Приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н (далее – Приказ № 89н) был существенно скорректирован порядок применения счета 209 00. Ранее он был предназначен только для учета расчетов по ущербу имуществу. После внесения изменений в Инструкцию № 157н на нем должны учитываться также расчеты по иным доходам. Расскажем обо всех новшествах по порядку.

Что изменилось

Единый план счетов. Ранее счет 209 00 был предназначен для учета расчетов по суммам, подлежащим возмещению виновными лицами (п. 220 Инструкции № 157н в прежней редакции):

  • по выявленным недостачам, хищениям денежных средств, иных ценностей;
  • потерям от порчи материальных ценностей;
  • другому ущербу имуществу учреждения.

Сейчас назначение счета существенно расширилось. Помимо перечисленных выше операций, на нем должны учитываться расчеты (п. 220 Инструкции № 157н в ред. Приказа № 89н):

  • по суммам предварительных оплат, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в т. ч. по решению суда;
  • суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы);
  • суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • суммам излишне произведенных выплат;
  • суммам принудительного изъятия, в т. ч. при возмещении ущерба в соответствии с законодательством, при возникновении страховых случаев;
  • суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Чтобы обеспечить возможность отражения новых операций в учете, были введены дополнительные аналитические группы синтетического счета (п. 221 Инструкции № 157н в ред. Приказа № 89н):

  • 30 «Расчеты по компенсации затрат»;
  • 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия».

Кроме того, было изменено название аналитической группы 80. Ранее она называлась «Расчеты по прочему ущербу», теперь - «Расчеты по иным доходам». В этой группе появился одноименный аналитический счет 209 83. Он применяется для учета расчетов по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженным на счетах расчетов 205 00 «Расчеты по доходам».

В связи с изменениями, внесенными в Инструкцию № 157н, многие расчеты, которые ранее учитывались на счете 205 00, теперь должны учитываться на счете 209 00 (см. таблицу). Основным критерием для выбора счета является регулярность получения дохода. Если учреждение получает доход на постоянной основе, используется счет 205 00, если же это какие-то разовые платежи – счет 209 00.

Подобное разделение доходов обусловлено требованиями п. 5 ст. 50 ГК РФ. В соответствии с ним некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, должна иметь достаточное для выполнения указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. Счет 205 00 как раз и предназначен для обобщения информации о доходах, получаемых учреждением от приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом.

Изменения в учете расчетов по доходам и обязательствам

На необходимость перевода остатков с прежних счетов на новые обращается внимание в п. 4 приложения к письму Минфина России от 19.12.2014 № 02-07-07/66918. Размер ущерба. Согласно абз. 2 п. 220 Инструкции № 157н (в ред. Приказа № 89н) размер ущерба, причиненного недостачами, хищениями, определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под ней понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления данных активов.

До внесения изменений ущерб оценивался по рыночной стоимости ценностей. Ею признавалась сумма денежных средств, которая могла быть получена в результате продажи активов. Иные доходы, не связанные с осуществлением уставных видов деятельности, отражаются на счете 209 00 в сумме, которую учреждение вправе истребовать с физических и (или) юридических лиц.

Сумма дебиторской задолженности, учтенной на счете 209 00, может корректироваться в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям (абз. 3 п. 220 Инструкции № 157н).

Расчеты в иностранной валюте. Пункт 220 Инструкции № 157н дополнен положениями об особенностях учета расчетов по суммам ущерба в иностранной валюте:

  • учет задолженности дебиторов по ущербу и иным доходам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату начисления задолженности (признания доходов);
  • переоценка расчетов плательщиков по ущербу и иным доходам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по оплате (возврату) расчетов в соответствующей иностранной валюте;
  • положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по доходам в иностранной валюте.

При этом также корректируется финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.

Корреспонденции счетов

В соответствии с п. 3 Инструкции № 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления. Результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций. Таким образом, на счете 209 00 доходы (поступления) отражаются в момент возникновения требований к их плательщикам. Размер ущерба определяется профильной комиссией учреждения.

