Московский храм в честь Преображения Господня с приделом священномученика Климента, папы Римского (Московская епархия)

С середины XVI в., во время царствования Иоанна Грозного, по линии нынешнего Климентовского переулка селились стрельцы. Видимо, в центре их зареченской слободы располагался Свято-Климентовский храм, т.к. называлось это место Климентовский городок , или острожец, осторожок.

Уже на первой карте Москвы - «Годунове чертеже» г., обозначена деревянная Климентовская церковь. Присутствует она и на последующих планах - «Сигизмундове» г., Олеария г., Мериана г. и других.

В 1770 г. Матвеев пожертвовал храму большой колокол. Еще одним колоколом храм обзавелся через 12 лет. Всего колоколов насчитывалось восемь.

По главному престолу новый храм стал именоваться Преображенским, но даже в официальных документах гораздо чаще встречается его древнее, исконное название - Климентовский. Он стал украшением не только Замоскворечья, но и всей древней столицы. По описи, проведенной в 1770-1771 гг., уникальное творение неизвестного зодчего оказалось в числе пяти «наилучших во всей Москве» храмов. Авторство приписывали Ф.Б. Растрелли, А.П. Евлашеву, С.И. Чевакинскому, И.Ф. Мичурину, И.П. Жеребцову, И.Я. Яковлеву. Наиболее убедительным кажется предположение об участии итальянского архитектора П.А. Трезини в разработке проекта замоскворецкой святыни, воплощенного позднее московскими архитекторами.

Действующее с начала XX в. при церкви приходское попечительство старательно изыскивало возможности для увеличения ее доходов. Так, в 1901 г. к дому, возведенному в 1882 г., с востока пристроили узкий трехэтажный корпус, торцом к Пятницкой улице. В этом доходном доме, помимо всякого рода торговых, кустарных «заведений» и квартир, на первом этаже открыли церковно-приходскую школу.

После войны храм выглядел удручающе. На месте бывшего погоста разбили сквер, в центре которого соорудили подземный общественный туалет.

Во второй половине 1940-х гг. в колокольне церкви жил ее бывший настоятель протоиерей М.Ф. Галунов, служивший в те годы в храмах

Добрый день, уважаемые читатели, давненько я для вас ничего не писал, надо исправляться. За последнее время я очень много посетил мест в Москве, и одним из них была церковь Климента папы римского в Москве. Церковь, я вам хочу сказать ни похожая ни на какую, я до этого таких не видел, очень запоминающаяся, ниже, как и обычно полная экскурсия по данному месту. Это единственная церковь в стиле барокко, и на это стоит посмотреть.

Хочу напомнить, что перед этим мы посетили замечательные храмы с мощами святой Матроны и Спиридона Тримифунского. В первом случае это был покровский женский монастырь святой матроны , а во втором церковь воскресения на успенском вражке . Я вам, очень настоятельно рекомендую сходить в них, вы не пожалеете.

В отличии от предыдущих походок, церковь Климента папы римского находится реально в двух минутах от метро, но прежде чем туда пройтись, я бы хотел вас познакомить, в честь кого она так названа и чем прославился данный святой в православном и духовном мире.

Я думаю не многие из вас могут ответить на вопрос, кто такой Климент папа римский, и почему именно в честь него назвали данную церковь. Вот приблизительно, как выглядел данный святой.

И так святой Климент папа римский проживал в вечном городе Риме, в 1-2 веках, во времена правления таких императоров как, Траяне, Нерве и Домициан. Если обратиться к преданию, то Климент был родом из очень влиятельного и знатного рода, но еще в детстве его разлучили с родными. Климент был мальчиком очень любознательным и упорным, старался всегда найти истину, любил посещать философские школы столицы, но то что он там слышал, казалось для него чем то пустым и не утоляло его жажды Абсолютного. Живя в Риме, он получил превосходное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Когда он узнал, что в Иудее был сын Божий, то сразу направился туда. Так как его уже давно занимал вопрос, в чем смысл жизни.

На своем пути он повстречал апостола Петра, который рассказал ему о Христе и помог ему обрести веру. Климент стал помощником Петра в проповедях.

Оба ходили по городам сирийского побережья и вместе боролись с Симоном Волхвом. Святой Климент очень прославился своими проповедями и его сделали епископом Рима (ок. 91) после святых Лина и Анаклета. Лин был римским епископом в (67 - 79) годы, следом за ним шел Анаклет с (79 - 91).

Святитель Климент всегда был под большим впечатлением от апостольской проповеди, проповеди святого Петра оказывали на него большое влияние. Вот как он нем писал святой Ириней

«Имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими»

Смиренный и кроткий, сведущий как в Священном Писании, так и в греческой премудрости, он умел обращать к вере иудеев и язычников, рассказывая им о бесконечном милосердии Бога и о Царстве Небесном, ожидающем тех, кто с верой и надеждой вступит на путь покаяния.

Святой Климент папа римский был автором известного Послания к Церкви Коринфа, который даже был частично использован в Священном Писании. В писании Коринфа он призывает восставших против старейшин сохранять единство членов Тела Христова, уважительно относиться к иерархии, которую установили апостолы. В истории есть мнение, что ему так же принадлежат сочинения: Правила святых апостолов, Апостольские постановления.

