Несколько лет назад на форуме ассоциации экстремального туризма Сарма обсуждали, возможно ли пройти к монастырю Каранталь или же это совсем дохлый номер, учитывая, где расположена сия достопримечательность. Тогда же там пришли к выводу, что соваться своим ходом туда не стоит, и попадание туда до попадания в руки палестинской полиции, израильской армии или террористов маловероятно. На том история с Каранталем заглохла. В принципе, единственным полулегальным способом посещения монастыря для израильтян на сегодняшний день является примыкание к группе православных паломников. Но эту группу вначале нужно найти, потом прикинуться паломником, а потом проскочить вместе с огромной толпой в автобусе через все КПП. Способ не самый приятный, да и не очень интересный.

А посему я, isr_max , который вообще ничего не боится, а также raul22 , который уже просто привык, пошли иным путем (то есть своими ногами) и не только успешно попали в монастырь, но еще и с миром вернулись домой. Всего Большое иерихонское путешествие заняло два дня и потребовало небольшой предварительной подготовки, длившейся несколько недель.
NB: монастырь Каранталь расположен, фактически, в Иерихоне, который в настоящее время полностью находится под палестинским протекторатом. Доступ израильтянам на территории класса А запрещен и карается как штрафом, так и уголовной ответственностью.





Монастырь Искушения или монастырь Каранталь (греч. ????????? ??? ?????????; араб. ??? ?????????, Deir al-Quruntal) - православный греческий мужской монастырь, расположеный на северо-западной окраине Иерихона. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом. Поскольку искушал дьявол его 40 дней - согласно Новому завету, Иисус молился в пещерах этой горы 40 дней и 40 ночей, - то и гора получила соответствующие числительное название - Сорокадневная гора.
Над монастырем расположены развалины хасмонейской крепости Док, чья правильная форма стен является прекрасным украшением горы, наряду с соседствующей на соседнем холме тренировочной израильско-палестинской военной базы.

Сам Каранталь был основан господином Харитоном Исповедником в 340 году, известным нам также по Суккийской Лавре в нахаль Ткоа и Фаранской Лавре около Эйн Прат. За период своей долгой истории монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался, в основном, на деньги Российской Империи.

Так, в середине 19 века архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Великой пост (православный монастырь в это время был разорен): "...они удаляются сюда из Иерусалима чрез неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…" . Брали ли монахи в то время с собой плеер и свечку, по примеру монаха Ефрема из Мар Сабы, Леонид не сообщил.


А вот еще несколько интересных цитат из Нового завета, связанных с пребыванием выдающейся личности Христа в пещерах горы Искушения.
"Здесь Ему явился дьявол-искуситель и потребовал, чтобы Он превратил камни в хлеб, на что получил ответ: "Не хлебом единым жив человек". Тогда дьявол перенес Его на крышу храма и потребовал броситься вниз, "ибо написано: "Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". Однако Иисус ответил: "...написано также: "не искушай Господа Бога твоего". Тогда дьявол вознес Его на самую высокую гору и посулил Ему все царства мира, если Иисус поклонится ему. Иисус сказал ему в ответ: "Отойди от меня, сатана".




Помимо древних икон и единственного монаха, заведующего монастырем, в Карантале две достопримечательности: камень, на котором сидел Иисус, когда его искушал дьявол, и алюминиевый чайник.

Если с камнем все понятно (похожий хранится, кстати, в церкви Всех наций в Иерусалиме, только на нем Иисус сидел во время последней молитвы в Гефсимании), то с чайником история более интересная. Вкратце, в центральном зале нижнего этажа монастыря есть небольшой колодец, откуда черпается вода, подводимая прямо из источника Элисея, бьющего в самом Иерихоне. Черпается вода, как вы уже догадались, тем самым чайником. Однако на этом история не заканчивается. Черпать воду имеет право только мужчина, женщине сие не позволяется, поэтому паломницы ищут какого-нибудь мужчину поблизости и просят его начерпать чайничком водички в бутылочку.

