В 2005 году Искупительный храм Святого Семейства был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в ноябре 2010 года папа Бенедикт XVI освятил его и провозгласил Малой папской базиликой. В тот же день церковь официально объявили готовой к ежедневным богослужениям.

Изначально проект храма принадлежал Франсиску дель Вильяру. Архитектор планировал построить ее в неоготическом стиле, но его идея воплотилась лишь на несколько процентов – он успел спроектировать огромную апсиду, состоящую из семи часовен. Вскоре после начала строительных работ по причине разногласий с заказчиками он покинул проект. В 1883 году руководство работами перешло в руки знаменитого каталонского зодчего - Антонио Гауди, который значительно изменил первоначальную концепцию будущей церкви. Все последующие годы своей жизни он работал над строительством храма Святого Семейства.

Принявшись за разработку проекта, Антонио решил не следовать стандартам неоготического архитектурного стиля. Готическими в церкви должны были быть только дух и основные формы, а во всем остальном великий архитектор полагался только на свою фантазию и своеобразный подход к архитектуре. По мере продвижения строительства храм приобретал необычный для католической церкви вид: элементы крыши были сделаны в стиле кубизма, а веретенообразные башни выглядели как песчаные замки. Обычным методом Гауди было игнорирование необходимости составления предварительных планов работ. Он делал наброски основных форм строительства, а затем по ходу работы полностью отдавался импровизации в создании конструкций и деталей. Для того чтобы контролировать рабочий процесс Антонио приходилось постоянно находится на строительной площадке, в результате чего он поселился в одной из комнат в еще недостроенном здании храма. Беспрерывно наблюдая за строительством, архитектор регулярно вмешивался в работу: у него часто возникали неожиданные идеи, которые он старательно выполнял, иногда даже жертвуя построенным, так как оно не вписывалось в новый придуманный вариант. Гауди постоянно засыпали вопросами о затянувшейся работе над проектом, на что он коротко отвечал: «Мой клиент не торопится».

По замыслу главного архитектора храм Святого Семейства должен был стать Библией, воплощенной в архитектуру. Каждый фасад посвящался одному из трех главных этапов жизни Христа на земле: Рождество, Страсти Христовы и Воскресение. Гауди решил, что все строение будет венчаться двенадцатью башнями, символизирующими двенадцать апостолов, а центральный неф украсит башня, посвященная Иисусу Христу, высота которой составит 170 метров. Интересно то, что она всего лишь на 1 метр ниже горы Монжуик – самой высокой точки Барселоны. Таким решением архитектор хотел подчеркнуть, что творение человеческих рук не может возвышаться над тем, что создал Бог.

Богатое воображение Гауди делало его творения поистине уникальными – в работе автор стремился придерживаться естественности, и храм Святого Семейства не стал исключением. По замыслу проектировщика, колонны, которые являются главным несущим элементом здания, по мере приближения к сводам разветвляются, образуя фантастическую конструкцию в виде леса. Солнечный свет, падая внутрь храма сквозь размещенные на разной высоте окна, создает ощущение того, что сквозь ветви деревьев пробивается сияние звезд. Еще одна уникальная черта сооружения – удивительная акустика, на создание которой автор потратил немало лет. Она предусматривала создание идеальной системы колоколов, приводимых в движение ветром – так, словно храм наполняется музыкой, творимой Богом. Именно по этой причине Гауди называл свое детище “органом для Господа”.

В 1926 году Антонио Гауди умер, на момент его смерти проект был завершен менее чем на 20 процентов. Последующая работа над храмом выполнялась под руководством Доминика Суграньеса. Но уже в 1936 году вторжение Гражданской войны в спокойную жизнь Испании приостановило его строительство. В военный период каталонские анархисты добрались до модели храма, разрушили ее, а также уничтожили ценные чертежи Антонио Гауди. Само здание тоже не избежало печальной участи, ему нанесли немалый урон. В 1940-х годах началось воскрешение Искупительного храма, работа над проектом возобновилась.

Планируемая дата завершения строительства храма Святого Семейства – 2026 год, столетие со дня смерти великого каталонского архитектора Антонио Гауди, автора этого грандиозного проекта, посвятившего ему значительную часть своей жизни.

Барселона знаменита своими историческими достопримечательностями и потрясающим сочетанием зданий с причудливой архитектурой. В нашей статье мы хотим рассказать о гениальном архитектурном творении - соборе Саграда-Фамилия. Удивительное строение привлекает туристов со всего мира, своими причудливыми формами и рельефами, перенося их в Библейские времена.

