Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации.

Эмоция – один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека (специфические субъективные переживания, ярко окрашивающие, то что человек ощущает, воображает, мыслит).

Эмоции выполняют функцию выражения субъективных отношений к объективным явлениям. При выражении эмоций речь будет идти о единстве психических и телесных процессов. Это проблема и для физиолога и для психолога: проблема соотношения психических и телесных составляющих эмоционального состояния.

Еще Дарвин заметил связь между эмоциями животного и человека (мимика и пантомимика), т.е. эмоция имеет поведенческие отражения. У человека появляется выражение эмоций в речи (речедвигательная активность).

Эмоция способна оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов.

эмоция лежит в основе форм реагирования:

а) выразительные движения;

б) эмоциональные действия;

в) высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях;

г) форма определенного отношения к окружающим.

Мимические выражения эмоций . Почему в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц?

Дарвин: мимическое выражения образовалось из полезных действий (раньше имело приспособительное значение). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами. Отсюда следует, что определенные мимические реакции должны быть связаны с определенными эмоциями. Но экспериментально это подтвердить не удалось.

Рисунки (фотографии) мимических реакций. Мнения людей по различным мимическим реакциям разошлись (хотя большинство правильно отражало эмоцию).

Несмотря на расхождение в суждениях можно говорить о том, что испытуемые не называя правильной эмоции, все же называли очень близкую эмоцию (неожиданность – изумление). Мысль, что отдельные формы мимического выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения.

Шкала Шлосберга : основные категории:

1) любовь, радость, счастье;

2) удивление;

3) страдание, страх;

4) решимость, гнев;

5) отвращение;

6) презрение.

Шкала имеет круговую форму, чем больше расстояние между отдельными позициями, тем менее сходны соответствующие мимические выражения. Две координаты: удовольствие-неудовольствие (1-4); приятие-неприятие (2,5-5,5). Середина круга – нейтральность (0). Чем ближе к краю, тем интенсивней выражается эмоция.

Новая ось: сон-напряжение.

Первая ось – знак эмоции; вторая ось – готовность или закрытие рецепторов для принятия раздражения; третья ось – степень возбуждения.

Исследование подлинных эмоций. Как получить истинную эмоцию: Лэндис – жестокие эксперименты. На протяжении всего эксперимента человека фотографировали. Не было выделено мимики типичной для какой-либо эмоции (характерную для большинства людей).

Но было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях.

Тогда попросили изобразить некоторые эмоции. Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых. Когда они переживали подлинные эмоции.

Таким образом следует различать общепринятую мимику, как признанный способ выражения эмоций и спонтанное проявление эмоций (произвольная и непроизвольная мимика).

Гудинаф: 10-летняя слепоглухая девочка – мимические схемы всех видов по шкале Шлосберга (предположение о врожденности этих схем).

Три фактора формирования мимического выражения:

  • врожденные видотипичные мимические схемы;
  • приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; индивидуальные эксперессивные особенности.

Пантомимика, речь . Движения актера – уровень точности оценок, такой же как и при определении эмоционального выражения лица.

Речь – эмоциональное состояние – возрастает сила голоса, изменяются высота и тембр.

Врожденные и приобретенные компоненты выражения эмоций голосом.

Роль эмоций в жизни человека

5. Внешнее выражение эмоций, эмоциональные реакции

Рассматривая деятельность головного мозга, мы обращали внимание на то, что от каждого воспринятого раздражения в кору больших полушарий приходит два потока импульсов. Один идет прямо в корковую часть соответствующего анализатора, где выясняется, что мы ощущаем и воспринимаем; второй, проходящий через ретикулярную формацию и лимбическую систему ядер старой коры, выясняет значение данного раздражения для организма. Эта общая оценка и лежит в основе возникновения различных эмоциональных переживаний. Эмоции по механизмам возникновения рефлекторны. На это указывал еще И.М. Сеченов. Он называл эмоции рефлексами с усиленным концом.

