Не так давно министр образования РФ Ольга Васильева заявила о том, что принято решение вернуть в российские школы такой предмет, как «Астрономия» уже в 2017-2018 учебном году. Мотивировали изменение программы тем, что дети, завершая один из важнейших этапов обучения, покидают школьные стены без фундаментальных познаний о том, как устроена Солнечная система, что является недопустимым в XXI веке.

Директор московского центра образования Евгений Ямбург рассказал журналистам:

«Согласно социологическим исследованиям, 60% подростков уверены, что именно Солнце вращается вокруг Земли. Нет необходимости перегружать учеников сложными понятиями, но они должны иметь общекультурные представление о космосе и вселенной».

На протяжении многих лет курс «Астрономия» был обязательным для учеников 11 класса и входил в инвариантную составляющую школьной программы. На изучение предмета отводился 1 час в неделю, а читать Астрономию имели право учителя физики.

С 2008 года в результате реформ предмет убрали из программы, внеся астрономические понятия в курс общей физики. Стоит заметить, что перекраивание программы также привело к уменьшению часов на преподавание физики. Вместо 4 часов в программе стандарта остались только 2, что, по мнению многих учителей, не могло не отразиться на качестве знаний учащихся.

Предмет «Астрономия» в 2017-2018 учебном году

На первый взгляд введение астрономии в школах России уже в 2017-2018 учебном году – новость хорошая. Многие учителя и родители считают, что нет ничего плохого в том, что дети получат возможность открыть для себя увлекательный мир звезд. Но, какой будет реализация этой замечательной инициативы?

Отталкиваясь от поправок, внесенных в ФГОС Министерством образования, можно утверждать, что 2017-2018 учебный год не преподнесет на чуда и Астрономия в школе появится в том же виде, в котором она преподавался до 2008 года. Это значит, что:

  • предмет будут изучать в 11 классе;
  • на освоение предложенного объема выделят 36 часов (1 урок в неделю);
  • преподавать астрономию будут все те же учителя физики.

Но, есть и ряд не очень приятных известий.

  1. Разделив курсы «Физика» и «Астрономия», необходимое количество часов в 2017-2018 году на изучение нового предмета предложено выделить путем урезания количества уроков физики (а теперь вспомним, что речь об 11 классе). Таким образом, ученики, решившие сдавать ЕГЭ по физике, окажутся, мягко говоря, в затруднительном положении.
  2. Качество преподавания. Ни для кого не секрет, что материально-техническая база среднестатистической школы не позволяет в полной мере преподнести ученикам предмет на современном уровне. Более того, единицы школ смогут позволить себе астронома на должности учителя, тогда как среднестатистические учителя физики не имеют глубоких познаний в данной области.
  3. О выпуске новых учебников речь не идет. Исходя из заявления Васильевой, детям будет предложено учиться по старым книгам, которые еще хранятся в школьных библиотеках.

Исследования и мнения ученых подтверждают, что Астрономия как предмет в школе действительно нужна, но в таком ли формате, как это предлагается в 2017-2018 году и с какого класса начинать знакомить учеников со звездами – предмет жарких дискуссий.

Многие учителя физики едины во мнении, что ознакомительный курс «Астрономия» разумнее было бы ввести в 7-8 классе, адаптировав программу к возрастным особенностям учеников, не забирая такие важные часы у выпускников, все силы которых сконцентрированы на определенных предметах, необходимых для успешного вступления в ВУЗы.

Программа 11 класса по Астрономии на 2017-2018 учебный год

В 2017-2018 учебном году ученикам 11-х классов школ без углубленного изучения физики предстоит освоить такие темы, как:

  1. Введение в астрономию. Тема раскроет суть предмета, ознакомит учащихся со специальным оборудованием, понятием небесных координат и основами измерения времени.
  2. Строение Солнечной системы. В блоке даются основные понятия о Солнечной системе, геоцентрической и гелиоцентрической системах мира, размерах небесных тел и расстояниях между планетами, а также изучаются законы Кеплера.
  3. Физическая природа тел Солнечной системы. В теме даются понятия природы Луны, планет-гигантов, астероидов, метеоритов, комет, болидов и метеоров.
  4. Солнце и звезды. Изучая данный блок, ученики узнают о физической природе различных звезд, ознакомятся с их характеристиками.
  5. Строение и эволюция вселенной. Тема знакомит учеников с основными понятиями – Галактика и Мегагалактика, а также дает общее представление о теориях развития галактик, выдвигаемых различными учеными астрономами.

