Вопрос: Дозволено ли использовать сивак во время дневного поста в Рамадан? Можно ли проглотить слюну после его использования?

Ответ: Хвала Аллаху

Использование сивака является желательным в любое время: в пост и в обычный день, утром и вечером. Это подтверждается следующим:

Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы я не боялся, что это окажется тягостным для моей Уммы, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой». Аль-Бухари, 887.

Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сивак очищает рот и приятен Господу». Ан-Насаи, 5; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих ан-Насаи», 5.

Эти хадисы доказывают, что использование сивака является желательным в любое время, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не делал исключения для постящихся. В общий смысл этого хадиса включены и те, кто постятся, и те, кто не постятся.

Дозволено сглатывать слюну после использования сивака, но если из него вышли соки или какой-то привкус, то необходимо сплюнуть это, а затем сглатывать слюну. Это подобно тому, как постящийся во время омовения сплевывает воду, а затем сглатывает слюну, и ему не нужно сушить рот после полоскания.

Сказал ан-Навави в «Аль-Маджму», (6/327): «Аль-Мутавалли и другие сказали: «Когда постящийся полощет рот, он должен сплевывать воду; ему не нужно сушить рот тканью или чем-то подобным. Среди ученых нет разногласий в этом вопросе».

Аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) писал в главе «Использование свежего или сухого сивака постящимся»: передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы я не боялся, что это окажется тягостным для моей Уммы, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой». Аль-Бухари сказал: «Нет разницы между постящимся и не постящимся. Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сивак очищает рот и приятен Господу». ‘Ата и Кутада сказали: «Он может сглатывать слюну».

Аль-Хафиз сказал в «Аль-Фатх»: «Давая такое название главе, он опровергает тех, кто считает использование сивака во время поста нежелательным. Это было до того, как Ибн Сирин сравнил использование свежего сивака с полосканием рта во время омовения.

Слова «нет разницы между постящимся и не постящимся» также подразумевают, что нет разницы между свежим и сухим сиваком. Все, что передано в этой главе, соответствует ее названию. В хадисе от Абу Хурайры подводится итого: «Если бы я не боялся, что это окажется тягостным для моей Уммы, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой». Это означает, что дозволено использовать сивак в любое время и при любых обстоятельствах.

‘Ата и Кутада сказали: «Он может сглатывать слюну». Этот комментарий соответствует названию главы в том смысле, что самое большее, чего можно опасаться при использовании влажного сивака – это выделение из него соков или привкуса, которые могут попасть в рот. Это подобно воде для полоскания рта; если человек сплюнет ее, то уже не важно, будет ли он сглатывать слюну».

Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Правильно мнение состоит в том, что использование сивака утром и вечером во время поста является Сунной». См. «Фатава Аркан аль-Ислам», стр. 468.

Использование сивака это Сунна для того, кто постится в любое время дня, даже если он свежий. Если постящийся использует сивак и обнаруживает или привкус горечи от него или другой привкус, и проглатывает это, или если он вынимает сивак изо рта и видит слюну на нём, затем кладёт его обратно в рот и проглатывает слюну, это не нарушает его пост. (Аль-Фатава ас-Са’дийа, 245). Он должен избегать те виды сиваков, которые содержат в себе растворимые вещества, такой как зелёный сивак, или сивак, с вкусовыми добавками, как лимон или мята. Он должен выплёвывать самый маленький кусочек, который отделился от сивака в его рту; он не должен проглатывать его намеренно, но если проглотит его случайно, нет вреда в этом. См. «

1. Нарушает ли пост рвота?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини по поводу этого вопроса в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет так: «Преднамеренно вызванная рвота пост нарушает, а рвота, выходящая непроизвольно, не нарушает». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Ибн Хаббаном, говорится:

«Тому, у кого рвота появилась непроизвольно, этот пост возмещать не нужно (т. е. пост не нарушается). А если кто-то преднамеренно вызвал рвоту, то пусть возместит этот пост » (см. Сунану Аби Давуд, 2/283).

مَنْ ذَرَعَهُ الْقَيْءُ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ ، وَإِنْ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ

От преднамеренно вызванной рвоты пост нарушается её выходом, даже если обратно не проглотить. А при рвоте, которая появилась сама, непроизвольно, необходимо быть осторожным и стараться не глотнуть из вырванного что-либо обратно» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 128–129, издательство «Даруль Файха»).

2. Нарушается ли пост от уколов?