Человеку, мыслящему или принимающему решение к действию, требуется время, и ответ нуждается в известной отсрочке. Иное дело - эмоции. В зависимости от характера они либо вызывают бурные движения, либо, напротив, угнетает их. В том и другом случае они усиливают завершающую треть рефлекса.

Анализ мимических и пантомимических реакций, которыми сопровождаются разные эмоции, показал, что каждой эмоции свойственны специфические движения лицевой мускулатуры, особое выражение глаз, определенная поза и характерные движения конечностей. Зачатки этих мимических и пантомимических движений можно наблюдать и в животном мире. У человека же они, так же и все другие психические процессы, изменились в процессе общественной истории и под влиянием культуры.

Описанные выше действия обычно относят к эмоциональным реакциям. Эмоциональные реакции - улыбка, смех, плач, взволнованная речь, импульсивные действия или полная неподвижность - обычно характеризуется отчетливой связью с событиями, которые их вызвали.

Эмоциональные реакции во многих случаях помогают определить отношение к происходящему, восстановить справедливость, полнее пережить успехи и неудачи в трудовом и спортивном соревновании. Они содействуют контакту между людьми.

Целый ряд профессий предъявляет к человеку требования умения управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной деятельности - неотъемлемая часть успешности во многих профессиях. Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение может привести к полной профессиональной некомпетентности. Умение разбираться в многочисленных нюан-сах эмоциональных проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству (актерам, художникам, писателям). Пони-мание и умение воспроизводить - важнейший этап обучения актеров искусству интонаций, мимики, жестов.

Современная практика психологической подготовки людей к различ-ным видам деятельности, их социальное обучение позволяет развить навыки компетентности в общении, важнейшей составляющей которой является восприятие и понимание людьми друг друга.

6. Управление эмоциями

Что помогает людям управлять своими эмоциями и всем ли это легко дается?

Наблюдения показывают, что в зависимости от индивидуальных особенностей человека, как подъем, так и спад чувств может привести к разным результатам.

У одних людей от неудачи или утраты опускаются руки, у других же неудача стимулирует волю к победе и мобилизует физические и духовные силы для достижения поставленной цели.

У одних людей от успехов может закружиться голова, и под влиянием удач они перестают, как следует трудиться и критически относиться к своему труду. У других же, напротив, удача, дающая настроение уверенности и бодрости, вызывает желание работать еще лучше.

Как и все психические процессы, эмоции контролируются сознанием. В переживании каждого чувства присутствует сознание, которое лает оценку происходящему и влияет на протекание самого чувства. Оно может подавить проявление чувств, если диктуется необходимостью, или же, напротив, дать полный простор для их выражения, иначе говоря, управлять ими.

Только при некоторых патологических состояниях, когда ослабевает тормозная функция коры, аффекты, как чрезмерное проявление наших эмоций, выходят из-под контроля сознания. Таковы, например, истерические реакции - чередования смеха с бурным плачем и припадками.

Нормальный же человек не остается во власти своих чувств и настроений, а стремится управлять им, не кичится победами и не падает духом при неудачах, а старается сохранять ровное настроение и трезвое отношение к действительности.

Снятию эмоционального напряжения способствуют:

· сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;

· снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности или вообще переоценка значи-мости ситуации по типу «не очень-то и хотелось»;

· получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;

· разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, «если не поступлю в этот институт, то пойду в другой»);

· откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;

· физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мыш-цы»); для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь по-лезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения;

· написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, выз-вавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше подходит для людей замк-нутых и скрытных;

· слушание музыки; музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Гре-ции (Гиппократ);

· изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса-Ланге);

· активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;

· мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тре-нировки и рекомендуемое для снятия тревоги.

Заключение

Эмоции - психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми.

Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Практически любой человек, взрослея, научается управлять врождённой эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать её.

