March 22nd, 2016

Крупные пересадочные узлы московского метро с их бесконечными запутанными переходами, которые так пугают приезжих, всегда вселяли в меня благоговение. Еще с детства. Мне казалось, что количество переходов там бесконечное количество, и запомнить, куда ведет тот или иной подземный ход совершенно невозможно. Лестницы и повороты, вверх, направо, вниз, прямо и налево... Как будто затерянный город или хитрая крепость. Но прошло время, появился интернет и схемы запутанных пересадок стали доступны, оказалось, что число ходов вполне себе ограничено и вроде никакой тайны тут нет. Но все равно, приступая к большому пересадочному узлу, сердце стучится чуть чаще. Итак, сегодня начнем изучать станции метро "Киевские". Начнем с Арбатско-Покровской линии. Станция открыта в апреле 1953 года. Это была уже вторая станция с таким названием в этом пересадочном узле. Интересно, что станция ровно 50 лет была конечной на "синей" ветке. Начало 50-х - это золотое время для московского метро, станции, открытые в этот период, пополнили копилку самых красивых в нашем метро.

Начнем с ретроспективных фотографий.
Вот уникальные фото из замечательной книги "Московский метрополитен" 1953 года. (отсюда) Немного абстрагируясь от тематики, хочется обратить внимание, что и книги издавали тогда довольно высокого качества, именно культура книгопечатания и компоновки материала очень была высокой. К примеру к 80-летию метрополитена была выпущена отличная книга, отличная по содержанию, но как оформлять книги, как преподнести материал сейчас стали забывать. Верстают книги нынче далекие от этого люди. Но не будем о грустном. Итак на фото фрески со станции и часть подземного вестибюля. Вестибюль совмещенный с "Киевской" Кольцевой линии, которая откроется ровно через год. На фото видно, что тут крутые массивные люстры, похожие люстры на ст.м. "Павелецкая" (Кольцевой линии), а на полу плитка.

А вот фото со станционного зала. В торце еще нет фрески, вместо этого там дверь в техническое помещение. Судя по фото в торце еще нету и лестницы, ведущей в аванзал, интересно.

1. Итак начнем. Совмещенный вестибюль Кольцевой и Арбатско-Покровской линии. Сюда идет проход из вестибюля Филевской линии, который в свою очередь встроен в здание Киевского вокзала. Вестибюль круглой формы, такой вот, богато украшеный с высокими кесонированными потолками. Жаль, что люстр теперь нету, вместо них современные довольно неуместные светильники.

2. Там вдалеке выход в город и на станцию Филевской линии.

3. Решетки радиаторов отопления. Красивые.

4. Портал эскалаторного зала отделан мозаикой. Очень здорово.

5. Поглядите какая красота. Все таки, как я уже говорил 50-е в московском метро - золотой век. Внутри портала гермозатвор, он задекорирован решетками с рисунками, такими же, как на решетках на радиаторах.

6. Эскалаторный зал. Тут конечно все очень помпезно. Свод поддерживают колонны ионического ордера с красивыми капителями и отделкой мрамором. По верху идет орнамент, освещение купола спрятано за карниз. Освещение самого зала осуществляется с помощью люстр, размещенных между колонн.

7. Стены тоже отделаны светлым камнем, поверху по всему полукругу идет масштабное мозаичное панно. На нем шествуют украинцы и несут все, что произвели к советскому гербу, который расположен, как раз посредине.

8. Вид в сторону эскалаторного наклона.

9. 4 эскалатора ведут вниз в аванзал. Дальше вниз по эскалатору можно спуститься на Кольцевую линию, а направо идет ход на Арбатско-Покровскую линию.

10. Пойдем как все примерные пассажиры направо. Тут сразу гермозатвор.
11. Переход отделан светлым камнем, а на стенах шикарные бра. Красота и шик.

12. На станцию спускаются два лестничных схода.
13. Проемы над путями отгорожены. Ограждение богато задекорировано, перила из дерева.

14. Сверху можно поглядеть на станцию, на крутые люстры.

15. Вид со станции. Странно, что нет перил в начале лестничного схода. Раньше уделяли внимание таким мелочам.

