В церковной литературе, в частности, в житиях святых часто упоминаются лики святости. Это категории, на которые Православная Церковь распределяет святых во время прославления и почитания. Основывается эта типология на особенностях, которыми прославились святые при жизни. Мы подготовили перечень ликов святости, в алфавитном порядке и привели примеры афонских святых.

Икона всех святых

Апостолы (ап., с греч. «посланники») – это ученики Иисуса Христа, которые были свидетелями Его проповедей, так как сопровождали Его. Изначально их было 12, потом – еще 70. После сошествия на них Святого Духа они начали проповедовать христианство по всей земле. На Святой Горе, к примеру, в честь одного из 12 апостолов – Андрея, назван Андреевский скит.

Апостолов Петра и Павла называют Первоверховными за их особо значимую роль в деле проповеди Христовой веры. На Афоне 12 июля отмечает панигир монастырь Каракал, главный собор которого возведен в честь святых апостолов Петра и Павла.

Четырех апостолов: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, называют Евангелистами, так как они написали Евангелие.

Бессребренники (бесср.) - святые, которые прославились своим бескорыстием, часто, полным отказом от богатства во имя веры. Многие из них исцеляли больных бесплатно. Например, бессребреником также был святой великомученик Пантелеимон, глава которого хранится на Святой Горе Афон в монастыре, названном в его честь.

Благоверные (блгв.) – монархи и князья, которые канонизированы за свою благочестивую жизнь, дела по укреплению церкви и веры. Свято-Пантелеимонов монастырь отмечает особый праздник – Собор всех святых русских государей, 28 июля, в который входят святые благоверные князья и княгини.

Блаженные (юродивые) (блж., блаж.) – святые, которые под образом безумных, терпя поношения от окружающих, обличали пороки людей, утешали отчаявшихся, вразумляли правителей.

Великомученики (вмч., влкмч.) – святые, которые умерли за веру Христову после тяжелых страданий, которым их подвергали мучители. Например, вышеупомянутый великомученик Пантелеимон.

Исповедники (исп., испов.) – мученики, которые перенесли мучения, однако умерли мирно. Например, афонский святой Максим Исповедник.

Мученики (мч.) – святые, которые за веру христову приняли жестокие мучения и смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Например, афонские святые мученик Константин Афонский, мученик Константин Родосский, мученик Георгий Афонский и другие.

Первыми мучениками были архидиакон Стефан и святая Фекла. Они называются первомучениками. На Святой Горе монастырь Констамонит освящен в честь святого первомученика Стефана.

Начертанные - исповедники, которым мучители писали на лицах хульные слова.

Новомученики (новмч., новомуч.) – мученики, которые пострадали за Христа относительно недавно, в период богоборческого времени. Например, афонский новомученик Иларион (Громов).

Праведные (прав.) – святые, которые достигли святости, живя в миру, имели семьи. Например, святые праведные Иоаким и Анна. На Святой Горе есть действующий Скит Святой Анны, названный в честь матери Богородицы – праведной Анны.

Первых праведников принято называть родоначальниками или патриархи человеческого рода, Такими являются Адам, Ной, Авраам и другие.

Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) – исповедники, которые были монахами.

Преподобные (прп.) – праведники, которые удалялись от мирской суеты и посвящали свою жизнь Богу, пребывая в девстве. Например, преподобные: Нил Сорский, Максим Грек, Феофил Мироточивый, Евдоким Ватопедский и другие.

Преподобномученики (прмч.) - преподобные, которые пострадали за Христа. К примеру, преподобномученики: Иларион Зографский, Иоасаф Афонский, Дионисий Дохиарский и другие.

Пророки (прор.) – святые, которым Господь открывал будущее. Они жили до пришествия Христа на землю.

Равноапостольные (равноап.) – святые, которых приравнивают за их труды на благо Церкви, распространение веры в разных странах, к апостолам. Например, равноапостольный Косма, афонский святой, который был известным миссионером. Он проповедовал в Фессалониках, Македонии, на греческих островах.

Святители (свт.) – епископы или архиереи, которые угодили Богу своей праведной жизнью. Например, афонские святые святители: Нифонт II Патриарх Константинопольский, Феофан Митрополит Солунский, Григорий Палама, архиепископ Солунский и другие. Вселенскими учителями - учителями всей Церкви называют: Святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Священноисповедники (сщисп.) – исповедники, которые имели сан священников.

Священномученики (сщмч.) – мученики, которые пострадали за Христа, будучи священниками. Например, священномученик Иаков Дохиарский (Афонский), иеродиакон.

Столпники (столпн.) – подвижники, которые подвизались на так называемом столпе – башне или высокой площадке скалы, куда не имели возможность попасть посторонние. В Свято-Пантелеимоновом монастыре хранится часть мощей преподобного Симеона Столпника.

Страстотерпцы (страстот.) – те, кто принял мученическую смерть от гонителей на веру.

Чудотворцы (чудотв.) – так называют святых, которые прославились даром чудотворения.

Заступницей и покровительницей России считается сама Пресвятая Богородица. Неудивительно поэтому, что среди почти 300 русских православных святых есть и женщины. И первым человеком, принявшим христианство на Руси, стала княгиня Ольга.

1. Евфросиния Полоцкая

В миру Евфросинию Полоцкую звали Предславой. Она была дочерью витебского князя Святослава Всеславича.
Предслава с ранних лет проявляла интерес к духовной жизни, как только девочке исполнилось 12 лет, она отказалась от династического брака и 15 февраля 1116 года приняла тайный постриг в Полоцком монастыре.
Спустя несколько лет Евфросиния занялась переписыванием книг, что было очень трудоемким и длительным процессом. Обычно такое послушание получали мужчины, но Евфросиния была тверда в своей вере.
Преподобной Евфросинии приписывают приобретение Полоцким Софийским собором иконы Богородицы Эфесской. Также Евфросиния заказала мастеру Лазарю Богше крест-мощевик, который стал зваться ее именем. Умерла Евфросиния Полоцкая во время паломничества в Иерусалиме, 23 мая 1167 года. Почитать в Полоцке ее стали вскоре после смерти, но канонизирована Евфросиния была только в 1893 году.
Евфросиния Полоцкая была ярким церковным деятелем своего времени. Она инициировала строительство женского Спасского монастыря, принимала участие у политической жизни княжества и стала своеобразным знаменем борьбы половчан за свою независимость.
Интересно, что в житие преподобной Евфросинии отсутствует рассказ о посмертных чудесах.