Нет, от уколов пост не нарушается. Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет: «Для того, чтобы вещество, проникающее внутрь, нарушало пост, необходимо, чтобы оно проникало через внешние отверстия (ухо, нос, рот и т. д.). Поэтому если масло впитается в тело человека через кожные поры, пост не нарушается» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 173, издательство «Даруль Файха»).

3. Можно ли во время поста глотать слюну?

В книге «Мугниль Мухтадж» есть следующее шариатское заключение относительно поста: «Проглоченная слюна пост не нарушает, если её проглотили с полости рта. Если же слюна вышла с полости рта наружу, к примеру на губу, то её глотать нельзя, так как после того, как слюна вышла с полости рта, она стала чужеродным веществом, нарушающим пост (если слюна будет на высунутом языке, то её проглатывание не нарушает пост, так как язык, даже если его высунули изо рта, считается полостью рта). Так же, если намочить нить своей слюной и вернуть её в рот, то проглоченная от этой нити слюна нарушает пост. Нарушает пост и слюна, смешанная с другим веществом, будь это вещество чистым (к примеру, цвет слюны изменился от покрашенной нити) или наджасом (к примеру, цвет слюны изменился от крови с дёсен)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 174–175, издательство «Даруль Файха»).

4. Портится ли пост, если покушать по забывчивости?

В книге «Мугниль Мухтадж» говорится: «Пост не нарушается, если покушать по забывчивости». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Бухари и Муслимом, говорится:

«Тот, кто забыв о том, что он держит пост, покушает или выпьет, то пусть продолжает поститься. Поистине его накормил и напоил Всевышний Аллах » (см. «Сахихуль Бухари», № 1831, «Сахихуль Муслим», № 2716).

مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ

В сборнике хадисов Ибн Хаббана говорится: «[и за то, что он покушал по забывчивости] на него не возлагается возмещение этого поста и выплачивание штрафа» (см. «Сахиху Ибни Хаббан», № 3512).

ولا قضاء عليه ولا كفارة

(см. Мугниль Мухтадж, 2-й том, стр. 177–178, издательство «Даруль Файха»).

5. Можно ли беременной и кормящей грудью матери держать пост?

В книге «Фатхуль Аллям» говорится: «Держать пост беременной и кормящей грудью матери можно, и их пост будет считаться действительным. Но они имеют право не поститься, если боятся за своё здоровье или здоровье ребёнка (или зародыша), но потом обязаны этот пост возместить. И ещё: если мать не держала пост, боясь за ребёнка, а не за себя, то, помимо возмещения, необходимо выплатить каффарат (штраф) в размере одного мудда» (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 63, издательство «Дару Ибни Хазм»).

6. Я занимаюсь продажей шаурмы на территории, где большая часть населения неверующие. В месяц Рамазан я не могу продавать её мусульманину, а неверующему можно?

Даже если неверующие и не признают нашего Пророка (мир ему и благословение), всё же законы Шариата распространены и на них. И даже если на этом свете с них нет спроса за неисполнение решений Шариата, то на том свете они будут спрошены. Поэтому запрещено (харам) помогать неверующему в тех делах, которые не позволительно делать нам сами – верующим, к примеру, давать им кушать и пить в светлое время суток во время поста (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 9, издательство «Дару Ибни Хазм»).

7. На кого возложен пост в месяц Рамазан?

Учёный-богослов Мухаммад Тахир аль-Крахи в своей книге «Шархуль Мафруз» приводит следующие условия, наличие которых делает обязательным пост в месяц Рамазан:

1. Быть мусульманином. Неверующего не обязуют на этом свете поститься, но ему будет наказание за его оставление на том свете, так как законы Шариата распространяются и на неверующих.

2. Совершеннолетие и разум.

3. Наличие силы держать пост.

4. Чистота от менструации и послеродовых выделений.

5. Не быть в пути, при котором дозволяется сокращать намазы. Если человек находится в пути, при котором дозволяется сокращать намазы, то он может не держать пост, но потом обязан их возместить. Но, если человек отправился в путь постясь, то ему не позволительно отпускать уразу, этот день он должен продержать пост до конца.

(см. «Шархуль Мафруз», стр. 603–604, издательство «Даруль Марифати»)

8. Если на сухур (предрассветная еда) покушать мясное блюдо и в зубах останутся остатки, то портится ли пост, если в течение светового дня они останутся в зубах, и через них будет проходить слюна, которую я глотаю?

