Урок литературного чтения во 2 «б» классе по программе «Школа России»

Тема: Б.Житков «Храбрый утенок»

Цель: познакомить учащихся с творчеством Б.Житкова. Развивать навыки выразительного чтения, память, внимание, мышление, речь; учить связно излагать свои мысли, делить текст на смысловые части, составлять план.

образовательные :

1 .познакомить учащихся с новым произведением

2 .способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения.

3 .организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения.

4 .организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста

развивающие :

1 .содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух;

2 .создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

3 .помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие:

1. содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них,

2. способствовать сплочению классного коллектива,

3. содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,

4. помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. Прививать любовь к природе, воспитывать доброе отношение к животным.

Оборудование: презентация биографии Б.Житкова, книги для скорочтения,

Ход урока

План урока.

    Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Учащиеся: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети : Да!
Учитель : Тогда вперед!

На доске: Литературная гостиная. (слайд 1)

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: В начале урока проверим домашнее задание.

Как называлось произведение, которое мы читали на прошлом уроке?

Ученик: На прошлом уроке мы читали произведение «Страшный рассказ».

Загадка. (Слайд2 ) Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ёж)

Ученик: Чарушин Евгений Иванович

Сейчас мы поиграем в игру «Учитель и ученик» и выполним тест. Приготовьте рабочие тетради, запишите число. В тесте будет семь вопросов. Если вы согласны с ответом, ставите плюс. Если вы не согласны с ответом,то ставите минус.

Работа в парах . Меняемся тетрадями, пользуемся ручкой с зелёной пастой.

Сейчас вы учителя. (Слайд3). Если ученик выполнил работу без ошибок ставьте «5», допустил 1-2 ошибки ставьте оценку «4»,если 3 ошибки ставьте оценку «3»,если больше 3 ошибок оценка «2». Проверяем. Выставление оценок.

Чтение своих книг. Отработка техники чтения. (Жужжащее чтение)

Ребята. Приготовьте свои книги. Найдите рассказ, который вы будите читать. Я засеку время - 1 минуту, вы начинаете читать. Как только скажу «Стоп!», вы остановитесь. Затем засеку ещё 1 минуту, вы заново начнёте читать этот текст. - Поднимите руку, кто больше прочитал.

Речевая разминка.

Цель: подготовить к чтению произведений.

Де- де-де: кто в воде?
Дил- дил -дил: крокодил!

Ро –ро -ро, ки- ки-ки, ролики мне велики!

Ать-ать-ать, мелом будем рисовать.
Ки-ки-ки, нам нужны мелки.

Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.

Выполняют предложенные им задания.

Чтение по рядам.(1ряд)

2 ряд.Спрашиваем.

Постановка логического ударения. Отдельного ученика.

5.Сообщение темы. Постановка цели, задач урока . (Слайд4)

Сегодня мы прочитаем произведение замечательного автора, путешественника, объехавшего всю Россию и побывавшего в других странах. Человека, который сменил несколько профессий и всюду, достигшего мастерства. И понятно, что этот человек не мог не стать писателем. Имя этого человека – Борис Степанович Житков. Наташа и Артём подготовили для нас небольшие сообщения об авторе.
Послушаем ребят.

а) Введение в тему. Чтобы узнать с каким произведением познакомимся,предлагаю вам отгадать загадку:

Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину? Утята

Словарная работа: Что такое рассказ ? (Это произведение небольшого размера.) На доске.

6. Новый материал. Подготовленные ученики пересказывают (подготовленную заранее учителем) биографию автора . Показ презентации.

ЖИТКОВ, БОРИС СТЕПАНОВИЧ (1882–1938), русский писатель. Родился 30 августа (11 сентября) 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский), в 1905 принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное – Петербургского политехнического института (1916). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища; много путешествовал.
Умер Житков в Москве 19 октября 1938.
Выпустил в свет около 60-ти детских книжек.

Доп. сведения для учителя.

Б.Житков учился в Одесской гимназии с будущим писателем К.Чуковским, который впоследствии стал его верным другом. После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград.

В 1924 г. Житков начал печататься (первый рассказ «Над морем) и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60-ти детских книжек.

Знакомство с книгами писателя -выставка книг.

