азовского моря в простой крестянской семье. Помимо Федора, у его родителей - Филиппа Михайловича, потомка архангельских рыбаков-поморов, и уроженки Бессарабии Марии Ефремовны было еще двое сыновей и две дочери.

С детства Федор готовился стать путешественником: научился плавать, нырять, купался в холодной воде, ходил на шлюпке с парусом и веслами, часто Федор бывал на путине в Азовском море вместе с отцом, который всегда рассказывал своим отпрыскам о Великой Отечественной, призывал беречь родную землю и честно работать.

Осознав, что море и путешествие - это его жизнь, Конюхов отучился в белорусском Бобруйске в профессионально-техническом училище № 15 (позже Бобруйский государственный профессионально-технический художественный колледж), получив диплом резчика-инкрустатора. Окончил Одесское мореходное училище по профилю судоводителя. А потом получил образование по специальности «судовой механик» в Ленинградском арктическом училище. Попутно прошел обучение и в Санкт-Петербургской духовной семинарии.

Дед Федора Конюхова, подполковник царской армии, как-то рассказал внуку о сослуживце из своего гарнизона - Георгии Седове , который перед трагической поездкой в Арктику, оставил тому православный крестик, попросив вручить памятную вещицу самому крепкому из потомков, дабы он сумел воплотить в жизнь его идею. В итоге Федор выполнил завет - трижды побывал на Северном полюсе, в том числе и с тем самым крестиком.

Федор Конюхов. Карьера путешественника и исследователя

В 1966 году, будучи 15-летним, впервые отправился в экспедицию на вёсельной лодке и пересёк Азовское море, а в 1977 году - организовал яхтенный поход в северной части Тихого океана - по маршруту Витуса Беринга и других мореходов. Путешествуя, Конюхов узнавал, как его соотечественники несколько веков назад открывали земли и заливы и основывали там поселения.

Исследовательский интерес не покидает Федора никогда. Научную деятельность он осуществлял и в походах на Камчатку, Командоры, Сахалин. Где бы Конюхов не появлялся, он везде любопытствовал о быте людей, узнавал о том, как они выживают в сложных северных условиях.

Перед штурмом Северного полюса Федор в составе группы Д. Шпаро совершил в полярную ночь лыжный переход к Полюсу относительной недоступности, а также с канадскими путешественниками прошел по Баффиновой земле. За плечами исследователя остались и трансарктический лыжный переход (СССР - Северный полюс - Канада), и участие в первой автономной экспедиции «Арктика» к Северному полюсу во главе с В.Чуковым.

В 1990-м, набравшись к тому периоду опыта лыжных полярных походов, Федор отправился в самостоятельный вояж к Северному полюсу, которого достиг через 72 суток, тем самым осуществив свою мечту и выполнив завет Георгия Седова .

В 1998 году Федор Конюхов стал заведующим лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Московской Современной гуманитарной академии.

В 1995-м Конюхов в одиночку форсирует ледовую пустыню Антарктиды и на 59-й день весьма нелегкого пути выходит в точку Южного полюса, впервые водружая там российский триколор. При этом в рамках похода он выполняет поручение Минатома, замеряя по пути к полюсу естественное радиационное поле Антарктиды, и просьбу медиков - оценивает свое физическое и психологическое состояние, выполняет прочие наблюдения.

Многие из экспедиций Конюхов совершает в одиночку, но участвует и в группах. Так, в 1989-м он сам организовал советско-американский велопробег по маршруту Находка - Ленинград, а в 1991-м - советско-австралийский автопробег - Находка - Брест. Однако лейтмотив путешествий яхтенного капитана - это море и океан.

Конюхов - единственный из россиян, кто в одиночку совершил три кругосветки. В 1990-1991 годах: мореход стартовал из Сиднея, куда вернулся через 224 дня. В 1992 году: он прошел на большой двухмачтовой яхте по маршруту Тайвань - Сингапур - Индийский океан - Красное и Средиземное моря - Гибралтар - Атлантика - Гавайские острова - Тайвань, заходя на все континенты и управившись за 508 дней. Третья кругосветка, длившаяся с сентября по май 1999 года, охватила весь Мировой океан (50 тысяч км) и проходила по маршруту: порт Чарлстон - Кейптаун - Окленд - Пунта-дель-Эсте - Чарлстон.

В мае 2012 года вместе с российской командой «7 Вершин» Конюхов совершил своё второе восхождение на Эверест. В 2013-м у него была экспедиция из Карелии до южной точки Гренландии через Северный полюс. С декабря 2013 года по май 2014 года путешествовал через Тихий океан на вёсельной лодке «Тургояк» и прошел из чилийского порта Конкон в австралийский Брисбен за 160 дней. Это был лучший результат для такого одиночного перехода.

К 2016 году прославленный странник совершил свыше полусотни уникальных экспедиций и восхождений. Специалисты в РФ и з арубежом считают Федора Конюхова самым универсальным из профессиональных путешественников, в активе которого десятки разноплановых походов, в том числе и по горам. Например, в честь 850-летия Москвы он взошел на горные вершины всех континентов Земли, затратив на это пять лет упорного труда.

12 июля 2016 года Конюхов отправился в свой одиночный кругосветный полёт на воздушном шаре «Мортон», стартовав на аэродроме австралийского Нортхэма. Маршрут был тот же, что и у его предшественника Стива Фоссетта , совершившего в 2002 году рекордный полёт. Но это мировое достижение Федор Филиппович побил: его летательный аппарат благополучно приземлился на западе Австралии 23 июля 2016 года, а результат кругосветки составил 11 дней 4 часа и 20 минут.

Федор Конюхов о полете на «Мортоне»: Для меня главный рекорд - завершение кругосветки с первого раза. Моему предшественнику, американскому пилоту Стиву Фоссетту, в 2002 году потребовалось шесть попыток. Шар облетел вокруг света за рекордное время - 11 дней и 6 часов - с первого раза. В завершение мне удалось пролететь над аэродромом Нортхэм и пересечь свою стартовую линию, что уникально! Представьте, шар пролетел почти 35 000 километров и вышел в точку старта. Причем, используя только ветровые потоки. Для воздухоплавателей это высший класс.