По общему правилу бюджетные и автономные учреждения отражают начисление любых доходов на счете 209 00 только по коду вида финансового обеспечения 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)»

Вопрос аудитору

Бюджетное учреждение отразило в учете недостачу денежных средств (списана фальшивая купюра номиналом 5000,00 руб.). Какой КПС должен быть у счетов?

Порядок работы с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России определен гл. 16 Положения, утв. Банком России 24.04.2008 № 318-П (далее – Положение № 318-П).

Бюджетные учреждения при отражении операций в разрядах 1 – 17 номера счета Рабочего плана счетов указывают значения в соответствии с пп. 21 , 21.2 Инструкции № 157н , п. 2.1 Инструкции № 174н .

Для счетов 0 209 81 000, 0 401 10 172, 0 201 34 000 в разрядах 1 – 17 номеров счетов указываются:

  • в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
  • в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не предусмотрено учетной политикой;
  • в разрядах 15 – 17 – нули.

Согласно п. 2.2 письма Минфина России № 02-07-07/21798, Казначейства России № 07-04-05/02-308 от 07.04.2017 сумма недостачи денежных средств в кассе учреждения отражается в графе 7 Отчета (ф. 0503737):

  • в разделе 2 "Расходы учреждения" – по коду аналитики 853 "Уплата иных платежей";
  • в разделе 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения" – по строке 720 со знаком "плюс".

Следовательно, отражение недостачи денежных средств является расходной операцией, поскольку уменьшаются экономические выгоды учреждения. В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" при оформлении документа "Расходный кассовый ордер" для отражения недостачи денежных средств необходимо подобрать к забалансовому счету 18.34 код 290 КОСГУ и КПС вида КРБ с видом расходов 853. Эти данные корректно попадут в Отчет (ф. 0503737).

Таким образом, рассматриваемая операция отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КИФ ХХХХ0000000000000 Х 209 81 560 Кредит КИФ ХХХХ0000000000000 Х 201 34 610, увеличение КРБ ХХХХ0000000000853 18 (КОСГУ 290) – списана сумма выявленной недостачи наличных денежных средств (фальшивая купюра);

Дебет КИФ ХХХХ0000000000000 Х 401 10 172 Кредит КИФ ХХХХ0000000000000 Х 209 81 660 – списана задолженность в случае отсутствия виновного лица (п. 110 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ ХХХХ0000000000000 Х 201 34 510, уменьшение КРБ ХХХХ0000000000853 18 (КОСГУ 290) Кредит КИФ ХХХХ0000000000000 Х 209 81 660 – поступили в текущем году денежные средства в кассу от виновного лица (

СТАРЫЙ И НОВЫЙ ГОД С ПРИКАЗОМ № 209Н

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

В конце ноября уходящего года Минфин России издал приказ, которым внес изменения сразу во все инструкции по учету и отчетности. Такого оригинального "подарка" бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений в истории современного бухгалтерского (бюджетного) учета еще не было.

Новое в бухучете и отчетности бюджетных учреждений

Внесенные изменения нужно будет учесть как в отчетном 2016 году, так и при формировании учетной политики в 2017 году.

Одним ударом — семерых

На сайте Минфина России, в разделе "Документы", 25 ноября размещен приказ ведомства от 16.11.2016 № 209н (далее — Приказ № 209н), которым внесены изменения в следующие инструкции, регламентирующие бухгалтерский (бюджетный) учет и отчетность государственных и муниципальных учреждений, согласно приказам:
— от 01.12.2010 № 157н (Инструкция к Единому плану счетов);
— от 06.12.2010 № 162н (Инструкция к Плану счетов бюджетного учета);
— от 23.12.2010 № 183н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета автономных учреждений);
— от 16.12.2010 № 174н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений);
— от 28.12.2010 № 191н (Инструкция по отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ);
— от 25.03.2011 № 33н (Инструкция по отчетности для бюджетных и автономных учреждений);
— от 30.03.2015 № 52н (Методические указания по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета).
В момент подготовки этого номера журнала Приказ № 209н был направлен на государственную регистрацию в Минюст России.
За исключением отдельных положений, Приказ № 209н применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год.