Обзор рассказов Б. С. Житкова.– выступление подготовленных учащихся .(Слайд5)

Учитель: На какие разделы можно разделить рассказы?

Ученик: Можно разделить на три раздела. О море, о животных, о технике.

Учитель: Назовите к каждому разделу рассказы.

Ученик: «Злое море», (Кувандыкова Сабина) «Морские истории» (Иванов Максим)

«Беспризорная кошка» (Дик Ксения), «Про обезьянку» (Зленко Артём), «Про волка» (Поляков Леонид)

«Как устроен телеграф» (Пацановский Максим), «Как сделать электрический звонок» (Опекунов Сергей) Прежде чем прочитать новое произведение Б. Житкова, я предлагаю вам обратить внимание на слова на слайде. Они встретятся в тексте.

Словарная работа.

Объясним значение этих слов. Рубленые (яйца)- мелко порезанные.Рубить, рублю, ударять чем-нибудь острым,разделять на части, размельчать. Стрекотать - издавать звук, стрекот.Насилу - еле-еле.Проговаривание слов по слайду.

Первичное знакомство

Каждый рассказ Б. Житкова является поучительным не только для детей, но и для взрослых. Поэтому прочитаем новый текст и ответим на вопрос: чему учит данное произведение.

Откройте стр.139

Я прочитаю новое произведение, вы следите за мной.

    Чему учит это произведение?

в) Первичное чтение рассказа (учитель-автор)

- О ком же пойдет речь в рассказе?

- Подумайте, какие события могут в нем развиваться?

Проверим ваши предположения. Прочитав этот рассказ.

Знакомство с рассказом.

–Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- О чем он?

Анализ произведения.

– Как хозяйка кормила утят? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)
– Почему утята боялись стрекозу? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)
– О чём думала хозяйка когда, убирала пустую тарелку? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)
– Кто пришёл в гости к утятам? (Найдите ответ в текст и прочитайте)
– Что он им обещал? Сдержал ли он своё слово?
– Как ему это удалось? (Найдите ответ в текст и прочитайте)
– Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
– Прилетела стрекоза ещё раз? (Найдите ответ в текст и прочитайте)

Физкультминутка. (Слайд 6)

VI. Работа над содержанием

    Вторичное чтение.

    Прочитаем эту сказку и ответим на вопрос: на сколько частей её можно разделить.

( чтение хорошо читающими учениками )

    Анализ сказки

Теперь прочитаем данную сказку по частям и ответим на вопросы.

1 часть ( читаем по цепочке )

    Почему утята боялись стрекозы? Как Б. Житкову удалось донести читателям о том, что стрекоза была страшная? Какими словами он описывает стрекозу? Подчеркните эти слова. Итак, какие слова вы подчеркнули. А что бы изменилось, если бы вместо слова кружилась автор употребил бы слово порхала? Вместо слов «страшно стрекотала» было бы «стрекоза издавала звуки»? А такими словами автор усиливает тот ужас, который испытывали утята при виде стрекозы. Она для них была словно коршун, который может их съесть.

    А какими вам представляются утята. Вам их жалко? А как автору удалось это показать: что утята маленькие, беззащитные. Найдите эти слова и подчеркните их двумя чертами.

Вот так с помощью слов можно передать и образ, и чувства героев.

2 часть. (Чтение с учителем )

Перечитаем 2 часть все вместе со мной в моем темпе.

    Как повел себя Алеша, когда услышал страшный рассказ про стрекозу?

    Почему Алеша не испугался стрекозы?

Алеша просто был наблюдательней всех, он, наверное, заметил, что взрослые утки не прочь полакомиться стрекозой, поэтому он храбро вступил в бой со злой стрекозой.

3 часть.

Перечитайте 3 часть самостоятельно.

    Сумели ли утята отблагодарить Алешу?

А теперь возьмите в руки карточку. Перед вами три предложения. Расположите их в том порядке, в котором они встречаются в тексте.

Они не только ели сами, но и угощали храброго Алешу за то, что он спас их от стрекозы.

Однажды к утятам пришел в гости их сосед, маленький утенок Алеша.

Утята хотели убежать, но Алеша не испугался.

