Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко не правильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирова-

ния детское речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детское речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ре-бенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Вы должны приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный педагог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи).

Например, перед вами два малыша. Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выра-зительно прочтет стихотворение, споет песенку (он знает их немало: ему пела мама).

И второй. Если к нему обратиться с теми же вопросами, то ваши попытки оканчиваются ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мама.

Поэтому в развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. И от того, насколько она подготовлена к осознанию и исправлению того или иного речевого нарушения своего ребенка, к его воспитанию, к проведению с ним занятий в домашних условиях, зависят психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.

Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий и времяпрепровождения со своими детьми.

Л.И. Божович утвердительно высказывается, что «только человек может стать личностью, животное же - никогда» . Самая существенная характеристика человека, как личности заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами, он способен сознательно управлять собой. Такую характеристику Л.И. Божович относит к развитой личности, но формирование личности начинается очень рано и продолжается всю жизнь. Она пишет, что ребенок встает на путь формирования личности, когда впервые начинает стремиться к тому, что лежит за пределами ситуации, в которой он находится и когда он, преодолевая сопротивление взрослых, начинает действовать под влиянием образов воображения .

При этом Н.А. Корниенко тоже делает акцент, что личностью можно назвать человека, достигнувшего достаточного уровня социальной зрелости, и следовательно маленького ребенка считать личностью еще нельзя.

Формирование личности ребенка совершается под воздействием социальных условий жизни и воспитания, а так же зависит от врожденных особенностей. Этот процесс имеет свою логику, этапы и закономерности. Л.С. Выготский ставит знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Таким образом, личность есть понятие социальное, оно охватывает природное, историческое в человеке и возникает в результате культурного развития. Л.С. Выготский выдвинул и обосновал положение, что в ходе психического развития первоначально существующие простейшие психические процессы и функции (восприятие, память, мышление, речь и пр.) вступая в сложное взаимодействие друг с другом, превращаются в качественно новые функциональные системы, специфические только для человека (речевое мышление, логическую память, категориальное восприятие и др.). Эти высшие психические функции находятся в постоянном динамическом развитии и по своему происхождению и внутреннему строению представляют собой особые межфункциональные системные образования .

В определенном возрастном периоде каждая из психических функций оказывает разное влияние на формирование личности. Формирование личности, по Л.С. Выготскому, происходит в рамках ее социализации, то есть усвоения продуктов накопленного социального опыта, к которому относится и речь. Речь здесь играет двойную роль. Во-первых, она сама является продуктом культуры и социального опыта, поскольку исторически сформировавшееся содержание человеческого опыта обращено в словесную форму, во-вторых, она участвует в процессе передачи и усвоения этого наследия .

В младенческом возрасте ребенок не владеет речью, но этот возраст характеризуется как время появления предпосылок к развитию многих качеств личности, проявляемых в общении с людьми. Общение выступает как необходимое условие и важный фактор существования и социализации ребенка как личности. Открыв в себе потребность в общении, ребенок проявляет в нем не только свою социальную сущность, но и свои индивидуальные особенности. Процесс формирования личности на первом году жизни протекает скрыто для внешнего наблюдения. Личностные качества в уже сформированном виде проявятся в более позднем возрасте. К таким свойствам можно отнести черты характера: доброта, отзывчивость, общительность, доверие к людям .