В книге «Ианату Талибин» по поводу этого вопроса есть следующее пояснение: «Если останется пища между зубами и через неё сама по себе проходит слюна, то глотание этой слюны пост не нарушает (если человек не глотает её, помня о посте; иначе пост нарушается), если сложно вывести эти остатки и выплюнуть. Но во избежание этого желательно перед рассветом тщательно почистить зубы, чтобы не подвергать пост риску нарушения. Что же касается того, когда человек может отделить остатки пищи и выплюнуть, или глотает слюну, прошедшую через остатки пищи в зубах (и пищу он не может вывести из зубов), помня о посте, то пост нарушается » (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 451–452, издательство «Даруль Файха»).

9. Слышал, что если пропущенные в месяц Рамазан посты не возместить до наступления следующего, то помимо возмещения необходимо выплатить штраф за откладывание. Так ли это?

Да, это так, за каждый не возмещённый пост месяца Рамазан с прохождением года возлагается штраф в размере одного мудда (мудд – это мера измерения сыпучих тел, равная 675 граммам) за каждый день поста. И этот штраф увеличивается по прохождении каждого года, пока не возместят пост. Но штраф налагается в том случае, когда в течение года была возможность возместить пост и не возместили. Если же возможность для возмещения не имелась (к примеру, человек весь год болел, находился в пути, мать кормила грудью ребёнка), то штраф за откладывание возмещения не налагается, необходимо просто возместить пост. Если человек отложил возмещение Рамазана, имея возможность его возместить до наступления следующего Рамазана, и умер, то за каждый пропущенный день выплачивают два мудда штрафа – один мудд за пропуск дня поста, другой – за откладывание. Если же за умершего пропущенные посты месяца Рамазан держал его родственник или тот, кому разрешили родственники, то необходимо выплатить один мудд – мудд за откладывание возмещения (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 468–470, издательство «Даруль Файха»).

10. Что делать моему отцу. Он уже стар, и не в состоянии поститься?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» отвечает на этот вопрос следующим образом: «Люди, которые не могут поститься из-за своей старости, обязаны за каждый день поста месяца Рамазан выплачивать мудд. Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл):

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

В этом аяте, перед словосочетанием «имеют возможность» предполагается частица «ля», что придаёт предложению смысл отрицания и поэтому смысл этого аята следующий:

«И те, которые не могут поститься (из-за старости), должны выплачивать штраф мискинам (нуждающимся) » (сура «Аль-Бакара», аят 184)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 206, издательство «Даруль Файха»).



  • Что об этом нужно знать
  • Несколько важных моментов
  • Что говорят ученые

Что об этом нужно знать

По правилам Ураза-Байрам мусульмане не должны в дневное время употреблять еду и пить воду. Считается, что если в этот период хоть что-то попадет в желудок, то будет нарушено священное таинство.

Это серьезное испытание для каждого человека. Но со временем люди привыкают и без особого труда дожидаются вечера, чтобы поесть. К тому же, в правилах всегда есть небольшое послабление и это касается того, можно ли глотать слюну во время поста Рамадан в 2019 году.




Выделение слюны – это естественный процесс в организме, на который люди никак не могут повлиять. Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы ее проглотить. В этой ситуации верующий должен продолжить держать пост и молиться 5 раз в день.

Обратите внимание!
Нет необходимости в том, чтобы выплевывать секрет. Более того, такое поведение может вызвать недовольство других людей и репутация человека будет испорчена.

Несколько важных моментов

За все века, на протяжении которых существует Рамадан, многие задавались вопросом, почему нельзя глотать слюну во время поста. Этот запрет касается не всех жизненных ситуаций и его нельзя назвать строгим.




Нарушение правил поста происходит только в том случае, если верующий проглотил слюну с изменившимся вкусом. Такое бывает утром, когда человек только проснулся.

В таком случае мусульманину необходимо:

Пойти в ванную перед утренним азаном;
тщательно прополоскать рот обычной водой, пока привкус не исчезнет;
стараться, чтобы даже капля не попала в желудок, ведь на это тоже стоит запрет.

Важно!
Полоскать ротовую полость стоит каждый раз, когда появляется неприятный привкус. Также это повод проконсультироваться с лечащим врачом (желательно тем, который держит пост).




После всех проделанных манипуляций глотать слюну во время поста Рамадан не запрещается. Так как человек не может контролировать этот естественный процесс в организме.

Что говорят ученые

Не только имамы изучают религию, читают священные писания и доносят волю Аллаха людям. Многие ученые и врачи интересуются тем, а можно ли глотать слюну во время поста Рамадан.