Поскольку монастрырь, фактически, представляет собой большую двухэтажную пещеру с комфортабельным балконом, его внутреннее убранство сформировано скальными стенами и копотью.


Помещение монастыря достаточно небольшое по сравнению с той же лаврой Георгия Хозевита, однако благодаря некой камерности, в Карантале масса деталей, деталюшечек и просто штуковин, которые интересно рассматривать. Ну и излюбленная монахами Иудейской пустыни истошно-голубая краска.





Ворота в Каранталь, как правило, закрыты и открывают их лишь после 10-минутного стучания медным кольцом о дверную плату. Обязанности администратора заведения исполняет вовсе даже не грек и при определенной настойчивости внутрь он вас пустит. За дверью начинаетсяя длинный узкий коридор - фактически, вы идете по карнизу горы, к которой были пристроены стены. Вдоль коридора расположен десяток келий и музей. Кельи комфортные, "с евроремонтом". Судя по всему, используют их для размещения высокопоставленных гостей монастыря. В день нашего посещения Каранталя они явно пустовали. Пройдя по коридору с "живой водо" и скамейками, вы попадаете непосредственно в пещеру, где и расположены святыни монастыря.



Около колодца с чайником есть лестница, ведущая на второй этаж. Собственно, там и расположен второй ништяк Каранталя - камень Искушения (см. фото выше).



Доска объявлений.

Космо.

Интересный элемент декора.


Единственной посетительницей в то раннее утро, в которое мы нарушили спокойствие иерихонской губернии, была эта милая женщина, которая все переживала, помогут ли ей набрать воду из источника в бутылку. Потом женщина впала в экстаз и просидела, не двигаясь, около часа.

Уже выходя из монастыря, нас настигло ужасное, а именно, туристическая группа из США. Буквально на лестнице состоялся чудесный диалог с запыхавшейся американкой:
- Скажите, это монастырь?
- Да.
- А он красивый?
- Очень.
- То есть стоит посмотреть?
- Конечно, стоит. Тем более, что вы уже в него пришли.
- Джон, иди скорее сюда, говорят, здесь есть, на что посмотреть, - уже обращаясь к еще больше запыхавшемуся после подъема мужу.


Как я и обещала, балкон с видом на тренировочную армейскую базу. С которой "все видят".



В направлении Иордана

Древний библейский регион с его историей, топонимикой, архитектурой, искусством, традициями привлекает внимание многих. Особенное отношение к нему у верующих: здесь начинает оживать Библия, и ветер пустынь стирает грани тысячелетий. Моя поездка, хотя и была запланирована, состоялась не сразу, но зато выпала на день рождения (как подарок свыше). Программа складывалась из возможностей и пожеланий, а одним из главных пожеланий было окунуться в воды Иордана. Место купания находится в семи километрах от города Иерихона. А сам город, как выяснилось, весьма интересен и любит русскую речь.

«Город пальм»

В 30 км от Иерусалима расположен Иерихон, упоминающийся в Библии также как «город пальм» и полностью оправдывающий это название и сегодня. Погруженное в Иудейскую пустыню поселение находится на 260 м ниже уровня моря, поэтому здесь значительно теплее, и губы сохнут от солнца. По мнению археологов, Иерихону 10 тысяч лет.

Иерихонские трубы

Первая возникающая с этой местностью ассоциация, конечно, «иерихонские трубы» — библейское повествование о взятии города евреями, пришедшими в Обетованную землю. Шесть раз в течение шести дней еврейское войско со своими священниками, трубящими в трубы, обходило город, и на седьмой раз в седьмой день стены обрушились (ср. Нав. 6, 1-20). Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города — и обрушившиеся стены, и остатки дворцов династии Хасмонеев и Ирода Великого.

Гора искушения

На северо-западной окраине Иерихона возвышается Гора искушения (Сорокадневная, или Каранталь). В ее верхней части устроен греческий монастырь, главной святыней которого является камень, на котором молился Иисус Христос во время сорокадневного поста, готовясь к Своему земному служению, и где Он был искушаем сатаной.

