Большинство русских мыслителей, среди которых немало писателей, поэтов, государственных деятелей, политиков и полководцев очень любили русскую баню. Неизгладимое впечатление русская баня произвела также и на многочисленных иностранцев, побывавших на Руси. Сайт «Русская вера» публикует наиболее яркие и запоминающиеся высказывания о русской бане.

***

Историк Иван Егорович Забелин (1820-1908):

«Летописец Нестор писал, что русские любили париться в банях, относя это ко временам Апостольским ».

«Несомненно, что Ибн-Даст слышал о наших северных банях, о которых, по летописному преданию, рассказывал в Риме еще св. апостол Андрей, обошедший вокруг Европейский материк известным Варяжским путем по востоку и по западу ».

***

Полководец Александр Васильевич Суворов (1730-1800):

«Портки последние продай, но после бани выпей ».

«На минеральные воды посылай здоровых богачей, прихрамывающих игроков, интриганов и всякую сволочь. Там пусть и купаются в грязи. А я истинно болен. И мне нужна — молитва, деревенская изба, баня, каша и квас ».

***

Писатель Александр Трифонович Твардовский (1910-1971):

«В жизни, мирной или бранной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа
».

***

Российский поэт-сатирик Павел Васильевич Шумахер (1817-1891):

«Лишенный сладостных мечтаний,
В бессильной злобе и тоске,
Пошел я в Волковские бани
Распарить кости на полке.
И что ж? О радость! О приятство!
Я свой заветный идеал —
Свободу, равенство и братство —
В торговых банях отыскал
».

***

Писатель и журналист В. А. Гиляровский (1855-1935) в своей знаменитой книге «Москва и москвичи»:

«Москва без бань не Москва. Единственное место, которого ни один москвич не миновал — это баня. Причем <...> все они имели постоянное население, свое собственное, сознававшее себя настоящими москвичами ».

В роскошных Сандуновских банях, отмечает исследователь, перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне блистательной Зинаиды Волконской и в престижном Английском клубе. Ведя рассказ о банях, писатель приводит слова старого актера Ивана Григоровского: «И Пушкина видел... любил жарко париться ».

В. А. Гиляровский так описывает процедуру пребывания Пушкина в бане: «Поэт, молодой, сильный, крепкий, «выпарившись на полке ветвями молодых берез», бросался в ванну со льдом, а потом опять на полок, где снова «прозрачный пар над ним клубится», а там «в одежде неги» отдыхает в богатой «раздевалке», отделанной строителем екатерининских дворцов, где «брызжут хладные фонтаны» и «разостлан роскошный ковер... ».

«Единственное место, которое ни один москвич не миновал, — это БАНЯ ». «Москва без бань — не Москва ».

«Бани в Москве, как правило, строились у реки, чтобы быстро окунуться в воду, а потом вернуться в жаркую парилку. Зимой же для этого специально делали проруби ».

***

Русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826):

«Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители московские заключили из этого, что он не русский ».

«Слово баня и в нашем новом Завете употребляется в смысле крещения ».

***

Оперный певец Федор Иванович Шаляпин (1873-1938):

«Любил я с отцом ходить в баню... Там мылись и парились мы часами; до устали, до изнеможения. А потом, когда ушел я из дому, помню: в какой бы город я ни приезжал, первым долгом, если хоть один пятак был у меня в кармане, шел я в баню и там без конца мылся, намыливался, обливался, парился, шпарился — и опять все сначала ».

«Милая наша Москва! Несравненная!.. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя... Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах... О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение — турецкая баня, конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь? »

***

Испанский врач Антонио Нуньес Риберо Санчес (1699-1783) , который долгое время работал лекарем при дворе императрицы Елизаветы Петровны, издал в Европе книгу «Уважительные сочинения о русских банях », где пишет:

«Искреннее желание мое простирается только до показания превосходства Бань Российских перед бывшими издревле у греков и римлян и пред находящимися ныне во употреблении у турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней ».

«Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага... »

***

Историк Леонид Васильевич Милов (1929-2007):

«Старательная крестьянская женка детей своих каждую неделю мыла раза по два и по три, белье каждую неделю на них переменяла, а подушки и перины часть проветривала на воздухе, выколачивала. Для всей семьи обязательна была еженедельная баня ».

***

Профессор кафедры лечебной физкультуры и реабилитации Анатолий Андреевич Бирюков (1930):

«В начале XVIII века стояли возле Кузнецкого ряда... у реки Неглинной, деревянные бани. Мылся в них торговый люд — кузнецы, грузчики, возчики. А на другой стороне Неглинной, неподалеку от Охотного ряда, топились бани Авдотьи Ламакиной. Каждый посетитель бани сам доставлял себе воду для мытья, черпая ее из Неглинной при помощи журавля ».

***

Камер-юнкер Фридрих Берхольц (начало XVIII) в своих записках о России пишет:

«Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней, по крайней мере, раз, если не два, в неделю... »

***

Писатель Алексей Николаевич Толстой (1882-1945):

«Без Петербурга да без бани нам как телу без души ».

***

Французский писатель и путешественник Теофиль Готье (1811-1872) в своей книге «Путешествие по России », говоря о русской бане, отмечал, что «под своей рубахой русский мужик чист телом ».

***

Курляндский торговец Яков Рейтенфельс (XVII в.), живший в Москве в 1670-1673 годах, отмечает в записках о России:

«Русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом ».

***

Немецкий путешественник Айраман (XVIII в.) пишет:

«О банях московитов или их привычках мыться я хочу вкратце вспомнить, потому что у нас неизвестно... В общем, ни в одной стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее свое удовольствие ».

Начало развития бани на Руси

Если верить историку Геродоту, то скифы, жившие в древности на территории современной Украины, охотно ходили в баню.

Баня у них, конечно, выглядела крайне просто и состояла из трёх палок, стоявших друг к другу под наклоном, и войлочной обивки. А внутри этой незамысловатой конструкции располагался большой чан, куда скифы кидали горячие камни. А во время своеобразной процедуры парения они добавляли в этот чан семя конопли, вследствие чего жар становился очень сильным.

В России баню величали влазней или мыльней. По крайней мере, именно такие определения существовали в V веке, если верить историческим источникам. В баню ходили все, независимо от возраста и социального положения. Также, обязательным элементом встречи гостя считался поход в баню.

Факты из «Повести временных лет»

Более точно и объёмно о русской бане повествует знаменитая «Повесть временных лет». В ней монах Нестор Летописец рассказывает о том, что баня известна русским людям с незапамятных времён. Ещё в I веке н.э., когда апостол Андрей приехал из Киева в Новгород, то увидел небывалое по тем временам чудо. На его глазах люди специально нагревали свои тела до предела, а потом обливались водой и хлестали друг друга вениками. Причём, этот процесс происходил каждый день. Надо ли говорить, что для святого апостола это было настоящей дикостью. Позже он опишет этот странный обряд как добровольное радостное мучение.

Помимо этого, в «Повести временных лет» упоминается о том, что в далёком 906 году Русь и Византия заключили договор, в котором говорилось об обязательной помпезной встрече купцов из Византии. Русские должны были обеспечить гостям не только торжественно накрытый стол с различными яствами и напитками, но и обязательный визит в баню.

Имеется в «Повести...» и ещё один интересный факт. Оказывается, когда древляне убили князя Игоря, то его жена, княгиня Ольга, как известно, решила отомстить за смерть мужа. И первой местью (а всего их было три) стала именно баня. Когда послы впервые приехали на переговоры с княгиней, она отвела их в баню и закрыла. Так поначалу не догадывавшиеся о коварстве преданной жены древляне сгорели.

Интересно также, что самые первые русские бани были бревенчатыми, а начиная с 1090 года стали появляться бани из кирпича. Первая такая баня увидела свет в городе Переславле.
Русская баня - разновидности

Согласно истории, к числу наиболее первых русских бань относятся влазни по-черному . От своих аналогов они отличались тем, что в них имелся открытый огонь, призванный отапливать помещение. Дым в таких случаях выходил либо через дверь, либо через специально организованную дырку в потолке.

Особое распространение баня по-черному имела на территории Сибири, что обосновывается суровыми условиями климата. Подобные влазни имели особенное утепление. В частности, бревна подгонялись между собой посредством продольного паза, во внутреннюю часть которого прокладывали мох. Сибирский вариант бани по-черному наделялся массивными и толстыми дверьми, закрывающимися особо плотно. На основании подобного фундаментализма в области «герметизации », баня по-черному великолепно исполняла свои функции даже в особый мороз. В помещении парилки полки обустраивали в три яруса. На самой верхней парились особо выносливые личности. Средняя предназначалась для не особо закаленных. Естественно, что нижняя полка служила для обычной помывки.

Естественно, что данная баня имела спартанские условия комфортности, так как не имела элементарного предбанника для переодевания. В непосредственной близости от емкости с холодной водой находилась скамья, куда и складывалось чистое белье, в то время как одежда располагалась на деревянных спицах, вбитых в стену. Отличительной чертой подобных бань является отсутствие мыла. Его заменяла обычная древесная зола, помещаемая в емкость с дождевой водой и настаиваемая некоторое время. Данная процедура в очередной раз доказывает, что баня в действительности является «черной».

Конечно же, вторая разновидность русских бань - по-белому . Такие парилки посещались в своей основе зажиточными крестьянами. Печь-каменка находила сочетание кирпичей и природной каменной плитки. Печку устанавливали на глиняный поддон, а в торцевой её части располагались три дверки. Одна дверца прикрывала отверстие для заливания воды, средняя вела непосредственно в печь, тогда как самая нижняя дверца исполняла функцию поддувала. В подобной бане мыться было значительно комфортнее. Стоит отметить, что подобными конструкциями наделяются и бани современности.

Также на Руси имелись бани, расположенные во внутренней части печей. У русских старинных домов имелись достаточно объемные устья печей - приблизительно полметра высотой и полтора метра в глубину. После того, как протапливалась печь, необходимо было убрать всю золу, а сверху засыпать солому. Желающий попариться залазил в печку, а в некоторых случаях даже использовали веник.

Сегодня и бани, и сауны очень распространены и любимы. Причем любят их люди независимо от возраста, национальности и места проживания. Несмотря на то, какой климат, погодные условия и политическая обстановка в стране, любители попариться в сауне или сходить в баню всегда находят время и возможность сделать это.

Археологи настойчиво твердят, что подобие сауны и бани появилось еще очень давно — во времена первобытного человека. Но, разумеется, тогда оно выглядело совершенно иначе. Первые цивилизованные сауны появились много сотен лет назад в Древнем Риме. Там они носили название «термы». Уже тогда в сауне были не только залы для раздевания, отдыха и непосредственно сами парилки, римляне любили поочередно ополоснуться в бассейнах с теплой и холодной водой. От них и получила распространение сначала турецкая сауна - хамам, а потом традиции докатились и до Киевской Руси. У наших предков именно баня являла собой сосредоточение всех четырех стихий: воздуха, воды, земли и огня. В этой философии с ними, кстати, были схожи и японцы.

Но кроме, общеизвестных и популярных видов саун, существовали нестандартные «парилки». Да и сейчас некоторые любители экзотики не прочь попариться в таких, довольно оригинальных и необычных, саунах.

Баня в печи

Была во времена Руси такая нетрадиционная и очень интересная разновидность русской баньки, кроме известной всем — с веником и горячим паром. В-основном их использовали жители засушливых степных и безлесных районов, где бревенчатые или деревянные сооружения построить было проблематично. Из обычной русской печки после того, как в ней выпекли хлеб, выгребали всю золу. Затем настилали на дно доски и залазили внутрь. А там уже заранее были припасены веник и ведро с водой. Еще горячие стены увлажняли и получали обильный пар.

Сауна в мешке

Еще один бесспорно полезный, но довольно необычный способ «попариться» придумали наши древние предки — сауна в мешке, наполненном цветочным сеном или березовыми листьями. Кроме того, что такая своеобразная парилка прекрасно справлялась со своими прямыми обязанностями, так еще можно было заодно пройти оздоровительный и полезный сеанс ароматерапии.

Песочная баня

Существует и такая разновидность, как песочная баня. Принцип ее действия состоит в том, что человека закапывают в хорошо разогретый на открытом солнце песок, который отлично впитывает пот и выводит продукты распада из организма. После этой процедуры желательно искупаться в море. Такая необычная баня и сегодня часто используется для лечения многих заболеваний опорно-двигательного аппарата: ревматизм, артрозы, остеохондрозы, а также некоторые заболевания, связанные с гинекологией и нефриты.

Еще в древние времена выдающийся ученый, философ и врач Авиценна рекомендовал сочетать песочные бани с использованием арбуза, который является мощным мочегонным средством. Уже тогда подобным способом больных избавляли от урологических болезней.

Баня в опилках

Кроме традиционной японской офуро, жители страны Восходящего Солнца издавна любят, так называемую опилочную баню, которая является сухой разновидностью сауны. Готовится она так: в опилки, снятые с кедрового дерева, добавляются разнообразные травы, лекарственные сборы, ароматические масла. Затем эта необычная смесь подвергается нагреву примерно до 60 градусов и в нее закапывается человек. Над поверхностью остается только его голова. Опилки, как и песок, отлично впитывают пот и кожные выделения, массажируют тело и улучшают микроциркуляцию крови. Во время процедуры дополнительно обеспечен приятный сеанс лечебной ароматерапии.

Сауна для животных

Животные тоже очень любят погреться. Часто можно наблюдать, как четвероногий друг с удовольствием катается на самом солнцепеке, раскинув лапы, и щурится от яркого света. Особенно увлекаются солнечными ваннами кошки и собаки.

Предприимчивые изобретатели решили воспользоваться этим и предложили хозяевам домашних питомцев интересную новинку — фауну-сауну. Устройство излучает инфракрасный свет, чтобы любимец мог наслаждаться теплом и светом в любое время года прямо дома. Кроме того, такая фауна-сауна помогает исцелять многие болезни. При создании были учтены все моменты, которые могут напугать или не понравиться животным. Один украинский предприниматель, хозяин частной сауны, заметил, что многие богатые клиенты часто приезжают на сеанс парения со своими питомцами, и решил возвести рядом с обычной сауной парилку для домашних животных. И кошки, и собаки с огромным удовольствием проводят там время. Их обслуживают банщик, парикмахер, ветеринар. Есть также небольшой «ресторанчик» и комната для развлечений. Сауна пользуется огромным успехом у хозяев четвероногих любимчиков. А совсем недавно подобное заведение было открыто и в России.

Во время банных процедур в одной из саун принято неспешно разговаривать (в какой именно – читайте другие наши публикации). Одной из тем для беседы может послужить несколько любопытных фактов о сауне.

1. Что такое париться влазнем. Большинству известно, что на Руси парились «по-черному», «по-белому», но тот факт, что существовал такой способ как «влезнем», знают не многие. Как это делалось что это означает? Дело в том, что русских домах печи были внушительных размеров. После приготовления пищи после того как печь немного остыла, из неё выгребали всю золу, внутренность выстилали сухой соломой или травой и лезли внутрь, париться – «влезнем». На горячие стены плескали воду и получали пар.

К такому необычному способу прибегали те наши предки, кто жил в засушливых степных или просто лишенных леса районах, где полноценную баню было построить проблематично.

2. В японскую сауну принято приходить чистым. Японская сауна, называемая фуро, представляет собой большую емкость с горячей водой, порядка 400 градусов Цельсия, и вода в ней может не меняться несколько дней, а вот посетители меняются. Поэтому, чтобы не загрязнять собою воду, нужно приходить изначально чистым и эту процедуру использовать для разогрева. При этом само помещение сауны в японских домах оформляется точно так, как сауна. Можно представить изумление иностранных гостей, что принимать ванну после кого-то, это в порядке вещей.

3. В Мексике, у мексиканских индейцев баня паровая, и называется она «темаскаль». Процесс парения в ней – очень приятная процедура. Происходит на специальной циновке, которая расстилается на полу. Купальщик ложиться на неё, а парит его, по специальному обычаю мексиканских индейцев, лицо противоположного пола.

4. В древней Греции вместо наших дубовых или берёзовых веников использовались веники из лавровых листьев. А знаменитой своей клятвой Гиппократ был сторонник чистоты и пара. Он открыл, что при высоких температурах и влажности, из организма вместе с потом выводиться шлаки и токсины. Современные учены подтвердили его выводы.

5. В Римских термах расход на одного римлянина был не меньше, чем на современного человека. Хотя воду в древние времена в таких количествах было достать гораздо сложнее, чем в современности. Для этой цели служили гигантские многокилометровые виадуки.

6. В некоторых европейских странах (Германии и Австрии) посещение общественных саун разрешено как для мужчин и для женщин. То есть быть обнаженными в одной сауне с как с незнакомцами, так и коллегами, например, по работе – обычное дело.

7. Баня из опилок Снова вернёмся в Японию о опишем разновидность сухой бани – «баня из опилок». Готовиться она следующим образом – в опилки, оставшиеся после распилки кедрового дерева, добавляются различные травы и сборы, перемешиваются, и разогреваются до 60 градусов. Далее в них закапывается человек так, что на поверхности остается лишь голова. Разогретые опилки, как и песок, отлично впитывают пот и другие кожные выделения. А человек, проходящий эту процедуру, поучает еще и чудесный сеанс ароматерапии.

8. Сауна в мешке

А теперь вернемся снова к нашим предкам. На Руси тоже была разновидность сухой бани – баня в мешке. И делалась она следующим образом. Брали мешок, набивали цветочным сеном или березовыми листьями, нагревали, а далее в мешок лез человек.

9. Песочная баня Ну и последняя в нашем списке – сауна в песке, которая делается следующим образом. Находиться место с чистым, прогретым песком, в который закапывается человек так, чтобы снаружи была одна голова. Разогретый на солнце песок разогревает тело, как в парилке, и прекрасно впитывает пот и другие выделения кожи. Дополнить эту процедуру лучше всего последующим купанием в море. Эту процедуру используют и в наше время против множества болезней.

Казалось бы, баня – что может быть обыденнее? Испокон веков жители нашей страны регулярно посещают это место: парятся, моются, общаются с друзьями. Но далеко не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь баня – это не только отдельное строение для водных процедур, здесь в старину проводили магические ритуалы, совершали жертвоприношения духам, даже казнили людей. Рождение человека, вступление в брак и похоронные ритуалы – все это напрямую связано с баней.

Языческое святилище

Для язычников любое место, в котором сходятся все четыре природные стихии – огонь, вода, земля и воздух – является особенным. Издревле на Руси бани исполняли роль семейных святилищ, их почитали как место, где мир живых (явь) встречается с миром мертвых (навь). Считалось, что здесь обитают духи покойных предков.

Далеко не случайно сказочная Баба Яга должна добра молодца сначала выпарить в бане, а уж потом расспрашивать. Ведь именно через ритуальное омовение совершается переход человека из яви в навь.

Исследователь старинных традиций Андрей Дачник в своей книге «Баня. Очерки этнографии и медицины», которая была издана в 2015 году в Санкт-Петербурге, написал о том, что после принятия христианства на Руси в домах людей прочно обосновались иконы, а роль средоточия языческих сил стала играть именно баня. Постепенно люди начали воспринимать это отдельно стоящее здание, как место обитания чертей и совершения колдовских ритуалов.

Поэтому с баней связано много обрядовых запретов, среди них:

Нельзя мыться одному, кто так делает – тот колдун или ведьма.
Перед входом в баню нужно перекреститься, в самой бане креститься нельзя.
В баню иконы не вносят.
Нельзя мыться в бане во время православных праздников, это лучше сделать накануне.
Банную утварь (тазики, ковши, кочерги и т.п.) никогда не приносят в избу.
Запрещено строить дом на месте бани.
Нельзя мыться в банях по ночам.

Даже выражение «Пошел в баню!» означает предложение человеку очистить свои помыслы от всякой скверны, что и делается в языческом святилище.
Согласно поверьям древних славян, в бане можно было обрести магические способности, если пойти туда в полночь и громко отречься от Бога, сняв с себя православный крест.

Кто такой банник?

Язычники всегда одухотворяли не только свои дома, но и другие строения. Если в доме жил домовой, в овине – овинник, то в бане – банник. Иногда его еще называли «дедушка», что связано с почитанием культа предков. Так что банник мог быть и духом места, и кем-то из уважаемых пращуров конкретной семьи.

Поскольку физическое и духовное очищение в народном сознании неразрывны, в банях проводились ритуалы, направленные на освобождение людей от различного негатива, проблем, долгов, порчи и сглаза. Перед началом колдовства знахарь или ведьма обязательно просили помочь духа этого места.

Иногда баню топили, но никто в ней не мылся. Так делали во время языческих праздников, чтобы угодить баннику. Для него специально оставляли воду в шайке и веник.

Как правило, русские крестьяне побаивались духов, обитающих в бане. Ведь обиженный неуважением банник мог и убить человека, согласно поверьям. А некая баба-обдериха, вообще, была способна ободрать с живого человека всю кожу, если тот оставался в бане один и засыпал. Так люди объясняли многочисленные несчастные случаи, происходившие в этом месте.

Отравления угарным газом

Сейчас в России бани топят по-белому. В XVII – XVIII веках эти помещения в массовом порядке стали оборудовать специальными трубами, через которые выходит дым. А более тысячи лет до этого бани топили по-черному. Дым просто валил из всех щелей этих бревенчатых строений с каменными очагами, а стены и потолок были сильно закопчены.

Согласно нормам безопасности, такую баню необходимо часто проветривать, открывая дверь. Но многие люди слишком дорожили теплом, пренебрегали правилами. В результате, в банях образовывалась атмосфера с низким содержанием кислорода, а угарный газ в сочетании с высокой температурой и влажностью мог запросто привести к летальному исходу. В группе риска находились люди с заболеваниями легких и сердечнососудистой системы.

