В 1967-1968 годах в ходе исследований лунной поверхности после полета на Луну для выбора мест посадки астронавтов американские «Лунар-орбитеры» и «Сервейеры» сделали свыше 150 тысяч четких фотографий лунной поверхности. В опубликованном НАСА докладе указывалось, что в результате анализа этих фотографий на Луне было обнаружено 29 мест, в каждом из которых по четыре и более раз наблюдались перемещения каких-то неизвестных объектов (в общей сложности было зафиксировано 186 таких феноменов).

Видео: Рассекреченные материалы о первом полёте на Луну — документальный фильм

Однако с началом пилотируемых полетов на луну американских космических кораблей НАСА по требованиям Пентагона и ЦРУ стала всячески скрывать сведения о наблюдениях НЛО американскими астронавтами.

О степени секретности в этой области можно судить по словам двух американских инженеров В. Саккери и Л. Хьюза, которым после ряда проверок и проволочек в 1979 году было разрешено ознакомиться с частью фотографий лунной поверхности, сделанных американскими космическими кораблями. При этом оба инженера должны были работать в помещении архива НАСА только под присмотром библиотекаря и им запрещалось брать туда не только фотоаппараты, кино- или видеокамеры, но даже простые авторучки, карандаши и бумагу.

Тем не менее некоторые сведения о наблюдениях астронавтов все же просочились в прессу в результате прослушивания радиолюбителями их радиопереговоров с центром управления в Хьюстоне.

Интересные сведения о загадочных явлениях на Луне приведены в книгах Ф. Штеклинга «Мы обнаружили чужие базы на Луне» и Д. Леонарда «Кто-то еще есть на нашей Луне»,а также в книге японского профессора К. Конно. Авторы этих книг сумели получить доступ к части неопубликованных материалов НАСА, прослушать многочасовые магнитофонные записи переговоров с астронавтами и изучить тысячи сделанных ими фотографий.

Оказалось, что на некоторых фотографиях были запечатлены цепочки движущихся над поверхностью Луны пульсирующих огней и перемещения групп огней строем в форме треугольника, квадрата и др.

Но наибольшее впечатление производят четкие фотографии огромных неизвестных объектов цилиндрической или круглой формы, летящих или зависших над поверхностью Луны на небольшой высоте, которые были сделаны экипажами кораблей «Аполлон» и числятся в официальном каталоге НАСА.

Обратная сторона

Кратер на обратной стороне Луны после полета

На одной такой фотографии, сделанной экипажем «Аполлон-10» после полета на обратной стороне Луны, виден кратер диаметром 10 км и рядом с ним неизвестный объект цилиндрической формы с закругленными концами размером в полтора раза больше кратера и два круглых объекта меньших размеров. Номер этой фотографии в каталоге НАСА-А8-1033-4904.

На другой фотографии, сделанной экипажем «Аполлона-16» после полета, виден летящий над лунным кратером огромный объект тоже цилиндрической формы, но с заостренными концами. Ее номер в каталоге НАСА 16-19238.

Симметричные контуры этих объектов и наличие у них соответственно расположенных теней подтверждают мнение фотоэкспертов, что эти изображения не могли явиться результатом двойной экспозиции, дефектов пленки, ее засветки или брака при проявлении.

На третьей фотографии, сделанной экипажем

Полет «Аполлона-12» над кратером Кеплера, виден большой неизвестный объект в форме полусферы с несколькими огнями на днище. Ее номер в каталоге НАСА А8-12-51-8553.

А чем объяснить обнаружение на поверхности Луны четких изображений латинской буквы 5 огромных размеров, которые были сфотографированы с американского спутника Луны «Лунар-Орбитер-3» и с «Аполлона-14» (фотографии N 19483 и 14-80-10439). Эрозией грунта или все-таки тем, что эти «буквы» кем-то созданы?

Очень эффектно выглядят на фотографиях и следы, оставленные на поверхности Луны какими-то перемещавшимися по ней объектами. В районе посадки «Аполлона-17 » после полета было обнаружено 34 таких следа, длина которых составляет от 100 до 2500 м, а ширина — до 16 м.

Неопознанные объекты

Видео: Снято НАСА Apollo на Луне после полета

Японский исследователь Я. Мицусима, наблюдавший за Луной в течение ряда лет с помощью 800-кратного телескопа со встроенным в него видеомагнитофоном, сумел «подкараулить» и снять вертикальные старты и неоднократные пролеты над Луной светящихся сферических объектов, отбрасывающих тень на ее поверхность. Объекты перемещались вокруг Луны по орбитам, проходившим вдоль экватора, по меридианам и наискосок. Методом фотограммометрии было установлено, что самая крупная сфера имела диаметр 20 км и скорость 200 км/час, с которой не могли бы двигаться тела естественного происхождения.

Все эти вполне достоверные данные, подкрепленные официальными фотодокументами, доказывают, что в окололунном пространстве летают не какие-то плазмоиды или светящиеся образования, а объекты правильной геометрической формы явно техногенного происхождения, способные двигаться с колоссальными скоростями и проявлять разумность поведения.

Это обстоятельство является одним из существенных доводов в пользу инопланетного происхождения НЛО, позволяющим предполагать, что Луна, возможно, является перевалочной базой для этих объектов.

Почему же молчит официальная наука по поводу этих сенсационных снимков? Не может опровергнуть, но и не хочет признать? А почему НАСА опубликовала лишь незначительную часть снимков Луны и только единичные снимки ее обратной стороны, хотя американские космические аппараты десятки раз облетели вокруг Луны ?

Стартовая космическая площадка на спутнике Земли

В 1971-1972 годах американская печать много писала о широких перспективах, открывающихся в связи с успешными высадками американских астронавтов на Луну , о возможности использования ее в качестве стартовой площадки для полетов к другим планетам, об организации там добычи ценных ископаемых- и даже размещении на Луне ракетных баз.

Было официально объявлено, что после полета «Аполлона-17 » в том же 1972 году состоятся полеты «Аполлонов » 18, 19 и 20, причем космические корабли с огромными ракетами-носителями «Сатурн» для них были уже готовы, экипажи укомплектованы и новые места посадок на Луне выбраны.

И вдруг все полеты на Луну по программе «Аполлон «, в которую было вложено 25 миллиардов долларов, были внезапно прекращены без каких-либо убедительных объяснений, а подготовленные для этого пять огромных ракет-носителей «Сатурн» были размонтированы. Также внезапно прекратились тогда и наши исследования Луны с помощью луноходов.

Объяснить неожиданное принятие такого решения можно только тем, что американские астронавты, видимо, столкнулись на Луне с чем-то очень важным, вызвавшим их беспокойство. Возможно, это были какие-то неожиданные для них проявления деятельности внеземных цивилизаций.

Наряду с распространившимися в постперестроечные годы псевдонаучными теориями, мистическими и мистически-религиозными учениями, процветающими на экранах ТВ и на страницах СМИ «магами», «чародеями», «колдунами», «предсказателями», «целителями»… атака на науку идёт и с другой стороны: распространяются публикации, в которых производятся попытки дезавуировать настоящие научные и научно-технические достижения прошлого. Сегодня появилось несметное количество «ниспровергателей» теории относительности, квантовой механики, не говоря уж о креационистах, особо ретивые из которых «ниспровергают» все научные достижения «скопом». Не обошли подобные «ниспровергатели» и достижения в области освоения космического пространства. Особенно «повезло» экспедиции на Луну по программе «Аполлон», осуществленной США в июле 1969 г. В «жёлтой» прессе появляются публикации, авторы которых представляют полёт космического аппарата «Аполлон-11» с космонавтами, посадку на Луну, выход космонавтов на поверхность Луны и возвращение корабля на Землю в виде грандиозной мистификации, театрализованного шоу, изготовленного в Голливуде и выброшенного на телеэкраны и страницы газет. Сегодня находится немало сторонников такой точки зрения. Некоторых из них, особенно людей молодого поколения, можно понять: для них это - «преданья старины глубокой». А предания, как хорошо известно, далеко не всегда повествуют о действительных событиях, подчас - о вымышленных.