И сказал Ему диавол: Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня сатана; написано: Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив всё искушение, диавол отошёл от Него до времени (Лк. 4, 1-12).

Высота горы составляет 380 м. На разных уровнях видны многочисленные пещерки, свидетельствующие о жизни отшельников, подвизавшихся здесь с первых веков христианства. Подъём в гору занимает 20-30 минут по извилистой дороге, для желающих сократить дистанцию работает подъёмник. В монастыре можно подать записки о здравии и упокоении близких, имена должны быть написаны печатными буквами.

Подворье св. Иоанна Предтечи

В 1867 г. начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин), собиратель «Русской Палестины», 200-летие которого будет праздноваться в этом году, приобрел в Иерихоне участок с целью приема паломников, направлявшихся к Горе искушения и месту крещения Господня на реке Иордан. Вот как он описывает это место в дневнике: «Часа в три мы достигли своего Иерихонского приюта... Чисто, светло, уютно, просторно... При доме есть и большой сад с маслинными, лимонными, апельсиновыми, гранатовыми деревьями, даже бананами, не говорю уже об огромных смоковницах и даже развесистых ивах. Но что всего занимательнее, так это виноградные лозы баснословной величины».

Дом мытаря Закхея

Купленное место памятно в первую очередь тем, что здесь стоял дом покаявшегося мытаря Закхея, о котором в Евангелии говорится следующее: Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк.19,1-10).

Гробница Кириака Отшельника

В результате проведенных на этом участке раскопок были найдены колонны византийского храма VI в. и мозаичное надгробье преподобного Кириака. Для сохранения гробницы возвели часовню во имя пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

«Престол нашего храма стоит на могиле преподобного Кириака Отшельника — величайшего святого V века, — рассказывает старшая монахиня подворья Анна (Гармидер). — Полторы тысячи лет Господь хранит над его головой мозаику и надпись на греческом языке, что здесь находится могила пресвитера преподобного Кириака, «построившего сей храм». А другую мозаику мы обнаружили, когда сажали деревья. На старых картах это место было обозначено как Лавра Кирияка Отшельника».

Участок Закхея был возвращен президентом Палестинской национальной администрации Ясиром Арафатом Российскому государству в 2000 году. На тот момент в паломнической гостинице, принимавшей в XIX веке даже августейших паломников, были конюшни, а с пристроенного к часовне второго этажа на первый через дыру стекали грязные потоки прямо к гробнице. Бывший тогда начальником Русской духовной миссии митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий с помощниками привели участок в порядок. В часовне смогли возобновить богослужения и начать реставрацию гостиницы.

«Недавно были установлены новые ворота, сделаны мостовая вдоль фасада гостиницы и ограждение здания, о чем мы просто мечтали, — продолжает монахиня Анна. — В прежние времена торговцы развешивали свой товар прямо на наших стенах, окнах, днем приходилось свет включать. Окно нельзя было открыть, потому что с улицы человек мог протянуть руку и поздороваться с тобой. Ещё сделали ночную подсветку по фасаду, теперь здание гостиницы напоминает старую Москву».

В числе предстоящих работ — реставрация фресок часовни и нескольких отдельных построек подворья. «Там сводчатые потолки, маленькие закругленные окошки, на дереве железные декоративные элементы, очень красивые, они греют своей стариной», — уточняет матушка.

«Фреска преподобного Кириака в часовне слева над жертвенником и вся западная стена храма сильно подвержены грибку. Мы не можем реставрировать их, потому что пластами начинает все осыпаться, сначала надо делать гидроизоляцию», — поясняет она. Общая смета предстоящих работ составляет 80 тысяч долларов. «Нам надо сохранить этот участок и облаголепить его для паломников, среди которых может оказаться такой же Закхей, который из начальника Налоговой службы стал епископом Кесарии Палестинской, апостолом и впоследствии принял мученическую смерть за Христа», — добавляет монахиня Анна.

