Руны – это древнескандинавские письмена. Норманны дохристианской эпохи не знали ни пергамента, ни, тем более, бумаги. Письмена наносились на дерево, камень, металлические предметы, тогда говорили не «писать», а «резать руны». С этим связана угловатая форма рун – знаков, составленных из прямых линий, расположенных под разными углами.

При зарождении письменности сама идея сохранения информации не в виде рисунков, изображающих конкретные образы, а в виде знаков, передающих абстрактные понятия, вызывала восхищение, смешанное со страхом. Это казалось колдовством – любое написанное слово представлялось заклинанием. Так, письмена «превратились» в магические знаки, возникла руническая магия.

Руны как языческая традиция

Рунические надписи на священных камнях, оружии и других артефактах эпохи викингов – важная часть древнескандинавской истории и культуры. Против их изучения, как и против любого в области истории или культурологии, православная церковь не возражала никогда. Возражения возникают, когда современные люди начинают воспринимать руны так же, как древние норманны – в их магическом аспекте, причем делают это даже те, кто считает себя христианами.

Некоторые руны непосредственно соотносятся с богами древнескандинавского пантеона: Ансуз – с Одином, Ингуз – с Фрейром, Тейваз – с Тюром. Применение таких рун (например, в талисманах) фактически означает поклонение языческим богам. Христианин не должен этого делать принципиально, это прямое нарушение заповеди предписывающей почитание только Единому Богу: «Да не будут у тебя боги иные…»

Магическая сущность рун

Церковь не приемлет и саму идею магии. Об этом прямо сказано в Ветхом Завете: «Не ворожите и не гадайте... И если душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, то Я обращу лицо на ту душу и истреблю её из народа её». Не отменен этот запрет и в Новом Завете: в Откровении Иоанна Богослова в числе тех, кому нет дороги в Град Небесный, наряду с «любодеями и убийцами» названы чародеи.

Магия представляет собой попытку управления невидимым миром духов. Ангелами управлять человек не может в принципе, они подчиняются только Богу – следовательно, магу остается только управлять бесами, точнее, думать, что он может ими управлять. Ставить себе на службу силы зла недопустимо для христианина. Кроме того, такая попытка выйти за пределы естественных возможностей является проявлением гордыни – величайшего греха, порождающего все другие.

Нет ничего хорошего и в гадании, в том числе и руническом. Желая узнать свое будущее, человек демонстрирует недоверие к Богу, к Его воле, и об искренней вере уже нет речи. К тому же, во время рунического гадания взывают к норнам – языческим богиням судьбы.

Опасность рунической магии была очевидна даже для самих скандинавских язычников. В сагах можно найти негативных последствий необдуманного использования рун. В этом свете становятся понятными слова из «Старшей Эдды»: «Вот что отвечу, когда вопрошаешь о рунах божественных… благо в молчании». Ни один исландец или норвежец той эпохи не начертил бы даже в воздухе рунический символ, значение которого плохо себе представлял. Современные же люди нередко носят талисманы с изображением рун, о которых ничего не знают. Такое отношение к рунам не выдерживает никакой критики не только с позиции православной церкви, но и с точки зрения скандинавской мифологической традиции.

Источники:

  • Магия, колдовство: ответы священников на вопросы
  • Русское православие, как разновидность христианской религии

В современном обществе приняты различные способы узнать свою судьбу или приобрести какие-либо земные блага. Одними из самых популярных мистических действий являются гадания. Православная Церковь не может не уделить внимание такой практике. Христианство имеет свою позицию, касающуюся таких действий.

Православная Церковь никогда не признавала гадания, как полезный способ получения определенных знаний или каких-либо земных благ. Обычно гадают на судьбу, также существует практика гадать для того, чтобы узнать имя супруга (супруги) или получить какую-либо иную информацию. В народной традиции имеют место множество различных форм гадания. Например, по руке, используя фотографию или иные предметы. В народе есть даже традиция гадать на Святки (дни, посвященные празднику Рождества Христова). Все эти практики вызывают негативное отношение со стороны Церкви.


Православие относит гадания к области таинственного и мистического. Христианство утверждает, что при гадании человек проявляет свою свободную волю в обращении к бесовским . По учению христианства это не может оказать благотворное влияние на человеческую душу, поэтому практика гаданий и Церковью.