Большинство учёных, как и обычные люди, делят эмоции на: позитивные и негативные. Но, было бы правильнее считать, что существуют эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивное поведение. Подобный подход позволяет отнести ту или иную эмоцию в разряд позитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением. Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Это указывает на то, что в процессе переживания эмоций задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эмоция активизирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия.

8. Список литературы

1. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности и психология: Учебное пособие./ Под ред. Л.Г. Воронин, В.Н. Колбановский, Р.Д. Маш. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.

2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. - Книга 1.Общие основы психологии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 688с.

3. Общая психология. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ Под. ред. В.В. Богословского и др.- М.: Просвещение, 1973. - 351с.

4. Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2000. - 584 с.

5. Психология. Учебник для технических вузов. / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с.

Вербальные и невербальные средства общения

Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника свидетельствуют о его эмоциональном отклике, служат в качестве средства регуляции процесса коммуникации...

Виды и функции эмоций

эмоция психологический человек выражение Под эмоциональными выражениями в основном выделяют 6 вид эмоций: 1. Гнев 2. Страх 3. Отвращение 4. Удивление 5. Радость (счастье, веселье) 6. Печаль Гнев - это чувство, которое возникает...

Выявление зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента

Эмоциональная реакция -- это субъективное психическое переживание, которое возникает как ответ субъекта на какой-либо внешний или внутренний раздражитель. Эмоциональная реакция на стресс -- это, соответственно...

Информационное противоборство в конфликте. Психологические войны

Под внешним тайным управлением информационно-психологическими процессами, определяющими облик системы общественных, политических, экономических, духовных отношений геополитического субъекта, понимается деятельность по созданию условий...

Невербальные средства общения в педагогическом процессе

Невербальные средства: жесты, мимика, их функции

Выражение лица -- главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции -- счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции -- печаль, гнев и отвращение...

Проблема эмоций в отечественной психологии

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т.п....

Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях

Безусловно, самый простой способ узнать об эмоциональном состоянии другого человека- это спросить его об этом. «Мне весело», «Мне грустно», «Я боюсь» - каждый из нас может облечь в словесную форму свое переживание...

Если обратиться к изобразительному искусству, то здесь всегда существовало традиционное разделение между формой и цветом. Хотя такое разделение может показаться весьма поверхностным и слишком академическим...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста

СДВГ -- синдром дефицита внимания и гиперактивности -- доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям -- родителям, учителям, воспитателям...

Формы воздействия (влияния) на партнеров общения

Внешнее внушение понимается как психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента)...

Чувства и эмоции

Тогда на землю я упал; И в исступлении рыдал; И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горючею рекой... М.Ю. Лермонтов Переживания эмоциональных состояний -- радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха...

Эмоциональная сфера личности

Долгое время выразительные движения рассматривались лишь как внешнее сопровождение переживания, где само движение выступало как нечто сопроводительное эмоциональным переживаниям...

Человек – существо биосоциальное. Как нам известно из школьного курса по обществознанию, это означает, что никто из людей не может существовать без общества для нормальной самореализации и развития своих способностей, а также освоения человеком разных социальных статусов.

Во время жизни человек не может оставаться равнодушным или безразличным к другим людям или событиям, поэтому для выражения своих чувств использует разные эмоции.

Понятие эмоций и их проявление

Эмоции определяются как...

Чувства и эмоции отражают наше отношение к какому либо событию или человеку, причем эмоции - это непосредственная реакция на что-либо, на животном уровне, а чувства - больше продукт мышления, переживания, накопленного опыта и т.д. Итак, какие бывают чувства и эмоции?

Давайте для начала разберемся, зачем важно четко осознавать и понимать те чувства, эмоции, которые мы испытываем. Эмоции дают нам обратную связь на происходящее и позволяют понять, что мы делает правильно и целесообразно, а в чем...

Эмоции это индикаторы, которые показывают, что в данный момент чувствует человек.

При этом он может их скрывать, прикрываясь ложными словами, но если следить за его мимикой, жестами и языком тела, то можно выяснить правду.

