Проблема внеклассной работы с обучающимися всегда была актуальной для любого учителя и воспитателя, так как она успешно выполняет триединую функцию обучения, воспитания и развития личности в любом общеобразовательном учреждении.

В условиях реформирования российского образования задача совершенствования социального воспитания и развития креативных способностей детей и подростков является одной из приоритетных. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Умело организованная в учебном заведении внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.

Управлять воспитательным процессом — значит не только развивать и совершенствовать заложенные в человеке умственные и физические способности, корректировать нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физического, умственного и духовного потенциала.

Проблемы взаимодействия внеклассной работы с учебным и воспитательным процессом широко освещены в работах известных отечественных ученых и педагогов-практиков, таких как А.Г. Харчев, П.Н. Мальковская, В.Г. Немировский, Т.Н. Калечиц, Л.Е. Никитина и др.

Данными авторами вычленяются общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, по их мнению, является добровольность в выборе форм и направлений внеклассной деятельности. Но при этом срабатывает и принцип разнообразия предоставляемых в учебном заведении воспитательных услуг: кружки и клубы по интересам, спортивные секции и общественно- значимые формы внеклассной деятельности.

Для выявления круга интересов обучающихся можно использовать анкету на тему о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются подростки, имел общественную или социально значимую направленность. При таких условиях у подростка или молодого человека возникают мотивация деятельности, осознание именно его роли в данном ее виде, причастность к общему делу школы (лицея, гимназии) или группы сверстников. Очень важна при этом и опора на инициативу и самодеятельность обучающихся. Нельзя недооценивать степень самостоятельности, инициативности, новизны и неординарности мышления ребят в организации форм внеклассных занятий или акций. Педагог при этом может выступать только в роли старшего наставника или профконсультанта.

Успеху внеурочной воспитательной работы содействует четкая организация как всей системы внеклассной работы в учебном заведении, так и работы конкретных кружков, спортивных секций или клубов по интересам. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась не только одна профильная, но и предполагались несколько других воспитательных задач.

При выборе содержания, организационных форм деятельности необходимо также соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

По мнению большинства ученых и педагогов-практиков, наиболее распространенными формами внеклассной работы могут быть индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание, например, подготовка доклада или номеров художественной самодеятельности, сбор гербария. Но при этом педагогу важно определить роль и место конкретной индивидуальной работы ребенка или подростка в общем социально значимом деле. Эта деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учащихся, достигаемого путем бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены при этом такие ее формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: подготовка и обсуждение докладов, защита малых проектов; проектная или моделирующая деятельность; организация экскурсий, изготовление наглядных пособий; проведение лабораторных занятий (исследований), встречи с интересными людьми и др. Отчет работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

К объединяющим формам работы относятся детские и подростковые клубы, школьные музеи, общества. Действуют они на принципах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов чаще всего строится по секциям. В настоящее время в учебных заведениях распространены профильные клубы (литературные, исторические, краеведческие, юного физика, химика, математика). К сожалению, менее распространенной формой является деятельность школьного музея.

Формы массовой работы, как правило, наиболее распространены в общеобразовательных учреждениях. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственны красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так, например, конкурс, олимпиада, соревнование, выставка, игра требуют непосредственной активности каждого участника данного вида деятельности. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей.

Актуальными остаются такие массовые формы внеклассной деятельности, как конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу и творчество. Характерной особенностью является их наиболее полная реализация принципа взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов осуществления воспитательных функций коллектива.

Таким образом, в настоящее время в общеобразовательных учреждениях актуализируются следующие проблемы:

1. Создание единых комплексных воспитательных систем, находящихся в русле не только гуманистической, но и социальной парадигм.

2. Гармонизация социального поля жизнедеятельности ребенка и подростка, педагогическое освоение среды в радиусе действия образовательного учреждения.

3. Модернизация клубной и досуговой деятельности, поддержка и создание новых молодежных общественных объединений, поощрение демократических начал в управлении, в том числе детском самоуправлении.

4. Введение учебно-развивающих программ дополнительного образования и ранней профилизации с целью создания благоприятных условий для осознанного профессионального самоопределения выпускников.