Конюхов заверяет, что не было такого момента, когда бы он пожалел о своей затее, поскольку такой полет был его мечтой на протяжении двух десятков лет:

Я знал, что будет тяжело, опасно, но по-другому и быть не может. На Эверест поднялось более пяти тысяч человек, а вокруг света в одиночку на воздушном шаре облетело всего двое - Стив Фоссетт, а теперь еще вот и я.

Под занавес 2016-го российский путешественник удостоился высочайшей награды в области воздухоплавания: Международная ассоциация аэронавтики FAI-Breitling назвала его «Пилотом года». Такая премия была вручена россиянину впервые за 110 лет своего существования.

Федор Конюхов: Для меня это очень большая награда. Но мне приятно, что она принадлежит нашей стране, России, за которую я всегда и выступаю.

В декабре 2016-го на подмосковном аэродроме Шевлино Конюхов начал делать свои первые шаги в сфере планеризма, ведь он поставил перед собой новую задачу: получить опыт и знания для последующей подготовки к установлению мирового рекорда высоты на планере.

Федор Конюхов: Учиться никогда не поздно. Мне исполняется 65 лет, и я с удовольствием приступил к освоению нового для меня типа воздушного судна - планера. Надеюсь, при поддержке Федерации планерного спорта России нам удастся осуществить несколько красивых проектов в этом виде спорта...

Федор Конюхов. Творчество и духовная деятельность

Путешественник, кроме главного увлечения своей жизни, еще пишет стихи и музыку для органа, сочиняет художественные произведения. Находясь в экспедициях, Конюхов непременно выражает свое видение мира в записях и картинах, которых у автора уже свыше трех тысяч.

В 1983 году он был принят в Союз художников СССР, а с 1996 года стал членом Московского союза художников. Федор Филиппович - участник российских и международных выставок. С 2012 года получил статус академика Российской Академии художеств.

В 2010 году в день Святой Троицы Федор Конюхов был рукоположен в дьяконы, а в декабре того же года, в день Святителя Николая Чудотворца, - в сан священника на своей малой Родине в Свято-Никольском храме Запорожья.

Путешественник награжден орденом Украинской православной церкви Великомученика Георгия Победоносца I степени - за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной церкви.

Федор Конюхов. Достижения и награды

Орден Дружбы народов - 1988 год. Орден великомученика Георгия Победоносца I степени Украинской православной церкви за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной Церкви. Золотая медаль Российской академии художеств. Золотая медаль имени Н. Н. Миклухо-Маклая РГО - 2014. Премия UNEP Global 500 за вклад в защиту окружающей среды. Приз ЮНЕСКО «За честную игру». Премия и орден Дружбы народов «Белые журавли России» - 2015.

Федор Конюхов первым на планете Земля достиг пяти полюсов Земли (Северный географический - трижды; Южный географический; полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане; полюс высоты - Джомолунгма; полюс яхтсменов - Мыс Горн). Кроме того, он первый из россиян, выполнивший программу «Большой шлем» и первый в СНГ, кто закончил программу «Семь вершин».

Путешественник в 1990-1991 годы совершил в одиночку первое в истории России кругосветное плавание на яхте без остановок. Один он пересёк и Атлантический океан на гребной лодке «УралАЗ», установив при этом мировой рекорд - 46 суток и 4 часа, а также Тихий океан (мировой рекорд - 159 суток 14 часов 45 минут).

Федор Конюхов - заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму; почётный житель Находки (с 1996 года), посёлка Бергин, города Миасса, Терни (Италия).

Федор Конюхов. Личная жизнь

Супруга известного путешественника - Ирина Анатольевна Конюхова - доктор юридических наук, профессор. У пары двое детей: сын Оскар Федорович (1975 г. р.) и дочь Татьяна Федоровна (1978 г.р.).

Осенью 2015 года стало известно, что Конюхов приобрел в Заокском районе Тульской области 69 гектаров земли, на которой запланировал возвести целое село, девять часовен, храм Николая Чудотворца, детские школу путешественников и спортивно-туристический лагерь, а также музей истории путешествий, гостиничный комплекс, библиотеку и пр. Участок, где решено создать деревню Федора Конюхова, находится в трех километрах от реки Оки.

Федор Конюхов: Жалко, конечно, что вдоль берега Оки уже нет ни одного свободного участка. Если бы село выходило к воде, мы устроили бы детскую парусную школу или открыли секцию по гребле.

Целью проекта является в первую очередь создание уникального и уютного места для жизни и общения единомышленников, в том числе путешественников, писателей, художников, уставших от «каменных джунглей», людей, которые ценят активный образ жизни и любят дикую природу и т.п. Сама деревня задумана не только как место проживания Федора Конюхова , но и как музей великого путешественника.

Федор Конюхов. Книги

«Мой дух на палубе «Карааны»
«Все птицы, все крылаты»
«Гребец в океане»
«Дорога без дна»
«И увидел я новое небо и новую землю…»
«Как адмирал Ушаков Чёрное море русским сделал»
«Антарктида»
«Как я стал путешественником»
«Паруса сбивают с неба звезды»
«Наедине с океаном»
«Океан - моя обитель»
«Под алыми парусами»
«Мои путешествия»
«Тихий океан»
«Сила веры. 160 дней и ночей наедине с Тихим океаном»
«Мои путешествия. Следующие 10 лет»
«Мой путь к истине»