И интересный факт в том, что по Ханафитскому мазхабу проглатывание секрета не наказуемо, но и разрешения на это нет. Так что истинным верующим, которые хотят сделать все правильно и имеют такую возможность по медицинским показаниям, лучше избавляться от выделений во рту, а не «скапливать их в желудке».

Важно!
Ученые, в то же время, пришли к выводу, что правила поста нарушаются, если человек проглотил жидкость или пищу, когда имел возможность этого избежать. Но когда слюна проглатывается неосознанно, то такие случаи не берутся во внимание.




Поэтому каждый мусульманин может сам для себя решать – глотать слюну в священный месяц Рамадан или нет. Главное, чтобы она была безвкусная и не сплевывалась во время молитвы.



Многие постящиеся задаются вопросом, можно ли глотать слюну во время поста Рамадан. Вопрос логичный, поскольку слюну можно считать жидкостью, а ее глотание – употреблением воды. Ответ на этот вопрос можно найти как в религиозных книгах, так и в изречениях многих ученых-мусульман.

  • Исключения: слюна с примесью
  • Глотание слюны после поцелуя

Общие положения относительно глотания слюны

Глотать слюну во время поста Рамадан можно. Обоснование этому можно найти в Сура Аль-Маида, 5:6.



Важно!
«Аллах не хочет создавать для вас трудности». Принимая во внимание это изречение и то, что постоянно выплевывать слюну сложно, ее глотание не находится под запретом.

Разрешение обосновывается следующим образом. Слюна – это жидкость, которая вырабатывается самим организмом. Защититься от ее появления нельзя, как, например, с водой, просто закрыв рот. Что бы мусульманин ни предпринимал, слюнные железы продолжат работу. Постоянно следить за накапливанием этой жидкости и вовремя сплевывать очень сложно, зачастую человек просто непроизвольно глотает естественное содержимое рта.




Еще одна причина, почему слюна не попадает в категорию инородных жидкостей – это то, что она все время остается во рту или на языке мусульманина. И ротовая полость, и язык являются внутренними частями организма, поэтому с них проглатывать слюну можно. А вот если мусульманин случайно передвинет слюну ко рту, она попадет на губы, а потом будет слизана обратно, это уже можно считать за нарушение.


Губы – наружная часть тела, и слюна, взятая с них, уже считается инородной. Однако если рассматривать вопрос, можно ли глотать слюну во время поста Рамадан по ханафитскому мазхабу, слизывание слюны не запрещено. Мусульмане в вопросах поста предпочитают верить именно ханафитскому мазхабу.




Что касается взятия слюны с рук, с нити, которая была облизана – это запрещено. Такие действия идут вразрез с правилами, ведь и руки, и нить являются внешними факторами.

Исключения: слюна с примесью

Несмотря на то, что пост не призван создать верующим неудобства, существуют несколько причин, почему нельзя глотать слюну во время поста Рамадан. В священных писаниях говорится, что мусульманин не должен глотать слюну, если в ней есть какие-либо примеси. В качестве примеси может выступать, к примеру, краска от нити, которую увлажнили языком перед началом шитья, кровь. Примесью считается все то, что меняет цвет слюны. На запах обращать внимание не стоит.



Обратите внимание!
Если слюна окрасилась кровью, лучше всего будет выплюнуть ее, чтобы не нарушать вышеизложенное правило.

Однако если мусульманин случайно нарушит эту рекомендацию, не следует корить себя. Несознательное нарушение за нарушение не считается. К тому же, если у человека часто кровоточат десны, постоянно сплевывать ему неудобно, а это еще одна причина, почему в некоторых случаях все же можно проглотить слюну.

Не следует считать за примесь пыль, которая поднялась с дороги, пола или другой поверхности. Человеку очень сложно защититься от налетевшей пыли и так же сложно удалить ее изо рта. Поэтому, если в рот попали частицы сухой пыли, можно не беспокоиться и сглатывать. То же касается мелких насекомых: полностью оградить себя от их случайного проглатывания нельзя, поэтому подобное не запрещено.




Поэтому можно проглотить:

Комара;
мошку;
муху.

Отдельно следует рассмотреть нанесение косметических препаратов.

Факт!
Косметика для лица или специальные масла для бороды, которые случайно попали на губы, а затем и в рот не влияют на глотание слюны.

Даже если слюна окрасилась в цвет косметического средства или приобрела его вкус, позволяется глотать. Обосновывается это тем, что человек не заносил вещество в рот намеренно, и никак не мог предотвратить его попадание.