Л.С. Выготский в рукописи «Истории культурного развития нормального и ненормального ребенка» в 16 главе отмечает два важнейших момента, подготавливающих в первые годы жизни важнейшие изменения, которые лягут в основу всего дальнейшего культурного, а значит и личностного развития. Это приобретение речью ребенка социальных функций и выход за ее пределы естественной органологии через употребление орудий. Овладение речью приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других функций. Речь становится универсальным средством для воздействия на мир.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Это решающий момент в развитии личности ребенка. Социальная ситуация развития во многом отличается от предыдущей. Познавательная деятельность ребенка направлена не только на внешний мир, но и на самого себя. Начинается процесс самопознания. Ребенок узнает себя в зеркале, откликается на свое имя и активно использует местоимение «Я». В этом возрасте становление личности тесно связано с обретением ребенком речи. Благодаря речи существенно ускоряется процесс развития самосознания и его личности в целом. Л.И. Божович пишет: «Обобщенное знание о себе происходит вместе с появлением речи и благодаря ей» . Сначала дети узнают названия предметов внешнего мира, затем начинают соотносить свое имя с самим собой. Однако наличие такого соотнесения еще не означает, что в этот период уже закончился процесс выделения себя из мира предметов и осознание себя как субъекта. Л.И. Божович предполагает, что такое осознание приходит лишь вместе с появлением местоимения «Я». До этого для указания на самого себя дети долго пользуются собственным именем. Получается, что ребенок познает себя сначала как внешний предмет, а когда приходит к целостному представлению о себе, называет себя, как и другие предметы, по имени. Этот возраст совпадает с периодом, когда дети начинают интересоваться названием каждой вещи и быстро обогащают словарь. Лишь к концу второго года ребенок заменяет свое имя местоимением «Я» .

Но как пишет Р.С. Немов, судить о том, осознает себя ребенок как человека, отличного от других людей, или не осознает, нельзя только на основании того, пользуется или не пользуется он в своей активной речи местоимением «Я». Он считает, что большим основанием для подобных психологических выводов скорее служит то, что ребенок понимает, то есть его пассивная речь. Оценивать уровень речевого личностного развития ребенка в ранних возрастах необходимо выбирать из того, что он понимает.

В развитии речи имеется две стороны - понимание речи и сам процесс говорения. Они по-разному связаны с различными аспектами формирования личности ребенка. Понимание обеспечивает восприятие, дифференциацию требований и оценок поведения ребенка со стороны взрослых. Это дает возможность корректировать поведение. Через активное речевое общение с окружающими людьми ребенок получает основную информацию, необходимую для его личностного развития. В период от полутора до двух лет ребенком начинают усваиваться нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, послушным, сдерживать свою агрессию. Речь содержит в себе словесные поощрения и наказания, средства контроля и самоконтроля поведения. Она так же является носителем правил и норм, которым подчиняется ребенок. Чем больше развиты лексическая, семантическая, синтаксическая и другие стороны высказывания, адресуемые ребенку, тем точнее и тоньше способен ребенок различать оттенки и нюансы воспитательных воздействий.

Речь служит ребенку средством социального контакта, умение говорить позволяет ему самому в процессе диалога уточнять предъявляемые ему требования, получаемые со стороны взрослых оценки и самому влиять на поведение окружающих людей таким образом, чтобы оно как можно больше соответствовало потребностям его личностного развития. Примерно к полутора годам ребенок может осознавать собственные качества личности. Ребенок разговаривает сам с собой, благодарит себя и повторяет чужие указания, делает себе замечания или может обрушиться с упреками на младшего, на свою куклу, хвалить себя - «Я хороший». То есть речь он использует как средство воздействия на самого себя, как средство автостимуляции, порождая новую, более высокую форму поведения . Двухлетний ребенок может подчинить поведение других людей своим требованиям, демонстрируя при этом свои волевые качества. Он начинает употреблять местоимения «мне», «ты» .

С усвоением речи качественно перестраивается, ускоряется процесс развития ребенка как личности. Поэтому не случайно, что именно на ранний возраст приходятся первые наиболее заметные изменения в психологии ребенка. Речи, как второй сигнальной системе, И.П. Павлов уделял внимание в понимании физиологических механизмов характера человека. Вторая сигнальная система - специфически человеческая система временных нервных связей в коре головного мозга на базе слова является высшим регулятором поведения человека, проявляющимся в сознательном волевом контроле, который связан с речевой деятельностью и мышлением человека .

В раннем и дошкольном возрасте идет непрерывный процесс формирования речи, которая одновременно включается не только в познавательное, но и в личностное и поведенческое развитие ребенка, качественно преобразуя и ускоряя его. В результате психические процессы становятся произвольными и складываются предпосылки для перехода ребенка на новый, более высокий уровень интеллектуального развития и более высокую форму поведения, связанные с образным и словесно-логическим мышлением.

