10 ФЕВРАЛЯ ВСЕЛЕНСКАЯ МЯСОПУСТНАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. 10 февраля 2018 года, в субботу Мясопустную, Церковь поминает всех «от века усопших православных христиан, отец и братии наших» от Адама до наших дней. Посвящая Неделю мясопустную воспоминанию о последнем Страшном суде Христовом, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Как и в другие родительские субботы, утром совершаются заупокойная Божественная Литургия и панихида. Накануне вечером(9 ФЕВРАЛЯ) служится заупокойное богослужение – Парастас, что с греческого языка переводится как «предстояние», «ходатайтсво» и отражает смысл и значение родительских суббот для верующих. Торжественное церковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой. В синаксаре на этот день написано «Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви». В субботу же, а не в другой день, пред мясопустною Неделею полагается моление об упокоении душ потому, что день субботы, как день покоя, по самому своему значению есть наиприличнейший для моления - упокоить умерших со святыми. Кроме того, нынешним молением об упокоении усопших Святая Церковь напоминает нам о неизбежной и для нас кончине и предстоящем нам от неподкупного Судии испытании, дабы, устрашив этим, сделать нас более готовыми к подвигам приближающегося спасительного поста. Установление вселенской родительской субботы перед неделей (седмицей) мясопустной восходит к преданию апостольскому, что подтверждается Уставом Святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания, и обычаем древних христиан собираться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века (святой Иоанн Златоуст в Словах 62-м и 18-м). В этот день на Божественной литургии можно подать записки с именами поминаемых на проскомидию - первую часть литургии, за которой из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в святой потир с молитвой о прощении грехов. В заупокойной ектении в субботу мясопустную взывается: «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных». При этом до пресечения на Руси монархии в 1917 году поименно воспоминались по «Реестру, како по всех Высочайших персонах поминовение чинить на вселенских панихидах» усопшие православные благочестивые императоры, цари, великие князья и благочестивые императрицы, царицы, княгини. При этом в некоторых церквях ставился перед Царскими вратами стол, на столе Распятие и перед ним - свеча, а иногда и кутия, в то время как в других храмах ставилась только свеча на большом подсвечнике. МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков. ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших. Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой. Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье. От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота... Помянем всех усопших...

Вселенская родительская суббота в

2018 году - 10 февраля.

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами.

Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к

ВЕЛИКОМУПОСТУ.

В этот день во всех церквях проходят панихиды по специальному уставу, тысячи верующих идут в храм, чтобы помолиться за души умерших и поставить за них свечу, а также подать молебен за них.

Всегда Вселенская родительская суббота отмечается за 7 дней до начала Великого Поста. Дело в том, что воскресенье перед масленичной неделей посвящено Страшному суду: несмотря на то, что гулянья в честь масленицы только готовятся, к этому задору присоединяется покаянное настроение начала Великого Поста, время духовного просвещения и воздержание от животной пищи, а также веселья. В древности говорили: «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», потому масленица не должна стать оргией, но пройти мирно, весело и в радостном общении с близкими людьми.

Религиозное значение Вселенской родительской субботы.

Во-первых, почему этот день называется «родительскими», ведь, как правило, поминают всех тех, кто уже отошел в мир иной? Во-первых, это можно обусловить тем, что, как правило, родители покидают наш мир первыми, а потому дети молятся за них. Но, это не главная причина. Дело в том, что в религиозном мире - первоначальный долг молитвы христианина - это молитва за родителей, что подарили жизнь. То есть, из всех, кто отошел в мир иной, первая молитва всегда за родителей, так как именно они стали проводниками в жизнь.

Что нужно делать во Вселенскую мясопустную субботу.

Священнослужители берут на себя обязанность молиться в этот день за всех умерших христиан, но что должен делать верующий в этот день?

Во-первых, следует сходить в храм, и желательно отстоять всю службу, молясь вместе со священником. Также, следует заказать об усопших обедню либо поминовение.