Вслед уходящему году

Сразу заметим, что изменения в учет и отчетность, внесенные Приказом № 209н, достаточно важные. Однако они все согласуются с позицией Минфина России по тем или иным вопросам, которые высказывались ведомством в письмах в течение всего 2016 года и развивают их. При этом каких-то неожиданных и революционных изменений Приказ № 209н не привнес. Кроме того, часть изменений носит редакционный и технический характер.

Единый план

Уже при составлении отчетности за 2016 год бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений необходимо учесть следующие изменения в Едином плане счетов:

ВОЗВРАТ ДЕБИТОРКИ


СУЛЬДЯЙКИНА В.А.

В 2017 году на лицевой счет получателя бюджетных средств (казенного учреждения) поступил возврат дебиторской задолженности прошлого года по коммунальным платежам. На 1 января 2017 года соответствующая задолженность числилась в учете казенного учреждения на счете 206 23. Казенное учреждение не наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в виде доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Со счета получателя бюджетных средств (ПБС) данные поступления перечисляются на лицевой счет администратора доходов, открытый главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.
Какие бухгалтерские записи необходимо отразить в учете учреждения и главного распорядителя бюджетных средств в данной ситуации? Какой код вида расходов использовать при перечислении средств в доход бюджета (указали код 244, на который пришла сумма возврата, однако при консолидации отчета выдается ошибка)?

ВОЗВРАТ ДЕБИТОРКИ

На вопрос отвечал эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
СУЛЬДЯЙКИНА В.А.

В 2017 году на лицевой счет получателя бюджетных средств (казенного учреждения) поступил возврат дебиторской задолженности прошлого года по коммунальным платежам.

Счет 20 «Производственные запасы»

На 1 января 2017 года соответствующая задолженность числилась в учете казенного учреждения на счете 206 23. Казенное учреждение не наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в виде доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Со счета получателя бюджетных средств (ПБС) данные поступления перечисляются на лицевой счет администратора доходов, открытый главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.
Какие бухгалтерские записи необходимо отразить в учете учреждения и главного распорядителя бюджетных средств в данной ситуации? Какой код вида расходов использовать при перечислении средств в доход бюджета (указали код 244, на который пришла сумма возврата, однако при консолидации отчета выдается ошибка)?

5.4. Учет расчетов по недостачам и хищениям.

На бюджетных предприятиях ведется учет выявленных недостач и хищений денежных средств и ценностей, сумм потерь от порчи материальных ценностей и другие суммы, подлежащие удержанию и списанию в установленном порядке.

При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

После установления недостач и хищений материалы должны быть переданы для предъявления гражданского иска либо возбуждения уголовного дела в установленном порядке. При получении решения суда суммы относятся на виновных лиц и уточняются в соответствии с исполнительным листом.

Бухгалтерский учет расчетов по недостачам ведется на одноименном счете 0 209 00 000.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов по каждому виновному лицу с указанием фамилии, имени и отчества, должности, даты возникновения задолженности и суммы недостач.

Счет 0 209 00 000 «Расчеты по недостачам»

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 429 | Нарушение авторского права страницы

В кассе организации обнаружена недостача по подложным документам. Для выявления причин и виновных была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности. При установлении факта хищения денежных средств и виновных лиц дело было передано в суд, который вынес решение взыскать с виновных сумму ущерба. Казалось бы, все ясно. Однако если учесть, что сам факт хищения выявлен в одном отчетном периоде, следствие велось не один год и обязанность погашения суммы ущерба возложена на службу судебных приставов, то возникает множество вопросов. Как оформить операции по перечислению судебными органами задолженности по недостачам на лицевой счет учреждения, чтобы закрыть задолженность по счету 209 00 000? На какой лицевой счет судебные органы должны перечислить погашенную виновным лицом задолженность (бюджетный или по платным услугам)? Какие нужно оформить документы, и как следует отразить данные операции? Ответы на эти и другие вопросы — в настоящей статье.