16. Чтобы потоки не пересекались, выход в город и пересадка на Филевскую линию сделана в виде отдельного перехода, он находится в торце станции. Справа тоже есть ступеньки лестничного схода, он не используется, проем закрыт.

17. Тут также две лестницы. Интересно, что слева висит табличка "Нет прохода" хотя эти две лестницы предназначены именно для перехода и выхода в город. Если посмотреть на фото 10, то видно, что вдалеке как раз выход из этого перехода. Такая же странная тема с табличкой и на на фото 15. Довольно запутанная навигация, как мне показалось. На табличке написано, что тут можно пересесть на Филевскую линию, но тут же можно через аванзал, что на фото 1 спуститься и на Кольцевую.

18. Какое ограждение - красота.

19. Тут вот видно, как переход чуть чуть подрезал лепнину. Небольшие косяки можно найти не только у современных строителей. =)
20. Снова крутые бра на стенах. А что это за проем дальше справа?

21. Вид в обратную сторону.

22. Выход в аванзал, и гермоворота.

23. Указатель посылает нас только наверх в вестибюль для пересадки на Филевскую линию. Однако ограждение не перекрывает возможности спуститься и вниз на Кольцевую.

24. Также на станцию можно попасть с Кольцевой и по отдельному переходу. На заднем плане лестницы на кольцевую.

25. В другую сторону. Гермозатвор и... тут оформление победнее. Светильники просто ужасные.

26. Зато тут есть симпатичная вентрешетка. Что касается меня, так мне очень нравятся старые, вот такие, указатели. Новые пока непривычны и кажется, что шрифт там мелковат, к этому мы уже попривыкли. И да, это фото еще до того, как открылась после реставрации ст.м. " ".

27. Сама станция сильно загружена. Одна из самых загруженных станций московского метро, в первую десятку по пассажиропотоку она входит уверенно. Также она входит в первую десятку по красоте оформления. Я рекомендую обязательно съездить для того, чтобы полюбоваться декором, хотя это будет и непросто из-за плотного людского потока. Но для тех, кто стоял в очереди на Серова это, я думаю, не так страшно! Совершенно не обязательно идти в музей, в Москве некоторые станции метро не хуже любого музея.

28. Пилоны отделаны снизу мрамором, а вот фриз отделан расписными керамическими панелями. Причем они имеют довольно сложную форму, состоят и большого числа элементов.

29. В оформлении растительный орнамент и, конечно пятиконечные звезды.

30. Очень круто. Керамика - это всегда смотрится очень нарядно и богато. Что за подземный дворец, без таких вот элементов.

31. Недавно фрески, которые украшают своды над пилонами реставрировали, для того, чтобы станцию не перекрывать для пассажиров и даже не препятствовать немалому пассажиропотоку, соорудили такие вот подмости. И реставраторы при работе и пассажиры ходят себе внизу.

32. А вот люстры на станции такие же, как на ст.м. " ", однако, похоже, что тут стоят полностью оригинальные плафоны. Верхние и нижние части - стекляшки, разные.

33. Фрески изображают трудовой быт Советской Украины. Вот железнодорожники. Непонятно прощаются или приветствуют друг друга. В любом случае на картинке еще присутствует паровоз ИС-20. ИС- это Иосиф Сталин. В 62 году, после развенчания культа его личности переименовали даже паровозы. Но так как эти фрески написаны раньше, то тут "ИС"!

34. Вот физкультурники с пионеркой.

35. Хлопководы. Интересно. Я вот совершенно не припомню, чтобы Украина славилась хлопком. Оказалось, что в 50-е годы действительно велись работы по выращиванию хлопковых культур, но потом от идеи выращивания хлопка на Украине отказались. Хлопок стали выращивать в среднеазиатских республиках. Страна то был одна, можно было себе позволить такую вот узкую специализацию выращивания сельхоз культур. На заднем плане виден хлопкоуборочный комбайн. Видны буквы СХМ. Скорее всего это СХМ-48. Забавно, но помимо тружеников на фресках и современная (для тех лет) техника - это должно показывать техническую оснащенность советских тружеников.

36. Вот так выглядела фреска до реставрации.