Согласно Википедии, эмоция – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Положительные эмоции – это позитивная ответная реакция на событие, которое...

Значение эмоций и чувств для человека весьма велико. Они проявляют свое влияние во всех сферах его жизни. Эмоции и чувства – это различные явления. Вместе с тем, они тесно связаны между собой, поэтому их удобнее рассматривать совместно.

Любые эмоции и чувства, переживаемые человеком, так или иначе, влияют на состояние его энергетики и, соответственно, на его психическое и физическое самочувствие.

Регулирование сферы психики обычно сводится к контролю, подавлению и торможению эмоций и...

Я гораздо чаще попадаюсь в ловушку своих эмоций, чем в ловушку своего разума.

Разум, в том смысле слова, в каком я его здесь употребляю, это не просто мысль. Он содержит в себе не только эмоции, но и все бессознательные ментально-эмоциональные модели ответных реакций.

Эмоции возникают там, где разум и тело соединяются. Это ответная реакция тела на то, чем занят разум, или если выразиться иначе, то это отражение состояния твоего разума в твоем теле. Например, мысль о том, что на тебя могут...

Принято считать, что эмоции отражают наше истинное отношение к предметам и явлениям, другим людям и самим себе. Однако на деле нередко именно эмоции мешают нам быть собой. Попробуем разобраться, как и почему это происходит.

В западной культуре доверять эмоциям и чувствам на протяжении долгого времени было не принято. К ним относились как к чему-то второстепенному – по сравнению с разумом, интеллектом, логикой. «Лишь в середине прошлого века наука обратила внимание на чувства и переживания...

Мы злимся на коллег за то, что они отлынивают от работы и взваливают на нас дополнительные задачи... Мы испытываем большую радость, когда видим чистое небо и яркое солнышко... Мы гордимся своими детьми, любим родителей, грустим за школьными годами...

Все эти переживания – эмоции и чувства. В психологии они рассматриваются всегда как две половинки одного целого, так как взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.

Сущность эмоций Определение данного понятия даёт практическая психология...

Люди двигаются по эмоциональной кривой. То есть, каждый человек колеблется на шкале от часа к часу, день ото дня. Он поднимается, если выигрывает пари. Падает, когда теряет выгодную сделку. Он влюбляется и воспаряет к вершине.

Его девушка уходит к другому и он сваливается в Горе.

Дети часто перемещаются вверх и вниз со скоростью света. Когда они взрослеют вершины срезаются, кривая расширяется и они часто закрепляются в одном тоне (или узком диапазоне), где и находятся большую часть времени...

О выражении написано много сочинений, но еще больше о физиогномике, т. е. об определении характера посредством изучения постоянных черт лица. Этого последнего вопроса я здесь не касаюсь. <...>

За исключением Г. Спенсера, великого истолкователя принципа эволюции, все авторы, писавшие о выражении, были, по-видимому, твердо убеждены, что виды, включая, конечно, и человека, появились на свет в своем настоящем состоянии. Сэр Ч. Белл, разделяя также это убеждение, утверждает, что многие из наших лицевых мышц представляют собой «исключительно орудия выражения» или «специально предназначены» только для целей выражения. Но тот простой факт, что человекоподобные обезьяны обладают теми же лицевыми мышцами, какими обладаем и мы, делает весьма маловероятным допущение, что у нас эти мышцы служат исключительно для выражения, ибо никто, я думаю, не согласится с тем, что обезьяна была наделена специальными мышцами только для того, чтобы она могла выставлять напоказ свои гримасы. <...>

Сэр Ч. Белл, очевидно, стремился провести различие между человеком и животными более широко; именно поэтому он утверждал, что «низшие существа лишены таких выражений, которые нельзя было бы поставить в более или менее понятную связь с их хотениями или необходимыми инстинктами». Далее он утверждает, что лица их «по-видимому, способны преимущественно выражать ярость и страх». Но ведь даже человек не может выразить внешними знаками любовь и покорность так ясно, как это делает собака, когда с опущенными ушами, повисшими губами, изгибаясь и виляя хвостом, она встречает любимого хозяина. Эти движения собаки так же мало можно объяснить хотениями или необходимыми инстинктами, как сияющие глаза и улыбку человека, когда он встречает старого друга. Если бы мы попросили Ч. Белла объяснить выражение привязанности у собаки, он, без сомнения, ответил бы, что это животное было сотворено со специальными инстинктами, сделавшими его приспособленным к общению с человеком, и что все дальнейшие изыскания в этой области излишни. <...>