Федор Конюхов. Экспедиции

  • 1977 - научно-исследовательская экспедиция на яхте по маршруту Витуса Беринга
  • 1978 - научно-исследовательская экспедиция на яхте по маршруту Витуса Беринга; археологическая экспедиция
  • 1979 - второй этап научно-исследовательской экспедиции на яхте по маршруту Владивосток - Сахалин - Камчатка - Командорские острова; восхождение на вулкан Ключевский
  • 1980 - международная регата «Кубок Балтики» в составе экипажа ДВВИМУ
  • 1981 - пересечение Чукотки на собачьей упряжке
  • 1983 - научно-спортивная лыжная экспедиция в море Лаптевых. Первая полярная экспедиция в составе группы Дмитрия Шпаро.
  • 1984 - международная регата на Кубок Балтики в составе экипажа ДВВИМУ; сплав по реке Лене на плоту
  • 1985 - экспедиция через Уссурийскую тайгу по следам Владимира Арсеньева и Дерсу Узала
  • 1986 - лыжный переход в полярную ночь к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане в составе экспедиции
  • 1987 - лыжный вояж по Баффиновой Земле в составе советско-канадской экспедиции
  • 1988 - трансарктическая лыжная экспедиция по маршруту СССР - Северный полюс - Канада в составе международной группы
  • 1989 - первая российская автономная экспедиция «Арктика» под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу; советско-американский трансконтинентальный велопробег Находка - Москва - Ленинград
  • 1990 - одиночный поход на лыжах к Северному полюсу (первый в истории России) за 72 дня
  • 1990-1991 - одиночное кругосветное плавание на яхте без остановок по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор - Сидней за 224 дня (первое в истории России)
  • 1991 - российско-австралийский автопробег по маршруту Находка - Москва
  • 1992 - восхождение на Эльбрус (Европа); восхождение на Эверест (Азия)
  • 1993-1994 - кругосветная экспедиция на двухмачтовом кече по маршруту Тайвань – Гонконг – Сингапур – остров Вэ (Индонезия) – остров Виктория (Сейшелы) – Йемен (порт Аден) – Джидда (Саудовская Аравия) – Суэцкий канал – Александрия (Египет) – Гибралтар – Касабланка (Марокко) – Санта Люсия (Карибские острова) – Панамский канал – Гонолулу (Гавайские острова) – Марианские острова – Тайвань
  • 1995-1996 - автономный одиночный поход к Южному полюсу (первый в истории России; за 64 дня)
  • 1996 - 19 января: восхождение на массив Винсон (Антарктида); 9 марта: восхождение на Аконкагуа (Южная Америка)
  • 1997 - 18 февраля: восхождение на Килиманджаро (Африка); 17 апреля: восхождение на пик Косцюшко (Австралия); 26 мая: восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка); европейские регаты Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты Grand Mistral
  • 1998-1999 - американская одиночная кругосветная гонка Around Alone на яхте Open 60 (третья одиночная кругосветка)
  • 2000 - самая протяженная в мире гонка на собачьих упряжках Iditarod через Аляску по маршруту Анкоридж - Ном
  • 2000-2001 - французская одиночная кругосветная парусная гонка (нон-стоп) Vendee Globe на яхте (первое в истории России)
  • 2002 - караванная экспедиция на верблюдах «По следам Великого Шелкового пути (первая в истории современной России); пересечение Атлантического океана на гребной лодке (первое в истории России; мировой рекорд - 46 суток 4 часа) по маршруту Канарские острова - Барбадос
  • 2003 - российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем по маршруту Канарские острова – Барбадос (мировой рекорд для многокорпусных судов - 9 суток); российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем по маршруту Ямайка - Англия (мировой рекорд для многокорпусных судов - 16 суток)
  • 2004 - одиночный трансатлантический рекордный переход с востока на запад на макси-яхте по маршруту Канарские острова - Барбадос (мировой рекорд по пересечению Атлантического океана - 14 дней и 7 часов)
  • 2004-2005 - одиночное кругосветное плавание на макси-яхте по маршруту Фалмут – Хобарт – Фалмут (первое в истории мирового парусного спорта одиночное кругосветное плавание на яхте макси-класса через Мыс Горн)
  • 2005-2006 - проект «Вокруг Атлантического океана». В составе российского экипажа переход на яхте по маршруту Англия – Канарские острова – Барбадос – Антигуа – Англия
  • 2006 - испытания экспериментального полярного буера на восточном побережье Гренландии
  • 2007 - пересечение Гренландии на собачьих упряжках от восточного до западного побережья (рекорд 15 суток 22 часа)
  • 2007-2008 - австралийская гонка вокруг Антарктиды по маршруту Олбани – мыс Горн – мыс Доброй Надежды – мыс Луин - Олбани (102 суток; яхтсмен-одиночка, нон-стоп)
  • 2009 - второй этап международной экспедиции «По следам Великого Шелкового пути» (Монголия – Калмыкия)
  • 2011 - экспедиция „Девять высочайших вершин Эфиопии“
  • 2012 - 19 мая: восхождение на вершину Эвереста по Северному хребту (Конюхов стал первым священником РПЦ, взошедшим на Эверест)
  • 2013 - пересечение Северного Ледовитого океана на собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс – Канада
  • 2013-2014 - тихоокеанский переход на весельной лодке без захода в порты за рекордные 160 дней (Чили (Кон Кон) – Австралия (Мулулуба)
  • 2015 - российский рекорд по продолжительности полета на тепловом аэростате класса АХ-9 (19 часов 10 минут)
  • 2016 - мировой рекорд по продолжительности полета на тепловом аэростате (32 часа 20 минут); экспедиция на собачьих упряжках «Онежское Поморье»; одиночный кругосветный полет на воздушном шаре „Мортон“ (самая быстрая кругосветка для аэростата любого типа: 11 дней 4 часа 20 минут - абсолютный мировой рекорд)

Отечественные и зарубежные специалисты считают Федора Конюхова самым универсальным из профессиональных путешественников. В его активе около сорока разнохарактерных походов, в том числе и по горам. Не имея специальной альпинистской подготовки, но обладая большой физической выносливостью и упорством в достижении намеченной цели, он решил в честь 850-летия Москвы взойти на горные вершины всех континентов Земли. На это ушло пять лет настойчивого труда. В качестве тренировки сбегал на Ключевскую сопку высотой 4750 метров и поверил в свои силы. Затем были кавказский пик Эльбрус (5642 м), азиатский Эверест (8848 м), австралийская гора Косцюшко (2230 м), южноамериканская Аконкагуа (6960 м). Конечно, труднее всего было взобраться на Эверест, но три вершины были по-своему интересными, загадочными и трудными. Давно потухший африканский вулкан Килиманджаро (5895 м), воспетый Эрнестом Хемингуэем, особо привлекал внимание русского путешественника. Поднимаясь вверх из тропической зоны, он постепенно испытывал смену климатических и погодных условий. Если у подножия была выжженная на солнце растительность, то с 3-4-х километров начинается вечнозеленый тропический лес, еще выше - альпийские луга, потом скалы и, наконец, царство льда и снега. Как художник, он не мог налюбоваться красотами природы, сделал зарисовки, много фотографировал. Но самыми трудными и опасными для восходителя оказались ледово-скалистые горы: североамериканская Мак-Кинли (6193 м) и антарктическая - массив Винсон (5140 м). Здесь и глубокий снег, и коварные трещины во льду, и сковывающий дыхание свирепый холодный ветер. А благополучно спустившись (местами приходилось ползти) с массива, чуть было не погиб от холода и голода - более трех суток самолет не мог прилететь за ним из-за сильно разыгравшейся пурги.