Для проведения контроля качества знаний в 2017-2018 году учитель может применять помимо устных ответов учеников такие виды работ, как:

  • тесты;
  • практические работы (с использованием звездных карт или школьного астрономического календаря);
  • доклады;
  • рефераты;
  • презентации.

Выполнение дополнительных работ, требующих от ученика больших временных затрат, допускается только с согласия учащегося.

Многие учителя, работающие в школе достаточно давно, еще помнят, каким шоком для всех некогда стала отмена предмета. Насколько успешным будет возвращение Астрономии в 2017-2018 учебном году, можно будет сказать только по его завершению. А потому, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что нам предстоит еще не раз вернуться к обсуждению этой темы.

В российских школах предмет "астрономия" начиная с 2008 года фактически поставлен вне закона - под предлогом того, что ни один из действующих учебников астрономии не был разрешен и допущен к использованию в школах.А правило сейчас такое - нет разрешенного учебника, следовательно, данный предмет преподавать нельзя. Видимо, чиновники от Министерства образования и науки посчитали, что знания о Вселенной и космических законах для наших детей являются совершенно излишними.

Прямого запрета изучать астрономию в школах нет, в некоторых школах астрономию всё же преподают в качестве спецкурсов, но ни один из написанных недавно учебников не имеет грифа Министерства образования, рекомендующего использовать учебник в образовательном процессе. Да и учителей, которые могут преподавать астрономию в старших классах, катастрофически не хватает.

Напомню, что парадоксальным образом, ликвидация астрономии как обязательного предмета в российских школах состоялась как раз накануне 2009года, объявленного Генеральной ассамблеей ООН Международным годом астрономии. На словах постоянно заявляя о своем стремлении стать частью международного сообщества, заявляя о желании вступить в ВТО, на деле Россия проигнорировала резолюцию ООН. Такое неадекватное поведение чиновников от образования вызвало бурную реакцию многих учителей, преподавателей вузов и научного сообщества.

В 2009 году российские астрономы попросили власти: «вернуть преподавание астрономии в школы, восстановить астрономическую подготовку в педагогических ВУЗах, и обеспечить господдержку популяризации этой науки» - говорится в принятом за основу тексте резолюции конференции. В заявлении российских учёных говорилось:«ликвидация астрономии в средней школе неминуемо создаёт благоприятную почву для повсеместного распространения лженаучных представлений о мире, астрологии, магии, колдовства, в условиях, когда научно-популярная литература недоступна широким кругам населения из-за высоких цен. Мы считаем, что необходимость всеобщего астрономического образования обусловлена важностью вклада астрономии в создание научной картины мира и формирование научного мировоззрения современных людей. Естествознание - часть единой общечеловеческой культуры и естественнонаучные знания должны стать достоянием любого образованного человека. В настоящее время в мире бурно развиваются астрономия и исследование космоса, однако в России выпускники общеобразовательных учреждений "обрекаются на астрономическую безграмотность"

Эту инициативу поддержал и ректор Московского Государственного Университета Виктор Садовничий. «Астрономия должна вновь войти в число обязательных школьных предметов» - сказал он – «а в ВУЗах необходимо возродить подготовку учителей астрономии. Человек, глядя на небо, должен иметь элементарные представления о том, что оно собой представляет. Астрономия – это культура, это знания, которые должен иметь каждый культурный человек. Что такое звёзды, что такое планеты, что такое материя, что такое космос, почему он бесконечен».

Так почему же в школах надо изучать астрономию?

На протяжении тысячелетий основы астрономических знаний – основы представлений о Вселенной входили в систему подготовки подрастающих поколений. Еще в монастырских школах средневековья астрономия наряду с арифметикой, геометрией и музыкой входила в «квадривиум» – высшую ступень семи свободных искусств, обязательных для изучения предметов. Отсюда эта схема перешла в возникшие в XII–XIII веках первые университеты.