<...> Без сомнения, до тех пор, пока мы смотрим на человека и на всех остальных животных как на независимые творения, наше естественное стремление исследовать, насколько это возможно, причины выражения заметно тормозятся. Этой доктриной можно одинаково хорошо объяснить решительно все что угодно; она оказалась столь же гибельной для науки о выражении, как и для любой другой отрасли естествознания. Такие выразительные проявления человека, как поднимание волос дыбом под влиянием крайнего ужаса или демонстрация оскала при неистовой ярости, едва ли могут быть поняты, если не признать, что человек некогда пребывал в гораздо более низком звероподобном состоянии. Общность определенных выражений у различных, хотя и родственных видов, например, движений одних и тех же лицевых мышц при смехе у человека и у различных обезьян, становится несколько более понятной, если мы признаем их происхождение от общего прародителя. Тому, кто опирается на общее положение, что строение и привычки всех животных развились постепенно, все вопросы о выражении будут рисоваться в новом и интересном освещении.

<...> Я со всей возможной внимательностью вглядывался в выражения различных страстей у некоторых самых обыкновенных животных; я уверен, что такое наблюдение имеет огромнейшее значение не потому, конечно, что оно позволяет решить вопрос, насколько известные выражения у человека характерны для определенных душевных состояний, но потому, что оно дает самое надежное основание для обобщений относительно причин или происхождения различных выразительных движений. Когда мы наблюдаем животных, мы не так легко поддаемся влиянию нашего воображения; кроме того, мы можем быть гарантированы, что в выражениях животных нет ничего условного. <...>

Однако значительно большая трудность заключается в том, чтобы понять причину или происхождение различных выражений и вынести верное суждение о правдоподобности того или иного теоретического их объяснения. Кроме того, когда в меру нашего разумения и не прибегая к помощи каких-нибудь правил мы беремся судить, которое из двух или нескольких объяснений более удовлетворительно и удовлетворительно ли оно вообще, то, на мой взгляд, существует лишь один путь для проверки наших заключений. Следует посмотреть, приложим ли тот принцип, посредством которого можно, по нашему мнению, объяснить какое-либо одно выражение, также и к другим сходным случаям; и — что особенно важно — могут ли одни и те же общие принципы быть с одинаковым успехом приложены как к человеку, так и к низшим животным. Я склонен думать, что этот последний метод является самым полезным из всех. Трудность оценки истинности того или иного теоретического объяснения и проверки его с помощью определенным образом направленного исследования в значительной мере ослабляет тот интерес, который, по-видимому, возбуждает изучение данного вопроса.

Специальные выражения у животных . [Ниже] я опишу с достаточными для иллюстрации нашего предмета подробностями выразительные движения у некоторых хорошо известных животных при различных настроениях. Но во избежание многих бесполезных повторений, прежде чем рассматривать выразительные движения в должной последовательности, подвергнем обсуждению некоторые способы выражения, общие для большинства животных. <...>