Музейно-парковый комплекс Российской Федерации

На центральной улице Иерихона, к которой прилегает ещё один русский — Иосафовский участок, приобретенный в 1883 г. Императорским православным палестинским обществом и возвращенный уже в наше время, в 1994 г., — по указу Д.А. Медведева (в бытность президентом России) был построен Музейно-парковый комплекс. На территории парка среди растений, упомянутых в Библии, продолжает плодоносить смоковница Закхея (гигантский фикус-сикомора). В музее представлены находки совместной российско-палестинской археологической экспедиции, датируемые I в. До н.э.- XVIII в. н.э. Среди них иудейские, византийские, римские, исламские монеты, посуда, предметы быта, церковная утварь, византийская мозаика VI века. На основе найденных артефактов археологи предположили, что на месте нынешней Иоасафии мог быть монастырь. Местные жители очень полюбили парк: молодожены приезжают сюда фотографироваться, а улицу назвали именем российского политика.

Монастырь Михаила Архангела

От Иерихона до реки Иордан расстояние семь километров. По пути — греческий монастырь Архангела Михаила, в котором в VI веке подвизался преподобный Зосима Палестинский. По традиции ближневосточных обителей, монахи на время Великого поста уходили из монастыря в пустыню или пещеры для большей аскетики и возвращались (иногда не все, кто-то погибал) за неделю до Пасхи, в Вербное воскресенье. Следуя этому правилу, монах Зосима ушёл в пустыню, где однажды повстречал преподобную Марию Египетскую, бывшую блудницу, силой своего покаяния достигшую святости и, собственно, рассказавшую ему свою историю.

Монастырь Герасима Иорданского

В Иорданской долине также находится монастырь преподобного Герасима Иорданского, основанный в V веке вокруг пещеры, где останавливалось Святое семейство, убегавшее в Египет. В нижнем храме-пещере сохранилась древняя фреска Иисуса Христа, Божией Матери и Иосифа Обручника. Среди учеников преподобного Герасима был Кириак Отшельник. Около 575 года эти места посетили византийские монахи Иоанн Мосх и Софроний Иерусалимский, записавшие истории многих монахов-пустынников, отшельников, мирян и объединившие затем их в колоритной книге «Луг духовный».

Современный вид обитель приобрела благодаря реконструкции в 1882-1885 годах, инициатором которой выступил всё тот же архимандрит Антонин (Капустин). Верхний храм украшает иконостас, подаренный Русской духовной миссией в 1884 году. Колонны и стены расписаны фресками, изображающими монахов-отшельников, которые подвизались в Иудейской пустыне, либо основателей монашеской жизни: преподобных Антония Великого, Евфимия Великого, Илариона Великого, Харитона Исповедника, Зосимы Палестинского, Марии Египетской, Георгия Хозевита и др.

Река Иордан

Вода в Иордане землистого цвета, по берегам — тростник. Омовение в ней для христиан подобно второму крещению — очищению от грехов тех, кто пришел с покаянием, к чему призывал на этих берегах две тысячи лет назад Иоанн Креститель. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3, 5-6). Здесь же крестился Господь Иисус Христос. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16-17). В XIX веке у русских богомольцев был обычай: в рубахах, в которых они окунались в Иордан, завещали их хоронить.

«Для успокоения приезжают в пустыню, приезжайте в Иерихон»

Каждодневную суету в современном Иерихоне останавливает громкий призыв муллы. «Но он и христианину напоминает о молитве», — считает монахиня Анна и приглашает приехать еще раз на Иоаннопредтеченское подворье отдохнуть, потрудиться, пройти по горным тропам, вновь окунуться в воды Иордана. «Для успокоения приезжают в пустыню, — вспоминает она слова знакомой флорентийской паломницы и повторяет: — Приезжайте в Иерихон».