Татьяна Путинцева

Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средство к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.

Владеть по возможности в совершенстве всеми видами проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества.

Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка и мышления. Язык есть непосредственная действительность мысли.

Ребёнок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путём. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным.

Для ребёнка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств – из окружающего его вещественного мира.

Всякое знание, олицетворяющееся в слове, вытекает из опыта, т.е. восприятий, получаемых субъектом из внешнего мира, мира конкретных явлений и вещей.

В раннюю пору детства языка – нечто нераздельное с человеком и постигаемым им конкретным миром. Ребёнок не может ещё отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым им предметом.

Язык развивается наглядным, действенным путём. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первое место – вещь как предмет познания и речи, об этом говорил ещё Коменский

Вне конкретного мира язык развиваться не может, а мы знаем, что ничто не отражается так отрицательно на общем развитии ребёнка, как отсталость в развитии языка.

Для того чтобы развивался язык ребёнка, понимаемый как отражение ясных и отчётливых представлений, а не пустая, вредная болтовня, дети должны окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдения отражать в слове.

Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог должен организовать

обстановку так, чтобы дети могли из неё непринуждённо и свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь. Организованная обстановка – тот фундамент, на котором должно строиться всё дело воспитания и который обуславливает развитие языка.

Необходимо приспособлять к интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений детей и запас их речевых форм. Оказывать ребенку помощь в овладении пространством, в накоплении конкретных представлений, понятий, руководить при поддержке слова процессом его ориентировки в окружающей обстановке, обучать его наблюдению и языку в неразрывном единении- таковы требования, которые должны предъявлены к воспитателю.

Ощущения и восприятия - первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.

Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами, при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.

Мысль ясная, обусловленная точным знанием, самостоятельно добытая человеком, найдет свое словесное выражение; обеспечить этот процесс, ему содействовать -основная цель школы речи.

Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти. Для того чтобы слово сохранилось в памяти, ребенок должен воспроизводить его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен часто его повторять.

Психическое развитие детей в условиях билингвизма

2.1 Билингвизм и психическое развитие ребенка: мифы и реальность

В рамках данного параграфа рассмотрим наиболее распространенные мифы об особенностях психического развития ребенка в условиях билингвизма, а также степень соответствия их реальности.

Миф № 1. Изучение двух языков вредно для ребенка, ведь это только снижает интеллект ребенка. Он перестанет получать новые, общие знания, а займется лишь речевым восприятием. Данный миф возник на основе исследований, проведенных в США около 40 лет назад. Правда, были они не вполне грамотно спланированы, что и привело к искажению результатов. За это время появились уже новые исследования под наблюдением лучших специалистов и педагогов. Было доказано, что двуязычие у детей нисколько не приводит к снижению интеллекта. Результаты даже показали, что такие ученики, напротив, обладают более высокими умственными показателями. У двуязычных детей лучше развито мышление, память, они лучше воспринимают математику. Исследования показали, что первоначальные результаты были получены в момент массовой миграции в страну. На тот момент интеллектуальные способности детей-билингвистов действительно пострадали. Но в основе этого лежало не изучение второго языка, а сложная жизненная ситуация вокруг, частые стрессы, обычные для семьи иммигрантов, трудные бытовые и социальные условия. Тогда испытуемые дети второй язык вообще плохо знали, испытывая трудности с общением. Вносить их в разряд двуязычных вообще нельзя было.

Миф № 2. Ребенок начнет путаться в языках. Многие родители замечают, что дети, растущие в двуязычной среде, на начальных этапах общения в одной фразе могут использовать слова из разных языков. Это объяснимо, ведь те или иные слова имеют более легкое произношение или попросту короче, чем их собратья из другого языка. Такая реакция вполне нормальная для ребенка, он словно защищается от мысленного потока. Однако такое явление всего лишь временное, проходящее с возрастом. Естественно, это произойдет лишь при изучении языков с самого рождения. К тому же некоторые слова, скажем, в английском русских аналогов вовсе не имеют. В таком случае смешение языков понятно и оправдано.