Кошки. Я уже описывал действия кошки, когда она разъярена, но не испытывает ужаса. Она припадает к земле, по временам вытягивает передние лапы с выпущенными когтями, готовыми к нанесению удара. Хвост вытянут и извивается или перебрасывается из стороны в сторону. Шерсть не взъерошена, по крайней мере она не была взъерошена в тех немногих случаях, которые я наблюдал. Уши плотно оттянуты назад и зубы оскалены. Кошка издает тихое свирепое рычание. Мы можем понять, почему поза, которую принимает кошка, собираясь вступить в драку с другой кошкой, до такой степени не похожа на позу собаки, когда та приближается к другой собаке с враждебными намерениями: кошка наносит удары передними лапами, и поэтому ей удобно или необходимо припадать к земле. Кроме того, кошки гораздо больше, чем собаки, привыкли лежа прятаться и внезапно бросаться на добычу. Нельзя с уверенностью объяснить, почему хвост перебрасывается или извивается из стороны в сторону. Эта привычка свойственна многим другим животным, например, пуме, когда она готовится прыгнуть, но этой привычки нет ни у собак, ни у лисиц... <...>

Когда кошка бывает в ласковом настроении, все ее действия представляют полную противоположность только что описанным. Она выпрямляется во весь рост, слегка выгнув спину, подняв вертикально хвост и насторожив уши. При этом она трется щеками и то одним, то другим боком о хозяина или хозяйку. Желание тереться обо что-нибудь при этом настроении так сильно у кошек, что часто можно видеть, как они трутся о ножки стульев и столов или о дверные косяки. Этот способ выражать привязанность произошел у кошек, вероятно, по ассоциации, как и у собак, вследствие того, что мать ухаживает за котятами и ласкает их, а может быть, вследствие взаимной ласки самих котят и их общих игр. Мы уже описали совсем иного рода телодвижения, которые служат выражением удовольствия, а именно любопытную манеру молодых и даже старых кошек от удовольствия поочередно вытягивать передние лапы, раздвинув пальцы так, как будто они нажимают ими на сосцы матери и сосут их. Эта привычка настолько аналогична привычке тереться обо что-нибудь, что обе они, по-видимому, являются следствием движений, производимых в период сосания. Я не могу сказать, почему кошки выражают привязанность трением в гораздо большей степени, чем собаки, хотя и последние очень любят прикасаться к хозяевам; я не могу также сказать, почему кошки лишь изредка лижут руки у своих друзей, а собаки делают это постоянно. Кошки чистятся, вылизывая свою шерсть, чаще, чем собаки. С другой стороны, их языки как будто менее приспособлены для этой работы, чем языки собак, более длинные и более гибкие.

При испуге кошки выпрямляются во весь рост и, как известно, смешным образом выгибают спину. Они фыркают, шипят или рычат. Шерсть на всем теле, и особенно на хвосте, взъерошивается. В тех случаях, которые я наблюдал, хвост у основания был приподнят, а конец хвоста был отброшен вбок; но иногда хвост лишь слегка приподнимается и отгибается в сторону почти у самого основания, уши оттягиваются назад и зубы обнажаются. Когда два котенка играют вместе, один из них часто старается именно таким способом испугать другого. <...> Все вышеописанные особенности выражения понятны, кроме чрезвычайно сильного выгибания спины. Я склонен думать, что, подобно многим птицам, которые, взъерошивая перья, распускают крылья и хвост, чтобы казаться как можно крупнее, кошки также выпрямляются во весь рост, выгибают спину, часто поднимают хвост у основания и взъерошивают шерсть для той же цели. Говорят, что когда нападают на рысь, она выгибает спину, и в этой позе она изображена и у Брэма. Но сторожа в Зоологическом саду никогда не видели, чтобы более крупные животные семейства кошек — тигры, львы и т. д. — делали хотя бы что-нибудь подобное; у них мало причин бояться какого бы то ни было другого животного.

Кошки часто пользуются голосом как средством выражения, и издают при различных эмоциях и желаниях по меньшей мере шесть или семь различных звуков. Один из наиболее любопытных звуков — довольное мурлыкание, производимое как при вдыхании, так и при выдыхании. Пума, чита и оцелот также мурлычут; но тигр, когда он доволен, «издает своеобразное короткое фырканье, сопровождаемое закрыванием век». Говорят, что лев, ягуар и леопард не мурлычут.