Вконтакте

Искушение Христа - описанное в Новом Завете искушение дьяволом Иисуса Христа во время его 40-дневного поста в пустыне, куда он удалился после своего крещения.

В искушение Христа трактуется как одно из доказательств двух природ в Иисусе, а уязвление им дьявола - как пример должной борьбы с силами зла и результат благодатных плодов крещения.

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю.

Джеймс Тиссо — Искушение Иисуса в пустыне. Бруклинский музей

Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк.4:2).


Тогда приступил к Нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить Его на грех, как всякого человека.

Искушение Слова дьявола Ответы Христа
Голодом «…если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.» (Мф.4:3) «…написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.» (Мф.4:4)
Гордыней «…если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею.» (Мф.4:6) «…написано также: не искушай Господа Бога твоего.» (Мф.4:7)
Верой «…Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё.» (Лк.4:6-7) «…отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.» (Лк.4:8)

После третьего искушения, по словам евангелиста Матфея, «оставляет Его диавол, и сё, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф.4:11).


Церковное предание считает местом, где Иисус 40 дней провёл в посте и был искушаем дьяволом, гору недалеко от Иерихона.

Гора имеет высоту 380 м и именуется христианами горой Искушения или Сорокадневной горой и на её вершине располагается , где единственным насельником в настоящее время является греческий монах.


Монастырь основан в IV в., его внутренние помещения вырублены в скале, а в пещере, где по преданию жил Христос во время своего пребывания в пустыне, устроена часовня.

Церковное почитание

В память о сорокадневном посте Иисуса в пустыне в христианстве установлен ежегодный Великий пост, первая часть которого - четыредесятница, совершающаяся в подражание посту Христа.

В Католической церкви в первое воскресение Великого поста установлено воспоминание искушения Христа в пустыне.

В этот день на Литургии Слова в каждом из трёх годовых циклов читается евангельский рассказ об искушении Христа, а причастным песнопением выступают слова, сказанные Иисусом в ответ на первое искушение - «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Полезная информация

Гора Искушения
Сорокадневная гора
Гора Каранталь
араб. القرنطل
ивр. דיר אל-קרנטל
англ. Mount of Temptation, Mount Quarantania

Восхождение

Восхождение на гору Искушения занимает время. Паломники начинают свой путь от развалин древнего Иерихона и поднимаются на высоту 380 м. От Иерихонского холма к горе провели фуникулер.

Желающих посетить горный монастырь Каранталь стало намного больше. На фуникулере можно добраться до смотровой площадки, с которой открывается великолепный вид на Иерихон.

Многие христиане предпочитают пеший путь прогулке на фуникулере. Подъем дается нелегко.

Евангелие от Матфея

1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Их все я посетила (а некоторые даже неоднократно) благодаря трекам неутомимой seagull_gull , но еще три монастыря Иудейской пустыни оставались для меня недоступным - и один из них Каранталь.

Монастырь Каранталь, или же монастырь Искушения, это еще один греко-православный монастырь Иудейской пустыни, находящийся сегодня на территории Палестинской автономии. Именно поэтому доступ израильтянам в него по большому счету закрыт; кроме редких исключений. Одной из таких нечастых возможностей мы воспользовались в прошедшую субботу - и поехали с организованной экскурсией в знаменитый древний город Иерихон

В Иерихоне мы посетили несколько мест, и я обо всех постараюсь рассказать; но самое большое впечатление на меня произвел Каранталь. Мужской монастырь, нависший над пропастью, лепящийся к скале, как гнездо ласточки

Монастырь построен на горе, отождествляемой с местом искушения Христа дьяволом. В Библии рассказывается, как после своего крещения (произошедшего недалеко отсюда на реке Иордан, в ) Иисус удалился в пустыню, где держал сорокадневный пост

Есть интересная теория относительно того, почему Иисус выбрал именно эту гору - ведь рядом возвышается немало других. Объяснение базируется на том, что Иисус, древний акроним имени которого звучит как Ихтис (Иисус Христос Божий Сын Спаситель), то есть "рыба", не мог избрать иную гору, кроме Дагона - западно-семитского божества, чьем имя трактуется как "рыба" (даг) или как "злак" (даган).

Согласно Евангелию, Иисус в уединении молился и постился здесь, на горе, приготавливаясь к исполнению миссии, с которой был послан на землю. Все это время он был искушаем дьяволом, но держался и не прикасался к пище, и только по прошествии сорока дней "взалкал" - то есть проголодался. Тогда дьявол подступил к нему и стал соблазнять на грех, пытаясь воздействовать на человеческую сущность Иисуса.

Сначала он искушал его голодом: ""если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами". И ответил ему Иисус: "не от хлеба одного зависит жизнь человека, но от всякого слова, исходящего из уст Божиих".
И искушал его дьявол гордыней: повел в Иерусалим, поставил на крышу храма и сказал: "если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз (опасности для Тебя нет), потому что в Писании сказано: ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею".
Отвечал ему Иисус: "написано также: не искушай Господа Бога твоего".
И в третий раз подступил к нему дьявол и соблазнял его властью, пытаясь отвести от веры - он повел его на высокую гору, откуда показал ему все царства мира в их блеске и величии и сказал: "Все это дам Тебе, так как власть над ними предана мне; и я кому хочу, даю ее. И так, если Ты падши поклонишься мне, то все будет Твое".
И получил ответ: "отойди от Меня, сатана; ибо сказано в Писании: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи".
И отступил тогда дьявол, до времени , и явились ангелы, которые стали служить Иисусу.

Первая идентификация этой горы (называемой еще Сорокадневной) с местом описанных событий относится к 326 году, времени св. Елены, матери императора Константина. Кельи монахов-отшельников появились чуть позже, в 340 году, со времени Харитона Исповедника

Построенный в IV веке нашей эры, монастырь Каранталь, в отличии от той же Мар-Сабы, далеко не всегда был обитаем. Он был разрушен персами в 614 году и окончательно пришел в запустение после захвата Святой земли халифом Умаром ибн Хаттабом.
В 1099 году крестоносцы восстановили две церкви - одну на месте пещеры, где сидел Христос, вторую на вершине горы.

В 1874 г. Греческая Ортодоксальная церковь приобретает эти земли и в 1895 г. возобновляется традиция монашества на этом месте.
Сегодня единственным жителем монастыря является греческий монах.

В гору мы пошли пешком, хотя половину пути можно сократить, проехавшись по канатной дороге

Поднявшись, мы наткнулись на наглухо запертые ворота. Привратник-араб сказал, что монах не желает никого впускать вовнутрь; но после наших уговоров и убеждений, что мы постараемся как можно меньше его тревожить, нам открыли.

Узкий коридорчик повел нас вдоль скалы, которая нависала прямо над головой. Надо заметить, что все внутренние помещения монастыря вырублены в горе.

10, 11

(фото Любови Виленчик)
По всей длине стены были двери; все они были заперты

А потом мы подошли к довольно большому залу-пещере

в котором расселись и стали слушать гида

Я то слушала, то бродила с камерой, пытаясь улучить те редкие моменты, когда в узких коридорчиках не маячат ничьи спины

Прошла в ту дверь в конце коридора, и после поворота и нескольких ступенек попала на балкон. Оттуда весь Иерихон лежал почти как на ладони. Вот по этой дороге мы приехали; там, внизу, ждет нас наш крошечный автобус.

