Грамотность в самом прямом понимании – это умение человека , правильно писать и строить свою речь в соответствии с правилами родного языка. Грамотность бывает врожденной и приобретенной.

Если вы пишете без ошибок, но при этом не можете воспроизвести ни одного правила русского языка и не читаете запоем классику – у вас врожденная грамотность. В ее основе – чувство языка на генетическом уровне.

Приобретенная грамотность – это результат саморазвития и самосовершенствования, неустанной работы над собой.

Путь к грамотности – лестница с множеством ступеней

В современном мире грамотность – это визитная карточка человека. При ее отсутствии нельзя устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу – HR-мененджеры отслеживают этот нюанс уже на стадии приема заявления или резюме. Замечено, что люди, обладающие правильной речью, богатым словарным запасом и умением писать без ошибок, добиваются успеха в любой выбранной сфере. Грамотный человек априори воспринимается как интеллектуально развитый, он более других уважаем. Но повышение грамотности – это дело далеко не одного дня. От вас потребуется терпение и настойчивость в этом благородном деле.

Методы повышения грамотности

Для начала определите, что является вашими «слабыми» сторонами и что вы хотели бы «подтянуть»: орфографию, пунктуацию, грамматику, искусство речи. Самоанализ должен быть объективным. Далее составьте для себя краткий план и двигайтесь к назначенной цели, используя следующие методы развития грамотности.

Первый метод – читайте классическую литературу. Пользу от чтения хороших книг трудно переоценить. Даже если вы в свое время прочитали всю литературу, предусмотренную школьной программой, есть еще много новых произведений, которые – поверьте – обязательно вас заинтересуют. Не исключено, что и некогда прочитанное вы осмыслите по-другому – благодаря приобретенному жизненному опыту. Читая, вы можете прочувствовать стилистику произведения, сочетаемость слов, пунктуационные особенности. Непременно расширится ваш словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу. Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией.

Второй метод – вооружитесь словарями. Это может быть как книжный, так и электронный вариант. Если вы сомневаетесь, написать то или иное слово, или столкнулись с новым словом, значения которого до этого момента не знали – не поленитесь заглянуть в словарь. С течением времени вы будете нуждаться в нем все реже.

Третий метод – учите правила русского языка. Одного правила в день вполне достаточно.

Четвертый метод – слушайте аудиокниги. Для развития грамотности очень полезно слушать правильную «живую» речь. Слуховая память вам не помешает.

Пятый метод – пишите диктанты. Начинайте с нетрудного текста, со временем увеличивая его сложность и объем.

Шестой метод – возьмите себе за правило писать правильно везде. Даже в социальных сетях, чатах и форумах – там, где в порядке вещей считается коверкать слова, передавая только их смысл («ваще», «как-нить»).

Седьмой метод – попробуйте сделать аудио- или видеозапись своей речи. Если вы послушаете себя со стороны, вам будет легче понять, в чем ошибки вашей речи.

Восьмой метод – развивать грамотность можно и в игровой форме. Не стесняйтесь увлекаться кроссвордами и компьютерными играми, которые помогают развивать ваши интеллектуальные способности (анаграммы, шарады, ребусы и другие).

Девятый метод – запишитесь на курсы русского языка. Помощь профессионала еще никому не навредила.

Источники:

  • Не знаете, как повысить грамотность? Мы подскажем!

Русский язык и культура речи является одним из базовых предметов в школьной программе. К сожалению, с возрастом навыки,полученные за несколько лет изучения родного языка , постепенно теряются. Порой только диву даешься, на каком ломаном языке изъясняются наши депутаты, члены правительства и прочие высокопоставленные лица. Возникает вопрос: можно ли повысить русского языка у взрослого человека, и как это сделать?