5. Усиление социально-защитной функции общеобразовательных учреждений, повышение эффективности мер по охране жизни, физического, умственного и психического здоровья детей и подростков.

С учетом этих положений педагогический коллектив разрабатывает собственную уникальную систему внеклассной и внешкольной работы, а администрация общеобразовательных учреждений оказывает методическую помощь и осуществляет контроль за организацией, проведением и качеством работы.

Целью внеклассной работы определяются ее конк-ретные образовательные и воспитательные задачи, основными из которых являются:

1) закрепление программного материала по русско-му языку;

2) углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его закономерностях;

3) развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления;

4) формирование первичных орфоэпических, орфо-графических к пунктуационных навыков;

5) пробуждение и поддержание интереса к изуче-нию русского языка;

6) воспитание интереса к чтению книг на русском языке, формирование первоначальных умений рабо-тать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;

7) развитие индивидуальных способностей уча-щихся;

8) воспитание чувства патриотизма, формирование интернационалистского сознания, развитие нравствен-ного и эстетического идеала и т. д., которые в сово-купности составляют сущность воспитания учащихся.

Перечисленные задачи внеклассной работы по русскому языку могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принци-пов ее организации и при удачном определении ее содержания.

Принципы организации внеклассной работы по русскому языку

В основе организации внеклассной работы по рус-скому языку в национальной школе, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принци-пы научности, доступности, систематичности и после-довательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемствен-ности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие специфические методические принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержа-ние, с другой -- формы, виды и методы проведения внеклассной работы по русскому языку. Основными из них являются следующие:

Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеклассной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершен-ствует речевые навыки учащихся. Подобно урокам русского языка, внеклассные мероприятия по русскому языку должны способствовать привитию навыков практической русской речи. С этой целью необхо-димо создавать во внеклассной работе благоприятные условия для речевой практики.



Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Взаимосвязь внеклассных и классных занятий обеспечивает систематичность в усвоении языков, материала и в выработке речевых навыков.

Принцип учета индивидуальных интересов и спо-собностей учащихся. Согласно этому принципу содер-жание внеклассной работы должно составлять в пер-вую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребное как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников. Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность учащихся: каждый ученик получает задание по вкусу и по своим спо-собностям.

Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания инте-реса к внеклассной работе. Занимательность дости-гается главным образом путем использования мате-риалов занимательной грамматики -- игр, шарад, ре-бусов, загадок, а также путем широкого привлече-ния средств наглядности -- картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность -- это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уча-щихся, развивает у них любознательность, это увле-ченность выполняемой работой. Для учащихся началь-ных классов занимательно все то, что имеет прак-тическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком.

Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы. Интерес к внеклассной работе поддержи-вается не только содержанием проводимых меро-приятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необыч-ностью формулировки тем занятий, формы препод-несения языкового и речевого материала. Чем разно-образнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.

Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.

Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным. Но, чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно.

Принцип массовости. С учетом того, что участие во внеклассной работе по русскому языку благотворно сказывается на развитии речи учащихся, ускоряет процесс практического овладения ими русским язы-ком, желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возмож-ность их участия во внеклассной работе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.

Таковы основные методические принципы орга-низации внеклассной работы по русскому языку, соблюдение которых является обязательным условием, определяющим успех этой работы.

содержание внеклассной работы по русскому языку составляют два круга вопросов: 1)вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку и способствующие привитию практи-ческих навыков русской речи; 2) вопросы, не связан-ные с учебным материалом, предусмотренные про-граммой, способствующие расширению общего кругозора учащихся, представляющие дополнительный ма-териал для речевой тренировки на русском языке.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского язы-ка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках, но в целях пробуждения у уча-щихся интереса к ним формулируются они несколько иначе, например: «Сколько слов в русском языке?» (беседа о словарном богатстве русского языка, ко-торую можно проводить в III или в IV классе), «В мире слов», «В музее слов» (беседы о происхождении слов), «Как рождаются новые слова?», «Кладовые слов» (беседы о словарях),

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встре-чаются. Поэтому ученики не только старших, но и младших классов с интересом слушают беседы на темы: «Как люди научились говорить?», «Почему люди говорят на разных языках?», «Русский язык на земном шаре», «Как люди научились писать?», «Язы-ки и народы», «Говорят ли животные?» и др.