Время для христиан было очень тяжелое и Климента, по приказу императора Траяна сослали далеко на восточный край империи, Херсонес Таврический. Там ему встретилось 2000 христиан, каторжников, которые были сосланы туда за свою веру. Климент утешал страждущих, напоминал им о вечном блаженстве, и по его молитве для них в пустыне забил источник воды. Находясь на чужбине, он продолжал пополнять ряды христиан и обучать язычников. В результате такой деятельности было построено за год 75 церквей.

Через некоторое время, император поставил там очень кровожадного правителя, функцией которого была борьба с массовыми обращениями в христианство. Новый деспот, сразу принялся воевать с Климентом. Вначале подвергнув епископа пытке, он затем велел привязать ему на шею якорь и бросить в Черное море, чтобы верующие не нашли его тела и не смогли ему поклоняться. И все же Господь не оставил осиротевшее духовное стадо без святого пастыря. Он внял их молитвам: море чудесным образом отступило, и христиане увидели тело святого в 300 метрах от берега. С того времени каждый год в день смерти святого Климента папы римского море отступало, чтобы верующие могли почтить честные мощи.

Много позже, в 860 году, апостол славян святой Кирилл был направлен в Херсонес. Прибыв в город вместе с братом Мефодием, он узнал о чуде и убедил духовенство и паству умолить Бога об обретении мощей. После соборной молитвы в полночь на поверхности вод появились честные мощи святого Климента. Кирилл и Мефодий выловили их и привезли святыню папе Адриану II в Рим. Эта связь с одним из первых епископов Рима очень важна для Русской Церкви и показывает ее укорененность в апостольской традиции.

Храм Климента папы римского

И так мы выяснили кто такой Климент папа римский, давайте же узнаем как добраться до храма посвященного в его честь. Если у вас есть машина, то для вас адрес

Адрес храма Климента папы римского, ул. Пятницкая, 26, стр. 1

Но большинство гостей столицы перемещаются на метро. Вас будет интересовать станция Третьяковская, оранжевая Калужско-Рижская линия.

Как вы можете обратить по карте, сама церковь расположена в 60 метрах от метро, что очень удобно.

Поднимаясь из метро вы увидите перед собой здание с макдональдсом, есть я вас туда не зову, просто напоминаю, что там можно купить чай или кофе, и воспользоваться уборной, на халяву.

Слева вы увидите красивую церквушку, это не она:), вам нужно будет повернуть на право.

Вы почти сразу увидите эту красавицу, она просто выделяется среди классических православных церквей. Храм Климента папы римского построен в стиле барокко с использованием ордерных форм.

Любоваться данной церковью можно бесконечно, в разное время года или дня она по особенному красивая.

Если ее немного обойти, то вы увидите закрытые прекрасные врата, их открывают только по праздникам.

Надеюсь вам понравилось небольшое видео с внешним видом храма

Над вратами вы увидите херувимов.

Если вы в Москве, весной или летом и на улице солнечная погода, то вы сможете лицезреть вот такую красотень.

Над главным входом, а он располагается прямо по центру ограждения храма, вы увидите изображение Климента папы римского, встречающего вас.

рядом с входом, вы обнаружите табличку с историей храма

Внутреннее убранство храма заставит вас просто остопореть от красоты. Вы только посмотрите какой тут иконостас.

Обратите внимание на статуи по обеим сторонам.

Зайдя в него и обратив свой взор вверх, на купол, ощущаешь себя таким маленьким.

Как видите на видео, тут очень красиво и играет спокойная музыка

храм Климента папы римского в Москве просто жемчужина, если вы даже не православный, то посетите его с архитектурной точки зрения, не пожалеете.

История храма

Храм священномученика Климента, папы Римского

Храм священномученика Климента, Папы Римского, расположен в историческом центре Москвы на Пятницкой улице. Его величественное здание с голубыми куполами заметно издалека.
Это один из самых известных храмов Москвы и уникальный пример церковного барокко в архитектуре (с итальянского la perla barocco – «жемчужина необычной формы»). Храм обладает нехарактерными для православных храмов иконостасами, а его центральный резной деревянный позолоченный иконостас со скульптурами не имеет себе равных в Москве.

Если посмотреть на храм св. Климента со стороны, то первые два яруса напоминают барочный дворец. Общая площадь храма составляет почти полторы тысячи квадратных метров. Церковь состоит из храмового зала с пятью приделами, трапезной с двумя приделами и колокольни. Это памятник архитектуры Федерального значения, включенный в экскурсионный и паломнический маршрут Золотого Кольца.

Кто тако й святой Климент?

Святой Климент (II век н.э.) был «апостолом от 70-ти», по счёту четвертым епископом Рима (Папой). В его времена еще не произошло разделения христианских церквей на православную и . По легенде, рукоположил Климента в епископы Рима сам апостол Петр. Климент был подвергнут гонениям со стороны римского императора Траяна, отправлен в ссылку в крымские каменоломни. Однако и там он не прекратил свои проповеди, организовав службы и крещение язычников. За это он был утоплен римлянами в 103 году. Позже его нетленные мощи были обретены его учениками на дне отступившего моря.

В Киевской Руси св. Климента считали святым покровителем. Часть его мощей была помещена князем Владимиром в Десятинной церкви в Киеве – первом христианском храме на Руси.