    Каким представился вам вначале Алеша? Почему автор в описании Алеши употребил слово маленький Алеша? Какое слово автор использует в конце сказки? Почему именно такие слова использовал автор: маленький и храбрый? (Да потому что, именно так, выглядел Алеша в глазах утят. Он сначала был маленьким, таким же, как они, но затем он в их глазах стал храбрым. Настоящим героем.)

Учитель: Назовите главных героев сказки

Учитель: А теперь прочитаем текст по ролям (распределение ролей)

Чтение текста по ролям

Ученик: Утята, Алёша, стрекоза

VII. Составление плана Чтение и деление текста на части. Используя слайды.

1. Хозяйка кормит утят.

2.Боятся стрекозы.

3. «Болезнь» утят.

4. Алёша обещает помочь.

5. Утёнок сдержал своё слово.

6.Стрекоза больше не прилетала.

VIII. Закрепление изученного материала. Составление картинного плана. Восстановление деформированного текста.

Учитель: Давайте закрепим знания, которые мы получили сегодня на уроке. Выбери нужную пословицу.(Слайд20)

X Домашнее задание. Приготовить пересказ текста

XI. Итог урока. - Каким был утенок Алёша?

а) Составление синквейна (схема)

Храбрый, смелый

Смеялся, обещал, сдержал

Интересный утёнок.

б)Чтение «цепочкой»

в) Выборочное чтение :

Чем кормила хозяйка утят?

Как вела себя стрекоза?

Что говорила хозяйка?

Как расправился Алеша со стрекозой?

7. Рефлексия.

б) Заключительные вопросы:

Кем оказался утенок Алеша – хвастуном или храбрецом?

8) Итог.(Слайд 21)

Какое произведение изучали?

Какие качества хотели бы вы в себе воспитать, прочитав этот рассказ?

Кружечка под ёлочкой

Мальчик взял сеточку – плетёный сачок – и пошёл на озеро рыбу ловить.

Первой поймал он голубую рыбку. Голубую, блестящую, с красными пёрышками, с круглыми глазками. Глазки – как пуговки. А хвостик у рыбки – совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски. Взял мальчик кружечку, маленькую кружечку из тонкого стекла. Зачерпнул из озера водицы в кружечку – пусть плавает пока рыбка.

Рыбка сердится, бьётся, вырывается, а мальчик скорее её в кружечку – бух! Побежал дальше, поймал ещё рыбку – совсем маленькую. Ростом рыбка не больше комара, еле рыбку видно. Мальчик взял тихонечко рыбку за хвостик, бросил её в кружечку – совсем не видать. Сам побежал дальше.

«Вот, – думает, – погоди, поймаю рыбу, большого карася».

– Кто поймает рыбу, первый кто поймает, тот будет молодец. Только не хватайте сразу, не глотайте: рыбы есть колючие – ёрш, например. Принесите, покажите. Я сама скажу, какую рыбу есть, какую выплюнуть.

Полетели, поплыли утята во все стороны. А один заплыл дальше всех. Вылез на берег, отряхнулся и пошёл переваливаясь. А вдруг на берегу рыбы водятся? Видит – под ёлочкой кружечка стоит. В кружечке водица. «Дай-ка загляну».

Рыбки в воде мечутся, плещутся, тычутся, вылезти некуда – всюду стекло.

Подошёл утёнок, видит: ай да рыбки! Самую большую взял и подхватил. И – скорее к маме.

«Я, наверное, первый. Самый я первый рыбу поймал – я и молодец».

Рыбка красная, пёрышки белые, изо рта два усика свесились, по бокам тёмные полоски, на гребешке пятнышко, как чёрный глаз.

Замахал утёнок крыльями, полетел вдоль берега – к маме напрямик.

Мальчик видит – летит утка, низко летит, над самой головой, в клюве держит рыбку, красную рыбку с палец длиной.

Крикнул мальчик во всё горло:

– Моя это рыбка! Утка-воровка, сейчас отдай!

Замахал руками, закричал так страшно, что всю рыбу распугал.

Испугался утёнок да как крикнет: «Кря-кря!» Крикнул «кря-кря» и рыбку упустил.

Уплыла рыбка в озеро, в глубокую воду, замахала пёрышками, поплыла домой.

