Выбор профессии - одна из важных жизненных задач. Трудовое становление личности в любых социально- экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания.

Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что возникает все более сильная потребность в разработке качественно новых подходов, связанных с повышением активности личности на этапе профориентации, обеспечении возможностей самореализации личности в динамично меняющемся мире.

Задача профориентации - формирование психологической готовности молодого человека к профессиональному самоопределению, ненавязчивое сопровождение в подготовке к выбору профессии. Сегодня существует множество популярных методик по самодиагностике при выборе профессии, тесты, советы, рекомендации. Для занятий по профориентации со школьниками разработаны беседы, игры, конкурсы, викторины

Пособия дают возможность ознакомиться с профессиями и занятиями, существующими в обществе, с проблемами духовного роста, социального взросления. Но в полной мере повлиять на выбор будущей профессии, помочь в профессиональном самоопределении, они могут молодым людям, имеющим определенные способности, склонности, достижения в той или иной области учебной деятельности, поддержку и помощь со стороны родителей.

В современной школе с переходом к предпрофильной подготовке и профильному обучению ведется целенаправленная подготовка школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Ядром реформы системы образования является профильное обучение. Необходимость первичного профессионального самоопределения учащихся в процессе профильного обучения и предпрофильной подготовки является общепризнанной. Происходит формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии, выявление интересов, проверка возможностей подростка

Цели такой подготовки и обучения - " формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности" .

Авторы справедливо отмечают, что именно в 9 классе, в данный возрастной период, наиболее интенсивно формируются ценностные установки, личностные ориентации, проявляются те или иные способности, выявляется интерес к выбору профессии.

Личностное самоопределение зависит от самого человека, профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных или неблагоприятных условий). Сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой и осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности.

Профессиональная ориентация - длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека.

С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев выделяют этапы постижения детьми и подростками мира профессий, формирования ценностно - смысловых сторон профессионального труда.

  • Первый - эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру - людям труда.
  • Второй - I- III(IV) классы - пропедевтический, в ходе которого происходит формирование любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям.
  • Третий - IV (V) - VII классы - поисково-зондирующий - формирование у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с с выбором профессии и своего места в обществе.
  • Четвертый - VIII - IX классы - (профильная ориентация) - период развития профессионального самопознания - сформированности у школьника личностного смысла выбора направления образования.

У детей, лишенных заботы, тепла и ласки со стороны родителей " выпал" полностью первый этап, в сознании отпечатались сцены из жизни их неработающих, ведущих асоциальный образ жизни родителей. Это означает, что отсутствуют необходимые для успешного протекания второго этапа условия.

Большинство воспитанников детских домов в возрасте 14 - 16 лет имеют социально-педагогическую запущенность, низкий интеллект, проблемы медико - социального характера. Такие негативные черты личности как эмоциональная незрелость, импульсивность, неуверенность в себе, недостаток воли, агрессивность характеризуют многих выпускников детских домов. Инфантильность, замедленность самоопределения, незнание и неприятие самого cебя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы - все это характеризует детей, воспитывающихся в интернатных заведениях.

Социальные сироты, не имеющие примера созидательной конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, нуждах которого заботится государство. Узкий мир образовательного заведения, где воспитываются дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей влияет на формирование жизненных ценностей, путей достижения жизненных целей. Часто воспитанники имеют очень общее представление об обычной жизни, в том числе не только бытовой, социальной, но и профессиональной, что свидетельствует о социальной незрелости. Имеющийся скудный опыт взаимодействия с социумом, другими людьми и самим собой не может происходить беспроблемно.

Для качественной реализации программы профориентации необходимо проведение целенаправленной работы в детских домах по трудовой подготовке воспитанников, а для этого необходима организация столярных, швейных и других мастерских..

Важным и значимым является формирование у воспитанников мотивации к получению образования, профессиональному выбору, построению жизненных перспектив, связанных с получаемой профессией.

Однако чаще всего выпускники детских домов не только не имеют возможности выбрать профессию и место обучения, которые им нравятся, но и не ориентированы на те профессии, которые им предстоит освоить. Недостаточное знание самого себя, заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, отсутствие мотивации к труду типичные трудности при проведении профориентационной работы с воспитанниками детского дома. У детей, которые не могут объективно оценивать свои профессиональные возможности, взросление которых проходит вне семьи, в условиях общежития, необходимо особенно кропотливо формировать реалистичный уровень притязаний.

У воспитанников нет внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, что создает серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности воспитанника сиротского учреждения.

Предпрофильное обучение является фактором социализации детей - сирот. Анализ выбранных учащимися 9-х классов элективных курсов позволяет сделать вывод о том, что они не связаны с будущей профессией, позволяют подготовиться к сдаче ЕГЭ. Собеседование с выпускниками подтвердило выводы авторов о том, что состояние выпускников интернатных учреждение чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью, неуверенность в своих силах; тревога по поводу возможных неудач.

Старшеклассники выразили беспокойство по поводу трудностей в общении в новом коллективе сверстников, возможного непонимания со стороны преподавателей. Боязнь самостоятельной жизни выпускниками непосредственно связывается с возможным нарушением их прав, трудностями в защите своих интересов. Предстоящее проживание в общежитии вызывает отрицательные эмоции и является крайне нежелательным для выпускников. [Прил. 4]

Фактором, который определяет выбор учебного заведения и будущей профессии, является обучение по программе коррекционной школы. Получение документа об окончании 9 классов коррекционной школы перед выпускниками автоматически закрывает двери многих профессиональных учебных заведений, а получение ряда профессий - делает невозможным. Несмотря на то, что заключения ПМПК определяют дальнейшее обучение детей по программе VIII вида, кроме медицинского диагноза причинами неуспеваемости детей являлись педагогическая запущенность, отсутствие условий в семье для полноценного развития детей, контроля со стороны родителей.

Юноши и девушки, понимая каким препятствием для них в получении желаемой профессии, является обучение в коррекционной школе, обращаются с просьбой устроить их для получения более перспективной профессии, хотя для этого требуется получение документа об окончании основной школы. Три выпускницы 2008 года были приняты в виде исключения в профессиональный лицей.

Анализ устройства выпускников и получения ими профессий за 10 лет существования детского дома позволил составить диаграммы и сделать определенные выводы. Значительная часть воспитанников обучалась по программе коррекционной школы, что составило 61% выпускников. [Прил.2]

Возможность обучения в профессиональных училищах по профессии мастер строительных работ (каменщик, штукатур - моляр) дает получение документа об окончании 9 классов коррекционной школы (39 человек) [Прил. 1]

Далее профессии распределились следующим образом: портной (11) , автослесарь (6), продавец (6), педагогический колледж (2) Ни один выпускник не поступил в высшее учебное заведение. В 2009 году единственная выпускница 11 класса планирует поступление в педагогический колледж в районном центре. Из девяти выпускников 9-х классов 5 человек учатся в основной школе, лишь один из них намерен продолжить обучение в 10 классе. Подростки осознают недостаточный уровень своих знаний, способностей, говорят о возможных трудностях сдачи ЕГЭ.

Поскольку значительная часть воспитанников прибыли в детский дом из Енисейского района, в г. Енисейске учатся или работают их старшие братья и сестры, понятно их желание получать профессию именно в учебных заведениях этого города. Несмотря на то, что в г. Лесосибирске ПУ № 14 принимает юношей, закончивших 9 классов коррекционной школы, предоставляет общежитие, обучались в нем за 10 лет 11 человек. [Прил. 3]

В решении проблем дальнейшего обучения выпускников детских домов недопустим формальный подход, безразличие к судьбам детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большой контраст между условиями проживания в детском доме и затем в общежитии учебного заведения вызывает неприятие, нежелание там жить, а значит - и учиться.

Отдельными проблемами является дальнейшее обучение выпускников детских домов в профессиональном заведении, посещение ими учебных занятий, соблюдения правил проживания в общежитии. Поиски легких путей получения материальных благ приводят к совершению правонарушений со всеми вытекающими последствиями, что осложняет получение профессии, успешность в дальнейшей жизни.

Экономический и финансовый кризис ухудшил материальное и социальное положение многих россиян. Последствия кризиса повлияют на судьбы многих выпускников школ, профессиональных учебных заведений. Особенно тяжело отразится современная экономическая ситуация в стране на судьбах, будущем, профессиональной деятельности детей, вышедших из стен детских домов. В большинстве случаев они лишены моральной, материальной поддержки родителей, поддержки со стороны старших братьев, сестер и других родственников.

От социально-психологической, педагогической и моральной поддержки теми, кто рядом с выпускниками, от созданных условий для успешной адаптации и социализации в обществе во многом зависит их будущее.

Список использованной литературы.

1. Акулова О.В. "Информационная работа в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей/ Под ред. А.П. тряпициной, - СП б, 2005

2. Володина Ю. Профильная подготовка как средство профессионального самоопределения детей - сирот. (Программа сопровождения в условиях предпрофильной подготовки) Социальная педагогика, 2008 № 4

3. Ю. Орсаг, О. ПаншинаВоспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, юношеского возраста в период их социально-профессиональной адаптации (из опыта работы детского дома) Социальная педагогика, 2006 № 4

4. Овчинников А. Профессиональное самоопределение - эффективное средство социализации детей-сирот. Социальная педагогика. 2008 №4

5. Психологические особенности профориентационной работы с инвалидами. Методическое пособие. Красноярск 2002.

6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники.

7. Г. Резапкина. Уроки выбора профессии. Школьный психолог. 2006 № 14

8. Сборник профориентационных игр, викторин, конкурсов. ч. 2. Методическое пособие из серии "Библиотека профконсультанта". Агентство труда и занятости населения администрации Красноярского края, ГУ Центр Занятости населения города Енисейска

9. Сборник профориентационных игр и сценариев мероприятий (Из опыта профконсультантов ЦЗН) Красноярск. 2005

10. Справочное издание "Образование и карьера. Поступай правильно!" ООО ИГ "Красноярская пресса"

11. Селевко П..К. Найди свой путь: Учебное пособие предпрофильного обучения. - м. народное образование. НИИ школьных технологий, 2006.

12. Н.В. Тутубалина. Твоя будущая профессия: сборник тезисов по профессиональной ориентации./ Н.В. Тутубалина - Изд. 2-е - Ростов н\ Д: " Феникс". 2006.

13. С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. Материалы курса "Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении" педагогический университет "Первое сентября". 2006.

14. Шашмуратова Н. Трудовая социализация воспитанников Серменевского детского дома. Социальная педагогика. 2007, №4

Подростковый возраст – нелегкий период в жизни каждого, это время определения своего места в обществе, становления личности. У ребенка, воспитывающегося в семье, всегда есть поддержка, опора, а для воспитанника детского дома подростковый возраст – последний период пребывания в нем. Как правило, эта категория детей плохо представляет жизнь вне детского дома и оказывается не готовой к самостоятельной жизни.

Перед подростком встает необходимость выбора: кем быть, каким быть. Одним из важнейших проявлений этого выбора является определение профессии. Решение этого вопроса не может являться простым следствием физического и социального развития, а для детей-сирот ситуация осложняется многими факторами. В условиях современной России перед выпускниками детских домов образуются преграды для проявления себя как личности: экономический фактор, общественное мнение, психологическое состояние самого подростка и т.д. Поэтому в наше время все возрастает необходимость в помощи специалистов по профессиональному ориентированию личности.

Выпускники детского дома испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Они не в состоянии разрешить различные психологические проблемы, одной из которых является определение себя в обществе. Вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детей-сирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с этой категории учащихся.

Проблемы профессионального самоопределения указывают, что выбор профессионального пути является одним из важнейших факторов образа жизни: именно с интеграцией в социум, нахождением и занятием в нем определенной социальной позиции, связаны основные задачи социализации – личностное и профессиональное самоопределение. Для решения этих задач необходимы дифференциация умственных способностей и интересов, развитие интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения, жизненной позиции. Изучением особенностей и проблем профориентации детей подросткового возраста занимались многие отечественные ученые. Подростковый период обычно рассматривается разными авторами (А.К. Маркова, Е.К. Климов, Н.С. Пряжников) в качестве отправной точки в профессиональном становлении личности. По мере взросления, с постепенным усложнением мотивации интересы подростков приобретают большую глубину и устойчивость, а некоторые из них преобразуются в постоянное увлечение.

Теория профориентационного вопроса рассмотрена в трудах А.К. Марковой, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, И. В. Аношкина, Э. Ф. Зеер. Так, Н.С. Пряжников дает понятие профориентации, описывает сущность профориентационной работы в разных возрастах. А.К. Маркова выделила компоненты профессионального самоопределения, само же профессиональное самоопределение рассматривала в качестве результата профориентации. Е.И. Головаха обозначила общепедагогические и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

В научной литературе сегодня достаточно подробно представлена Специфика профессионального самоопределения воспитанников детского дома (Г.И. Аникина, Л.А. Головей, М.В. Данилова, Л.А. Ряхина и др.). Авторы разных исследований указывают на то, что б ольше половины выпускников детских домов не имеют осознанных профессиональных намерений. Зачастую выпускники вступают в самостоятельную жизнь без четких жизненных и профессиональных ориентиров, что приводит к печальным последствиям.

В связи с этим перед педагогами и сотрудниками детских домов возникает необходимость воспитывать в выпускниках готовность к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учетом их склонностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда, способностей; способствовать профессиональному самоопределению выпускников.

Для ребёнка-сироты профессиональное самоопределение можно рассматривать как средство для личностного самоопределения. Через выбор профессии он определяет своё место в жизни и ту систему отношений, в которой будет чувствовать себя значимым и востребованным. Очень важно, что такой выбор позволит предотвратить самоопределение в роли сироты-иждивенца, к которой склонны выпускники детских домов.

Профессиональное и личностное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей-сирот. В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о выборе профессии является одним из центральных.

Профессиональная ориентация подростков в условиях детского дома.

Профессиональная ориентация подростков в условиях детского дома имеет свои особенности и сложности, вытекающие из специфики развития воспитанников детских домов: отставания темпа психического развития, наличия ряда качественных негативных особенностей.

Итак, подростки из детских домов чаще имеют проблемы с самоопределением как профессиональным, так и личностным, чем другие дети. Выделяют ряд факторов, негативно влияющих на формирование способности к самоопределению. Рассмотрим них.

Проживание в детском доме обуславливают замкнутость и ограниченность пространства жизни, отсюда – ограниченность и однообразность социального контакта.

Ограниченность общения с детьми-сверстниками приводит к недостаточному знакомству с примерами детской игровой культуры, которая задает основы самоопределения.

Обеднение контактов с родственниками также снижает способность к самоопределению, так как у ребенка не оказывается перед глазами примера самореализации его предков. Подросток не видит прошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно сказывается на развитии ребенка в целом.

У подростка преобладают мотивы сегодняшнего дня, ближайшего будущего. Например, на вопрос о мечте многие ребята отвечают примерно так: «Отучиться 11 класс, поступить в университет, а дальше будет видно». Несформированность «Я» подростка не позволяет ему представить себя в отдаленной временной перспективе. Временная перспектива у воспитанников детского дома значительно сужена по сравнению с перспективой будущего у обычных подростков. Подростки из детских домов мало задумываются о сколько-нибудь отдаленном будущем, основные их желания, стремления, намерения связаны с сегодняшним днем или самым недалеким будущим.

У детей-сирот крайне сужен круг выбираемых профессий и весьма ограничена мотивация выбора («я так хочу», «я мечтаю»). Факторы: отсутствие своей истории, выбор ограничивается специальностями, которым обучают в училищах, техникумах. Воспитанники детских домов часто не указывают конкретную профессию, а говорят, например, так: «Я бы хотел получить хорошую специальность», «хорошую работу», «устроиться на ту работу, которую хочу», не указывая конкретных намерений.

Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее популярными являются специальности автомеханика, автослесаря, повара, водителя транспортных средств, парикмахера, швеи-мотористки и т.п. Воспитанники сиротских учреждений выбирают профессии, которые сегодня не являются престижными и не требуют обязательного высшего образования. Возможности подростка-сироты формировать свои профессиональные планы, в значительной мере снижены из-за жёсткой распределительной системы, ограничивающей круг выбираемых профессий.

В связи с преобладанием коллективного воспитания доминируют отношения, при которых роль индивидуальных качеств личности принижаются.

Преобладание директивно-опекающего стиля в системе общения ребенка и взрослого на фоне утраты базового доверия к миру вследствие материнской депривации.

У ребенка- сироты отсутствует важный пункт в отношениях к себе со стороны взрослых. Из двух уровней отношений между взрослыми и детьми: безусловная любовь со стороны родителей, родственников на первом уровне и объективная оценка со стороны остальных взрослых на втором. У ребят из детского дома нет первого уровня, из-за чего они склонны видеть себя только с критической стороны, чего недостаточно для адекватной самооценки.

Наличие этих и многих других факторов обуславливает следующие особенности самосознания подростков-сирот:

Склонность избегать ответственности за любой выбор и передавать ее опекающему взрослому,

Наличие потребности в психологическом слиянии, наличие нерасчлененного отношения к себе,

Стремление размыть границы собственного «Я», содержание которого бедно, слабо структурировано и часто зависит от ситуации.

Из вышесказанного следует, что главным направлением профориентационной работы с выпускниками из детских домов в условиях современной России должна быть помощь ребенку в самоопределении и в адаптации к реальным условиям жизни. Необходимо целенаправленно формировать способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях и готовность к внутренним компромиссам.

Воспитывая и обучая подрастающее поколение, мы должны подготовить его к созидательному труду. Труд должен приносить радость и удовлетворение и был во благо окружающим. Необходимо помочь подросткам в выборе профессии. И здесь очень важна профессиональная ориентация, которая представляет собой систему подготовки к свободному, сознательному выбору профессии, основанному на знании индивидуальных особенностей личности и потребностей рынка труда региона.

Понятно, что воспитаннику детского дома, очень сложно сделать правильный выбор. Они имеют лишь смутные представления о профессиях. Они еще не научились слышать, видеть и познавать самих себя. А зачастую выбор профессии осуществляет руководство учреждения, не учитывая ни мнения воспитанника, ни его способностей и возможностей. Не надо объяснять, к какому результату это приводит.

Чтобы каждый воспитанник выбрал дело по сердцу, был востребован на рынке труда, стал успешным, педагоги детского дома должны много потрудиться. Еще в начальной школе необходимо вести работу по ознакомлению ребят с профессиями, особенно недопустимо бросать работу в среднем звене. Выпускники девятых классов должны иметь как можно более подробные представления о профессиях, они должны быть осведомлены о том, какие профессии востребованы в их регионе, где они проживают. Ребятам, конечно, необходимо получать профконсультации и проходить профдиагностику, чтобы узнать к какому типу профессий он относится и какую профессию ему необходимо получить, чтоб в дальнейшей жизни получать только удовлетворение от работы. Благодаря профконсультированию и профдиагностике воспитанник сможет познать себя, увидеть свои перспективы.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согластно статистике лишь 15-20% воспитанников детских домов твердо знают в каком учебном заведении начального профессионального или среднего профессионального образования они продолжат учиться и смогут реализовать свои профессиональные намерения. Примерно такое же количество воспитанников вообще не задумываются о своих профессиональных планах. 70% не имеют четкой профессиональной позиции и в среднем у 10% выпускников детских домов нет желания продолжать обучение где-либо.

Бросают сразу

Через год

Через два года

45%

30%

Профессиональный выбор и личностное самоопределение – это одна из стержневых проблем в воспитании детей-сирот.

В Конвенции ООН о правах ребенка указывается, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует особенного внимания со стороны общества и государства: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Ребенку-сироте в большей степени приходится рассчитывать на свои собственные силы. Помощники и опора детей - те взрослые, которые с ними работают. Это воспитатели детских домов и интернатов, педагоги, психологи, социальные работники, медицинские работники.

Поэтому, одним из важнейших направлений всего педагогического
коллектива детского дома является организация работы п о профессиональной ориентации воспитанников. Выбор профессиональной деятельности во многом зависит от того, как человек оценивает отношения людей определенной профессиональной группы. Через выбор профессии ребенок-сирота определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

В ОГОБУ « Детский дом №2» была разработана программа «Дорога в жи знь» . Анализ показал, что число воспитанников, поступающих в ВУЗы, ССУЗы увеличилось. Работа по программе способствовала дальнейшему развитию у детей способности к профессиональному самоопределению, т.е. осознанному выбору индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.

Целью системы профориентации является «формирование у воспитанников способности выбора сферы деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда».

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым
человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее
активного целеустремлённого деятеля общественного производства, но,
главное - личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации. К сожалению, профессиональное самоопределение молодёжи часто происходит стихийно, что выливается в текучесть кадров на производстве, в неустроенность судеб людей. Этим обуславливается необходимость развития и совершенствования профессиональной работы в детском доме, в организации и проведении которой невозможно переоценить роль педагогов, знающих ребёнка в течение длительного времени.

Цель программы :

Содействие в актуализации процесса и механизмов профессионального самоопределения воспитанников и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.

Задачи:

1. повышать уровень психологической компетенции воспитанников посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании

2. формирование у воспитанников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в

своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии

3. ознакомление воспитанников со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции

4. активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса.

В реализации этих задач важное значение отводится беседам, классным часам, дискуссиям, профориентационным играм, тренинговым и диагностическим формам активизации воспитанников с выдачей рекомендаций кому какая профессия подходит.

Программа «Дорога в жизнь» предполагает поэтапное формирование профессионального самоопределения: психофизиологического, нравственного, практического.

I ЭТАП: Профессиональное просвещение - ознакомление
воспитаннкиов с различными видами труда в обществе, разнообразием
профессий, тенденциями их развития, а так же потребностями страны в
целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии,
особенностями трудоустройства и т.д.

II ЭТАП: Предварительная профессиональная диагностика - выявление профессионально значимых свойств (способностей,
склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных
типологических особенностей, профессиональных намерений).

III ЭТАП: Профессиональная консультация - помогает в выборе
профессии, соответствующей индивидуально-психологическим

особенностям воспитанника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профилактическая консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения воспитанника.

Благодаря систематической профориентационной работе расширилась «география» поступления воспитанников детского дома в вузы и ссузы.

Сравнительный анализ поступивших в учебные з аведения

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Всего поступили

39 чел.

38 чел.

19 чел.

ВУЗы

2 чел. - 5,2%

5 чел. - 13,2%

3 чел. - 15,8%

ССУЗы

21чел- 53,8%

15 чел. - 39,5%

2 чел. - 10,5%

ПУ

12 чел. - 30,7%

12 чел. - 31,6%

11 чел. - 57,9%

10 кл.