История храма

История храма уходит корнями в XVII век, когда у небольшой крепости, выстроенной казаками по соседству с деревянным храмом св. Климента, состоялось одно из сражений Смутного времени. В 1612 году Климентовский острожек стал форпостом борьбы с интервентами и символом стойкости православных воинов. В ходе тяжелых боев русским казакам удалось выбить из крепости войска гетмана Ходкевича, спешившего на помощь засевшему в Кремле польскому гарнизону. Эта победа стала прологом к освобождению Москвы и России от иноземных захватчиков.

Считается, что немного позже думным дьяком (министерское звание тех времен) Александром Дуровым было выстроено и первое небольшое каменное здание храма, в знак благодарности Богу за свое чудесное спасение. Осужденный на казнь во времена , дьяк молился в тюрьме перед иконой Знамения и получил видение, что его помилуют. И действительно, его вскоре освободили, потому что такое же видение было и самому царю.

Северный (левый) придел трапезной посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина», помещенной слева от царских врат и защищающей от огня и пожаров. Слева от Преображенского придела находится придел в честь иконы Богоматери «Знамение».

Южный (правый) придел трапезной посвящен папе Римскому св. Клименту и архиепископу Александрийскому Петру. Этот придел занимает место первоначального храма, возле которого бились польские и русские войска в 1612 году.

В главной части строения – пять приделов, что для московских церквей редкость. Храмовую икону св. Климента обычно располагают на аналое. В пристенных киотах под аркой – старинные иконы XVIII века.

Основная часть храма была выстроена в 1770 году и выполнена в стиле, характерном для западноевропейских храмов. Статуи ангелов стоят на пьедесталах на уровне второго яруса, иконы вправлены в роскошные оправы и выполнены в стиле итальянского искусства XVIII века. В храме впервые в Москве была применена «киотная» структура иконостаса, когда единым иконостасом охвачены все пять престолов центральной части храма. Ближайшим аналогом считается иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

Спустя 70 лет молчания в Москве у храма Священномученика Климента на Пятницкой звучали молебны. Проводились они под открытым небом, в любую погоду — будь то дождь, снег или ветер — как надежда на возрождение великого русского собора. И храм воспрянул к жизни — сначала с переданным прихожанам в 2005 году Знаменским приделом. А в 2008 году после возвращения верующим всего храма, началась грандиозная реставрация.

История

Памятник мирового искусства, «Замоскворецкое чудо», как в былые времена называли собор Святого Климента папы Римского - единственный храм Московского посада, сохранившийся после Наполеоновского пожара 1812 года. На 2 века ранее место, на котором возвышалась тогда еще каменная церковь, было прославлено боем, который был дан ополченцами Минина и Пожарского в защиту Кремля от поляков. «Сражение при Клементовским острожке было, как бы, зерном спасения Москвы и России» - отмечали позднее историки, а сам храм, как свидетель важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества».

Климентовская церковь простояла до 1756 года и пришла в полную ветхость. Возобновившаяся история храма также связяна с военной победой, уже внутригосударственной. Новый собор строился под покровительством императрицы Елизаветы Петровны, пришедшей к власти силами Преображенского полка. Восшествие на престол новой российский императрицы состоялось 8 декабря 1740 года, в день памяти Священномученика Климента папы Римского. Поэтому вновь возведенный собор именовали храмом Священномученика Климента, а главный алтарь возвели в честь Преображения Господнего. Новый московский собор, который возник в период бурного строительства Санкт-Петербурга, заметно отличался от храмовых строений как в первой столице, так и во всей империи.

Немало усилий в создание облика храма приложил наместник Крыма, граф Петр Воронцов — именно он инициировал создание уникального многоярусного иконостаса, который стал сердцем и основным ансамблем собора. Огромной высоты — около 30 метров — пятипридельный иконостас спроектрировали приглашенные графом итальянские архитекторы, а воплощали его в жизнь русские мастера, выполнившие изысканную сложнейшую резьбу и дальнейшее золочение по исконно русским технологиям.

Барочная архитектура фасада передает роскошную пластику линий и очертаний собора, а интерьер храма в стиле рококо не имеет аналогов.

«Это уникальный памятник мирового искусства», - говорит Леонид Калинин, настоятель храма Священномученника Климента папы Римского. - «Несмотря на то, что он внешне похож на западноевропейский, наш храм совершенно отличается по смыслу и образу. Это не дворцовое рококо, а удивительное воплощение архитектурного стиля в богатстве форм как попытка передать все многообразие творения Божьего».

Священномученик Климент

Храм Священномученика Климента папы Римского уникален не только внешним и внутренним видом, но и духовным содержанием. Большинству наших современников его имя ни о чем не говорит, но так было не всегда. В домонгольский период Климент, ученик апостола Петра, был одним из наиболее почитаемых нашими предками святых. В его честь строились храмы, изображения Святителя можно увидеть на многих древних фресках и иконах. Праведная жизнь, апостольский подвиг и многие тысячи последователей сделали Климента почитаемым, как в католическом, так и православном мире. Но издревле Святитель Климент считается великим покровителем именно русской земли.


Через несколько веков после мученической смерти Климента в Херсонесе, ученые-проповедники Кирилл и Мефодий, взяв святые мощи апостола, едут с ними в Рим. Узнав об этом, к ним вышел сам папа Адриан. То, что произошло далее, было равносильно чуду. Переведенные проповедниками на славянский язык богослужебные книги были освящены папой, хотя в ту пору в западной церкви только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Так, впервые зазвучали молитвы на славянском языке, а русская земля получила свою письменность и культуру.