Христианство учит, что человеку не совсем полезно знать свое будущее, так как это может вредить стремлению к нравственному совершенствованию личности. Обращение к темным силам бытия мира не может вызывать положительные

М ир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

К ак Православие относится к театру? В древности актеров даже на кладбище не хоронили. А сейчас как?

Д остоин ли осуждения сам принцип игры, само лицедейство?

К акова нравственная оценка самого лицедейства: не разновидность ли это лжи?

Е сли двуличие — грех, то не грешит ли актер, вживаясь в роль, не утрачивает ли он искренность, а со временем, не перестает ли быть самим собой?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«В опрос не прост. Да, среди церковных правил есть осуждающие занятие актерством, посещение театра. Например, занимающийся такого рода деятельностью человек, в случае, если захочет стать священником, будет иметь к этому препятствие. Не абсолютное, но все же препятствие. Даже женатый на актрисе имеет такое препятствие.

Но нужно понимать, что во времена, когда эти правила утверждались, театр был явлением специфическим и далеко не совпадающим с тем театром Шекспира и Мольера, Чехова и Островского, который мы сейчас воспринимаем, как классический.

Дело в том, что в поздней античности (к этому времени относятся упоминавшиеся правила), занятие актерством было почти синонимично занятию развратом: такие были театры, такие были постановки и таков был образ жизни актеров. Встречающееся в правилах наименование профессии актрисы красноречиво говорит об этом: «Вземший в супружество вдову или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон». «Позорищная» здесь — актриса. Контекст, в котором упомянута эта «позорищная», говорит о том, что девства и целомудрия в таких особах общественное мнение не предполагало. Именно поэтому актерство и театр осуждались.

Но означает ли это, что достоин осуждения сам принцип игры, само лицедейство? Однозначности здесь нет. Думается, если очистить театр от языческого наследия, то он перестанет быть осуждаемым. Если на сцене ставится Шекспир и Чехов, если в постановках поднимаются нравственные темы, если актеры на сцене играют, а не стриптизом занимаются — есть в этом грех или нет? Скорее нет, чем да.

Однако, остается сомнение в нравственной оценке самого лицедейства: не разновидность ли это лжи? Если двуличие — грех, то не грешит ли актер, вживаясь в роль, не утрачивает ли он искренность, а со временем, не перестает ли быть самим собой? Опасность такая, конечно, есть, и опасность серьезная. Она требует от актера особой нравственной чуткости. И понимания цели своего труда.

Цель архитектора — построение здания, цель рабочих завода или фабрики — создание продукта, цель актера — создание художественного образа. То, что создавать такие образы можно, показал Спаситель Своим примером. Множество таких образов содержится в евангельских притчах, где все действующие лица и ситуации вымышленные, однако, с помощью вымышленных персонажей, создается истинный образ: ведь, несомненно, все, что говорит Христос, — истина.

Так что, создавать художественные образы (я включаю сюда и сценические) можно. Но создаются они с определенной целью, и именно нравственная оценка цели творчества показывает, какой театр приемлем, а какой богопротивен.

Пользуясь случаем, нужно сказать и об ответственности актера за свой труд. Художественный образ может быть чрезвычайно долговечен, иметь огромное воздействие на человека, и актер несет ответственность за души тех, кто воспринимает созданные им образы. Сколько душ загубили и еще загубят актеры, создающие образ «хороших бандитов», показывающие привлекательность порока!

К слову будет упомянуть о том, что актер, создающий негативный образ, сам не избегает воздействия этого образа. Человек не труба, он не может просто пропустить через себя порцию информации и ощущений и остаться прежним, часть проходящего он впитывает. Поэтому, говорят, Шаляпин после каждого своего выступления в роли Мефистофеля, ходил в церковь на исповедь. Он был отпет и похоронен по православному чину».

    Как Богу угодно: оно их отметает, как нечто чужеродное и душевредное - и правильно делает!

    Христианская религия не поддерживает мантры и медитации.

    Вероятно самосовершенствование считается гордыней.

    Многое в православной религии завязано на грешности и ничтожности человека. На самом же деле так и есть.

    (Взять обычное желание чего-то достичь и массу психологических курсов, программ и семинаров по этому поводу.

    Истинно достойному человеку и в голову не придет, что этого надо достигать. Это приходит в голову и внушается только при внутреннем ощущении ничтожности.)