Большинство походов путешественник совершает в одиночку, но он охотно принимает участие и в коллективных экспедициях. И сам организовал и возглавил два интересных трансконтинентальных пробега: советско-американский на велосипедах по маршруту Находка - Ленинград (1989) и советско-австралийский автомобильный - Находка - Брест (1991). В долгом пути по российским просторам Федор показал своим зарубежным коллегам-путешественникам многие природные достопримечательности: кедровые леса, озеро Байкал, могучие сибирские реки, Уральские горы, новые города. Результатом этих пробегов явились репортажи, документальные кинофильмы, фотоальбомы, выпущенные у нас в стране и за рубежом.

И все-таки главная линия путешествий яхтенного капитана - это море и океан. И он, единственный из россиян, в одиночку совершил три кругосветных плавания. Первое из них - в 1990 - 1991 годах на яхте «Караана». Стартовал из австралийского порта Сидней и туда же вернулся через 224 суток. Причем выбрал самый трудный маршрут: между «ревущими» сороковыми и «неистовыми» пятидесятыми широтами, там, где преимущественно попутный ветер и где ходили первые русские кругосветные мореплаватели Иван Крузенштерн, Михаил Лазарев и др. Но вместе с тем, на маршруте - холодный, а то и штормовой ветер со снегом или дождем, опасные встречи с китами и айсбергами, особенно в проливе Дрейка, у мыса Горн. Но все преодолел мореход, правда, похудел при этом на 11 килограммов.

Уже через год Конюхов отправился во второе кругосветное плавание по другому, экваториальному маршруту: Тайвань - Сингапур - Индийский океан - Красное и Средиземное моря - Гибралтар - Атлантика - Гавайские острова - Тайвань с заходом на все континенты. Одиночное плавание на большой двухмачтовой яхте «Формоза» продолжалось 508 дней и было связано с драматическим и одновременно героическим событием. В районе Филиппин капитан сильно заболел и попал в больницу. А в это время пираты угнали его яхту на другой остров. Но Федор - не из робкого десятка. Ведь служил на балтийском десантном корабле, выполнял задания командования в джунглях Вьетнама и Никарагуа. Чтобы найти «Формозу» на дальнем острове, пришлось угнать катер от других пиратов. А обнаруженных на борту яхты пьяных разбойников смельчак связал и погрузил на их резиновую лодку.

Участвуя в международной парусной гонке «Вокруг света - в одиночку», он совершил третью кругосветку, управляя яхтой «Современный гуманитарный университет». Поначалу на соревнование записалось 39 претендентов из многих стран, но на старт вышло только 16 судов, остальные отсеялись по разным причинам, в том числе не сдавшие квалификационный пробег в 2 тысячи морских миль. Федор испытание выдержал, но попал под удар трех ураганов. Особенно трудно ему было в борьбе с ураганом «Даниел» в районе Бермудских островов. Три дня яхта лежала на борту, и капитану пришлось приложить невероятные усилия, чтобы выпрямить ее.

Гонка охватила весь Мировой океан протяженностью 27 тысяч морских миль, т.е. 50 тысяч километров, и проходила по маршруту: американский порт Чарлстон - Кейптаун (ЮАР) - Окленд (Новая Зеландия) - Пунта-дель-Эсте (Уругвай) - Чарлстон. (Интересно, что во все эти пункты прилетали на самолете супру

га Ирина, сын Оскар - для моральной поддержки Федора. И помогали ему в устранении технических неполадок на яхте).

Всего в пути яхтсмены были восемь месяцев, с сентября 1998 года по май 1999 года. Испытали на себе тропическую жару и пронизывающий ветер Антарктики, уклонялись от стальных кораблей и айсбергов и все время гнали вперед, не зная сна и покоя. На некоторых судах было до 15 различных поломок, не избежала этого и яхта Конюхова. В темное время суток он столкнулся со спящим китом, в результате чего был погнут руль. При подходе к мысу Горн на борт запрыгнул дельфин, что редко бывает в практике мореплавания, шкиперу с трудом удалось вытолкнуть тяжелое и скользкое тело морского гостя в его родную стихию. А у берегов Бразилии он еле отбился от современных флибустьеров с помощью сигнальной ракетницы.

Не выдержав условий экстремальной гонки, семь участников сошли с дистанции. Федор Конюхов пришел к финишу третьим. На его имя в Америку пришла правительственная телеграмма от мэра Москвы Юрия Лужкова. «Нам приятно, - говорилось в ней, - что такой легендарный путешественник живет в Москве и продолжает традиции наших соотечественников в освоении планеты».

По заявке Ф. Конюхова он зарегистрирован для участия в международной парусной гонке «Винди Глоуб-2000», старт которой намечен на 5 ноября 2000 года. Главная особенность этого глобального соревнования - оно проводится без остановки, без единого захода в порты! И еще что здесь привлекает Конюхова: надо обогнуть Антарктиду, а ему давно хочется пройти путем первооткрывателей шестого континента русских морских офицеров Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Это будет четвертая кругосветка мужественного мореплавателя. А до этого он успел поучаствовать в международной гонке на собачьих упряжках «Айдитарод-2000» по заснеженной Аляске, по пути золотодобытчиков XIX века.

Походы и экспедиции замечательного путешественника многое дают нашей науке, спорту, туризму, всему обществу. Они показывают, чего может достичь человек, хорошо подготовленный физически и морально, умеющий сохранять здоровье и работоспособность, подчас в сложных ситуациях. И не удивительно, что 48-летний следопыт планирует путешествовать до 2020 года.

Пополняя свои знания, он учится на юридическом факультете Современного гуманитарного университета, там же руководит лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях.