37. Фреска называется "В детском саду". Классический мотив "Мадонны с младенцем". Дети Советской Украины, несмотря на послевоенные годы, выглядят вполне счастливыми. У девочки даже велосипед.

38. Животноводы.

39. Немного деталей. Вентрешетка.

40. Лавочки тоже не оригинальные. Абсолютно такие же стоят на ст.м. " " Калужско-Рижской линии.

41.

А теперь перейдем к главному украшению станции. Это замечательная фреска "Народные гуляния в Киеве". Эта фреска, как и вообще все оформление станции посвящено 300-летию воссоединения Украины и России. Вот, как она выглядела в последнее время (ее несколько раз реставрировали) до 2010 года.

Но в октябре 2010 года фреска полностью осыпалась. Дело в нарушенной гидроизоляции, вода по вот этой стальной стенке проникала в штукатурку, она стала хрупкой и в какой-то момент произошло неизбежное. (Это и следующее фото взято у russos )

Оценить масштаб трагедии можно вот по этому фото. Катастрофа. Казалось, что мы потеряли фреску безвозвратно. Но слава богу было принято решение не просто замазать стену, оштукатурить и нарисовать другое изображение, фреску решили восстановить.

42. И вот, после 3 лет реставрации специалистами реставрационной мастерской "Китеж", фреска вернулась на свое место. Очень интересно почитать про процесс реставрации, не поленитесь, сходите по ссылке () про реставрацию. На фреске посередине под знаменами товарищ превратился в казака, хотя его до 2010 года дореставрировали до какого то азиата. Появился дедушка за пляшущей девушкой. Реставраторы говорят, что старались восстановить именно оригинальный вариант.

43. Еще раз взглянем на центральный зал станции.


<- Киевская ->
Пересадка на ст.м. Киевская (Кольцевой линии)
Пересадка на ст.м. Киевская (Филевской линии)

«Киевская» - станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Открыта 14 марта 1954 года в составе участка «Белорусская» - «Парк Культуры». Расположена между станциями «Краснопресненская» и «Парк Культуры». Переход на Филёвскую и Арбатско-Покровскую линии. Единственная станция метро Кольцевой линии, не расположенная в Центральном административном округе Москвы.

36 фотографий, общий вес 8,8 мегабайт

1. Пилонная станция глубокого заложения. Архитекторы - Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев. Художники - А. В. Мизин, Г. И. Опрышко, А. Г. Иванов.

2. С 1954 года для выхода в город служит двухмаршевый эскалатор (работы архитекторов И. Г. Таранов, Г. С. Тосунов, инженеров-конструкторов Л. В. Сачкова, М. В. Головинова), который ведёт в общий вестибюль с одноимённой станцией Арбатско-Покровской линии.

3. С промежуточной площадки имеется переход на станцию АПЛ. А перед эскалатором на кольцевую линию сохранилась эта раритетная табличка.

4. В 1953 году на пост генерального секретаря ЦК КПСС заступает Никита Сергеевич Хрущёв, и в числе его первых деяний оказывается и увековечивание великой судьбы народа Украины в московском метро. На тот момент ни одна из двух существовавших «Киевских» его не удовлетворяли. По результатам объявленного конкурса было представлено 73 проекта, победу в котором одержали киевляне. Группой строителей руководил действительный член Академии архитектуры Украинской ССР Е. И. Катонин.

5. Архитектурные новшества не использовались украинской группой архитекторов. Основными стилистическими и инженерными принципами работы для них стали расширяющиеся вверху пилоны и параболический свод, позаимствованный у Л. М. Полякова - архитектора метрополитена, проектировавшего «Арбатскую» Арбатско-Покровской линии. Тонкие орнаментальные опоясывания форм станции напоминают оформление «Новослободской». Путевые стены и нижняя часть пилонов облицованы мрамором марки «Коелга», пол выложен серыми гранитными плитами.

6. Художественное оформление станции посвящено теме дружбы российского и украинского народов.

7. В 1972 году сооружены дополнительные переходы из центрального зала в восточный торец станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии и в аванзал восточного выхода станции «Киевская» Филёвской линии.

8. Дверь в кабельный канал на путевой стене.