4 чел. - 10,6%

6 чел. - 15,8%

3 чел. - 15,8%

2015-2016 у.г всего 17 выпускников ВУЗ-1 чел -6%

ССУЗ-16 чел -94 %

видно, что основная доля выпускников обучаются в профессиональных училищах, что говорит о неготовности выпускников продолжить обучение в 10 кл. и в высших учебных заведениях в силу своих способностей.

Таким образом, к концу подросткового возраста у человека складываются ряд новообразований (самоопределение, рефлексия на самого себя, новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества) позволяющих ему осознанно определиться с выбором будущей профессии.

Сделать труд радостным может лишь правильно поставленный выбор профессии. И вся работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребёнку- сироте выбрать профессию.

Селиванова М.Н.
руководитель лаборатории профессионального определения
ГБОУ ЦППРК «Крестьянская застава»

В огромном мире профессий, существующих сегодня, бывает трудно сориентироваться не только школьникам, но и их родителям. Возникает парадокс: старшие члены семьи, которые ближе всех знают сына или дочь, абсолютно теряются, когда их дети стоят на пути выбора профессии. Существенную помощь здесь может оказать психолог — специалист в области профессиональной ориентации и профессионального определения.
Современное профессиональное определение – достаточно сложный процесс, требующий знания мира профессий и специальностей, потребностей общества в тех или иных специалистах, своих личностных особенностей, необходимых для освоения специальности.

Лаборатория профессионального определения ГБОУ ЦППРК «Крестьянская застава» проводит для старшеклассников ряд комплексных мероприятий в сфере выбора профессий: определение степени пригодности к конкретному виду деятельности; изучение способностей и личностных качеств на соответствие требованиям конкретной профессии; индивидуальный выбор профессий из нескольких возможных вариантов в соответствии с биологическими задатками и социальной направленностью. Однако выбор профессии требует согласованных и взаимно дополняющих действий не только специалистов лаборатории, но и родителей, школьных психологов, педагогов. Наш опыт проведения индивидуальных консультаций позволяет обобщить наиболее распространённые вопросы родителей и дать на них ответы, которые помогут школьному психологу в индивидуальной и групповой работе с родителями.

Что такое профессиональная направленность?

Ведущая профессиональная направленность формируется на основе биологической склонности, интересов и свойств личности. Изменения направленности на какой-либо вид деятельности, смена приоритетов обусловлены социальными факторами (воспитанием, общественными ценностями, востребованностью). Ориентироваться можно на следующие группы профессий:
- гуманитарная – работа направлена на социальные группы, сообщества, отдельных людей различного возраста; важно обладать способностью к контактам, выдержкой, спокойным и доброжелательным отношением, развитыми речевыми способностями. Примеры профессий – менеджер, бригадир, врач медсестра и др.;
- техническая – работа с различными видами техники; нужно развивать наглядно-образное мышление, умение работать с чертежами и собирать механизмы, хорошие двигательные навыки. Примеры профессий – инженер, проектировщик, наладчик аппаратуры, сварщик, электрик и др.;
- знаковая – работа с языками, цифрами, символами, формулами; необходима усидчивость, способность к абстрактному мышлению, к сохранению длительного и устойчивого внимания. Примеры профессий – экономист, программист, переводчик, бухгалтер и др.;
- эстетическая – художественное отображение действительности, искусство. Требования: богатое и яркое воображение, художественный вкус, эстетическое восприятие. Примеры профессий – модельер, архитектор, стилист, дизайнер, визажист и др.;
- биологическая – работа с природными явлениями, биологическими видами. Необходимые качества: наблюдательность, выносливость, знание общей и прикладной биологии, терпение, заботливость. Примеры профессий – кинолог, коневод, зоотехник, лесник, озеленитель и др.

Некоторые специалисты выделяют дополнительно ряд других профессиональных групп (бизнес, военно-спортивную и др.), но эти группы не первичны и формируются под влиянием социальных факторов. Профессиональное определение заключается в индивидуальном выборе профессии из нескольких возможных вариантов в соответствии с биологическими задатками и социальной направленностью. Основное содержание «встречи со взрослостью» заключается в выборе своего пути через примеривание к себе различных профессиональных ролей.
Проявите дальновидность и постарайтесь разобраться, как именно Вы относитесь к интересующей Вас деятельности: просто как к развлечению, интересному занятию, или как к мастерской, в которой вы будете трудиться в течение длительного времени. Например, природу можно любить как место отдыха, а можно наблюдать, изучать или изменять процессы, протекающие в жизни организмов. Особенность биологических объектов состоит в том, что они растут, развиваются, а также болеют, умирают, и изменения бывают необратимы. Понимание профессиональной специфики необходимо и для других областей деятельности.

С какого возраста следует начинать выбор профессии?

Формирование направленности и склонностей начинается очень рано на основе биологических задатков, и родители могут обратить внимание на то, чем увлекается и интересуется их ребёнок уже в начальной школе. Профессиональную диагностику у специалиста целесообразно проводить в 14-15 лет – для выбора профиля образования и в 16-17 лет – для окончательного выбора профессии. Возможно, подросток в 7-м классе увлечётся музыкой, в 8-м – иностранным языком, а потом – фотографией. До 17-18 лет профессиональная направленность ещё формируется, это нормально: ведь молодой человек пробует себя в разных видах деятельности, в разных профессиональных ролях, примеряя их к себе; это следует поощрять, чтобы помочь ему сориентироваться. Родителям этого не следует пугаться: наоборот, насторожить может то, что ребёнок ничем не интересуется и не увлекается.

Какие конкретные шаги родители могут предпринять, чтобы помочь детям в выборе профессии?

