Рейдерский поход

Бой с «Сиднеем» и гибель

Напишите отзыв о статье "Корморан (вспомогательный крейсер)"

Примечания

Литература

  • Ф. Руге . Война на море, 1939-1945. СПб.:Полигон, 2002, ISBN 5-89173-027-8

Ссылки

  • (англ.)
  • http://www.cdnn.info/news/industry/i070818.html

Отрывок, характеризующий Корморан (вспомогательный крейсер)

Я подняла глаза и увидела папу, который стоял, оперевшись на дверной косяк, и всё это время с большим интересом за мной наблюдал. Папа подошёл и, ласково обняв меня за плечи, тихонечко произнёс:
– Ну-ка пойдём, ты расскажешь мне, за что это ты здесь так горячо воевала...
И тут же мне стало на душе очень легко и спокойно. Наконец-то он всё-всё узнает и мне больше никогда не придётся ничего от него скрывать! Он был моим лучшим другом, который, к сожалению, не знал даже половины правды о том, в чём по-настоящему заключалась моя жизнь... Это было нечестно и это было несправедливо... И я только сейчас поняла, как странно было всё это время от папы скрывать мою «вторую» жизнь только лишь потому, что маме казалось – папа не поймёт... Я должна была дать ему ещё раньше такой шанс и теперь была очень рада, что могу это сделать хотя бы сейчас...
Удобно устроившись на его любимом диване, мы говорили очень долго... И как же сильно меня обрадовало и удивило то, что, по мере того, как я рассказывала ему о своих невероятных приключениях, папино лицо всё больше и больше светлело!.. Я поняла, что вся моя «невероятная» история его не только не пугает, а наоборот, почему-то делает очень счастливым...
– Я всегда знал, что ты у меня будешь особенной, Светленькая... – когда я закончила, очень серьёзно сказал папа. – Я тобой горжусь. Могу ли я чем-то тебе помочь?
Я была настолько потрясена происшедшим, что ни с того, ни с сего, разревелась навзрыд... Папа баюкал меня в своих руках, как маленького ребёнка, тихонечко что-то нашёптывая, а я, от счастья, что он меня понял, ничего не слышала, только понимала, что все мои ненавистные «тайны» уже позади, и теперь уж точно всё будет хорошо...
Я написала об этом дне рождения потому, что он оставил в моей душе глубокий след чего-то очень важного и очень доброго, без чего мой рассказ о себе наверняка оказался бы неполным...
На следующий день всё снова казалось обычным и каждодневным, как будто и не было вчера того невероятно счастливого дня рождения...
Привычные школьные и домашние заботы почти полностью загружали отпущенные сутками часы, а что оставалось – как всегда, было моим самым любимым временем, и использовать его я старалась очень «экономно», чтобы как можно больше полезного узнать, и как можно больше «необычного» в себе и во всём окружающем отыскать...
К «одарённому» соседскому мальчику меня, естественно, не подпускали, объясняя тем, что малыш простыл, но как я чуть позже узнала от его старшего брата, мальчик чувствовал себя совершенно прекрасно, и «болел» видимо только для меня...
Было очень жаль, что его мать, которая наверняка прошла в своё время достаточно «тернистый» путь того же самого «необычного», категорически не желала принять от меня никакую помощь, и старалась всячески оградить от меня своего милого, талантливого сынишку. Но это, опять-таки, был лишь один из множества тех горьких и обидных моментов моей жизни, когда никто не нуждался в предлагаемой мною помощи, и таких «моментов» я теперь уже старалась как можно тщательнее избегать... Опять же – людям невозможно было что-то доказать, если они не хотели этого принимать. А доказывать свою правду «с огнём и мечом» я никогда не считала правильным, поэтому предпочитала оставлять всё на самотёк до того момента, когда человек придёт ко мне сам и попросит ему помочь.
От своих школьных подружек я снова чуточку отдалилась, так как в последнее время у них появились почти что постоянно одни и те же разговоры – какие мальчишки им больше всего нравятся, и как можно было бы одного или другого «заполучить»... Откровенно говоря, я никак не могла понять, чем это так сильно их тогда привлекало, что они могли безжалостно тратить на это такие дорогие нам всем свободные часы, и при том находиться в совершенно восторженном состоянии от всего, друг другу сказанного или услышанного. Видимо, я для всей этой сложной эпопеи «мальчишки-девчонки» была почему-то пока ещё совершенно и полностью не готова, за что и получила от своих подружек злое прозвище – «гордячка»... Хотя, думаю, что именно гордячкой-то я никак не была... А просто девчонок бесило, что я отказывалась от предлагаемых ими «мероприятий», по той простой причине, что меня честно это пока ещё никак не интересовало, а выбрасывать своё свободное время напрасно я не видела никакой серьёзной на то причины. Но естественно, моим школьным товарищам такое моё поведение никоим образом не нравилось, так как оно, опять же, выделяло меня из общей толпы и делало другой, не такой, как все остальные, что, по мнению ребят, было по школьному «противочеловечно»...
Вот так, опять наполовину «отверженной» школьными друзьями и подружками, проходили мои зимние дни, что меня больше уже ничуть не огорчало, так как, поволновавшись из-за наших «взаимоотношений» несколько лет, я увидела, что, в конечном итоге, в этом нет никакого смысла, так как каждый живёт так, как считает нужным, ну, а что из нас получится позже – это уже, опять же, частная проблема каждого из нас. И никто не мог меня заставить праздно тратить моё «ценное» время на пустые разговоры, когда я предпочитала его проводить, читая интереснейшие книги, гуляя по «этажам» или даже катаясь по зимним тропинкам на Пурге...
Папа, после моего честного рассказа о моих «приключениях», почему-то вдруг (к моей огромной радости!!!) перестал считать меня «малым ребёнком» и неожиданно открыл мне доступ ко всем своим раннее не разрешённым книгам, что ещё больше привязало меня к «одиночеству дома» и, совмещая такую жизнь с бабушкиными пирогами, я чувствовала себя абсолютно счастливой и уж точно никоим образом не одинокой...
Но, как это было и раньше, долго спокойно заниматься моим любимым чтением мне было явно «противопоказано», так как, уже почти что в обязательном порядке, что-то «неординарное» обязательно должно было произойти... Так и в тот вечер, когда я спокойно читала новую книжку, с наслаждением хрустя только что испечёнными вишнёвыми пирожками, неожиданно появилась взвинченно-взьерошенная Стелла и безапелляционным голосом заявила:
– Как хорошо, что я тебя нашла – ты должна сейчас же со мной пойти!..
– А что такое случилось?.. Пойти куда? – удивившись такой необычной спешке, спросила я.
– К Марии, там Дин погиб... Ну, давай же!!! – нетерпеливо крикнула подружка.