Исторические факты

Искупительный собор Саграда-Фамилия строится уже более 150 лет и считается наиболее известным долгостроем. В это сложно поверить, но так оно и есть на самом деле. В 2005 году ЮНЕСКО даже зачислило этот уникальнейший объект в свои списки наследия человечества, что само по себе уже говорит о значимости строения.

В свое время идея возведения храма возникла у обычного продавца книг из Барселоны Жозепа Бокабельи. В те далекие времена он возглавлял общину почитателей Иосифа. В 1872 году Бокабельи приехал в городок Лорето, в котором находился дом, служивший согласно легенде обителью Иисусу, Марии и Иосифу. Торговец книгами был так очарован красотой храма, что решил создать его копию в родном городе.

Мысль о подобном строительстве в конце концов переросла в решение построить необычное сооружение в Однако из-за нехватки средств Бокабелью удалось приобрести землю только на окраине города.

Собор Саграда-Фамилия, как его часто называют наши туристы, был основан 19 марта 1882 года. Вообще стоит отметить, что правильно название сооружение звучит немного иначе - храм Саграда-Фамилия. Начало строительства превратилось в важное событие, в котором принимали участие представители духовенства и городские власти. Архитектором Саграда-Фамилии стал Франсиско дель Вильяр. Именно он предложил построить храм в неоготическом стиле, которых был невероятно популярен в ту эпоху. Однако во время строительства у архитектора появились разногласия с исполнителями, поэтому в дальнейшем он отстранился от участия в проекте.

Гениальный Гауди

В 1883 году дальнейшее строительство собора Саграда-Фамилия в Барселоне возглавил знаменитый Гауди, который в свою очередь внес значительные изменения в проект и решил воздвигнуть гигантское строение. По его задумке, вокруг церкви построят каменные колонны наподобие деревьев, крытые арки и скамьи для прихожан.

По замыслу архитектора, собор Саграда-Фамилия одновременно должен был принимать до 14 тысяч прихожан. Еще с самого детства Антонио Гауди имел необыкновенную фантазию, чем сильно отличался от своих товарищей и сверстников. Казалось, что мальчик имел какую-то особенную связь с окружающим его миром, он невероятно ценил все то, что было создано природой. Антонио мог часами любоваться облаками и представлять себе, что это деревья, сказочные персонажи или звери. Даже капли росы в траве и цветы вызывали интерес у юноши и восхищение. Все увиденные им предметы, он в своих фантазиях превращал во что-то необыкновенное.

Несмотря на то что Гауди слыл сторонником экспериментов, в строительстве тончайшее чутье его никогда не подводило. Его творения всегда были прекрасны и естественны, а любые необычные идеи соответствовали строгим инженерным правилам. Архитектор использовал в своей практике самые новейшие мысли того времени, за что его смело можно назвать новатором.

Такая непростая наука как сопромат была уже тогда известна Гауди, и он активно пользовался своими знаниями.

Планы Гауди

Для того чтобы храм Саграда-Фамилия в Барселоне выглядел более величественно, Гауди в своих эскизах отметил, что высота центральной башни Христа должны быть на метр ниже, чем Религиозный архитектор считал, что творение рук человека не может быть выше, чем Божье создание. Согласно планам, фасады предполагалось украсить сценами на тему рождения и воскрешения Христа.

Гауди неоднократно упрекали в том, что строительство идет слишком медленными темпами. На что архитектор отвечал, что его детище никуда не торопится. Изначально предполагалось, что храм будет строиться на пожертвования. Однако Антонио был настолько одержим своим проектом, что вложил в строительство все свои имеющиеся средства. Но и этих денег не хватило, приходилось собирать по домам.

Но, к сожалению, в 1926 году жизнь гениального архитектора оборвалась. На тот момент Гауди было 74 года. Из своего проекта он успел воплотить в жизнь только часть - создать одну башню Саграда-Фамилии, фасад Рождества, крипты и апсиды. С 1954 года и по сей день строительство ведется дальше.