2. Княгиня Ольга


Княгиня Ольга – единственная русская женщина, которую причислили к лику равноапостольных святых. Ольга первая на Руси приняла христианство, еще до Крещения.
О юности Ольги известно очень мало, наиболее точные сведения о ней появляются в летописях 945 года, когда погибает ее муж Игорь. Тогда же Нестор описывает в летописях мести Ольги древлянам, которые были виновны в смерти князя.
С 947 года Ольга начинает править сама. Она устанавливает систему погостов, открывает несколько сухопутных путей, устанавливает размер полюдья. Именно Ольга положила начало каменному строительству на Руси.
В 955 году Ольга принимает крещение в Константинополе под именем Елена. Княгиня старалась приобщить к христианству и сына Святослава, но тот так и остался язычником до конца жизни.
Святой Ольгу признали уже во времена правления Ярополка, ее внука, а в 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику равноапостольных святых.

3. Матрона Московская


Матрона Московская является одной из самых популярных русских святых. Канонизирована она была сравнительно недавно – в 1999 году.
Матрона родилась незрячей. Родители хотели оставить ребенка в приюте, но матери девочки приснился вещий сон о слепой голубице, и Матрону оставили. Уже в 8 лет девочка была глубоко верующей, у нее был дар предсказывать будущее и исцелять больных. К 18 годам у Матроны Московской отнялись ноги.
Большую часть жизни Матрона прожила у односельчанки Евдокии Михайловны Ждановой и её дочери Зинаиды, принимала у себя страждущих и больных. Скончалась Матрона Московская в 1952 году.
В 1999 году Матрону канонизировали как местночтимую святую, но поклониться ей едут люди со всей России.

4. Ксения Петербуржская


Ксения Петербуржская выбрала путь юродства в 26 лет. Сохранилось множество легенд и воспоминаний о пророческом даре святой.
Родилась Ксения в первой половине XVIII века. Достигнув совершеннолетия, Ксения вышла замуж за придворного певчего Андрея Фёдоровича Петрова. Молодые супруги жили в Санкт-Петербурге. Андрей Фёдорович не скончался, когда Ксении было 26 лет.
Молодая вдова встала на путь юродства, стала отзываться только на имя мужа, раздала все их имущество бедным, а дом подарила одной из своих знакомых, при условии, что она будет пускать ночевать неимущих.
Точная дата смерти Ксении Петербуржской неизвестна. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила ее к лику святых юродивых.

5. Феврония


Житие святой стало широко известно после публикации «Повести о Петре и Февронии», которая напоминала скорее волшебную сказку, чем исторический документ. Феврония была дочерью бортника. Однажды к ней обратился за помощью князь Петр, который пообещал сделать ее своей невестой, если та исцелит его от ран. Девушка вылечила Петра, но тот не сдержал своего обещания, и болезнь вернулась. Тогда Петр взял Февронию в жены. Бояре не приняли простонародную жену князя. Петр забрал жену и покинул город, в котором почти сразу же разразилась смута, и князя попросили вернуться назад.
Петр с Февронией правили много лет, а в старости приняли монашеский постриг в разных монастырях. Они молились о том, чтобы умереть в один день, и завещали, чтобы их похоронили вместе. Когда просьбу Петра и Февронии не исполнили, они чудесным образом оказались в одном гробу. Погребены супруги были в 1228 году, а в 1547-м их канонизировали. Петр и Феврония считаются покровителями семьи.

6. Анна Кашинская
Анна (в постриге – София) родилась в XIII веке в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. В 1299 году она вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского, а спустя 20 лет он был убит в Орде. Спустя годы в Орде были казнены ее сыновья и внук.
Год пострига Анны неизвестен, но в 1358 году она упоминается как 80-летняя настоятельница Тверского женского монастыря во имя св. Афанасия. Перед самой смертью Анна приняла схиму.
Почитание Анны Кашинской началось в 1611 году, когда были обнаружены ее останки в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы. В 1650-м году она была канонизирована, но уже в 1677 году, в рамках борьбы с двоеперстным крещением, была проведена деканонизация, а житие святой Анны – предано анафеме. Только в 1909 году императором Николаем II было дано разрешение на повторную канонизацию.

7. Иулиания Лазаревская


Настоящее имя Иулиании Лазаревской - Ульяна Устиновна Осорьина. Она родилась в 1530 году в семье дворян Недюревых. С детства девочка была очень набожной и усердной. В 16 лет она вышла замуж за Юрия Осорьина, в браке с ним она родила 13 детей. После гибели двух сыновей на царской службе, Ульяна стала упрашивать мужа, чтобы тот отпустил ее монастырь. Тот согласился при условии, что до этого она воспитает оставшихся детей.
Когда в период правления Бориса Годунова разразился голод, Иулиания продала все свое имущество, чтобы накормить неимущих.
Умерла Иулиания в 1604 году и была похоронена в Муроме. В 1614 году, когда рядом копали могилу, были обретены мощи Иулиании, которые источали миро. Тогда же исцелились несколько человек. В том же 1614 году Иулианию Лазаревскую канонизировали в лике праведницы.