борту, чтобы получить сведения о «Корморане». Он

пришел с Ламутрука, где узнал незадолго до этого

об уходе оттуда немецкого вспомогательного крей¬

сера. После того как командир американского ко¬

рабля «Сепплай» («Supply») информировал адмира¬

ла, что германский рейдер интернирован, японец

снова ушел в море.

Посланная «Кормораном» из Ламутрука на Гуам па¬

русная лодка, текущая и наполовину заполненная во¬

дой, после пятидневного похода под парусами прибы¬

ла к месту назначения. Свое поручение она выполнить

не смогла, так как ее экипаж был тотчас интернирован

местными властями.

Во время стоянки в Гуаме «Корморан» сдал амери¬

канцам только орудийные замки. Машины из-за опас¬

ности тайфуна держали готовыми к действию. Запас

угля на корабле не мог превышать 150 т.

Когда в феврале 1917 года усилилась напряжен¬

ность между Соединенными Штатами и Германией из-

за неограниченной подводной войны, для

«Корморана» на Гуаме началось постоянное военное

положение. Члены экипажа уже не могли покидать

борт вспомогательного крейсера. Все телеграммы и

почта для «Корморана» задерживались. На американ¬

ских береговых батареях днем и ночью прислуга стоя¬

ла у орудий, неся боевое дежурство. Ночью паровые

катера без огней патрулировали акваторию бухты.

Штаты должны решить, объявлять ли войну Германии.

Поэтому корветтен-капитан Цукшвердт приказал осу¬

ществить все приготовления для того, чтобы корабль

не попал в руки врага.