«Как же с пустым клювом к маме вернуться?» – подумал утёнок, повернул обратно, полетел под ёлочку.

Видит: под ёлочкой кружечка стоит. Маленькая кружечка, в кружечке – водица, а в водице – рыбки.

Подбежал утёнок, скорее схватил рыбку. Голубую рыбку с золотым хвостиком. Голубую, блестящую, с красными пёрышками, с круглыми глазками. Глазки – как пуговки. А хвостик у рыбки – совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски.

Подлетел утёнок повыше и – скорее к маме.

«Ну, теперь не крикну, не раскрою клюва. Раз уже был разиней».

Вот и маму видно. Вот совсем уже близко. А мама крикнула:

– Кря, что несёшь?

– Кря, это рыбка, голубая, золотая – кружечка стеклянная под ёлочкой стоит.

Вот и опять клюв разинул, а рыбка – плюх в воду! Голубенькая рыбка с золотым хвостом. Замотала хвостиком, заюлила и пошла, пошла, пошла вглубь.

Повернул назад утёнок, прилетел под ёлку, посмотрел в кружечку, а в кружечке рыбка маленькая-маленькая, не больше комара, еле рыбку видно. Клюнул утёнок в воду и что было силы полетел обратно домой.

– Где ж у тебя рыбка? – спросила утка. – Ничего не видно.

А утёнок молчит, клюва не открывает. Думает: «Я хитрый! Ух, какой я хитрый! Хитрее всех! Буду молчать, а то открою клюв – упущу рыбку. Два раза ронял».

А рыбка в клюве бьётся тоненьким комариком, так и лезет в горло. Испугался утёнок: «Ой, кажется, сейчас проглочу! Ой, кажется, проглотил!»

Прилетели братья. У каждого по рыбке. Все подплыли к маме и клювы суют. А утка кричит утёнку:

– Ну, а теперь ты покажи, что принёс!

Открыл клюв утёнок, а рыбки и нет.

Храбрый утёнок

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

– Ну и храбрецы! – сказал он. – Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

– Ты хвастаешь, – сказали утята, – завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

– Ну, смотрите, – сказал смелый Алёша, – сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.

Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

Девочка Катя

Девочке Кате захотелось улететь. Своих крыльев нет. А вдруг есть на свете такая птица – большая, как лошадь, крылья, как крыша. Если на такую птицу сесть, то можно улететь через моря в тёплые страны.

Только птицу надо раньше задобрить и кормить птицу чем-нибудь хорошим – вишнями, например.

За обедом Катя спросила папу:

– Есть такие птицы, как лошадь?

– Не бывает таких, не бывает, – сказал папа. А сам всё сидит и читает газету.

Увидала Катя воробья. И подумала: «Какой чудак таракан. Была бы я тараканом, подкралась бы к воробью, села бы ему между крыльев и каталась бы по всему свету, а воробей бы и не знал ничего».

Житков Б., сказка "Храбрый утенок"

Жанр: литературная сказка о животных

Главные герои сказки "Храбрый утенок" и их характеристика

  1. Алеша. Очень храбрый и решительный утенок.
  2. Утята. Робкие и несмелые.
  3. Стрекоза. Наглая и страшная.
  4. Хозяйка. Глупая и бестолковая.
План пересказа сказки "Храбрый утенок"
  1. Тарелка яиц
  2. Страшная стрекоза
  3. Голодные утята
  4. Появление Алеши
  5. Храброе заявление
  6. Битва со стрекозой
  7. Благодарность утят.
Кратчайшее содержание сказки "Храбрый утенок" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Каждое утро Хозяйка кормила утят рубленными яйцами.
  2. На тарелку садилась большая стрекоза и утята прятались.
  3. Стрекоза пробовала яйца и улетали, а утята голодные ложились спать.
  4. Утенок Алеша пообещал избавить утят от стрекозы.
  5. Алеша ухватил стрекозу за крыло и та насилу вырвалась.
  6. Стрекоза больше не прилетала, а утята хвалили храброго Алешу.
Главная мысль сказки "Храбрый утенок"
Доблесть человека измеряется не его ростом, а его поступками.