Федор Конюхов всегда, даже во время походов, много пишет и рисует. Он является членом Союза художников и членом Союза журналистов РФ. В 1999 году вышли три его книги: «И увидел я новое небо и новую землю», «Гавр - Чарлстон» и «Как открывали Антарктиду»; ранее был издан альманах «Русский путешественник». Это в основном дневниковые записи автора, но воспринимаются они как приключенческие повести.

Имя Федора Конюхова стоит в ряду выдающихся деятелей науки и техники в международной энциклопедии «Хроника человечества». Путешественник награжден орденом Дружбы народов, дипломом ЮНЕСКО за вклад в дело экологии. Он - Заслуженный мастер спорта, яхтенный капитан.

22 мая 2010 года митрополит Киевский Владимир поставил известного всему миру путешественника Федора Конюхова во иподиаконы, а на следующий день – на праздник Святой Троицы .

Путешественник и диакон

Отец Федор Конюхов – капитан дальнего плавания, яхтсмен, первый россиянин, побывавший на Южном и Северном полюсах и Эвересте. За спиной у него 4 кругосветных путешествия, более 40 уникальных экспедиций. Он родился в Запорожье, закончил Одесское мореходное училище и Ленинградскую духовную семинарию.

В каждом интервью, во всех своих книгах всегда говорил о Христе, о вере, о православии. Во время последней экспедиции Федор Конюхов установил крест на мысе Горн, построил несколько часовен. Федор, объясняя свое желание стать диаконом, сказал: «Я много сделал для путешествий, для славы человеческой трудов, я хочу сделать сейчас для Господа Бога и для нашей православной церкви».

Репортаж 5 канала :

*В репортаже допущены ошибки: Федор Конюхов был не пострижен , а рукоположен диаконы.

Вот, что рассказывал отец Федор Конюхов сам – в интервью и книгах:

Путь Федора Конюхова к вере

Я был верующим всегда, такая уж у нас семья: мой дед священник и его брат тоже - он даже канонизирован как новомученик. Помню, в школе (а я учился в нашем рыбачьем поселке) я все время спорил с учительницей литературы. Спрашивал ее: «Скажите, Татьяна Семеновна, как же вы говорите, что Бога нет, вот же Пушкин в него верил!»

Впрочем, за свою жизнь я убедился: вера в Бога в чем-то похожа на любовь к женщине. Кому-то повезло влюбиться в юности, кто-то всю жизнь шел к своей любви, а кто прожил всю жизнь и никого не полюбил. Последнему кажется, что и не бывает никаких возвышенных чувств и прочего, он смеется над теми, кто говорит обратное.

У меня есть один знакомый ученый, человек совершенно советского воспитания. Всю жизнь он мне говорил, приходя ко мне и видя иконы: зачем тебе это, ты бы лучше науку поддерживал! А вот недавно вернулся он после операции и рассказал, как потом ему показали видео, сделанное во время шунтирования. Вот он лежит на столе без движения целых четыре часа, врач достает его сердце, моет, что-то с ним делает, а потом возвращает обратно. Этот человек сказал мне: «Знаешь, Федя, я посмотрел то видео и встал со стула совершенно другим». Пришел я недавно к нему в кабинет и вижу - там иконы появились.

Федор Конюхов о бессмысленном риске

Не все понимают, что бессмысленный риск экстремального спорта - грех. Нельзя же подвергать свою жизнь опасности просто так, из удовольствия - это пустое. Но ведь так делают тысячи людей, и их невозможно остановить! В Москве одних только зарегистрированных альпинистов четыре тысячи. Для них это важная часть жизни, их не остановить, просто подойдя к ним и сказав: «Все, что ты делаешь, - бессмысленно и греховно». Они и самого-то слова «грех» в изначальном его значении не поймут, а только лишний раз обидятся, решив, что их обвиняют в нарушении чуждого для них «церковного закона».

Мне кажется, нужно обязательно быть рядом с ними, потому что эти люди нуждаются в особой молитве, особом заступничестве. Церковь обязана помнить о них, молиться. Почему у нас множество священников, которые окормляют военные подразделения, школы, больницы, но почти нет тех, кто работает с теми же альпинистами, любителями экстремального спорта? Ведь это часть нашего общества с особым образом мыслей.

С людьми, увлеченными экстремальными видами спорта, нужно находить общий язык. И это еще одна моя мечта - хотя бы в Москве создать приход для таких людей. Уверен, что небольшая община обязательно наберется. А она уже станет примером для остальных, поможет человеку задуматься, зачем он идет в горы. Просто так, ради спортивного интереса? Но стоит ли этот интерес риска, затраченных сил и эмоций? Ведь для того, чтобы сделать первый шаг к вере, нужно сначала задуматься об этих проблемах.

“Нет на земном шаре более тяжелой работы, чем молиться Господу Богу”

Когда моя яхта перевернулась, я понял, что нет на земном шаре более тяжелой работы, чем молиться Господу Богу, именно молиться.
Когда к полюсу идешь, тащишь за собой 135 килограммов груза, всё время вверх, два месяца, при минус 50 градусах, преодолевая встречный ветер, то думаешь: на земном шаре ни у кого не может быть такой тяжёлой работы, как тащить это. А когда меня перевернуло, и я читал молитвы, то понял, что вот это и есть самая тяжелая работа.

И только через нее мне открылся Господь.

Это случилось, когда я попал в ураган “Даниэль” (скорость ветра 130 миль в час). Потом я узнал, что мои шансы выжить были равны нулю. Яхта шла на автопилоте, потому что все время должна быть на волне, как серфинг. У меня вышел из строя автопилот, и я встал на руль. Но так ты долго ее на такой скорости не удержишь, ты же устаешь. У меня в глазах уже фиолетовые круги идут, я допускаю ошибку и яхта – уходит с волны и ложится на бок.

Я на палубе. Волны бьются, пыль одна стоит, дышать невозможно. Я держусь и знаю, что сейчас если яхта перевернется – захлопнет меня – и всё. Отдаю спасательный плот. Но при таком ветре он отрывается и взвивается вверх, как змей, правда, привязанный. Я должен его посадить, как змея и тяну, тяну к себе… И вдруг веревка обрывается и он отлетает. Всё, я остался без плота. Вода, правда, теплая, с тропиков идет ураган. А сам я привязан. Волна пройдет, собьет меня в воду, я выкарабкиваюсь и держусь за борт, но вот-вот потеряю сознание… А потом наступает тишина. Я контроль потерял.