Позже князь Владимир перевез мощи Священномученика Климента в Десятинную церковь, и с этой апостольской святыней крестил Русь. Первая христианская святыня на Руси стала исключительно почитаемой, а образ Священномученика Климента и по сей день ассоциируют с защитником русской земли.

Возрождение храма

Один из самых красивых храмов Москвы был закрыт в 1934 году и чудом уцелел от уничтожения. Здание было передано Государственной библиотеке им. Ленина для фондового хранения, благодаря чему сохранились уникальные иконы и многоярусный иконостас.
В 2008 году в храме начались восстановительно-реставрационные работы.

«Храм был в руинах: сильно поврежден фасад, текла кровля, разбиты окна, на иконостасе гнездились птицы», - вспоминает о состоянии храма до реставрации настоятель Леонид Калинин. - «Первое, что мы сделали, - залатали дыры, привели в порядок фасад и своды собора, а затем приступили к восстановлению интерьера храма».

Одним из сложнейших этапов реставрации стало восстановление уникального иконостаса. Местами прогнивший, с большой долей утрат различной степени, иконостас требовал виртуозной работы реставраторов.

«Чистая, скурпулезная реставрация, - рассказывает о проекте руководитель декоративно-прикладных мастерских РСК «Возрождение» Александр Зуев. - «По каждому фрагменту этого уникального объекта собирали художественный совет. Мы обсуждали каждый ярус, принимали решение, а затем приступали к восставлению. Убирали загрязнения, укрепляли и оживляли авторский левкас (грунт).»

После того, как основа была восстановлена, мастера стартовали завершающий процесс — золочение. Для этого поставили специальные «леса» так, чтобы не повредить оригинальную позолоту на иконостасе, и вели позолотные работы сверху — вниз, аккуратно по каждому ярусу 30-метрового иконостаса.

Задача не перезолотить, а восстановить стала главной для художников-реставраторов. Для того, чтобы позолота была исполнена в манере оригинала, а также совпадала с цветом покрытия, позолотчики применяли сусальное золото российского производителя НПП «Раритетъ».

Около года понадобилось мастерам для того, чтобы иконостас снова засиял своим великолепием, как впервые в 1772 году. Роскошная композиция, изысканные формы, выразительные линии, струящийся золотой свет: удивительная гармония земного стиля в воплощении Величия Божьего.


Два серьезнейших этапа реставрации храма Священномученика Климента завершены, впоследствии собору предстоит восстановление уникальных икон храма.

Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью Дроздов Денис Петрович

ЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО (Климентовский переулок, № 7/26)

ЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО

(Климентовский переулок, № 7/26)

Усадьба Долговых располагалась на углу Большой Ордынки и Климентовского переулка, в который выходили южные корпуса. Переулок получил свое название в честь храма Священномученика Климента. Он соединяет Большую Татарскую улицу с Большой Ордынкой, но нам предстоит пройти только по его пешеходной части до Пятницкой улицы. Мы дважды за время нашей прогулки доходили до нее. Безусловно, Пятницкая заслуживает отдельной книги, в которой не последнее место займет и интересующая нас церковь, но очень уж велик соблазн свернуть с Большой Ордынки и посмотреть на этот впечатляющий памятник архитектуры. Немногие московские церкви могут соперничать с храмом Климента, папы римского, числом топографических уточнений в названии. «В Пятницкой улице», «на Ленивом торжку», «на Ленивке», «на Пятницкой», «против полицейской части», «что в Ордынцах», «на Ордынке» – всех и не вспомнить! Эти названия говорят о равном значении церкви для обеих улиц – Большой Ордынки и Пятницкой.

Церковь Священномученика Климента, папы римского

В XIII – XIV веках от первого «живого» моста Большая Ордынка (тогда Ордынская дорога) шла не в сегодняшнем ее направлении, а юго-восточнее – в сторону современных Татарских улиц. В это же время возник пересекающий Ордынку переулок, первоначального названия которого не сохранилось. Возле переулка оседали ордынцы, казанские и ногайские торговцы, которые торговали с Москвой и образовали Татарскую слободу. А рядом обосновались переводчики-толмачи, о чем свидетельствует Старый Толмачевский переулок. На рубеже XV – XVI веков появился так называемый Климентовский городок – укрепленный острожек.

В письменных источниках церковь впервые упоминается в 1612 году, когда русские ополченцы сражались с войсками гетмана Хоткевича. Новый летописец сообщает: «Гетман же, собрав всех лучших людей и всеми людьми учинил напуск, и смяте всеми людьми конными и пешими, и гна их до самыя реки Москвы; аще не бы устоял Князь Дмитрий Пожарской с своим полком, побил бы многих. Князь Дмитрий же Трубецкой и казаки с ним отшедше в таборы своея, а гетман, видев сие, пришед, ста у церкви Екатерининской и таборы своя устрой тут, и острожек, стоящий у церкви Климента Римского Папы, и казаков в нем сидящих взять, и посади в него королевских людей. Ратный же вси во страсе быша велицем; воеводы же вси посылаху к казакам, чтоб за едино стояти против гетмана; они же не хотяху».

Как известно, все закончилось для нашей страны хорошо. Хоть Пожарский и Минин почти опустили руки, видя, что отступили казаки, но у них хватило мужества продолжить борьбу. Они послали за старцем Авраамием – единственным человеком, который дружил с казаками и с которым дружили казаки.