рез парламентера, адъютанта губернатора лейтенанта

Оуэна Бартлета, официальное письмо, в котором со¬

держалась информация об объявлении Соединенными

Штатами войны Германии и требование безусловной

сдачи «Корморана» и его экипажа.

Между американским парламентером и корветтен-

капитаном Цукшвердтом в присутствии капитан-лей-

тенанта Дресслера и лейтенанта-цур-зее Ганса Мюл¬

лера состоялись в каюте следующие переговоры:

Командир. Мой корабль безоружен и беззащитен,

он не имеет угля, поэтому я не могу ни оказать сопро¬

тивления, ни попытаться уйти. Я готов вверить экипаж

попечению Соединенных Штатов, предполагаю, что

его ожидают достойные условия, которые я сам счи¬

таю за таковые.

Парламентер. А корабль?

Командир. Это вопрос, который я не могу обсуждать.

Немецкий вспомогательный крейсер «Корморан»,

после интернрования на Гуаме в декабре 1914 г.

Парламентер. Я должен настаивать на безусловной

сдаче корабля.

Командир. Вы, следовательно, не уполномочены пе¬

редать губернатору мое предложение для обсужде¬

Парламентер. Нет.

Командир. Тогда мне нечего добавить.

Парламентер. На это я должен заметить, что после

моего ухода с вашим кораблем будут поступать как с

вражеским.

Командир. Мое решение окончательное.

Лейтенант-цур-зее Мюллер тотчас сжег секретные

документы, командир вызвал весь экипаж на ют. По¬

сле того как старший офицер доложил, что команда в

полном составе построена, а старший инженер - что

все меры по котлам и машинам приняты, корветтен-

капитан Цукшвердт сообщил людям, что он отклонил

безусловную сдачу. А затем приказал морякам гото¬

виться прыгать за борт в полном спокойствии, закон¬

чив свою речь троекратным «Ура!» императору. Вскоре

последовали приказы: «Всем за борт!» и «Корабль

взорвать!». Взрывчатка разорвала правый борт вспо¬

могательного крейсера в носу от дна до палубы на

большой площади. Экипаж в полном спокойствии и

торжественном настроении прыгал за борт, в то время

как гобоист Фаркенс играл немецкий гимн. Не умею¬

щих плавать, больных и китайцев посадили в стояв¬

шую у кормы спасательную шлюпку. Для спасения ос¬

тальных членов команды имелось множество деревян¬

ных предметов. «Корморан» затонул с развевающимся

флагом в течение четырех минут. Командир прыгнул в

воду последним с кормовых поручней. Когда он снова

вынырнул, флагшток с развевающимся флагом скрыл¬

ся под водой под громкое «Ура!» плавающих в воде

людей. Экипаж, примерно 360 человек, был почти

полностью спасен американцами и попал в плен. Все¬

го при затоплении бывшего рейдера погибло семь

членов экипажа*. Столь малые жертвы стали главным

образом следствием спокойствия командира и офи¬

церов, а также безукоризненной дисциплины, поддер¬

живаемой на корабле.

* Старший рулевой Бойерсхаузен и старший матрос Решке умерли

от сердечного приступа. Старший машинист Блум, старший матрос-

гидрограф Буркхарт, старший матрос Глазер, матрос Пеннинг и ко¬

чегар Роос утонули. Их выловленные тела были торжественно погре¬

** В американском морском журнале «United States Naval Institute

статья, написанная бывшим парламентером коммандером Оуэном

Бартлеттом в рыцарском духе о первом военном событии в войне

между Соединенными Штатами и Германией: «Уничтожение S.M.S.

Когда американские морские офицеры поняли, что

произошло, они сделали все от них зависящее, чтобы

спасти людей с «Корморан». При подходе шлюпок к

борту «Сепплая», на нем уже все было готово для ока¬

зания помощи, а горнист сыграл приветствие. Коман¬

дир американского корабля встретил корветтен-капи-

тана Цукшвердта словами: «Вы молодец».**

«Корморан». Этот журнал с дружеским посвящением автор отправил

корветтен-капитану Цукшвердту. Офицеры встретились в 1935 году в

Нью-Йорке и делились в сердечной беседе пережитым. При этом

оказалось, что американские офицеры в Гуаме тогда полагали, что

им удастся захватить «Корморан». Они рассчитывали на открытие

кингстонов, при этом до затопления корабля прошло бы много вре¬

мени. Тем временем, подорвав якорные цепи, можно было освобо¬

диться от якорей, паровыми катерами отбуксировать корабль на

мелкое место, там заделать отверстия и откачать воду. Взрыв и быс¬

трое затопление разрушили этот американский план.