Старшие члены семьи обладают серьёзными возможностями для помощи детям в профессиональном выборе. Основные факторы при выборе профессии следующие:
1. Прежде всего обратите внимание на преобладающие интересы:

  • какие школьные предметы являются «любимыми», а какие отвергаются, по каким причинам;
  • проявляется ли какой-либо интерес к конкретной профессии (например, к профессии одного из родителей);
  • какую литературу предпочитает, какие сайты посещает и т.д.

2. Важным фактором выбора профессии являются также способности:

  • какие способности проявляются в быту, в играх, в учебной деятельности;
  • развивает ли свои способности и как (тренирует память, физическую подготовку, углубляет какие-то знания, навыки);
  • совпадают ли интересы со способностями (полностью, частично, совсем не совпадают).

3. Родители также способны выявить личные особенности:

  • какие качества преобладают в структуре характера;
  • какие качества необходимы для интересующей профессии;
  • занимается ли самовоспитанием и что старается развивать;
  • какие качества, по мнению самого подростка, у него выражены наиболее ярко.

4. Следует периодически выяснять профессиональные намерения подростка (могут быть не окончательными до 17-18 лет):

  • чем собирается заниматься после 9 класса (продолжить обучение в школе, либо в другом заведении, пойти работать и т.д.);
  • знает ли о требованиях избираемой профессии;
  • что знает о содержании профессии, об условиях работы, учёбы;
  • уверен ли в своих силах и в осуществлении профессиональных планов;
  • что может помешать этим планам и есть ли запасные варианты;
  • как представляет перспективы своей профессиональной деятельности.

Как избежать ошибок при выборе профессии?

Практика показывает, что наиболее характерны следующие ошибки при выборе профессии: стереотипы, мнения о престижности профессии, выбор под влиянием товарищей «за компанию», перенос отношения к преподавателю на саму профессию, увлечение внешней атрибутикой, отождествление школьного предмета с профессией, неспособность разобраться в своих личных качествах, неправильная оценка своих физических возможностей.
Чтобы избежать ошибок, следует учитывать реальные способности и интересы, подходить к выбору осознанно, с учётом перспектив. Очень важно задать вопросы о планировании профессиональной карьеры: как подросток представляет своё будущее через год? Через 5? Желательно уделить особое внимание перспективной цели: учёба – профессиональная деятельность – рост (профессиональный, карьерный, материальный, личностный, социальный); это поможет правильно ставить цель и находить оптимальный путь для её достижения.
Не менее важен вопрос: рассматривает ли подросток свой интерес в качестве профессионального или же просто на уровне хобби, увлечения. Своевременно ответив на такой вопрос, можно во многих случаях избежать разочарований и профессиональной неудовлетворённости.
Почему подросток, заканчивая школу, не проявляет никаких выраженных интересов, хотя успеваемость в целом ровная по всем предметам?
Речь идёт о мотивации к трудовой деятельности. Распространённая ситуация, — возникает в основном в тех семьях, где не воспитывается у ребёнка ответственность, не акцентируется внимание на уважении к труду (в частности — родителей), либо при устойчивом подавлении любой активности, авторитарном стиле воспитания Круглые пластиковые окна купить недорого в москве . . Возможно, подросток плохо знает мир профессий, не ориентируется в своих способностях, не умеет делать выбор из разных вариантов, либо просто никогда не задумывался на эту тему. Следует максимально сосредоточить внимание на различных профессиях, познакомить с разными областями деятельности, рассказать об особенностях работы старших членов семьи, обмениваясь мнениями в ходе такого разговора, чтобы сформировать представление, заинтересованность, личную позицию.
В этом контексте профессиональная этичность — один из наиболее важных аспектов. Важно, чтобы оценки родителей или педагогов не рассматривались как приговор о профессиональной пригодности или непригодности, как общая оценка человека ремонт стиральных машин masterplus.pro . ремонт стиральных машин на дому . Не секрет, что тенденция «тотального критицизма» затронула систему образования, профессиональной деятельности, другие социальные институты. Получается, что человек сам «рубит сук, на котором сидит»: невозможно эффективно служить системе, в которой «всё плохо». Родителям, педагогам, психологам очень важно отслеживать ошибочные представления на самом раннем этапе и грамотно корректировать подобные проявления. Иначе молодой человек отправится получать профессию с очень низкой мотивацией.

Ориентировочные вопросы для беседы школьного психолога с родителями:

Какую профессию или область деятельности Вы рекомендуете своему ребёнку? Какой путь овладения профессией? По каким причинам (оплата, характер труда, традиции, соответствие характеру)?
Совпадает ли Ваше представление с выбором ребёнка? Обсуждает ли ребёнок с Вами свои жизненные планы?
Довольны ли Вы уровнем преподавания и воспитания в школе, которую посещает ребёнок? Обращались ли Вы к кому-либо за квалифицированной помощью в выборе профессии? К кому? Каковы результаты?
Как Вы содействуете выбору профессии в семье? Какой личный пример Вы подаёте детям в профессиональном плане?
Это далеко не полный перечень информации к размышлению в семье. Разумеется, квалифицированный ответ на вопросы профессионального выбора трудовой деятельности поможет дать специалист – психолог: консультирование включает всестороннюю диагностику, индивидуальную беседу и осознанный выбор профессии с учётом всей информации. И всё же ни один психолог не заменит живой откровенной беседы с родными людьми.

Рекомендуемая литература:
1. Павлова Т.Л. Профориентация для старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М., 2006.
2. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – СПб., 2008.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2005.
4. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. – М., 2010
5. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2005.

Любому подростку трудно принять такое важное решение, но особенно тяжело оно дается сиротам из детских домов и коррекционных школ. Как правильно выстроить свое будущее, может ли выпускник определиться без помощи взрослых – эти и другие вопросы обсудили участники «круглого стола» в пресс-центре «Комсомольской правды»: руководители профессиональных лицеев и детских домов, специалисты службы занятости и министерства образования и науки края.