Внутри церковь Благовещения

Сбоку церквушки лесенка, поднявшись по которой, попадаешь в часовенку с той самой пещерой, где сидел Иисус во время молитв и поста. Престол церкви устроен над камнем, на котором, по преданию, он молился:

Когда церковь стала заполняться толпой паломников, я вышла. В углу скромно и незаметно сидел монах-насельник

А мы шли по узкому коридорчику назад, к выходу. Внезапно заметили нишу в скале, а внутри, в темной пещерке, что-то вроде мастерской, предназначения которой мы так и не поняли

Над головами вверх по горе, к верхним помещениям монастыря, взбирались лесенки

Я, кстати, заметила, что часть монастырской стены защищена так же, как в Мар-Сабе - свободно лежащими, ничем не скрепленными между собою камнями

Ну и - уже традиционно - я, на фоне смутно видного там Иерихона:) Я попала туда, куда хотела. Ура!

Говоря об Иерихоне, можно было бы начать с того, что это один из древнейших, если не самый древний, из непрерывно населенных городов мира (хотя Иисус Навин, овладев городом и разрушив его до основания, наложил проклятие на всякого, кто заново отстроит Иерихон).

Древнейшие археологические находки в Иерихоне относят к восьмому тысячелетию до Р.Х., он многократно упоминается в Библии, но для нас, христиан, наиболее важны события, происходившие в самом Иерихоне и вблизи него в период земной жизни Спасителя. Поэтому рассказ об Иерихоне я размещаю именно в этой части повествования о нашем паломничестве.

Но обо всем по порядку.

Иерихон в Ветхом Завете

В Библии Иерихон именуется также «городом пальм». Пальмы сохранились тут и в наши дни.

Город расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима. Крылатое выражение "труба иерихонская" связана с историей взятия Иерихона евреями под предводительством Иисуса Навина после исхода из Египта.

Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдет [в город, устремившись] каждый с своей стороны.
И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним. И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним. Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили трубами, и ковчег завета Господня шел за ними; вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом, во время шествия трубя трубами. Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до [того] дня, доколе я не скажу вам: "воскликните!" и тогда воскликните. Таким образом ковчег [завета] Господня пошел вокруг города и обошел однажды; и пришли в стан и ночевали в стане.
[На другой день] Иисус встал рано поутру, и священники понесли ковчег [завета] Господня; и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковчегом [завета] Господня и идучи трубили трубами. Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней.

В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город! город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали; но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан [сынов] Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды; и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню. Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город.
(Иис.Нав.6:1-19)

Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Здесь открыты мощная башня (8 м) эпохи докерамического неолита (8400—7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, связываемые с библейской историей о взятии города Иисусом Навином, руины зимних дворцов династии Хасмонеев и Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами.

У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Елисея, о котором рассказывается в 4-ой книге Царств:

И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал.
(4Цар.2:19-22)

Иерихон в Новом Завете

В Евангелии точно не указано, в каком именно месте пустыни постился Господь наш Иисус Христос после Своего Крещения, но традиция связывает это место с горами, возвышающимися над Иерихоном. Это связано с уточнением, которое дает Евангелист Иоанн: "А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды" (Иоан.3:23).

Место, где крестил Иоанн, находится вблизи от Иерихона

Сразу же после Крещения, как сообщают евангелисты, Иисус Христос был приведен Духом в пустыню.

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
(Матф.4:1-11)

На горе к западу от Иерихона расположен греческий православный монастырь Искушения. Уже с IV века на Сорокадневной горе селились подвижники. Пещеры, вырубленные ими в отвесных скалах, сохранились по сей день.

Храм монастыря, по преданию, находится на месте пещеры, в которой укрывался Господь во время Своего поста.

И. Н. Крамской "Христос в пустыне"

Подъем к монастырю для многих труден, но нам он дался легко: мы шли по благословению духовника с Иисусовой молитвой, читая ее неспешно и вдумчиво, по слову на каждую ступеньку, и готовы были идти так еще выше, до вершины горы. Но монастырь расположен на середине склона и дальше пути нет.

Постройки тесно прилепились к скале.

Монастырский храм освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Нам очень понравились необычные кронштейны для лампад - в виде руки, держащей за хвост птицу.

Эта редкая икона изображает искушение Христа дьяволом.

Еще одна икона искушения - на стене пещеры напротив иконостаса.