8. Святая княгиня Елизавета Федоровна


Елизавета Федоровна была старшей сестрой Александры Федоровны, последней русской императрицы. В 1884 году Елизавета Федоровна вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III.
Всю жизнь Елизавета Федоровна занималась благотворительностью. Она организовала Елизаветинское благотворительное общество, во время войны занималась медицинской помощью воинам. В 1905 году ее муж погиб в результате покушения.
Овдовев Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия, которая занималась медицинской и благотворительной работой. С 1909 года княгиня посвятила всю свою жизнь работе в обители.
Елизавета Федоровна была убита и сброшена в шахту в 1918 году в городе Алапаевске вместе с другими членами семьи Романовых. Есть свидетельства, что Елизавета скончалась позже остальных, поскольку из шахты еще некоторое время доносились песнопения.
В 1992 году Елизавета Федоровна была причислена к лику святых и включена в Собор новомучеников и исповедников Российских.

9. Варвара Скворчихинская


Блаженная Варвара родилась в семье священника. Выучившись на домашнюю учительницу, девушка начала преподавать. Она была истово верующей и часто приводила на занятия священника, но когда в школах начали проповедовать атеизм, Варвара перестала работать и избрала для себя путь затворницы.
Она прожила более 35 лет в старом сарае, постоянно молясь и соблюдая посты. Все эти годы Варвара не посещала церковь, но принимала у себя священников и верующих.
Умерла Варвара в 1966 году, а в 2001 году Патриарх Алексий II благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии.

10. Евдокия Дмитриевна


Евдокия Дмитриевна также известна как преподобная Евдокия Московская, еще при жизни она прославилась своей благотворительной деятельностью. В 15 лет ее выдали замуж за московского князя Дмитрия Донского. С ним она провела 22 года в счастливом браке, а после кончины супруга некоторое время правила, являясь блюстительницей престолонаследия среди сыновей.
Евдокия Дмитриевна при жизни инициировала постройку множества храмов и монастырей, в том числе Вознесенского женского монастыря. Под руководством Евдокии Дмитриевны было собрано московское ополчение для защиты города от Тамерлана. В 1407 году княгиня удалилась в Вознесенский монастырь, где приняла постриг с именем Евфросиния. В иночестве Евфросиния прожила всего несколько месяцев и скончалась в том же году. В 1988 году была причислена к лику святых вместе со своим мужем.
В 2007 году была учреждена церковная награда - орден и медаль преподобной Евфросинии Московской.

11. Евфросиния Колюпановская


Княжна Евдокия Григорьевна Вяземская была фрейлиной Екатерины II, но ее желание посвятить себя служению Богу было столь велико, что она инсценировала собственную смерть и тайно покинула двор. Она странствовала более 10 лет, пока в 1806 году не встретилась с митрополитом Платоном, который дал ей благословение на подвиг юродства. С этого момента бывшая княжна поселилась в Серпуховском Владычном Введенском женском монастыре под именем «дура Евфросиния».
Известно, что Евфросиния тайно носила вериги и даже зимой ходила босой.
Когда в монастыре сменилась настоятельница, Евфросинию начали притеснять, что, в конце концов, заставило женщину покинуть стены обители. Последние 10 лет своей жизни бывшая княгиня провела в селе Колюпаново в доме помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой. Ефвросинии Колюпановской еще при жизни приписывали дар исцеления и предвидения. Преставилась блаженная Евфросиния в 1855 году, но почитание, начавшееся при жизни, продолжилось и после смерти.
В 1988 году Евфросиния Колюпановская была канонизирована в составе Тульских святых в лике блаженных.

12. Иулиания Вяземская


Судьба Иулиании Вяземской мало походит на судьбы других русских святых. Она была супругой князя Симеона Мстиславича Вяземского, пока смоленский князь Юрий Святославович не попытался насильно привести Иулианию к себе «хотя с нею жити». Не стерпев надругательства, княгиня ударила обидчика ножом, а тот в приступе ярости убил ее мужа, ей самой отрубил руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу.
Весной 1407 года тело мученицы Иулиании было найдено плывущим против течения реки Тверец. Обретенное тело святой было погребено у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка, вскоре после этого на месте захоронения стали происходить чудесные исцеления.
Точная дата канонизации Иулиании Вяземской как местночтимой святой неизвестна, но многие историки считают, что это произошло в 1815 году, в год повтороного обретения мощей святой.

В данной статье вы узнаете, почему святой император Николай II не является мучеником и искупителем, насколько безумны юродивые ради Христа, а также каких святых в церковном календаре больше всего.

В зависимости от вида понесённого при жизни подвига ради Христа, святых принято подразделять по ликам святости. Сегодня мы с вами рассмотрим, какие чины (или лики) святых существуют в Православной Церкви и чем они отличаются друг от друга.

Мученики

Девнегреческое слово «μάρτῠρος» на русский язык переводится не как «мученик», а как «свидетель». Дело в том, что мученики свидетельствовали о своей вере в Господа Иисуса Христа своими мучениями и смертью. И в исходном значении акцент делается не на вид подвига (мучения), а на его смысл (свидетельство о вере даже под угрозой смерти).

Мученики — это один из самых древних ликов святости, самый многочисленный лик христианских святых и, одновременно, самый подкреплённый документальными свидетельствами.

В первые три века, пока христианство в Римской империи считалось сектой ветхозаветной религии евреев, а затем просто опасным антигосударственным учением, открытое исповедание себя христианином или донос от недоброжелателей практически всегда означали судебное разбирательство с принятыми тогда методами дознания — пытками и казнью, как итогом признания вины подсудимого.

Весь ход судебного процесса, вопросы судьи, ответы обвиняемого, свидетельские показания и апологии в защиту привлечённого к суду аккуратно заносились в протокол. Поэтому многие жития мучеников имеют документальную основу, которой менее всего коснулись дополнения легендами и преданиями.

При этом уже с первых веков христианства мучениками считались только члены Христианской Церкви, не раскольники и не сектанты, и только такие, которые претерпели все мучения до кончины, не произнося отречения и не принося жертв языческим богам.

Тела мучеников обычно теми или иными путями забирались христианами для погребения в катакомбах или мартириумах — специальных часовнях, сооружаемых над гробом. Довольно быстро в Церкви сформировалась традиция совершать богослужения перед гробами и на гробах мучеников, которые стали прообразом современных престолов в храмах. На современном престоле литургия всегда совершается на антиминсе — специальном плате, в один из краёв которого вшита капсула с частицей мощей одного из святых.

Мучениками становились разные люди — обычные миряне, священнослужители, знать и монахи. Поэтому применительно к некоторым святым из лика мучеников можно встретить такие титулования, как «преподобномученик» — мученик из монашествующих, «священномученик» — мученик из священнослужителей или «великомученик» — мученик из числа королевских особ или знати. Сейчас можно встретить ещё наименование «новомученик», которое относят к подвигу христиан пострадавших за веру в СССР в XX столетии.

В Русской Православной Церкви «великомучениками» именуют святых, принявших особо тяжкие, часто многодневные мучения за Христа. Но в первые века христианства, эта традиция сохранилась в других Поместных Церквях, великомучениками именовали именно пострадавших за веру лиц знатного происхождения.

Исповедники

Ещё один лик святости, подвиг которых по смыслу ничем не отличается от подвига мучеников, составляют исповедники веры. Исповедники это люди открыто исповедовавшие свою веру, претерпевшие за это мучения и истязания, не произнесшие отречения, но оставшиеся в живых по тем или иным не зависящим от них причинам.

Изначально подвиг исповедников понимался несколько меньшим по значению, чем подвиг мучеников, но уже святитель Киприан Карфагенский в середине III века предложил почитать исповедников наравне с мучениками, отмечая однако, что исповедником может считаться не каждый претерпевший мучения и не отрекшийся христианин, который остался жив, но лишь тот, кто всю оставшуюся жизнь провёл праведно и остался верен Господу.

По понятным причинам, численно исповедники значительно уступают мученикам, чего нельзя сказать о следующем чине святых — преподобных.

Преподобные

Преподобные — второй по численности после мучников, а возможно даже и равный ему количественно чин святых. В церковном календаре почти нет дней, на которые не приходилась бы память хотя бы одного из преподобных.

В этом чине святости почитают представителей монашества, которое появляется примерно во II веке, а уже к III-IV векам приобретает в Церкви характер массового движения. Ещё несколько позже монахи начинают принимать священный сан и занимать архиерейские кафедры.

Термином «преподобные» называют святых из числа монашествующих, которые через молитвенный и физический труд стяжали Духа Святого и стали подобными Богу.

Наличие в святцах огромного сонма монашествующих святых, безусловно, связано с их высочайшим духовным, культурным и нравственным авторитетом среди верующих. Многие преподобные отцы были известны удивительными аскетическими подвигами вроде тысячедневного стояния на камне, жизни в клетке или на столпе, ношением вериг и т.п. Также многие монахи стали основателями огромных монастырей и помогли пережить подъём внутренней жизни своим современникам в масштабе целых государств (Антоний Великий, Савва Освященный, Савва Сербский, Антоний и Феодосий Печерские и другие).

Многие преподобные отцы прославились созданными ими произведениями духовной литературы, активным участием в жизни окружающих их людей не только в плане молитвы, но также и лечения, чудотворений, социальной помощи, раздачи милостыни.

Самыми почитаемыми в России считаются двое преподобных отцов: Сергий Радонежский и Серафим Саровский, каждому из которых посвящено по нескольку сотен храмов.

Апостолы

Апостолы («посланники») — это самый важный лик святых, среди которых почитаются прямые ученики Спасителя из числа двенадцати (Пётр, Андрей Первозванный, Иаков Зеведеев, Иоанн Зеведеев (Богослов), Фома, Матфей, Нафанаил (Варфоломей), Симон Кананит (Зилот), Иаков Алфеев, Иуда Алфеев (Фаддей), Филипп и Матфий, избранный на место Иуды Искариота), а также апостол Павел, отдельно избранный Господом.

Также в лике апостолов почитаются и сподвижники в проповеди прямых учеников Спасителя, жившие в I веке и условно называемые «апостолами от семидесяти» (на самом деле их насчитывается больше и далеко не все из них лично видели Спасителя хотя бы единожды).

Подвиг апостолов, в отличие от подвига святителей, о котором будет сказано далее, заключался не в хранении Церкви на местах, а в проповеди Евангелия по всему миру, то есть был неразрывно связан с путешествиями и миссионерством.

Большинство апостолов рано или поздно заканчивали свой путь мученической кончиной. Из числа двенадцати учеников Христа только апостол Иоанн Богослов умер своей смертью.

Среди апостолов были не только мужчины, но и женщины, например Прискилла, проповедовавшая вместе с мужем Акилой. Строго говоря, Мария Магдалина, которую обычно именуют «равноапостольной», по сути является женщиной-апостолом, так как во многих местах проповедовала христианство, а также лично знала Господа и была слушательницей многих Его поучений.

Некоторую путаницу в титуловании тех или иных святых в Церкви можно встретить довольно часто. Например, один из апостолов от семидесяти, Аггей, носил прозвище «Пророк» за соответствующие благодатные дары, но в лике пророков не почитается.

Святители

Святителями называют прославленных праведников из числа церковных иерархов — епископов, которые были достойными пастырями, а также проявили личную праведность.

Греческое слово «епископ» переводится на русский язык, как «надзиратель». Апостолы, после проповеди в том или ином городе, ставили одного из своих учеников — самого благочестивого и лучше всего усвоившего христианское учение — надзирать за жизнью местной общины. Когда апостолы покидали основанную Церковь и шли с проповедью дальше, на епископа ложилась обязанность душепопечения над обращёнными.

Имена святителей заносились в диптихи и регулярно поминались во время богослужения. Поместные Церкви обменивались подобными диптихами и поминали святых друг друга.

Святителям Церковь обязана многими своими традициями. Например, пасхальные послания придумал святитель Афанасий Великий, крестные ходы — святитель Иоанн Златоуст, а центры социальной помощи — святитель Василий Великий.