Если по каким-то причинам не получается сходить в храм, то помолиться за умерших можно дома, выбрав тихое и спокойное место, чтобы никто не прервал молитву. Специальные молитвы на Вселенскую мясопустную неделю можно найти в церковных календарях, либо в молитвенниках, также можно прочитать «Отче наш».

Молитва о усопших.

Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Известно, что нельзя молиться за тех, кто совершил самосуд, за женщин, которые погибли из-за аборта, некрещеных, неверующих и еретиков. В данном случае, следует раздать милостыню нуждающимся, чтобы почтить память перечисленных душ.

Хоть придаваться веселью и нельзя, но грустить и скорбеть тоже нельзя. Дело в том, что память и скорбь не есть одно и то же. Скорбь, грусть и печаль - это негативные эмоции, которые засоряют душу, в то время как память - это светлое и достойное дело. Какой бы тяжелой не была утрата, об умерших надо вспоминать с теплом и улыбкой, это дает покой не только душе живущей, но и душе, что находится в мире ином.

Как приготовить кутью ко дню памяти

Кутью в древности называли коливо, что означает вареное пшено с мёдом. Это блюдо является традиционным для заупокойной литии и панихиды и служит напоминанием о Воскресении умершего. Воспоминание это таиться в том, что как зерно, дабы созреть и стать колосом, должно быть заложено в почву и истлеть, так и тело усопшего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы восстать для жизни иной. Мед же здесь олицетворяет сладость новой жизни души.
Для поминальной трапезы надо обязательно сделать кутью, во Вселенскую субботу ее ставят возле свеч даже в церквях.

Несмотря на то, что традиционно в рецепте кутьи используют пшено, оно не всегда доступно, поэтому в качестве альтернативы можно взять перловку или же сделать рисовую кутью . Выбранную крупу сперва надо замочить на несколько часов. Далее, из выбранной крупы надо сварить кашу так, чтобы зерна были рассыпчатые и не слиплись между собой, то есть каждое зерно было раздельно. Когда каша будет готова, ее можно дополнить, в классическом варианте дополнением является мед, но можно добавить еще и изюм или другие сухофрукты, любые орехи, семечки, мак, кусочки фруктов свежих, и даже мармелад. Выбранный наполнитель (а можно добавить сразу все, тут уже все зависит от личных вкусов) надо измелить так. Чтобы кашу было удобно кушать. Далее, кашу перемешивают с наполнителем и накладывают в удобную емкость, чтобы отнести в церковь и освятить.

Трапезу во Вселенскую суббот надо начинать именно с кутьи, еще раз помолившись за тех, кто пребывает в мире ином.

Почему важно молиться за умерших в дни памяти

Как уже отмечалось, в первую очередь молиться надо за родителей и прародителей, а если они живы, то поминать других родственников, пусть даже далеких, друзей, знакомых. Дело в том, любовь к ближним живет до тез пор, пока в душе находиться память о них. Молитвы живых помогают душам обрести покой, найти свой путь в ином мире. Ничего больше молитвы живые не могут дать мертвым.

Дело в том, что тело усопшего уже ничего не чувствуют, его глаза не видят, поэтому он не может прочувствовать и увидеть то, как украшена его могила, какие цветы ему приносят, и как выглядит могильная плита. А вот услышать молитву и пойти на зов молитвы может их душа, которая в отличие от тела продолжает свою жизнь в мире ином.



Почему христианам настолько важен и как связан с теорией бессмертной души? Вселенская родительская суббота, что нужно делать в этот день расскажем в статье. Родительская суббота – это день, когда каждый верующий вспоминает усопших родственников, они есть в каждой семье. Если родители живы, то бабушки или дедушки, тети-дяди, неважно, что мероприятие зовется «родительская». Речь идет скорее обо всех умерших христианах, близкие которых могут отпеть и помолиться за их души, уже перенесшиеся в другие миры.