Глотание слюны после полоскания рта

Во время поста не запрещено полоскать рот. Однако встает сразу два вопроса: можно ли глотать остатки влаги, которые сохраняются в ротовой полости даже после сплевывания жидкости, и можно ли глотать слюну? При попадании в рот жидкости слюнные железы начинают работать активнее, и накапливается довольно много этого естественного секрета. Кроме того, слюнная жидкость, можно сказать, оказывается с примесью – примесью воды.


Согласно самым верным источникам, глотание слюны после полоскания рта не запрещено. Жидкость необходимо сплюнуть, но, конечно же, во рту и на щеках останутся капли влаги. Избавиться от них очень сложно, как и от слюны, поэтому полностью разрешено проглатывание.



Глотание слюны после поцелуя

Рассматривая вопрос, можно ли глотать слюну во время поста Рамадан 2019, нельзя забывать и о поцелуях. Поцелуй может совершаться с проникновением языка в ротовую полость партнера, а это неизбежно приводит к передаче секрета слюнных желез. Получается, что слюна жены – это инородное вещество.

Действительно, слюну партнера, как чужеродное вещество, глотать не стоит. Лучше сплюнуть ее, чтобы предотвратить проглатывание, по крайней мере, большей части жидкости.

Совет!
Чтобы в дальнейшем не затрудняться с решением этого вопроса, лучше и вовсе не целоваться с проникновением языка.




Простые поцелуи разрешены, если они в конечном итоге не приведут к совокуплению.

Не следует слишком сильно нервничать из-за поста. Если нарушить одно из правил несознательно, например, рефлекторно проглотить слюну с примесью крови, ничего страшного не случится. Достаточно выучить основные правила.

Для того, чтобы глотание слюны не нарушило пост нужно соблюдать три условия.

1. Проглатывание слюны ещё со рта.

Если слюна покидала рот (к примеру, вывел слюну на губы) и затем была проглочена, пост нарушается, если даже была возвращена, касаясь губ. Если слюной намочить нитку или сивак , и затем эту влагу, которая имеется на ней, проглотить, пост нарушается, а если не было мокроты, которая не может отделиться, пост не нарушается.

Те, кто занят шитьём или пользуется сиваком , должны быть очень осторожны в этих случаях.

От проглатывания слюны, собравшейся во рту, пост не нарушается. Если человек соберёт во рту слюну и затем проглотит её, то, по достоверному слову, пост не нарушается, но есть и те, которые утверждают о нарушении.

2. Слюна должна быть чистой.

От проглоченной нечистой слюны пост нарушается , если даже в слюне будет кровь, выделяющаяся из десен.

Рамали в «Нихаяте» пишет: «Если у человека большинство времени или всё время дёсны кровоточат, то поскольку ему трудно уберечься от крови, делается снисхождение. Ему достаточно выплюнуть слюну».

3. Слюна не должна быть смешана с чем-либо

От глотания слюны, с которой что-то смешано, пост нарушается. К примеру, если проглотить слюну с изменившимся цветом от того, что вы намочили крашеную нитку, или от намоченного водой сивака проглотить воду со слюной, пост нарушается. Не вредит слюна, проглоченная после полоскания рта, т. к. трудно от неё защититься.

Тот, кто без цели набрал в рот воды , затем позабыл о посте и проглотил, его пост не нарушается. Если вода проникнет внутрь от того, что в воде постящийся открыл рот, пост нарушается.

Если постящемуся в рот попадет муха, комар или дорожная пыль и он это проглотит, пост его не нарушается, если даже у него была возможность закрыть рот и уберечься от этого. Это потому, что трудно постоянно от них защититься.

Более того, если эти предметы попадут внутрь от того, что мы будем держать рот открытым, пост наш не нарушается. Но если мы при открытии рта что-то добровольно втянем внутрь, от этого пост нарушается. Если нарочно держать рот открытым и этим пустить в рот пыль, нужно промыть рот, также нужно промывать рот, если мы, имея возможность защититься от пыли, но не сделав этого, набрали грязную пыль.

Фото: shutterstock.com

О глотании слюны во время поста в Рамадан

Дуа перед началом Рамадана

Дуа в ночь Ляйлят-уль-Кадр

5 шагов к Рамадану

Можно ли совершить таравихи, если есть пропущенные намазы-фарз?

5 наград за пост

Топ 5 – фрукты против жажды в Рамадан

Закят уль фитр – закят в Рамадан