    И есть различие между мантрой и молитвой.

    Очевидно плохо относится. Каждой церкви (религии) нужна своя паства, верная и преданная. А то что это такое - и помолились и мантру прочитали? Вы чьих будете? Двум богам служить нельзя.

    Православие относится к этому, прямо скажем, резко отрицательно. Неудивительно, ведь мантры и медитация являются атрибутами конкурирующих религий, поэтому и воспринимаются в штыки.

    Материал о различиях между христианской молитвой и медитациями.

    Православие отрицательно относится к этому,потому что это не их методы,а других народов и религий. И вообще, судя канонам православия нужно только молиться Б.гу и все у тебя будет,куча постов и праздников непонятных мне например,а когда же работать??? Мантры и медитация-это полезные штуки для мозга,сознания и саморазвития!

    Как обычные невежды. Не хочу говорить за всех, так как есть христиане, которые занимаются медитацией или йогой, и мантры читают. Молодцы. А есть христиане, которые вообще никаких психических и телесных практик не практикуют, т. е. не развивают свои данные, типа данные от бога, а просто проедают. Не используют проверенный и работающий опыт тысячелетий, просто потому, что он принадлежит первоначально другому народу. Медитация - это и наукой доказано, что крайне полезная вещь, лечащая массу болезней. Однако христиане, православные особенно, русские еще больше, страдают болезнью, которая подобная поведению правящей верхушки СССР. Поиск идеологических врагов, и расправа с ними. Под врагов проходят абсолютно все течения, которым для ярлыка и штампа ересь достаточно просто быть из другой культуры, просто быть плодом стараний другого народа. Так как православие очень националистично. Почитайте господина Дворкина и аналогичных ему. Ведь именно он занимает официальный пост главного сектоведа в РПЦ, при этом не имея даже базового религоведческого образования. Кстати, полно христиан, которые и психологию как науку отвергают, и запрещают ходить к психологам. Аргументируют они это тем, что психологи слишком мягко смотрят на суть проблемы. Дескать психолог может сказать человеку - делай что хочешь, научись выполнять свои желания и преодолевать кризис желаний и возможностей, или того хуже, дескать порекомендовать сексуальную терапию. Почему-то особенно одаренным головам в числе верующих, это кажется очень греховным и неправильным советом.

    Как православие относится к мантрам и медитации?

    ну смотря что под этим подразумевать

    медитация ведь это довольно понятие растяжимое

    есть медитация как сосредоточенность или внимательность (вопрос только на чем, на ком и зачем.. какая цель)

    есть медитация которая будоражит воображения и вызывает фантазии, это во-первых мешает уму и интуиции, а во вторых это опасно можно повредится умом, или потерять чувство реальности и жить в мире придуманном

    Есть такая буддийская история один ученик приходит к учителю и говорит как мне стать учителем но он говорит ты должен войти вконтакт с одним из божков, а для этого ты должен повторять его имя, думать о нем, разговаривать с ним и когда ты выйдешь на контакт с ним, то тогда приходи и мы подумаем, и вот все его друзья-ученики по монастырю уже вышли на контакт с разными богами, а он приходит к учителю и говорит: ничо у меня не выходит -Как так? Ты мантры читал с его именем? - Читал -А определенные психотехники исполнял? -Исполнял -И чо, никто не приходил? -Да приходили -Дак в чем же дело? -Дело в том учитель, что приходить то они приходили, но я же понимаю, что это плод моего изменненого воспаленного сознания-воображение и это не истинные боги. -Знаешь что! заканчивай свое обучение, и приходи ко мне, ты будешь продолжателем моего дела, потому что ты единственный способен был заметить эту разницу! Вот мудрая, такая на мой взгляд, буддийская история

    ну а Церковь, зная опасность такого самообмана, не может не предостерегать от подобных практик; и это искушение своей особенностью и исключительностью, это здорово опьяняет, многие исходя из того что это подогревает эти чувства начинают практиковать, т.е. человеку это подогревает чувства которые лишают его трезвого оценивания себя и окружающего и заражают этим других людей вводя их в заблуждение

    Православие относится к мантрам отрицательно, потому что это самосовершенствоание, не требующего посторонних и посредников. Любое культовое учреждение берет на себя функцию посредника между человеком и высшими силами. При это мантры как метод так или иначе применяют почти во всех конфессиях. Собственно молитва - это сочетание заклинания и мантры. Но если человек будет сам этим заниматься, то церкви будут не нужны. Так что неприятие мантр - это борьба с конкуренцией.