В гимназиях России существовал обязательный курс описательной астрономии – космография. Астрономия как обязательный предмет входила и в учебные планы советской средней школы. Впрочем, были и в те годы попытки изъять астрономию из программы средней школы. Незадолго до начала Великой Отечественной войны некие «мудрецы» из тогдашнего Наркомпроса попытались убрать астрономию из программ средней школы. Тогда ведущие астрономы страны обратились к академику А. А. Благонравову, являвшемуся тогда Президентом Академии артиллерийских наук (существовала в свое время такая академия), а он имел право непосредственно обращаться к И. В. Сталину. И вот достаточно было одного телефонного звонка Благонравова Сталину – и вопрос о восстановлении астрономии в школе был немедленно решен.

Почему же так актуально изучение астрономии в средней школе? Это необходимо современному образованному человеку в силу тех важных социальных функций, которые выполняет астрономия на протяжении всей истории человечества и в которые современная эпоха вносит новые грани. Первая из этих функций – прикладная. Это разработка методов ориентации во времени и пространстве, что является необходимым условием производственной деятельности человека, его социального бытия и его повседневной жизни. Вторая функция – общекультурная: это определение места и роли человека в структуре Вселенной. Астрономическая картина мира на протяжении тысячелетий была и есть неотъемлемой составной частью научной картины мира в целом; той ее частью, которая дает человеку представление о пространственно-временной структуре мира, в котором он живет и действует. Здесь следует подчеркнуть и то обстоятельство, что при всех своих тесных связях с физикой, астрономия является самостоятельной целостной наукой со своими специфическими объектом и методом исследования.

Да и вообще, что нужно доказывать, если мы первые создали космические корабли, первые преодолели земное притяжение! Мы первые покорили космос! Мы первые вышли в открытый космос! Именно наши ракеты "Протон" выводят спутники любых стран на орбиты! Россия готовит космонавтов любых стран! Космонавтика - одно из немногих направлений науки, где мы ещё сохраняем лидирующие позиции в мире.

И всё это потому, что астрономия, преподаваемая в школах, открывала детям прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из бывших школьников, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые конструкторы и космонавты! Учёные международного уровня! И очень обидно, что именно теперь, когда весь остальной цивилизованный мир увлекся астрономией, мы - перестали преподавать её в школе.

Хотя,следуя логике наших правителей, зачем нашим детям знать законы мироздания, иметь научное представление о мире? Достаточно им компьютерных игр-стрелялок на тему "звёздных войн", фантастических фильмов о пришельцах типа "Скайлайна" да курса закона божьего... Да "Фабрик звёзд"... В итоге сейчас мало кто из современной молодёжи может ответить на простейшие вопросы: кто такой Циолковский, чем отличаются планеты от звёзд и почему случаются солнечные затмения...

В 2009г. мир отметил 400-летие наблюдения звездного неба с помощью телескопов. В 1609г. Галилео Галилей направил, созданный им телескоп, в сторону Луны, Солнца, звезд и планет и обнаружил, что на Луне есть горы, а на Солнце пятна, что у Юпитера есть спутники, у Сатурна кольца, а Млечный путь состоит из звезд. В настоящий момент астрономия переживает еще одну революцию. Сегодня это одна из наиболее бурно развивающихся наук, где открытия следуют один за другим. В России со времен Петра I астрономия была обязательным предметом в школах и училищах. В начале XX века именно интерес к астрономии привел Фридриха Цандера к конструированию межпланетного реактивного самолета. В 60-ые гг. XX века невозможно было себе представить, что астрономия будет изгнана из программы среднего образования. Тогда космические аппараты, созданные нашими учеными, открывали для всего человечества новые знания о Луне, Венере, Марсе. Сегодня, увы, фундаментальными космическими исследованиями занимаются другие страны: Европа, США, Япония, Китай, Индия, а в России чиновники считают, что с нас хватит космического извоза за и космического туризма за бабки....

Генассамлея ООН в своей резолюции отмечала, что астрономия является одной из старейших фундаментальных наук, что она оказывает серьезнейшее влияние на развитие других наук, прикладные исследования, культуру, философию и т.д., что астрономия является совершенно необходимой наукой, которую следует изучать, начиная с детского возраста.