Выделяются следующие формы внеклассной ра-боты: по способу подачи языкового материала -- устные и письменные; по частоте проведения -- сис-тематические (постоянные) и эпизодические (разо-вые); по количеству участников -- индивидуальные, групповые, массовые.

Нормы оценок по РЯ

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»

Грамматические ошибки – нарушение норм слово- и формообразования (примеры: завпечатлеть вм. запечатлеть; заместо вм. вместо; раздумчивый взгляд вм. задумчивый взгляд), а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Речевые недочёты - это ошибки не в построении, не в структуре, а в использовании языковой единицы, чаще всего в использовании слова; по преимуществу - это нарушение лексических норм. К речевым ошибкам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.

Разновидностью речевых недочетов являются и стилистические ошибки: необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Внеклассная работа в школе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Внеклассная работа является важнейшим элементом современного образования. Именно она позволяет выйти за рамки школьной программы и открыть учащимся новое и необычное, проявив при этом творческий потенциал и педагогические навыки.

Понятие и история внеклассной работы

Внеклассная работа привлекает внимание современных педагогов и ученых достаточно давно. Истоки внеклассной работы восходят к 18 столетию, когда в дворянских пансионах и учебных заведениях после уроков читались сочинения и переводы учащихся. "Внеклассная работа", как педагогический термин берет свое начало в работах В. Шереметьевского который преподавал в 19 веке. Впервые термин встречается в труде педагога под названием "Вопросы о семейном чтении".

Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого – то и – результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками .
В.А. Сухомлинский

В 20 веке, после октябрьской революции, молодое советское государство начинает уделять значительное внимание системе образования и её составляющим. Доподлинно известно, что в 20-30-е годы 20 столетия формы внеклассной работы обогащаются разнообразными экскурсиями, конференциями, диспутами, литературными судами, играми и т.д. и т.п. К 60 – 70 годам 20 века внеклассная работа окончательно укрепилась в практике школы.

В современной педагогической науке существует ряд распространенных трактовок термина "внеклассная работа". Ключевым подходом можно назвать определение, которое отражено в педагогическом словаре под редакцией И. А. Каирова :

Внеклассная работа – это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.

Действующий ФГОС трактует внеклассную работу как деятельность, организуемую с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать .

Внеклассная работа в школе преследует следующую цель: повысить уровень владения определенным школьным предметом посредством привлечения учащихся к творческой деятельности или самосовершенствованию вне урочных занятий.

Изучив педагогическую литературу, следует отметить разнообразие подходов к формулировке цели внеклассной работы по предмету, которые давали следующие авторы: А.И. Никишов , И.Я. Ланина , А.В. Усова и т.д. Исходя из их подходов, общей целью внеклассной работы является расширение и углубление знаний по предмету. Также можно отметить, что внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель – формирование и развитие творческой личности учащегося.

Задачи внеклассной работы , вытекающие из её цели, представлены на рисунке ниже.

Цель и задачи внеклассной работы в школе позволяют выделить и классифицировать актуальные формы внеклассной работы, которые регламентированы нормами ФГОС.

Формы внеклассной работы

Современный ФГОС оставляет учителю простор для организации внеклассной работы. Признанные в педагогике формы внеклассной работы очень разнообразны, что помогает учителю выбрать именно ту, которая будет интересна и ему и классу, в котором он хочет её реализовать.

Формы внеклассной работы в условиях школы напрямую зависят от ряда факторов, в числе которых: численность посещающих внеклассное мероприятие, цель внеклассной работы, предполагаемая продолжительность внеклассного мероприятия. В целом формы внеклассной работы принято подразделять на:

  1. индивидуальные
  2. объединяющие
  3. массовые

Отдельно следует обратить внимание на то, что в ряде педагогических трудов групповые и массовые формы внеклассной работы называются "объединяющие формы внеклассной работы". К объединяющим формам относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы весёлых и находчивых.

