Тема урока: Озеро Байкал – Жемчужина Сибири.

« Чудо природы во всех отношениях»

Цель урока: Показать уникальность природы. Раскрыть причины уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера. Рассмотреть экологические проблемы и пути решения их.

План урока.

1. Географическое положение.

2.История открытия.

3.Геологическая история.

4. Климат.

6.Органический мир.

7. Экологические проблемы.

Вступление.

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной

И весь до капельки родной.

Байкал называют священным он дорог для каждого россиянина. Если на него посмотреть из космоса, оно напоминает чуть приоткрытый голубой глаз. В1890г. А.П.Чехов во время поездки на Сахалин написал: «Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь неё, как сквозь воздух, цвет у нее нежно-бирюзовый приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами, кругом дичь непроглядная, беспросветная изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой всячины».

Байкал - одно из величайших озер земного шара, крупнейшее пресноводное озеро России. Его длина -636 километров, площадь водной поверхности - 31500 квадратных километров. Байкал в 1,7 раза больше Ладожского озера, самого крупного в Европе. Среди пресных озер мира он занимает шестое место.

Байкал упоминался в старинных рукописях и рассказах ранних путешественников и был известен европейцам еще до начала нашей эры.

Записать в тетрадь тему урока.

1.Географическое положение. ( Записать в тетрадь)

В Азиатской части страны.

На юге Восточной Сибири.

В горах Южной Сибири.

51 -55 сш 121 -127 вд

Длина более 600, наибольшая ширина 80 км.

2.История открытия. ( Записать в тетрадь)

Краткое сообщение ученика. Что означает название озера?

Эвенки – Ламу(море), буряты – Байгал-Нуур, даже у китайцев было название для Байкала – Бэйхай («Северное море»). Эвенкийское название Ламу («море») несколько лет использовалось первыми русскими землепроходцами в XVII в., затем они перешли на бурятское Байгал, путем фонетической замены немного смягчив букву «г».

Первым из русских людей на берег Байкала вышел тобольский казак Курбат Иванов (в 1643 г.), спустя 11 лет после того, как русские казаки дошли до берега Тихого океана, как пишут историки, сначала землепроходцы его «проскочили».

Изучением Байкала занимались многие крупные учёные: И. Д. Черский, академики И. Г. Гмелин, П. С. Паллас, В. А. Обручев, Л. С. Берг, но до сих пор нет единой точки зрения на происхождение впадины Байкала.

3.Геологическая история.

Краткое сообщение ученика

Озеро лежит в Байкальской впадине - бездонной каменной чаше, со всех сторон окруженной горами. По данным геолога Н.А.Флоренсова, "корни" впадины рассекают всю земную кору и уходят в верхнюю мантию на глубину 50-60 километров. Он образно назвал Байкальскую впадину окном в недра Земли, помогающим познанию сущности ее глубинных процессов

Самая замечательная особенность Байкала - его древность. С какого времени, с какого геологического периода истории Земли ведет свое летоисчисление Славное море? "Тайна сия велика есть" - так должен ответить на этот вопрос строгий ученый муж. Тем не менее, говоря о возрасте Байкала, можно с большой степенью вероятности придерживаться определенного порядка величин. Учитывая глубокий реликтовый эндемизм фауны озера, большинство исследователей определяют его возраст в 20-30 миллионов лет! Такая продолжительность существования озера может показаться неправдоподобной. Ведь огромное большинство озер, особенно ледникового и старичного происхождения, живут 10-15 тысяч лет, затем заполняются осадками, затягиваются сплавинами и рано или поздно сперва превращаются в болота, а потом и вовсе высыхают. Байкал - один из самых старых и, видимо, самых надежных долгожителей среди озер всего света.Байкал возник в результате действия тектонических сил. Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое строение. Породы берегов кристаллические, берега гористые. В этом районе часто происходят землетрясения до 9 баллов.

Записать в тетрадь

Возраст в 20-30 миллионов лет

Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое строение.

Байкал - не только крупнейшее пресноводное озеро России, но и самое глубокое озеро нашей планеты. Его наибольшая глубина 1637 метров. Предельная глубина Танганьики - 1435 метров, Иссык-Куля - 702. По свидетельству лимнолога Л.Россолимо на Земле всего восемь озер имеют глубину более 500 метров и около 30 - более 300.

4. Климат.

Краткое сообщение ученика

Озеро оказывает смягчающее влияние на климат. Огромные водные массы озера в летний период прогреваются до глубины 200-250 метров и, как аккумулятор, накапливают большое количество тепла. Поэтому зима на Байкале более мягкая, а лето прохладнее, чем на остальной территории Сибири. Разность температуры воздуха между Иркутском и побережьем Байкала в дневные часы может достигать 8-10°С.

Климат в Восточной Сибири резко континентальный, но огромная масса воды, содержащаяся в Байкале, и его горное окружение создают необыкновенный микроклимат. Байкал работает как большой термостабилизатор: зимой на Байкале теплее (температуры января -14…-17ºС), а летом немного прохладнее (температуры июля +15…+18 ºС).

Влияние Байкала не сводится только к регулированию температурного режима. Из-за того, что испарение холодной воды с поверхности озера очень незначительно, облака над Байкалом образовываться не могут. Кроме того, воздушные массы, приносящие облака с суши, при переваливании через прибрежные горы нагреваются, и облака рассеиваются. В результате небо над Байкалом почти всегда чистое. Байкал закован в ледяной панцирь 4-4,5 месяца в году, в северной части – до 6,5 месяцев. Байкальский лёд может достигать толщины 2,3 м. Ветер на Байкале дует почти всегда. Известно более тридцати местных названий ветров. Особенность байкальских ветров в том, что они почти все и почти всегда дуют вдоль берега и укрытий от них не так много, как хотелось бы. Господствующие ветры: северо-западный, часто называемый горной, северо-восточные (баргузин и верховик, он же ангара), юго-западный (култук) юго-восточный (шелонник). Сарма – это ураганный ветер, достигающий скорости 40 м/с.