    Христианское вероисповедание в отличии от буддизма не имеет в своих учениях ни мантры и ни медитации. Потому что, христиане всецело доверяются Богу и надеются через всемилостивость Бога получить Спасение.

Без осмысления всего происходящего в Церкви, без элементарных знаний о Православии невозможна подлинно христианская жизнь. Какие вопросы и ошибочные суждения бывают о Православной вере у новоначальных, разбирался портал «Православная жизнь».

Мифы развеивает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф, напоминая: тот, кто ничему не учится, рискует навсегда остаться новоначальным.

– Какие существуют аргументы в пользу того, что единственный правильный выбор на своем духовном пути человек должен сделать в пользу Православия?

– По словам митрополита Сурожского Антония, человек никогда не сможет воспринять Православие как личную веру, если не увидит свет Вечности в глазах другого православного. Один современный православный богослов как-то сказал, что единственный важный аргумент в пользу истинности именно Православия – святость. Только в Православии мы находим ту святость, к которой стремится душа человека – «христианка» по своей природе, как об этом говорит церковный апологет начала IIIвека Тертуллиан. И эта святость несравнима с представлениями о святости других религий или вероисповеданий. «Скажи мне, кто твой святой, и я скажу тебе, кто ты и какова твоя церковь», – так можно перефразировать известную поговорку.

Именно по святым той или иной церкви можно определить ее духовную сущность, ее стержень, потому что идеал церкви – это ее святой. По тому, какими качествами обладал святой, можно сделать вывод, к чему призывает и сама церковь, ведь святой – это пример для подражания всем верующим.

Как относиться к святым и святыням других религий?

– Святость Православия – святость жизни в Боге, святость смирения и любви. Она кардинально отличается от той святости, которую мы наблюдаем в других христианских и нехристианских вероисповеданиях. Для православного святого целью жизни была прежде всего борьба с собственным грехом, стремление к соединению со Христом, обожение. Святость в Православии – это не цель, это следствие, результат праведной жизни, плод единения с Богом.

Святые Православной Церкви считали себя самыми грешными людьми в мире и недостойными даже именовать себя христианами, в то время как в некоторых других конфессиях святость была самоцелью и по этой причине, вольно или невольно, рождала в сердце такого «подвижника» только гордость и честолюбие. Пример тому – жития таких «святых», как блаженная Анжела, Тереза Авильская, Игнатий Лойола, Екатерина Сиенская и другие, которые были канонизированы Римско-Католической Церковью, а некоторые из них даже причислены к лику Учителей Вселенской Церкви.

Канонизация подобных святых – прославление человеческих пороков и страстей. Подлинная же Церковь такого совершить не может. Каким должно быть отношение к таким «святым» у православных христиан – ответ, думаю, очевиден.

Почему Православная Церковь так нетерпима в отношении других религий?

– Православная Церковь никогда не призывала своих последователей к какой-либо нетерпимости, тем более – религиозной, ведь любая нетерпимость рано или поздно может перерасти в злобу и гнев. В случае же религиозной нетерпимости неприязнь легко может быть переадресована с самого религиозного учения на его представителей и сторонников. По словам патриарха Албанского Анастасия, «православная позиция может быть критической только по отношению к другим религиям как системам; однако по отношению к людям, принадлежащим к другим религиям и идеологиям, это всегда позиция уважения и любви – по примеру Христа. Ибо человек продолжает быть носителем образа Божия». Блаженный Августин предупреждает: «Мы должны ненавидеть грех, но не грешника», – и поэтому если наша нетерпимость приводит к гневу на того или иного человека, значит мы стоим на дороге, ведущей не ко Христу, а от Него.