Отдельно следует отметить, что клубы являются эффективной формой внеклассной работы по таким предметам как иностранные языки, литература, история. Это можно обосновать тем, что они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах.

Методы внеклассной работы

Методы проведения и организации внеклассной работы базируются на общепринятых методах воспитания, к которым относят:

  1. методы формирования сознания: беседа, рассказ, дискуссия, диспут, метод приема;
  2. метод организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;
  3. методы формирования поведения: соревнования, игра, поощрение, наказание;
  4. методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы, тестирование, анализ результатов деятельности.

Основополагающими методами внеклассной работы в условиях школы можно смело назвать следующие:

  • Метод проектов
  • Игровой метод
  • Метод работы над ошибками
  • Метод лекции
  • Метод беседы
  • Метод индивидуального консультирования

Литература

  1. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1, М.: Педагогика. 1979
  2. Педагогический словарь / Под редакцией И.А.Каирова – М.: Слово, 2004
  3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013–2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р)
  4. Никишов А. М. Организация воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1995
  5. Ланина И. Я. Развитие интереса школьника к предмету. – М.: Просвещение, 2001
  6. Усова А. В. Об организации обучения школьников. – М.: Просвещение, 1989

":замечательные, блестящие уроки есть там,
где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,
где имеются и применяются самые разнообразные
формы развития учащихся вне уроков".
В.А.Сухомлинский

Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения.

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю известно, как много дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.

Внеклассная работа в школе - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.

Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков.

Цель внеклассной работы - развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи организации внеклассной работы:

Выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

Создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной деятельности;

Формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;

Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

Создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;

Расширение рамок общения школьников с социумом;

Коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Внеклассная работа расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие способности и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.

Вариантов организации системы внеклассной работы в школе может быть большое количество. В каждом конкретном случае нужно исходить из задач, которые обозначены в основной образовательной программе школы и касаются всех её разделов (программа формирования универсальных учебных действий обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и т.д.)

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения обозначены такие формы организации внеклассной деятельности, как: кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, конференции и др.

В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, массовые.

Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например, подготовка номеров художественной самодеятельности, моделирование и конструирование, подготовка рефератов и сообщений. Это позволяет каждому учащемуся найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от педагога знаний индивидуальных особенностей учащихся данной возрастной категории.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее популярными здесь являются такие формы, как кружки по интересам и спортивные секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии, лабораторные занятия, изготовление поделок и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества и др.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа таит в себе большие возможности активизации учащихся.

Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого, наличия дружбы и взаимопомощи в большом (классном) коллективе ребят. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей или музеев, встреча с интересными людьми, - участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, чувство полезности для коллектива служит важным средством сплочения коллектива класса, кружка или клуба по интересам.

Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящены датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, науки и др. Праздники могут быть и познавательно-развлекательными или фольклорными. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор детей и подростков, вызывают чувство приобщения к жизни страны и мирового сообщества.

Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. В последнее время стало популярным проводить интеллектуальные конкурсы и олимпиады, малые научно-практические конференции среди учащихся 2-4 классов. Такие мероприятия стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с проведением конкурсов или смотров обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки, изобретения, проекты и др. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Их цель - вовлечь наибольшее количество детей с отбором наиболее талантливых и одарённых.

Уже второй год во 2-4 классах нашей школы проводится научно-практическая конференция (НПК). В первый год её участниками были только четвероклассники. Потом к ним присоединились ученики вторых и третьих классов.

НПК походит в два тура. Первый тур - отборочный, он проводиться в классе. Второй тур - заключительный на уровне школы. В нем принимают участие лучшие исследователи. Дальше победители пробуют свои силы на районной НПК младших школьников.

Год от года расширяется тематика детских работ. Так в этом году было представлено исследование в области филологии и истории "Кто такой домовой?", естествознания - "Значение воды для нашей планеты", "В чём секрет зелёного лука?", "Каша - пища наша" и др. Кроме того, улучшилось качество подготовки и защиты работ. Все чаще используются компьютерные презентации.