Историк И.Е. Забелин в своем труде «Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время» пишет: «Старец к этой казачьей толпе и обратился с должным увещанием, сказал им льстивую речь, что от них началось доброе дело (разорение государства!), что стали они крепко за истинную православную христианскую веру, раны многие принимая, голод и наготу претерпевая, прославившись во многих дальних государствах своей храбростью и мужеством. «Теперь ли, братие, – говорил старец, – все доброе начало в один час погубить хотите!» И многое иное говорил им со слезами, моля их, утешая и понуждая идти на врага… Казаки за это с радостью обещали за веру Христову стоять и головы свои положить. Кликнули казаки чудотворцевым ясаком: «Сергиев! Сергиев!» и устремились оба полка, дворяне и казаки, единодушно. Враг был побежден».

Получается, победоносное сражение русских войск с поляками случилось именно здесь – у церкви Климента. Оно ознаменовало поворотный момент в борьбе против захватчиков. Началось триумфальное освобождение Москвы от интервентов-католиков. Это важнейшая веха в истории церкви Климента, да и всей нашей страны. Если внимательно посмотреть на Годунов чертеж – план Москвы, составленный до 1605 года, – можно увидеть церковь, расположенную на том же месте, где сейчас стоит храм Климента. Во время Смуты церковь была деревянной. В 1662 году на средства Александра Степановича Дурова было построено каменное здание с престолами Священномученика Климента, иконы Богоматери Знамения и Святителя Николая. Дуров – родоначальник известной дворянской фамилии – был думным дьяком при царе Михаиле Федоровиче. В 1636 году он был оклеветан и осужден на смертную казнь. Дуров попросил принести ему в темницу семейную икону Знамения. Известный московский историк Н.М. Молева рассказывает об этом в книге «Ошибка канцлера»: «В ночь перед казнью дьяку явилась изображенная на иконе Богородица и сказала, что его ждет помилование и всяческое благополучие. Одновременно та же икона якобы явилась во сне и царю, поручившись перед ним в невиновности дьяка. Михаил Федорович, проснувшись, отменил казнь, затребовал к себе дуровское дело, оправдал оклеветанного и «за невинное претерпение» значительно повысил в должности и в дальнейшем не забывал своими милостями. Дуров еще в темнице дал зарок, если останется жив, соорудить в своем приходе церковь в честь иконы-спасительницы. С особого разрешения царя он «устроил на том месте, иде же бысть его дом, церковь каменну, украсив ю всяким благолепием, в честь Божия Матери Честного ее Знамения с приделом святителя Николая. А сии святые иконы, яко его домовнии, постави в том святом храме».

До сих пор неизвестно, в чью честь был освящен главный престол церкви – иконы Богоматери Знамения, Преображения Господня или все-таки Климента, папы римского. Возможно, церковь Знамения была придельной, но не сообщалась с главной. Однако, судя по приведенному выше летописному рассказу, храм уже в начале XVII века именовался Климентовским. Священномученик Климент считался на Руси особым святым. Он был апостолом от семидесяти и четвертым епископом Рима. Родившись в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией, Климент покинул Рим и уехал в Палестину, чтобы слушать проповеди апостолов. В Иудее он встретил апостола Петра, принял от него крещение и стал его учеником. Незадолго до смерти Петр рукоположил Климента во епископа Рима. Во время гонений на христианство Климент был отправлен в изгнание на каторжные работы в каменоломню города Херсонес Таврический. Климент нашел там более двух тысяч христиан, осужденных на тесание камней в горах. Узнав, что за водой им приходится ходить на большое расстояние, Климент помолился Богу, после чего увидел агнца, стоявшего на одном месте и поднимавшего одну ногу, как бы показывая место. Он понял, что Бог указывает ему на место, где есть вода, и стал копать. Тотчас явился источник вкусной чистой воды, из которого образовалась целая река. Слух о чуде быстро распространился по всей окрестности. Многие люди уверовали во Христа и были крещены в воде от Климента. Говорят, что в день он крестил более пятисот язычников. При Клименте было построено семьдесят пять новых храмов. Император Траян, узнав о случившемся в Херсонесе, послал туда сановника, который подверг христиан пыткам. Но многие из них с радостью шли на смерть ради Христа. Тогда посланник Траяна решил убить самого Климента.

Житие священномученика составлено митрополитом Ростовским Дмитрием, который в конце XVII века написал двенадцать томов житий святых на каждый день года. Вот что сообщает Дмитрий Ростовский: «Сановник повелел посадить его в лодку, отвезти на средину моря и там, привязав якорь на шею, повергнуть в самое глубокое место моря и утопить, дабы христиане не нашли его тела. Когда все это произошло, верующие стояли на берегу и сильно плакали. Потом два вернейших ученика его, Корнилий и Фив, сказали всем христианам: «Помолимся все, чтобы Господь открыл нам тело мученика». Когда молился народ, то море отступило от берега на расстояние трех поприщ, и люди, подобно израильтянам в Чермном море, перешли посуху и нашли мраморную пещеру наподобие церкви Божией, в которой покоилось тело мученика, а также нашли близ него и якорь, с которым был потоплен мученик Климент. Когда верные хотели взять оттуда честное тело мученика, то было откровение вышеупомянутым ученикам, чтобы тело его здесь оставили, ибо каждый год море в память его будет отступать так в течение семи дней, давая возможность приходить желающим поклониться. И так было много лет, начиная с царствования Траяна до царствования Никифора, царя греческого. Много и других совершилось там чудес по молитве святого, которого прославил Господь».