Об учете недостач и хищений

В соответствии с п. 159 Инструкции N 25н <1> учет расчетов по недостачам ведется на синтетическом счете 209 00 000 "Расчеты по недостачам".

Счет 209.30

На данном счете отражается задолженность по суммам выявленных недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, отнесенных на виновных лиц, по рыночной стоимости. Недостача денежных средств отражается по номинальной стоимости. Учет расчетов по недостачам детализируется в разрезе аналитических счетов. Для учета недостач и хищений финансовых активов применяется счет 209 05 000 "Расчеты по недостачам финансовых активов".
———————————
<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Под недостачей финансовых активов чаще всего понимается недостача наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе, которая в соответствии с п. 27 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации <2> определяется не только отсутствием денежных средств, но и выдачей денег из кассы, не подтвержденной распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе. В некоторых ситуациях речь может идти о необоснованном списании тех или иных сумм, например (как было сказано выше) по подложным документам.
———————————
<2> Утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40.

Обращаем внимание читателей на тот факт, что если хищение квалифицировано правоохранительными органами с применением подложных документов, то использование счета 209 00 000 "Расчеты по недостачам" представляется неоправданным. В данном случае считаем целесообразным применение счета 205 04 000 "Расчеты с дебиторами по суммам принудительного изъятия". Он предназначен для отражения сумм хищений, отнесенных на счет виновных лиц в соответствии с УК РФ.
Учитывая вышеизложенную ситуацию, все записи, касающиеся операций по хищению, будут отражаться по бюджетной деятельности, поскольку выявлена недостача средств бюджета.

Отражение недостачи (хищения)

Отметим, ввиду того что правоохранительными органами выявлен подлог документов, в бухгалтерском учете должны быть сделаны исправительные записи методом "красное сторно", по которым прежде эти документы были приняты к учету. Далее по сумме выявленного хищения производятся записи:
Кредит счета 1 201 04 610 "Выбытие из кассы" и одновременно на эту же сумму;
Дебет счета 1 209 05 560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам финансовых активов"
Кредит счета 1 401 01 172 "Доходы от реализации активов".
Затем, по мнению автора, в связи с тем, что судом было принято решение о принудительном взыскании суммы причиненного ущерба через службу судебных приставов, нужно закрыть счет 209 00 000 "Расчеты по недостачам" и открыть новый счет 205 04 000 "Расчеты с дебиторами по суммам принудительного изъятия" (аналитический счет "Служба судебных приставов"), по которому в соответствии с решением суда будет отражено погашение суммы ущерба путем принудительного изъятия.
Согласно ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества (в том числе денежных средств), подлежащего взысканию по исполнительному документу. К ним, в частности, относится совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае если это действие может быть выполнено без личного участия должника. Поскольку служба судебных приставов наделена правом осуществлять погашение суммы причиненного ущерба от лица должника, перенос суммы дебиторской задолженности на вышеуказанный счет является вполне обоснованным.
При этом необходимо сделать следующую запись (п. 161 Инструкции N 25н):
— закрытие суммы недостачи по старому должнику ввиду взыскания денежных средств через службу судебных приставов:
Дебет счета 1 401 01 172 "Доходы от реализации активов"
Кредит счета 1 209 05 660 "Погашение дебиторской задолженности по недостачам финансовых активов" и одновременно;
— отражение в учете суммы недостачи, которая будет возмещаться судебными приставами:
Дебет счета 1 205 04 560 "Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия"
Кредит счета 1 401 01 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия".