Ничего не вижу, глаза отказали, все седое – вода, небо… И звуки песни: хор поет, стараюсь прислушаться, слова разобрать, а они поют шепотом… Как будто и женщины и мужчины, нет различия, а слова разобрать не могу. Музыка такая… не орган, не трубы, не гитары, очень красивая музыка. Не какая-то какофония, когда намешано всего, нет. Она льется… Никогда я такой музыки не слышал… И голоса слушаю, слушаю, чтобы слова разобрать, и не могу. Не то, чтобы на немецком или на английском, или на русском поют, нет, но непонятно…

Волна проходит, сбивает меня в воду, я снова выкарабкиваюсь, воду соленую глотаю, и так пить хочется. А знаю, что в яхте есть бутылки с водой. Чувствую, надо забираться в яхту. Она всплывает, я открываю люк. Только за собой закрыл, яхта перевернулась.

Она наискосок лежит, но из люка выбраться уже нельзя. Внутри всё вверх дном, 120 литров солярки вылилось вовнутрь… Все книги, продукты, всё, что есть – смешано, воды по пояс. Я нашёл фонарь, бутылки с водой, 100-200 бутылок у меня всегда на яхте стоит.

Выпиваю бутылку, догола раздеваюсь, потому что соляр начинает разъедать всё, рубашку, трусы. На мне только крестик, ещё от деда остался…

Внутри всё закрыто, работать не возможно. Самое главное, я понял, что осталось последнее – это молиться. Всё сделано. Но никто не может помочь. Хотя все знают, все следят. Вода сбивается с соляркой в желчь такую, дышать невозможно, все время будет подходить и меня ждет медленная смерть от удушья. Но там, где у меня кровать, есть ниша, там больше воздуха, и я туда забираюсь, сделал из матраса гнездо такое себе. Беру с собой бутылки с водой, иконку Николая-чудотворца (она у меня на спасательном жилете, металлическая) и начинаю читать молитвы. И слышу удары, бух, бух, вот-вот яхта разломается, удар за ударом. Я молюсь, молюсь…

По статистике, на пути к этой вершине каждый третий альпинист погибает. Мы с Женей Зиноградским на высоте 8 тысяч метров сидим, вдыхаем перед последним восхождением. Там спать нельзя, можешь задохнуться, воздуха не хватает. Думали, что в 12 часов ночи выйдем, но пурга помешала. Собрались в два ночи выходить, чтобы успеть до вершины дойти и спуститься до темноты (а подошли часов в 5 вечера). Сидим, ждем, ветер рвёт палатку. А вокруг там, на восьми тысячах, мертвых человек тридцать – как в бою лежат, все альпинисты. Высохшие. Там же мумиями становятся, там не хоронят. Как погиб, так и лежит. Мы сидим с Женей и думаем – дойдем мы до вершины? Может быть 30 человек уже прошло, а мы как раз попадаем в десятку смертников?

Мозги чистые, всё вспоминается до мелочей… Даже когда я в детстве случайно ласточку из рогатки убил… Я случайно в нее попал. Бабушка говорила, что ласточек нельзя трогать – это грех. Сидишь и всё до последнего вспоминаешь. Кому-то слово сказал плохое, с кем-то поссорился, кого-то обманул, воробья убил, вспоминаешь всё, вот это и есть исповедь. Чувствуешь, что час твой подходит и не знаешь, вернёшься или нет. И думаешь, как ты предстанешь перед Всевышним, и хочется всё это кому-то рассказать…

Протянуть для моряков мостик к Православию

Несколько лет назад Православная Церковь причислила к лику святых Федора Ушакова - великого адмирала, флотоводца и в то же время человека уникальной праведной жизни. Но храма в его честь в Москве пока нет. Проект уже готов, а место мы пока выбираем. Очень надеемся, что получится построить его в Москве, ведь в столице такой храм особенно нужен: посмотрите, сколько здесь моряков, отставных и действующих, даже клуб адмиралов есть!

А моряки очень любят и уважают Ушакова, он для них пример - правда, к сожалению, ценят они его только как великого полководца, не проигравшего ни одного сражения. Мне же хочется, чтобы храм помог рассказать о других гранях жизни адмирала: о его глубокой вере, о его семье, в которой есть святые монахи-подвижники, о том, что после отставки Ушаков поселился вблизи Санаксарского монастыря и провел там всю оставшуюся жизнь…

Через рассказ об этом я бы хотел протянуть для современных моряков мостик к Православию. Ведь они восхищаются Ушаковым, многие считают его примером для подражания. Мне кажется, что рассказ о пути к вере своего для моряков человека будет миссионерски эффективным. Я убедился в этом на своем опыте. Помню, как приехал первый раз в Санаксарский монастырь, настоятель открыл мне мощи Федора Ушакова, предложил помолиться, а сам ушел. Я встал на колени перед ракой с мощами и оказался лицом к лицу со святым. У меня мурашки по телу: никого рядом нет, а я, старшина первой статьи, сам военный моряк, стою перед адмиралом, да еще каким адмиралом! У меня, конечно, все молитвы вылетели из головы… На меня все это произвело невероятное впечатление: святость проникает в нашу жизнь, становится близка и понятна…

Так родилась идея строительства нашего храма, для которого мы разработали уникальный проект: архитектура будет классической византийской, но весь храмовый комплекс в целом должен будет напоминать своими формами корабль. Все в строгом соответствии с канонами, и в одновременно возникают новые, особые смыслы. Храм памяти адмирала - подобен кораблю в море житейских страстей! Если взглянуть на него сверху, то храмовый комплекс контурами похож на рыбу - еще один морской и в то же время древний христианский символ.

Пожелание Федора Конюхова сыну Николаю, внуку Аркадию и внуку Итэну из Северной Атлантики

Николай, Аркадий и Итэн, вам необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и творить добро людям.

Будучи обижаемым, ты не должен гневаться, будучи хвалимым, ты не должен превозноситься. И еще тебе говорю, что злом никогда не победишь зла, если кто-либо причинит тебе зло, то окажи такому добро, тогда твое добро победит его зло.