Равноапостольные

Равноапостольными называют ту группу святых, которые исполняли апостольское служение преимущественно после первого века по Рождестве Христовом. Они не были прямыми учениками Господа и не слушали его поучений лично, но подобно апостолам обратили ко Христу целые страны и народы.

Равноапостольных, как и апостолов, не очень много. В этом лике святых чтят память Аверкия Иерапольского, Марию Магдалину, Апфию Колосскую, Фёклу Иконийскую, Константина Великого и его мать Елену, княгиню Ольгу и князя Владимира, братьев Кирилла и Мефодия, Патрика Ирландского, Николая Японского (Касаткина), Савву Сербского, Нину Грузинскую, царя Бориса Болгарского, Косму Этолийского и Иннокентия Московского (Вениаминова).

Пророки

Лик святых пророков — самый древний из всех, так как почти все святые пророки жили ещё до Рождества Христова. Пророки проповедовали покаяние среди еврейского народа, предсказывали пришествие Мессии — Христа и возвещали еврея волю Божию.

Всего в чине пророков Церковь чтит восемнадцать святых, выделяя двенадцать малых пророков и четверых великих — Исаию, Иезекииля, Иеремию и Даниила.

Несколько особняком среди пророков стоят пророк Моисей, выведший еврейский народ из египетского плена в Святую землю и пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, единственный святой пророческого чина, который жил уже в новозаветные времена и лично знал Господа Иисуса Христа.

Большинство пророков прославились совершением удивительных чудес, предсказанием будущего и открытым обличением грехов некоторых еврейских и азиатских государей. Некоторые пророки оставили после себя целые книги, а о некоторых мы знаем только из рассказов исторических книг Ветхого Завета.

Страстотерпцы

Страстотерпцы — это «самый русский» лик святых. В нём Церковью почитаются преимущественно знатные праведники, пострадавшие не за веру, а в результате разгула человеческих страстей — заговора, гражданской войны и проявившие при этом личное самопожертвование и беззлобие.

Некоторые христиане ошибочно называют мучениками семью последнего русского императора Николая II, приписывая ему роль некоего «искупления» русского народа. На самом деле Искупитель у русского народа, да и у всех христиан вообще может быть только один — сам Господь, Богочеловек, с которым не может сравниться ни один даже самый великий святой. Некорректно и именование царственных страстотерпцев мучениками, поскольку убиты они были отнюдь не из-за православного вероисповедания, а как потенциальное живое «знамя» для белого движения.

При этом Церковь не подвергает сомнению святость императора Николая II и его семьи, почитая их в лике страстотерпцев вместе с князьями Борисом и Глебом, Дулой Египетским (которого также относят и к лику преподобных), царевичем Димитрием Угличским, и князем Михаилом Тверским (которого также относят и к лику благоверных).

Благоверные

Чин благоверных святых — ещё один чин «для знати». К благоверным Церковь причисляет правителей, которые много сделали для укрепления веры и нравственности, развития Церкви и просвещения в подвластных им землях.

Этот лик святости возник в Константинопольской Церкви в период Вселенских соборов и применялся при канонизации византийских императоров и их жён, а затем стал использоваться и в других Православных Церквях.

В числе русских благоверных князей почитают: Александра Невского, Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского, Иоанна Калиту, Даниила Московского, Игоря Черниговского, Олега Брянского и других.

Бессребренники

Так именуют святых, отказавшихся от богатства и бесплатно помогавших другим людям ради Христа. Почти все святые этого лика имели отношение к врачебному искусству и, с помощью молитвы, чудотворений, снадобий и медицинских умений помогали людям обрести утерянное здоровье.

Сам Христос творил свои чудеса и исцелял людей бесплатно, ради милости к страждущим и то же заповедовал своим ученикам: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Бессребренники буквально следовали этому завету Спасителя.

В лике бессребренников почитают Косму и Дамиана, целителя Пантелеимона, Ермолая, Кира и Иоанна, Самсона Странноприимца, врача Диомида Никейского, Трифона, Фотия и Аникиту, Фалалея Киликийского, Прохора Лебедника, Агапита Печерского и других.

Иногда тех или иных святых также называют чудотворцами, но это не особый лик святости. Многие святые обильно творили чудеса как при жизни, так и после кончины и эпитет «чудотворец» можно встретить, как применительно к святителям, так и к мученикам, бессребренникам, преподобным и святым иных чинов святости.

Праведные

В первые три века существования христианства мученичество приняли сотни тысяч христиан. Впоследствии в истории Церкви мы также встретим немало неспокойных периодов, когда появлялись новые мученики. Монашество также было весьма широко распространено, фактически узурпировало к VII веку высшие посты в церковном управлении, основало тысячи обителей и имело огромный духовный и нравственный авторитет как в самой Церкви, так и в обществе в целом.

Это не плохо, но именно поэтому фокус внимания Церкви чаще всего был направлен на жизнь мучеников и преподобных, которых мы знаем множество, и редко замечал тихие подвиги других святых — врачей, многодетных пар, благотворителей, воинов, которых мы знаем относительно немного. Иначе говоря, Церковь почитает буквально единицы праведных из числа мирян, но совершенно точно таких святых среди христиан было очень много. Просто их жизнь и подвиги остались скрыты от нас до дня Страшного Суда.

Среди праведных наиболее известны такие святые, как: Авраам и Сара, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, царь Давид, Иоаким и Анна, Иов, Симеон Богоприимец, Симеон Верхотурский, Иоанн Кронштадтский, Алексий Мечев, Иоанн Русский, Пётр и Феврония Муромские, Матрона Московская, Феодор Ушаков и другие.

Праведники нечасто изнуряли себя какими-то особыми подвигами, зато всю свою жизнь старались следовать воле Божией, ради Господа помогать окружающим, часто посещать богослужения и молиться дома и следовать духу, а не букве Священного Писания. Многие праведные тайно благотворили нуждающимся и совершали чудеса.

Юродивые ради Христа (Блаженные)

Славянское слово «юродивый» переводится на современный русский язык, как «дурак, безумный». Юродивые ради Христа безумными не были — они только напускали на себя вид сумасшедших, чтобы через презрительное отношение со стороны окружающих избавиться от гордости и обязанности следовать всем установлениям общества (зачастую далёким от христианства).