Бог действует во всем творении, и потому даже в других религиях есть пусть и слабые, но все же отблески той Истины, которая в полноте выражена только в христианстве. В Евангелии мы видим, как Господь Иисус Христос неоднократно хвалил веру тех, кого иудеи считали язычниками: веру женщины-хананеянки, самарянки, римского сотника. Кроме того, мы можем вспомнить эпизод из книги Деяний Святых Апостолов, когда апостол Павел прибыл в Афины – город, как ни один другой изобиловавший всеми возможными религиозными культами и вероучениями. Но при этом святой апостол Павел не стал сразу укорять афинян в многобожии, а попытался через их политеистические склонности привести их к познанию Единого Истинного Бога. Точно так же и мы должны проявлять к представителям других конфессий не нетерпимость, а любовь, ведь только примером собственной любви мы можем показать другим, насколько христианство выше всех остальных вероучений. Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Почему Бог попускает злу совершиться?

– В Священном Писании сказано: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13). Причина появления в этом мире зла – дьявол, высший падший ангел, и его зависть. Премудрый так и говорит: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. 2:23-24).

В сотворенном Богом мире нет такой «части», которая сама по себе была бы злом. Все, созданное Богом – благо само по себе, ведь даже бесы – это ангелы, которые, к сожалению, не сохранили своего достоинства и не устояли в добре, но которые все же изначально, по природе своей, были сотворены благими.

Ответ на вопрос, что такое зло, был хорошо выражен святыми отцами Церкви. Зло – это не природа, не сущность. Зло – это определенное действие и состояние того, кто производит зло. Блаженный Диадох Фотикийский, подвижник V века, писал: «Зло – не есть; или вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают».

Таким образом, мы видим, что источник зла заключен вовсе не в устроении этого мира, а в свободной воле сотворенных Богом существ. Зло существует в мире, но не так, как существует в нем все то, что имеет свою особую «сущность». Зло – это уклонение от добра, и оно существует не на уровне субстанции, но лишь в той мере, насколько сотворенные Богом свободные существа уклоняются от добра.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что зло – нереально, зло – это небытие, оно не существует. По словам блаженного Августина, зло – это недостаток или, вернее, порча добра. Добро, как мы знаем, может возрастать или же уменьшаться, и вот уменьшение добра и есть зло. Самое яркое и содержательное определение тому, что есть зло, по моему мнению, дает известный религиозный философ Н.А. Бердяев: «Зло есть отпадение от абсолютного бытия, совершенное актом свободы... Зло есть творение, обоготворившее себя».

Но в таком случае возникает вопрос: почему же Бог с самого начала не сотворил вселенную без возможности возникновения в ней зла? Ответ таков: Бог допускает зло лишь как некое неизбежное состояние нашей столь еще несовершенной вселенной.

Для преображения этого мира необходимо было преображение и самого человека, его обожение, а для этого человек должен был изначально утвердиться в добре, показать и доказать, что он достоин тех даров, которые были заложены в его душу Творцом. Человек должен был раскрыть в себе образ и подобие Божие, причем сделать это он мог только свободно. По словам английского писателя К.С. Льюиса, Бог не желал создавать мир послушных роботов: Он хочет иметь только сыновей, которые будут обращаться к Нему лишь по любви.

Лучшим объяснением причины существования в этом мире зла и того, как Сам Бог может терпеть его существование, как мне кажется, являются слова митрополита Сурожского Антония: «Бог берет на себя полную ответственность за создание мира, человека, за свободу, которую Он дает, и за все те последствия, к которым эта свобода приводит: страдание, смерть, ужас. А оправдание Бога в том, что Он Сам становится человеком. В лице Господа Иисуса Христа входит в мир Бог, облекшись плотью, соединившись с нами всей человеческой судьбой и неся на Себе все последствия дарованной Им же Самим свободы».

Если человек родился в неправославной стране, не получил православного воспитания и некрещеным умер для него нет спасения?

– В послании к Римлянам святой апостол Павел пишет: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15). Выразив подобную мысль, Апостол задает вопрос: «Если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?» (Рим. 2:26). Таким образом, апостол Павел высказывает предположение, что некоторые нехристиане в силу своей добродетельной жизни и благодаря исполнению Закона Божьего, написанного в их сердцах, могут все же быть удостоены славы от Бога и, как следствие, быть спасены.

О тех людях, которые, к сожалению, не смогли или же не смогут принять Таинство Крещения, предельно ясно писал святитель Григорий Богослов: «Иные даже не имеют возможности и принять дара [Крещения], или, может, быть, по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются принять благодати… последние, не принявшие Крещения, не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы… Ибо не всякий… недостойный чести, достоин уже наказания».