И сведение на нет изучения астрономии в российских школах идет параллельно с уходом России из области фундаментальных наук и из таких областей высоких технологий, как космос. На словах власти ратуют за инновационное развитие России, а на деле занимаются разрушением фундаментального образования, убирая из школ и вузов астрономию и заменяя теорию эволюции бредовыми мифами о семи днях творения. Особо знаково, что это происходит именно сейчас, в годы грандиозного научного прорыва в области астрономии и физики космоса ведущих стран мира...

Повлияет ли как-то количество отведенных на астрономию часов на качество преподавания, почему физик не подойдет для преподавания астрономии и насколько решение вернуть уроки астрономии в школу было продуманным?.

Сегодня министр образования и науки РФ Ольга Васильева о возвращении астрономии в среднюю школу. Убранный шесть лет назад предмет появится в программе уже с сентября. Однако пройдет это в «режиме экономии»: вести астрономию будут учителя физики, а дополнительных часов на нее не выделят.

«Напомню вам, что с этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного, астрономия читалась в курсе физики, у нас есть учебники, они были всегда в федеральном перечне, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс уже не в рамках предмета "Физика", а в рамках отдельно астрономии. Никаких часовых изменений не происходит», - отметила министр.

Ранее министерство разработало поправки в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования, в котором, в частности, было выдвинуто предложение ввести перечень требований к тому, чему должны научиться школьники на уроках астрономии. Так, на базовом уровне, согласно проекту, ученики должны вынести для себя понимание о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, знать основные астрономические термины. На углубленном уровне школьники должны понимать связь физических законов, открытых в земных условиях, и явлений во Вселенной.

сайт опросил астрономов, преподавателей физики и руководителей школ и узнал, что они думают об этой мере.

Георгий Арабули, учитель физики в Лицее «Вторая школа» (Москва):

«Когда отменяли уроки астрономии несколько лет назад, это было большой трагедией. Олимпиадное движение осталось, а предмета вроде бы и нет. И дети занимаются только в кружках, а на уроках астрономия только в нескольких уроках физики всплывала - в примерах. Потому новость о ее возвращении - это хорошо.

Но тут есть подводные камни, потому что учитель физики должен преподавать. Это как МХК (мировую художественную культуру, - прим. сайт) преподавал учитель литературы, который в МХК не идеально разбирается. Астрономию должен преподавать астроном, а не физик. В моей школе есть астроном, есть кому поставить и вести. Но в большинстве школ с этим будут большие проблемы.

Да и идея взять часы из физики - это совсем печально. В советское время на физику выделялось четыре урока в неделю, и исходя из этого строилась программа. Сейчас программа осталась той же, но время сокращено до двух часов в неделю. Отнимать часы у физики уже некуда».

Олег Угольников, старший научный сотрудник Института космических исследований РАН, заместитель председателя Центральной предметно-методической комиссии по астрономии Всероссийской олимпиады школьников:

«К сожалению, я никак в процессе возвращения астрономии в школу не участвовал. Не уверен, что принятая схема будет жизнеспособна. На наш взгляд, астрономию нужно было ввести отдельным курсом на год и не позже, чем в 7-8 классе. А его возвращают в качестве приложения к физике в 11-м, абсолютно в том же виде, что и в последние годы Советского Союза. И все проблемы повторятся. Учителя будут использовать этот час для дополнительных занятий по физике, и дети будут с ними полностью согласны, потому что проблемы перед ними стоят совершенно другие».

Евгений Ямбург, директор Центра образования № 109 (Москва):

«Лично я не вижу тут никакой угрозы или опасности, нормальная мера. А что касается того, что преподаватели считают ее половинчатой, что часов на астрономию выделено недостаточно… Каждый предметник - это такой туннельщик, если использовать метафору. Дайте мне триста часов на историю! Триста часов на физику! Я вам больше скажу: у меня целое подразделение - дети, которые лечатся, с онкологией, с почками на гемодиализе. Там очень жесткий медицинский протокол, их нельзя перегружать. Тем не менее они успешно сдают ГИА, ЕГЭ, поступают в вузы. Значит, дело не в количестве часов, а в технологии преподавания.

Но при этом базовые представления об астрономии надо иметь. Иначе у нас, как по данным социологических исследований, чуть ли не 60% считает, что Солнце вращается вокруг Земли. Но есть общекультурные представления, а есть тонкости, которые нужны тем, кто решил связать свою судьбу с данной специальностью».