Характерный признак отравления угарным газом – румяная, порозовевшая кожа. Крестьяне считали, что это сердитый банник запарил несчастных до смерти. Если учесть, что в современных финских саунах ежегодно умирают около 50-60 человек, то можно предположить, как много несчастных случаев происходило на Руси.

Иногда сочетание угарного газа и теплового шока не приводило к летальному исходу, а вызывало у людей галлюцинации. Тогда они и видели в банях чертей, волосатых баб-обдерих, всякую другую нечисть. Порой в печах-каменках намеренно сжигали галлюциногенные травы (например, белену), чтобы войти в измененное состояние сознания. Этим приемом пользовались знахари.

Рождение ребенка

Русские крестьянки традиционно рожали в бане, ведь именно это место было вратами из нави в явь. Новорожденного и его мать необходимо было очистить от влияния потусторонних сил, и занималась этим бабка-повитуха, заговаривавшая воду.

После рождения ребенка и чтения над ним особых молитв, малыша относили в дом, а его мать должна была пожить в бане еще какое-то время: от трех дней до недели. Этим она отдавала должное духам предков. Люди верили, что они хорошо относятся к процессу родов, радуются этому событию.

Целью обрядов, проводившихся над женщиной в бане, было появление на свет здорового малыша, который бы рос крепким и спокойным.
А если новорожденный умирал, что случалось довольно часто, или у него обнаруживались увечья, дефекты в развитии, то все эти несчастья объяснялись действиями рассерженного банника. Люди говорили, что роженица или бабка-повитуха чем-то прогневили нечистую силу или не были внимательны к ребенку, вот банник их и наказал.

Иногда крестьянки сами могли задушить нежеланного ребенка, свалив все на чертей. В бане некоторые женщины избавлялись от беременности, искусственно вызывая преждевременные роды.

Казни и убийства

Как известно из «Повести временных лет», памятника древнерусской письменности начала XII века, легендарная княгиня Ольга (около 920-969 гг.) поочередно казнила две группы послов. Они были представителями племени древлян, прибывшими сватать ее за своего правителя, которого звали Мал. Было это уже после гибели ее супруга – князя Игоря Рюриковича.

Первое посольство древлян было похоронено заживо, а второе – сожжено в бане. Традиция использовать это строение для казни неугодных существовала на Руси издревле. Данное место было очень удобным для убийства: достаточно лишь натопить печь пожарче, а снаружи дверь припереть чем-нибудь тяжелым. Утром там будут трупы, которые даже не надо обмывать.

Даже в XVIII веке историки зафиксировали случаи казни людей в банях. Подобными действиями «прославился» первый иркутский губернатор Карл Львович фон Фрауендорф (около 1710-1767 гг.). Этот царский чиновник, как написал о нем военный инженер и этнограф Иван Григорьевич Андреев, в 1762 году «… многие жестокости причиня разным честным людям и запытав одного солдата в присутствии своем в жарко натопленной бане».

Поскольку люди не только появлялись на свет и готовились к свадьбе в банях, но и уходили в мир иной через это мистическое помещение, оно прочно ассоциировалось у русских со смертью. Иногда старого или больного человека парили в бане и оставляли там умирать, предварительно разобрав часть крыши, чтобы душе было легче отправиться на небеса. Случалось, что после убийства покойного хоронили тут же, ведь зимой другая земля была промерзлой, и выкопать в ней могилу очень трудно.

Жертвоприношения

Перед строительством новой бани нужно было принести ритуальную жертву духам. Как правило, с этой целью убивали черную курицу или петуха, которого зарывали в землю под порогом будущего помещения.

Иногда в качестве жертвы выступала другая живность: ворона, кошка, небольшая собака. Бывало, что их живьем закапывали, чтобы получить большую поддержку со стороны духов, которые должны помогать строителям и одобрить возведение бани в потустороннем мире.

Правда, некоторые язычники на этом не останавливались. Порой при раскопках на месте старых, развалившихся бань находятся человеческие кости. Это могли быть как похороненные здесь родственники, так и случайные гости, которых по обычаю полагалось напоить, накормить, в бане выпарить. Убийство таких посторонних людей в банях тоже исполняло роль жертвоприношения духам.
В полицейских отчетах XIX века сохранились многочисленные жалобы людей, которым удалось спастись от таких язычников, пытавшихся уморить их в бане.