«Принц Эйтель Фридрих»

Когда в конце июля 1914 года с родины сообщили о

приближении войны, оставленный крейсерской эскад¬

рой в Циндао старшим офицером фрегаттен-капитан

фон Мюллер (von Mueller), командир крейсера

«Эмден», отдал приказ находившемуся в это время в

Шанхае почтово-пассажирскому пароходу Северо-

Германского Ллойда «Принц Эйтель Фридрих» немед¬

ленно следовать в Киао-Чао, куда он и прибыл в 17 ча¬

мирал-штаба, объявляющая мобилизацию.

Канонерские лодки «Лухс» и «Тигер» тотчас же получи¬

ли приказ снарядить и ввести «Принц Эйтель Фрид¬

рих» в строй в качестве вспомогательного крейсера.

Его командиром стал командовавший до этого канлод-

кой «Лухс» корветтен-капитан Тирихен. Следующим

утром обе канонерки встали к борту «Принц Эйтель

оборудование и снаряжение. Вечером их экипажи пе¬

решли на вспомогательный крейсер, а ночью буксиры

«Принц Эйтель Фридрих», подняв флаг и вымпел, во¬

шел в состав Кригсмарине.

«Корморан»

Kormoran - баклан) - немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны. HSK-8, бывшее торговое судно «Штейермарк» (нем. Steiermark), в германском флоте обозначался как «Судно № 41», во флоте Великобритании - «Рейдер „G“».

История создания

«Корморан» был построен в Киле на верфи «Германиаверфт» и спущен на воду 15 сентября 1938 года как торговое судно «Штейермарк» ГАПАГа, «Линии Гамбург-Америка». Переименованный в «Корморан» («Kormoran» или «Cormorant»), он начал службу в кригсмарине 9 октября 1940 года под командованием капитана 2-го ранга Теодора Детмерса.

Боевые действия

Рейдерский поход

Бой с «Сиднеем» и гибель

Основная статья: Бой между «Сиднеем» и «Кормораном»

19 ноября 1941 г., у берегов Западной Австралии, во второй половине дня, «Корморан» встретил легкий крейсер «Сидней». В открытом бою с легким крейсером у рейдера были весьма призрачные шансы на победу. Немецкий капитан пошел на хитрость, подняв голландский флаг и представившись торговым судном. Эта уловка сработала и «Сидней» подошёл к «Корморану» с кормы на расстояние в 1000 м для проведения стандартной процедуры досмотра. «Корморан» внезапно открыл огонь практически в упор. «Сидней» получил попадание 150 мм снаряда в командирский мостик, торпеда с рейдера попала в крейсер в районе передних орудийных башен, выведя их из строя. «Сидней» попытался протаранить вспомогательный крейсер, возможно просто потерял управление, выпущенные им торпеды прошли мимо цели, но один из залпов вызвал пожар в машинном отделении «Корморана». На австралийском крейсере также возник пожар. Команды кораблей начали борьбу с огнем. Оба судна получили сильный дифферент на нос. «Корморан» был вынужден остановиться, команда покинула судно, через несколько часов оно взорвалось. «Сидней», окутаный дымом, скрылся за горизонтом, но так и не добрался до родного порта. (По: Фридрих Руге. Война на море 1939-1945 гг)

Результаты

Потопленные и захваченные суда:

Дата Название судна Тип Принадлежность Тоннаж, брт Груз Судьба

Корабль Корморан был построен в Данциге (Германия) в 1909 для российского торгового флота и получил название «Рязань». Корабль использовался в царской России как пассажирское, грузовое и почтовое судно на маршрутах северной части Тихого океана.

4 августа 1914 к юго-востоку от Корейского полуострова «Рязань» была захвачена лёгким крейсером «Эмден» и стала первым призом Первой мировой войны, захваченным у Российской империи. «Рязань» была отведена к Циндао в немецкую колонию в бухте Цзяочжоу и перестроена в вооружённый рейдер-торговец.