Миф № 3. У двуязычного ребенка обязательно появятся логопедические проблемы. Ни в коем случае нельзя подменять понятия. Проблемы с дикцией ребенка никак не связаны с его двуязычием. Это следствие стресса, тяжелой обстановки в семье, когда ребенка силой принуждают говорить на другом языке. Виноватым может стать и неосторожное введение ученика в новую для него языковую среду. В данном случае родители должны быть максимально благоразумными, делая шаг за шагом правильные и выверенные действия. Ведь малыш должен избежать стрессов, давления и волнений. Последние исследования показали, что разница в произношении звуков наоборот, положительно влияет на развитие речевого аппарата ребенка. В результате его речь на обоих языках становится более четкой, а дикция - более выраженной.

Миф № 4. Второй язык надо начинать учить только тогда, когда ребенок уже хорошо владеет родным. Это довольно распространенное заблуждение. Если ребенок с самого своего рождения, в атмосфере тепла, любви и отзывчивости будет изучать сразу даже не два, а три языка, то родители получат хороший результат от такого обучения. А если силой заставлять ребенка говорить на том или ином языке, это приведет к стрессу, а впоследствии и к ряду нарушений логопедического свойства. Неблагоприятно на психике ребенка скажется и его резкое погружение из родной моноязычной среды в иное языковое сообщество. С детьми постигать все новое надо постепенно, избегая резких шагов, наподобие «бросания щенка в воду». Надо вспомнить принцип ввода прикорма при грудном вскармливании. Сперва малыш получал еду каплями, затем маленькими ложечками. Этот же принцип следует применять и в данном случае.

Миф № 5. Если ребенок будет говорить на двух языках, то он не будет чувствовать себя уютно ни в одном из двух языковых пространств. Ученик попросту заблудится между двумя культурами, оказавшись не в силах определить свое место. Такие мифы культивируют те, кто испытал похожие проблемы, попав в иную языковую среду в зрелом возрасте. Люди живут и общаются на чужом для себя языке, испытывая проблемы с социальной адаптацией. Но среди детей, которые росли в двуязычной среде еще с малых лет (с рождения и до 11 лет), подобных проблем попросту нет. Дети легко относят себя одновременно к двум языковым культурам и средам. Ведь на свет появляется новое поколение, global. Но происходит это при условии того, что языковые культуры не являются изначально вражескими по отношению друг к другу. Но это вопрос уже другого характера.

Миф № 6. Двуязычный ребенок постоянно переводит слова с того языка, который знает хуже на тот, который дает лучше. Такое мнение есть только у тех, кто владеет лишь одним языком. Дело в том, что все билингвы могут мыслить на двух языках, невзирая на обстановку или речевую ситуацию. Если дело касается англоязычного человека, или же ситуация, событие произошла в англоязычной среде, то для осознания этого билингв мысленно прибегает именно к английскому языку.

Миф № 7. Настоящим двуязычием можно считать такое положение дел, когда слова из одного языка не смешивается с другим. Если бы так и происходило, то ни о каком языковом разнообразии в мире и речи бы быть не могло. Ведь языки постоянно проникают друг в друга, в результате чего лексический запас постоянно обогащается новыми элементами. Даже самые завзятые монолингвы не подозревают, что в своей речи каждый день используют какие-нибудь слова, позаимствованные из других языков. Многие наши «исконно русские» слова на самом деле пришли когда-то от других народов. К примеру, привычные «карандаш» и «сарай» на самом деле имеют тюркское происхождение. А вот если ребенок уже с раннего возраста находится в сложной для себя обстановке среди чуждых ему языков, да еще без системного образования, то речевое развитие растущего человека осуществляется стихийно в обществе подобных ему. В таком случае человек рискует вообще не выучить нормально ни одного языка. К сожалению, история знает немало подобных примеров.

Миф № 8. Билингвизм - модное развлечение исключительно для обеспеченных людей. Этот миф бытует у большинства людей, знающих один язык. На самом деле такая картина мира - неверная. Ведь народы постоянно мигрируют, да и общая языковая обстановка в мире сегодня такова, что изучение нескольких языков часто является нормальным, да и необходимым средством существования. При этом финансовое состояние зачастую не играет никакой роли.