Инструкция

В действительности, повысить уровень владения родным языком можно, но этот занимает далеко не пару дней и даже не пару месяцев. Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы словарь русского языка и грамматический справочник вашими настольными книгами. Не ленитесь лишний раз обратиться к словарю, если вы не уверены в значении слова или его написании. Если вы услышали новое , то потратьте пару минут на то, чтобы выяснить его значение и . Таким образом вы сможете существенно расширить свой активный словарный запас. Кстати говоря, в наши дни совсем не обязательно приобретать толстый бумажный словарь Даля или Ожегова. Электронные версии практически всех словарей русского языка находятся в свободном доступе в сети Интернет.

Второй важный момент- это чтение. К сожалению, с каждым мы читаем все меньше книг. Мы привыкли получать информацию из телевизионных передач, с новостных сайтов в интернете или по радио. Мы зачастую проводим свободное время за экраном , а не за любимой книгой. Однако, именно чтение помогает нам повысить уровень родного языка . Читая различные книги, мы расширяем свой словарный запас, учимся комбинировать лексические единицы. Кроме того, при чтении наш мозг автоматически запоминает правильное написание слов, что позволяет уменьшить количество орфографических ошибок на письме. Не стоит и упоминать, что чтение книг существенно расширяет кругозор .

Грамотность письменной речи является своеобразной визитной карточкой человека. Если он пишет с многочисленными орфографическими и грамматическими ошибками, во многих случаях ему будет трудно претендовать на престижную высокооплачиваемую работу. Поэтому повышение грамотности письма для многих людей является достаточно актуальной задачей.

Инструкция

Знание правил является необходимым, но не единственным условием грамотной письменной речи. Грамотный человек может уже не помнить правил, которые он когда-то учил в – он просто знает, как именно надо писать. Чтобы добиться такой «врожденной» грамотности, надо читать качественную русскую литературу. Правильное построение фраз, написание слов классиками русской литературы должны отложиться в сознании, стать своеобразным шаблоном.

Повышение орфографической грамотности учащихся – одна из важнейших задач методики преподавания русского языка в средней школе. Ни для кого не секрет, что для подавляющего большинства детей, допускающих орфографические ошибки, просьба учителя сформулировать то или иное орфографическое правило не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих неразрешимой задачей. Таким образом, следует научить школьников видеть свои ошибки, выработать так называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления. Безусловно, это одна из проблем, требующих взаимодействия методистов и психологов.

Психологи считают, что для успешного обучения, в том числе орфографии, необходимы:

  • мотивация учителя на данный вид деятельности;
  • обеспечение условий для формирования мотивационной сферы учащихся;
  • создание ситуации успеха для каждого ученика;
  • стремление преподавателя перейти от педагогики назидательной, поучительной к педагогике сотрудничества.
Не отрицается и необходимость индивидуального подхода к учащимся. При этом имеется в виду учет как уровня подготовленности ребенка, так и его психологических особенностей: воли, внимания и т.п. «В зависимости от качества и ступени развития у учащихся этих особенностей меняется удельный вес различного рода тренировочных упражнений: в одних случаях увеличивается количество упражнений, рассчитанных на развитие зрительной памяти, в других – большое значение приобретают упражнения, имеющие целью дисциплинировать волю и внимание учащихся, приучить их к самостоятельности при выполнении домашних заданий».

Наша орфография трудна, ведь большинство русских слов при несоблюдении норм правописания могло бы иметь огромное количество вариантов написаний. Но благодаря орфографии мы имеем возможность написать их только в одном, единственно правильном. Конечно, овладеть искусством грамотного письма трудно, однако обучаться ему необходимо.

Исходя из опыта педагогов-новаторов, я считаю, что развитию у учащихся подлинной грамотности помогают:

  • нетрадиционные задания;
  • применение эталонных в речевом отношении текстов для анализа;
  • доступная детям подача форма подачи лингвистических знаний.
В качестве примера нетрадиционных заданий назову задания из «Методических рекомендаций к курсу русского языка» под редакцией М.М. Разумовской.

В некоторых случаях требуется указать по схеме принадлежность слова к той или иной части речи или объяснить значение слова, опираясь на его схему:  ист . (Ответ: шахматист, гитарист, парашютист – то есть человек определенной профессии, занятия.) А с каким удивлением и радостью открытия знакомятся ученики со знаменитой фразой академика Л.В. Щербы о «глокой куздре»!

В своей практике я использую лингвистическую игру «Аукцион», суть которой заключается в том, что учащимся предлагается рассказать о слове, например, зимушка, с точки зрения разных разделов лингвистики:

  1. фонетика – 7 букв и 7 звуков, три слога, 1-ый – ударный, звуки з, м – звонкие, звуки ш и к - глухие и т.д.; 
  2. словообразование – зимушка – зима + -ушк- (суффиксальный способ образования);
  3. морфология – имя существительное, неодушевленное, нарицательное, 1-го склонения, женского рода, единственного числа, в именительном падеже.
Таким образом, мы говорим о слове, давая ему различные характеристики. Победителем оказывается тот, кто последним назовет отличительный признак данного слова.

В качестве нетрадиционных упражнений можно назвать и работу с различными сигнальными карточками:

  • карточками-буквами для закрепления навыка написания слов;
  • карточками-морфемами с целью показа состава слова или способа его образования;
  • карточками – членами предложения;
  • карточками – словами «да» и «нет» для утвердительного или отрицательного ответа на вопрос учителя;
  • карточками разного цвета, формы, которые можно использовать в зависимости от игровой, поисковой или другой ситуации.
Также необходимо обратить внимание на тексты для анализа. Они должны быть эталонными в речевом отношении. Хорошим подспорьем для учителя являются тексты учебника-практикума по русскому языку для старших классов А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (М.: Вербум – М, 2004), практического курса Т.М. Пахновой (М.: Вербум – М, 2001). Текст, на мой взгляд, должен быть еще и интересным, познавательным для учащихся, поэтому я часто работаю со сборником А.Г. Нарушевича «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку» (Библиотечка «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ», серия «Русский язык», выпуск 23. М.: Чистые пруды, 2008), текстами сборников, рекомендованными ФИПИ.

Каким же способом формирования прочных навыков орфографического письма я руководствуюсь?

Во-первых, успешность обучения орфографии зависит от того, насколько хорошо учитель реализует принцип преемственности между начальными классами и средним звеном. При этом педагог выясняет фактическое состояние орфографической подготовки учащихся, пришедших в 5-ый класс, поскольку уровень освоения учебного материала в разных классах существенно различается. Учитывая особенности программы (в 5-ом классе в первом полугодии орфографических тем нет), учитель имеет возможность основательно закрепить те орфографические умения и навыки, которые ученики получили в начальных классах. Но чтобы быть уверенным в знаниях детей, необходима серьезная диагностика. Срезовые работы, диктанты, проводимые, как правило, в первый месяц занятий, позволяют представить точную картину знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому важно спланировать повторение материала начальной школы по орфографии. Причем вопрос, что повторить и как, - далеко не праздный.

Итак, повторение группы орфограмм, затем закрепление знания отдельных «трудных» для младших школьников орфограмм и, наконец, комплексное закрепление всех орфограмм, изученных в начальном звене, - это тот методический путь, который избран мною для совершенствования орфографических навыков учащихся 5-го класса в первом полугодии, что позволяет не снижать уровень их грамотности.

Во-вторых, при изучении непроверяемых написаний необходимо активизировать зрительную память и внимание. Согласно наблюдениям психологов, учебные результаты часто улучшаются благодаря установке на запоминание. Поэтому я часто использую следующую технологию обучения.

Группа из 5 – 7 слов заранее записывается на доске. Учитель читает слова, четко проговаривая каждый звук. Дети ни в коем не списывают и не записывают под диктовку эти слова, а сначала должны в течение минуты запомнить их. Важно объяснить детям, что уже сегодня все или почти все напишут данные слова без ошибок.

Для этого нужно:

  • внимательно посмотреть на слова и постараться их запомнить;
  • проговорить вслух негромко каждое слово по слогам, потом закрыть глаза и представить слово написанным, а затем открыть глаза и проверить себя;
  • молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам;
  • проговорить слова по слогам соседу по парте.
Следовательно, этап предъявления слов с непроверяемыми написаниями должен складываться из нескольких строго обязательных элементов:
  • зрительное и слуховое восприятие слов;
  • запоминание с опорой на главный тип памяти;
  • запись слов под диктовку;
  • самоконтроль.
В-третьих, одним из важнейших принципов деятельности педагога-словесника считаю прогнозирование и предупреждение ошибок. Хорошим помощником в этом является орфографический словарь. Я использую его почти на каждом уроке: сначала проводится коллективная работа со словарем, затем – индивидуальная. Так у учащихся формируется чувство ответственности: дети привыкают контролировать свою учебную деятельность; учителю они задают вопросы только тогда, когда не могут найти ответы в словаре.

Иногда я использую так называемые «ненаучные» приемы запоминания написания трудных слов. Например: Костя пришел в костюме, а Павел – в пальто; Кот, который сидел в котле, съел котлету; Жанна носит жакет и любит жасмин. Такие шуточные предложения ученики легко и с интересом составляют сами.

Опираюсь я и на такой прием, как списывание с правильных образцов. Как показывает практика, списывание как один из приемов обучения орфографии наиболее эффективно именно в 5 – 7 классах. Объем текстов для списывания должен быть достаточно большим (иначе работа теряет всякий смысл), но не превышать разумных размеров: 15 – 20 строк книжного текста в первые две – три недели обучения и до 25 – 30 строк – в последующие. Такое списывание вместе с проверкой займет 30 – 45 минут, а орфографическая зоркость, которая будет постепенно формироваться у учеников, приведет к сокращению этого количества времени. Задания по списыванию дети должны получать ежедневно. Следует непременно убедить учащихся в том, что надо записывать не слово за словом, а словосочетание за словосочетанием или даже предложение за предложением, если они не велики по объему. Это даст возможность удлинить процесс удержания в памяти зрительных образов слов, что благотворно скажется на результатах обучения.

Важнейший этап – проверка правильности списывания. Ее можно возложить на родителей учащихся, а можно на самих учеников, то есть можно организовать взаимопроверку. Значимость такого подхода очевидна: проверяя по тексту работу своего товарища, ребенок развивает собственную орфографическую зоркость и память. Далее следует взаимооценка или самооценка. Нормы оценки строги: «5» ставится, если работа выполнена без ошибок, описок, исправлений; «4» - если допущена одна неточность (ошибка, описка, исправление); «3» - если допущены две неточности (ошибки, описки, исправления); и п.д. Взыскательность оценки определяется принципиальной важностью недопущения учащимися ошибок при списывании. Через один – два месяца у детей формируется ответственное отношение к слову, они делают меньше ошибок, старательно избегают неправильных написаний, а это и есть важнейшая предпосылка достижения орфографической грамотности.
Для формирования умения применять грамматико-орфографические правила в практике самостоятельного письма я с успехом использую так называемые специальные орфографические упражнения. К ним относятся упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими задачами, и диктанты различных видов. Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором. Стержнем системы орфографических упражнений я считаю высокую степень самостоятельности учеников в ходе выполнения заданий. При этом педагог всегда должен учитывать связь классной и домашней работ.

При определении системы орфографических упражнений надо иметь в виду:

  • степень самостоятельности учащихся;
  • участие зрения, слуха, рече-двигательного восприятия;
  • характер умственной деятельности учеников, связанной с применением орфографических правил;
  • особенности изучаемых орфограмм (варианты орфограмм);
  • конкретные затруднения детей при применении орфографических правил.
Несколько лет назад мною был разработан алгоритм обучения орфографическому правилу, который я успешно применяю на практике. Алгоритм прост, несмотря на то что состоит из десяти этапов. Для достижения необходимых результатов важно соблюдать последовательность перехода от этапа к этапу строго по порядку (особенно в пятом классе), чтобы учащиеся могли привыкнуть к такой работе, почувствовать и понять ее «системность».

1-й этап
Знакомство с орфограммой, вывод орфографического правила
Желательно, чтобы ученики сами находили закономерность в написании. Например, при изучении темы «Буквы а-о в корне -кос-/-кас-» я записываю на доске следующее:
  
касание прикосновение
  
касаться коснуться
 
есть а нет а
Данная запись позволяет учащимся быстро сделать вывод о правописании корня
-кос-/-кас-.

2-й этап
Объяснение орфограммы на подобранных учителем примерах
На данном этапе необходимо следить за четким проговариванием слов и объяснением, почему в слове пишется именно эта буква, а не другая. Здесь и далее в качестве примера рассматривается правило правописания корня -кос-/-кас-. Например, на доске записано:
    
Прикасаться, коснешься (нет а), прикосновение (нет а), касательная.
При этом обязательно обращается внимание учеников на графическое обозначение орфограммы.

3-й этап
Кодирование правила
Данный этап наиболее любим учащимися, поскольку позволяет им проявить творческую фантазию, находчивость. Ученики 5 – 7-х классов любят играть, а кодирование правила (составление схемы) может легко превратиться в увлекательную игру.
Педагог предлагает всем детям придумать краткую запись правила; можно использовать условные знаки и сокращения. Затем выбирается наиболее удачный вариант. Например, в результате обсуждения появляется такая запись:
 
кАс --------- а
 
кОс --------- а нет

4-й этап
Выбор примеров на изучаемую орфограмму из слов с омонимичными корнями, приставками и т.д.
На данном этапе учащийся понимает, что необходимо учитывать лексическое значение морфемы. Запись на доске может быть следующей:
Костер, коснулся, косой, косичка, касание, касса, коснуться.
Учитель предлагает выбрать только слова на изучаемую орфограмму, а затем ученик объясняет, почему не подходят другие слова. Педагог может при этом попросить отвечающего графически выделить орфограмму в подходящих примерах.

5-й этап
Работа с сигнальными карточками или сигнальным полотном
В распоряжении каждого ученика есть сигнальные карточки: буквы а и о. Учитель диктует слова (темп диктовки постоянно возрастает), а учащиеся показывают необходимую карточку-букву.
Недостаток работы с сигнальными карточками – невозможность оценить деятельность каждого учащегося. Однако этот недостаток легко устраняется на следующем этапе.

6-й этап
Буквенный диктант
Что легче написать без ошибок: слово или одну букву? Конечно, букву! Буквенный диктант помогает учащемуся поверить в свои силы; результаты выполнения подобного диктанта всегда высоки, несмотря на строгость оценки. Диктант обычно состоит из 12 слов. Если ученик допустил одну ошибку, ставится «4», две – «3». Такой диктант занимает несколько минут, легко и быстро проверяется, результаты объявляются сразу. Иногда я использую метод взаимопроверки.

7-й этап
Словарный диктант
На данном этапе постепенно формируется навык правильного написания слов с данной орфограммой.

8-й этап
Выборочный диктант или диктант, состоящий из словосочетаний
Подробно о выборочном диктанте можно прочитать в специальной литературе, например, в сборнике Блинова Г.И., Анохиной В.А. (Блинов Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1986.) Диктант, состоящий из словосочетаний, позволяет попутно повторить и другие орфограммы, изученные на предыдущих уроках.

9-й этап
Предупредительный или объяснительный диктант, представляющий собой связный текст

10-й этап
Контрольный диктант
Результаты контрольного диктанта будут положительными, если последовательно, от этапа к этапу, применять данный алгоритм.

Иногда можно пропустить тот или иной этап, если правило усваивается быстро. После первого этапа можно перейти к третьему, а второй и четвертый – объединить. Все зависит от степени трудности изучаемого материала.

В течение многих лет я проверяла действенность технологий, описанных в данной статье. Результаты показали, что использование этих технологий положительно сказывается не только на формировании и повышении уровня орфографической грамотности учащихся, но и на общем развитии детей. Конечно, сегодня - время использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, все мы, педагоги, стараемся идти в ногу со временем, не отставать от наших учеников в овладении информационными компетентностями. Поэтому вполне можно перевести алгоритм обучения орфографическому правилу на «язык» компьютерных технологий и использовать его в работе. Но какие бы мы ни использовали технологии, какими бы методами и приемами ни руководствовались при обучении детей, главным, на мой взгляд, остается творческий подход к делу со стороны педагога и интерес учащихся к изучаемому предмету! Положительный результат – это сотрудничество учителя и ученика, помощь администрации школы и родителей детей. Ведь только совместными усилиями можно добиться желаемого.

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966, С. 45.

Козлова Марина Иванова
E-mail: [email protected]

"На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами". Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.

Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо "Грибоедов боролся с мракобесами" написали "с рокобесами". Ибо "рок" и "бесы" — это еще как-то понятно, а о "мракобесах" никто не слышал. Как и о "молотьбе" или, скажем, о "брошюре".

Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.

Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.

Судите сами:

  • "брусчатая" — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
  • "небезызвестная" — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом "известная". А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
  • "потчевал" — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.

Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.

Где грамотные?

"Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!" — с негодованием рассказывает директор московской школы.

И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?

Причины безграмотности:

  1. Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в "литературной макулатуре" не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
  2. Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  3. Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
  4. Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

Причина — заболевание

Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.

"Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным".

Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:

  • ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
  • не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
  • пропускает слоги в словах: например, вместо "ве-ло-си-пед" произносит "ве-ло-пед";
  • у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
  • недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).

Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.

А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз "дизорфография".

Миф о врожденной грамотности

Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?

Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.

"Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте".

Что же необходимо, чтобы так называемая "врожденная грамотность" появилась?

Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.

А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:

  1. работа с картинками "Найди 10 отличий";
  2. игра в "Что пропало?": разложите на столе 7-10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
  3. одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.

Учимся

Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.

До школы

  1. При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
  2. Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает... И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.

Начальная школа

  1. В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
  2. Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: "А как бы ты их написал?"
  3. Во 2-3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
  4. Для закрепления пройденного полезно так называемое "письмо с дырками". То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол...ко. Проверочное слово "молочный". Это отличный прием для выработки самоконтроля.
  5. Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.

Средняя школа

  1. Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.

И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.

  1. Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Запоминалки

Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.

Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется "веснушчатая". Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.

А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: "Степка, хочешь щец? — Фи!" Тут они все, и запомнить несложно.

А, например, словосочетание "Зося ждет" включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.

Не уверены, как пишутся слова "мужчин" и "женщин"? Включите домостроевскую логику: "мужу — чин, жене — щи". Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.

Обсуждение

02.12.2017 15:36:44, Rezada

Очень хорошая и поучительная статья. Молодым мамам очень пригодится, да и не только им, а многим другим, которые хотят, что бы их дети хорошо учились и знали свой родной язык.

Комментировать статью "Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки"

За полтора месяца выучил русский так, как никогда до этого в школе, восхищался каждым занятием - предмет в сильной школе был провальный с самой началки - фонетический разбор уже с шести лет тренировали до посинения, а далее с 4...

Обсуждение

Я со своим сыном занималась, правда очень давно, по учебнику Русовой "Русский язык для поступающих в вузы". Тоненькая такая книжечка. Там в очень концентрированной форме давались все правила русского языка и к ним упражнения. Прошли мы этот учебник с ним летом после 6 класса. Занимались 1,5-2 месяца по 2-3 часа в день. Больше мы к этому не возвращались. Но ему хватило, чтобы закончить школу с пятеркой по русскому и поступить в ВУЗ.

05.04.2018 04:10:03, mn-kononova

Если нет времени вообще, то только репетитор. Оптимально - по скайпу, чтобы не тратить время на передвижения. Реп выявит провалы, проработает необходимые темы, поддержит морально. И это не слишком дорого. Раза в неделю хватит за глаза.
Если хочется треша, то да фоксфорд-интернетурок-самообразование. Но надо понимать, что это раз в 10 времязатратнее.

Как подтянуть русский? Всем добрый день. Всех с наступившем Новым годом! Репетитор русского языка, подготовка к ЕГЭ. Образование взрослых: высшее образование, МВА, повышение квалификации, тренинг, изучение иностранных языков.