Одно из самых важных решений в жизни – выбор профессии – человеку приходится принимать в очень юном возрасте. И зачастую определяющими становятся не желания, мечты и амбиции, а совсем другие, более прозаические причины: материальное положение, невозможность переезда в другой город, семейные обстоятельства. Проблем, с которыми сталкиваются выпускники детских домов и коррекционных школ, еще больше. Вот только некоторые из них: перечень профессий и учебных заведений, где они могут их получить – ограничен. Кому-то мешают проблемы со здоровьем, кому-то – отсутствие общежитий.

Общую тенденцию подтверждают и отдельные примеры. Гость «круглого стола» 20-летняя Галя Русак сейчас учится в лицее №33 на швею, и она рассказывает:

Я не собиралась идти на эту профессию, так получилось. Сейчас доучиваюсь последний год, одновременно хожу в вечернюю школу, а потом буду поступать на повара-кондитера – я с самого начала этого хотела. И только потом пойду работать.

Надежде Терентьевой 18, и ее тоже отправили на швею, и тоже – мимо цели:

Вместе с Галей пойду на повара-кондитера.

Эти девочки искренне намерены работать, они еще не знают, что российские законы позволяют сиротам бездельничать и получать пособие размером более 20 тысяч. Такая поддержка поощряет иждивенческое настроение – и это тоже большая проблема: учиться не хочу – и отчислить сироту невозможно, работать не пойду – дайте пособие.

Это правда, - подтверждают Галя и Надя. – Таких очень много.

Но даже если сирота или неблагополучный подросток определился с выбором, и поступил в профессиональный лицей или училище, там ими просто некому заниматься: в детском доме один педагог на пять воспитанников, в училищах - на 50. А безнадзорность часто ведет к криминалу, наркомании и алкоголизму. Преодолевшим все эти сомнительные соблазны судьба уже заготовила новый удар: на работу устроиться практически невозможно, а тем, кто нашел место, – платят мизер в 4-6 тысяч рублей в месяц.

Приходите, двери открыты!

Знакомство школьников края с профессиями, что называется, поставлено на поток: и в школах, и в службе занятости, и в специально созданных профориентационных центрах выпускникам и учащимся старших классов предлагают и тестирование, и консультации – все бесплатно, в любое время. Но все же особую роль играет пример сверстников и возможность сделать что-то своими руками.

За год до выпуска мы начинаем своих детей возить по училищам, и в гости, и для обучения, – чтобы они убедились, подходит им эта профессия или нет, - говорит директор Красноярского детского дома «Самоцветы» Людмила Сотникова .

У нас для каждой специальности есть мастер-класс, и цель та же – «примерка» профессии, - добавляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Канского лицея №12 Людмила Остова.

Выбор профессии мы проводим с помощью медико-педагогического консилиума и сводим в единое целое «хочу» и «могу». Такая работа начинается с седьмого класса, - говорит заместитель директора по воспитательной работе Сосновоборского детского дома Светлана Филькина. – К сожалению, для детей с ограниченными возможностями перечень учебных заведений и специальностей невелик.

Мы готовим детей к профессии совместно с машиностроительным лицеем – на базе наших учебных заведений создана экспериментальная площадка федерального значения, - рассказывает директор Красноярской коррекционной школы-интерната VIII вида №5 Елена Клочкова . – Два года дети учатся и в школе, и в лицее. В итоге они получают документ об образовании государственного образца (в обычных коррекционных школах их не выдают), профессию и социальную адаптацию – дети с ограниченными возможностями становятся обычными.

Кстати, сирот в этом лицее совсем немного: 36 из 734.

Стереотип, что в училище идут неспособные и неуспешные, нам очень мешает, - говорит социальный педагог Красноярского машиностроительного лицея Татьяна Фигуровская. – Именно поэтому мы всех приглашаем посмотреть, как у нас хорошо. И многие из тех, кто в школе был незаметен, у нас раскрывают свои способности. Здесь много говорили о профориентационной работе, и она безусловно нужна, чтобы предотвратить то, что произошло с Галей и Надей: хотели стать кондитерами, а учатся на швей. Однако в последний год появились тревожные сигналы: результаты проведенного нами анкетирования показали, что уже 25% детей готовы учиться близко к дому – о каком выборе профессии тут можно говорить?

Мы регулярно проводим дни открытых дверей, кстати, ближайший – 1 апреля, - добавляет заместитель директора по воспитательной работе Красноярского машиностроительного лицея Елена Некрасова . – Их особенность в том, что своим опытом делятся наши учащиеся: посмотри на меня, я уже умею это делать, и у тебя получится. Кроме того, у нас есть много клубов и секций, в которых занимаются дети со всего района – и так, через рэп и паркур, они потом приходят к нам получать профессию.

Чехарда бюджетов

Еще одна проблема, которая препятствует выбору рабочей профессии, – наличие или отсутствие общежитий. Иногородние дети, скорей всего, не поедут учиться туда, где для них нет койко-места, а для сирот проблема жилья становится определяющей. Казалось бы, решение лежит на поверхности: они могли бы остаться в детском доме, а на учебу ездить на автобусе, как это делают все «домашние» студенты. И самому подростку привычней, и в детдоме не против, и государству, казалось бы, все равно, где именно будут потрачены деньги на содержание сироты. Оказывается, не все равно: средства распределяются по разным ведомствам. К такой чехарде бюджетов добавляются еще и региональные проблемы.