Новый рейдер «Корморан» (SMS Cormoran) заменил корабль «Корморан» маленький крейсер с небольшой осадкой отслуживший долгую службу в составе кайзеровского флота на Тихом океане и принимавший участие в событиях приведших к включению Цзяочжоу в состав германской колониальной империи.
Старый «Корморан» находился в Циндао, и ввиду серьёзных проблем с ремонтом не мог выйти в море, всё его вооружение было переставлено на новый рейдер.

Основные характеристики:

Водоизмещение 5200 т (нормальное), 7250 т (полное).
вместимость: 3433 регистровые тонны.
Длина 104,0 м.
Ширина 13,7 м.
Осадка 5,8 м.
Скорость хода 17 узлов (31 км/ч).

Вооружение:

Артиллерия 8 × 105-мм скорострельных орудий.

10 августа 1914 новый «Корморан» или «Корморан II» вышел из залива Циндао и преследуемый японскими кораблями отправился в Океанию. 14 декабря «Корморан II» вошёл в гавань Апра острова Гуам, в его бункерах оставалось всего 50 тонн угля.

Ввиду напряжённых дипломатических отношений между Германией и США и ограниченного запаса угля на Гуаме губернатор Уильям Джон Максвелл отказался выделить «Корморану» более чем символическое количество угля.
Американские власти приказали команде корабля в 24 часа покинуть остров или интернироваться. Этот приказ привёл к почти двухлетнему пату между немецким экипажем и американцами, пока на смену заболевшему губернатору Максвеллу не пришёл его заместитель Уильям П. Кронан, который решил, что США следует относиться к немецкому экипажу как к гостям. «Корморану» более не разрешалось покидать территорию порта, но с членами его экипажа обращались как с друзьями.

Когда Конгресс США 7 апреля 1917 объявил войну Германии, капитан Адальберт Цукешвердт (нем. Adalbert Zuckschwerdt) решил затопить корабль чтобы избежать сдачи. Именно тогда прозвучал первый выстрел между США и Германской империей в ходе Первой мировой войны, хотя об этом почти не упоминается в американской истории.
Американские моряки на Гуаме увидели приготовления немцев к затоплению корабля и дали выстрел поверх носа «Корморана». Девять членов экипажа погибшие при затоплении корабля были похоронены со всеми военными почестями на военно-морском кладбище Аганьи.
После того как американцы спасли и подобрали всех выживших немцев Кронан поздравил Цукешвердта за храбрость проявленную его командой.
Американский флот провёл ограниченную спасательную операцию в ходе которой был поднят судовой колокол. Он был выставлен в музее военно-морской академии США в Аннаполисе, штат Мэриленд. В последующие годы ныряльщики поднимали другие предметы.

Немецкий экипаж был отправлен в Форт-Дуглас, штат Юта, откуда некоторых перевели и Форт-Макферсон, штат Джорджия. Они вернулись в Германию 7 октября 1919 спустя почти год после окончания войны.

Корпус «Корморана II» лежит на левом боку на глубине в 34 м. Рядом лежит японское судно Токай-мару (Tokai Maru) потопленное американской подлодкой «Снейпер». Таким образом, это одно из немногих мест где можно увидеть корпус судна Первой мировой войны рядом с корпусом судна Второй мировой войны.

В 1975 останки корабля были внесены в Национальный реестр исторических мест США в связи с их отношением к Первой мировой войне.


Реферат на тему:

Корморан (вспомогательный крейсер)



План:

    Введение
  • 1 История создания
  • 2 Боевые действия
    • 2.1 Рейдерский поход
      • 2.1.1 Бой с «Сиднеем» и гибель
    • 2.2 Результаты
  • 3 Современные исследования
  • Примечания
    Литература

Введение

«Корморан» (нем. Kormoran - баклан) - немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны. HSK-8, бывшее торговое судно «Штейермарк» (нем. Steiermark ), в германском флоте обозначался как «Судно № 41», во флоте Великобритании - «Рейдер „G“».