Последователи Гауди

В девяностых годах прошлого века за храм взялся новый архитектор - Субиракс. Он принялся за создание фасада под названием Страсти Христовы. Интересен тот факт, что новый архитектор был настоящим атеистом, в отличие от глубоко верующего Гауди. Когда Субиракс получил столь заманчивое предложение заняться изготовлением скульптур для оформления фасадов, он целый год занимался изучением творчества Гауди. И только в 1987 году принялся за работу. В настоящее время Субиракс с несколькими другими архитекторами работает над нефами, внутренним двориком и хорами храма Саграда-Фамилия. Абсолютно весь декор строения содержит христианские символы. При просмотре элементов здания создается впечатление, будто перелистываешь страницы Библии.

В общей сложности запланировано строительство восемнадцати башен. Все они будут находиться на разной высоте. Башня Христа - самая высокая, на ее шпиле будет расположен крест. Немного меньшими размерами будет обладать башня Девы Марии. Следующие четыре будут символизировать евангелистов. Также в храме запланировано двенадцать колоколен, которые олицетворяют количество апостолов.

Несмотря на то что собор Саграда-Фамилия внутри не закончен, равно как и снаружи, в 2000 году его уже освятил Папа Римский Бенедикт шестнадцатый. Храм официально признан пригодным для ведения церковных служб.

Фасад Рождества

Фасад Рождества строил еще сам Гауди, через него посетители заходят в храм. Изначально было возведено здание, которое разделили на три входа во внутренние залы. Оно оснащено четырьмя колокольнями с высокими шпилями в честь святых апостолов Иуды, Варнавы, Симона и Матфея. Открытая легкая конструкция башен возводилась с учетом выхода звуков колоколов, отчего внешне они похожи на жалюзи.

Фасад Славы

Фасад Славы выходит на улицу Калле Маллорка. Его тематика связана с грехопадением и добродетелью. Строение смотрит в сторону побережья, поэтому в течение всего дня находится под солнечными лучами. Даже в этом скрыт глубокий смысл, поскольку Слава это и есть свет, приносящий радость и духовное счастье. Строительство этой части храмового комплекса начато совсем недавно. Но уже имеются четкие планы и сюжетные линии, которые будут демонстрировать библейские сюжеты.

Фасад Страстей

А вот фасад Страстей был задуман еще гениальным Гауди, который хотел изобразить на нем картины, демонстрирующие последние дни жизни Христа. Все скульптуры выполнены настолько мастерски, что непроизвольно привлекают внимание людей.

Необычно выполнены и ворота фасада Страстей. На бронзе высечен фрагмент текста из Евангелия, в котором идет повествование о земной жизни Сына Божьего.

Монастырь

Монастырь, по плану, должен будет находиться за границей храма, обрамляя его кольцом, которое будет прерываться только в районе ворот и апсиды. Строение должно выполнять роль своего рода защиты от уличного шума и суеты.

Апсида

Между фасадами Рождества и Страстей находится Апсида. Ее строили еще одной из первых, поэтому она выполнена в готическом стиле. Апсида посвящена почитанию памяти Божьей матери. Лицевая ее часть еще находится на этапе строительства. Многие фигуры и элементы уже выполнены, но еще многое предстоит доделать. Так, например, планируется воздвижение внутри статуй, олицетворяющих основоположников религиозного ордена. А на самом верху должен быть сооружен купол Святой Марии, который увенчает звезда.

Внутренняя часть

Нестандартной видел Гауди и внутреннюю часть храма. В качестве распределения нагрузки на многочисленные арки и колонны, он решил применить колонны-деревья. Такая гениальная идея придала красоту внутренней части храма.

Строительство собора внутри продолжается и по сей день, но все же посетители имеют возможность приобрести билеты в Саграда-Фамилию и посетить это удивительное место, поскольку здесь есть на что посмотреть. Внутри здания вообще чувствуется особая атмосфера, которая отчасти достигается игрой света. Дело в том, что сам Гауди считал, что яркое освещение внутренней части может нарушить гармонию декора и не создаст атмосферу душевного покоя. Поэтому свет в здание проникает сквозь цветные стеклянные витражи, что создает особый настрой.

Уже сейчас все желающие могут подняться на лифте на колокольни, которые соединены между собой мостиками. А в подвальном помещении здания располагается музей, в котором можно узнать обо всех этапах строительства.

Музей

После того как были завершены работы над криптой, был открыты музей в 1961 году. Он и сейчас открыт для посетителей. В нем можно увидеть необычные экспонаты, как, например, подлинники чертежей и рисунков Антонио Гауди, которые хранятся в специальных комнатах со слабым освещением для максимальной защиты бумаги от влияния внешних факторов.