Священники освящают принесенные кутьи, затем проводят масштабную панихиду, которая посвящена всем умершим. Именно святые отцы некогда узаконили это мероприятие, ведь далеко не каждый человек умирает мирно, в окружении родных или в больнице. Многие пропадают и потом их судьба неизвестна. Родные годами ищут пропавших, но редко находят и если находят, то тела. Полиции затем открывает дела, пытаясь разыскать преступников и выяснить обстоятельства смерти. Другие погибают где-то в горах или тонут в океане.

Не счесть жертв кораблекрушений, умерших одиноких людей, которым некому было заказать панихиду. Погибают множество детей, не успев родиться. Умирают одинокие старики, бомжи, люди с далеких, неблагополучных стран. Кто-то гибнет в пожарах, замерзает где-то на севере или падает с гор, в ущельях, блуждают по лесам. Не счесть всех несчастных, и никто не сможет составить единую систему, где было бы указано имя, затем дата смерти абсолютно каждого человека.

Перед Богом же все равны, каждый имеет право на панихиду, кроме самоубийц, отпевать которых священники отказываются. Поэтому святые отцы и узаконили новый обычай. Неважно, когда и где нашла человека смерть, он не утратил своего права на молитву церкви, учитывая, что согласно учению христиан, молитвы сильно помогают людям, попавшим уже за грань жизни. Они становятся ближе к верному пути, их находит Отец. Молитва как доброе слово, знак, что их не забыли.




С особенным рвением святые отцы молятся о несчастных, похищенных когда-то и умерших где-то на чужбине, без родных, забытые, о жертвах пожаров или войн, катастроф, природных несчастий. Обо всех, кто каким-то образом не получил посмертного отпевания, которое делается на каждых похоронах. Верующие же посетители церкви молятся вместе со священниками уже за своих родных, также за всех, кто умер когда-то в их семье, своих предков. Ведь люди не могут знать всех своих предков. Также за друзей, близких, за семьи знакомых.

Также кроме панихиды, церковь напоминает всем живым о бренности жизни, что они должны помнить о неизбежности смерти и проживать свои жизни с пользой, ценить свое время.

Другое дело, когда люди спрашивают: «Зачем нам вообще молиться и просить о чем-то Всевышнего, если он сам говорил, что будет судить каждого по его делам»? значит, результат Суда предопределен и молитвы мало что вообще могут изменить?»

Да, Христос действительно сказал такое, но правильно ли люди понимают смысл этих слов? В реальности, Господь говорил о ценности времени, что нельзя проживать беспечно, не думая о наступлении завтра, мол смерть все равно придет. Тем более почившие уже не смогут беззаботно ждать прихода Суда.




Если посмотреть предания от святых отцов, то смерть вовсе не становится точкой. Душа сначала покидает тело, затем ее встречают ангелы. У человека есть ангелы-Хранители, которые заботятся о нем всю жизнь. Но также у людей есть демоны, они подталкивают постоянно к плохим делам, навевают плохие мысли. И когда душа предстает перед ними, ангелы начинают бороться с демонами за нее. Так впервые душа соприкасается с великой Вечностью, но это лишь начало ее нового пути.

Душа сорок первых дней после смерти тела посещает все важные для себя места, прощается со всеми близкими. Тогда справляют соответственно семь дней, потом сорок дней. Люди вспоминают умершего, рассказывают о нем друзьям, молятся, чтобы помочь душе. Умерший же проходит нешуточные мытарства, это частный суд, в котором рассматривается вся прожитая жизнь, что она сделала плохого или хорошего.

Но также священники подчеркивают, что это не последний суд для души. Ей предстоит Страшный Суд, когда Христос явится Второй раз и начнется общий Суд над всеми умершими, живыми, потому как граница между мертвым и живым сотрется, ведь все мертвые восстанут. Поэтому Господь пока не наступил тот день, дает каждой душе время. Принять совершенные ею дела, исправится, очиститься.