Юродивые ради Христа, как правило, начинали свой подвиг с того, что раздавали нуждающимся почти всё своё имущество и начинали скитаться и жить подаянием. Эти святые много молились, открыто обличали людские пороки, предсказывали будущее, помогали нуждающимся и, иногда, исцеляли страждущих от болезней.

Всех юродивых ради Христа также именуют «блаженными» и здесь может возникнуть путаница. Есть и другие святые, которых в церковной традиции устойчиво именуют «блаженными», но которые не относятся к этому лику святых — Августин Иппонский (святитель), Иероним Стридонский (преподобный) и Матрона Московская (праведная).

Также не стоит путать православных блаженных — юродивых и католический чин «блаженных» обозначающий первую ступень канонизации, как бы «почитаемых христиан».

Предшественниками блаженных — юродивых можно считать некоторых праведников и пророков Ветхого Завета — Иова, Иезекииля, Осию и других, которые известны своими странными поступками, обличавшими общественное беззаконие.

Среди православных блаженных наиболее почитаются: Ксения Петербургская, Василий Московский, Андрей Юродивый, Прокопий Устюжский.

Резюмируя, можно сказать, что в Православной Церкви выделяют в основном двенадцать ликов святых, которые подразделяются как по виду своего посвящённого Богу подвига, так и по своему положению в обществе или церковной иерархии. При этом некоторых святых, подвиги которых особенно многогранны, иногда относят сразу к двум и более чинам святости. Вероятно, некоторым из наших читателей данная статья поможет чуточку лучше ориентироваться в жизни Церкви и понимать кого и за что они молитвенно почитают, что будет весьма отрадно для автора.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Для человека, недавно пришедшего в церковь или просто с интересом смотрящего на нее издалека, есть много непонятных явлений и понятий. Как пример, большое количество почитаемых святых — и почему-то один является преподобным, а другой — просто святителем, один — страстотерпец, а другой — мученик. Различить их поможет наш сводный список ликов святости, существующих в Православии.

Почитание святых утверждается в христианстве с древнейших времен. Первоначальный культ распространяется на апостолов и мучеников, а также на ветхозаветных святых праотцев и пророков. В древнейший же период складывается и почитание предстоятелей местных церквей, как святителей, сначала в пределах местных же церквей, а затем и в качестве общецерковного культа. Историческое развитие приводит и к появлению других категорий святых, почитание которых органически входит в общий культ (Фрагменты из книги "Святость. Краткий словарь агиографических терминов. Живов В.М.", далее фрагменты из его книги выделены курсивом).

Апостолы (греч. ἀ πόστολος — посол, посланник) — это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, потом Христос избрал еще семьдесят.

Двое из апостолов, Петр и Павел, называются первоверховными , так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры. Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами .

Праотцы (греч. προπάτωρ) — разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской Церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. К праотцам относятся также праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Богородицы, и праведный Иосиф, обручник Богородицы.

Пророки (греч. προφήτης) — разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской Церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа. В Священном Писании пророками именуются ветхозаветные патриархи Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей. Иоанн Креститель выступает как последний из пророков.

Равноапо́стольный (греч. Ισαπόστολος) — святой, особо прославившийся благовествованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру. Это наименование Церковь прилагает к святой Марии Магдалине как соработнице апостолов, святому императору Константину и матери его Елене, просветителям славян Кириллу и Мефодию, святому князю Владимиру и великой княгине святой Ольге, крестившим Русскую землю.

Почитание святых в современном виде началось с почитания мучеников, засвидетельствовавших своей кровью истину христианства; с прекращением гонений стали признавать святыми также и тех, кто, не удостоясь мученического венца, прославился своими трудами и благочестием (прежде всего пустынников и монахов).

Ныне лик святых — это все праведные, преподобные, мученики, исповедники, благоверные князья, Христа ради юродивые, святители, пророки и апостолы, евангелисты.

Святи́тель — святой, стяжавший святость на пути архиерейского служения праведным пастырством и беспорочной жизнью, праведной кончиной осуществивший Промысл Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному. В число особо почитаемых святителей входят Василий Великий (379 г.), Григорий Богослов (389 г.), Григорий Нисский (ок. 394), Иоанн Златоуст (407 г.) и Николай Чудотворец (ок. 345). Первым русским святителем является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ок. 1077 г.).

Учение о множественности даров Святого Духа (т.е. о многообразии форм святости) было сформулировано еще в самом начале христианской истории. Апостол Павел писал: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как ему угодно» (1 Кор. 12. 8-11)».

Му́ченик (греч. μάρτυς — свидетель) — человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа, засвидетельствовав свою веру кровью. Первым мучеником в высшем значении был Сам Иисус Христос, согласием на принесение Себя в жертву за грехи человеческие давший наивысшее свидетельство верности спасительной миссии, вверенной Ему Отцом. Первым христианским мучеником (первомучеником) стал архидиакон и апостол от 70-ти Стефан (ок. 33-36 гг.).

Великому́ченик (греч. μεγαλόμαρτυρ) — мученик, претерпевший особенно жестокие и продолжительные мучения и проявивший при этом чрезвычайную твердость в вере. Выделение великомучеников из всего множества почитаемых Церковью мучеников подчеркивает значимость этого рода подвига.

Современный календарь Русской Православной Церкви включает такие имена вмчч., как: Георгий Победоносец (303 г.), Пантелеимон Целитель (305 г.), Димитрий Солунский (ок. 306 г.) и великомученица Анастасия Узорешительница (ок. 304 г.).

Священному́ченик (греч. άγιομάρτυς) — святые мученики, принадлежавшие к священному чину (диаконскому, иерейскому или епископскому). Священномученики составляют особый лик святых. Хотя на Литургии они воспоминаются вместе с другими мучениками, существуют службы священномученику и священномученикам.