Штормы

Штормовые ветры на Байкале обычны в конце лета и осенью. Максимальная скорость ветра на озере отмечается в апреле, мае и ноябре, минимальная - в феврале и июле. 80% летних штормов наблюдается во второй половине августа и в сентябре, при этом высота волн в средней котловине Байкала достигает 4,5 метров при крутизне 22°.

период повторяемость шторма высота волны

август - сентябрь 70-80% 4,5 метра

ноябрь - декабрь 80-90% 5,5-6,0 метров

Байкальские ветры

Многообразие байкальских ветров отражено в их местных названиях (более 30). Вековые наблюдения местных жителей позволили выделить ряд закономерностей для каждого ветра.

Верховик (Ангара) - так называют северный ветер, дующий вдоль всего Байкала с севера на юг. Верховик - сухой ветер, в ясную, солнечную погоду он дует спокойно, без резких порывов. Нередко такой ветер удерживается непрерывно больше 10 дней. Первые продолжительные верховики наблюдаются на Байкале с середины августа. В конце ноября - начале декабря верховик раскачивает Байкал тяжелыми крутыми волнами до 4-6 метров. Баргузин -могучий ветер, воспетый в песне "Славное море - священный Байкал", дует из Баргузинской долины поперек и вдоль Байкала. Этот ветер дует ровно, с постепенно нарастающей мощью, но его продолжительность заметно уступает верховику. Этот ветер приносит с собой солнечную устойчивую погоду.

Култук - ветер, дующий от южной оконечности Байкала вдоль всего озера. Култук несет с собой жестокие штормы и плохую дождливую погоду. Этот ветер не бывает таким продолжительным, как верховик.

Горная - северо-западный боковой байкальский ветер, внезапно срывающийся с гор. Это самый коварный и порывистый ветер. Он начинается неожиданно и быстро набирает силу.

Сарма - разновидность горной, самый сильный и страшный из ветров на Байкале. Ветер вырывается из долины реки Сарма, впадающей в Малое море. Скорость его превышает 40 м/с. Летом ветер может внезапно начаться и также внезапно кончиться, осенью сарма иногда дует целые сутки. Предвестником сармы являются облака над Трехглавым гольцом Прибайкальского хребта.

Записать в тетрадь.

Умеренный пояс

Резко-континентальный

tзима-14;-17;-24

ветры- сарма, баргузин, култук, верховик….

5. Воды.

Краткое сообщение ученика

Озёра изучает наука лимнология. Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Прозрачность её достигает глубины в 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г солей). Вода богата кислородом. В Байкале содержится 1/10 часть пресных вод планеты. "Святое море", "святое озеро", "святая вода" – так называли Байкал с незапамятных времён.В Байкал впадает 336 рек и ручьёв, а вытекает единственная река – Ангара.

Записать в тетрадь

Прозрачность её достигает глубины в 40 метров.По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г солей). Вода богата кислородом.

Средняя глубина озера также очень велика - 730 метров. Она превышает максимальные глубины многих очень глубоких озер. Именно это в конечном счете определяет запасы воды в Байкале. Это крупнейшее по ресурсам воды пресноводное озеро Земли. Его объем - 23600 кубических километров, что составляет около 20% пресных озерных вод планеты - во всех пресных. Для того чтобы представить себе всю огромность водного тела озера, напомним, что реке Ангаре, ежегодно выносящей 60,9 кубических километров воды, нужно 387 лет беспрерывной работы, чтобы осушить его чашу при условии, конечно, что за это время в него не будет попадать и с его поверхности не будет испаряться вода.

6.Органический мир.

Обилие живых организмов объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды. Время от времени открывают всё новые виды живых организмов. Рачок эпишура - эндемик Байкала - составляет до 80 % биомассы зоопланктона озера и является важнейшим звеном в пищевой цепи водоёма. Он выполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая её. Эпишуру с полным основанием можно назвать дворником Байкала. Рачок всего 15 мм длиной. Им охотно питаются рыбы. Каждая такая малявочка в год очищает15м³воды, и чем рачков больше, тем чище вода.

В озере насчитывается 58 видов рыб

Знаменитый байкальский омуль. Голомянка - это прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря. Почти четверть тела голомянки - голова с огромной пастью и зубами, которые заполняют её и растут, начинаясь с подбородка. Онa обитает на большой глубине озерa Байкал и принадлежит к классу живородящих. Голомянка способна произвести до 2000 маленьких рыб. Такой способ размножения неизвестен ни у одной из рыб мира. Голомянка выдерживает давление воды, равное 125 барам, и поэтому может жить на дне этого глубокого озера. Вертикальное или наклонное «парение» достигается у голомянки за счёт нейтральной плавучести, обусловленной высоким содержанием жиров (свыше 40 %) в мышцах.

Байка́льская не́рпа – единственный в мире вид тюленя, который живёт в пресной воде. Обитает в озере Байкал. Детёнышей нерпа рождает на берегу, в снежном логове. Большая часть нерп рождается в середине марта. Детёныши имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни быть незаметными на снегу.

На берегах гнездится 200 видов птиц.

Особым почитанием у бурятского населения пользуется орёл – птица байкальских легенд. Культ орла имеет корни в очень древних мифах, согласно которым, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Поэтому буряты до сих пор свято верят, что человек, убивший или ранивший орла, непременно сам вскоре умрёт. Возможно, вера в святость птицы и помогла сохранению редкого вида, который в других местах планеты быстро сокращается. Единственным местом на Байкале, где численность орла в последнее десятилетие существенно не изменяется, является остров Ольхон.

Берега заняты тайгой из кедра, сосны, лиственницы.

Презентация. Органический мир Байкала.

Записать в тетрадь

Рачок эпишура - эндемик Байкала, байкальский омуль, голомянка…….Байкальская нерпа,…… орёл.

7. Экологические проблемы.

На его берегах выросли города и заводы, вдоль южного побережья от порта Байкал до Посольского сора прошла железная дорога, рядом - широкое асфальтированное шоссе. На многие десятки километров протянулись бетонные дамбы, волнобои и волнорезы. Около 30 километров северного побережья недавно взрезала Байкало-Амурская магистраль. В бухте Песчаной, Утулике, на берегах Посольского сора и во многих других местах все лето не смолкает шум на туристских базах. Воды озера днем и ночью бороздят грохочущие теплоходы, катера и самоходные баржи. Стремительный и вездесущий "москитный флот" - всевозможные "прогрессы" "оби" и "казанки" сделали легкодоступными самые отдаленные бухточки и острова. Если в конце пятидесятых годов на всем северо-восточном побережье допотопным стационарным "Л-6" была оснащена одна единственная рыбачья лодка, то сейчас у каждого населенного пункта можно увидеть десятки, сотни лодок с подвесными моторами.

Район Малого Моря в разгар туристского сезона пропускает многие тысячи машин с поклонниками отдыха на природе, рыбаками. Даже у северной оконечности Ольхона можно увидеть машины и палатки отпускников. Иркутск, Улан-Удэ, Ангарск и многие другие города шлют сюда целые толпы моторизированных гонцов.

Этот бурный поток цивилизации служит ярким примером стихийного натиска на природу.

Сумеет ли природа Байкала выдержать такой небывалый наплыв техники и людей? Что следует делать, чтобы предотвратить или хотя бы ослабить быстро прогрессирующую антропогенную эрозию местных ландшафтов?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно заглянуть в прошлое озера и постараться увидеть те изменения в его природе, которые произошли в последние столетия.

Оскудение природы Байкала

Глубоко ошибочно мнение, что оскудение природы Байкала началось недавно и что до появления механизированных средств транспорта и современной техники озеро оставалось естественным заповедником. Уже ко времени появления на Байкале первых русских землепроходцев в его природе произошли заметные перемены: в прибайкальских степях исчезли почти все виды копытных животных, в озере Орон к северу от Байкала была истреблена нерпа.

Первые более или менее обстоятельные сведения о природе Байкала сообщены академиком И.Г.Георги - участником знаменитой академической экспедиции "великого северного естествоиспытателя" Петра Симона Палласа

"В проливе, называемом Тонким Морем, - писал Георги, - находится 9 бакланьих островов, названных так от необычайного множества водящихся на них бакланов. Скалы этих островов до того сплошь покрыты едким пометом бакланов и чаек, что с первого взгляда кажутся оштукатуренными и выбеленными."

В начале нашего века после появления Транссибирской магистрали обеднение байкальской природы резко ускорилось. Шли массированные рубки леса, был почти полностью уничтожен соболь, резко сократилась численность лося, марала и многих других ценных животных. В тридцатые годы на Байкале перестали гнездиться серые гуси и таежные гуменники. Совсем не стало гуся-сухоноса, который в большом количестве обитал в дельте Селенги. К началу шестидесятых годов сгинули большие бакланы. Исчезают лебеди-кликуны, в несколько раз сократилась численность орлана-белохвоста, очень редкими стали скопа и черный коршун. Все реже встречаются у берегов выводки гоголя, большого и длинноносого крохаля. Всего несколько гнезд красной утки можно обнаружить у берегов и островов Малого Моря и на южном Байкале. На северо-западе озера быстро сокращается ареал горбоносых турпанов.

Особенно заметно обеднела фауна островов, и в частности Ольхона. Уже ко времени работы академической экспедиции Палласа на нем не осталось соболя, выловленного аборигенами. Затем постепенно исчезли маралы, косули, дрофы, большие бакланы.

Таковы некоторые печальные итоги стихийного натиска цивилизации на дикую природу Прибайкалья.

ОХРАНА ПРИРОДЫ ОЗЕРА БАЙКАЛ

3.Построить очистительные сооружения.

4.Создание и поддержка заповедников.

5. Повышение экологической культуры населения.

Озеро Байкал занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того,чтобы сокровища эти сохранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю –лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Тема урока:

«Жемчужина Сибири - Байкал»

Цели:

Образовательные: сформировать знания о природном районе озера Байкал; познать красоту, уникальность природного комплекса. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.

Развивающие: развитие способностей проектировать; развитие навыков работы с различными справочными материалами.

Воспитательные: формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем Байкала и их причин.

Тип урока : изучение нового материала (формирование новых знаний и совершенствование умений).

Технология: критическое мышление

Методы и приёмы обучения: беседа, работа в группе, дискуссия, самостоятельная работа.

Учебно-наглядный комплекс:

    Мультимедиапроектор, компьютер, экран.

    Физическая карта Восточной Сибири.

    Учебник: География: Геграфия России. Природа. 8класс, И.И.Баринова, издательство Москва, «Дрофа», 2014г

    Атлас: География 8 класс - М.: Дрофа: Издательство ДИК, 2015.

    Презентация «Жемчужина Сибири - Байкал» (Приложение 1).

План урока

Этап урока

Время

Организационный этап

Активизация внимания

Постановка темы, цели и задач урока

(целеполагание)

Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация (подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала)

Изучение нового материала (игра - путешествие)

Изучение нового материала, формирование компетенций

Закрепление и обобщение новых знаний.

Оценивание знаний учащихся, оценка работы групп

Домашнее задание.

Развитие умений работать с тематическими картами, закрепление знаний по теме

Самооценка эмоционального состояния

Ход урока

Основные этапы деятельности на уроке

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный.

Целеполагание

Приветствует и проверяет готовность учащихся к уроку

Мотивация проектной деятельности.

2. Постановка темы, цели и задач урока. - Ребята, мы с вами начали изучать природу Восточной Сибири. Какие уникальные природные объекты этого региона вы знаете? (Ответы учащихся). - Сегодня на уроке мы будем изучать Байкал, тема нашего урока: «Жемчужина Сибири - Байкал».

« Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал»- говорят сибиряки. Много песен и стихотворений сложено нашими поэтами и композиторами о Байкале.

И урок я хочу начать со стихотворения В.Белова

Земное чудо – озеро Байкал

С водою пресной и кристально чистой,

Ему Всевышний место подыскал

В тайге сибирской со смолой душистой.

И это озеро в объятьях гор и скал

Как море выглядит в родной стихии.

Недаром мир давно его признал

Сокровищем и гордостью России!

А что мы знаем о Байкале?

Запишите свои сведения о Байкале в первую колонку таблицы

Узнали новое

Хотим узнать

- Сегодня мы попробуем себя в роли молодых учёных, отправимся в экспедицию к озеру Байкал.

Каковы же будут цель и задачи нашего путешествия? (дети вместе с учителем формулируют цель урока) Цели: 1. Как можно больше узнать о природном районе озера Байкал; познать красоту, уникальность природного комплекса. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал, экологических проблемах Байкала и природоохранных мероприятиях.

Проверяют свою готовность

Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей работы:

отвечают на вопросы учителя, стремятся к самостоятельному формулированию цели и задач урока.

Изучение нового материала

Учитель перед исследованием раздаёт группам задания, проводит вводный инструктаж.

Приложение 2 – вопросы, которые помогут детям выявить особенности природы озера Байкал, далее – работа с учебником, атласом, дополнительной литературой, словарём.

3. Изучение нового материала:

(Класс делится на группы по 4 человека, учитель раздаёт подготовленные памятки и алгоритмы по организации самостоятельной работы).

    Мы работаем в группах исследователей:

1 группа – «Геоморфологи и геологи»

2 группа – «Историки»

3 группа – «Биологи» - исследует органический мир, эндемиков озера.

4 группа – «Климатологи» - исследует климат Байкала.

5 группа – «Гидрологи» - будет исследовать свойства воды озера Байкал.

6 группа – «Экологи»

(на работу отводится 10 минут, у каждой группы есть необходимый материал для исследования:

Учебник географии,

Дополнительная литература - энциклопедии, хрестоматии,

Словари).

а) Включение в проектную деятельность в группе: сбор, поиск материала.

б) Исследова-

тельская работа - составление описания природных особенностей Байкала.

Организация дискуссии .

(Отчёт по группам).

    Составление кластера по теме

Байкал

Подведение итогов дискуссии.

- (Учитель) мы рассмотрели основные особенности природы Байкала

- « Байкал не только бесценная чаша с живой природой но, кроме того часть души нашей. В радостях и печалях на пиру и во фронтовой землянке пели мы про Байкал, черпая из него согласно, наряду с прочими великими источниками, богатырскую силу нашу.

Берегите свои души и песни, роднички и святыньки, дорогие люди!

(Леонид Леонов)

Удивительная и неповторимая по своей красоте природа, давно воспета на полотнах художников, она живёт в волшебных словах наших писателей, поэтов.

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка – просвечен,

И весь – до капельки – родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин –

В этом, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

М. Сергеев.

а) Включение учащихся в дискуссию, представление результатов деятельности.

(Отчёт по группам).

б) Участие в коллективном обсуждении результатов проекта.

Закрепление и обобщение новых знаний

4. Закрепление и обобщение новых знаний.

1. Вернемся к таблице № 1 и заполним вторую графу (Узнал новое)

2.Составьте синквейн (пятистишье)

Придумайте к слову «Байкал»

1строчка - главное слово

2строчка-2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – крылатая фраза, утверждение

5строчка – существительное –синоним, который выражает суть слова Байкал

    Оценка работы групп учителем ._____

5. Домашнее задание.

Параграф 47 изучить. Составить кроссворд на тему «Байкал» (10-15 слов)

Самооценка своей деятельности

Домашнее задание

Подведение итогов урока. Рефлексия

6. Рефлексия.

Чему вы научились на уроке?

О чём бы вы хотели узнать больше?

Спасибо за урок.

Приложение

Карточки-задания

Задания группе № 1

1 группа – «Геоморфологи» - будет исследовать историю формирования озерной котловины озера Байкал.

1.Каково происхождение озерной котловины Байкала?

2. Каков возраст озера?

3. Геологическое строение и рельеф территории оз Байкал

4. Почему на территории происходят землетрясения, как они изменили облик Байкала?

ирской равнины? равнины.

ВЫВОД: Как глубина зависит от происхождения озера?

Задания группе № 2

2 группа – «Историки» - будет исследовать историю изучения и освоения Байкала.

1.Когда появились первые сообщения о Байкале?

2.Современные исследования на озере Байкал

Задания группе № 3

2 группа – «Биологи» - будет исследовать органический мир озера Байкал.

1.Что такое эндемики?

2.Какие эндемики обитают в водах Байкала?

3.Природная зона, окружающая Байкал?

4.Каковы причины уникального органического мира озера?

Задания группе № 4

4 группа – «Климатологи» - исследует климат Байкала.

Климатологи - учёные, изучающие климат.

1. Работа по «Климатической карте» - стр. 17, и по карте «Восточная Сибирь. Дальний Восток» - стр. 52-53.

2. В пределах какого климатического пояса расположено озеро Байкал?

3. По климатическим картам определите, какие температуры характерны для окрестностей Байкала летом и зимой; какое количество осадков выпадает в этом районе. Как вы объясните минимальную для Сибири годовую амплитуду температур в этом районе?

4.Какие местные ветра характерны для этой территории?

ВЫВОД: Чем характеризуется климат Байкала?

Задания группе5

группа – «Гидрологи» - будет исследовать свойства воды озера Байкал

Гидрологи – учёные, изучающие природные воды гидросферы.

1.Количество воды в Байкале?

2.Реки впадающие в Байкал и вытекающие.

3. Свойства воды. Причины уникальности свойств?

Задания группе № 6

6 группа – «Экологи» - исследует экологические проблемы озера и пути их решения

1.Значение Байкала

2.Использование вод Байкала и экологические проблемы, возникающие в связи с этим

3.Пути решения экологических проблем озера Байкал?

4.Какие заповедники созданы в окрестностях озера?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шидловская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок

«Байкал – чудо природы»

учитель географии

2011 г.

Цели: образовательные :

Сформировать знания об озере Байкал, как уникальном природном комплексе;

Рассмотреть особенности природы;

Выявить экологические проблемы и пути решения проблем.

Развивающие:

Продолжить совершенствование умения работать с фактическим материалом, анализировать, делать выводы, выявлять закономерности между природными комплексами.

Воспитательные:

Оценить степень изменения природы Байкала человеком;

Предложить свои варианты решения проблемы Байкала;

Развивать навыки по выбору рационального и последовательного выполнения этапов работы;

Формировать умения самостоятельно формулировать проблему и пути ее решения;

Развивать чувство ответственности за выполнение задания.

Учебная цель: доказать, что слова «Байкал чудо природы во всех отношениях» - верны.

МЕТОД: частично-поисковый.

Оборудование: физическая карта России, мультимедийный проектор, презентация, атлас.

Ход урока.

Ι. Орг. момент.

ΙΙ. Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя.

В 1996 году озеро Байкал включено в Список Всемирного культурного и природного наследия – Список ЮНЕСКО. В список ЮНЕСКО включаются объекты культуры и природные объекты, имеющие мировое значение и находящиеся на территории стран, подписавших конвенцию. Эти объекты берутся под охрану.

Задача нашего занятия - определить, чем так интересен Байкал, что выдвинуло его в число важнейших природных объектов мира. Что нужно сделать, чтобы сохранить озеро Байкал?

Таким образом, задача наша – выявить, чем уникален и неповторим Байкал.

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали Сибирь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие на озеро Байкал. Новая тема нашего урока непосредственно переплетается с темой

вашего домашнего задания - Природные условия и ресурсы Восточной Сибири.

Ведь озеро Байкал расположено именно в Горах Юга Сибири. Покажите его на карте России.

«Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал»,- говорят сибиряки.

«Байкал – уникальное явление нашей планеты, чудо природы во всех отношениях». ()

Байкал как зеркало лежит,

Гора в него глядится.

То туча воды затемнит,

То солнце в них лучится.

О нем писали «Чаша вод»!

Да. Но какая чаша!

Когда ветра идут в поход

И волны дико пляшут.

Как море, чаша глубока

Прозрачная водица!

Россия очень велика,

А вся могла б напиться.

Происхождение названия озера: «Байгал-далай», так называют его буряты, что означает «Байкал-море», с тюркского «Бай-Куль» -«богатое озеро», с монгольского «Байкал» -«богатый огонь», с китайского «Бэй - Хай» -«Северное море».

План изучения Байкала?

А.)Географическое положение.

Б.)Происхождение озёрной котловины.

В.) Климат.

Г.) Свойства воды.

Д.) Животный и растительный мир.

Учащиеся в ходе урока заполняют таблицу.

Площадь озера

Размеры озера.

Возраст озера.

Глубина (макс.)

Запасы воды.

Количество впадающих рек.

Количество вытекающих рек..

Соленость воды.

Прозрачность.

Ледяной покров.

Название рачка, очищающего воду.

Виды рыб, встречающиеся только в Байкале.

Экологические проблемы.

Крупнейшие заповедники.

Пути решения экологических проблем.

1. Географическое положение.

Задание 1. Пользуясь физической картой России дать характеристику географического положения

Расположено на юге Сибири; протянулось с с-в на ю-з.

Расположено между горными хребтами пояса гор Южной Сибири. Назвать их.

Площадь – 31,5 тыс. км кв., длина – 636 км, ширина – от 24 до 80 км,

максимальная глубина – 1637 м.

1) Самостоятельная работа . Работая с атласом, учащиеся вставляют слова: юге Сибири; с ю-з на с - в; 2 000 м; остров Ольхон; 1637 м.

С помощью физической карты атласа помогите мне дописать письмо домой.

«Пишу письмо с далёких краёв России. Байкал лежит на юге... и простирается с. . . на... на 620 км в длину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более... над его водной поверхностью. В центральной части Байкала находится остров... .Напротив него в 8 -10 км от берега самая большая глубина... Воистину Байкал - самое глубокое озеро планеты».

Вывод. «Байкал - чудо природы в отношении… глубины»

2. Происхождение Байкала.

Задание 2. Работа с тектонической картой.

1) В какое время образовалось озеро?

2) Между какими литосферными плитами оно расположено?

3) Что сегодня происходит с озером?

Озеро Байкал тектонического происхождения, образовавшееся в результате раздвижения литосферных плит Евразийской и Амурской. Озеру около 25млн. лет, но ни каких признаков старения озера нет. Геофизики выдвинули гипотезу о том, что Байкал – зарождающийся океан.

Подтверждение они видят в расхождении берегов озера со скоростью 2см в год. Байкал – это уникальное сокровище природы: самое глубокое пресноводное озеро. Здесь сосредоточено около 80% поверхностных пресных вод страны, или 20% мировых запасов. Для Байкала характерна низкая минерализация воды. Одна из гипотез, объясняющих убывание минерализации воды в озере, заключается в том, что на дне Байкала существует мощный источник сверхпресных вод, который и распресняет его воды. Байкал питает 554 рек и только одна Ангара берет свое начало. Из обитающих в Байкале 2630 видов животных и растений – 70% эндемики.

Вывод. «Байкал - чудо природы в отношении... происхождения»

3. Особенности климата .

Задание 3. Самостоятельная работа. Определить при помощи климатической карты стредние изотермы января и июля для озера. t я = -24ْ t и =+18ْ количество осадков = 400-600 мм

Ещё одну особенность Байкала мы почувствуем выйдя в море.

Море спокойно. Дует не то знаменитый баргузин, зарождающийся в истоках реки, в долине, стиснутой двумя хребтами, не то какой-то другой ветер. Их здесь насчитывается более 13 - верховик, низовик, сивер, култук, бережник, полуденник и наконец, жуткий, смерчевой, до 40 м/сек, северо-западный ветер сарма.

Вывод. «Байкал - чудо природы в отношении... климата и ветров».

4. Байкал называют «колодцем планеты». Что это значит?

Запись в тетради : «колодец планеты» - вода чистая, пресная, не иссякает. 336 рек, дожди, снега.

Каковы источники её пополнения? Подсказку найдёте на с.234-235 учебника.

Солёность О, О1%о, а в реках О,2%о (Волга), круг виден на глубине 40 м.

Вывод. «Байкал - чудо природы в отношении... воды».

5. Органический мир Байкала.

Эндемики - слово на доске. Учащиеся дают самостоятельно определение данного термина (связь с биологией)Запись в тетради: «Музей живых экспонатов». Голомянка. Сом. Байкальская нерпа

Как называют редкие виды животного и растительного мира?

Кого же мы встречаем в водах Байкала? Отгадки поможет найти учебник (с.237)

1 .Бледно-розова, нежна,

Студена вода нужна.

Что за рыбка невеличка,

Меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает

Что за рыбка-иностранка?

Рыбка эта - ....

2. Под корягой в жирном иле

Великан находит дом.

С вами мы его ловили,

Знаем все, что это....

3. В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут, начнут нырять,

Шубки белые менять.

Если очень повезёт

Лет с полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка сами...

Нерпа и лучшая промысловая рыба омуль попали сюда из Северного Ледовитого океана.

Но богат и разнообразен не только подводный мир Байкала, но и природа окружающей его

территории.

Итог урока:

Я рада, что не зря взяла вас в виртуальное путешествие на Байкал.

у Байкала уникально многое:

Высота - над уровнем моря 455 м.

Возраст - около 25 млн. лет;

Флора и фауна включает около 2600 видов.

Глубина - 1637 м.

Площадь - 31500 кв. км.

Объем - 23 тыс. куб. км.

Длина озера - 636 км.

ширина от24 км до 79,5 км.

Самый крупный остров - Ольхон;

Впадает рек - 336 (), 544 ().

Самый крупный приток р. Селенга.

6. У нас остался еще очень важный вопрос - проблемы Байкала:

На побережье Байкала, в Иркутской области и в Бурятии , сегодня работают целлюлозно-бумажный и картонный комбинаты, в городе Северобайкальске – машиностроительный завод, на Ангаре – Иркутская ГЭС, по рекам осуществляется молевый сплав древесины. Все это загрязняет байкальские воды. Воды озера уже не способны к самоочищению. За год успевает разрушиться только 30-40% поступающих со стоками загрязнителей. В воде обнаружены самые ядовитые вещества – токсиды.

1. Засорение нерестовых рек и нерестилищ отходами лесоповала;

2. Довольно большие сбросы в Байкал промышленных отходов заводами;

3. Это и несоблюдение правил ловли и браконьерство . Неразборчиво идет улов, вылавливают молодняк (ведь икринки лишь через 8 месяцев могут превратиться в личинку, а через 9-11 лет сильных, изящных и вкусных рыб).

4. Нерпа в день пожирает до 12 кг разной рыбы в их число входит и омуль. А на Байкале её ни много, ни мало - несколько десятков тысяч голов.

- Учеными – экологами был составлен географический прогноз.

Географический прогноз.

Озеро Байкал – объект «Всемирного наследия». Сохранение байкальской экосистемы имеет планетарное значение и является делом всего человечества.

Задание 4. Ребята, предложите пути решения экологической проблемы Байкала.

Пути решения данной проблемы:

2)Прекратить молевый сплав древесины по рекам;

4)Развивать в районе Байкала организованный туризм, воспитывать экологическую культуру у населения, начиная со школьной скамьи.

5)Организация национальных парков на берегах и склонах окружающих Байкал.

Итог урока. Анализ таблицы.

Закончить наше занятие я хочу словами М. Пришвина: «…мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранять, - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоемы . В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - это, значит, охранять Родину»

Запись домашнего задания в дневник – п.51. вопросы.

Урок завершен. Спасибо за работу.

Дополнительный материала.

Верховик - едва не самый главный ветер на Байкале. К северу от полуострова Святого Носа его зовут « Ангарой».

Верховик - северный ветер, дующий из долины реки Верхней Ангары. Верховиком его называют потому, что он дует с верхнего, северного конца озера. Он может захватить озеро на всем его протяжении, но летом до южных берегов долетает только в исключительных случаях.

Это один из наиболее мощных и продолжительных байкальских ветров. В конце августа иногда он дует не переставая в течении 10 дней подряд. И тогда озеро пустеет. В это время никто не рискнет выйти в озеро на лодке.

`Верховик - ветер сухой, он дует в ясную, солнечную погоду. Но это не мешает ему быть очень свирепым, особенно зимой, в конце ноября и начале декабря. В это время он так раскачивает Байкал, что воды его становятся черными и беснуют много дней подряд.

Если учитывать, что Байкал замерзает только в конце декабря или в начале января, легко представить, во что превращают его зимние верховики.

Ветер «Сарма»

Хотя из всех байкальских ветров, несомненно, более знаменит баргузин, но на самом Байкале гораздо большей популярностью пользуется сарма.

Переваливая через вершины горных хребтов, этот ветер пытается найти удобные лазейки, он находит их в глубоких разрывах гор - в долинах рек. Именно из долины реки Сармы, впадающей Малое море, и вырывается сарма.

Много преступлений на совести этого коварного ветра, велика летопись его злодеяний. Если летом, неожиданно возникнув, сарма может также внезапно и кончиться, то осенью она дует иногда целыми сутками. Верхние слои воздуха, срываясь с гор, давят на нижние, уплотняют их, в результате чего сарма достигает очень большой силы и скорости (40 м в секунду).

Это хорошо знают старожилы-байкальцы. Сарма начинается мгновенно и часто тогда, когда её не ждёшь.

Ветер «Баргузин»

Легендарный ветер баргузин вырывается к Байкалу с с-в, из грандиозной тектонической впадины - Баргузинской долины. Он дует в средней части Байкала, пересекая озеро наискосок - oт баргузинского залива к о. Ольхон.

Баргузин - могучий ветер, он дует мощно, ровно и широко, но его продолжительность и cuла заметно уступают верховику и култуку.

Ветер баргузин называют полуночником, потому что он часто принимает форму береговое бриза и дует ночью.

Ушканьи острова

В северной части Байкала, против полуострова Святого Носа высятся над водой 4 острова Ушканьего архипелага. На Большом Ушканьем острове постоянно живут несколько десятков зайцев, которых в Сибири зовут ушканами. Но этот остров поражает другими аборигенами (муравьями).

По плотности населения муравьев Б. Ушканий остров не имеет равных в стране. Следы их жизнедеятельности видны здесь повсюду.

На всей площади острова, равной 9 кв. км, их построено не менее 6-7 тысяч.

Муравейники здесь можно встретить на ровных террасах и на крутых обрывах, в нескольких метрах от берега Байкала и на самой вершине острова, в 216 метрах над озером.

Размеры муравейников самые разные. Средняя величина их около 1 м в высоту и 2 м диаметре. Самые большие из них достигают 170 см в высоту и 310 см в диаметре.

Основная причина многочисленности муравейников на Б. Ушканьем острове - отсутствие зверей и птиц, питающихся муравьями и их яйцами и систематически разрушающих муравейник.

На Б. Ушканьем острове нет такого метра поверхности земли, где не было бы следов от старых низовых пожаров. Но низовые пожары губительно действуют на муравьев только вне их жилищ. Сами же муравейники, вместе с находящимися в них муравьями в большей своей части остаются неповрежденными.

Голомянка

Полупрозрачное тело рыбки бледно - розового цвета с едва уловимым сиреневым отливом. Лишенная чешуи, она просвечивает на солнце насквозь. Большие черные глаза и огромный для ее размеров рот придают голомянке хищное выражение. Но особенно удивляют длинные предлинные грудные плавники - они составляют две трети самой голомянки.

Голомянка не выдерживает теплой воды и погибает при 7 - 8 С° тепла. Поэтому обычно она держится на глубине 300 - 500 м. Расправив плавники, рыбка как бы парит, дрейфуя по волне течений, и только иногда, ночью, поднимается к поверхности.

Урок географии - 8 класс

"Байкал - жемчужина Сибири"

Цели урока :

    Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал. определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;

    формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;

    вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, экологического сознания, интереса к предмету.

Требования ФГОС ООО (предполагаемые результаты обучения)

личностные раскрыть значимость знаний об озере Байкал

метапредметные Вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью Самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой, и с дополнительными источниками литературы

предметные Уметь работать с картой, составлять схемы, анализировать рисунки, выполнять практические задания, работать с текстом.

Оборудование:
физическая карта России, учебники, энциклопедии, атласы

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность

Деятельность

учащихся

Сегодня я приглашаю вас в виртуальное путешествие. А вот куда? Послушайте легенду “ Посмотрел господь: неласкова вышла земля… Как бы не стала она на него обижаться!..

И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него”.

Такова легенда о происхождении “жемчужины Сибири”, “чуда природы во всех отношениях”. Что это за географический объект?

Отгадывают

Покажите его на карте. «Кто в Сибири не бывал, тот Байкала не видал», - говорят сибиряки. А Лев Семенович Берг сказал: «Байкал – чудо природы во всех отношениях» Кто этот человек? (откройте стр 146)

А еще Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Байкал – это чудо природы и неповторимое чудо света, гордость нашей страны

Показывают

Отвечают

В процессе путешествия мы выясним, правда ли это и про какие отношения говорил Лев Семенович Берг. Девизом путешествия возьмем слова ученого.

Что бы вы хотели узнать об этом озере? Составим план изучения Байкала?

Запись плана на доске

Итак в путь! (магнитофонная запись шума воды)

Записывают в тетрадь девиз.

Составляют план

    Происхождение

  1. Свойства воды

    Животный и растительный мир

Мы с вами далеко от дома С помощью физической карты атласа помогите мне написать письмо домой.

«Пишу письмо с далеких краев России. Байкал лежит на юге ____ и простирается с ____ на _____ на 620 км. в длину и от 24 до 79 км. в ширину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более ____ м. над его водной поверхностью. На северном побережье это ______, а с юга в чистейшие воды смотрятся __________. В центральной части Байкала находится остров ______________. Высшая точка которого гора Жима. Напротив нее, в 8-10 км. от берега мы определили самую большую глубину _________. Воистину Байкал – самое глубокое озеро планеты.»

Работая с атласом, учащиеся вставляют слова в текст

Сибири, с юго- запада на северо-восток

Приморский

Байкальский

Какой пункт плана мы описали в письме? (географическое положение)

Итак поясните слова Берга «Байкал чудо природы в отношении …….. (глубины)

Заполняют схему в тетради

Байкал –чудо природы

самое глубокое озеро

В чем причина такой глубины? Какой картой воспользуемся, чтобы узнать возраст территории?

Анализ тектонической карты

Однако котловина озера появилась 15-20 млн лет назад. Это одно из древнейших озер мира. Его происхождение вызывает споры

(прочитайте 1 абзац стр 227)

Какую версию иллюстрируют схемы (рис 79, стр 226)

Таким образом, Байкал – чудо природы в отношении ….. (происхождения)

Чтение вслух

Анализ рис 79

Записи в тетради на схеме – самое древнее озеро

Третью особенность Байкала мы почувствуем выйдя в море (звучит шум воды)

Озеро спокойно. Дует не то знаменитый баргузин, не то какой то другой ветер. Их здесь насчитывается более 13- верховик, низовик, сивер, култур, бережник, полуденик, и самый жуткий сарма.

Почему озеро богато ветрами? Подсказку найдете на стр 227.

В какое время Байкал спокоен и ласков, а когда неприступен? Прочитайте задание (стр 227)Какие показатели вы должны определить?

Таким образом Байкал – чудо природы в отношении …………….(климата и ветров)

Находят ответ.

Температуру, осадки Выполняют задание по атласу

Записи в тетради на схеме –самый мягкий и ветренный климат в Сибири

Байкал называют «колодцем планеты» Что это значит?

Рассказ учителя

Соленость воды Байкала 0,01 промиле, если опустить в воду Байкала белый диск его будет видно на глубине 40 метров. Закупкой воды из Байкала интересуются фирмы из Великобритании, Франции, Японии и других стран. Продавая эту воду мы получали бы прибыль в несколько миллиардов долларов.

В Байкале вмещается:

    5 американских озер

    2 раза озеро Танганьика

    90 раз Азовское море

На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет. Все реки земли должны течь 300 дней, чтобы наполнить Байкал. Ангара осушит Байкал за 400 лет.

Каковы источники ее пополнения? Подсказку найдете на стр 225

Таким образом Байкал – чудо природы в отношении …. (воды)

Реки – 336 шт

Запись в тетради на схеме- колодец планеты, вода чистая, не иссякает

Но чистая вода обеспечивается биологическими особенностями озера.

Как называют редкие виды животного и растительного мира?

Кого же мы встречаем в водах Байкала.

Учитель раздает кроссворд (приложение 1)

Отгадки поможет найти учебник стр 225

Учащиеся дают самостоятельное определение нового понятия из словаря (эндемики)

Отгадывают кроссворд

Запись в тетради на схеме- музей живых экспонатов

Итак продолжите слова Берга «Байкал – чудо природы в отношении …….

Я рада, что не зря взяла вас в виртуальное путешествие на Байкал. У Байкала уникально многое. Красотою озера любуются даже космонавты. В штиль при солнце его поверхность лазурна, а при других погодах выглядит серо – стальной.

Глубины, происхождения, климата, животного мира

Домашнее задание. Стр 228 Заполнить схему «Проблемы Байкала и пути их решения»

Найти в тексте (приложение2) 10 несоответствий используя текст учебника и дополнительный материал.

Приложение 1

1.Организмы, обитающие только на одной территории
2. Байкальский тюлень
3. Промысловая рыба.
4. Чего нет у голомянки?
5. Нежная и приятная на вкус рыба

6. Наиболее интересный эндемик

7. Живородящая рыба

(Эндемики, Нерпа, омуль, чешуи, осетр, бычки, голомянка)

Приложение 2

Байкал

Решаемая учебная задача: найти в тексте 10 несоответствий

Байкал – настолько уникальное явление, что его даже включили в список природного наследия ЮНЕСКО. Но не все знают о причинах, пробудивших признать озеро чудом природы. А их множество.

Байкал занимает первое место в мире по глубине и шестое по площади среди озер планеты. Размеры этого водоема позволяют сосредоточить в себе до 10 процентов всех запасов пресной воды Земли. С огромной территории собирается вода в Байкал, куда несут ее около трёхсот рек, речушек и ручьев. Вытекают же из него всего две реки – Лена и Ангара.

Больших городов на берегу Байкала нет, а поэтому и природа почти нетронутая. Более двух тысяч видов животных и тысяча видов растений обитают в самом озере и вокруг него, даже несмотря на низкую температуру воды летом (около +8…+9 0 С) и толстый слой прозрачного льда, сковывающего Байкал с ноября по май.

Считается, что около 60 процентов животных и 40 процентов растений – здешние эндемики. Именно поэтому на берегах Байкала учреждены три заповедника, два национальных парка и несколько заказников. Самый известный здешний заповедник – Баргузинский. Именно он позволил сохранить байкальскую нерпу – тюленя, давным-давно перебравшегося сюда из арктических морей. Интересно, что и самая крупная здешняя рыба- байкальский омуль – тоже изначально является морским обитателем. Это лосось, сохранивший свои привычки и, как из моря, уходящий из Байкала на нерест вверх по речкам. Впрочем, местные жители называют Байкал не озером, а морем. «Славное море, священный Байкал». Это и понятно, ведь, например, волны во время весенних и осенних штормов здесь достигают истинно морских размеров – до 5-6 метров!

Вообще же Байкал населяет более пятидесяти видов рыб: хариус, сиг, осётр, налим, таймень, щука, вобла, карась, окунь, сом, множество видов бычков и прочие… Но самая известная и самая редкая – это живородящая рыба байкальская голомянка. В её теле такое огромное количества жира, что сквозь рыбу даже можно читать книгу. Это небольшая, обычно до 20 сантиметров длиной, рыбка, стаи которой бороздят озеро на глубинах от 200 до 500 метров. Голомянка – главная пища нерпы и омуля. Людям же она неинтересна, её даже не пожаришь: растекается по сковородке, только кожа и кости остаются!

Полно в Байкале всяких беспозвоночных: моллюсков, плоских и малощетинковых червей, губок, коловраток, различных ракообразных. Но всех перещеголял в количественном отношении ветвистоусый рачок эпишура байкальская, тоже местный эндемик Он составляет до 80 процентов биомассы планктона Байкала, хотя сам по себе невелик – около миллиметра.

Живописны берега Байкала, на которых произрастает около двух тысяч видов растений. Здесь соседствуют береза и лиственница, осина и кедровая сосна, рябина, черемуха, а на сопках ярко синеют цветы даурского филодендрона, а попросту – знаменитого сибирского багульника.

Байкал – жемчужина не только Сибири, но и всей нашей планеты.

Несоответствия

1. В Байкале сосредоточено не 10 процентов запасов пресной воды а около 20 процентов.

2. Из Байкала вытекает только одна река Ангара

3. Байкал покрывается льдом не в ноябре, а в январе и вскрывается в мае

4. Баргузинский заповедник охраняет не нерпу, а соболя

6. Байкальская голомянка не самая редкая а самая распространенная

7. Голомянка не образует стай и скоплений, а ведет одиночный образ жизни.

8. Эпишура байкальская относится не к ветвистоусым рачкам, а к веслоногим.

9. Сибирский багульник это не филодендрон, а рододендрон

10 Сибирский багульник имеет цветы не ярко-синего цвета, а розово-фиолетового.