Но душа еще не вся личность человека. Ей трудно исправить содеянное без тела, но это возможно.
Не зря Апостол Иаков говорил, что молитва помогает исцелению души. Это касается не только живых, которым молитва облегчают душевную боль, заглушают раны. Но и мертвым. Правда те молиться полноценно не могут, их тела мертвы, а человек считается цельным существом, когда у него живо тело и жива душа, жив его дух.

Вот такое троекратное начало. Поэтому живые должны помогать своим мертвым родственникам. Молитва облегчает им путь, исправляет их деяния и приближает их к Отцу. Ведь согласно Христу, каждый человек – это как заблудшая овца, которая должна найти верную дорогу домой. А «дом» - это Бог.

Вселенская родительская суббота перед Великим Постом, в 2019 году приходящая на 2 марта является одним из особых дней, когда во всех храмах идет служба по поминовению усопших христиан. Молитвенные воздыхания живых об ушедших являются драгоценным даром для тех и других.

Служба по поминовению усопших христиан

По словам одной из поэтесс на небесах нет неверующих, души приобретают веру. Задача всех живущих - объединиться во вселенском прошении, звучащем в храмах в это время об упокоении усопших рабов Божиих. Находясь на Небесах, почившие души сверху видят нашу веру, даже те, кто когда-то был ярым борцом с религией.

Второе название этого дня - Мясопустная суббота, когда происходит «прощание» с мясными блюдами до Великой Пасхи.

В чем суть родительской вселенской субботы

За 7 дней до Великого Поста начинается неделя, посвященная раздумьям о Страшном Суде. В молитве православные люди в единстве веры, в общем прошении молят Бога о милости ко всем усопшим, прощении грехов живым.

Почему воспоминания об умерших приходится всегда на субботу?

Ответ находим в Библии (Мат.27:57-66). Иисус был погребен в скале еще в пятницу, но в субботу фарисеи и книжники потребовали опечатать вход в гробницу, чтобы ученики не похитили тело для провозглашения воскрешения обманным путем. Для евреев суббота всегда была и остается днем покоя. Так и тело Иисуса оставалось в покое до истинного Воскрешения.

Почему суббота называется родительской

В этот день поминают старейшин рода, мать, отца и из родителей. Также, принято считать, что все усопшие уходят к прародителям для встречи с ними в небесах.

Уважительное отношение к родителям красной нитью проходит через всю Библию. В 10 заповедях сказано, почитай отца и мать своих. Это пятая заповедь. Здесь не указано, что только хороших и живых.

Всю свою жизнь дети должны помнить о тех, через кого Бог даровал им жизнь, почитать и вспоминать.

Пятая заповедь Закона Божьего

Дни людей на земле не ограничиваются их собственными жизнями. Человеческий век продлевается в детях, внуках и правнуках. Возвращаясь к пятой заповеди Божией, можно увидеть, что каждый человек ответственен перед своими детьми и внуками за их долголетие.

Детей надо воспитывать в почитании родителей, не ради отца и матери, а ради их будущей жизни. Невыполнение заповедей грех, почитание родителей стоит выше заповеди «не убей».

Много ли в мире православных, живущих по заповедям Божиим? Сколько среди нас людей, истинно почитающих родителей? Грех ведет к смерти не только физической, впереди каждого человека ждет Страшный суд. Почитай своего отца и мать до и после смерти, и дарована будет тебе, твоим детям и внукам, жизнь с достатком по обетованию Бога.

Порой детей раздражают родители, которые настаивают на послушании, наказывают непокорных. Глупые дети не понимают, что родителями движет нежелание власти, а обычный страх воспитать не почитающего отца и мать ребенка.

Вселенская родительская суббота - день памяти всех почивших, ведь они ушли к прародителям. По великому человеколюбию апостолы оставили наставление совершать вселенские общие молитвы обо всех, независимо от того, кто, когда и где умер.