У камня, где, по преданию, Господь был искушаем от дьявола, мы прочитали Евангелие, а затем приложились к камню искушения.

Окружающие горы настолько крутые и отвесные, что страшно подумать, как сюда издавна поднимались отшельники. На балкончике, висящем над пропастью, даже находиться страшно.

Дерево Закхея

Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося [милостыни].
Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.
(Мар.10:46-52)

В Иерихоне жил начальник мытарей по имени Закхей, который, несмотря на свое высокое положение в обществе, не постыдился забраться на дерево, чтобы увидеть Иисуса Христа. За это рвение Господь оказал ему честь, придя в его дом.

Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
(Лук.19:1-10)

Относительно дерева Закхея существует несколько версий. Греки показывают его на своем участке, но возможно, оно находилось на участке Русской Духовной миссии.

Греческий православный храм в Иерихоне

Закхей, по преданию, впоследствии стал первым епископом церкви Кесарии Палестинской. Он прославлен в лике святых Русской Православной церкви как Закхей Праведный, бывший мытарь (память 3 мая н.с.). А в греческом храме он изображен на иконе в святительском облачении.

Икона, изображающая Закхея на дереве.

Архимандрит Никодим (Ротов) в "Истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме" передает сведения о том, как был приобретен русский участок в Иерихоне.

"В 1874 году, о. Антонин Капустин купил участок в Иерихоне. На участке был разведен сад и построен дом для проходящих через Иерихон на Иордан паломников. Размер участка 15.126 кв.м. Нет сведений о том, за сколько куплена была земля. При покупке земли был совершен вакуфный акт. На этой территории о.Антонин сделал раскопки, он нашел 5 колонн, по-видимому, какой-то древней базилики. Позднее еще были найдены 6 камней с живописными изображениями святых, гранитный розовый камень и фрагменты колонн и мозаики.

Покупка в Иерихоне была тоже замечательна по своим последствиям. "Эта часть долины Иордана в древнее время была известна своим плодородием. Прежние Иерихоны находились поблизости нашего сада. Первый из них, построенный вокруг источника Пророка Елисея, был в 1/2 часа пути к северу от нашего сада. Разрушенный евреями за 14 веков до Р. X., он никогда не терял вполне своего значения. Он только отступил на 1/2 часа пути к югу от нашего сада. За 500 лет до Р. X. Ирод Великий так украсил его великолепными дворцами и постройками, что город вновь сделался знаменитым. Благодаря искусному орошению (длина его каналов была около 20 километров), его сады пальм были так известны и вместе с тем доходны, что триумвир Марк-Антоний не посовестился подарить доходы с них капризной красавице Клеопатре. Разрушенный Веспасианом (в 70 году по Р. X.), он вновь был возобновлен императором Адрианом во II веке. Этот третий Иерихон был опять разрушен в VII веке арабами. Но в XII веке Крестоносцы вновь восстановили его, и он сделался опять почти столь же знаменитым, как и второй Иерихон при Ироде. После их изгнания из Святой Земли город опять был разрушен.

Русский странноприимный дом для паломников в Иерихоне

В 1874 году, когда наш знаменитый архимандрит Антонин, не боясь набегов бедуинов, выстроил здесь странноприимный дом для русских паломников, то этот дом был единственным европейским жилищем. Близ него было 150 мазанок, в которых жили арабы-мусульмане. Дом и наши паломники были причиною появления безопасности в этих местах, и они вновь возвращаются к жизни. Скоро вслед за о.Антонином Православной Патриархией были выстроены дом и церковь и еще дом — одной русской поклонницей. Ныне здесь уже три каменных дома и около 10, сделанных из земляных кирпичей, в большинстве коих помещаются порядочные гостиницы, усердно посещаемые зимой и весной туристами. Эти места вновь станут знаменитыми и, несомненно, что зарождающийся (пятый по счету) Иерихон имеет будущность".

Писавший так в конце XIX века оказался прав. Сейчас Иерихон довольно приличный город".