В IX веке мощи священномученика Климента были чудесным образом обретены на берегу святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием и перенесены в римскую базилику Климента. Часть мощей была оставлена в Херсонесе. Когда князь Владимир захватил город, мощи Климента в мраморном саркофаге были перенесены в Десятинную церковь Киева в особый придел в честь святого. «Володимер же посем поем царицю, и Настаса, и попы корсуньски, с мощми святаго Климента и Фифа, ученика его, поима ссуды церковныя и иконы на благословенье себе», – повествует Лаврентьевская летопись. С тех пор священномученика Климента на Руси особо почитают. Немецкий историк Титмар Мерзебургский, побывавший в Киеве, назвал Десятинную церковь Климентовской. В XI веке Климент Римский считался первым небесным заступником Русской земли и русского народа. Это подтверждает написанное в то время «Слово на обновление Десятинной церкви», в котором говорится о Клименте: «Так и этого церковного солнца, своего угодника, нашего же заступника, святого, если сказать достойно, священномученика Климента из Рима подлинно в Херсон, из Херсона в страну Русскую сотворил пришествие Христос Бог наш, благодаря преизобильной милости ради нашего, верных, спасения».

Некоторое время мощи святого были, вместе с крестом равноапостольной княгини Ольги, единственной святыней Руси. Почитание Климента, апостола от семидесяти и ученика Петра, объясняется желанием русской церкви встать в один ряд с другими апостольскими кафедрами. Однако уже в XII веке культ Климента заменился культом святителя Николая Мирликийского, определявшим византийскую традицию православия на Руси. О Николае Чудотворце у нас еще будет повод поговорить: на нашем пути встретятся два храма этого святого. В Москве было лишь две церкви с престолами Климента, папы римского: церковь Рождества Иоанна Предтечи на Варварке и храм, возле которого мы сейчас стоим.

В 1720 году на средства купца И.Ф. Комленихина церковь Климента была перестроена. С храмом в Климентовском переулке связано множество тайн и загадок. Например, до сих пор неясно, кто является автором этого памятника архитектуры. В рукописном сборнике XVIII века, обнаруженном в 1862 году, есть «Сказание о церкви Преображения между Пятницкою и Ордынкою». В нем рассказывается, что в приходе храма жил дипломат Алексей Петрович Бестужев-Рюмин. Настоятель церкви просил знатного прихожанина о помощи, но Бестужев-Рюмин не мог заручиться поддержкой Анны Иоанновны. Когда императрицей стала Елизавета Петровна, она распорядилась в Петербурге, в слободе Преображенского полка, первым присягнувшего ей в верности, возвести храм Климента, папы римского, тем более что восшествие ее на престол совпало с днем памяти этого святого. Тогда-то и вспомнил Бестужев-Рюмин просьбу настоятеля и, по примеру государыни, выделил на строительство московской церкви семьдесят тысяч рублей. Старый храм был разобран в 1742 году, а через пять лет был сооружен новый, освященный, как и петербургский, в честь Преображения. Рукопись заканчивается 1754 годом. Вероятнее всего, проект разработал архитектор храма Климента в Петербурге Пьетро Трезини. Но вот кто построил церковь – до сих пор остается загадкой. В 1750-х годах Бестужев-Рюмин попал в опалу у Елизаветы Петровны и был выслан в подмосковную деревню.

Во многих справочниках говорится, что церковь возведена на средства купца Кузьмы Матвеевича Матвеева, о котором уже упоминалось выше. Но по версии некоторых историков, в частности Н.М. Молевой, Матвеев был подставным лицом, потому что Бестужев-Рюмин из-за опалы не мог действовать открыто. Однако предположение, что церковь была выстроена на деньги Бестужева-Рюмина, нигде документально не подтверждается. А Матвеев был состоятельнейшим купцом и фабрикантом, жил прямо напротив храма Климента в своем особняке на Пятницкой улице. Так что, возможно, связь Бестужева-Рюмина с храмом не более чем легенда. В самой церкви, по крайней мере, в помощь Бестужева-Рюмина не верят, а благотворителем и жертвователем считают именно Матвеева. В 1756 – 1758 годах к храму были пристроены существующие и сейчас трапезная с двумя приделами и трехъ ярусная колокольня. В 1762 году началась очередная перестройка храма, в результате которой в 1769 году церковь стала пятипрестольной с главным престолом Спасопреображения и приделами: боковыми Знамения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, а на хорах Вознесения Господня и Рождества Богородицы. Но даже в официальных документах гораздо чаще встречается древнее, исконное название храма – Климентовский.

Кто был архитектором новой церкви – снова вопрос. Долгое время думали, что это К.И. Бланк, потом автором церкви считался А.П. Евлашев – ученик Бартоломео Растрелли. К этой версии склонялись и М.И. Александровский, и П.В. Сытин, и М.А. Ильин. Исследователь архитектуры русского барокко Т.П. Федотова выдвинула предположение, что проект церкви Климента был сделан в 1750-х годах петербургским архитектором Пьетро Трезини или кем-нибудь из его помощников, но не был реализован. В 1760 – 1770-х строительство церкви по несколько измененному проекту было осуществлено московскими архитекторами под предполагаемым руководством И.Я. Яковлева. Иконостас храма Климента был выполнен знаменитыми мастерами XVIII века и отличался оригинальной композицией и совершенной деревянной резьбой. В описи церковного имущества 1817 года было отмечено: «Иконостас весь резной с колоннами самого лучшаго художества, весь позлащен червонным золотом. Нижний ярус: местные иконы писаны самыми лучшими художниками на кипарисе, вообще и весь иконостас писан при Императорской Академии Художеств».