Святой Николай Кавасила, известный православный богослов XIVвека, говорит о возможности спасения некрещеных людей нечто, еще более интересное: «Многих, когда они еще не были крещены водою, крестил Сам Жених Церкви. Многим посылал он облако с небес и воду из земли сверх ожидания и, таким образом крестил их, а большую часть воссоздал сокровенно». Приведенные слова прославленного богослова XIVвека прикровенно указывают на то, что некоторые люди, оказавшись в мире ином, станут причастниками жизни Христа, Его Божественной Вечности, так как окажется, что их приобщение к Богу было совершено особым таинственным образом.

Поэтому рассуждать о том, кто может спастись, а кто нет, мы попросту не имеем права, ведь совершая подобные пересуды, мы возлагаем на себя функции Судьи душ человеческих, которые принадлежат одному только Богу.

Беседовала Наталья Горошкова

Отвечает священник Игорь Москвичев, клирик храма в честь Покрова Божией Матери г. Саратова

Благословите, батюшка. У меня такой вопрос: нужно ли класть в гроб умершему его венчальную свечу? Мне об этом поведала женщина, работающая в церковной лавке и присутствовавшая на нашем венчании с мужем. Она сказала, что эти свечи впоследствии соединят нас на том свете. Правильно ли это? Спаси Господи Вас, батюшка! Любовь.

Уважаемая Любовь! Есть такая народная традиция — при смерти одного из супругов класть ему в гроб венчальную свечу. Но эта традиция не имеет ничего общего с христианской погребальной традицией, следовательно, поддерживать народные домыслы и обычаи не нужно. Встреча с нашими близкими в загробном мире никак не зависит от наличия и сохранности венчальных свечей, как при жизни супругов, так и после их смерти. На будущее, чтобы исключить подобные недоразумения, старайтесь обращаться непосредственно к священнослужителю.

Здравствуйте! У меня очень простой, как мне кажется, вопрос, но на который я не могу никак получить ответ. Помогите, пожалуйста, разобраться, я только начала воцерковляться, еще не все понятно. Прочитала, что очень важно молиться своей святой. Мой день рождения 16 мая по новому стилю. 17 мая отмечается праздник перенесения мощей равноапостольной Марии Магдалины в Константинополь. Могу ли я считать ее своей святой? В церкви мне на этот вопрос не смогли ответить, т.к. в календаре этот день не значился. Мне очень хотелось бы, чтобы Мария была моей святой покровительницей, но если я неправильно думаю, то не хочу оставить без молитв свою настоящую святую. Еще раз извиняюсь за свое невежество, заранее спасибо. Мария.

Мария, здравствуйте! Действительно, 17 мая (4 мая по старому стилю) воспоминается перенесение мощей равноапостольной Марии Магдалины в Константинополь. Если Вы приняли Таинство Крещения, то Вас крестили в честь какой-то конкретной святой, носящей имя Мария. Как известно, в церковном календаре много дат, где встречается такое имя. В свидетельстве о крещении, если оно у Вас есть, указывают и небесного покровителя крестившегося человека, и день его памяти. Если Вы крестились недавно и не знаете, в честь какой святой крещены, то с этим вопросом можно обратиться в тот храм, в котором Вы принимали крещение. Принцип же выбора своего святого небесного покровителя следующий — имя, как правило, выбирается среди имен тех угодников Божиих, память которых совершается в сорокадневный период после рождения

Отвечает протоиерей Алексий Абрамов, настоятель храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины г. Саратова

Здравствуйте, я хотела бы знать, как Православная Церковь относится к «Ведам», и что это такое. Моя родственница, считая себя православной христианкой, слушает и читает «Веды» и объясняет всё происходящее с позиции «Вед». Я считаю, что это неправильно и несовместимо с ее религией, и говорю, что она не должна этого делать, т.к. она православная христианка, но не могу ей правильно объяснить, почему. Буду очень благодарна, если Вы ответите. Заранее спасибо. Ксения

Современному человеку часто предлагают испить из «источника древней ведической мудрости». Что же это такое? Для человека, вскормленного на голливудских фильмах и романтизации Востока, ведическая литература представляется источником тайных, вожделенных знаний. Собственно сами Веды представляют собой религиозные писания индуизма, состоящие из четырех частей — Ригведы,Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы, содержащих главным образом религиозные гимны, прославляющие языческие божества, магические обряды и формулы жертвоприношения, мантры. Позднее к ним были добавлены комментарии различных ведических школ: Брахманы, Араньяки и Упанишады, которые большинство самих пандитов (ведических ученых) уже не относят собственно к тексту Вед.