Например, краевым законом определено: в учреждениях начального и среднего профессионального образования бесплатно кормят только малообеспеченных. Но для этого нужно принести справку. И если маме с папой не до ребенка, то уже тем более – не до справки. А без документа питание не положено, - говорит главный специалист отдела начального и среднего профессионального образования и воспитания министерства образования и науки Красноярского края Татьяна Кондратюк . - Между тем из 18 тысяч учащихся техникумов и училищ треть являются малообеспеченными, плюс чуть более трех тысяч сирот, около тысячи находящихся в социально опасной ситуации – в итоге 70% нуждаются в бесплатном питании, и почти всем им требуется повышенное внимание педагогов и психологов.

Но самые сложные дети - те, что приходят из реабилитационных центров, - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе канского лицея №12 Людмила Остова. – У них нет привычки ни к учебе, ни к нормальной жизни, ситуация складывается тупиковая: в детском доме им делать нечего – продолжать обучение в 10-11 классах они не могут, и нам с ними работать сложно – штатное расписание не позволяет взять для них воспитателей.

Специалистам понятно и то, что даже самых трудных, даже с самыми скромными возможностями детей нельзя изолировать в специально созданных учебных заведениях.

Мы, к счастью, ушли от системы интернатов, в которых дети и жили, и учились. Теперь они больше общаются, лучше адаптируются к новым условиям, - говорит уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае Альбина Комович , которая все высказанные пожелания и проблемы записывает – информация из первых уст пригодится для выработки новых законов края, направленных на защиту прав детей.

В социальном плане, мы уверены, у наших выпускников проблем не будет, - подтверждает социальный педагог детского дома-лицея им. Совмена Валентина Ненашкина. – Они учатся в разных школах, ходят в кружки и секции, выпускники занимаются на подготовительных курсах – Хазрет Меджидович оплатил всем довузовскую подготовку. Все старшие дети у нас живут в блоках на двоих – привыкают к самостоятельной жизни, сами следят за порядком. И хотя наш детский дом, как один из двух негосударственных в крае, дает выпускникам хорошие шансы стать успешными, без проблем не обходится. В частности, я согласна с коллегами – трудностей с выбором профессии много, и нас они тоже касаются в полной мере. Вроде бы учебных заведений достаточно, а общежитий нет - где жить? У себя оставить мы не можем – финансирование на них уже не идет. В этом году в нашем детском доме будут первые выпускники, 12 человек: 10 собираются в вузы, 2 - в колледжи, еще семи выпускникам 9-го класса нужно будет определиться с выбором начального или среднего профессионального образования. Может, нашим детям будет сложнее в жизни – они привыкли к хорошим условиям, может, наоборот, полученный багаж знаний и навыков удержит их на правильном пути.

Что выбрать: 20 тысяч или 5?

Но самая сложная проблема, по общему мнению участников «круглого стола», - трудоустройство. Кризис, выбросивший на рынок труда квалифицированных взрослых работников, окончательно перекрыл кислород специалистам с дипломом, но без стажа.

На решение проблемы трудоустройства выпускников (абсолютно всех, вставших на учет в службе занятости) направлена новая краевая программа «Стажер», которой могут воспользоваться 800 человек в год: полгода за работу им будет платить государство, также предусмотрены и средства на оплату труда наставника. Таким образом, программа выгодна и работодателям (не надо платить начинающему неопытному специалисту), и наставникам (дополнительный доход), и выпускникам учебных заведений (приобретение опыта).

Особая ситуация на рынке труда сложилась у сирот. Начиная профессиональную карьеру, они получают обычно около пяти тысяч в месяц, а тем, кто стоит на учете в центре занятости как безработный, положено пособие более 20 тысяч. Правда, всего полгода – потом надо все же начинать работать. Или снова учиться. Понятно, почему сироты не хотят трудиться: разницу между 5-ю и 20-ю тысячами увидит даже ребенок. То, что сироту надо поддержать материально, согласились все участники «круглого стола». Но нельзя давать деньги просто так – это тоже очевидно. Хорошо бы давать ту же сумму, но только тем, кто устроился на работу – но для этого нужно менять законодательство.

А пока из 1766 сирот края в возрасте до 23 лет, которые в 2009 году обратились в службу занятости, трудоустроены только 210. Еще 140 направлены на переобучение, а остальные получают пособие, - говорит начальник отдела материальной поддержки и специальных программ агентства труда и занятости населения Красноярского края Наталья Пассажинская.

(в помощь выбирающему профессию)

Значение правильного выбора профессии

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и к вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и стать хоть сколько-нибудь значимым, весомым.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйтесь информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:

  • изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что интересно исключительно как хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях;
  • подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
  • ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям;
  • читайте специализированные книги и журналы;
  • наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
  • побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда;
  • продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в вы- бранной профессии;
  • ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
  • сопоставьте личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали;
  • приняв решение, не отступайте перед трудностями: будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности /b>

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль при- званы сыграть:

  • практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;
  • чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
  • встречи со специалистами;
  • самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития

Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Вопросы, на которые полезно знать ответ, планируя свою профессиональную карьеру

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии (обязательные и желательные)?
  • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в из- бранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, что- бы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • Какие ваши ближайшие и долго- срочные цели в области карьеры? Запишите их и стремитесь выполнить все пункты.

Помните!

Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

Могу – возможности личности (со- стояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей

Личный профессиональный план учащегося


Характеристика профессионального плана

  • Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения).
  • Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.).
  • Устойчивость плана во времени (уверенность в правильности вы- бора и стремлении к его осуществлению).
  • Реалистичность плана (опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора).
  • Логическая обоснованность и внутренняя согласованность (соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии).
  • Моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности).
  • Согласованность плана с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать, в какой степени выражены склонности к работе в сферах « человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знковая система», «человек-художе-ственный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда города, района, в котором вы живете;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности.

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом это не значит, что человек не может работать, – работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это – высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «Именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Каков размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы? Когда они начинают работать и какова их стоимость?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Где находится учебное заведение и какое его полное название?