Русский язык: грамотный ребенок – как? Правила русского языка: учить в игре. " Русский язык для всех. Правила русского языка. 44 правила, по которым грамматику выучить проще простого!

Обсуждение

Присоединяюсь к просьбе. Нужно тоже самое, но онлайн. В компьютере нужное правило как-то легче искать. Спасибо!

Я не очень понимаю, что значит "сборник правил для началки": они какие-то особенные для первых 4 классов? Есть просто правила русского языка. Что по мне, лучше Дитмара Эльяшевича ничего не придумано еще.

Русский язык: грамотный ребенок – как? Правила русского языка: учить в игре. Грамотность школьника. У нас с дочерью это произошло к 6 годам. В моем детстве язык в спецшколе начинали учить во втором классе, т.е в 8 лет.

Обсуждение

А нам "К пятерке шаг за шагом" как-то не подошла(У сына по русскому практически в каждом триместре решается оценка - между 3 и 4, но в последнем триместре я решила его подтянуть и взялась за это дело серьезно. Каждый вечер!! мы писали диктант из книжечки Узоровой и Нефедовой (для его 3 класса)и делали 1 упражнение на грамматику (иногда больше) из тех же Узоровой и Нефедовой (называется по-моему весь курс русского языка 3 класс). Этот учебник хорош тем, что на каждую тему дается множество однотипных упражнений, которые можно делать в учебнике, не переписывая в тетрадь. Вобщем, даже учительница заметила, что дела пошли лучше. В итоге оценка была твердая 4. Единственная трудность - заставить каждый вечер дополнительно заниматься)))

Даже в эпоху компьютерных технологий, грамотным быть престижно. Грамотность – способность человека писать без ошибок. Она бывает врожденная и приобретенная. Если вы никогда не учили правила и , но пишите достаточно грамотно, то у вас врожденная грамотность. Она связана с чувством языка и заложена на генетическом уровне. Приобретенная грамотность – результата . Это долгий и сложный процесс, требующий , терпения и усидчивости. Над письмом без ошибок надо работать постоянно. Не всегда достаточно выучить грамматические правила и читать много книг.

Давайте разберемся, как все-таки повысить грамотность?

  1. Учите правила

    Чтобы писать без ошибок, полезно знать правила. К сожалению, в школьные годы мы не всегда обращаем на них внимание. Со временем у многих людей возникает желание повысить грамотность. Самый простой способ: учите одно правило в день.

  2. Читайте классическую литературу

    Литература не только расширяет кругозор, учит мыслить, развивает память и воображение, но и способствует повышению грамотности. Правда, читать нужно внимательно и лучше русскую классику, а не перевод.

  3. Тренируйте память

    Существует множество . Чтобы писать грамотно, необходимо тренировать зрительную и моторную память. Читая книгу, обращайте внимание на написание трудных слов и на постановку знаков препинания.

  4. Развивайте внимание и учитесь сосредотачиваться

    Читайте внимательно. Если вы учите правило или работаете над словарными словами, не отвлекайтесь на посторонние предметы.

  5. Пишите диктанты

    Простой способ повысить грамотность – писать диктанты. Со временем увеличивайте сложность и количество слов в выбранном для написания тексте.

  6. Слушайте аудиокниги

    Чтобы писать грамотно, полезно слушать живую речь. Вы почувствуете мелодику и темп языка. Это поможет правильно расставить знаки препинания.

  7. Поверьте в свои силы

    Главное, верьте в себя. Ставьте цель, пишите план для ее достижения и двигайтесь вперед. Поощряйте себя за победы, даже если они совсем маленькие. Главное правило, каждый день делать хотя бы маленький шаг к своей цели.

Грамотно писать и говорить – это желание большинства людей. Употребление правильно подобранных слов, написание текстов без ошибок, к сожалению, дано не всем. Но научиться писать и говорить грамотно никогда не поздно. Кстати, не стоит забывать, что грамотным нужно быть не только при построении предложений, грамотность должна быть везде. Психолог и юрист должны быть грамотны в той отрасли, какую они выбрали. Именно тогда они будут прекрасно справляться со своей работой, и помогать людям. Поэтому повышать свою грамотность в различных отраслях человеческой жизни, никогда не поздно.