Почему православные молятся за умерших

По утверждению Святых отцов Церкви человеческая душа встречается с Вечностью, но это еще не конец, далее - Страшный суд. Душа усопшего проходит только малый суд, ожидая Второе пришествие Христа. Живя на земле, человек через пост и молитву, укрощение своего тела может исправить свои грехи, умершие имеют только душу, которой очень сложно исправляться.

Но апостол Иаков дал наставление всем православным молиться друг за друга, чтобы получить исцеление. (Иак.5:16)

Молитва за умерших

Поминальная суббота - вселенская молитва за исцеление душ усопших, почивших или другими словами, уснувших людей, освобождение их от первоначального греха. Триединое начало человека состоит из духа, души и тела, но у усопших есть душа и дух, значит, они еще имеют время покаяться. Молясь за ушедших в мир иной, православные помогают им получить Божию милость - прощение грехов для спасения родной души.

Философ Платон сравнивает тело с футляром от скрипки, порванная струна не означает смерть музыканта.

Человек умирая, не знает, куда идет его душа. Не могут представить этого и оставшиеся в живых люди. Ребенок, находясь внутри матери, не представляет себе жизни вне материнского лона, но приходит время, с криком появляется младенец. Безусловно, ему дискомфортно и страшно, он попадает в другую, вначале кажущуюся враждебной среду. Проходит время, ребенок понимает, что ему здесь рады, его ждали, он обретает чувство комфорта.

Так и человеческая душа попадает в иной мир, она обречена на бессмертие. Умерший человек не может покаяться или изменить что-то в своей грешной земной жизни. Время не идет в обратную сторону. Оставшиеся родственники, друзья и просто знакомые в молитвах за почивших могут облегчить их участь на Небесах.

Одним из даров Бога за совершения прошений за умерших дана Вселенская родительская суббота перед Великим Постом.

Смерти нет, есть переход из жизни земной в небесное существование, есть эдакая дверь, которая открывается всегда в одну сторону.

В Мясопустную субботу поминаются все усопшие, начиная от Адама, поэтому этот день называется вселенским.

Основные правила поведения во Вселенскую поминальную субботу

Утро Вселенской субботы начинается Проскомидией, заупокойной литургией, после служится общая панихида. Перед началом Проскомидии христиане подают записки с именами умерших, которые были крещены по православным традициям. За них поименно молятся во время всех служб.

За некрещеных людей родственники могут молиться сами.

Нельзя подавать записки за умерших:

  • самоубийц;
  • женщин, умерших во время абортов;
  • некрещеных;
  • атеистов;
  • еретиков.

Помянуть таких усопших, не называя имени, просят нищих, раздавая им милостыню.

Важно! Во время молитвы свечи устанавливают около Распятия, а не около икон Святых.

На протяжении Мясопустного дня во время приема пищи поминают умерших. В этот день читается 118 псалом (17 кафизма)

Псалом 118 Блаженны непорочные в пути во Вселенскую поминальную субботу

День особого поминовения усопших в церкви

Кроме Мясопустной, еще вторая, третья и четвертая субботы Великого поста являются временем воспоминания и молитв за почивших. Отцы Церкви подчеркивают о великой миссии христиан дарить любовь миру, ибо, Бог есть любовь! Если у Бога нет мертвых, все души живы, то наше призвание любить их, простить и благословить.

Поминовение усопших начинается вечером в пятницу, когда будет совершаться панихида или парастас. Великая пятничная панихида или парастас (ходатайство) - великое прошение перед Богом за всех почивших.

«Последование парастаса, сиречь великия панихиды, по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся»

Начало парастаса такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).

После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны.

Непорочны разделяются на 2 статии.

Первая статия : «Блажени непорочнии в путь».

Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

После первой статии - малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».

Вторая статия : «Твой есмь аз, спаси мя».

Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

Сразу после этого поются тропари по непорочных:

«Благословен еси, Господи…

Святых лик обрете источник жизни…».

После тропарей и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» - егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).

Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».

По 3-й песни катавасия - ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».