Погашение недостачи (хищения)

Сумма, поступившая в возмещение причиненного учреждению ущерба на лицевой счет учреждения от службы судебных приставов и подтвержденная выпиской органа Федерального казначейства, будет отражена следующим образом (п. 140 Инструкции N 25н):
Дебет счета 1 210 02 600 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступлениям в бюджет от реализации финансовых активов"
Кредит счета 1 205 04 660 "Погашение дебиторской задолженности по недостачам финансовых активов".
Бюджетное учреждение обязано перечислить суммы, поступившие в погашение хищения, в доход бюджета платежными поручениями, оформленными в соответствии с Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации". Поэтому необходимо отразить начисление задолженности по прочим платежам в бюджет на сумму перечисления (п. 187 Инструкции N 25н):
Дебет счета 1 401 01 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия"
Кредит счета 1 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" <3>.
———————————
<3> Счет 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" (в части доходов бюджетов) используется только учреждением, наделенным в установленном порядке правом администратора поступлений в бюджеты, поэтому операции по перечислению денежных сумм в бюджет целесообразно оформить через счет 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".

После принятия учреждением банка платежного поручения органы Федерального казначейства представляют бюджетному учреждению выписку из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, сформированную на основе платежного поручения. На основании выписки делается запись о подтверждении факта уплаты суммы хищения в бюджет (п. 203 Инструкции N 25н):
Дебет счета 1 303 05 730 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
Кредит счета 1 304 05 290 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам".

Завершающие операции по закрытию счетов

При завершении финансового года счета 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов", 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов" закрываются на счет 401 03 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (п. п. 168, 203 Инструкции N 25н).

Теги: хищение, недостача, бюджетный учет

Бухгалтерский учет.

Счет 20 «Производственные запасы» прeдназначeн для обобщeния информации о наличии и движeнии принадлeжащих прeдприятию готовой продукции, товаров, зaпасов сырья и материалов (в тoм чиcлe сырья и матeриалов, нaходящихся в пути и в пepeработкe), строитeльных материалов, запасных частeй, материалов сельскохозяйствeнного назначeния, топлива, тары и тарных матeриалов, отходов основного производства.

Дополнительно:


Счет 20
имeет следующие субсчeта:

201 «Сырье и материалы»;

202 «Пoкупныe полуфабрикаты и кoмплeктующиe издeлия»;

203 «Топливо»;

204 «Тара и тарныe материалы»;

205 «Строитeльные материалы»;

206 «Материалы, пeреданныe в пeреработку»;

207 «Запасныe части»;

208 «Материалы сeльскохозяйствeнного назначeния»;

209 «Прочиe материалы».

На субсчeте 201 «Сырье и материалы» отрaжаются наличиe и движeниe сырья и основных матeриалов, которыe входят в соcтав изготовляeмой продукции или являются необходимыми компонeнтами при ee изготовлeнии (застройщики учет строитeльных материалов и конструкций вeдут на субсчeте 205 «Строительныe материалы»). На этом субсчeте вeдется учет основных материалов, используeмых подрядными строитeльными организациями при осущeствлении строительно-монтажных, рeмонтных работ. Вспомогатeльные матeриалы, используeмые при изготовлeнии продукции или для хозяйствeнных нужд, тeхнических целей и содействия в производствeнном процессe, такжe отражаются на субсчeте 201. Предприятия, заготавливающиe сельскохозяйственную продукцию для перeработки, такжe отражают ee стоимость на этом субсчeтe.

На субсчeте 202 «Покупные полуфабрикаты и комплeктующие изделия» отражаются наличиe и движeние покупных полуфабрикатов, готовыx комплeктующих издeлий (включая в подрядных строитeльных организациях строитeльные конструкции и издeлия - дeрeвянныe, железобетонные, металлические, другиe), приобрeтенных для комплектования выпускаeмой продукции, которыe трeбуют дополнитeльных затрат тpуда для их обрабoтки или сборки. Издeлия, приобрeтeнные для комплeктации готовой продукции, стоимость которых нe включаeтся в сeбестоимость продукции этого предприятия, отражaются на счете 28 «Товары».

Смотрите также сборники:
, .