Чему учит сказка "Храбрый утенок"
Сказка учит быть храбрым и смелым. Не боятся и не отступать перед врагами, даже если они кажутся очень страшными и большими. Учит что забияки, на самом деле большие трусы, стоит им только дать отпор. Учит проявлять благодарность к тому, кто однажды помог.

Отзыв на сказку "Храбрый утенок"
Мне очень понравилась эта поучительная сказка. Ведь любой утенок мог поступить точно также как Алеша, но им было слишком страшно и они не могли преодолеть свой страх. А потому всегда ложились спать голодными. Утенок Алеша в этой сказке настоящий герой, он показал утятам как следует обходиться с агрессорами, и заслужил всеобщую благодарность.

Пословицы к сказке "Храбрый утенок"
Маленький, да удаленький.
Я не трус, но я боюсь.
Сто малодушных не заменят одного храброго.
Волков бояться - в лес не ходить.
Мала птичка, да коготок востер.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Храбрый утенок"
Жили у одной хозяйке утята. Хозяйка была доброй и каждое утро давала утятам большую тарелку рубленных яиц. Но как только она уходила, прилетала большая стрекоза и садилась на тарелку. Она так страшно стрекотала крыльями, что бедные утята боялись, что стрекоза их перекусает и прятались в траве.
А стрекоза пробовала еду и улетала. Но утята целый день не подходили к тарелке, потому что боялись, что стрекоза вернется.
А хозяйка, убирая каждый день нетронутую еду, думала, что утята заболели.
И вот однажды к утятам в гости пришел Алеша, утенок с соседнего двора. Узнав про страхи утят, он только рассмеялся и пообещал, что разберется со стрекозой.
Утята думали, что Алеша хвастает, но он действительно пришел на следующее утро и стал ждать стрекозу.
Когда хозяйка как обычно поставила тарелку с рубленными яйцами, прилетела стрекоза. Но Алеша успел подскочить к ней и ухватить клювом за крыло. Стрекоза насилу вырвалась и улетела со сломанным крылом.
Утята очень обрадовались. С тех пор стрекоза к ним больше не летала, а они ели досыта. Да еще и Алешу всегда угощали.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Храбрый утенок"

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.
Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала.
После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: "Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят". Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.
- Ну и храбрецы! - сказал он. - Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.
- Ты хвастаешь, - сказали утята, - завтра ты первый испугаешься и побежишь.
На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.
- Ну, смотрите, - сказал смелый Алёша, - сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.
Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

Уроки чтения - это всегда уроки открытия. На этом уроке мы откроем для себя мир известного писателя, Бориса Степановича Житкова, узнаем, как он жил, какие произведения написал. Мы познакомимся с одной важной сказкой, которую написал Борис Степанович, будем учиться читать ее правильно и выразительно, задумаемся над вопросами, составим картинный план, постараемся пересказать прочитанный текст. А также нам предстоит рассмотреть различные обложки к сказке Б.С. Житкова и придумать свой вариант.

Рис. 1. Б. Житков

Борис Степанович Житков (рис. 1) - писатель, педагог, путешественник и исследователь.

Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 года. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать - пианисткой, боготворившей музыку, в юности она брала уроки у самого великого Антона Рубинштейна.

Родился он поблизости от Новгорода, в деревушке на берегу реки Волхов, где родители в то время снимали дачу. У него было три сестры, так что семья была немаленькой.

Через некоторое время семья переехала в Одессу. Там Борис впервые пошел в школу: частную, французскую, затем поступил в гимназию. Ученик он был необычный, его увлечения не знали границ, казалось, он интересовался всем на свете: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Он был очень подвижный, спортивный мальчик; увлекшись спортом, он не только получал призы в гонках, но и вместе с товарищами построил настоящую яхту. В гимназии Борис Житков подружился с Корнеем Чуковским, и эта дружба продолжалась всю жизнь.

Вместе с тем его влекло к перу и бумаге, он всю свою жизнь вел дневники, выпускал рукописные журналы, письма его нередко содержали целые рассказы, и однажды он даже придумал длинную повесть в письмах с продолжением. К тому же он писал стихи, которых у него в юности уже накопилась целая тетрадь. Он был еще и великолепным рассказчиком, и рассказать ему всегда было о чем, поскольку после окончания гимназии и естественного отделения Новороссийского университета в 1906 году его жизнь представляла собой калейдоскоп событий и приключений, путешествий и самых разнообразных занятий, необычных профессий...