На конференции в этом году присутствовали непосредственно участники, члены жюри, представители разных классов, а также родители наших участников. Активная помощь и поддержка родителей являются одним из важных факторов успешного продвижения младших школьника в сфере исследовательской деятельности.

Конференция предусматривала работу следующих секций:

1. Край родной, навек любимый.

2. Мир вокруг нас.

3. Отчего и Почему?

4. Природа живая и неживая.

5.Экскурс в историю.

6. Это интересно.

Критерии выступлений:

Полнота раскрытия темы выступления, соответствие целям и задачам.

Наличие элементов исследования (поисковой деятельности) или обобщения материала.

Эффективное и грамотное использование иллюстративных средств.

- Качество ответов на вопросы (эрудиция).

- Соблюдение регламента выступления (до 7 мин).

Победители общешкольного тура НПК были направлены на участие в районной НПК "Знайка -2011".

Наиболее распространённой и доступной формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности как классного руководителя, так и всего учебного заведения.

Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся или взрослые, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Чаще всего приоритетными для детей в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющей учащимся осознать самих себя.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:

Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественно-научного циклов (Приложение 1 ; приложение 2 , приложение 3 ).

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ

В современной школе особое значение приобретают формы учебно-воспитательной работы предметной направленности, когда материал, изучаемый на уроках находит свое логическое завершение во внеклассной работе, т. е. формы работы, соединяющие в себе обучение и воспитание в единый процесс: уроки творчества, мозговая атака, университет старшеклассников, встречи с увлечением, обозреватели за круглым столом, дидактические сказки, путешествие в предмет, аукцион знаний, дидактический театр, путешествие в страну неразгаданных тайн, предметный ринг, организацию персональных выставок учителей и учеников, защиту идеи, интеллектуальные марафоны, исторический календарь, жизнь замечательных идей, КВН по предмету, общественный смотр знаний, творческие мастерские, мастерские подарков, тематические предметные недели.

Характерной чертой системы школы сегодняшнего дня являются различные формы интеграции учебной и внеклассной работы, которая ярко представлена при проведении тематических недель.

Тематические предметные недели (декады) могут стать традиционными в каждой школе, проводится для учащихся различных возрастных групп. Могут включать в себя проведение различных форм работы: коллективных, групповых, индивидуальных и т. д.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

- Подготовка и оформление плана проведения тематической недели традиционных и нетрадиционных уроков.

Подготовка и проведение дня науки и техники в каждом классе.

Выпуск тематических стенгазет, проведение общешкольного конкурса на лучшую стенную газету.

Конкурс рефератов по предмету.

Смотр-конкурс моделей, поделок, изготовленных учащимися.

- Торжественное открытие тематической недели.

Ознакомление с планом мероприятий. "Круглый стол". Книжная выставка и продажа литературы. Конкурс знатоков кроссвордов.

Тематика устных журналов:

  • "В мире интересного".
  • "В мире замечательных открытий".
  • "Наука - человеку".
  • "В мире науки и техники".
  • "Как научиться быстро читать?".
  • "Передача мыслей на расстоянии".
  • "Калейдоскоп знаний и фактов".
  • "Из книги рекордов Гиннеса".

Тематика бесед: "Рассказы о том, что нас окружает". "История возникновения открытий". "Страницы прошлого".

Тематика конкурса сочинений и творческих работ: Как моя жизнь связана с математикой? (историей, литературой и т. д.).

Путешествие в предмет. История моей семьи. Практическое занятие: "Интересные опыты". Турниры: смекалистых, рыцарей - знатоков этикета; исторический или литературный аукцион, турнир эрудитов, в которые могут быть включены конкурсы: теоретиков; историков по предмету; смекалистых; экспериментаторов и конструкторов; любознательных; "Знаешь ли ты формулы?" Клуб интересных встреч: "Чудаки, которые украшают землю!"

Тематический праздник: "Путешествие в сказку (прошлое науки)".

1. При проведении тематических праздников могут быть использованы стихи, песни, подготовленные учащимися по мини-группам, кроссворды, ребусы, театрализованные факты из жизни ученых, противоборство положительных и отрицательных героев.