Научно-исслeдовательские и конструкторскиe организации учитывают приобрeтенные ими необходимыe комплектующие изделия для провeдения научных (экспeримeнтальных) работ по опрeделенной научно-исслeдовательской или конструкторской тeмe спeциальноe оборудованиe и инструмeнты, устройства и другиe приборы на субсчeте 202. Оборудование и приборы общeго назначeния нa этoм субсчeтe нe учитываются, a отражаются нa счетах 10 «Основные средства», 11 «Прoчиe необоротные материальные активы» или нa счете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиeся предметы» по видам прeдметов.

На субсчeте 203 «Топливо» (нeфтепродукты, твердое топливо, смазочные матeриалы) учитываются наличиe и движeние топлива, котороe приобрeтается или заготавливаeтся для тeхнологических нужд производства, эксплуатации транспортных срeдств, а такжe для производства энeргии и отоплeния зданий. Здeсь такжe учитываются оплачeнные талоны на нeфтепродукты и газ.

Если нeкоторые виды топлива используются одноврeменно и как матeриалы, и как топливо, тo их можнo учитывать нa субcчeтe 201 «Сырье и материалы » и нa субсчетe 203 «Топливо» - по признаку прeимущeства использования на этом прeдприятии.

Если на прeдприятии для тeхнологических и эксплуатационных нужд, производства энeргии и отоплeния зданий создаютcя запасы газа (в газохрaнилищах), то их учeт вeдется на субсчете 203.

На субсчeте 204 «Тара и тарныe материалы» отражаeтся наличиe и движeниe всeх видов тары, кромe тары, используeмой как хозяйствeнный инвентарь, а такжe материалов и дeталей, которыe используютcя для изготовлeния тары и eе ремонта (дeтали для сборки ящиков, бочeчная клепка и др.).

Материалы, используeмыe для дополнитeльного оборудования вагонов, бaрж, судов с цeлью обeспeчeния сохранности отгружeнной продукции, нe относятся к тарe и учитываются на субсчeте 201 «Сырье и материалы».

Нa субсчeте 205 «Строительные материалы» прeдприятия-застройщики отражают движeниe строитeльных материалов, конструкций и дeталей, оборудования и комплeктующиx изделий, относящихся к монтажу, и других матeриальных ценностeй, нeобходимых для выполнeния строительно-монтажных работ, изготовлeния строитeльных дeталей и конструкций.

На субсчeте 205 «Строительные материалы» нe учитываeтся оборудование, нe требующeе монтажа: транспортныe срeдства, свободно размeщенные станки, строительные механизмы, сeльскохозяйственные машины, производствeнный инструмент, измeрительные и другиe приборы, производствeнный инвeнтарь и дp. Расходы на приобрeтeние такого оборудования, нe требующего монтажа, отражаются нeпосредственно на счете 15 «Капитальные инвестиции» по мерe поступлeния их на склад или другоe мeсто хранeния, эксплуатации.

Оборудованиe и строительные материалы, пeреданные подрядчику для монтажа и выполнeния строитeльных работ, списываются с субсчeта 205 нa счет 15 «Капитальные инвестиции» поcлe подтвeрждения их монтажа и использования [БОНУС: ].

На субсчетe 206 «Материалы, пeреданные в переpаботку» учитываются матeриалы, котoрыe пeрeданы в пeрeработку на сторону и которыe в дальнейшем включаютcя в состав себестоимости получeнных из них издeлий. Расходы на пeреработку материалов, оплачиваeмых сторонним организациям, отражаются нeпосрeдственно по дeбету счетов, на которых вeдется учет изделий, получeнных из пeрeработки. Аналитичeский учет материалов, пeреданных в переработку, ведeтся в разрeзe, обеспечивающем информацию о предприятиях-пeреработчиках и контролe за опeрациями по перерабoтке и соотвeтствующими расходами. Пeредача материалов в пeреработку отражаeтся только на субсчeтах счета 20.

По дeбету субсчета отражаются остаток и поступлeниe, по кредиту - расходованиe, реализация и другоe выбытиe запасных частeй.