Он изучал математику и химию в Новороссийском университете и кораблестроительное дело в Петербургском политехническом институте. После университета он сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем в Одесском порту, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Он руководил ихтиологической экспедицией по Енисею, работал на заводах Копенгагена и Николаева. Ходил на парусниках в Болгарию и Турцию. Сдав экстерном экзамен на штурмана дальнего плавания, отправился через три океана из Одессы во Владивосток штурманом на грузовом пароходе. В революцию 1905 года изготовлял взрывчатку для бомб и помогал печатать листовки. А в годы Первой мировой войны принимал в Англии моторы для русских самолетов. Работал в школе, преподавал математику и черчение. Ему приходилось голодать, скитаться, скрываться. В 1923 году Борис Житков переехал в Петроград.

Однажды по просьбе К.И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это стало началом его писательской работы. Первый рассказ сорокадвухлетнего Бориса Житкова «Над морем» в 1924 году опубликовал журнал «Воробей». В том же году вышел сборник рассказов «Злое море». Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и другие.

Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет. Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, передают романтическую увлеченность делом.

Выставка книг для детей

Рис. 2. Книги Б. Житкова ()

Речевая разминка

Подготовимся к чтению произведения.

Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:

Руб-лен-ных - рубленных

Стре-ко-та-ла - стрекотала

Расс-ка-за-ли - рассказали

Ис-пу-га-ешь-ся - испугаешься

За-жуж-жа-ла - зажужжала

По-ло-ман-ным - поломанным

Читайте целыми словами:

Бег - подбегали, убегали

Рассказ - рассказали

Испуг - испугаешься

Еда - наедались

Прочитайте скороговорку:

Уточка - вертихвостка

Ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.

Знакомство со сказкой Б.С. Житкова «Храбрый утенок». Первичное чтение.

Прочитайте текст. Подчеркните непонятные слова и выражения. Выясните их значение.

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

Ну и храбрецы! - сказал он. - Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

Ты хвастаешь, - сказали утята, - завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

Ну, смотрите, - сказал смелый Алёша, - сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.

Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

Проверка понимания содержания и смысла рассказа

Ответьте на вопросы.

Понравился рассказ?

О чем рассказ?

Как хозяйка кормила утят? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)

Почему утята не ели? Кого они боялись? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)

Почему утята боялись стрекозы? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)

О чем думала хозяйка, когда убирала тарелку? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)

Кто пришел в гости к утятам? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)

Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?

Как ему это удалось? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)

Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?

Прилетела ли стрекоза еще раз? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)

Выберите заголовок к тексту.

Хвастливый утёнок

Утёнок Алёша

Храбрый утёнок

Правильный ответ: сказка называется «Храбрый утенок». Нельзя назвать сказку «Хвастливый утёнок», потому что утёнок делом доказал свои слова. Нельзя озаглавить

«Утёнок Алёша», так как это название тематическое, про любого утёнка.

Проверьте правильность выбора названия.

Рассмотрите обложки.

Какая из обложек наиболее полно отражает содержание сказки? Почему?

Какую обложку нарисовали бы вы? Какие элементы в обложке должны быть обязательно?

Правильный ответ: фамилия, имя, отчество автора, название книги, иллюстрация.

Рис. 3. Обложки книги «Храбрый утенок» ()

Работа над картинным планом

Рассмотрите иллюстрации (рис. 4).

Расположите по порядку.

Какой картинки не хватает?

Нарисуйте.

Расскажите текст полностью с опорой на картинки.

Рис. 4. Иллюстрации к книге

Подведение итогов урока

С каким рассказом вы познакомились сегодня?

Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?

Хотелось бы вам быть похожим на Алешу? Чем?

Что нужно делать, чтобы стать таким храбрым?

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Festival.1september.ru ().
  2. Az.lib.ru ().
  3. Liceybiblio.amoti.ru ().

Домашнее задание

  1. Перечитайте сказку. Подготовьте ее выразительное чтение.
  2. Расскажите ее кому-нибудь из близких или знакомых.
  3. Нарисуйте свою обложку к этой книге.