По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».

После малой заупокойной ектении - кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».

По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».

Хор: «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».

После канона читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.

Во время субботней Литургии звучат слова утешения, дарящие надежду на будущую встречу на Небесах.

Всех пребывающих в храме на Литургии накрывает настоящая Божья благодать, показывающая, что Христос живет в своих поклонниках, и мы с Ним - одно тело, в этом тайна Его Божественной Любви.

Божественная литургия. Вселенская родительская (мясопустная) суббота

В конце Литургии православные люди причащаются, получая Благодать Святого Причастия. По словам Святого Серафима Саровского, те, кто в этот день не принял святого причастия, отвернулся от Того, Кто даровал нам Любовь в Чаше спасения, которую протянула Божия рука.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопшие раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им все согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Когда и кем была установлена Вселенская поминальная суббота

История поминовения почивших уходит в далекое прошлое. Подтверждение этому обряду можно найти в Ветхом Завете Библии (Чис.20:19; Втор. 34:9;Мак.7:38-46).

Апостолы Иаков и Марк совершали молитвы за почивших при проведении древних литургий. В Апостольских Постановлениях четкое указание, в какие дни поминаются ушедшие в иной мир. Отцы Церкви, среди них и Григорий Великий, Иоанн Златоуст, раскрыли истинный смысл поминальных молитв.

Традиция молиться за своих усопших родителей и родственников присуща каждому народу на земле. Уважаемые в Риме патриции отличались от безродных плебеев не только своим богатством, а в первую очередь тем, что знали и помнили своих предков на много поколений назад.

Апостол Павел в своем послании коринфской церкви пишет о том, что нет на земле никого, кто бы мог предугадать того, что приготовлено Богом на Небесах для любящих Его.

Христианское вероучение говорит о том, что совершенствование человека происходит только на земле. Божественная Литургия, читаемая Великим Отпустом дарит надежду всем живым, подчеркивая, что Христос по молитвам Своей Матери Марии дарует нам спасение, ибо Христос человеколюбец.

Оставшиеся люди никогда на земле не узнают тайны о загробной жизни Святых, не найдут ответы, почему не тлеют их тела и каким чином от мертвого тела исходят благовония. Обязанность каждого православного христианина оказать помощь усопшим. Вселенское прошение обладает огромной силой развязывать узы на Небесах. Мясопустная суббота установлена в пятом веке по приказу преподобного Саввы Освященного.

Икона Саввы Освященного

Почему на Вселенскую поминальную субботу готовят коливо

В храм при проведении панихиды или литии приносят коливо или кутию. Это одно блюдо, приготовленное из пшеницы (порой ее заменяю рисом) с добавлением меда и изюма. Зерно является прообразом почившего человека. Как умирает зерно для образования колоса, так и тело усопшего предают земле, чтобы его душа воскресла в раю, где жизнь будет сладкой, как мед.

Рецепт приготовление заупокойной кутии

Для приготовления колива понадобится очищенная пшеница, которую перед варкой следует замочить на ночь в холодной воде. Добавить в разбухшие зерна чистой воды в соотношении 1:3 и варить до готовности. В готовую кашу добавить замоченный в кипятке изюм и соль по вкусу. Когда каша с изюмом станет теплой, в нее добавляют мед.

В отличие от рождественской богатой кутии с множеством ингредиентов в голодное коливо не добавляется мак, орехи и сухофрукты.

Приготовление поминальной кутии

Первая, в году, Вселенская родительская суббота приходится на Мясопустную седмицу. В этот день Церковь вспоминает усопших и поминает всех умерших от времен Адама. Служба в эту субботу так и называется:

«Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Всецерковное поминовение во вселенскую родительскую субботу (и в другие поминальные дни) напоминает нам о необходимости спасения всех людей — живые молятся за умерших братий и сестер. Мы своей заботой о них служим во спасение их душ, этим же поминовением мы помогаем и самим себе. Ведь мы все – братья и сестры, живем в одном мире, в одной Церкви, у нас один Отец.