Кроме того, в музее можно посмотреть на фотографии, на которых запечатлены все этапы строительства, имеются даже фото с сами Гауди.

На полках музея собраны разные модели архитектурных элементов храма и другие необычные экспонаты, посвященные всем этапам проектирования и строительства Искупительного храма, посвященного Святому Семейству. Также здесь можно увидеть многие репродукции творений Гауди, который очень любил Каталонию и редко выезжал за ее пределы.

Как добраться до Саграда-Фамилии?

Туристам, которые решили посмотреть храм, интересно будет знать, каким транспортом можно добраться до места назначения. Удобнее всего воспользоваться метро. Выходить нужно на станции "Саграда-Фамилия" (5-я и 2-я линия). Кроме того, к храму ходят маршрутные автобусы 19, 43, 34, 50. Не стоит забывать и о туристических автобусах «Сити Тауэр» и «Бас Туристик», которые курсируют по специальным маршрутам, охватывающим самые интересные места Барселоны.

Адрес Саграда-Фамилии: город Барселона, Маллорка.

Эксперты делают самые разные прогнозы относительно окончания строительства. По плану храм должен быть полностью достроен через десять лет. Необыкновенная акустика, которая была продумана еще самим Гауди, позволит собрать в храме 2,5 тысячи певчих для исполнения торжественной литургии под аккомпанемент нескольких органов. Храм должен стать одним из наиболее грандиозных творений в мировой архитектуре.

Билеты

Несмотря на то, что храм еще не полностью достроен, его уже можно посетить. Билеты в Саграда-Фамилию можно купить в кассах около собора. Их стоимость варьирует в пределах 15-29 евро, а для детворы билеты обойдутся немного дешевле (15 евро билет без гида; если вы планируете подняться на башню, то придется заплатить 22 евро без услуг гида и 29 евро с гидом).

Храм уже сейчас пользуется невероятной популярностью. В период туристического сезона около касс собирается большое количество людей. Опытные туристы рекомендуют приобретать билеты с русским аудиогидом, чтобы можно было узнать историю строительства величайшего храма. У собора имеется свой сайт, на котором также можно забронировать экскурсию. Но к сожалению, ресурс не снабжен русской навигацией.

С аграда Фамилия не главный собор Барселоны, но зато один из самых известных в мире..
Все из-за долгостроя, затянувшийся на века. А главным Кафедральным храмом города является собор Святого Креста, расположенный в Готическом квартале города (я о нем уже писал). Но Саграда прекрасен, особенно внутри. Это нечто...

Строительство Саграда Фамилия началось еще в 1882 году. Гауди пришел на эту стройку в 1883, после увольнения предыдущего архитектора (наверное за срыв сроков строительства))))

Есть легенда, что один из учителей сказал о Гауди: "Он либо гений, либо сумасшедший"... думаю, что скорее всего и то и другое)))

4.

После гибели Гауди, который был сбит трамваем (его тело покоится в склепе Базилики) строительство храма продолжил его близкий друг и соратник Доменек Сугранес, затем - другие архитекторы. Церковь должна быть достроена лишь к 2026 году и то сомнительно, так как дата рядышком, а башня маловата. Если все сложится, на строительство этого храма уйдет около 144 лет!

4а.

Причина долгостроя - изначально властями было принято решение строить его лишь на деньги пожертвований от прихожан и менять его никто не желает. У нас бы быстро построили, это же не стадион Зенита. У храма и поля выдвижного нет и купол не открывается... темнота... 19 век...

5.

Вообще храму таких размеров душно в этом месте. Когда начинали строить храм Саграда Фамилия, местность вокруг была пригородным пустырем. Сейчас город разросся, вокруг церкви выросли целые жилые районы и дома, а власти не дернулись с запретом строительства... теперь он словно в оковах соседних домов.

6.

Но Храм красив, чивоужтам... Веретенообразная форма башен-колоколен, напоминающая песчаные замки, определяется структурой находящихся внутри винтовых лестниц. Каждая башня посвящена своему апостолу, статуи которых помещены в точках изменения формы башен от квадратного к круглому сечению.

На храме есть "магический квадрат" в котором все числа дают сумму 33... возраст Христа... маленький квадратик есть еще и на воротах в храм, но там еще много других секретов.

7.

Рядом с магическим квардратом скульптура под названием "Поцелуй Иуды".