Миф № 9. Знание двух языков неминуемо приведет к раздвоению личности. Такое мнение является спорным. Все мы, в том числе и монолингвисты в какой-то мере обладаем речевым, а иногда даже и личностным раздвоением. Можно взять хотя бы тот факт, что монолингвисты дома и на работе общаются на двух совершенно различных разновидностях одного и то же языка. Выходит, что человек по-разному идентифицирует себя, как личность, в том или ином окружении. Однако это поведение - нормальное, говорить о таком сложном психическом заболевании, как раздвоение личности нет нужды.

Миф № 10. Чтобы правильно вырастить билингва, надо в точности следовать определенным правилам. Обычно говорят, что дома надо полностью запретить использовать второй язык. Ведь тот предназначен исключительно для иной языковой среды. Другая методика предусматривает непременное использование двух языков дома, даже в том случае, если родители носителями и не являются. В итоге правил создано много, они подстраиваются под конкретную жизненную ситуацию. Но следовать жестким канонам нельзя, любое правило может быть нарушено, если есть на то необходимость. Ребенку лучше расти в дружелюбной атмосфере, спонтанно переключаясь с одного языка на другой, чем по принуждению и под давлением следовать вычитанным где-то родителями правилам. Никто не говорит, что общие закономерности вообще стоит отбросить. Просто им следует потакать не так рьяно, чтобы нарушить психологический мир ребенка и всей семьи.

Миф № 11. Можно начинать учить второй язык и в три года, и в шесть. Разницы нет никакой, ведь к 14 годам уровень владения языком станет одинаковым. На самом деле это первый, поверхностный взгляд. Практика показывает, что чем раньше ребенок начинает учить язык, тем большим будет его словарный запас. Речь в таком случае будет отличаться уверенностью и более широким диапазоном использованных понятий.

Миф № 12. После нахождения в моноязычной среде три года ребенок уже стать билингвом никогда не сможет. Последние исследования говорят, что дети, знающие два языка, попали в двуязычную языковую среду в возрасте от рождения и до 11 лет. Но и данный показатель весьма индивидуальный. Надо учитывать обстоятельства жизни каждого ученика. К тому же если язык, пусть даже и родной, не поддерживать вовсе, не иметь практики, то он постепенно деградирует и отомрет. В итоге любой билингв имеет все шансы трансформироваться в монолингва.

Миф № 13. Двуязычие - всего лишь приятное исключение, а вот монолингвы - правило. Точного подсчета числа билингвов в мире никогда не проводилось. Совершенно понятно, что это довольно сложная процедура с практической точки зрения, ее скорее всего и осуществлять никогда не будут. Но разумно будет предположить, что более половины населения Земли является двуязычным. Большинство из читающих этот текст живет в стране, где одноязычие - правило. Но эта выборка мира весьма нерепрезентативна. На планете есть множество мест, где люди вынуждены владеть несколькими языками, в случае с национальными меньшинствами родной язык попросту не совпадает с государственным.

Миф № 14. Из билингв получаются хорошие переводчики. Профессия переводчика не так проста, как кажется. Мало знать в совершенстве языки, надо обладать еще и некоторыми другими качествами. Поэтому автоматически причислять билингв к отличным переводчикам не стоит. Их переводы зачастую угловаты и страдают неточностями. Обработка художественного текста довольно сложна, ведь в нем присутствуют различные синтаксические конструкции и стилевая окраска, есть свои нюансы в переводе политических речей и переговоров. Ведь там много внимание уделяется полутонам и намекам, а осознать это может далеко не каждый билингв. Зато профессия гида-переводчика таким людям покорится намного проще. В общем же случае все зависит от индивидуальных особенностей человека, развития его речи и образованности.

Не следует думать, что достаточно лишь с рождения говорить с ребенком на двух языках - и он овладеет ими в совершенстве.