Почившие люди, за которых мы молимся – мертвы, но мертвы только их тела, а не души. Души живые, а значит, время для покаяния у них еще есть.
И у всех нас, живых и мертвых, есть еще время до Страшного Суда, но правда никто не знает, хватит ли его для покаяния. Своими усердными молитвами мы можем помочь усопшим разбудить себя и успеть покаяться. Чудеса случаются и с нами, ведь молитвы потихоньку действуют на нас, мы сами незаметно очищаемся от зла и начинаем любить людей.

На поминальной трапезе существует одно обязательное блюдо – кутия.
Кутия или коливо — это сваренная пшеница, смешанная с мёдом. Это блюдо символизирует Воскресение умершего.
Для того, чтобы зерно дало колос, оно сначала должно истлеть. Также и тело человека сначала истлевает, чтобы потом восстать для Будущей жизни. (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд означает сладость благ в будущей жизни.

Приготовление кутии: необходимо замочить зерно пшеницы (можно рис или не дробленую перловую крупу), а потом сварить из него кашу, чтобы каждое зернышко было по отдельности. В кашу следует добавить наполнитель, обычно это мед и изюм. Также можно добавлять сухофрукты, но сначала их надо распарить и измельчить, а еще орехи, семечки, мак, фрукты, все зависит от вашего вкуса. Вместо меда можно добавить сахарный сироп. Все ингредиенты надо перемешать, положить в миску и отнести в Церковь на панихиду и там кутию освятить.

НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ

Неделя – это старинное название воскресения. Произошло оно от соединения слов “не” и “делать”, в этот день люди отдыхали и ничего не делали.
Последний день мясопустной седмицы – мясопустная неделя (воскресенье). В этот день перед , еще можно по Уставу употреблять в пищу мясные продукты. Мы последний раз едим мясо и «отпускаем» его. Отсюда и название — «мясопустная».
Но на следующий день строгий пост еще не начинается, всю следующую седмицу в пищу можно употреблять сыры и молочные продукты — начинается Сыропустная седмица, Масленица.

Таким образом, осуществляется постепенная подготовка человека к самому строгому Великому посту, даже в мясопустную седмицу, по средам и пятницам мясо есть уже нельзя, поэтому эту седмицу в народе раньше называли «пестрой».
По приметам, в «пеструю» седмицу нельзя было играть свадьбы, в это время начинают готовиться к Масленице, делают уборки в домах, приглашают гостей.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

В мясопустную неделю (воскресенье) вспоминается Страшный суд (Мф. 25:31-46). Церковь напоминает людям об их грехах, о том, что для спасения наших душ нельзя быть беспечными, нельзя забывать, что в деле спасения нужно уповать на милость Божию. Неотвратимость наступления Страшного Суда подтвердил и Сам Спаситель:

«Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29).

Все умершие люди оживут, каждый предстанет перед Господом, и обязательно ответит за свои дела, которые он совершал в течение своей земной жизни.
Если добрых дел будет больше – душу этого человека ждет слава и жизнь блаженная, а если злые – вечное осуждение.

Первое пришествие Господа на Землю прошло очень скромно. Он Своим примером показал нам то, какими должны быть люди – смиренными, кроткими и добрыми. Именно поэтому, Спаситель позволил Себя распять, чтобы никто во время Второго Пришествия, на Страшном Суде, не смог упрекнуть Господа в несправедливости и предвзятом к нему отношении.
Для каждого из людей этот день и на самом деле страшный, нет людей без грехов. Все тайные, невидимые поступки и желания станут явными, и нам не на кого будет надеяться, все получат по делам своим.

Во время Страшного Суда никто не спросит о том, как мы молились, как постились, какие книги духовные читали, как часто и искренне исповедовались и т.д. Все это будет совершенно неважно, по сравнению с тем, какими мы были людьми по отношению к окружающим нас людям.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.