В верхней части башен Гауди предполагал поместить трубчатые колокола, звон которых будет сочетаться со звучанием пяти органов и голосами 1500 певчих, расположенных, по задумке архитектора, по обе стороны от продольных нефов и на внутренней стороне фасада Славы.

На каждой колокольне сверху вниз расположен девиз «Слава всевышнему» («Hosanna Excelsis»), над которым возвышаются полихромные шпили, украшенные стилизованным изображением символов епископского сана — Кольца, Митры, Жезла и Креста.

8.

Внешне, Храм Саграда Фамилия очень необычен и должен ассоциироваться с термитником... с природой. Он будет немного ниже самой высокой горы Испании, что бы не покушаться на высоту творения Божьего. Храм сочетает в себе элементы как готики, так и модернизма, кубизма и прочего охренизма, вплоть до фантастики...

9.

10.

11.

Билет стоит около 15 евро.

12.

Всё в интерьере подчинено строгим геометрическим законам. Круглые и эллиптические окна и витражи, гиперболические своды, геликоидальные лестницы, многочисленные звёзды, возникающие в местах пересечения различных линейчатых поверхностей и украшающие колонны эллипсоиды — вот неполный перечень геометрических деталей декорации Храма. (С) Вики

13.

Внутри - отдельная песня... ЛЕПОТА... внутри он мне нравится больше...

14.

Колонны напоминают гигантские деревья... все они немного отличаются друг от друга толщиной и высотой.

15.

Такое впечатление, что он спускается на парашюте... слишком уж креативно...

16.

17.

18.

19.

В подвале еще один зал где проходят службы.

20.

Головы почти у всех скульптур квадратные...

21.

В храме есть музей с видами собора в прошлом и будущем. Можно оригинальные рисунки из ранних планов для здания, дизайна мебели и реконструкции моделей, которые обеспечивают поддержку более сложных деталей храма.

22.

23.

Элементы украшения потолка...

24.

Теперь немного уличных скульптур и барельефов.

25.

Оборотная сторона мне понравилась меньше. Ее делали ученики Антонио Гауди уже после его смерти... думаю ворочается...

26.

27.

И здесь много квадратных голов...

28.

29.

30.

Тут и люди и гады и какие-то квадратноголовые святые... Когда служители церкви стали критиковать Гауди за скульптуры всяческих "гадов", располагавшихся на фасадах, он сказал, что для Бога крокодилы и жабы ничем не плохи, он же сотворил их, так чем же они плохи для Вас? Вопросы отпали...

31.

32.

Стены очень богато украшены...

33.

34.

35.

Таким будет храм после сдачи объекта)))

По сведениям газеты El Periódico de Catalunya, в 2006 г. строительство посетило 2,26 миллиона человек, что ставит объект в один ряд по популярности с музеем Прадо и дворцом Альгамбра.

Начатое и продолжающееся исключительно на частные пожертвования строительство ведётся на участке, не принадлежащем Церкви, и не курируется епископатом. Вследствие этого наблюдаемое иногда в русскоязычных текстах и устной практике именование церкви Саграда Фамилия собором является ошибочным. Следует помнить, что главным епархиальным храмом Барселоны остаётся кафедральный собор Св. Евлалии («Ла Сеу») в Старом городе, а не церковь Саграда Фамилия.

В 2008 году группа из более чем 400 деятелей культуры Испании призвала остановить работы по строительству храма. По их мнению, творение великого архитектора стало жертвой небрежной, неумелой реставрации в угоду туристической индустрии.

Профессиональный фильм о храме снаружи и внутри.

36.

Прощаемся с Саградой и в метро...

37.

Как вам геометрия улиц Барселоны? Словно пирог ножом разрезали))) говорят Питер - плоский город. Барселона не менее плоская)))

38.

Фото (С) https://pikabu.ru/story/krasivyiy_taymlaps_sagrada_familiya_semki_s_drona_3985179

На лестнице стоял бомж и очень громко орал на всех минут 5 наверное. Но пришла полиция и его успокоили)))

39.

Храм - обязательное место для посещения в Барселоне))) Адрес: улица Carrer de Mallorca 401. Рядом станция метро - Sagrada Familia (это линии L2 и L5). До одной из центральных улиц города, проспекта де-Грасия, отсюда пешком идти около 30 минут.

40.

А вам нравится Саграда Фамидия?