Будь молчалив: умением говорить выделяются люди из мира животных, умением молчать выделяется человек из мира людей. Чем больше ты будешь молчать, тем больше тебя будут слышать. Молчать лучше, чем говорить.

Постоянно заботься о том, что ты мыслишь в уме своем, что было бы угодно Богу. Поступая так, ты легко победишь всякий грех.

Сын и внуки мои! Для чего вы родились? Родились не для отдыха, а для трудов, не для лености, а для подвига. Начинайте же, трудитесь и не ленитесь.

С детства приучай себя к работе и правильно распределяй время суток. Тогда ты обязательно сумеешь сделать за день очень много дел, если постараешься. И если делать свою работу с удовольствием, она никогда не будет раздражать, а значит, ты все успеешь.

Дети и внуки мои, не осуждайте других людей. Думайте о себе почаще. Предавайте себя в волю Божию. Живите с молитвою. Чаще налагайте на себя крестное знамение. Советую чаще причащаться Святых Христовых Тайн. Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой. Перед иконами пусть горит лампада.

Учись также любить и прощать старых и немощных. Если тебе что-нибудь будут говорить неприятное или обидное, говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушай их, а просто помоги им. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать надо, что бы они ни сказали и ни сделали.

Не придавай значения снам; не обращай на них внимания, сны бывают от лукавого, они только расстраивают человека, опутывают мысли.

Любую боль, коварство, напасть, гнев осилишь, вооружась любовью.

Всегда носи нательный крест, крест нательный должен обязательно быть на шее христианина.

Приступая к выполнению каждого доброго дела (а злых дел никогда не совершай!), проси на это у Бога благословение через молитву. Что бы ты ни делал, будь всегда с молитвой, и милость Божия да будет с тобою.

С малых лет ставь себе жизненную цель и иди к ней, нo придерживайся этих слов: «Истинное удовлетворение дает не само достижение цели, а преодоление препятствий на пути к ней».

Очень полезно заниматься чтением слова Божия. Прочитай хоть раз всю Библию разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит тебя без милости.

Твои руки всегда должны быть простерты к воздаянию, и то, что ты отдашь нищим, - тебе воздастся с избытком от Божественных Даров.

В любых условиях оставайся аскетом и будь требователен к себе.

Никогда не гневайся, будь кроток, как Моисей или Давид, скромен, как Иаков и милостив более Авраама. Ибо Авраам раздавал милостыню от многих богатств своих, а ты благодействуй нищим от своих возможностей.

Всегда твердо верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут несомненно быть делом.

Не пристраивайся к жизни, а иди своей дорогой.

Всегда твердо верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут быть, несомненно, делом.

Будь энтузиастом. Я люблю таких. Они побеждают. Именно энтузиазм выводит человека на стезю достижений. Во всех моих путешествиях именно энтузиазм выводил меня из тяжелых, смертельных передряг.

Слушай своих родителей и беспрекословно почитай их. Что поставят, то и кушай, что дадут, то и носи, принимай с благодарностью и носи благодарно.

Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь - наш корабль, а кормчий - Сам Спаситель.

Настоящая жизнь быстро проходит, и смерть приближается к нам. Смерть может внезапно настигнуть нас, когда мы совсем еще не готовы. Человек по этому всегда должен усердно исполнять заповеди Божий. Потому в настоящей жизни ничем не надо гордиться и ни к чему не надо иметь пристрастие.

Милость Божия да будет с тобою и с твоими родителями!

Вы прочитали статью Путешественник и диакон Федор Конюхов . Читайте также.

Предложение поговорить о роли отца в семье отец Федор встретил задорным смехом: «Ну что вы! Какая роль! Вы меня без ножа режете».

Известный путешественник нечасто бывает в Москве, и в его мастерской всегда очередь из желающих обсудить рабочие вопросы, получить благословение или просто познакомиться. Но он все-таки нашел время для интервью.

В сына Николая я вкладываю всего себя, он мне в радость. Но если я не буду путешествовать, если я не буду ни к чему двигаться, не буду ни к чему стремиться, чем я буду отличаться от умерших? Я должен подстегивать других, вдохновлять других своим рвением.
Я должен быть примером для сына Николая.
Я скажу ему: «Не стыдись поступков своего отца».
Он не скажет, что я плавал напрасно. Он поймет меня. И я об этом буду молиться Господу.

(из книги Федора Конюхова «Под алыми парусами»,

в которую вошли дневниковые записи

из одиночного плавания 2004-2005 гг.)

— Отец Федор, каким было ваше первое детское впечатление от моря?

— Не помню. И как научился плавать, тоже не помню. Я же вырос на Азовском море. Даже родился на берегу. Мама говорила: «Пошла рачков собирать поутру, там и родила». У нас в роду все священники и моряки. И я с 8 лет уже знал, что буду путешественником, таким, как Георгий Яковлевич Седов. Мой дедушка участвовал в его первой экспедиции на Новую землю.

Дедушка говорил, прежде чем стать путешественником, надо выучиться на штурмана, и я пошел в Одесское мореходное училище. Потом уже закончил Ленинградское арктическое училище.

— В советское время о ваших родственниках-путешественниках наверняка рассказывали, а о ваших родственниках-священниках говорили открыто?

— Моего родственника протоиерея Николая Конюхова убили 29 декабря 1918 года. Обливали водой на морозе, а когда он потерял сознание, застрелили. При советской власти мои родители старались об этом нигде не упоминать — боялись. Даже когда я пошел учиться в Духовную семинарию в 1969 году, папа сказал: «Ты поменьше там распространяйся о том, что у тебя в роду священники были».

Сейчас, конечно, я горжусь своими предками. Молюсь и прошу у них прощения за то, что мы стеснялись, боялись говорить о них.

— Как получилось, что вы пошли учиться в семинарию?

— Очень просто получилось. Поступил — и все. Вот как я с детства знал, что буду путешествовать, так же знал и что буду священником. Мне представлялось, что где-нибудь в 50 лет я перестану путешествовать и буду служить на приходе. Ну вот, в 58 лет я принял сан.