Не зря этот храм называют самым загадочным и впечатляющим архитектурным памятником Замоскворечья. Наш современник, москвовед С.К. Романюк, в книге «Из истории московских переулков» снова поднимает вопрос об авторе храма: «Церковь Климента – замечательное произведение талантливого архитектора, имя которого до сих пор остается неизвестным, а само время появления этого памятника развитого барокко, его принятая датировка находятся в явном противоречии с тогдашней классицистической стилистикой московской архитектуры. Более того, как отмечал академик И.Э. Грабарь, «по своему облику он выпадает из круга московских памятников данного периода, будучи наделен скорее чертами петербургской архитектуры, но архитектуры высокого стиля, притом не имеющей прямой аналогии с творчеством ведущих мастеров Петербурга».

Действительно, в общем облике храма Климента, в членении на парадные этажи, в узорных металлических решетках, охватывающих верх здания, в обилии декора ощущается влияние дворцовой архитектуры.

Если не смотреть на завершающее храм пятиглавие, то можно спутать его со светским зданием, потому что эта церковь не имеет алтарных выступов, а низкая трапезная и колокольня, хоть и расположены с ней по одной оси, мало сочетаются с главным объемом. Эти и другие архитектурные особенности и несоответствия осложняют задачу идентификации архитектора церкви Климента, папы римского. Но кто бы ни был автором, со своей задачей он справился великолепно.

По описи, проведенной в 1770 году, храм Климента оказался в числе пяти храмов, «наилучших во всей Москве». Необычная церковь с хорами на всех четырех сторонах, увенчанная массивным пятиглавием и украшенная коринфскими колоннами, поражала своим барочным убранством.

В книге И.Г. Гурьянова «Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского» 1831 года сказано: «Далее видите вы на правой руке великолепной наружности храм Священномученика Климента Папы Римскаго. Мало найдете вы церквей сей подобных. Не знаю, возможно ли придумать более наружных украшений, как придумано здесь, и все так хорошо, что нимало не портит вида. Далеко видны пять глав сей церкви, выкрашенной еще темной краскою, что по мнению нашему придает более вида. Внутренность величественна и нельзя сказать, чтоб была стеснена приделами, которых, кажется, слишком бы было для одного храма; иконостас в древнем вкусе резной, но очень хорош; ограда занесена узорчатою железною решеткою».

Церковь Климента пострадала в пожаре 1812 года незначительно, разве что крыша полностью сгорела. Но французы похитили всю дорогую утварь, оклады и другие ценности. Иконостасы и иконы остались невредимы во всех приделах. После смерти благотворителя К.М. Матвеева храм часто бедствовал. Удивительно, но приход такой величественной и пышной церкви практически на протяжении всей ее истории оставался малочисленным и бедным. Причту было очень трудно содержать дорогое уникальное убранство храма в надлежащем благолепии. Часто в архивных документах встречаются записи вроде этой: «Зданием каменная, многия имеет ветхости, а имянно крыши как на холодной и на теплой церкви во многих местах проржавели. Четыре главы облиняли и ржавеют, снаружи штукатурка во многих местах обвалилась, паперть и ограда кругом всей церкви обветшали, в холодной церкви многие рамы от долговременности повредились». О бедности церкви говорит тот факт, что Московское епархиальное управление включило храм в число наиболее нуждающихся во вспомоществовании церквей и выделило ему единовременную помощь, чтобы начать богослужения. В 1853 году московский митрополит Филарет помог храму Климента пособием в размере трехсот рублей. Во второй половине XIX века благосостояние церкви улучшилось. Большой вклад в церковную казну внесло купеческое семейство Куниных, особенно после того, как в 1886 году церковным старостой стал С.А. Кунин. В 1900 году храм Климента, папы римского, был обновлен на пожертвованные сто тысяч рублей Е.С. Ляминой – вдовой городского головы, купца первой гильдии И.А. Лямина.

После революции 1917 года храм Климента, папы римского, одним из первых получил статус памятника архитектуры. Декрет 1922 года об изъятии церковных ценностей узаконил разграбление храма. Среди конфискованных серебряных церковных предметов – двадцать четыре ризы, восемь лампад, три дарохранительницы, два напрестольных креста, две кадильницы, две крышки от Евангелий, сосуды для причастия и жемчужное шитье с простыми камнями весом в три пуда двадцать семь фунтов. К счастью, иконы остались на своих местах. В 1925 году последним настоятелем церкви Климента стал протоиерей Михаил Галунов – одаренный священнослужитель и проповедник. При нем в храме был создан известный на всю Москву церковный хор. В 1932 году началось разрушение древней ограды. В 1933 году отца Михаила арестовали, а храм закрыли. Через несколько лет был снесен входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. Жилищно-строительный кооператив «ВСНХовец», получивший здание церкви, планировал снести памятник архитектуры и разбить на его месте сквер с детским садом. Этому не довелось сбыться благодаря вмешательству академика И.Э. Грабаря.