2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призёров и победителей общешкольных, городских (районных), региональных предметных олимпиад и конкурсов; малые научно-практические конференции для учащихся 2-4 классов (общешкольные, районные), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы "Лучший ученик" (по параллелям классов), "Лучший портфолио ученика" и др.

3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия: работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, соревнований "Безопасное колесо" и др.

Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы "Алло, мы ищем таланты", КВН, интеллектуальные турниры знатоков; театральные постановки, конкурсы самоделок, чтецов, рисунков и плакатов.

4. Общественно-полезные и социально-значимые мероприятия: субботники (3-4 классы), рейды Айболита и чистоты, поисковая и краеведческая работа, операции "Подарок далёким друзьям", "Подарок ветерану"; акции милосердия "Помоги детям - инвалидам", "Наш подарок детскому дому".

5. Спортивная деятельность: организация и проведение спортивных соревнований в начальной школе "Весёлые старты", турниров по волейболу, шахматам и шашкам, спортивных эстафет (с учащимися и родителями); соревнований "Мама. Папа и я - спортивная семья", "Самый спортивный класс".

Наиболее распространённые формы досугового общения: "огоньки", "круглые столы", "вечера, выезды за город, вечера-встречи с интересными людьми, посещение музея; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций; "мозговые штурмы", дискуссии и интерактивные формы.

Становятся популярными новые игровые формы: целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры, коммуникативные (дискуссии, деловые игры, сюжетно-ролевые игры) и др.

Литература

  1. Н.Ф. Дик. Работаем по-новому. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  2. Е.Н. Степанов. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Н.Ф. Дик. Настольная книга заместителя директора по начальной школе и учителя 1-4 классов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  4. Ю.М. Колягин и др. Методика преподавания математики в средней школе.- М.: Просвещение, 1977.

Введение.

Для учителя всегда актуален вопрос, как повысить мотивацию познавательной деятельности, как вызвать интерес к своему предмету, как расширить образовательное пространство своих учеников. Внеклассная работа учителя по своему предмету является необходимой учебно-воспитательной работой в школе.

Такая работа позволяет активизировать мыслительную, познавательную и исследовательскую деятельность учащихся. Она способствует углублению знаний учащихся, расширяет их кругозор, и имеет огромное воспитательное значение в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом.

Внеклассная работа по технологии имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания в области технологии, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению традиций и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны.

В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной работе.

В 20 – 80е годы ХХ века в советской школе внеклассная работа по технологии велась достаточно активно, являясь продолжением регулярного учебного процесса. Однако в начале 90х годов ХХ века в отечественной школе наметилась негативная тенденция «урокодательства», когда стали игнорироваться многие формы внеурочной работы, в том числе внеклассная работа по технологии. Это объяснялось главным образом причинами неудовлетворительного финансирования школ и исключения из учебного плана так называемых необязательных занятий, в том числе факультативных, кружковых, клубных и т.д. За эти годы существенным образом ослабла традиция творческого отношения учителей к развитию ребёнка вне рамок урока. В конце 90-х годов, когда правительство и министерство образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе и несколько улучшили финансирование системы образования, возникла необходимость возродить тот положительный опыт, который уже был накоплен в отечественной школе.

Как выяснилось, за это время произошли такие изменения в жизни и системе образования, которые потребовали обновлённых подходов, форм и содержания внеклассной работы по технологии. В частности, широкое распространение в системе образования получила работа с компьютерами, использование Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в процессе контроля знаний, умений, навыков.

Кроме того, в социально-педагогическом пространстве школы возникли тревожные тенденции, являющиеся результатом негативного влияния массовой культуры и тяжёлого материального положения многих семей, что привело к значительному росту так называемых «трудных» детей. В целях коррекционной работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся, в школах стала возрождаться внеклассная работа, в том числе по технологии.

Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по технологии. Систематизация накопленного опыта в этой сфере и обогащение его новыми подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным.

Тема: Внеклассная работа по технологии.

Объект исследования: Внеклассная работа в современной школе.

Предмет: Кружковая деятельность по технологии.