9. Центральная часть посадочного зала, перекрытая изящным белоснежным сводом, соединена с боковыми частями параболическими арками, окаймленными лепным жгутом, что характерно для украинской архитектуры семнадцатого века. В этом описании есть противоречие с подписью к фотографии №5 - на одно и тоже оформление есть две разные точки зрения: википедия и официальный сайт метрополитена.

10. Интересно, что тут меняли?

11. 18 пилонов украшены мозаичными панно из смальты, оформленными на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов.

12. Вместе с двумя другими станциями и некоторыми объектами ГО этот узел представляет собой сложнейшее инженерное сооружение.

13. Станция была последней и самой «богатой» на изображения И.В. Сталина. Целых пять его профилей можо было увидеть в оформлении станции на мозаиках «Провозглашение Советской власти В. И. Лениным. Октябрь 1917 года», «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве», «Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года», «Дружба русских и украинских колхозников» и в самом конце станции был помещён большой профиль Ленина-Сталина, который был заменён маленьким портретиком В. И. Ленина.

17. На торцевой стене центрального зала станции расположено большое панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом В. И. Ленина в центре. Вокруг - строки гимна СССР.

18. Под портретом - слова Ленина.

20. Пушкин на Украине.

21. Ленинская «Искра».

22. Провозглашение Советской власти В. И. Лениным в Смольном. Октябрь 1917 года.

23. М. И. Калинин и Г. К. Орджоникидзе на открытии Днепрогэса.

24. Освобождение Киева Советской Армией. 1943 год.

25. Социалистическое соревнование металлургов Урала и Донбасса.

26. Цветёт орденоносная Украина, республика рабочих и крестьян.

27. Содружество народов - источник расцвета социалистической родины.

28. Дружба русских и украинских колхозников.

30. Тракторная бригада первой МТС.

31. Борьба за Советскую власть на Украине.

На этой мозаике современные пассажиры усматривают у одного из партизан в руках мобильный телефон и КПК, а на коленях - ноутбук. В действительности он использует полевой телефон модели УНА-И или УНА-Ф , причём тяжёлую трубку партизан держит двумя руками, а то, что принимают за ноутбук - крышка от ящика с телефонным аппаратом. Вместе с тем, указанные модели телефонов начали выпускать только во второй половине 20-х годов XX века. Надо полагать, что на мозаике изображён некий иностранный полевой телефон-передатчик.

32. 1905 год в Донбассе.

33. Чернышевский, Добролюбов, Некрасов и Шевченко в Петербурге.

34. Полтавская битва

35. Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве.

36. Народное гуляние в Киеве.

Московское метро открылось 15 мая 1935 года линией "Сокольники"-"Парк культуры" и за два десятка сталинских лет приросло новыми станциями, богатые интерьеры которых напоминают художественную галерею. 44 станции столичной подземки признаны объектами культурного наследия. С 1955 года, в связи с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», метрострой отказался от дорогостоящего декора в пользу типовых проектов. Прогулка по старому метро началась в Сокольниках, продолжилась извилистыми загогулинами по Сокольнической, Кольцевой, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской линиям и завершается сегодня на станциях "Киевская" кольцевая и "Парк культуры".




Станция "Киевская" кольцевая открыта 14 марта 1954 года в составе участка «Белорусская» - «Парк Культуры» и замкнула строившуюся Кольцевую линию.
1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/81144

В 1953 году на пост первого секретаря ЦК КПСС заступает Никита Сергеевич Хрущёв, и в числе его первых деяний оказывается и увековечивание великой судьбы народа Украины в московском метро. На тот момент ни одна из двух существовавших «Киевских» его не удовлетворяли. По результатам объявленного конкурса было представлено 40 проектов, победу в котором одержали киевляне.

Над проектом станции работали архитекторы Е.И.Катонин, В.К.Скугарев, Г.Е.Голубев, интерьеры оформили художники - А.В.Мызин, Г.И.Опрышко, А.Г.Иванов.

Восемнадцать пилонов украшены мозаичными панно из смальты, посвящёнными истории Украины и дружбе украинского и русского народов.


Переяславская Рада 8/18 января 1654 года


Полтавская битва


Пушкин на Украине


Чернышевский, Добролюбов, Некрасов и Шевченко в Петербурге


Ленинская „Искра“


1905 год в Донбассе


Провозглашение Советской власти В.И.Лениным в Смольном. Октябрь 1917 года


Борьба за Советскую власть на Украине


Калинин и Орджоникидзе на открытии Днепрогэса


Тракторная бригада первой МТС


Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве


Народное гуляние в Киеве


Освобождение Киева Советской Армией. 1943 год


Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года


Социалистическое соревнование металлургов Урала и Донбасса


Дружба русских и украинских колхозников


Цветёт орденоносная Украина, республика рабочих и крестьян


Содружество народов - источник расцвета социалистической родины

На торцевой стене центрального зала станции расположено большое панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом В.И.Ленина в центре. Вокруг - строки гимна СССР, а под портретом - ленинская цитата: "Нерушимая вечная дружба украинского и русского народов является залогом национальной независимости и свободы, расцвета национальной культуры и процветания украинского народа, как и других народов Советского Союза".

Станция была последней и самой «богатой» на изображения И.В.Сталина. Целых пять его профилей можно было увидеть в оформлении станции на мозаиках «Провозглашение Советской власти В.И.Лениным. Октябрь 1917 года», «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве», «Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года», «Дружба русских и украинских колхозников» и в самом конце станции был помещён большой профиль Ленина-Сталина, который был заменён маленьким портретиком В.И.Ленина.

Любопытно, что в мраморе можно разглядеть окаменелые веточки кораллов. Подробнее об этом можно прочитать на сайте "Палеонтология Московского метро": http://www.paleometro.ru/metro29.php

Станция "Парк культуры" (радиальная) открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена - «Сокольники»-«Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд»-«Смоленская».


1935 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/27264


Северный вестибюль украшен мозаичным панно с изображением Максима Горького


Утром 29 марта 2010 года на станции был осуществлён террористический акт, погибли 12 человек. Взрыв произошёл в час пик, в момент, когда на станцию прибыли сразу два поезда и в метро было много пассажиров.


Южный вестибюль (не сохранился). 1935 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/96178


Южный вестибюль. 1960 год (на переднем плане строится эстакада): http://www.oldmos.ru/old/photo/view/94014


Фрагменты оформления вестибюля

Станция "Парк культуры" (кольцевая) открыта 1 января 1950 года. Архитектор И.Е.Рожин. В первые годы своего существования станция часто обозначалась на схемах под названием «Парк культуры имени Горького». Чтобы попасть в любимое место отдыха москвичей 1930-1950-х годов, горожанам надо было пройти на противоположный берег Москвы-реки по длинному Крымскому мосту. Периодически возникали идеи переименования станции в "Крымскую" или "Крымский мост".

Пилоны станционного зала украшены 26 барельефами из белого мрамора работы С.М.Рабиновича, изображающие отдых советской молодёжи.

Метро «Киевская» Кольцевой линии Московского метрополитена расположена между станциями «Парк Культуры» и «Краснопресненская». Это единственная станция Кольцевой линии, расположенная за пределами Центрального административного округа Москвы.

История станции

Метро «Киевская кольцевая» была самой любимой станцией Никиты Хрущева, который в 1953 году был избран на должность первого секретаря ЦК КПСС и, наконец, получил возможность построить станцию, связанную своей тематикой с его родной Украиной. Он объявил конкурс, в котором приняло участие 40 проектов от московских и киевских архитекторов. Как и следовало ожидать, победа досталась киевским метростроевцам. Строительство возглавил член Академии архитектуры УССР Е. Катонин.

История названия

Станция названа по расположенному неподалеку Киевскому вокзалу.

Описание станции

Оформление станции посвящено темам «Дружба украинского и русского наров» и «История Украины». 18 панно, украшающие станцию, рассказывают историю отношений России и Украины, начиная с Переяславской Рады, когда запорожцы приняли решение о воссоединении с Россией, и до революции 1917 года.

Торцевую стену центрального зала занимает панно, на котором в окружении лепных флагов мозаикой выложен портрет Ленина и строки гимна СССР.

Технические характеристики

Метро «Киевская» - трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения, расположенная на глубине 53 метра. Авторами типового проекта являются Г. Е. Голубев, Е. И. Катонин и В. К. Скугарев. Художественным оформлением станции занимались художники Г. И. Опрышко, А. В, Мизин и А. Г. Иванов.

Вестибюли и пересадки

Станция имеет переход на одноименные станции Арбатско-Покровской и Филёвской линий. Переход на Филевскую линию находится в станционном зале. Метро «Киевская» имеет общий вестибюль с одноименной станцией Арбатско-Покровской линии. Вестибюль расположен в здании Киевского вокзала и имеет выход как к самому вокзалу, так и к улицам 2-й Брянский проезд и Киевская.

Полезные факты

Выход к вокзалу из вестибюля станции открыт с 7:00 до 22:00, к пригородным поездам - 5:30 - 1:00.

По маршруту Киевский вокзал - аэропорт «Внуково» регулярно курсирует аэроэкспресс.

Станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Открыта 14 марта 1954 года в составе участка «Белорусская» - «Парк Культуры».

История создания

В 1953 году на пост первого секретаря ЦК КПСС заступает Никита Сергеевич Хрущёв, и в числе его первых деяний оказывается и увековечивание украинцев в московском метро.

На тот момент ни одна из двух существовавших «Киевских» его не удовлетворяли. По результатам объявленного конкурса было представлено 40 проектов, победу в котором одержали киевляне. Группой строителей руководил действительный член Академии архитектуры Украинской ССР Е. И. Катонин.

Antares 610 , CC BY 3.0

Архитектурные новшества не использовались украинской группой архитекторов. Основными стилистическими и инженерными принципами работы для них стали расширяющиеся вверху пилоны и параболический свод, позаимствованный у Л. М. Полякова - архитектора метрополитена, проектировавшего «Арбатскую» Арбатско-Покровской линии.

Тонкие орнаментальные опоясывания форм станции напоминают оформление «Новослободской». Путевые стены и нижняя часть пилонов облицованы мрамором, пол выложен серыми гранитными плитами.

Описание

На торцевой стене центрального зала станции расположено большое панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом В. И. Ленина в центре. Вокруг - строки гимна СССР, а под портретом - слова Ленина:

«Нерушимая вечная дружба украинского и русского народов является залогом национальной независимости и свободы, расцвета национальной культуры и процветания украинского народа, как и других народов Советского Союза.»


Antares 610 , CC BY 3.0

С 1954 года для выхода в город служит двухмаршевый эскалатор (работы архитекторов И. Г. Таранов, Г. С. Тосунов, инженеров-конструкторов Л. В. Сачкова, М. В. Головинова), который ведёт в общий вестибюль с одноимённой станцией Арбатско-Покровской линии. С промежуточной площадки имеется переход на вторую станцию.18 пилонов украшены мозаичными панно из смальты, оформленными на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов

Один из выходов со станции в 2006 году был оформлен французскими архитекторами по образцу Парижского метрополитена, в духе Эктора Гимара.

Antares 610 , CC BY-SA 3.0

Факты

  • На одной из мозаик - «Борьба за Советскую власть на Украине» изображён партизан, который использует переносной телефон на базе штабного телефона FF-17, который производился с 1910 г. по 1920 г. в Германии. Причём тяжёлую трубку партизан держит двумя руками. Некоторые современные пассажиры принимают его за мобильный телефон, КПК и ноутбук.
  • Станция была последней и самой «богатой» на изображения И. В. Сталина. Шесть его профилей можно было увидеть в оформлении станции на мозаиках «Провозглашение Советской власти В. И. Лениным. Октябрь 1917 года», «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве», «Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года», «Дружба русских и украинских колхозников», «ХІХ съезд - съезд единства Коммунистической партии, Советского правительства и народа» и в самом конце станции был помещён большой профиль Ленина-Сталина, который был заменён маленьким портретиком В. И. Ленина.
  • Один из входов на станцию оформлен французскими архитекторами в духе типовых проектов Эктора Гимара. Представитель стиля модерн, Эктор Гимар декорировал входы на первые станции парижского метро в 1900—1910 годы. Ответным подарком московского метрополитена стал витраж «Курочка Ряба», установленный на станции «Madeleine» в Париже.