Перо и молоток. Эксперимент на Луне

Ниже предлагаются две заметки из журнала «Наука и жизнь» за 1969 г. Первая повествует о полёте корабля «Аполлон-8» с тремя космонавтами, которые за пол года до старта «Аполлона-11» совершили облёт Луны без посадки на её поверхность. Вторая - описывает собственно полёт «Аполлона-11», посадку на поверхность Луны и возвращение на Землю. Обращает на себя внимание скупость, с которой описаны оба полёта. Чувствуется, что ведущий научно-популярный журнал страны был вынужден всячески затушёвывать это, поистине эпохальное, достижение американской науки и техники. Особенно хорошо это просматривается в первой заметке, которая завершается обзором полётов советских автоматических лунных аппаратов, как бы стараясь уравнять достижения обеих сторон. Вне сомнения, что полёты автоматических аппаратов с посадкой на Луну, забор лунного грунта и возвращение на Землю - огромное достижение по исследованию Луны, но всё же оно существенно меркнет даже по сравнению с подготовительным полётом «Аполлона-8». И если бы у советских идеологов имелась возможность вообще не упоминать о программе «Аполлон», то именно так и было бы сделано. А уж если бы был хоть малейший повод обвинить «идеологического противника» в фальсификации, то такая фальсификация была бы раздута до невероятных размеров! Но, видимо, повода не нашлось, несмотря на то, что в те времена «идеологические противники» отслеживали каждый, даже, самый мелкий шаг противоположной стороны всеми доступными средствами: дипломатическими, разведывательными, техническими… Тщательнейшим образом анализировались все видеоматериалы полученные как официальным путём, так и разными другими способами, материалы радиоперехвата, наблюдения станций слежения за космическим пространством и астрономических обсерваторий. И - никаких зацепок!

Вывод один: полным абсурдом выглядит предположение о том, что используя весь арсенал этих средств, соответствующие службы «великой державы» не смогли отличить действительный полёт на Луну от голливудской киноподделки. Без сомнения, подобная подделка была бы незамедлительно разоблачена и очень эффектно использована тогдашней властью СССР в идеологических целях.

ХРОНИКА КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ

Одно из ярких космических событий прошедшего года - полёт американского пилотируемого корабля «Аполлон-8». Его запуск был осуществлен ранним утром 21 декабря с мыса Кеннеди и явился важной вехой в реализации программы «Аполлон». Эта программа предусматривает высадку космонавтов на Луну с последующим возвращением их на Землю. Первые поисковые работы по программе «Аполлон» были начаты около 10 лет назад, а с 1961 года программа реализуется форсированными темпами. На работы по этой программе расходуется примерно половина всех средств, выделяемых Национальному управлению США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Общие же ассигнования на программу «Аполлон» превысили 20 миллиардов долларов.

В некоторые периоды из 411 тысяч человек, занятых в реализации программ NASA в работах по программе «Аполлон», участвовало около 300 тысяч человек, в том числе примерно 40 тысяч научных работников и инженеров. В США неоднократно поднимался вопрос о целесообразности затраты столь больших сил и средств на программу «Аполлон» (при этом проблема рассматривалась не только в научных, но и в военных, экономических и политических аспектах).

Для некоторой характеристики различных этапов планируемого полета на Луну приводятся примерные расчётные данные общего расхода топлива ракетными двигателями различных ступеней и блоков (в процентах от общего расхода): вывод последней ступени ракеты-носителя с космическим кораблем на промежуточную орбиту спутника Земли - около 96 %; переход на траекторию полёта к Луне - 3 %; переход на окололунную орбиту - 0,5 %; посадка на Луну - 0,25 %; взлет с Луны - 0,06 %, уход с окололунной орбиты в сторону Земли - 0,15 %.

В данном эксперименте был осуществлён вывод основного блока на селеноцентрическую орбиту и манёвр на этой орбите (переход с эллиптической орбиты на почти круговую), а также уход с окололунной орбиты в сторону Земли. Все эти манёвры осуществлялись с помощью основного, так называемого маршевого двигателя корабля «Аполлон-8», который рассчитан на 50 включений и общую продолжительность работы 750 секунд. По расчётам, кстати, подтвержденным полетом «Аполлона-8», потребность в работе маршевого двигателя такова: для коррекции траектории при полёте к Луне - до 60 секунд (три коррекции по 15 - 20 секунд каждая); перевод корабля на селеноцентрическую орбиту - 400 секунд; сход основного блока с селеноцентрической орбиты - 150 секунд; коррекция основного блока на среднем участке траектории полёта к Земле - до 60 (три коррекции по 15 - 20 секунд).

Все три космонавта (в США их называют астронавтами), входившие в экипаж «Аполлона-8», - Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс - это профессиональные военные лётчики. Первым двум из них к моменту полёта исполнилось по 40 лет, третьему - 35. Все трое имеют высшее образование, а Андерс к тому же является магистром наук в области ядерной физики. Зато в отличие от двух своих коллег он ранее не летал на космических аппаратах, в то время как Борман вместе с Ловеллом уже летали на спутнике «Джеминай-VII», а Ловелл ещё, кроме того, летал на спутнике «Джеминай-XII».

Полёт к Луне и успешное возвращение на Землю потребовали от космонавтов большого мужества и мастерства. В частности, два наиболее ответственных маневра - выход на селеноцентрическую орбиту и сход с неё - осуществлялись при ручном управлении и без «подсказок» с Земли - космический корабль во время этих манёвров находился над невидимой стороной Луны, и связь с руководителями полёта была прервана (Луна представляла собой экран, преграждающий путь радиосигналам «Аполлона» на Землю). За время полёта с «Аполлона-8» было проведено 5 телевизионных сеансов, транслировавшихся по наземной сети. Передаваемое с корабля изображение имело такие параметры: 320 строк при 10 кадрах в секунду.

Космический корабль «Аполлон-8» был выведен на траекторию полёта к Луне трёхступенчатой ракетой «Сатурн-V». Весь полёт продолжался немногим более шести суток, причём около 20 часов корабль находился на окололунной орбите.

Запуск «Аполлона-8» происходил в самый канун своеобразного юбилея - десятилетия исследований Луны с помощью космических аппаратов. Начало этим исследованиям было положено советской космической станцией «Луна-1» (январь 1959 г.). Затем последовали многочисленные эксперименты, один интереснее другого: первое «попадание» в Луну, доставка на её поверхность советского вымпела («Луна-2», сентябрь 1959 г.); облёт Луны с последующим приближением к Земле на 10000 км, фотографирование обратной стороны Луны («Луна-3», октябрь 1959 г.); аналогичная программа с более детальным фотографированием Луны («Зонд-3», 1965 г.); телевизионные передачи при подлёте автоматической станции к Луне вплоть до расстояния 1 км («Рейнджер», 1964 г., 1966 г.); первая мягкая посадка автоматической станции на Луну и телевизионная передача из района посадки («Луна-9», 1966 г.); первый вывод автоматической станции на орбиту искусственного спутника Луны («Луна-10», 1966 г.). Важнейшие события в исследовании Луны произошли в 1968 году. Это первые облёты Луны с возвращением на Землю советскими автоматическими станциями «Зонд-5» и «Зонд-6» и, наконец, американским пилотируемым кораблём «Аполлон-8». Этот последний полёт, за которым с интересом и волнением следили миллионы людей во всём мире, несомненно, является важным вкладом в освоение человеком космического пространства.

Экипаж «Аполлона-11» (слева направо): Н. Армстронг, М. Коллинз, Э. Олдрин

ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЛУНУ


Двигатель взлётной ступени лунного отсека

16 июля с одного из стартовых комплексов космодрома на мысе Кеннеди с помощью ракеты-носителя «Сатурн-5» стартовал космический корабль «Аполлон-11». Его эпипаж: командир корабля Нейл Армстронг, авиационный инженер и летчик-испытатель; полковник ВВС Эдвин Олдрин, доктор наук по астронавтике; подполковник ВВС Майкл Коллинз. Этому экипажу предстояло решить главную и по сути дела конечную задачу всей десятилетней программы «Аполлон» (см. «Наука и жизнь» № 3 и № 8, 1969 г.) - осуществить высадку человека на поверхность Луны.

Некоторые важные элементы полёта космонавтов на Луну и возвращения с неё иллюстрируются упрощёнными схемами на нижнем рисунке. Первоначально космический корабль вместе с третьей ступенью ракеты-носителя (TCP) был выведен (общий вес около 140 тонн) на сравнительно низкую околоземную орбиту. На втором витке вторично включилась двигательная установка третьей ступени, которая проработала 5,5 минуты и, израсходовав более 70 тонн топлива, вывела эту ступень вместе с кораблем (общий вес около 45 тонн) на траекторию полёта к Луне. Вскоре было произведено так называемое перестроение отсеков корабля - из положения, наиболее удобного при старте ракеты (1), они перестроились в положение, необходимое для выполнения последующих операций. Для этого основной блок космического корабля отошёл от третьей ступени ракеты-носителя (2), развернулся (3) на 180 градусов, вернулся обратно (4) к третьей ступени и пристыковался к лунному отсеку так, что её взлетная ступень оказалась непосредственно соединенной с отсеком экипажа основного блока. (Космический корабль типа «Аполлон» состоит из основного блока и лунного отсека, который иногда называют модулем, капсулой и т. п., основной блок, в свою очередь, состоит из двух разделяемых отсеков - отсека экипажа ОЭ и двигательного отсека ОД; лунный отсек также состоит из двух разделяемых ступеней - посадочной ПС и взлётной ВС). После перестроения был отброшен соединительный переходник, и «Аполлон-11» отделился от третьей ступени ракеты-носителя (4).

Первый шаг на Луну и космонавты возле лунного отсека (снимки сделаны с экрана телевизора)

Переход на окололунную орбиту (5) был осуществлён с помощью маршевого двигателя, который как раз и установлен в ОД. Совершив несколько витков по окололунной орбите, космонавты тщательно проверили все системы корабля. После этого Н. Армстронг и Э. Олдрин через внутренний люк перешли в ВС, и лунный отсек отделился от основного блока (6), где остался один Коллинз. Лунный отсек вышел на эллиптическую орбиту с перигелием около 15 километров, а затем с помощью двигателя посадочной ступени совершил мягкую посадку на поверхность Луны (7), израсходовав почти всё предназначенное для этого топливо (около 8 тонн). Окончательный выбор места посадки был одной из наиболее трудных и опасных операций, так как на предварительно намеченном участке было замечено много весьма крупных камней и кратер размером со стадион. Однако Армстронг, используя ручное управление лунным отсеком, сумел найти ровную площадку, несмотря на крайне ограниченное время, и прилунение прошло безукоризненно.



Посадочная и взлётная ступени лунного отсека

После прилунения космонавты, согласно программе, должны были спать несколько часов. Однако этот пункт программы не был «выполнен»: космонавты не смогли спокойно отдыхать, находясь в нескольких шагах от поверхности Луны, и с согласия Центра управления полётом, после тщательной проверки индивидуальных систем жизнеобеспечения начали выход из корабля. Первым на лунную поверхность ступил Н. Армстронг. Это произошло 21 июля 1969 года в 5 часов 56 минут 20 секунд по московскому времени. Через 20 минут на поверхность Луны вышел Э. Олдрин.

Космонавты путешествовали по Луне 2 часа 40 минут, а всего лунный отсек находился на Луне около суток. Оставив посадочную ступень ПС на Луне, Н. Армстронг и Э. Олдрин стартовали на взлётной ступени ВС (8). Её двигатель, израсходовав несколько тонн топлива, вывел ВС на окололунную орбиту и позволил состыковаться с находившимся там основным блоком корабля (9). После стыковки и возвращения двух лунных путешественников в отсек экипажа был произведён сброс взлетной ступени (10). Затем последовали заключительные этапы полёта - переход с помощью маршевого двигателя на траекторию полета к Земле (11), перелёт к Земле, отделение ОЭ от ОД (12) и завершающий этап - вход в атмосферу Земли, торможение ОЭ, спуск на парашютах (13) и приводнение. Полёт «Аполлона-11» является выдающимся техническим достижением, a тот факт, что человек побывал на Луне, символизирует гигантские успехи современной науки и техники. Об этом образно сказал командир корабля Нейл Армстронг, только что ступив на поверхность Луны: «Один маленький шаг человека - огромный шаг человечества».















Аполлон-11» (англ. Apollo 11) - пилотируемый космический корабль серии «Аполлон», в ходе полёта которого 16-24 июля 1969 года жители

Земли впервые в истории совершили посадку на поверхность другого небесного тела - Луны.

20 июля 1969 года, в 20:17:39 UTC командир экипажа Нил Армстронг и пилот Эдвин Олдрин посадили лунный модуль корабля

в юго-западном районе Моря Спокойствия. Они оставались на поверхности Луны в течение 21 часа 36 минут и 21 секунды.

Всё это время пилот командного модуля Майкл Коллинз ожидал их на окололунной орбите. Астронавты совершили один выход на

лунную поверхность, который продолжался 2 часа 31 минуту 40 секунд. Первым человеком, ступившим на Луну, стал Нил Армстронг.

Астронавты установили в месте посадки флаг США, разместили комплект научных приборов и собрали 21,55 кг образцов лунного грунта,

которые были доставлены на Землю. После полёта члены экипажа и образцы лунной породы прошли строгий карантин, который не выявил никаких лунных микроорганизмов.

Успешное выполнение программы полёта «Аполлона-11» означало достижение национальной цели, поставленной Президентом США Джоном Кеннеди

в мае 1961 года - до конца десятилетия осуществить высадку на Луну, и ознаменовало победу США в лунной гонке с СССР


Экипаж

Командир - Нил Армстронг.

Пилот командного модуля - Майкл Коллинз.

Пилот лунного модуля - Эдвин Олдрин.

Выход на поверхность Луны

Надевание ранцев портативной системы жизнеобеспечения (англ.)русск., их подключение к скафандрам и тестирование,

а также проверка герметичности скафандров заняли у Армстронга и Олдрина гораздо больше времени, чем во время тренировок

на Земле. От получения разрешения на досрочную внекорабельную деятельность (ВКД) до начала разгерметизации кабины лунного

модуля прошло более четырёх часов. Сама разгерметизация заняла тоже больше обычного, около 11 минут, потому что клапан сброса

давления в основном выходном люке «Орла» был снабжён специальным антибактериальным фильтром (в последующих экспедициях от него отказались).

После открытия выходного люка, в 109 часов 16 минут 49 секунд полётного времени Армстронг, повернувшись к нему спиной, начал потихоньку

в него протискиваться. Олдрин подсказывал ему, в какую сторону нужно двигаться и поворачиваться, чтобы ни за что не зацепиться. Выбравшись

на площадку над лестницей, Армстронг первым делом отрепетировал возвращение в лунный модуль. Он снова заполз в него и встал на колени.

Всё получилось нормально. Взяв мешок с мусором, который ему передал Олдрин, он снова выбрался на площадку и выбросил мешок на лунную поверхность.

После этого Армстронг дёрнул за кольцо и открыл грузовой отсек посадочной ступени слева от лестницы (если смотреть на лунный модуль), тем самым включив

телекамеру. Спустившись на круглую тарелку опоры лунного модуля, Армстронг запрыгнул обратно на нижнюю ступеньку лестницы и сообщил Олдрину, что вернуться

назад можно, но нужно хорошенько подпрыгнуть. Он снова спрыгнул на тарелку и доложил Хьюстону, что опоры модуля вдавлены в поверхность всего на 2,5-5 см,

хотя лунный грунт очень мелкозернистый, почти как порошок, если смотреть на него с близкого расстояния. Держась правой рукой за лестницу, Армстронг

16 июля 1969 года в 13:32 UTC (всемирное время) со стартового комплекса №39А Космического центра имени Кеннеди (Флорида, США) был запущен космический корабль «Аполлон-11» . Задачей миссии была высадка человека на Луну.

21 июля, в 02:56:15 UTC (в 5 ч 56 минут 15 секунд по московскому времени, или в 6 часов 56 минут 15 секунд современному московскому летнему времени) астронавты «Аполлона-11» совершили выход на лунную поверхность. Первым человеком, ступившим на Луну, стал командир корабля Нил Армстронг . Через 15 минут к нему присоединился пилот лунного модуля Эдвин Олдрин . Пилот командного модуля Майкл Коллинз всё это время ожидал их на окололунной орбите.

Вернулся «Аполлон-11» на Землю 24 июля 1969 года в 16:50:35 UTC . Вся экспедиция продолжалась 8 суток 3 часа 18 минут и 18 секунд .

Во время полёта астронавты провели несколько телетрансляций .

Успешное выполнение программы полёта «Аполлона-11» означало достижение национальной цели , поставленной Президентом США Джоном Кеннеди в мае 1961 года - до конца десятилетия высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Землю - и ознаменовало победу США в лунной гонке с СССР.

Высадка человека на Луну часто упоминается, как одно из величайших достижений человечества .


Экипаж «Аполлона-11» :
командир - Нейл (Нил) Олден Армстронг (Neil Alden Armstrong) (слева),
пилот командного модуля - Майкл Коллинз (Michael Collins) (в центре),
пилот лунного модуля - Эдвин E. Юджин (Базз) Олдрин младший (Edwin Eugene (Buzz) Aldrin, Jr.) (справа).

Космический корабль «Аполлон»

3-х-местный корабль массой около 47 тонн, в состав которого входят следующие компоненты:

  • командный модуль,
  • служебный модуль,
  • лунный модуль,
  • система аварийного спасения.

Все модули корабля «Аполлон»


1.Штырь стыковочного узла.
2.Теплозащитный чехол, надеваемый на отсек экипажа при запуске.
3.Герметизированная кабина космонавтов.
4.Гибкая юбка теплозащитного чехла на отсеке экипажа.
5.Двигатели ориентации по тангажу.
6.Двигатели ориентации по крену.
7.Панель для монтажа блока из четырех вспомогательных двигателей.
8.Баки с топливом для маршевого двигателя.
9.Успокоитель и расходомер.
10.Сопло маршевого двигателя.
11.Теплозащитный экран заднего днища.
12.Остронаправленная антенна диапазона S.
13.Радиатор системы терморегулирования.
14.Бачки с жидким кислородом и водородом.
15.Блок вспомогательных двигателей.
16.Двигатели ориентации по рысканию.

Командный и служебный модули корабля «Аполлон-11» (они получили имя и позывной «Колумбия» )

Командный модуль - это конус со сферическим основанием , диаметр основания 3920 мм, высота конуса 3430 мм, угол при вершине 60°, номинальная масса - 5500 кг . Командный модуль является центром управления полётом . Все члены экипажа в течение полёта находятся в нём, за исключением этапа высадки на Луну.

Служебный модуль несёт основную двигательную установку и системы обеспечения корабля. Имеет форму цилиндра длиной 3943 мм и диаметром 3914 мм . С учётом длины сопла маршевого двигателя, которое выходит наружу из корпуса, общая длина служебного модуля 7916 мм . Общая масса служебного модуля - 23,3 тонны , в том числе 17,7 тонн топлива. В модуле размещена маршевая двигательная установка, система реактивного управления, топливные баки и агрегаты двигательных установок и энергетическая установка на водородо-кислородных топливных элементах. Служебный модуль обеспечивал все манёвры корабля на траектории полёта к Луне, коррекцию траектории, выход на орбиту Луны, переход с орбиты Луны на траекторию полёта к Земле и коррекцию траектории возвращения.

Для посадки на Луну к основным (командному и служебному) модулям добавлялся ещё лунный модуль :


1.Люк стыковочного узла отсека экипажа и лунной кабины.
2.Люк для входа в герметизированную кабину.
3.Две антенны метрового диапазона.
4.Бак окислителя для двигателей системы ориентации (тетраоксид диазота).
5.Блок автоматики.
6.Бачок с водой.
7.Баллон с гелием для вытеснительной системы подачи топлива в двигатели системы ориентации.
8.Бак горючего (аэрозин-50) для двигателей системы ориентации.
9.Бак горючего (аэрозин-50) для основного двигателя взлетной ступени.
10.Блок двигателей системы ориентации.
11.Радиоизотопная энергетическая установка.
12.Телескопическая стойка посадочного шасси.
13.Тарельчатая опора посадочного шасси.
14.Поперечный элемент шасси.
15.Бак горючего (аэрозин-50) основного двигателя посадочной ступени (2 шт.).
16.Двигатель посадочной ступени с регулируемой тягой до 4530 кгс.
17.Бак с окислителем двигателя посадочной ступени (2 шт.).
18.Выдвижная антенна диапазона S (используется на поверхности Луны).
19.Посадочная ступень.
20.Лестница для спуска астронавтов на поверхность Луны.
21.Теплоизоляция.
22.Площадка с поручнями.
23.Основной двигатель взлетной ступени, тяга в вакууме 1590 кгс.
24.Автономная ранцевая система жизнеобеспечения.
25.Дефлекторы для отклонения истекающих газов из сопла.
26.Вентилятор для обеспечения циркуляции кислорода в кабине.
27.Проблесковый источник света.
28.Пульт управления лунной кабиной.
29.Антенна диапазона S, используемая во время полета.
30.Антенна радиолокатора, обеспечивающего встречу на орбите.
31.Поворотная антенна диапазона S.

Лунный модуль корабля «Аполлон-11» (он получил имя и позывной - «Орёл» )

Лунный модуль имеет высоту 6,37 м., диаметр 4,27 м. и массу около 16,2 тонны . Состоит из посадочной и взлётной ступеней.

Посадочная ступень массой около 11,7 тонн , оборудованная самостоятельной двигательной установкой тягой до 4,76 тонн-сил и шасси, используется для снижения лунного корабля с орбиты Луны и мягкой посадки на лунную поверхность, и также служит стартовой площадкой для взлётной ступени.

Взлётная ступень массой около 4,5 тонны с герметичной кабиной для экипажа и самостоятельной двигательной установкой тягой 1,59 тонн-сил , после завершения исследований стартует с поверхности Луны и на орбите стыкуется с командным отсеком. Разделение ступеней осуществляется при помощи пиротехнических устройств.

Сравнение корабля «Аполлон» с пристыкованным лунным модулем (вверху) с другими кораблями, которые использовались НАСА для подготовки к полёту на Луну: 2-х-местным «Джемини» (ниже справа) и 1-местным «Меркурием» (в самом низу справа). Слева – ракеты-носители для этих кораблей и размещение кораблей на них.


Для запуска кораблей «Аполлон» использовалась ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Сатурн-V» («Сатурн-5») , имевшая высоту 110 м., диаметр 10,1 м. и стартовую массу около 2925 тонн , из которых около 2700 тонн (т.е., более 90%) - топливо. Она могла вывести на низкую околоземную орбиту груз массой около 145 тонн , а на траекторию к Луне – 65,5 тонн (46,8 тонн - корабль «Аполлон» и 18,7 тонн - 3-я ступень с остатками топлива).

Ракета-носитель «Сатурн-5» остаётся самой грузоподьёмной, наиболее мощной, самой тяжелой и самой большой из созданных на данный момент человечеством ракет, выводивших полезную нагрузку на орбиту . Это - детище выдающегося конструктора ракетной техники Вернера фон Брауна :

Схема ракеты-носителя «Сатурн-5»


Как видно на схемах, ракета-носитель «Сатурн-5» состояла из трёх ступеней .

На первой ступени (S-IC) были установлены 5 кислородно-керосиновых двигателей F-1 , общей тягой более 34000 кН (т.е., более 3400 тонн-сил, по 690 тонн-сил на каждый двигатель ). Эти двигатели по сей день остаются самыми мощными однокамерными ракетными двигателями из когда-либо летавших . Первая ступень работала 2,5 минуты и разгоняла космический аппарат до скорости 2,68 км/с (в инерциальной системе отсчёта) и выводила его на высоту 68 километров .

Вторая ступень (S-II) использовала 5 кислородно-водородных двигателей J-2 , общая тяга которых составляла 5115 кН (523 тонн-силы, по 104 тонн-силы на каждый двигатель ). Вторая ступень работала приблизительно 6 минут , разгоняя космический аппарат до скорости 6,84 км/с и выводя его на высоту 185 км .

На третьей ступени (S-IVB) был установлен 1 кислородно-водородный двигатель J-2 тягой 1000 кН (102 тонн-силы ). Третья ступень включалась дважды, после отделения второй ступени она работала 2,5 минуты и выводила корабль на околоземную орбиту. Вскоре после выхода на эту орбиту третья ступень включалась ещё раз и за 6 минут выводила корабль на траекторию полёта к Луне. Третья ступень выводилась на траекторию столкновения с Луной (начиная с полёта «Аполлона-13»); в предыдущих полётах к Луне ступень выходила на околосолнечную орбиту.

Помимо «Сатурна-5», в испытательных запусках по программе «Аполлон» использовалась ракета «Сатурн-1Б » - двухступенчатая ракета-носитель, модернизированная версия ракеты-носителя «Сатурн-1».

На первой ступени «Сатурна-1Б (SI-B) было установлено 8 кислородно-керосиновых двигателей H-1, общая тяга которых составляла 6700 кН (т.е., 684 тонн-силы, по 137 тонн-сил на каждый двигатель ). Ступень работала 2,5 минуты и выключалась на высоте 68 километров .

Вторая ступень «Сатурна-1Б» (S-IVB), она же - третья ступень «Сатурна-5», работала около 7 минут и выводила полезную нагрузку до 15,3 тонн на околоземную орбиту.

Сравнение ракет-носителей «Сатурн-1», «Сатурн-1Б» и «Сатурн-5»


Хроника полёта «Аполлона-11»

Старт ракеты-носителя «Сатурн-5» с кораблём «Аполлон-11» 16 июля 1969 года

Запуск двигателей второй ступени Сатурн-5 после отделения первой ступени


Двигатели всех трёх ступеней ракеты-носителя отработали в соответствии с расчётной программой, корабль был выведен на геоцентрическую орбиту, близкую к расчётной . После этого экипаж в течение примерно 2-х часов производил проверку бортовых систем.

Двигатель третьей ступени ракеты-носителя был повторно включен в 2 часа 44 минуты 16 секунд полётного времени и проработал 348 секунды ,придав кораблю скорость 10,8392 км/сек и переведя его на траекторию свободного возвращения :

В случае отказа основного двигателя корабля, эта траектория обеспечивала его возвращение на Землю после 145 ч. 04 мин. полёта по ней, включая достаточно удалённый облёт Луны.

После выхода на траекторию к Луне, в 3 часа 15 минут 23 секунды полётного времени начался манёвр перестроения отсеков корабля «Аполлон» , который завершился с первой попытки через 8 минут 40 секунд :

Манёвр перестроения отсеков корабля «Аполлон» (данная схема относится к «Аполлону-10», но «Аполлон-11» перестраивался аналогично)


Когда «Колумбия » и «Орёл » отошли на безопасное расстояние от 3-й ступени ракеты-носителя, по команде с Земли был в последний раз включён двигатель 3-й ступени, и она перешла на траекторию пролёта мимо Луны и выхода на гелиоцентрическую орбиту .

И по такой траектории:

Схема полёта « Аполлона -11»

Схема полёта предыдущего корабля - « Аполлона -10»


Астронавты перевели корабль в режим пассивного термического контроля, когда он медленно вращался вокруг своей продольной оси , делая около 3-х оборотов за 1 час. Это обеспечивало равномерное нагревание обшивки корабля .

В 25 часов 00 минут 53 секунды полётного времени «Аполлон-11» преодолел ровно половину расстояния от Земли до Луны, пролетев 193 256 км. Вскоре после этого путём включения основного двигателя на 2,9 секунды была проведена промежуточная коррекция траектории , в результате которой корабль перешёл на траекторию, обеспечивающую сближение с Луной и посадку на неё.

Незадолго до того, как у экипажа должен был начаться очередной период ночного отдыха, Армстронг неожиданно связался с Хьюстоном и запросил: на каком расстоянии от «Аполлона-11» в тот момент находилась сброшенная третья ступень ракеты-носителя? Дело было в том, что астронавты в иллюминаторы видели на большом расстоянии какой-то непонятный объект, который мигал, как вспыхивающий проблесковый маячок . Было похоже на то, что он, кувыркаясь в пространстве, отражал солнечный свет. Его наблюдали все трое астронавтов, поскольку корабль в то время медленно вращался в режиме пассивного термического контроля. Хьюстон через несколько минут ответил им, что третья ступень летит от них на расстоянии 11100 км. Из этого стало понятно, что загадочный объект никак не мог быть третьей ступенью. Как рассказывал на послеполётном опросе Олдрин, в монокуляр форма объекта выглядела похожей на букву L. Армстронг добавлял, что всё это напоминало открытый чемодан. А Коллинз говорил, что это был полый цилиндр, а если фокус секстанта чуть-чуть сбить, тогда объект выглядел, как открытая книга. Что это было на самом деле, доподлинно установить так и не удалось. Предположительно, астронавты могли видеть одну из панелей адаптора, в котором лунный модуль находился в верхней части третьей ступени во время взлёта.

19 июля в 75 часов 49 минут 28 секунд полётного времени (на 4 мин раньше расчётного времени) когда корабль находился за Луной, был включён ЖРД служебного отсека; он проработал 357 сек и перевел корабль на эллиптическую орбиту искусственного спутника Луны с высотой в апоселении 313,8 км. и в периселении 112,7 км . По этой орбите корабль сделал 2 оборота вокруг Луны и 80 ч. 04 мин. 51 сек. полётного времени (на 4 мин 39 сек раньше расчётного времени) был вторично включён ЖРД служебного отсека на 16,4 сек., в результате чего корабль перешёл на орбиту, близкую к круговой, с высотой в апоселении 121,5 км и в периселении 99,4 км . Эта орбита очень близка к номинальной орбите 120x100 км, которая под влиянием аномалий гравитационного поля Луны должна была перейти в круговую орбиту высотой 111 км .

20 июля Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли в лунный модуль, активировали и проверили все его системы, привели сложенные опоры посадочной ступени в рабочее положение. В начале 13-го витка, когда «Аполлон-11» находился над обратной стороной Луны, «Колумбия» и «Орёл» расстыковались .

Лунный модуль «Орёл» на орбите вокруг Луны после расстыковки с командным модулем «Колумбия»


В конце 13-го витка, над обратной стороной Луны, на 29,8 секунды был включён двигатель посадочной ступени лунного модуля, «Орёл» перешёл на орбиту снижения с апоселением 105,9 км и периселением 15,7 км .

Снижение лунного корабля с орбиты искусственного спутника на поверхность Луны


Он летел опорами посадочной ступени вперёд и иллюминаторами вниз, чтобы астронавты могли отслеживать ориентиры на поверхности. Армстронг заметил, что один из ориентиров, кратер Маскелини W , они пролетели примерно на 3 секунды раньше, чем предполагалось . Это означало, что они сядут дальше расчётной точки.

В 102 часа 33 минуты 05 секунд полётного времени вблизи периселения орбиты снижения (примерно в 400 км к востоку от запланированного района посадки) был включён двигатель посадочной ступени лунного модуля, начался этап торможения . Примерно через 4 минуты после этого «Орёл» был повёрнут по крену на 180°, иллюминаторами вверх, Армстронг и Олдрин почти прямо перед собой увидели Землю. Такой поворот был необходим по двум причинам: чтобы посадочный радар смог захватить поверхность и чтобы на завершающем этапе посадки, когда корабль развернётся в вертикальное положение, астронавты могли видеть район, куда садятся.

Почти сразу после этого сработала аварийная сигнализация бортового компьютера , о чём Армстронг доложил в ЦУП. Лунный модуль в этот момент находился на высоте 10,2 км . Сигнал тревоги был вызван перегруженностью бортового компьютера , в который помимо навигационных данных поступала ненужная в тот момент информация от радара встречи с командно-служебным модулем (переключатель радара был поставлен Армстронгом в такое положение примерно за 3 минуты до первого тревожного сигнала). Всего за время посадки сигнализация срабатывала 5 раз, что сильно отвлекало внимание астронавтов. Определяющим в принятии решения ЦУПа о продолжении посадки стало слово специалиста по навигационным системам лунного модуля Стива Бэйлза, который посчитал, что перегруженность компьютера не поставит посадку под угрозу (позднее он вместе с астронавтами получит Президентскую медаль Свободы).

Торможение лунного модуля перед посадкой на Луну .

Аналогичный манёвр лунного модуля «Аполлона-10» - без посадки. После него было совершено отделение посадочной ступени лунного модуля, а его взлётная часть вместе со Стаффордом и Сернаном вновь пристыковалась к командному модулю корабля, ожидавшему их на орбите под управлением Янга, и все трое астронавтов вернулись на Землю.

Через 8,5 минут после начала торможения, на высоте чуть менее 2 км. , начался этап приближения к точке посадки , бортовой компьютер перешёл к выполнению программы, в соответствии с которой управление двигателем посадочной ступени и двигателями системы ориентации осуществляется автоматически, а астронавты могут вручную лишь корректировать ориентацию. «Орёл» начал медленно поворачиваться в вертикальное положение.

На высоте 1,5 км . при скорости снижения 30,5 м/с Армстронг на некоторое время отключил автоматический режим, чтобы сделать пробную корректировку ориентации.

На высоте около 460 м . Армстронг увидел, что автопилот ведёт корабль в точку на ближнем краю большого кратера, окружённого полем валунов до 2-3 метров в поперечнике (позднее было установлено, что это кратер Западный , диаметром 165 м). С научной точки зрения посадка рядом с большим кратером была бы весьма ценной. Однако Армстронг быстро понял, что посадить «Орёл» в достаточно безопасном месте, не долетая кратера, не удастся. Он решил его перелететь.

На высоте примерно 140 метров командир перевёл компьютер в полуавтоматический режим, в котором двигатель посадочной ступени управляется автоматически и поддерживает постоянную вертикальную скорость 1 м/с, а двигатели системы ориентации управляются полностью вручную. Армстронг уменьшил наклон лунного модуля назад с 18° до 5° от вертикали. Это увеличило скорость горизонтального перемещения вперёд до 64 км/час. Когда лунный модуль пролетал над кратером, командир начал искать место, пригодное для посадки, и выбрал относительно ровную площадку между небольшими кратерами и полем валунов.

На высоте около 80 метров вертикальная скорость снижения составляла около 0,5 м/с. Олдрин сообщил, что осталось 8% топлива. Ещё через несколько секунд он добавил, что видит тень «Орла» на поверхности Луны. На завершающем этапе захода на посадку лунный модуль был повёрнут примерно на 13° влево от курса, и тень была вне поля зрения Армстронга. На высоте 30 метров Олдрин доложил, что топлива остаётся 5% и что загорелось предупреждение. Начался 94-секундный отсчёт, по окончании которого у Армстронга останется только 20 секунд, чтобы посадить корабль или экстренно прервать посадку и взлететь. Через 33 секунды оператор связи в ЦУПе в Хьюстоне Чарльз Дьюк предупредил, что остаётся 60 секунд. Посадочный радар на несколько секунд «терял» поверхность. Частота пульса у Армстронга на завершающем этапе посадки достигла 150 ударов в минуту.

На высоте 12 метров Олдрин доложил, что поднимается лунная пыль.

На высоте около 9 метров , как вспоминал Армстронг, «Орёл» по неизвестной причине начал перемещаться влево и назад. С движением назад справиться удалось, но полностью погасить перемещение влево не получилось. Ещё более замедлять снижение или зависать было нельзя, поскольку топлива оставалось совсем мало, и допустимый лимит времени до прерывания посадки был почти исчерпан .

Вскоре после того, как Олдрин доложил, что высота 6 м . , вертикальная скорость 0,15 м/с, а скорость горизонтального перемещения - 1,2 м/с, Дьюк из Хьюстона предупредил, что остаётся 30 секунд . Через 9 секунд после этого предупреждения Олдрин закричал: «Сигнал контакта! » Это произошло в 20:17:39 UTC 20 июля (102 ч. 45 мин. 39,9 с. полётного времени) . Синий сигнал контакта означал, что лунной поверхности коснулся как минимум один из щупов длиной 1,73 м, которые крепились к трём из четырёх опор (кроме той, где была лестница). Через 1,5 секунды после этого Армстронг заглушил двигатель. На послеполётном опросе он рассказал, что не смог точно определить момента посадки. Посадка была настолько мягкой, что момент, когда корабль стал на грунт, было сложно определить .

После прилунения Армстронг передал Земле: «Хьюстон, говорит База Спокойствия. "Орёл" сел ». Чарльз Дьюк ответил, от волнения оговорившись: «Понял вас, "Свок…", "Спокойствие". Вы прилунились. Мы тут все уже было посинели. Теперь мы снова дышим. Спасибо огромное! »

Лунный модуль стал на грунт с небольшим наклоном назад на 4,5° от вертикали, он так и остался повёрнутым на 13° влево от траектории полёта. Послеполётный анализ показал, что в топливных баках посадочной ступени «Орла» осталось 349 кг. топлива . Этого хватило бы на 25 секунд зависания , после чего осталось бы 20 секунд на запуск двигателя взлётной ступени и прерывание посадки. У следующих «Аполлонов» после посадки оставалось от 499 до 544 кг.

Корабль прилунился в точке с координатами 0,67408° с. ш. 23,47297° в. д. , в 6858 метрах западнее центра эллипса района посадки:

Место посадки «Аполлона-11» (на него показывает синяя стрелка) - юго-западный район Моря Спокойствия

В течение первых 2-х часов пребывания на Луне Нил Армстронг и Эдвин Олдрин были заняты имитацией предстартовой подготовки - на случай, если по каким-либо причинам возникла бы необходимость досрочно прервать пребывание на Луне.

После её завершения Армстронг запросил разрешение Хьюстона, вместо отдыха, который стоял следующим пунктом в полётном плане, примерно через 3 часа начать выход на поверхность . Разрешение было дано меньше чем через полминуты, всем было понятно, что эмоциональное состояние астронавтов всё равно не даст им заснуть . Кроме того, главное событие миссии передвигалось с глубокой ночи по времени восточного побережья США на лучшее эфирное время (для трансляции в прямом эфире).

Затем Олдрин, как старейшина пресвитерианской церкви, провёл краткую частную церковную службу, совершив таинство причастия . Олдрин имел с собой маленькую пластиковую коробочку с походным набором из миниатюрного потира, гостии и вина, которые он взял заблаговременно в Уэбстерской пресвитерианской церкви в Хьюстоне. После полёта Олдрин вернул миниатюрный потир в Уэбстерскую церковь. Каждый год в воскресенье, ближайшее к 20 июля, местные прихожане там принимают участие в богослужении Лунной евхаристии . Армстронг, будучи атеистом, участия в церемонии не принял, и причащаться не стал.

От получения разрешения на досрочный выход на поверхность Луны до начала разгерметизации кабины лунного модуля прошло более 4-х часов . После открытия выходного люка, в 109 часов 16 минут 49 секунд полётного времени , Армстронг, повернувшись к нему спиной, начал потихоньку в него протискиваться. Олдрин подсказывал ему, в какую сторону нужно двигаться и поворачиваться, чтобы ни за что не зацепиться. Выбравшись на площадку над лестницей, Армстронг первым делом отрепетировал возвращение в лунный модуль . Он снова заполз в него и встал на колени. Всё получилось нормально.

Взяв мешок с мусором , который ему передал Олдрин, он снова выбрался на площадку и выбросил мешок на лунную поверхность:

Мешок с мусором стал первым предметом, который человек, прибывший на другое космическое тело, бросил на него. Не является ли это пророческим символом - характеристикой нашего будущего освоения планет?


После этого Армстронг дёрнул за кольцо и открыл грузовой отсек посадочной ступени слева от лестницы (если смотреть на лунный модуль), тем самым включив телекамеру , которая и сняла его первый шаг на поверхность Луны (см. видео ниже). Спустившись на круглую тарелку опоры лунного модуля, Армстронг запрыгнул обратно на нижнюю ступеньку лестницы и сообщил Олдрину, что вернуться назад можно, но нужно хорошенько подпрыгнуть. Он снова спрыгнул на тарелку и доложил Хьюстону, что опоры модуля вдавлены в поверхность всего на 2,5-5 см , хотя лунный грунт очень мелкозернистый, почти как порошок, если смотреть на него с близкого расстояния.

Держась правой рукой за лестницу, Армстронг левой ногой ступил на лунную поверхность (правая оставалась на тарелке) и произнёс:

«Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества »

That’s one small step for [a] man, one giant leap for mankind »)

Это произошло в 109 часов 24 минуты 20 секунд полётного времени , или в 02 часа 56 минут 15 секунд UTC 21 июля 1969 года . Через 15 минут к нему присоединился Эдвин Олдрин.

Фраза при высадке на Луну была составлена заранее, однако от волнения Армстронг пропустил неопределённый артикль перед словом man , что хорошо слышно в записи. Таким образом, смысл фразы исказился: слово man без артикля означает не отдельный человек, а человек, как вид, человечество.

По словам друга детства Армстронга, фраза о двух разных шагах была навеяна детской игрой Mother May I , в которой нужно делать большие или маленькие шаги вперёд.

Телетрансляцию о высадке человека на Луну вели все страны, кроме СССР и Китая . В странах бывшего СССР распространена легенда, что в момент первой высадки на Луну, когда более чем 1 миллиард человек в остальном мире смотрели прямую трансляцию с Луны, по Центральному телевидению СССР якобы был показан фильм «Свинарка и пастух». Однако в этот момент, 5:56 утра по московскому времени, Центральное телевидение СССР вообще не вело передач ; в 1969 году передачи ЦТ начинались только в 8 утра .

На поверхности Луны астронавты пробовали различные способы передвижения, собрали 21,55 кг. образцов лунного грунта , установили научные приборы, разговаривали с президентом Никсоном, установили мемориальную табличку, американский флаг и памятные медали в честь погибших американских астронавтов и советских космонавтов. Армстронг сходил к Малому Западному кратеру диаметром 30 метров, расположенному в 60 метрах к востоку от лунного модуля, и сделал там ряд снимков. Это было максимальное удаление астронавтов от лунного модуля во время данной экспедиции.

Пребывание вне корабля продолжалось 2 часа 31 минуту 40 секунд .

Когда Армстронг и Олдрин вернулись в лунный модуль и сняли шлемы и перчатки, они почувствовали едкий запах лунной пыли . Астронавты протёрли лица и руки влажными салфетками и полотенцами. Частица лунной пыли попала Армстронгу в глаз, но её удалось без проблем извлечь; вычистить до конца лунную пыль из-под ногтей ни он, ни Олдрин не смогли.

Олдрин доложил Земле, что на панели управления, справа, там, где он стоит, один переключатель находится не в том положении , в каком нужно, а включатель зажигания двигателя взлётной ступени вообще сломан . Вероятнее всего, это произошло, когда Олдрин поворачивался в кабине ещё с ранцем за плечами. Астронавты стали искать, чем можно было бы включить сломанный выключатель. Оказалось, что для этих целей подходил фломастер, который у них был на борту.

Ответив на ряд вопросов специалистов на Земле, Армстронг и Олдрин прибрались в кабине и стали укладываться спать . Спать пришлось в скафандрах. Олдрин, по его словам, урывками подремал часа два. Армстронг приближался к состоянию дремоты, но так и не смог заснуть.

За три дня до старта «Аполлона-11», 13 июля 1969 года , СССР запустил автоматическую станцию «Луна-15» , которая должна была достигнуть Луны как раз в день старта, 16 июля . Для американцев этот запуск был загадкой, но высказывались предположения, что его цель - мягкая посадка аппарата на Луну и возвращение его на Землю с образцами лунного грунта до возвращения «Аполлона-11». 16 июля «Луна-15» благополучно вышла на окололунную орбиту. В течение 52 витков с ней были проведены 86 сеансов связи, но при попытке посадки 21 июля 1969 года , т.е. во время пребывания Армстронга и Олдрина на Луне, она разбилась в Море Кризисов (т.е., не так далеко, по лунным меркам, от места посадки «Аполлона-11»).

Сразу после пробуждения астронавты начали готовиться к взлёту . Двигатель взлётной ступени лунного модуля был включён, как и планировалось, в 124 часа 22 минуты полётного времени . Таким образом, пребывание на поверхности Луны продолжалось 21 час 36 минут и 21 секунды .

Первые 10 секунд «Орёл» поднимался строго вертикально. Олдрин увидел в свой иллюминатор, как под воздействием реактивной струи полетели в разные стороны мелкие куски теплоизоляции посадочной ступени, и упал установленный ими флаг . Когда скорость достигла 12 м/с, корабль повернулся на 50° носом вперёд, чтобы начала увеличиваться горизонтальная скорость.

Траектория вертикального старта взлётной ступени лунного корабля с поверхности Луны


Через 7 минут «Орёл» вышел на промежуточную орбиту с периселением 17 км и апоселением 87 км .

Примерно через час после взлёта , когда оба корабля находились над обратной стороной Луны, Армстронг включил двигатели системы ориентации. Лунный модуль перешёл на почти круговую орбиту, периселений которой поднялся до 83,3 км .

Активный участок траектории выхода взлётной ступени лунного корабля на орбиту искусственного спутника Луны


Выход взлетной ступени лунного корабля на орбиту искусственного спутника Луны


Переход взлетной ступени лунного корабля на фазирующую орбиту и постоянную разность высот


В результате ещё нескольких последовательных манёвров через 3,5 часа после взлёта «Орёл» и «Колумбия» сблизились до расстояния 30 м.

Манёвр постоянной разности высот, окончательное фазирование, коррекция траектории встречи взлетной ступени с основным блоком корабля.

Вскоре после того, как Армстронг и Олдрин перешли в командный модуль, взлётная ступень «Орла» была сброшена . Она осталась на орбите, но со временем должна была упасть на Луну. Коллинз 7-секундным включением двигателей системы ориентации отвёл «Колумбию» на безопасное расстояние.

В самом начале 31-го витка, когда корабль находился над обратной стороной Луны, был включён его маршевый двигатель . Он отработал 2 минуты 28 секунд . «Аполлон-11» перешёл на траекторию полёта к Земле :

Выход на траекторию возвращения к Земле (ЖРД включен на 149 сек, когда корабль был за диском Луны, приращение скорости полета 1003 м/сек)


Астронавты перевели командно-служебный модуль в режим пассивного термического контроля (медленное вращение вокруг продольной оси), и у экипажа начался 10-часовой период ночного отдыха .

В 195 часов 03 минуты 06 секунд полётного времени «Аполлон-11» на высоте 122 км от поверхности Земли вошёл в плотные слои атмосферы со скоростью 11 км/с .:

Ориентация командного отсека корабля при входе в атмосферу, процесс раскрытия парашютов и посадка в Тихом океане


Траектория входа в атмосферу командного отсека корабля (отметки времени через 1/2 мин)


Через 15 минут корабль приводнился в 3 км от расчётной точки и в 24 км от авианосца «Хорнет », в точке с координатами 13°19′ (13,30°) с.ш. 169°09′ (169,15°) з.д.

Место посадки командного отсека корабля


Экипаж подняли на борт вертолёта и доставили на авианосец через 63 минуты после приводнения .

Через 2 часа 5 минут туда же доставили и «Колумбию». Из вертолёта астронавты перешли в мобильный карантинный фургон . Контейнеры с образцами прошли двойную стерилизацию : сначала ультрафиолетовыми лучами, затем - надуксусной кислотой. В карантин попали ещё 4 техника. В общей сложности, карантину были подвергнуты 23 человека. Однако, никаких патогенов или симптомов инфекционных заболеваний ни у астронавтов, ни у кого-либо из находившихся с ними в карантине обнаружено не было , поэтому было решено прекратить карантин для людей в 1 час ночи 11 августа , на день раньше, чем планировалось.

Образцы же лунной породы должны были оставаться в Лунной лаборатории дольше, от 50 до 80 дней, пока не будут готовы результаты всех посевов на микроорганизмы. Несколько сотен граммов реголита и сколов лунных камней стали материалом для определения их токсичности и патогенности. Лунный материал испытывался на стерильных мышах и различных растениях . Ни одного случая, который мог бы указывать на опасность для земных организмов, отмечено не было, лишь отдельные незначительные отклонения от нормы. Например, выяснилось, что образцы лунной породы стимулировали рост некоторых растений . Был сделан вывод, что лунный грунт биологически безопасен .

В полдень 12 сентября карантин был прекращён. Изучение доставленных образцов продолжилось в лабораториях по всему миру.

Анимационную реконструкцию основных этапов полёта можно посмотреть » - реконструкция миссии «Аполлон-11». На фоне хорошо известных фактов, в картине разворачивается история неизвестных доселе обстоятельств подготовки полёта: технические сложности и хитросплетения взаимоотношений астронавтов, кропотливое изложение деталей путешествия, дополненных никогда не публиковавшимися архивными съёмками в HD качестве, передовые спецэффекты. Фильм развенчивает множество мифов, существовавших десятилетия. Снят к 40-й годовщине полёта «Аполлона-11» (2009 год):

* * *

Следует отметить, что и у Советского союза была в те же годы программа пилотируемых лунных полётов . О том, почему она не была реализована, почему СССР «проиграл» Америке лунную гонку, можно будет поговорить отдельно.

* * *

Нельзя также не сказать о том, что существует « гипотеза лунного заговора » (или «лунной аферы» ), утверждающая, что американские астронавты никогда не были на Луне, а всё, что человечеству известно об этом – это удачная имитация , мистификация НАСА и правительства США.

Об этой гипотезе можно посмотреть, например, следующие видеоматериалы:

Источники : http://wikipedia.org, godkosmicheskojjery.ru, files.radioscanner.ru, zhistory.org.ua, testpilot.ru, bwana.ru, epizodsspace.narod.ru

Команда, состоящая из астронавтов Армстронга, Коллинза и Олдрина начала подготовку к космическому полету в рамках программы «Аполлон». Примечательно, что все участники экипажа являлись опытными летчиками-испытателями, все уже имели на своем счету космический полет, все одногодки (1930 г.), кроме того Олдрин и Армстронг принимали участие в Корейской войне.

В приоритете находился экипаж Фрэнка Бормана, однако 9-го января Фрэнк окончательно заявил, что больше не будет принимать участие в космических полетах, так как дал обещание своей жене и детям. В момент, когда стало ясно, что именно экипаж корабля «Аполлон-11» первым высадится на Луну, стали решать, кто первым ступит на поверхность спутника. Так как в большинстве полетов выход в открытый осуществлялся пилотом, а не командиром, предполагалось, что именно Эдвин Олдрин будет первым человеком на Луне. Но в силу конструкции люка лунного модуля, который открывался в сторону Олдрина, целесообразнее было первым выйти наружу Армстронгу. Если же выбор падет на Олдрина, то пилоту придется перебраться через люк и командира корабля, чтобы выйти наружу. Такие маневры не только займут много времени, но также могут повредить скафандр или приборы корабля.

16-го июля 1969-го года корабль «Аполлон-11» стартовал по направлению в космос. За событием наблюдало 5000 гостей Космического центра Кеннеди и еще несколько десятков тысяч жителей и туристов Флориды. Некоторые отели продавали билеты на просмотр данного события с подготовленных площадок и балконов. За стартом следили и 25 миллионов телезрителей.





Полет до Луны

После достижения второй космической скорости и достижения установленного курса на Луну, начались проводиться маневры по перестройки корабля, которые проводил пилот . Командный модуль «Колумбия» был отстыкован от третьей ступени, после чего отдален на 30 метров от всей структуры, и развернут на 180°. После этого «Колумбия» начал сближение с лунным модулем «Орел», и была проведена последующая стыковка. Третья же ступень отправилась в полет по гелиоцентрической орбите.

На второй день полета Белый дом объявил, что на борту «Аполлон-11» находятся медали, посвященные погибшим космонавтам Владимиру Комарову и Юрию Гагарину, которые были переданы вдовами космонавтов, и которые будут оставлены на поверхности Луны. Уже в первые два дня полета астронавты начали проводить телетрансляцию, для которой снимали внутреннее помещение корабля, где они обитали, а также космические виды в иллюминаторе.

На третий день Армстронг и Олдрин перешли на борт лунного модуля для проведения обследования и проверки его состояния, процесс транслировался на Землю. Неполадок установлено не было. Во время подготовки астронавтов ко сну, Армстронг внезапно связался с Космическим центром для запроса расстояния до третьей ступени ракеты-носителя. Дело в том, что астронавты заметили в иллюминаторах неопознанный периодически сверкающий объект. Скорее всего объект вращался и периодически отбивал солнечный свет. Вскоре последовал ответ от Хьюстона о том, что третья ступень движется на расстоянии в 11 тыс. км от «Аполлона-11», и не может быть увидена экипажем. Однако, все три астронавта четко видели загадочный объект, который, по их словам, был похож на букву «L», «открытый чемодан» или «открытую книгу». Точно определить происхождение объекта так и не удалось, но предполагается, что это была одна из деталей панель адаптера, находившегося в третьей ступени, в котором располагался лунный модуль во время запуска корабля.

Посадка на Луну

На четвертый день «Аполлон-11» вошел в гравитационное воздействие Луны, которое уже превышало гравитационную силу Земли. Корабль оказался на окололунной орбите. В это время было выполнено несколько снимков лунной поверхности, а также проведена видеосъемка. После выбора места посадки астронавты Армстронг и Олдрин вновь перешли в лунный модуль и на 13-м витке, над обратной стороной Луны, командный и лунный модуль отделились друг от друга. «Колумбия» продолжила движение по окололунной орбите вместе с Майклом Коллинзом, в то время как «Орел» начал спуск на Луну. Коллинз заметил с борта «Колумбии», что лунный модуль летит вверх ногами, на что Нил Армстронг ответил: «Кто-то из нас летит вверх ногами».

За 460 метров до посадки астронавт Армстронг заметил, что автопилот направил лунный модуль на край кратера, который был окружен множеством 2-3-хметровых валунов. По этой причине командир лунного модуля взял управления двигателями ориентации на себя и сменил траекторию корабля. Вскоре появилось уведомление о том, что осталось всего 8% топлива, позже – 5%, начался обратный отсчет. По истечении 94-х секунд у экипажа будет 20 секунд для посадки модуля, либо для прерывания посадки и последующего взлета.

В момент посадки модуля пульс астронавта Армстронга поднялся до 150-ти ударов в минуту. За 21 секунду до окончания топлива для посадки, лунный модуль «Орел» прилунился на поверхность спутника.

Пребывание на Луне

Прежде чем ступить на поверхность спутника, астронавты Армстронг и Олдрин два часа отрабатывали действия в случае экстренного взлета, и подготовили для этого все требуемые системы. Последующие экипажи «Аполлонов» не выполняли таких действий, так как уже было известно, что Луна необитаема и не несет никаких непредвиденных угроз астронавтам.

Далее Олдрин, будучи старейшиной пресвитерианской церкви решил провести краткую церковную службу путем выполнения таинства причастия. В этот момент была отключена прямая трансляция по радио во избежание разбирательств со стороны атеистов. Армстронг, который являлся атеистом, участие не принимал.

После открытия люка, первое что сделали астронавты – выбросили мешок с мусором на поверхность Луны. Далее Нил Армстронг включил телекамеру, расположенную на корпусе лунного модуля и начал спуск по лестнице. В момент соприкосновения ноги астронавта с поверхностью прозвучала известная фраза Армстронга: «Маленький шаг для человека, но гигантский для всего человечества». Астронавт провел первые наблюдения грунта Луны, начал съемку панорамы при помощи видеокамеры. Спустя 15 минут после выхода первого человека на Луну, начал спускаться на поверхность спутника и Олдрин. За время своего пребывания на Луне, экипаж снял широкоугольной камерой поверхность спутника, в рамках научного эксперимента установил лист фольги для улавливания неона, аргона и ионов гелия, установил флаг США, который не раскрылся полностью из-за того, что заело флагшток. Так как верхний слой грунта (реголит) Луны представляет собой мелкую пыль, а несколько глубже начинается твердый грунт, Армстронг с трудом воткнул флаг в реголит всего на 15-20 см.

Позже с астронавтами связался президент США – Ричард Никсон и телезрители могли наблюдать астронавтов в одной части экрана, а президента – в другой. В продолжении исследований, Олдрин оставил несколько следов в реголите и сделал ряд фотоснимков под различным углом, для дальнейшего изучения свойств грунта. Далее экипаж разместил комплекс научных инструментов, одним из которых являлся отражатель. При помощи этого прибора и луча, запускаемого с Земли в него, ученые в будущем могли рассчитывать расстояние от Земли до Луны. Так как командный модуль «Колумбия» уже некоторое время находился в зоне видимости астронавтов, последние начали подготовку к возвращению. Они разместили памятные медали других астронавтов на поверхности Луны и взошли на борт «Орла».

За 2 часа 31 мин 40 сек экипаж «Аполлона-11» собрал 21,55 кг образцов лунного грунта, максимальное удаление астронавта от лунного модуля составило 60 метров.









Взлет лунного модуля

Переодевшись, экипаж выбросил наружу обувь и другое снаряжение для уменьшения веса модуля. Баз Олдрин доложил в ЦУП, что кнопка запуска двигателей для взлета – сломана, вероятно один из астронавтов задел оборудование своим снаряжением. Было выявлено, что нажатие кнопки можно будет произвести при помощи фломастера, который был на борту лунного модуля. После приема пищи астронавты надели скафандры и начали разгерметизацию. Примечательно, что под их ногтями осталась лунная пыль, которую так и не удалось вычистить. Перед экипажем стояла задача выспаться перед взлетом, однако это было затруднительно по нескольким причинам: астронавты были в скафандрах, в кабине было мало места и холодно (+ 16°С), отвлекал шум работающих насосов модуля и свет Солнца, пробивающийся через занавески иллюминатора. И если Олдрин перерывами спал около двух часов, то Армстронг так и не уснул.

Спустя 21 час и 36 минут нахождения на Луне «Орел» начал взлет. Примечательно, что во время взлета Олдрин увидел в иллюминатор, что в результате работы реактивного двигателя установленный флаг упал. Через четыре с половиной часа после взлета, лунный и командный модули сблизились до 30-ти метров. После стыковки, астронавты Армстронг и Олдрин очистили свою одежду от реголита при помощи пылесоса, и перешли в командный модуль, где их ожидал Коллинз.

Возвращение на Землю

На седьмой день полета корабль «Аполлон-11» уже направлялся в сторону Земли. На следующий день корабль успешно приводнился в Тихом океане. Астронавтов встретили спасатели в биозащитных костюмах, передали им в спускаемый аппарат такие же костюмы, после чего астронавтов переправили на вертолете на борт авианосца «Хорнет». Примечательно, что после посадки экипаж направился сразу в карантинный фургон, во избежание распространения разного рода инфекций, которые астронавты могли привезти с Луны. Именно через стекло этого фургона экипаж общался с президентом. В карантинном фургоне астронавты были доставлены в Хьюстон, и провели в нем 20 дней.