Цель исследования: Изучить систему внеклассной работы в школе и разработать методику проведения кружка « »

Задачи:

    Раскрыть сущность внеклассной работы;

    Выявить цели, задачи и функции внеклассной работы;

    Охарактеризовать специфику внеклассной работы;

    Раскрыть формы, методы и средства внеклассной работы;

    Определить особенности организации внеклассной работы в школе.

    Рассмотреть различные типы кружков технического творчества;

Глава 1. Внеклассная работа как форма организации обучения в школе.

1.1.Сущность внеклассной работы.

Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Прежде всего следует определить место внеклассной работы в педагогическом процессе школы. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Рассмотрим эти возможности.

Во-первых, разнообразная внеклассная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Внеклассная работа помогает преодолеть стереотипы в восприятии ребенка как ученика. Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положительному восприятию самого себя.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.

Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, "трудных" детей меньше и уровень приспособления, "врастания" в общество выше.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Например, когда дети ставят спектакль, они получают один опыт общения - опыт взаимодействия, в большей степени на уровне эмоций. При коллективной уборке класса они приобретают опыт распределения обязанностей, умения договариваться друг с другом. В спортивной деятельности дети понимают, что такое "один за всех, все за одного", "чувство локтя". В КВНе принадлежность к команде будет восприниматься уже по-другому, следовательно, и опыт коллективного взаимодействия будет другим.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

1.2.Цели, задачи и функции внеклассной работы.

Поскольку внеклассная работа является, составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Специфика внеклассной работы проявляется на уровне следующих задач:

1. Формирование у ребенка положительной "Я-концепции", которая характеризуется тремя факторами:

а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей;

б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;

в) чувством собственной значимости.

Положительная "Я-концепция" характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. "Трудные" дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную "Я-концепцию" у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.

2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.

Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной "Я-концепции" сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого, то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная "Я-концепция" формируется только в коллективном взаимодействии.

3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей.

Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.

5. Развитие познавательного интереса.

В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, "работает" на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.

Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеучебной работой и пр.

Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.

Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.

Развивающая функция внеклассной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Например, ребенка с артистическими способностями можно привлечь к участию в спектакле, празднике, КВНе и пр. Ребенку с математическими способностями можно предложить участвовать в математической олимпиаде, рассчитать наиболее интересный и безопасный маршрут прогулки по городу за определенное время. В индивидуальной работе с этим ребенком педагог может предложить составить примеры, задачи для ребят и т.д.

Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т. е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.

Как же можно использовать информацию о функциях внеклассной работы при подготовке конкретной деятельности? Для того чтобы получить положительные результаты, необходимо сформулировать цель. Допустим, вы хотите провести с детьми беседу о правилах поведения в гостях. Вы ставите цель: сообщить детям знания о правилах поведения. Эта цель направлена на реализацию обучающей функции и не является приоритетной во внеклассной работе. Поэтому нужно сформулировать цель вашей беседы с детьми так, чтобы она отражала приоритетные функции в соответствии с задачами внеклассной работы, а сообщение новых знаний о правилах поведения в гостях будет одной из задач этой беседы. Это может быть: формировать у детей желание придерживаться определенных правил при хождении в гости; развивать интерес к правилам этикета; формировать этическое понятие "норма поведения", скорректировать имеющиеся представления детей о правилах поведения в гостях и т.д. Цель, задачи, функции внеклассной работы влияют на отбор ее содержания.

Внеклассных занятиях по технологии Дипломная работа >> Педагогика

... технологий Дипломная работа На тему: "Развитие творческих способностей подростков на внеклассных занятиях по технологии" ... данной работы – разработать и обосновать методику обучения подростков на внеклассных занятиях по технологии по развитию творческих...

  • Технология и методика обучения работе на швейной машине, как средство овладения основами творчес

    Реферат >> Педагогика

    Соловьянюк В.Г. Подготовка учителя технологии . – Бирск, 2005г. 16. Соловьянюк В.Г. Внеклассная работа по технологии .- Бирск, 2007г. ... 17.Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. 5 класс...

  • Организация внеклассных занятий по ОБЖ

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    ... ]. Организация процесса образования строится с использованием технологий системы развивающего обучения с направленностью на... определить содержание и форму внеклассной работы . Существуют различные виды классификации внеклассной работы по ОБЖ, они весьма...