Сергей Попов, астрофизик, популяризатор науки, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга:

«Это слишком кавалерийский наскок на вопрос. Такая решительная мера, как введение общеобязательного предмета в школе, требует серьезной подготовки. В данном случае, как мне кажется, ее не было, решение выглядит непродуманным. Поэтому я думаю, что в подавляющем большинстве школ это будет профанацией. И еще: пока неизвестно, в каком классе будет астрономия, комментировать сложно. Но, если это будет в выпускном классе, я остаюсь противником такой меры».

Сергей Данилов, учитель физики и астрономии (Санкт-Петербург):

«Мне пока что не очень понятно, откуда возьмут часы и учителей. Говорят, что их переподготовят. Снова вопрос: кто именно. И еще один важный вопрос: учебник. Воронцов-Вельяминов? Так еще в наше время в нем больше сотни ошибок находили».

Среднее общее образование

Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (11)

Астрономия в школе: 5 актуальных вопросов

Недавняя новость о введении астрономии в число обязательных предметов школьной программы многих удивила. Мы попытались разобраться в ситуации и ответить на интересующие всех вопросы.

Когда астрономия станет обязательным предметом в школе?

Минобрнауки России вводит в число обязательных предметов образовательной программы среднего общего образования курс «Астрономия» с нового учебного года (2017/2018).

В своем выступлении на заседании Минобрнауки РФ 03.04.2017 г. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула: «Напомню вам, что с этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного - астрономия читалась в курсе физики, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс отдельно. Никаких часовых изменений не происходит» ().


Скачать бесплатно в.pdf

На сегодняшний день приняты основные нормативно-правовые документы, разосланы основные методические рекомендации, регламентирующие вопросы, связанные с изменением основной общеобразовательной программы. Это дает основание говорить о том, что должны быть привнесены изменения в основную образовательную программу на основе Приказа Минобрнауки.

Приказ был подписан и официально вступил в действие 7 июня 2017 года - приказ № 506 «О внесении изменения в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего полного общего образования, утвержденных приказом Минобрнауки России от 5 марта 2004 года №1089».

Приказ фактически говорит о том, что «Астрономия» вводится в ФГОС как обязательный предмет федерального компонента.

В связи с этим, последующие изменения вносятся в основное содержание:

  • Стандарт дополняется самостоятельным разделом по общей астрономии, базовый уровень;
  • не предполагается введение астрономии на профильном уровне;
  • представлен обязательный минимум содержания ООП, который должен быть включен в рабочую программу по предмету;
  • содержательные компоненты базового уровня по «Обществознанию» исключаются из ФГОС;
  • в рамках «Физики» остаются элементы содержания, связанные с астрономией;
  • в самом курсе «Астрономия» эти предметы, с одной стороны, дублируются, с другой стороны, они толкуются развернуто.

Приказ Минобрнауки РФ является базовым документом и основанием для внесения изменений в комплекс документов, которым руководствуется школа, реализуя ООП.

Рабочая программа по курсу «Астрономия»

Во-первых, учителю, необходимо разработать рабочую программу по курсу «Астрономия». Требования ничем не отличаются от стандартного набора требований.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Три основных элемента должно быть в программе:

  • содержание,
  • тематическое планирование
  • должны быть изложены элементы, связанные с образовательными результатами.

Интеграция рабочей программы в ООП

Вторым этапом работы является интеграция этой рабочей программы и внесение соответствующих изменений на основании разработанной рабочей программы в ООП в ОО.

Это основной документ, в котором описывается образовательная деятельность школы по ФГОС, составной ее частью являются:

  • рабочие программы по предметам,
  • учебный план.

Практические шаги реализации ОП

Третий этап идет после того, как проведены документальные изменения и внесены соответствующие изменения в ООП.

На третьем этапе речь должна идти о конкретных практических шагах, связанных с подготовкой условий реализации образовательной программы. Выделяют два уровня этих условий.

Информационно-методические условия

Эти условия связаны, прежде всего, с осознанием того факта, по каким учебно-методическим комплектам будет работать ОО, реализуя конкретную рабочую программу. Выбор учебно-методического комплекта сохраняется за школой. Учитель, ведущий предмет, имеет решающее слово, на какой учебно-методический комплект ему опираться.

В действующий Федеральный перечень учебников включены два основных учебника, которые могут быть использованы ОО для реализации этого курса:

  • учебник издательства «Дрофа»;
  • учебник издательства «Просвещение».

Кроме учебников, важно понять и отразить в рабочей программе, какие еще ресурсы будут использованы для реализации курса «Астрономия». Речь идет не только о бумажных учебниках, но и о многочисленных сетевых, электронных и цифровых ресурсах, которые в данном случае помогут разнообразить курс и наиболее адекватно отразить содержание рабочей программы в процессе ее реализации.

За счет чего должен быть введен курс в основную образовательную программу?

В школе есть два действующих Стандарта: 2004 и 2010 года. Структура Стандарта 2004 года говорит о том, что в этом Стандарте есть обязательные предметы федерального компонента и еще одна часть этого Стандарта 2004 года - это компонент образовательной организации. Если увеличивается внутри учебного плана федеральные компоненты и количество обязательных предметов, то, разумеется, она увеличивается за счет сокращения той части, которая называется частью образовательной организации. Поэтому это вопрос перераспределения из одной части учебного плана в другую. Это вопрос оставляется Минобрнауки РФ на усмотрение самой ОО. Изменения Стандарта 2010 года в него еще не вступили в силу, их еще нет, но здесь необходимое количество часов возможно взять за счет той части образовательной программы, которая идет по выбору, которая формируется за счет выбора других участников образовательного процесса, т.е. та часть, которая обеспечивала фактически профилизацию.

Структурное подразделение ОО: включение «Астрономии» в состав рабочей программы

Во многих городах, областных центрах, субъектах Федерации, во многих вузах есть и достаточно успешно действуют как в статусе структурных подразделений ОО, так и в качестве самостоятельных учреждений культуры или образования, например, планетарий. В этом случае никто не мешает учителю включить в структуру и состав рабочей программы на условиях сетевого взаимодействия использования планетария для объяснения тех или иных тем, связанных с той или иной проблематикой курса по «Астрономии». Такое использование налагает определенные дополнительные обязательства на организацию, которая должна будет заключить соответствующий договор или соглашение сетевого взаимодействие с этими организациями.

Кадровые условия реализации курса

Второй важный момент связан с кадровыми условиями. Решение руководителя, отвечающего за реализацию ООП, лежит в сфере ответственности директора образовательной организации, которая производит распределение нагрузки и утверждает тарификацию и т.д.

Важным моментом является то, что отдельной специальности, связанной с астрономией, нет. Поэтому в большинстве случаев выбор происходит между тем или иным учителем-предметником, у которого есть свой основной базовый курс. В этом случае есть необходимость повышения квалификации соответствующего специалиста в тех структурах, которые имеют лицензию и разработанную дополнительную профессиональную образовательную программу, связанную с повышением квалификации по астрономии.

Содержательные изменения курса «Астрономия»

С одной стороны, тематика была включена в курс физики и не оставалась за пределами, с другой стороны, здесь есть существенное отличие.

Рассмотрим содержание, которое было зафиксировано в базовом и в профильном уровне преподавания предмета «Физика» в части именно астрономической тематики.

В разделе «Механика» была формулировка, связанная с использованием законов механики для объяснения движений небесных тел и для развития космических исследований. В разделе «Квантовая физика, элементы астрофизики» содержались такие компоненты как ознакомление с солнечной системой, звездами, источниками их энергиями, современными представлениями о происхождении, эволюции солнца и звезд, пространственные масштабы наблюдаемой вселенной и применимость законов физики для объяснения природы космических явлений. Завершала базовую часть астрономической проблематики тема, связанная с наблюдением и описанием движения природных тел. Это было все, что должен был учитель физики рассказать по астрономии на базовом уровне.

Основные разделы нового курса

Разработчики данного федерального компонента стандарта по астрономии выполнили еще одну задачу, которая была сформулирована Министерством. А именно - уточнить содержание и детализировать содержание по данному предмету.

Астрономия введена и останется преподавание ее на базовом уровне.