Увы, но в ситуации билингвизма автоматического развития второго языка не происходит. Родителям придется приложить массу усилий и учесть некоторые важные обстоятельства, чтобы ребенок начал свободно говорить на двух языках.

Дело в том, что человеческий мозг, обладая огромным потенциалом, при этом всячески стремится «сэкономить» свои усилия. В данной ситуации это проявляется в стремлении к одноязычию: мозг как бы постоянно ищет «лазейку», чтобы строить только одну языковую систему, наиболее необходимую для общения.

Поэтому простое пребывание ребенка в двуязычной среде вовсе не гарантирует овладения вторым языком: он может остаться для малыша лишь звуковым фоном.

Кроме того, не стоит ожидать, что при смене языковой среды (допустим, при переезде в другую страну, где все общаются на иностранном языке) ребенок без особых усилий сохранит родной язык.

Язык, который перестает быть необходимым для общения, забывается полностью или частично, даже если он был развит на достаточно высоком уровне. Таким образом, только сохранение в течение долгого времени обеих языковых сред, важных для ребенка, ведет к двуязычию.

Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка

Ранняя детско-родительская привязанность, формирующаяся по типу запечатления и имитации поведения родителей, существенно влияет на способность ребенка в школьном и более старшем возрасте адекватно социализироваться...

Влияние национального воспитания в семье на развитие детей дошкольного возраста

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими людьми...

Внешние и внутренние действия. Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Малыш четырех-пяти лет значительную часть времени проводит в играх. Он изображает доктора, который лечит больного, пограничника...

Гуманизация процесса обучения элементам математики в дошкольных учреждениях

Ребенок с момента рождения окружен близкими ему людьми. Он не мог бы прожить и нескольких дней без постоянного ухода и внимания со стороны взрослых. И важно не только то, что взрослые кормят, моют, пеленают младенца...

Изучение психологических особенностей подростков из полной и неполной материнской семьи

Младенческий возраст

В этот период ребенок умеет различать соленый, горький, сладкий вкус и реагировать на звуковые раздражители. Однако самым важным моментом в его психическом развитии является возникновение слухового и зрительного сосредоточения...

Нарушение способов общения как фактор формирования негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста

Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей...

Отношения мать-дитя

Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни малыша. Главной его особенностью выступает отсутствие поведения в собственном смысле слова...

Отношения мать-дитя

Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет- взрослый...

Психические нарушения при дефектах слуха

Восприятие Познание человеком действительности начинается с ощущений. Это первая ступень познания. На основе ощущений возникает процесс восприятия, в котором отражаются своеобразие и особенности процесса ощущений...

Психологическая сущность игры дошкольника

Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечения...

Развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет

Роль игры в развитии ребенка в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте у ребенка увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок, усложняется содержание общения ребенка с окружающими его людьми и расширяется круг этого общения...

Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним...

Стресс и причины его возникновения

Стресс называют «болезнью XX века». В ХХI веке эта болезнь приобрела размер эпидемии. В последние годы сложились опасные представления, которые отвлекают наше внимание от подлинных причин этой болезни, и, как следствие...

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Как важнейшее средство человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также является необходимым условием воспитания и обучения. И все психические процессы у ребенка - восприятие, память, внимание, воображение, мышление - развиваются под влиянием языка и при прямой ее участия.

Существенный вклад в изучение роли языка в формировании психической деятельности ребенка внесли исследования Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Μ. М. Кольцовой, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, А. А. Люблинской, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и других.

Л. С. Выготский в своих исследованиях одним из первых показал, какое большое значение имеет язык для формирования сложных психических процессов. Он пришел к выводу и обосновал положение, которое заключается в том, что психическое развитие человека имеет в основе речевое общение ребенка со взрослым и функция разделена ранее между двумя становится затем средством организации и поведения ребенка.

Овладения ребенком словесной системой в процессе общения со взрослыми перестраивает все ее основные психические процессы. Слово становится прочным фактором, который формирует психическую деятельность, совершенствует отражения действительности и создает новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия. Ребенок с помощью речи не только получает новую информацию, а и приобретает возможность усвоить ее по-новому. У детей первых лет жизни речь влияет на развитие ощущений и восприятия, на формирование гностических процессов. Исследования А. А. Люблинской показали, что пассивное овладение речью в первые два года жизни способствует развитию у ребенка обобщенного восприятия, предоставляет всем ее сенсорным функциям активного поискового характера.