К известным священномученикам относятся Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (107 г.); из русских святых — Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (1612 г.), Кукша Печерский (+ после 1114 г.). В нашем регионе можно выделить, в частности, сщмч. Димитрия Апанского (Неровецкого) (1919 г.).

Преподобному́ченик (греч. όσιομάρτυς) — мученик, принадлежащий к числу монашествующих. Пмчч. составляют особый лик святых, поскольку существуют соответствующие службы им. Среди русских святых в их число входит Григорий, пмч. Печерский, в Ближних Антониевых пещерах почивающий (1093 г.).

Страстоте́рпцы — наименование христианских мучеников, принявших мученическую кончину не за имя Христово, а в силу злобы и коварства людей. Главное в подвиге страстотерпцев — беззлобие и непротивление врагам. Страстотерпцами являются святые благоверные князья Борис и Глеб (1015 г.), последний император Российский Николай II и члены его семьи (1918 г.).

Испове́дники (греч. ὁ μολογητής) — особый лик святых в Православии, прославляемых Церковью за открытое изъявление своей веры во время гонений; к исповедникам причислялись те христиане, которые, претерпев мучения, остались, в отличие от мучеников, в живых. В Древней Руси особо был известен и почитался Максим Исповедник (662); в Соборе новомучеников и исповедников Российских прославлен в лике исповедников святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

С утверждением христианства как государственной религии закономерно появляются новые формы святости. В этом контексте возникает почитание благоверных царей и цариц, а с развитием монашества — почитание преподобных. Согласно христианским представлениям, процесс обнаружения новых форм святости неисчерпаем и продолжается по сей день.

Бессребреник (греч. άνάργυρος) — святой, особо прославившийся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. Наименование сие усваивается в православной традиции прежде всего свв. Косьме и Дамиану, родным братьям, пострадавшим как мученики во второй половине III в.

Благове́рный (греч. εὐ σεβής) — правитель (князь, царь), прославившийся своим благочестием, милостью и заботой об укреплении христианской веры и причисленный Церковью к лику святых. Например, к благоверным относится святой князь Александр Невский (1263 г.).

Блаженный (греч. μαχάριος) — в XIX в. данный эпитет стали прилагать в России к святым, почитаемым в других христианских исповеданиях, в тех случаях, когда почитание их установилось до разделения церквей и тем самым признается Православной Церковью. В лике прославлен блаженный Августин (430 гг.). В Древней Руси наименование «блаженный» прилагалось к святым юродивым, как в случае Василия Блаженного.

Преподобный — человек, стяжавший святость на пути монашеского подвижничества. Особое почитание получают в России устроители монашеской жизни, основатели лавр и монастырей — такие как Антоний (1073 г.) и Феодосий (1074 г.) Печерские, Сергий Радонежский (1392 г.), Серафим Саровский (1833 г.).

Первыми преподобными в христианской церкви, прославленными именно за монашеский подвиг, стали Антоний Великий († 356 г.) и Ефрем Сирин († ок. 373-379 гг.).

Праведный — человек, достигший святости в миру, в обычных условиях семейной и общественной жизни. Таковы в Ветхом Завете — Ной, Иоа; в Новом Завете — Иосиф Обручник, Иоаким и Анна; из русских святых — Иоанн Кронштадтский (1909 г.).

Столпники (греч. στυλίτης) — святые преподобные, избравшие для себя особый подвиг — стояние на столпе и сосредоточение на постоянной молитве. Основателем столпничества считается преп. Симеон (ок. 459 г.). Из русских подвижников столпниками были прпп. Никита Переяславский (1186 г.) и Савва Вишерский (1461 г.).

Чудотворец (греч. θαυματουργός) — эпитет ряда святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на чудотворное исцеление. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации. Среди почитаемых Русской Церковью чудотворцев можно отметить святителя Мир Ликийских Николая (ок. 345) и преподобного Антония Римлянина (1147 г.).

Юродивый (слав. безумный) — подвижник, изображающий безумного ради отвержения «мудрости мира сего», которое «есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:19). Такой род аскезы является радикальным средством уничтожения в себе гордыни. Наиболее известными юродивыми были Прокопий Устюжский (1303 г.) и Василий Блаженный Московский (1557 г.).

Источники:

1. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. Живов В.М.
2. Епископ Егорьевский Марк. Церковный протокол. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007.

Эта икона очень сильная. Она помогает в различных, часто очень сложных делах. Икону Всех Святых, фото и их значение желательно иметь в каждом доме, чтобы читать перед ней различные молитвы. Но, если нет возможности приобрести крупную и качественную икону, . Вот в чём помогают святые, изображённые на иконе.

Кому и когда молиться

На иконе есть . Он считается самым главным надо всеми ангелами, поэтому ему нужно молиться, если вы хотите, чтобы ваш собственный ангел-хранитель стал более сильным и крепким. Также Архангел Михаил является стражем рая, не пуская в него никого, кто может навредить человеческой душе. Считается, что на страшном суде он будет одним из главных помощников Бога, разделяя людей на добрых и падших. Поэтому тем, кто хочет попасть в рай, стоит молиться именно ему. Считается, что Архангел Михаил помогает побороть страсти, мешающие душе попасть в рай, будь то пьянство, наркомания или разрушительная страсть женщины к мужчине, который ею пользуется.

Также на иконе Всех Святых есть . Эта святая помогает при различных женских болезнях, способствует счастливой семейной жизни. Её дни отмечают 22 ноября и 2 мая. Она при жизни обладала пророческим даром и могла предсказывать события, не имея физического зрения. К ней обращаются в молитвах, чтобы пролить свет на какую-то жизненную ситуацию, удачно жениться или выйти замуж, а также о благополучии детей. Помогает святая Матрона в болезнях, решении различных бытовых вопросов.