Как стать грамотным человеком

Узнать о грамотности человека можно по тому, как он разговаривает. Его речь даст представление, на сколько человек умеет грамотно не только говорить, но и писать. Так как устная речь тесно пересекается с письменной. Чтобы узнать, как стать грамотным человеком придется потратить определенное количество времени. Для этого существуют самые разные методики. Подбирая что-то для себя нужно исходить из уровня знания языка, да и подготовки в общем. Если обратиться за помощью к преподавателю, то он может посоветовать для повышения грамотности сформировать языковую компетенцию. Так что понадобятся книги по грамматике, собрания правил правописания и другая литература, которая прошла одобрение министерства образования. Чтобы стать грамотнее нужно будет выучить много правил, которые потом будут применяться на практике. Главное, научиться правильно использовать выученный материал. Также для того, чтобы стать грамотнее, будет полезно писать изложения и сочинения. Когда человек пишет тексты, то у него начинает срабатывать механическая память и материал усваивается намного лучше. Можно писать тексты под диктовку, а потом проверять свои ошибки. Так будет легче знать, в чем именно пробелы. Грамотно нужно, как писать, так и говорить. Это взаимосвязано. Чем больше получиться читать разнообразной литературы, тем лучше. Зрительная память поможет запомнить многое из грамматики и синтаксиса, а также словарный запас будет постоянно обновляться. У грамотного человека в речи должны правильно употребляться глаголы, склоняться существительные, ударение должно быть поставлено правильно. Этого же нужно придерживаться и при написании текстов, не забывая о том, где правильно ставить запятые. В том случае, если самостоятельно не получается стать грамотным, то можно обратиться за помощью к репетитору.

Как стать грамотным юристом

Для этого необходимо для себя решить какая именно интересует специализация. Это важно, так как тогда будет проще знать, куда именно поступить, чтобы потом стать грамотным юристом. Гражданско-правовая, государственно-правовая или уголовно-правовая специализация – нужно подобрать то, что больше всего интересует. При этом не стоит забывать о том, что нужно думать и на будущее. Будет ли именно эта отрасль юридической науки в нем актуальна. Чтобы понять, как стать грамотным юристом стоит постоянно следить за изменениями в законодательстве. Это делает юриста хорошо осведомленным. Здесь идет речь не о нумерации статей, нужно уметь хорошо разбираться в законах. Быстрота и точность – вот что характеризует в этом вопросе хорошего и грамотного юриста. Все ответы должны быть точными, а не приблизительными. Люди, которые готовы быстро среагировать и процитировать нужное законодательство относятся к ряду настоящих профессионалов. Чтобы стать хорошим юристом, необходима практика. Без нее никак. Отличное знание теории здесь не поможет. Поэтому прохождение практики в качестве помощника адвоката или секретаря в суде поможет приобрести необходимый опыт. Публичные выступления готовят юриста к его будущей профессии. Так как потом часто придется выступать перед аудиторией. Умение убеждать людей поможет стать грамотнымюристом.

Как стать грамотным руководителем

Это мечта многих людей, которые занимают положения руководителя. На самом деле это не так сложно. Чтобы понять, как стать грамотным руководителем, нужно делать следующее:

1. Научиться грамотно координировать деятельность работников

2. Быть лидером и научиться входить контакт с каждым сотрудником, находить к нему свой подход

3. Уметь проводить аналитику рабочего времени (своего и сотрудников), а также использовать его разумно

4. Научиться в команде правильно распределять роли, при этом не забывать о возможностях и личностных качествах каждого работника

Хороший руководитель должен понять, что очень важная задача состоит в том, что надо достигнуть грамотной концентрации усилий всех работников на одной общей цели. Контроль над выполненной работой должен происходить в обязательном порядке. Грамотный руководитель уважает своих подчиненных и всегда готов придти к ним на помощь.