Часть картинок (С) интернет, основа инфы Вики, сайты: turizm.ngs55.ru/barcelona/; barcelonacheckin.com/ru/;

“Temple Expiatori de la Sagrada Família” или «Искупительный храм Святого Семейства» - удивительная базилика в Барселоне(Испания). Ее часто называют коротко - Саграда Фамилия. Строительство храма началось в 1882 году, а уже в 1883 году проект возглавил гениальный Антонио Гауди.

Храм Святого семейства по замыслу Гауди имеет элементы модерна, неоготики и некоторого сюрреализма. Внешне базилика напоминает замок из песка с плавными линиями, без четких углов и с башнями-колокольнями, напоминающими формой веретено.

Центральный шпиль церкви будет иметь высоту 170 метров. Это не случайно, великий Гауди не хотел соперничать с вершиной Монтжуика в Барселоне, «дабы не превзойти то, что создано самим Господом».

Витая форма башен Гауди объясняется тем, что внутри располагаются винтовые лестницы. При этом каждая башня посвящена своему апостолу и украшена его статуей. Статуи установлены в месте перехода от квадратного сечения к круглому. Трубчатые колокола будут размещены в верхней части каждой башни.

Всем элементам базилики и ее декору архитектор хотел придать глубокое символическое звучание, основанное на Библии. Тексты литургии и цитаты из Библии на нескольких языках украшают главные врата фасада Страстей.

Три фасадные колонны: Рождества, Славы и Страстей Христовых облицованы цветной керамикой и стеклом. Освещенные солнцем, они переливаются и играют всеми цветами радуги. «Не увидят люди, так увидят ангелы» - так гениальный архитектор объяснил свою идею. Вся внутренняя часть храма декорирована колонами, фресками, лепниной, мозаиками, скульптурами и росписями.

В оформлении внутреннего убранства базилики наблюдается некоторая эклектика. Для того, чтобы объединить эти декоративные и конструктивные элементы Гауди все подчинил строгим геометрическим законам. Огромное количество ярких витражей, мозаики и статуй упорядочивают колонны, устремленные ввысь и поддерживающие своды.

Люстра для храма Святого Семейства существует пока только в виде проекта, созданного самим Гауди. Удивительно, но то что у знаменитого архитектора просто рождалось в голове, сейчас реально воссоздать только благодаря компьютерному моделированию и многочисленным вычислениям.

Значительно облегчает строительство тот факт, что Гауди оставил проекты многих своих идей. Хотя стоит заметить, что во время пожара в 1936 году часть макетов и проектов была уничтожена огнем и только частично восстановлена впоследствии.

Из трех запланированных фасадов на данный момент построены только два: "Рождество"- под руководством самого Гауди и "Страсти Христовы" - каталонским архитектором Ориоль Боигас.


Фасад "Страсти Христовы" построенный в наше время каталонским архитектором сильно отличается от фасада "Рождества" Гауди: здесь уже нет плавных линий, все имеет рубленые формы и выглядит жестко. Много острых углов.

Всего будет построено 12 башен, которые символизируют 12 апостолов. В центре располагаются 4 шпиля, на вершинах которых находятся символы евангелистов: бык (Св. Лука), ангел (Св. Матфей), орел (Св. Иоанн) и лев (Св. Марк). Выше - шпиль Святой Девы Марии. По центру планируется возвести еще один, самый высокий шпиль - шпиль Иисуса Христа.

В законченном виде церковь будет иметь форму латинского креста, а верхние галереи будут опираться на множество резных колонн.

По данным правительства Испании, завершено строительство храма Святого Семейства будет не раньше 2026года - к 100-летию со дня смерти Антонио Гауди. Архитектор похоронен в крипте храма и, кажется, наблюдает за его строительством.

«Мой заказчик никуда не торопится...» Антонио Гауди

Название : Temple Expiatori de la Sagrada Família (ca), Sagrada Família (en)

Другие названия : Искупительный храм Святого Семейства, Собор Святого Семейства

Местонахождение : Барселона (Испания)

Создание : Годы строительства Гауди: 1882- 1926гг., возведение продолжается по сегодняшний день

Стиль : Модернисмо, Модерн

Архитектор(ы) : Антонио Гауди

Включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО»в 2005 г.


История

В 1882 году началось сооружение Собора Святого Семейства. Его инициатор, Жузеп Букабелья, поручил работу архитектору Франциско де Паула дел Виллару, которого в 1883 году заменил Антонио Гауди. С этого момента строительство собора, вобравшее архитектурные решение, которые были проверены и приняты в других проектах архитектора, сопровождало всю жизнь Гауди. Собор Святого Семейства, эта церковь Искупления, которую чаще называли «кафедральным собором бедняков», должен был сооружаться только на деньги от пожертвований. Этот принцип сохранен до сегодняшнего дня. Само строительство продолжается по эскизам, которые оставил Гауди.

Процесс строительства

Строительство храма продолжается до сих пор. Решением ЮНЕСКО он объявлен достоянием мировой цивилизации.

После смерти Гауди в 1926 году строительство продолжалось под руководством его помощников, но было приостановлено из-за утраты оригиналов многих чертежей во время Гражданской войны в Испании (1936-39). После восстановления первоначального замысла работа возобновилась в 1954 году, хотя споры по поводу достоверности реконструкции не утихают.

Краткое описание

Церковь базиликального типа, образующая в плане католический крест, с пятью нефами в центральном пространстве и трехнефным трансептом.

Недостаточность земли, отведенной под строительство (квартал района Энсанче), вынудила Гауди в высшей степени рационально использовать пространство, из-за чего двор пришлось вынести за пределы храма.

На настоящем этапе строительных работ уже можно себе представить, насколько огромным будет собор в законченном виде. Из башен-звонниц самая высокая, символизирующая Христа, достигнет высоты в 170 метров. Ее будут окружать еще четыре башни, представляющие евангелистов. Еще одна башня, посвященная Богородице, будет возведена над апсидой, а к восьми существующим колокольням (на фасадах Рождества и Страстей Христовых) добавятся еще четырех на главном фасаде (фасад Славы), в итоге двенадцать, по числу апостолов.

Стиль собора Святого Семейства восходит к готике, но сконструирован на основе линейной геометрии. В этом творении нашли свое наивысшее выражение знания и строительный опыт Гауди., воплотившиеся в конструкциях на основе параболоида, способа формирования похожих на деревья колонн центрального нефа, поддерживающих своды гиперболического типа, и во внутреннем устройстве боковых окон, пропускающих и распределяющих свет.

Мастерская Гауди находилась в северо-восточном углу площадки. Отсюда он руководил строительством и работал над проектом, здесь же хранились архивные материалы. Здесь он изготавливал крупномасштабные макеты, пробовал разные геометрические решения, экспериментировал с цветом, формой и звуком, проектировал предметы церковной утвари, хранил все материалы проекта, а в последние месяцы жизни даже спал.

В 1936 году мастерская сгорела и большая часть проектных материалов пропала, что однако не смогло остановить строительства, продолжающегося и поныне.

Архитектура собора

  1. Модели из проволоки. Гауди использовал модели с проволочным каркасом, на который накладывал пропитанный гипсовым раствором холст с грузиками. Когда гипс затвердевал, становились видны уязвимые места конструкции, которые надо укрепить.
  2. Текущие формы. Впечатление необычайной текучести форм достигалась точнейшими математическими расчетами и анализом свойств материалов. Замысел мастера рождался нередко просто в виде рисунка, и его осуществление требовало поиска соответствующих архитектурных решений.
  3. Навершия колоколен. Динамизм и своеобразие фасада усиливаются декором наверший, украшенных цветной керамикой и скульптурными изображениями. Этот «помпон» — деталь навершия башни западного трансепта, символизирующего епископскую митру, кольцо и посох.
  4. Скульптура. Фигуры на Вратах Веры и на фасаде Рождества были сделаны по фотографиям и слепкам с натурщиков. В стремлении к максимальной реалистичности натурщиков искали прямо на улицах Барселоны.
  5. Неф. Архитектурное решение нефа позволило избежать сооружения наружных контрфорсов. Гауди считал, что контрфорсы мешают освещению интерьера и искажают облик здания.
  6. Колонны нефа. Чтобы ослабить боковой распор, угол наклона колонн нефа предельно увеличен, а верхняя часть колонн расширена.
  7. Фасад Рождества. Это единственный фасад, завершенный при жизни Гауди. Работу скульпторов отличает традиционализм.
  8. Портал милосердия. Порталы фасада Рождества воплощают образы Веры. Надежды и Милосердия. Слева от портала Милосердия расположен портал Надежды, а справа – портал Веры.
  9. Органические формы. Вес здания принимают колонны внутри нефа. Их древоподобная форма отвечает направлению действия конструктивных сил.