Лошади. Когда лошади разъярены, они плотно прижимают уши назад, вытягивают голову и отчасти обнажают резцы, готовясь укусить. Намереваясь лягнуть, они обыкновенно по привычке оттягивают уши назад и глаза их бывают своеобразно устремлены назад. Когда лошади довольны, как это бывает, когда им приносят в конюшню какой-нибудь очень любимый корм, они поднимают и вытягивают голову, настораживают уши и, пристально глядя на своего друга, часто ржут. Нетерпение выражается ударом копыта о землю.

Действия лошади при сильном испуге в высокой степени выразительны. Однажды моя лошадь очень испугалась сеялки, покрытой брезентом и стоявшей в открытом поле. Она подняла голову так высоко, что шея стала почти вертикально: лошадь сделала это по привычке, так как машина стояла внизу на скате, и ее нельзя было видеть яснее при поднятии головы. Если бы от машины исходил какой-нибудь звук, его тоже нельзя было бы услышать отчетливее. Глаза и уши лошади были внимательно устремлены вперед, биение ее сердца чувствовалось сквозь седло. Расширив красные ноздри, она сильно фыркнула и, сделав крутой поворот, бросилась было прочь и умчалась бы, если бы я не помешал ей. Ноздри расширяются не для того, чтобы почуять, откуда исходит опасность, ибо лошадь не расширяет ноздрей, когда она, не будучи встревожена, тщательно обнюхивает какой-нибудь предмет. Благодаря наличию клапана в горле лошадь, с трудом переводящая дух, дышит не через раскрытый рот, а через ноздри; поэтому ноздри приобрели способность значительно расширяться. Это расширение ноздрей, а также фырканье и сердцебиение в течение длинного ряда поколений тесно ассоциировалось с чувством страха, ибо страх обыкновенно заставлял лошадь напрягать все усилия и бросаться прочь вскачь от источника опасности.

Жвачные. Рогатый скот и овцы замечательны тем, что, за исключением случаев острой боли, они в слабой степени проявляют свои эмоции или ощущения. Разъяренный бык выражает свою ярость своеобразной манерой опускания головы, расширением ноздрей и мычанием. Кроме того, он часто роет копытами землю; но эти движения, по-видимому, совершенно отличны от топтания нетерпеливой лошади, ибо на сухой почве бык поднимает тучи пыли. Мне кажется, что быки делают это, чтобы прогнать мух, когда те их раздражают. Дикие породы овец и коз, пораженные страхом, топают ногами о землю и свистят носом; это служит для их товарищей сигналом тревоги. Мускусный бык арктических областей при встречах с человеком тоже топает о землю. Я не могу решить, отчего произошло это топанье; из данных проведенного мною опроса не следует, чтобы какие-нибудь из этих животных дрались передними ногами.

Некоторые виды оленей в свирепом состоянии производят гораздо больше выразительных движений, чем рогатый скот, овцы или козы: как уже было указано, они оттягивают назад уши, скрежещут зубами, взъерошивают шерсть, визжат, топают ногами и потрясают рогами. Однажды в Зоологическом саду пятнистый олень (Cervus pseudaxis ) приблизился ко мне в любопытной позе, высоко подняв морду, так что рога прижались к шее. Голову при этом он несколько наклонил вбок. По выражению его глаз я был уверен, что он разъярен; он медленно приблизился и, подойдя вплотную к железной решетке, не наклонил голову, чтобы боднуть меня, но внезапно подобрал голову под себя и с большой силой ударил рогами ограду. Бартлет сообщает мне, что некоторые другие виды оленей принимают такую же позу, когда бывают разъярены.

Печатается по:
Дарвин Ч. «О выражении эмоций у человека и животных».
СПб.: Питер, 2001.

О переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания). Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.

Г.Н. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладони), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.

При печали происходят обратные сдвиги: торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак).

У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чем говорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем сильнее выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об их отсутствии; человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья.

Различаются люди и по эмоциональной возбудимости: одни эмоционально реагируют на самые слабые раздражители, другие – только на очень сильные.

Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или даже паника. Другим свойством эмоций является их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти – эмоциональную память.