Практический опыт, разносторонняя деятельность ребенка среди окружающих людей является школой ее активной деятельности. Без слова, без речи переход к высоким функций анализа и синтеза невозможен. В этом, считает А. А. Люблинская, оказывается взаимодействие первой и второй сигнальной системы на уровне чувственного познания - ощущения.

В процессе развития ребенок не сразу овладевает словом и построением предложения. Слово, которое ребенок слышит, сначала для нее только «именем», наименованием предмета. И благодаря обогащению практического опыта, накоплению знаний, слово приобретает для ребенка значение багатообьемного сигнала. Ребенок познает существенное в предмете, обеспечено совершенным анализом и обоснованным синтезом. Когда ребенок устанавливает связь между словом и многими зоросприйнятимы предметами, причем не тождественными, она анализирует предмет, сравнивает выделенные части, абстрагирует индивидуальное и обобщает существенное. Так, мышление в единстве с языком не только "помогает" восприятию, а делает весь процесс восприятия осознанным .

Связано с сознанием в целом, речь человека является составной определенных отношений всех психических процессов и, прежде всего, мышления и воображения. Речь является важным фактором усвоения понятий. В случаях его недостаточного или запоздалого нарушенного развития страдают вербальное мышление и воображение. Но речь, в свою очередь, зависит от уровня сформированности образов-представлений. Ведь известно, что слово без значения уже не словом. Л. С. Выготский отмечал, что значение слова является одновременно и речи и мышления, то есть оно является единицей речевого мышления. А детская мысль лучше всего развивается с помощью выразительного, острого на эмоциональные оттенки слова.

По заключению Л. С. Выготского, речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство не есть тождество. Мышление отражает законы природы и общества, а речь выражает мысли и делает доступными для других людей. Мышление и вещания, не отожнюючись, включаются в единство одного процесса. Вещание не служит обнаружением готовой мысли. Мысль не оказывается, а осуществляется в слове. Речи и мышления связаны между собой как форма и содержание, и отрывать их друг от друга невозможно.

Постепенно овладевая речью, ребенок одновременно учится мыслить. "Речевые структуры, которые усваиваются ребенком, становятся основными структурами ее мышления" . С помощью речи у детей развиваются такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификация. Благодаря речи дети усваивают операции дедукции (единичные факты подводят к общему) и индукции (общий вывод приспосабливают к редких фактов.

Дошкольное детство характеризуется бурным развитием процессов воображения. Накопленные в психологии и педагогике данные свидетельствуют о тесной взаимосвязи в развитии воображения и речи, способствует формированию представлений ребенка о предмете и позволяет ей представлять предмет, который она никогда не видела. Л. С. Выготский отмечал, что как только у ребенка появляется речи, она делает значительный шаг в развитии воображения. Дети с задержкой, или нарушением речи демонстрируют низкий уровень развития воображения. С другой стороны, с накоплением ребенком жизненного опыта, воображение ребенка сама становится средством распространения этого опыта, влияет на чувства ребенка и побуждает к выражению их в речи.

Отклонения в развитии речи сказываются на формировании всего психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко мешают правильному формированию познавательных процессов, влияющих на эмоционально-волевую сферу. Под влиянием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом.

Итак, речь играет значительную роль в интеллектуальном развитии ребенка. Постепенное овладение речью средствами познания языка на разных ее уровнях (фонетическом, словообразовательном, лексическом, грамматическом) перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать явления более осознанно и произвольно. Полученные в дошкольном возрасте "речевые навыки" и "коммуникативные умения" обеспечивают основу дальнейшего обучения, воспитания и развитую личности. Любое нарушение речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка.

  • Люблинская А. А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей // Вопросы детской и общей психологии под ред. В. Г. Ананьева. - М., 1954. - С. 3-30.
  • Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. - С. 115.