1. История создания

«Корморан» был построен в Киле на верфи «Германиаверфт» и спущен на воду 15 сентября 1938 года как торговое судно «Штейермарк» ГАПАГа, «Линии Гамбург-Америка». Переименованный в «Корморан» («Kormoran» или «Cormorant»), он начал службу в кригсмарине 9 октября 1940 года под командованием капитана 2-го ранга Теодора Детмерса.

2. Боевые действия

2.1. Рейдерский поход

2.1.1. Бой с «Сиднеем» и гибель

19 ноября 1941 г., у берегов Западной Австралии, во второй половине дня, «Корморан» встретил легкий крейсер «Сидней» . В открытом бою с легким крейсером у рейдера были весьма призрачные шансы на победу. Немецкий капитан пошел на хитрость, подняв голландский флаг и представившись торговым судном. Эта уловка сработала и «Сидней» подошёл к «Корморану» с кормы на расстояние в 1000 м для проведения стандартной процедуры досмотра. «Корморан» внезапно открыл огонь практически в упор. «Сидней» получил попадание 150мм снаряда в командирский мостик, торпеда с рейдера попала в крейсер в районе передних орудийных башен, выведя их из строя. «Сидней» попытался протаранить вспомогательный крейсер, возможно просто потерял управление, выпущенные им торпеды прошли мимо цели, но один из залпов вызвал пожар в машинном отделении «Корморана». На австралийском крейсере также возник пожар. Команды кораблей начали борьбу с огнем. Оба судна получили сильный дифферент на нос. «Корморан» был вынужден остановиться, команда покинула судно, через несколько часов оно взорвалось. «Сидней», окутаный дымом, скрылся за горизонтом, но так и не добрался до родного порта. (По: Фридрих Руге. Война на море 1939-1945 гг)


2.2. Результаты

Потопленные и захваченные суда:

Дата Название судна Тип Принадлежность Тоннаж, брт Груз Судьба
1941-01-06 6 января 1941 Antonis грузовое судно 03729 3 729 4 800 тонн угля
1941-01-18 18 января 1941 British Union танкер Великобритания 06987 6 987 потоплено торпедой
1941-01-29 29 января 1941 Africa Star рефрижератор Великобритания 11900 11 900 5 708 тонн мяса и 634 тонны масла потоплено подрывными зарядами
1941-01-29 29 января 1941 Eurylochus грузовое судно Великобритания 05723 5 723 16 тяжёлых бомбардировщиков без двигателей потоплено торпедой
1941-03-22 22 марта 1941 Agnita танкер Великобритания 03552 3 552 потоплено торпедой
1941-03-25 25 марта 1941 Canadolite танкер 11309 11 309 отправлено во Францию как приз
1941-04-09 9 апреля 1941 Craftsman грузовое судно Великобритания 08022 8 022 большая противолодочная сеть для защиты гавани Кейптауна потоплено артиллерией и торпедой
1941-04-12 12 апреля 1941 Nicolas D.L. грузовое судно 05486 5 486 потоплено торпедой
1941-06-26 26 июня 1941 Velebit грузовое судно Югославия 04153 4 153 потоплено артиллерией
1941-06-26 26 июня 1941 Mareeba грузовое судно Великобритания 03472 3 472 5 000 тонн сахара потоплено подрывными зарядами
1941-09-26 26 сентября 1941 Stamatios G Embiricos грузовое судно 03941 3 941 потоплено подрывными зарядами
1941-11-19 19 ноября 1941 Sydney лёгкий крейсер Австралия 6 830 тонн - потоплен артиллерией в бою

За войну «Корморан» потопил и захватил 11 судов, общий тоннаж которых составил около 70 000 брт.


3. Современные исследования

Поиски «Сиднея» после войны не прекращались. Исследователи регулярно сообщали об обнаружении останков австралийского крейсера, но каждый раз оказывалось, что произошла ошибка. . В марте 2008 г. австралийский премьер подтвердил находку останков обоих кораблей.

Примечания

  1. Scuba Diving News CDNN - Cyber Diver News Network - www.cdnn.info/news/industry/i070818.html (англ.)
  2. См. статью en:Search for HMAS Sydney and HSK Kormoran (англ.)

Литература

  • Ф. Руге. Война на море, 1939-1945. СПб.:Полигон, 2002, ISBN 5-89173-027-8
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 01:44:33
Похожие рефераты: