Исследование Азии русскими землепроходцами.

В этот период наибольший вклад в исследование северных областей Азии, куда не проникали европейцы, внесли русские землепроходцы. К концу 16 в., после похода Ермака, стала в общих чертах известна Западная Сибирь. В 1639 И. Ю. Москвитин с отрядом казаков достиг побережья Охотского моря. В 1632-38 отряд под руководством Е. П. Хабарова изучил бассейн реки Лена. В 1649-53 он пересек Становой хребет, путешествовал в Приамурье, первым составил его карту. В 1643-46 по рекам Лене, Алдану, Зее и Амуру прошел отряд В. Д. Пояркова, который также представил чертежи пройденных маршрутов и собрал ценные сведения о Дальнем Востоке. В 1648 экспедиция С. И. Дежнева обогнула Чукотский полуостров и открыла пролив, отделяющий Азию от Америки, и мыс, являющийся крайней северо-восточной точкой Азии. Сибирский казак В. В. Атласов в 1697-99 путешествовал по Камчатке, достиг Северных Курильских островов и составил описание («скаски») обнаруженных земель.

В 17 в. русские землепроходцы, несмотря на крайне трудные климатические условия, преодолевая огромные пространства, открыли практически всю Сибирь. Завершился этот этап составлением первых карт Сибири, выполненных тобольским воеводой П. Годуновым и его земляком-географом и картографом С. Ремизовым.

Третий этап (18 - середина 19 вв.).

В этот период продолжаются исследования севера и северо-востока Азиатского континента русскими путешественниками и мореплавателями. По указу Петра I снаряжаются Камчатские экспедиции, которыми руководил В. Беринг, помощником был А. Чириков. Первая экспедиция (1725-30) прошла по суше через Сибирь до Охотска, а затем, после постройки судов, Беринг вышел в море, обогнул берега Камчатки и Чукотки, открыл остров Св. Лаврентия и прошел проливом, который ныне носит его имя. Вторая Камчатская экспедиция (1733-41), благодаря размаху работ известная также как Великая Северная, занимает выдающееся место в истории изучения Арктики и северных районов Азии. Были закартированы азиатские берега Северного Ледовитого океана, открыты Командорские, Алеутские и другие острова, обследованы берега Аляски. Отдельные отряды возглавляли братья Лаптевы, В. В. Прончищев, С. И. Челюскин (чьи имена увековечены на географической карте). Большой вклад в изучение Центральной Азии внесли миссионеры, давшие в начале 18 в. описание Китая, Монголии и Тибета. В конце 18 в. русский путешественник и естествоиспытатель П. С. Паллас исследовал Восточную Сибирь и Алтай. В 1800-05 Я. Санников открыл и описал Столбовой и Фаддеевский острова Новосибирского архипелага, предположил существование к северу от него Санникова земли. В 1811 В. М. Головнин предпринял путешествие на Курильские острова, составил их опись и карту. Во время экспедиции он был захвачен в плен японцами. Его воспоминания о пребывании в 1811-13 в плену, содержащие сведения о стране и обычаях японцев, стали первым на русском языке описанием Японии. В 1821-23 П. Ф. Анжу исследовал побережье Северного Ледовитого океана (между устьями рек Оленек и Индигирка), выполнивший ряд астрономических и геомагнитных наблюдений. Ф. П. Врангель в 1820-24 возглавлял экспедицию по изучению северных берегов Восточной Сибири. По сведениям, полученным от чукчей, он в Чукотском море определил положение острова, названного позднее его именем. В 1829 по приглашению русского правительства А. Гумбольдт предпринял путешествие на Урал, Алтай, в юго-западную часть Сибири, на берега Каспийского моря, в киргизские степи, результаты которого были освещены в трудах «Центральная Азия» (т.1-3, 1843, русский перевод т.1., 1915) и «Фрагменты по геологии и климатологии Азии» (т. 1-2, 1831). Ф. П. Литке во время кругосветного путешествия в 1826-29 обследовал восточный берег Азии и Камчатку.

Тестовые задания.

1. Фернан Магеллан был

а) испанцем на службе у короля Португалии

б) португальцем на службе у короля Испании

в) итальянцем на службе у короля Испании

г) французом на службе у короля Португалии

2. Пролив, соединяющий Атлантический океан с Тихим, Фернан Магеллан назвал

а) проливом Дрейка

б) Магеллановым проливом

в) проливом Всех Святых

г) Беринговым проливом

3. Экспедиция Фернана Магеллана обогнула земной шар, двигаясь всё время

а) с запада на восток

б) с востока на запад

в) справа налево

г) слева направо

4. Первое кругосветное плавание продолжалось

а) 3 года

5. Капитана, который первым провёл свой корабль вокруг света, звали

а) Фернан

г) Альварес

6. Перечислите географические объекты в порядке их достижения экспедицией Фернана Магеллана. Поставьте соответствующие им буквы в таблицу.

а) Индийский океан

б) Филиппинские острова

в) экватор

г) Тихий океан

Тематический практикум.

Перед вами пять отрывков из записей спутника Магеллана Антонио Пигафетты, которые он сделал в виде письма своему покрови-телю синьору Филиппу де Вилье Лиль Адану. Расставьте их в нуж-ном порядке и ответьте на вопросы.

а) В среду 28 ноября 1520 года мы выбрались из этого пролива и по-грузились в просторы Тихого моря. В продолжение трёх месяцев и двадцати дней мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы пи-тались сухарями, но то уже не были сухари, а сухарная пыль, сме-шанная с червями. Мы часто питались древесными опилками.

б) Мы добрались до Мактана за три часа до рассвета. Как только на-ступило утро, сорок девять человек наших бросились в воду, ко-торая доходила им до бёдер. Пришлось проплыть расстояние свы-ше двух выстрелов из самострела, прежде чем добраться до бере-га. Из-за подводных скал лодки не могли подойти к берегу ближе. Когда мы добрались до берега, туземцы числом свыше 1500 чело-век выстроились в три отряда. Увидев нас, они кинулись на нас с невероятными криками, два отряда обрушились на наши фланги, а один — с фронта.

в) Капитан упал лицом вниз, и тут же его закидали железными и бам-буковыми копьями и начали наносить удары тесаками до тех пор, пока не погубили истинного вождя. Он всё время оборачивался на-зад, чтобы посмотреть, успели ли мы все погрузиться на лодки. По-лагая, что он умер, мы, раненные, отступили, как только было воз-можно, к лодкам, которые сразу же двинулись в путь.

г) Ваше сиятельство, слава о столь благородном капитане не изгла-дится из памяти в наши дни. В числе других добродетелей он отли-чался такой стойкостью в величайших превратностях, какой ни-кто никогда не обладал. Он переносил голод лучше, чем все другие, безошибочнее, чем кто бы то ни было в мире, умел он разбираться
в навигационных картах. И то, что это так и есть на самом деле, оче-видно для всех, ибо никто другой не владел таким даром и такой вдумчивостью при исследовании того, как должно совершать кру-госветное плавание, каковое он почти и совершил.

д) Услыхав, что в городе Севилье снаряжён отряд в составе пяти ко-раблей для добычи пряностей на Молуккских островах под началь-ством капитан-генерала Фернана ди Магальянша (Магеллана), я от-правился туда из города Барселоны, везя с собой много благожела-тельных писем. Целых три месяца я провёл в Севилье в ожидании, пока упомянутый флот готовился к плаванию, и, когда наконец наступил срок отправления, путешествие началось при чрезвычайно счастливых предзнаменованиях.

д а б в г

1. Сколько раз экспедиция Магеллана пересекла экватор?

Плавание было кругосветным, экватор пересекал 4 раза.

2. Что в приведённых отрывках даёт основание считать оценку, ко-торую дал Пигафетта Фернану Магеллану, справедливой?

Был известным военным и моряком. Португалец, сумел завоевать расположение испанского короля. Который разрешил собрать кругосветную экспедицию. Деньги на экспедицию дали испанские купцы, поверив Магеллану, что путешествие будет прибыльным. Подавил бунт испанских капитанов. Имел авторитет среди всех моряков экспедиции. Сумел рассчитать путь через океан. Нашел пролив соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Отважно сражался и погиб в битве с туземцами. Экспедиция принесла огромную прибыль, во много раз превышающую затраты.

Магелланов пролив- пролив, разделяющий архипелаг Огненная Земля и континентальную Южную Америку.

4. Сколько дней продолжалось плавание через Тихий океан?

Почти 4 месяца, около 111 дней. 28 ноября вышел с 3 кораблями в неизвестный океан (назвал его Тихим из-за погоды), а 15 марта экспедиция подошла к большому Филиппинскому архипелагу.

Картографический практикум.

Проследите по карте путь экспедиции Фернана Магеллана и назо-вите географические объекты, через которые он проходил.

2 - Атлантический океан.

4 - Пролив всех Святых.

5 - Тихий океан.

6 - Филиппинские острова.

9 - Индийский океан.

  • ученица 6 а класса

  • Школы №41

  • г.Самара

Биография



Карты маршрутов экспедиций


Походы по Восточной Сибири

  • Начиная с 1640 года, Дежнёв стал сборщиком ясака. Ему нередко приходилось примирять враждовавшие между собою племена, но он умел ладить с коренным населением Сибири, не прибегая к суровым приёмам военного управления.

  • Служба Дежнёва в Якутске нередко была связана с опасностью для жизни; за 20 лет службы здесь он был ранен 9 раз.

  • В 1639-1640 годах Дежнёв заставил покориться туземного князя Сахея,

  • А в 1641 году с партией в 15 человек выдержал схватку с шайкой в 40 человек.

  • В 1642 году он вместе с Стадухиным был послан для сбора ясака на реке Оемокон (ныне Оймякон), откуда он спустился в реку Индигирку, а по ней вышел в Ледовитый океан.

  • Оставшись в Колымском острожке с 13 человеками, Дежнёв отражал нападение более 500 юкагиров, хотевших уничтожить малочисленный гарнизон.


«За рыбьим зубом»

  • В 1646 году Исай Игнатьев совершил первое плавание по Ледовитому океану на Восток от устья реки Колымы и привёз в Нижне-Колымск моржёвую кость (рыбий зуб).

  • В 1647 году была послана за рыбьим зубом новая партия промышленников, в которую включили и Дежнёва. Встретив на пути непроходимые льды, они были вынуждены вернуться.

  • В дельте Колымы казаки были атакованы юкагирами, но прорвались по реке и в районе Среднеколымска поставили острожек.


Промысловая экспедиция Федота Попова

  • На Колыме Дежнев прослужил до 1647, затем был включен как сборщик ясака в экспедицию Попова.

  • Летом 1648 Попов и Дежнев на семи кочах вышли в море.

  • Шторм в Беринговом море разделил два коча. Дежнева отбросило к Олюторскому полуострову, и через 10 недель, потеряв половину землепроходцев, добрались до Анадырского залива.

  • Берингов пролив прошли 6 судов из семи, а в Беринговом море или в Анадырском заливе в «морскую непогоду» погибло пять кочей и судно Попова.

  • Дежнев и отряд преодолев Корякское нагорье, «холодны и голодны, наги и босы» добрались до Анадыря. Из отправившихся на поиски стойбищ возвратились лишь трое.

  • С трудом пережили казаки зиму 1648-49, построив суда.

  • Летом, поднявшись, Дежнев основал зимовье, куда пришли отряды Семена Моторы и Стадухина. Во главе с Дежневым они пытались достичь р. Пенжины, но, не имея проводника, 3 недели проблуждали.


Исследования бассейна р.Анадырь

  • В течение нескольких лет Дежнёв проводил обследование бассейна р.Анадырь, составил подробный план, исследовал часть бассейна р.Анюй. О работах были составлены доклады-челобитные начальству в Якутск.

  • Сообщил Дежнёв якутскому воеводе И.Акинфову о том, что прошел по «морю-окияну» мимо островов, что берега «матерой земли» не соединяются с «Новой землей» (Америкой).

  • В челобитных были описаны Чукотский полуостров, природа и население Анадырского края.

  • Открыв лежбище моржей в заливе, Дежнёв основал в 1652 промысел зверя, принесший прибыль Российскому государству.


Вклад исследователя в географию

  • И.Дежнёв решил важную географическую задачу: появилось доказательство того, что Америка - самостоятельный континент, а из Европы в Китай можно плавать северными морями вокруг Сибири.

  • «Большим каменным носом» Дежнёва надо подразумевать мыс Чукотский, как единственный, местоположение которого подходит к описанию Дежнёва. Это обстоятельство, вместе с указанием Дежнёва (в челобитной 1662 года), что коч его был выброшен «за Анадырь реку», утверждает за Дежнёвым честь первого исследователя пролива, названного Куком проливом Беринга только по неведению о подвиге Дежнёва.

  • Однако из-за отсутствия сведений об этом открытии в европейских странах (материалы походов Дежнёва остались в Якутском Под остроге) приоритет первооткрывателя достался В.И.Берингу.

  • Составил чертёж р. Анадырь и части р. Анюй, описал своё плавание и природу Анадырского края.

  • Наладил сбор ясака в Восточной Сибири

  • Открыв богатое лежбище моржей в Анадырском заливе, Дежнёв основал в 1652 г. промысел зверя, принесший большую прибыль Российскому государству.

  • В 1665 года царским указом было решено «за ево, Сенькину, службу и за прииск рыбья зуба, за кость и за раны поверстать в атаманы» .


Имя исследователя на современной карте

  • В ознаменование заслуг С.И. Дежнёва перед Отечеством его именем были названы:

  • полуостров и горный массив на западном побережье Берингова пролива,

  • бухта на Камчатке,

  • мыс - восточная оконечность Азиатского материка, острова в архипелаге Норденшельда в Карском море,

  • морские суда.

  • В 1898 году по ходатайству Русского Географического общества крайней восточной оконечности Азии было присвоено название «мыс Дежнева».

  • В центре Великого Устюга в 1972 ему установлен памятник.


Об авторе

  • В наше время мир стал совсем маленьким. Спутники облетают земной шар за считанные минуты, радио и телевидение приносят информацию из самых отдалённых уголков планеты, и всего несколько часов требуется туристам из Европы, чтобы попасть на противоположную сторону Земли.

  • Но так было не всегда. Открытие новых земель – это одна из тем, которая захватывала и увлекала меня всегда.

  • И если сегодня мы знаем свою Землю лучше, чем во времена античности, то это заслуга отважных мореплавателей, мужественных землепроходцев и неутомимых исследователей.


Глоссарий

    Крестьяне - население, занятое в сельскохозяйственном производстве, а Поморы - субэтнос русского народа, потомки древних русских поселенцев, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря (Субэтнос - этнологический таксон, в пассионарной теории этногенеза этническая система, являющаяся элементом структуры этноса).

  • Коч - поморское деревянное, одномачтовое, плоскодонное, однопалубное промысловое, парус но-гребное судно XI −XIX век

  • Яса́к - на языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной, (мягкой рухлядью, как её называли на Руси).


Управление образования Администрации

Зерноградского района Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей города Зернограда

Н.А.Езерская

СБОРНИК

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ГЕОГРАФИИ

(5-6 класс)

Методическая разработка

для учителей географии

2-е издание, исправленное

Ресурсный центр

2016

Езерская Н.А.

Сборник практических работ по географии, (5-6 класс): методическая разработка для учителей географии. – 2-е издание, исправленное. - Зерноград: ресурсный центр муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей, 2016.- 26 с.

Рецензент: Овчаренко Елена Николаевна, кандидат педагогических наук

Методическая разработка рассмотрена на заседании районного методического объединения учителей географии, протокол от 14.10.2016г №2

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении, - и является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса. Программой и тематическим планированием предусмотрены практические работы. Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

Ресурсный центр

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

лицей г.Зернограда Ростовской области

2016

Введение…………………………………………………………………………4

Раздел 1 Практические работы по курсу «География. Введение в географию»

5 класс……………………………………………………... 7

Раздел 2 Практические работы по курсу «География. Начальный курс»

6 класс…………………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………...…25

Список литературы……………………………………………………………..26

Введение

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность обучающихся. В данный момент остро стоит вопрос о методических пособиях, помогающих организовать учебный процесс в этом направлении.

Концепция ФГОС актуализирует задачу реализации практической направленности обучения, что требует усиления внимания со стороны учителя географии к организации деятельности обучающихся по формированию умений и навыков, освоению ими учебных действий. В связи с чем, необходимо осуществить переход от объяснения нового знания к организации «открытия» его детьми.

Интерес к географическим знаниям необходимо прививать с первого года изучения географии, с первого знакомства с новым предметом. Поэтому учителю географии целесообразно продумывать приёмы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, разнообразить формы проведения занятий. Это особенно важно при преподавании географии в 6 классе, учитывая сложность материала.

Отсюда возникает необходимость научить обучающихся применять теоретические знания на практике. С этой целью целесообразно проводить занятия с элементами занимательности.

Система практических работ заложена в программу изучения географии, но каждый учитель должен подойти к проведению практических работ творчески, используя весь арсенал методической литературы по этому вопросу и собственных наработок.

Практические работы по курсу « Физическая география» 6 класс и «Географии материков и океанов» 7 класс при условии их систематического выполнения готовят обучающихся к самостоятельной работе в 8-9 классах. Многие знания и практические умения будут конкретизированы при изучении своей страны, при изучении природы, населения и хозяйства своей области.

В процессе изучения курса обучающиеся осваивают новые карты: строение земной коры, почвенную, климатическую, комплексную. При выполнении некоторых работ у обучающихся формируются умения накладывать одну карту на другую, используя сразу несколько карт. Много практических работ данного курса формируют умения обучающихся сравнивать географические особенности отдельных территорий, материков в целом. Трудно переоценить значение подобных работ для развития мышления обучающихся. Впервые у школьников формируется умение показывать взаимосвязи, существующие между природными особенностями территорий, бытом населения, хозяйственной деятельностью.

При изучении курса «География России. Природа», «Население и хозяйство России» обучающиеся должны показать влияние природных особенностей на жизнь населения, его хозяйственную деятельность. Например, влияние взаимосвязей тектонического строения и рельефа, а также полезных ископаемых и отраслей промышленности. Определение суммарной радиации, коэффициента увлажнения, сопоставление этих показателей для различных районов страны важно увязать с различиями в характере растительности, с особенностями сельскохозяйственного производства. Выполнение практической работы по выявлению зависимости между компонентами природы в природной зоне также невозможно без внимания к экологическим проблемам.

Практические работы как бы связывают между собой природу и человека, вскрывая влияние природных условий на его работу и быт. Знание и умение использовать политико-административную карту, рассчитывать разницу в поясном времени, знание основных статистических показателей, характеризующих население своей страны, своей области, является обязательным для выпускника школы, изучившего географию своей страны.

Практические работы в старшем звене предусматривают самостоятельное использование обучающимися экономических карт атласа, самостоятельную работу со статистическими материалами из приложения учебника, работу с текстом. Часто при выполнении практических работ используется целый комплекс различных источников информации. Например, при характеристике транспортной магистрали необходимы физические и экономические карты, текстовая характеристика, статистика, периодические издания. Усложнять практические работы по курсу «Население и хозяйство России» нецелесообразно.

Предлагаемое пособие включает практические работы за весь курс изучения географии, причем практические работы для 5-6 класса составлены с учетом новых требований ФГОС.

Цель методической разработки - раскрытие опыта проведения практических работ по географии за курс 5-11 класс, оказание помощи учителям-предметникам в проведении оценочных практических работ.

Практические работы составлены таким образом, что обучающиеся смогут овладеть умениями и навыками данного курса, например:

Чтение анализ карт, графических (таблицы) и статистических материалов;

Умение самим составлять диаграммы, картосхемы, моделировать карты нового содержания;

Умение составлять географические описания, характеристики, давать оценку географическим явлениям и процессам.

В работе использованы данные из тематических литературных источников, нормативных документов, электронных источников информации; а также учтен опыт работы педагога.

Практические работы на географическом материале развивают и общеучебные умения – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать выводы, высказывать собственное мнение и обосновывать его, свертывать информацию, представлять результаты работы в различных формах. Самое главное при выполнении практической работы - обучающиеся учатся применять полученные знания в жизни, отрабатывают различные способы получения важной информации. Эти навыки смогут пригодиться им в будущем.

РАЗДЕЛ 1

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ПО КУРСУ

«География. Введение в географию»

5 класс

Наука география

Практическая работа № 1

Тема работы: «Составление схемы наук о природе»

Цель работы: Научиться составлению простейших схем.

Источники информации: учебники география и биология за 5 класс; тетрадь для практических работ; линейка; карандаш; цветные карандаши (по желанию).

Задание: (работа выполняется в тетради для практических работ)

1. Прочитайте параграф 1 учебника географии и биологии.

2. Выясните, какие науки изучают природу.

3. Составьте схему. 4. Сделайте вывод.

    Внимательно прочитайте задание практической работы.

    Составьте план работы по выполнению практической работы.

    Определите перечень источников информации, необходимых для выполнения практической работы.

    Проанализируйте источники информации.

    Выберите из своего спектра информации ту, которая непосредственно относится к заданию практической работы.

    Преобразуйте информацию в вид, требуемый по условию задания.

Сдайте работу на проверку учителю . Примерный вариант выполнения работы:

Вывод: природу изучают разные науки и взаимодействуют между собой.

Земля и ее изображение

Практическая работа № 2

Тема работы: «Организация наблюдений за погодой».

Задание 1: в календаре ежедневно фиксируйте показатели изменений погоды. Для этого необходимо 3 раза в день примерно в одно и то же время отмечать температуру воздуха по наружному термометру. В результате будут установлены различия между наблюдаемой средней дневной и средней месячной температурами воздуха.

Итоги наблюдений:

    Самый теплый день ___________

    Самый холодный день _________

    Дней с осадками ______________

    Виды осадков ________________

    Изменения в живой природе ___________________________________

Задание 2: 20 сентября измерить длину тени в 12 часов от места высотой 1 м.

В конце месяца подвести итоги наблюдений.

Земля и ее изображение

Практическая работа № 3

Тема работы: «Сравнительная характеристика изображений земной поверхности».

Задание: Составьте сравнительную характеристику изображения земной поверхности. По результатам сравнения заполните предложенную таблицу.

Вывод:

Практическая работа № 4

Тема работы: «Определение с помощью компаса сторон горизонта».

Задание 1. На предложенной схеме обозначьте основные стороны горизонта линиями красного цвета, а промежуточные стороны горизонта – линиями синего цвета. Подпишите основные и промежуточные стороны горизонта соответствующими цветами.

С-З С-В

З В

Ю-З

Ю Ю-В

Задание 2. Расшифруйте перечисленные сокращения сторон горизонта. Результаты работы занесите в таблицу.

Задание 3. Рассмотрите изображения компасов, представленных на рисунке 18 учебника (стр.31). Определите черты их сходства и различий. По результатам работы заполните предложенную таблицу.

Задание 4. ( выполняется на улице, во время факультатива ) Проведите не небольшое исследование пришкольной территории, по следующему алгоритму.

Алгоритм работы:

    Выберите точку своего наблюдения.

    Приготовьте для работы компас, используя «Правила работы с компасом», приведенные в тексте учебника (стр.30-31).

    С помощью компаса определите направления по сторонам горизонта.

    Перечислите объекты, расположенные в направлении основных и промежуточных сторон горизонта.

    Полученные результаты оформите в таблице.

Практическая работа № 5

Тема работы: «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов».

Задание 1. (§ 7). (рабочая тетрадь, стр. 21).

Задание 2. (§ 8). Проследите по карте путь плавания финикийцев вокруг Африки и назовите географические объекты, через которые он проходил. (рабочая тетрадь, стр. 23-24).

Задание 3 . (§ 9). Проследите по карте путь плавания викингов (норманнов) и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 26-27).

Задание 4. (§ 10). Проследите по карте маршрут путешествия Марко Поло и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 29-30).

Задание 5. (§ 11). Проследите по карте маршрут путешествия Афанасия Никитина и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 32).

Задание 6. (§ 12). Проследите по карте путь плавания Васко да Гама и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 35).

Задание 7. (§ 13). С помощью карт атласа найдите географические названия, связанные и именем Христофора Колумба (рабочая тетрадь, стр. 37).

Задание 8. (§ 14). Проследите по карте путь экспедиции Ф. Магеллана и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 40-41).

Задание 9 . (§ 15). Назовите показанные на карте географические объекты, с которыми связаны кругосветные путешествия Дж. Кука (рабочая тетрадь, стр. 43-44).

Задание 10 . (§ 16). Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечисленных географических объектов (рабочая тетрадь, стр. 46).

История географических открытий

Практическая работа № 6

Тема работы: «Имена русских путешественников на карте мира».

Задание 1. С помощью карт атласа и текста учебника выпишите в таблицу географические объекты, названные в честь русских первопроходцев и мореплавателей.

Витус Беринг

Семен Дежнев

И.Ф. Крузенштерн

Ю.Ф. Лисянский

Задание 2. Проследите по карте путь кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского и назовите географические объекты, через которые они проходили (рабочая тетрадь, стр. 50-51).

Путешествие по планете Земля

Практическая работа № 7

Тема работы: «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли».

Задание 1. Вклейте контурную карту в тетрадь для практических работ.

Задание 2. Обозначьте на контурной карте материки и океаны Земли.

Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Путешествие по планете Земля

Практическая работа № 8

Тема работы: «Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка Евразия».

Задание 1. На контурные карты регионов Евразии нанесите государства, указанные цифрами. Занесите в таблицу названия и столицы обозначенных государств. Перечертите таблицу в тетрадь для практических работ. Укажите название части света, государства которые представлены на контурной карте

Алгоритм выполнения задания:

    найдите на политической карте мира данное государство;

    проведите границы государства на контурной карте (границы всех государств обозначаются линией одинаковой толщины и цвета);

    нанесите фоновую окраску, обозначив территорию данного государства (цветовое решение выбирается из расчета несовпадения цветов у соседних государств);

    подпишите название государства (название всех государств подписывают одинаковым шрифтом и цветом);

    подпишите столицу государства (пунсон обозначается одинаковым цветом у всех столиц государств, названия всех столиц государств подписываются одинаковым шрифтом и цветом).

Название части света: __________________________________

Природа Земли

Практическая работа № 9

Тема работы: «Организация фенологических наблюдений в природе».

Задание 1. Прочитайте внимательно в тексте § 27 историю о прогулке по окрестностям населенного пункта. Выпишите в таблицу объекты живой и неживой природы, заполнив предложенную таблицу.

Ответь на вопросы .

    Выпишите объекты, упомянутые в тексте, но не записанные в таблицу.

    Почему им не нашлось места в таблице?

Задание 2. Прочитайте внимательно в тексте § 27 историю о прогулке по окрестностям населенного пункта, распределите объекты природы, упомянутые в тексте, по соответствующим колонкам таблицы.

Как вы думаете, какая из известных оболочек Земли самая главная? Свой ответ обоснуйте.

РАЗДЕЛ 2


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ПО КУРСУ

«География. Начальный курс»

6 класс

Практические оценочные работы

название работы

1

Изображение здания школы в масштабе .

2

Определение направлений и азимутов по плану местности.

3

Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам

4

Описание форм рельефа

5

Составление описания внутренних вод.

6

Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

7

Построение розы ветров.

8

Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным

9

Составление характеристики природного комплекса .

10

Наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты Солнца над горизонтом.

Практическая работа №1

Тема работы: «Изображение здания школы в масштабе».

Цель: научить обучающихся составлять план школы (лицея).

Оборудование: планшет, рулетка, карандаш, линейка, альбомные листы.

Задание: Изобразить здание лицея в масштабе.

Ход работы:

    Выбрать масштаб, в котором будут изображение здания лицея (рекомендуемый масштаб – 1:1000 или 1:2500).

    С помощью рулетки определить длину своего шага в сантиметрах, затем сантиметры перевести в метры.

    Измерять шагами длину каждой стены лицея в метрах.

    Перевести метры в сантиметры и изобразить здание лицея на планшете.

    Подписать численный и именованный масштаб.

Виды изображений поверхности Земли,

Практическая работа №2

Тема работы: « Определение направлений и азимутов по плану местности»

Цель: научиться определять направления и азимут по плану местности.

Планируемые результаты: ученик научится использовать компас для определения азимута и сторон горизонта на местности; измерять расстояние на местности шагами или дальномером; составлять простейший план местности ;

Оборудование : компас, планшет, карандаш, визирная линейка, дальномер;

Работа выполняется по вариантам по карточкам.

    Определить, какой край плана местности является северным.

    Карандашом отметить в центре листа свое местонахождение. В рабочую тетрадь выписать все объекты, которые расположены к западу, востоку, северу и югу.

    Выбрать любые объекты на плане и определить их взаиморасположение. Выписать в тетрадь свои примеры.

    Из точки в центре плана определить азимут на любые два объекта (с помощью транспортира).

    Оформить работу и сдать учителю.

Вариант 2:

План выполнения

1.По компасу определить направление на север, установить компас так, чтобы стрелка СЕВЕР совпадала с 0°, сориентировать план (стрелка компаса должна совпадать с направлением СЕВЕР на плане).

2. Отметить точку наблюдения в центре плана (листа бумаги, прикреплённого к планшету).

3. Определить расположение объектов по отношению к месту наблюдения (стороны горизонта на указанные объекты), данные занести в таблицу.

4. Определить азимуты объектов при помощи компаса и визирной линейки, данные занести в таблицу. На плане линиями обозначить направления на объекты.

5. Измерить шагами (2 шага= 1метр) или дальномером расстояния до объектов и с помощью масштаба отметить эти расстояния на плане.

6. Объекты изобразить с помощью условных знаков.

Возможно выполнение работы, когда на местности заполняется таблица, а план оформляется в классе, для определения азимутов в данном случае можно использовать транспортир.

Оценивается правильность определения сторон горизонта, азимутов, расстояний на местности (таблица); правильность перенесения направлений и расстояний на план; аккуратность выполнения работы.

Виды изображений поверхности Земли

Практическая работа №3

Тема работы: «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам».

Цель: научиться определять географические координаты и объекты по их географическим координатам.

Задание №1. Определить по координатам названия географических объектов, определить координаты названых объектов:

Задание 2. Определите координаты высочайших точек всех материков Земли. Ответ запишите в таблицу.

Задание 3. Определить в каком направлении находится объект, используя

Задание 4. Можно ли совершить кругосветное путешествие не меняя направление, если двигаться только на А) запад, Б) северо-восток, В) юг. Почему?

Виды изображений поверхности Земли

Практическая работа №4

Тема работы: «Описание форм рельефа».

Цель: Умение пользоваться картой, отрабатывать навыки и умения описывать объекты, определять их высоту.

Оборудование: Учебник, атласы, тетради, ручки, карандаши.

Задание: Используя план описания формы рельефа научиться описывать равнины и горы России.

План описания равнин

План описания гор

Где находится.

В какой части материка.

Размеры.

В каком направлении тянутся.

Холмистая или плоская.

Размеры, возраст.

Различия по высоте.

Наибольшая высота.

Какие реки протекают.

Соседние объекты.

1 вариант – Русская равнина.

2 вариант – Западносибирская равнина.

1 вариант – Кавказ.

2 вариант – Урал.

Работа выполняется по вариантам с предварительной подготовкой.

Практическая работа №5

Тема работы: «Составление описания внутренних вод».

Цель: закрепить навыки работы с картой.

Оборудование: тетрадь, контурные карты Ростовской области, ручки, карандаши, атласы.

Задание 1: определить географическое положение реки Дон по плану:

    В какой части материка протекает.

    Где берет начало, куда впадает.

    В каком направлении течет.

    Характер течения.

    Источники питания.

    Режим реки.

    Использование реки человеком.

Задание 2: План характеристики озера

1. Географическое положение:

А) на каком материке и в какой его части располагается озеро;

Б) между какими параллелями и меридианами.

2. Как образовалось (тип котловины).

3. Наибольшая глубина.

4. Сточное или бессточное.

5. Тип берегов.

6. Использование человеком.

Работа по контурной карте: обозначить реку Дон, подписать соседние объекты, определить куда впадает.

Подведение итогов работы.

Сдать работу учителю.

Строение Земли. Земные оболочки

Практическая работа №6

Тема работы: « Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры ».

Цель: научить строить график хода температуры и вычислять среднюю температуру воздуха.

Оборудование : карандаш, линейка, ручка, тетрадь.



Ход работы:

    По данным своего дневника наблюдений за погодой построить график месячного хода температуры воздуха.

Задание: освоение методики слежения за погодой, описание основных характеристик.

Результатом работы должен стать дневник наблюдения за погодой во втором полугодии. На основании данных за каждый день (январь-март) делают выводы с записью в тетради.

Обучающиеся отмечают моменты наступления весны, яркие признаки улучшения погоды, пытаются предсказывать ее с опорой на местные признаки.

Строение Земли. Земные оболочки

Практическая работа №7

Тема работы: «Построение розы ветров».

Цель: научить строить и читать розу ветров.

Задание: построить розу ветров

Для этого: Проанализируйте данные за месяц и обобщите их в виде таблицы:

Показатели облачности:

Ясно

Облачно

Переменная облачность

Всего дней

Постройте розу ветров и диаграмму облачности, как это показано на рисунке, используя способ построения, данный в учебнике на с. 117 (Роза ветров для города Владивостока).

Вывод учащихся.

Строение Земли. Земные оболочки

Практическая работа №8

Тема работы: « Построение диаграммы количества осадков

по многолетним данным ».

Цель: научить строить диаграмму количества осадков по многолетним данным.

Оборудование: линейка, планшет, карандаш, тетрадь, ручка.

Ход работы:

    Пользуясь источниками информации, приготовить данные о среднемесячном количестве осадков в своей местности.

    Построить диаграмму количества осадков для своей местности.

    Определить в какой сезон года осадков выпадает больше всего, в какой сезон года меньше всего.

Сделать вывод, сдать работу учителю.

Строение Земли. Земные оболочки

Практическая работа №9

Тема работы: «Составление характеристики природного комплекса».

Цель: закрепить и повторить знания и умения работы на местности.

Оборудование: линейка, планшет, карандаш, компасы, тетрадь, ручка.

Задание: учащиеся работают в группах:

1 группа: Изучение реки:

1. Определите, в какой стороне от школы расположен водоем.

2. Какой он по происхождению: естественный или искусственный?

3. Определить температуру воды, прозрачность.

4. Проверьте воду на запах.

5. Загрязнение воды, ее охрана.

2 группа : Описание погоды на данный момент:

1. Измерьте температуру воздуха.

2. Определите с помощью барометра атмосферное давление.

3. определите с помощью гигрометра относительную влажность воздуха.

4. Определите с помощью флюгера направление и силу ветра.

5. Сделайте вывод о типе погоды.

3 группа: Описание природного комплекса луга:

1. Название природного комплекса и положение по отношению к школе.

2. Особенности компонентов луга.

3. Форма рельефа.

4. Горные породы.

5. Необходимые меры по охране природы луга.

4 группа: Описание склона оврага.

1. Где он расположен, в каком направлении от школы?

2. Какова его высота?

3. Из каких пород он состоит?

4. Определите крутизну склона и зарисуйте залегание горных пород.

5. Как можно использовать его в хозяйственных целях.

Сделайте выводы по своей работе.

Строение Земли. Земные оболочки

Практическая работа №10

Тема работы: « Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу ».

Наблюдения погоды и других явлений природы

Для наблюдений необходимо взять тетрадь в клетку и подписать «Дневник погоды за 20__ год»

    На первой странице нарисовать «Условные обозначения погоды». На развороте второй и третьей страниц начертить форму для ежедневных записей.

Дата

Часы

Температура, ˚С

Атмосферное давление, мм.рт. ст.

Ветер

Облачность

Виды облаков

Вид осадков

Вывод о погоде

за день

Другие явления в природе

Примечания

наблюю-

даемая

средняя

Направление

Сила в баллах

    Обязательные для всех наблюдения проводятся в течение месяца теплого и холодного времени года, а также во время изучения темы «Атмосфера».

    Наблюдения за погодой ведутся 3 раза в день, всегда в одни и те же часы: перед занятиями в школе (8 часов утра), после занятий (в 13 часов), вечером (19 часов). Можно пользоваться сообщениями о погоде из средств массовой информации.