К Ведам также ошибочно или умышленно причисляют тексты, которые не имеют отношения к ведической литературе, как, например, Махабхарата, Шримад Бхагаватам, Рамаяна и другие индуистские эпосы и религиозные произведения, которыми зачастую пользуются секты восточного происхождения, рассчитывая на неосведомленность вербуемой ими публики (например, кришнаиты для придания большего значения причисляют себя к носителям ведического знания).

Еще в качестве «ведической литературы» российские неоязычники предлагают неискушенной публике так называемые «Русские Веды», совершенно сомнительного происхождения, являющиеся якобы древними предшественниками всей ведической литературы. Данного рода тексты вообще не заслуживают серьезного отношения из-за отсутствия всякого исторического и научного обоснования подобной литературы.

Таким образом, под видом Вед часто предлагаются совершенно далекие от Вед тексты, распространяемые в России, главным образом различными сектами, а собственно Веды с их языческим религиозно-обрядовым содержанием совершенно несовместимы с христианским мировоззрением.

Описанный Вами пример, к сожалению, является не единичным, когда человек, осознающий себя христианином, ищет духовного или нравственного наставления в восточных религиях, а точнее, в той интерпретации, которая доходит до нас через различные восточные культы и секты. Всякий человек, безусловно, вправе выбирать себе веру, но он также должен осознавать и ответственность своего выбора, а в подобном случае — ответственность за добровольное отлучение себя от Церкви Христовой.

Добрый вечер! Позвольте поинтересоваться, что собой представляют такие «церкви», как: «Дело веры» (г. Ижевск) и «Краеугольный камень» (г. Казань)? Я занимаю должность личного помощника генерального директора, и в мои обязанности входит постоянное сопровождение руководителя. Побывала в организации под названием «Дело веры» и долго не могла понять: куда же я попала!?! На первый взгляд, все довольно прилично. Конечно, настораживает атмосфера — куча народа, песни, при встрече все обнимаются и произносят слова: «благословляю тебя», или «будь благословенным»; после речи выносят урны для сбора денег, якобы для пожертвования и строительства «церкви» и т.д. Последней каплей моего терпения был вид трясущейся при «молитве» женщины, после чего мне стало дурно, и я вышла из помещения. С другой стороны, видно, что люди очень радостные, воодушевленные и добрые; да и песни поют очень красивые и современные! Очень хотелось бы услышать мнение Православной Церкви по этому поводу. Что же это было, куда я попала, и как вести себя в ситуации, когда придется, не по своей воле, вновь присутствовать в подобных организациях? Благодарю за ответ. Елена.

Уважаемая Елена, перечисленные Вами новые религиозные организации относятся к неопятидесятническим сектам. С их основными характерными чертами Вы, судя по Вашему письму, уже познакомились. Одна из них — это так называемое «говорение на иных языках», или еще «святой смех», когда прилично одетые и до того здравые люди начинают бормотать что-то совершенно невнятное, кричать, неистово смеяться или даже кататься по полу. Этот, с позволения сказать, феномен вызывается выбросом в кровь эндоморфинов — внутреннего человеческого наркотика, необходимого человеку в стрессовых ситуациях, искусственная активизация которого вызывается рядом предшествующих ему действий, в том числе музыкой (чаще всего рок), маятниковым хождением по сцене пастора с выкрикиванием, если наблюдать со стороны, совершенно бессодержательных, но эмоциональных фраз, и некоторых других действий, которыми пастор «разогревает» публику. Человек, подпавший под такое влияние, испытавший выброс эндоморфинов, некоторое время после этого переживает внутреннюю опустошенность, после чего приходит потребность вновь испытать прежние ощущения. Так человек приобретает определенного рода зависимость.

Что делать в данном случае? Самое безопасное — не посещать такие мероприятия вообще, а если уже попали, старайтесь постоянно занимать свой ум, лучше всего молитвой, не концентрировать свое внимание на происходящем, умом и сердцем находиться далеко. Постарайтесь объяснить своему руководителю духовную и психологическую опасность подобного рода мероприятий.