Первый раздел посвящен культурологическим и историческим вопросам. В нем рассматриваются вопросы:

  • о роли астрономии в развитии цивилизации, эволюции взглядов человека на вселенную, в т.ч. связанной с геоцентрической, гелиоцентрической системой, особенности методов познания в астрономии,
  • практические применения астрономических исследований и т.д.

Новые компоненты, которые открывают большой простор для межпредметных связей и для формирования личностных результатов в части, патриотического воспитания:

  • развитие отечественной космонавтики,
  • речь идет о создании отечественной науки, отечественной прикладной технологии спутников Земли,
  • современные достижения мировой космонавтики в целом.
  • интеграция усилий, которые прикладывает Россия и все страны в исследовании космоса с использованием искусственных летательных аппаратов.

Остальные темы, которые раскрываются в курсе:

  • основы практической астрономии
  • законы движения небесных тел,
  • солнечная система,
  • методы астрономических исследований
  • законами движения небесных тел, солнечной системы
  • методы астрономических исследований.

Сквозная трактовка и точно развёрнутая тематика, представленная в обязательном минимуме содержания, позволяет выстроить курс системно, позволяет не упустить ни одну из значимых с точки зрения современной астрономии тематик, и имеет свою внутреннюю логику, есть возможность провести межпредметные параллели и выйти на метапредметные результаты, что является требованием нового стандарта.

Контроль достижения образовательных результатов по астрономии

Предмет рассчитан на 35 часов, но стоит обратить внимание на то, что школа принимает решение о том, в какую часть учебного плана должен быть интегрировать этот курс. Интенсивность подачи курса:

  • по одному часу в неделю в течение полугодия, двух четвертей,
  • по одному часу в две недели в течение 10 или 11 класса.

Все решения о введение курса, о том, с какой интенсивностью он будет подаваться, принимает образовательная организация.

Объем изучения Астрономии меньше 64 часов за 2 года, однако Астрономия входит в число обязательных предметов, поэтому ставить по ней итоговую оценку в аттестат нужно.

Итоговый контроль

Всероссийские проверочные работы будут не ранее 2020 года. Из федерального компонента, минимального содержания курса физики, темы астрономические 506-м приказом не убираются. Они убираются только из «Естествознания». Если ребенок выбирает для сдачи в рамках ЕГЭ физику, там, внутри физики, в контрольно-измерительных материалах, есть типы заданий, связанных с содержанием по астрономии. Насколько сегодня нам известно, нормативных оснований считать, что из физики исчезли астрономические темы, нет. Что касается ближайших двух лет, итоговый контроль в виде ЕГЭ для тех, кто выбирает физику в качестве предмета по выбору, он с ним столкнется.

Повышение квалификации кадров

Специфика целей и содержание курса ближе всего относится к предметным компетенциям именно учителей физики. Кроме того, в компетенциях у него зафиксировано формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии, космонавтики. Это не означает, что для других специальностей это возможность преподавания астрономии перекрыта.

Если внутри ОО нет сильного физика, но есть сильный географ, никто не мешает принять решение, что именно учитель географии после соответствующего повышения квалификации сможет взять на себя вопросы преподавания курса астрономии.

Для того, чтобы считать полноценными и состоятельными предложения повышения квалификации, для учителя физики должно быть не менее 36 часов, для учителей естественнонаучного цикла (учителя географии, математики, например) не менее 72 часов).

Должен ли учитель физики проходить курсы переподготовки на учителя астрономии?

В полномочии директора школы - определять квалификационный уровень преподавателя, которому поручается ведение предмета. Сказать, что курсы повышения квалификации или переподготовка - это формальные основания, которые могут приниматься, а могут не приниматься в расчет директором школы. Директор школы берет ответственность за оценку профессионализма учителя на себя. Большинство директоров говорят, что не хотят брать на себя эту всю ответственность и посылают учителя на курсы. В этом случае директор приложит ко всем делам документ о том, что у него появляется формальное основание.

Юридически директор вполне может обойтись в своем решении и без дополнительных трат, связанных с повышением квалификации. Закон ему такое право предоставляет. В этом случае он попадает в ситуацию объяснений с контролирующими органами о том, насколько компетентны люди, которые ведут этот курс, и насколько это обеспечивает качество реализации курса.