    Состояние облачности наблюдается на открытой местности: осматривая весь небосвод, определить вид облаков и примерную часть неба, занятую облаками. Отмечают вид осадков, выпавших в течение дня.

    Графа 11 заполняется условным знаком, взятым с первой страницы тетради. Вывод о погоде за день может быть таким: погода для теплого времени года прохладная, облачность незначительная, без осадков, без ветра.

    В графе 12 записываются такие явления погоды, как первый заморозок, первый снег, установление устойчивого снежного покрова, начало листопада, замерзание реки.

Заключение .

В национальной президентской инициативе «Наша Новая школа», утверждённой Президентом РФ Д.А. Медведевым в феврале 2010 г., говорится о том, какой должна быть школа в 21 веке. Даются характеристики новой школы. Идёт речь и об учителях - «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…».

Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом.

Практико-ориентированный подход в школьной географии, и в традиционной образовательной парадигме играл весьма заметную роль, в условиях ФГОС роль практико-ориентированных методов еще усиливается и становится одной из ключевых и современный учитель, безусловно, должен владеть ими в совершенстве.

Очевидно, что привитие практических навыков просматривается во всех курсах географии и от того, как будут учителем они организованы, зависит успешность усвоения как теоретических знаний по предмету, так и практических умений. Практика показывает, что обучающиеся всегда нуждаются в помощи учителя.

Список литературы

    Алексеев А.И. и др. География. Природа и люди. - М.: Просвещение, 2014.

    Долгорукова С.В.. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. М.: Глобус, 2015.

    Кондаков A . M . и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2012.

    Котляков В.М. География в меняющемся мире. – М., 2016.

    Лернер И.Н. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

    Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 кл. - М.: Вако, 2015

    Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Пр. от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

    Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию// Интернет-журнал «Эйдос». – 20 15

Ресурсы Интернет:

Http://www.rusngo.ru

- w . national-geographic.ru

Http://www.eidos.ru

Http://geo.metodist.ru

Http://my-geography.ru

Http://nsportal.ru

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Пр. от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

1. Как меняется природа арктических морей с запада на восток?

Крайние западное море – Баренцево имеет более мягкие условия, поскольку сказывается воздействие теплого Северо-Атлантического течения. Далее на восток природа море становится суровее. Карское море отличается от Баренцева по-настоящему суровым арктическим климатом, так как теплые атлантические воды сюда практически не проникают. Лед держится от 8 до 9 месяцев, и большая часть моря покрыта дрейфующими льдами. Море Лаптевых так же сурово. Большую часть года оно покрыто льдами. Крайние восточные моря – Восточно-Сибирское и Чукотское имеют более мягкие условия, что связано с отепляющим воздействием вод Тихого океана.

2. Чем объяснить, что арктические моря оказывают большее влияние на климат внутренних районов Сибири летом, а не зимой?

Зимой арктические моря замерзают, и разница температур между сушей и морем становится незначительной.

3. По карте атласа проследите, в каких названиях осталась память об исследователях Арктики.

пролив Вилькицкого, Дмитрия Лаптева; мысы Челюскин и Меньшикова, Дежнева; острова Большой Ляховский, Врангеля, Вилькицкого, Свердрупа, Большой Бегичев, море Лаптевых, Баренцева

4. Какая хозяйственная деятельность населения связана с арктическими морями? Какие экологические проблемы возникают в связи с этим? Каковы возможные пути их решения?

С арктическими морями связано рыболовство, шельфовая добыча полезных ископаемых (нефть и газ), морской транспорт. Экологическая ситуация в водах Северного Ледовитого океана далека от благоприятной. В настоящее время перед мировым сообществом встала проблема решения сразу нескольких экологических проблем, связанных с Северным Ледовитым океаном. Первая проблема - массовое истребление морских биологических ресурсов, исчезновение некоторых видов морских животных, обитающих в условиях крайнего Севера. Вторая проблема мирового масштаба - повсеместное таяние ледников, оттаивание почвы и переход ее из состояния вечной мерзлоты в размороженное состояние. Третья проблема - засекреченная деятельность некоторых государств, связанная с испытаниями ядерного оружия. Именно засекреченный характер подобных мероприятий и затрудняет установление истинной картины экологической ситуации в водах Северного Ледовитого океана.

5. Арктические моря, несмотря на суровость их природы, привлекают туристов. Предложите туристические маршруты по ним. Какие объекты и природные явления, на ваш взгляд, могут привлечь туристов?

Такие объекты – шахты, рудники, нефтяные вышки - старые, закрытые и ныне действующие могут представлять безусловный интерес не только как свидетельства освоения Севера, но и как примеры промышленных и технических достижений. Один из самых популярных маршрутов - посещение Северного полюса, и не­смотря на все трудности многие люди стремятся на эту «макушку» Земли. Та­кие рейсы совершаются на ледоколе «Ямал»

Природные заповедные зоны дают возможность увидеть своеобразие местной природы и наиболее интересные природные достопримечательности региона; видеть животных и птиц в естественной среде обитания (лежбища морских животных, птичьи базары и т.п.); дать возможность познакомиться с реальной жизнью представителей малых народов Севера.

6. Подумайте, с какими странами мира Россия могла бы сотрудничать и сотрудничает в настоящее время в решении проблем хозяйственного освоения Арктики.

Со всеми арктическими странами (Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, США, Канада).