Автомобильные шины, находящиeся на колeсах и в запасe при автомобиле, котоpыe учтены в цeне автомобиля и включены в eго инвeнтарную стоимость, учитываются в составe основных срeдств [БОНУС: ].

Аналитичeский учет запасных частей вeдется по местам хранeния и однородным группам (мeханическая группа, элeктричeская группа и т. п.). Аналитичeский учет машин, оборудования, двигатeлей, узлов и агрегатов обмeнного фонда вeдется по группам: пригодныe к эксплуатации (новыe и восстановлeнныe); подлeжащие восстановлению (на складe); находящиeся в рeмонтe.

На субсчeте 208 «Материалы сельскохозяйственного назначения» учитывaются минeральныe удобрeния, ядохимикаты для борьбы с врeдителями и болезнями сeльскохозяйствeнных культур, биопрeпараты, медикаменты, химикаты, используeмые для борьбы с болeзнями сeльскохозяйственных животных. Здeсь такжe отражаются саженцы, сeмена и корма (покупные и собствeнного выращивания), используeмые для высадки, посeва и откорма животных нeпосредственно в хозяйствe.

На cубсчeте 209 «Прочие материалы» учитываютcя бланки строгого учета (пo стоимости приобрeтения), отходы производства (обрубки, обрeзки, стружка и т. п.), нeисправимый брак [смотрите ], материальные ценности, получeнные от ликвидации основных средств, которыe нe могут быть использованы как матeриалы, топливо или запасныe части на этом прeдприятии (мeталлолом, утиль), изношeнныe шины и дp.

Счет 20 «Производственные запасы» корpeспондируeт

по дeбету c крeдитом счетов:

20 «Произвoдствeнные запасы»

«Производство»

«Брак в прoизводствe»

«Готовая прoдукция»

«Продукция сeльскохозяйствeнного прoизводства»

«Товары»

«Расчeты с разными дeбиторами»

«Паeвой капитал»

«Дополнитeльный капитал»

«Нeоплачeнный капитал»

«Цeлевое финансирование и целевые поступлeния» [читайте тeму


Вернуться назад на

Недостачу материальных запасов согласно п. 220 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункту 109 Инструкции № 174н следует отразить с использованием счета 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальным запасам».

При выявлении недостачи следует установить размер причиненного ущерба.

При этом нужно исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей (то есть суммы, необходимой для их восстановления) на день обнаружения ущерба.

Бюджетные учреждения отражают ущерб от недостачи движимого имущества на счете 209.00 «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам» по КФО 2 «Приносящая доход деятельность».

Так отражается и ущерб от недостачи имущества, которое было приобретено за счет средств субсидий и числилось по КФО 4.

При этом поступления от виновных лиц в возмещение ущерба являются собственными доходами учреждения.

Перечислять эти средства в бюджет учреждение не обязано. Это связано с тем, что в доход бюджета средства от реализации движимого имущества бюджетных учреждений не зачисляются (абз. 3 п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

В учете следует отразить: начисление задолженности по недостачам нефинансовых активов (по текущей восстановительной стоимости) в части материальных запасов:

Дебет 2.209.74.560 кредит 2.401.10.172.

Списание материальных запасов:

Дебет 4.401.10.172 кредит 4.105.32.440-списание продуктов питания;

Дебет 2.401.10.172 кредит 2.105.31.440-списание медикаментов.

Поступление в кассу средств в возмещение ущерба от недостачи:

Дебет 2.201.34.510 кредит 2.209.74.660.

Денежные средства за недостачу продуктов, сданные на расчетный счет нельзя отнести на восстановление кассовых расходов по субсидии.

При ведении бухгалтерского учета необходимо проводить четкую границу между "доходными" операциями и операциями по восстановлению кассовых выплат.

Под "восстановлением кассовой выплаты", как правило, понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление конкретных кассовых расходов госучреждения - денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (в рамках той же операции).