Внешние выражения эмоций. Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные явления бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта.

Но эмоции могут формироваться и постепенно, не проявляясь и не оставляя следов в сознании. Остается только повышенная готовность к эмоциональной реакции. Иногда эмоции вовсе не находят отражения в сознании.

Эмоция, набравшая достаточную силу и организованность, способна оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов. Она проявляется:
- в форме выразительных движений;
- в форме эмоциональных действий;
- в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;
- в форме определенного отношения к окружающему.

Зачем же нужны выразительные эмоциональные движения? По мнению Чарльза Дарвина, это пережитки прежде целесообразных действий. Напряжение мускулов, сжимание кулаков, скрежетание зубами при гневе – все это наследие наших далеких предков, которые спорные вопросы решали с помощью кулаков и челюстей. «Для примера, – пишет Дарвин, – достаточно вспомнить о таком движении, как наклонное положение бровей у человека, который страдает от горя или тревоги... Или же такие движения, как едва заметное опускание углов рта, должны рассматриваться как последние следы или остатки более резко выраженных в прошлом движений, имевших понятный смысл».

Выразительные движения в наши дни служат в качестве непроизвольного аккомпанемента эмоций: они играют огромную коммуникативную роль, помогают общению между людьми, обеспечивают эмоциональный контакт между ними. Именно благодаря мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела), эмоциональным компонентам речи и т.д. мы узнаем о переживаниях другого человека, сами проникаемся этими переживаниями, строим в соответствии с ними свои взаимоотношения с окружающими. Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими. Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями человеческого лица. Именно на лице другого человека «прочитываем» мы радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть. Точно так же «прочитываются» разнообразные оттенки чувств и эмоций на нашем лице.

Из каких же элементов складывается "язык эмоций", как усваивается он человеком? Этим вопросам были посвящены многочисленные исследования. Выяснилось, что наибольшее значение для выражения эмоций имеют глаза и рот.

Но обычно мы при прочтении эмоции по лицу учитываем всю ситуацию, которая подсказывает характер эмоционального переживания. Радость и веселье угадываются быстрее, чем страх и страдание.

На точность определения эмоции по внешним проявлениям влияет состояние того, кто оценивает, люди имеют тенденцию приписывать другому те переживания, которыми они сами охвачены.

Принцип «физических действий», т.е. воссоздания эмоции по точному внешнему ее выражению, предложил К.С. Станиславский для правдивого отображения на сцене эмоциональной жизни персонажей. Здесь имеется в виду, конечно, не только мимика, но и другие способы внешнего выражения эмоций: жесты, движения, позы и т.д. Одним из самых сильных путей выражения эмоций и чувств является речь. Интонация, сила звука, ритм – все это всегда, с одной стороны, зависит от нашего эмоционального состояния и, с другой – служит средством его выражения.

Язык эмоций – это универсальные, сходные для всех людей наборы экспрессивных знаков, выражающих те или иные эмоциональные состояния. Мы можем правильно понять эмоции людей других культур и национальностей. Но эта универсальность не абсолютна. Есть определенные национальные различия, которые определяются традициями и обычаями. Например, в некоторых частях Африки смех – показатель изумления и даже замешательства и вовсе не обязательно признак веселья. В некоторых странах Азии от гостя ждут отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен. Тот же жест в американском обществе вряд ли повлечет за собой повторное приглашение в гости.

Формы выражения эмоций зависят от принятых правил приличия. У нас, например, не принято в общественных местах громко хохотать, вообще привлекать к себе всеобщее внимание проявлением своих эмоций. Есть и индивидуальные особенности в проявлении эмоций, которые зависят от темперамента человека, его воспитания, привычек. Иногда привычные для человека эмоции накладывают своеобразный отпечаток на выражение его лица. Недаром говорят о лицах озабоченных, веселых, удивленных и т.д. Впрочем, такая «психологизация» внешности может быть результатом не совсем правильного «прочтения» природных особенностей лица.