Также на иконе есть лик преподобного Иоанна Крестителя . Этот святой считается одним из самых сильных, так как крестил самого Иисуса Христа. Он является покровителем водной стихии, помогает в душевных и телесных недугах, лечит от пьянства и страстей. День его отмечают 7 июля. Его ещё называют день Иоанна Купалы. Считается, что после этого праздника начинается открытие купального сезона. Иоанну Крестителю молятся в трудных ситуациях, душевных болезнях и об избавлении от пьянства или наркомании, различных душевных переживаний.

Покровителем крестьян и сельского хозяйства, а также защитником от войн и различных конфликтов считается святой . Ему принято молиться от нашествия врагов, для хорошего урожая, а также для удачи в путешествиях по суше. Дни празднования памяти этого святого – 12 сентября и 6 декабря. Молиться ему можно в различных трудных ситуациях, связанных с земледелием и военной службой.

Если вы страдаете перееданием, пьянством и не можете избавиться от жадности и различных форм материальной зависимости, стоит помолиться святому мученику Вонифатию . Его день - 1 января, как раз после Нового года. Этот святитель помогает многим в избавлении от греха пьянства, а также переедания, обжорства, зависимости от материальных благ и алчности, азартных игр.

Если посмотреть икону Всех Святых, на фото и их значение, то там можно найти святую Анастасию Узоразрешительницу , которой молятся от опасности тюремного заключения или о тех, кто там находится в настоящее время. День её памяти церковь отмечает 4 января. При своей жизни она помогала христианам, которые были заточены в темницу, за что и была сама жестоко казнена. Однако она считается покровительницей людей, которым грозит суд, тюрьма и которые там сидят, пусть даже и за справедливые согрешения.

Если вам нужна победа на экзамене, в суде, в различных обстоятельствах, стоит обратиться к иконе Георгия Победоносца. Его лик тоже есть на иконе Всех Святых. Георгий победил опасного аспида, который наводил ужасы на различных людей. Имя этого святого очень известно. Считается, что он помогает в различных неблагоприятных обстоятельствах, болезнях, победах не только в гонке на выживание, но и над собственными страстями и пороками. День его памяти церковь празднует 23 ноября и 6 апреля. Святой способствует победам в различных сферах жизни. Ему молились солдаты и перед отправкой в горячие точки, и обычные люди перед экзаменами, судебными разбирательствами и во многих других ситуациях.

Если вы хотите мира в семье, добрых отношений без ссор и скандалов, лучше всего молиться Гурию, Самону и Ававу. Эти мученики изображены на иконе, и они помогают в различных трудных ситуациях. Их день памяти приходится на 28 ноября. Считается, что они помогают в различных житейских нуждах, а также способствуют семейному благополучию в доме.

Считается одним из самых почитаемых русских святых. Его праздник принято отмечать 14 июня и 2 января. Он при своей жизни помогал в различных проблемах, обладал даром прозорливости, видел будущее и получал множество писем, на которые давал советы и ответы, помогающие в жизни каждому адресату. Поэтому ему молятся при различных недугах, болезнях в семье. Святой помогает и в решении бытовых вопросов, может подсказать, какое принять правильное решение. Ему можно молиться по любому вопросу, и он всегда помогает, пусть и не сразу.

При любовных неудачах, когда происходят супружеские измены и различные неприятности на личном фронте, стоит обратиться к образу Ксении Петербуржской , дни памяти которой приходятся на 6 февраля и 6 июня. Она помогает в различных вопросах, которые касаются семейной жизни, благополучия детей и многого другого. Также она способствует избавлению от пьянства, наркотической и любовной зависимости.

Считается одним из самых любимых в народе святых. Дни его памяти приходятся 19 декабря и 6 мая. Есть Николай Вешний и зимний. Прообразом американского Санта Клауса стал именно этот святой, которого одинаково почитает и православная, и католическая церкви. Молиться Николаю стоит путешественникам, тем, кто служит в армии, находится в море, самолёте, а также при различных бытовых сложностях, финансовых неудачах и долгах. Считается, что этот святой дарит людям радость и помогает всем, кто искренне его просит, в различных делах и начинаниях.

Также на иконе Всех Святых изображён , день памяти которого церковь отмечает 18 июля. Этот святой помогает детям в учении, взрослым – в приобретении жизненных знаний, житейской мудрости, а также в различных вопросах. Ему молятся и в судебных разбирательствах, также в семейных конфликтах, ситуациях, если кто-то ведёт себя очень высокомерно и гордо.

9 августа начинают праздновать день Пантелеймона Целителя – он помогает от различных заболеваний, способствует приобретению здоровья телесного и душевного. Его лик тоже есть на иконе Всех Святых.

2 августа – день памяти Илии Пророка . Он помогает от наводнений, стихийных бедствий и различных неприятностей, связанных с водой. Однако в этот день уже нежелательно купаться, так как есть опасность простуды. Илия Пророк помогает и в решении трудных жизненных ситуаций, конфликтов и ссор, а также, если трудно найти выход.

Также на иконе есть изображения Серафима Саровского, мученицы Варвары, Спиридона Тримифунтского , который помогает в решении финансовых вопросов и в бизнесе. День празднования Серафима Саровского приходится на 1 августа. Он помогает в решении многих жизненных вопросов, исцелении болезней. День Варвары празднуют 17 декабря, а праздник Спиридона отмечают 25 декабря. В эти дни принято молиться ему, чтобы привлечь финансовую удачу и принять правильное решение.

Ну а день иконы Всех Святых отмечают 12 июля. В этот день человек с любым именем в крещении может просить перед иконой о чём угодно. Правда, и на это есть ограничения.

О чем не стоит молиться

Икона Всех Святых, фото и их значениепомогают в различных вопросах - от бытовой неприятной ситуации до излечения тяжёлой болезни. Однако помните, что не стоит обращаться с просьбой, которая противоречит христианским законам и принципам. Например, отбить чужого мужа, убрать человека с должности, разбить пару, пожелать кому-то зла. Всё это вредит человеческой душе и может привести вас к неприятностям. Также икона может не помогать, если ему суждено пройти через какое-то . Или для того, чтобы он со временем вышел на светлый путь.