— Когда вы были маленьким, ваша мама сказала, что вы будете очень одиноким человеком. Почему?

— Мать своего ребенка всегда видит. По моим повадкам.

— То есть вы в детстве были одиночкой?

— Не то что одиночкой. Я всегда делом занимался — тем, что мне нравится. Я люблю рисовать, у меня есть талант. Плохой, мало, но есть. Это мое. Поэтому я учился живописи. То же самое с путешествиями. Меня же в плавание никто не гонит. Просто мне там нравится, там мой мир. И священником я стал не для того чтобы делать карьеру в Церкви. Я священник, потому что это у меня в крови.

— Вы были в семье «белой вороной»? Не таким, как остальные дети?

— Не-не-не! Я не «белая ворона». Нас две сестры, три брата. Я средний, но всегда был лидером. Я заводил, а остальные меня слушались. И даже когда все выросли и разъехались, если надо было решения какие-то семейные принимать, родители говорили: «Вот Федька приедет. Как он скажет, так и будет».

— Считается, что в советское время было очень суровое воспитание. Детей не баловали.

— Почему не баловали? Сколько детей при советской власти курили, пили, в тюрьмы попадали!

— Что вас уберегло от дурной дороги?

— Меня уберегла цель. Я с детства знал, что должен дойти до Северного полюса, продолжить дело Георгия Яковлевича Седова. Дедушка сказал: «Ты должен оправдать азовских рыбаков». Он очень любил Седова, много мне про него рассказывал. Всегда жалел, что не был с ним рядом в последней экспедиции. Дедушка умер, когда мне было восемь лет. Все время, что я его помню, он лежал на лавке парализованный. Летом его выкатывали в сад. Это он меня научил дневники писать. У меня его крестик есть. (Достает из-под рясы.) Он стертый уже. Серебряный.

В школе говорили: «А, Федька Конюхов, он будет путешественником». Так что по многим предметам мне поблажки делали. Но если с математикой было плохо, я ее зубрил, потому что знал, что в мореходку не поступлю. У меня была цель. Когда ты живешь с целью, у тебя есть все.

И в детях надо воспитывать цельность. Романтика должна быть, патриотизм. Тогда человек не будет думать ни о куреве, ни о пьянке, ни о деньгах.

— Как вы считаете, чем в первую очередь должны заниматься дети? Спортом?

— Я сам советский, я мастер спорта по многим видам спорта. Но когда говорят, что все должны спортом заниматься, я слушаю и думаю: «Неправильно говорите! Неправильно!» Сколько заслуженных мастеров спорта спилось, в тюрьмы село, особенно в 90-х годах. Почему? Потому что к спорту надо еще духовность иметь. Мы просто учим спорту, а что может спортсмен без духовности? Только морды бить и все. Надо не просто учить, надо в ребенке разобраться. У меня школы путешественников в Миассе и в Тотьме, туда дети поступают после специального отбора. Мы им даем все попробовать: парусом управлять, по скалам лазить, в походы ходить… Господь Бог на каждого человека указал пальцем, каждому дал талант. Но не каждый следует этому таланту. Вот мы в школе путешественников даем всего понемногу. И фотографировать, и рисовать. Не обязательно становиться фотографом или художником, но хотя бы азы знать нужно. Дневники ребята ведут, стихи пишут, на гитаре играют.

У меня дочка закончила художественную и музыкальную школу. А сейчас медсестрой работает. С ней можно и на самые разные выставки ходить, и на концерты. Она слушает и классику, и рок.

— Отцовство — это счастье или бремя?

— Дети — это счастье. Так же, как и внуки. Знаете, я вот сколько мировых рекордов установил, те же картины, книги написал. Но — сегодня рекорд, а завтра его уже побили, сегодня книгами восхищаются, а завтра их уже забыли. А дети, внуки — это вечность, это ни с чем не сравнится.

— Вы путешествовали со своими детьми?

— Конечно. Перегонял яхту через Атлантический океан со старшим сыном, ходил с ним вокруг мыса Горн, ходил через Тихий океан, через Индийский. Через Атлантический океан мы ходили несколько раз. Но я бы не хотел, чтобы мои дети были путешественниками.

— А они?

— Они молодцы. Они говорят: «Мы ж понимаем, что мы никогда не будем такими, как папа». У них своя судьба.

— У них тоже есть цель, как была у вас?

— Есть. Не такая, как у меня. Младший сын хочет военным быть. Сейчас в Суворовское будет поступать. А старший — он как менеджер. Хочет организовывать экспедиции. Он же был президентом Федерации парусного спорта.

— Что вам дали совместные путешествия?

— Ну, они просто стали лучше меня понимать, уверенности стало больше. Когда мы с женой и сыном шли через Атлантический океан, начался шторм. Я понимаю, что ситуация серьезная, а они спокойны. Говорят: «Ну, ты же ходил вокруг света». У них так: если папа встал за штурвал, значит, все будет хорошо. А я-то знаю, что все может случиться, и при мне может случиться.

— Если кого-то из детей обижали в детском саду, в школе, вы заступались?

— Я старался не ходить. С этим жена разбиралась. Если я приходил, меня обычно воспринимали как Конюхова, как путешественника, а не как отца. При таком отношении сложно решать какие-то личные вопросы. Но сыновьям я всегда говорил, что надо уметь постоять за себя.

— Вашим детям сейчас живется тяжелее, чем вам в их возрасте?

— Да нет. Я думаю, что ни мне не было тяжело, ни им. Надо всегда соглашаться с тем, что есть. У нас было одно детство, у них другое. У нас одни были трудности, у них другие. Знаете, никогда на земном шаре не будет рая. Нашим дедам было легко жить? Нет. Нашим родителям - тоже нет. Да никогда не будет легко жить! Все время войны идут. Все время. У меня дед воевал в Первую мировую войну, папа — во Вторую. Дядя воевал в Корее в 1953 году, брат - в Афганистане. Я служил во Вьетнаме. Правда, не воевал, на корабле мотористом служил. Через мой род все время войны проходят.

— Ваша любимая детская игра?

— В детстве я в «Робинзона Крузо» любил играть.

— А как вы играли?

— У меня остров был на болоте.

— То есть опять в одиночку?

— Нет. Я у меня была команда. Я — капитан.