В 1936 году началась подготовка к реставрации, но Великая Отечественная война не позволила реализовать это начинание. После войны церковь Климента находилась в удручающем состоянии. На месте бывшего погоста был устроен сквер с подземным общественным туалетом, размещенным прямо под алтарем. Туалет просуществовал до 1980-х годов. Во второй половине 1940-х годов отец Михаил вернулся в Москву и жил в колокольне церкви Климента. Здание храма передали Библиотеке имени Ленина для фондового хранения, благодаря чему внутреннее убранство и иконостас не были полностью уничтожены. Но внутри все переоборудовали для устройства книжных стеллажей. В 1957 году произошло расширение Климентовского переулка, в результате которого ограда церкви Климента была значительно передвинута. В 1970-х годах проводился внешний ремонт храма.

В 1990 году по просьбе Святейшего Патриарха Алексия II храм был возвращен верующим. Но лишь в 2002 году, с назначением настоятелем протоиерея Леонида Калинина, духовная жизнь храма возобновилась. В 2005 году был заново освящен небольшой придел в честь иконы Божией Матери Знамение. В 2007 году произошло объединение клира церкви и братии Инкерманского Свято-Климентовского монастыря – самого древнего на территории Московского патриархата. В 2008 году Российская государственная библиотека покинула храмовое помещение, а 8 декабря 2010 года, в день памяти Климента, впервые за семьдесят шесть лет было совершено богослужение во вновь воссозданном приделе, освященном в честь Климента, папы римского, и Петра, архиепископа Александрийского.

С 2008 года в церкви Климента проходит полномасштабная реставрация, которая не закончилась до сих пор. Но уже видны результаты работы: полностью восстановлены все фасады, купола и кресты над главами, а также часть старинной церковной ограды с коваными решетками и необычный павильон, разрушенный в 1930-х годах. Сейчас полным ходом идет восстановление интерьеров храма – лепнины, настенной живописи и резных барочных иконостасов. В Москве подобных иконостасов XVIII века нет ни в одной церкви, а в Климентовской их целых пять. Планируется завершить ремонт к 2012 году, когда столица будет отмечать две круглые даты, связанные с церковью Климента. Во-первых, это четырехсотлетний юбилей боя ополченцев с польскими войсками, случившегося возле храма. А во-вторых, ровно двести лет назад во время грандиозного пожара 1812 года церковь Климента оказалась одной из немногих в центре города практически не пострадавшей от огня.

Храм Климента, папы римского, не имеет аналогов не только в Замоскворечье, но и во всей столице. Специалисты называют такой стиль «петербургское барокко». До Москвы он дошел слишком поздно, когда в Петербурге уже властвовал классицизм. Поэтому-то в столице только одна подобная церковь. Храм Климента – один из самых нарядных в Москве: он украшен сложными наличниками с лучковыми и фронтончатыми завершениями, фигурными фонариками и главками, тонкими лепными гирляндами и выразительным орнаментом решетки. Основной объем храма имеет практически правильную квадратную форму с легкими центральными ризалитами, с портиками и фронтонами на фасадах. Мы видели традиционное русское пятиглавие у церкви Михаила и Феодора, Черниговских чудотворцев. Храм Климента имеет настолько широкий центральный купол, что возникает ощущение, будто пятиглавие сливается в единую массу и продолжает нижнюю часть церкви, подчеркивая вертикальность композиции.

О церкви Климента, папы римского, можно рассказывать часами. А сколько о нем уже написано и написано будет! Думаю, у каждого, кто хоть раз видел эту церковь, остались яркие о ней впечатления. А.А. Григорьев в книге «Мои литературные и нравственные скитальчества» вспоминал, как в детстве восхищал его величественный «Климент»: «Пятиглавая, великолепная церковь Климента папы римского поражает и останавливает ваш взгляд с кремлевской вершины, когда вы, отклоняя постепенно глаза от юго-востока, ведете их по направлению к югу. Перед ней вы остановитесь и идя по Пятницкой: она поразит вас строгостью и величавостью своего стиля, своею даже гармониею частей... Но особенно выдается она из бесчисленного множества различных узорочных церквей и колоколен, тоже оригинальных и необычайно живописных издали, которыми в особенности отличается юго-восточная часть Замоскворечья». Действительно, в Замоскворечье много удивительных по красоте церквей, в чем мы уже вполне убедились. Но не расходуйте впечатления. Впереди еще столько интересного!

Из книги Пословицы российские автора Новиков Николай Иванович

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ПОРТРЕТ ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ Х Диего Веласкес Эпохой расцвета как литературного портрета, так и портрета скульптурного и живописного был XVII век. Художники, каждый на свой лад, создавали замечательные портретные образы - величественные и великолепные (как того требовала

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

1. ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА

Из книги Европа в Средние века. Быт, религия, культура автора Роулинг Марджори

2. СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА (VIII–I ВВ. ДО Н. Э.) Республика оставила немного произведений, но которым можно судить о принципах зодчества того времени: сооружения разрушались, нередко позднее переделывались. Большая часть уцелевших памятников была создана в годы

Из книги Здравствуйте, дети! автора Амонашвили Шалва Александрович

3. РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА (I–II ВВ.)

Из книги На меже меж Голосом и Эхом. Сборник статей в честь Татьяны Владимировны Цивьян автора Зайонц Людмила Олеговна

4. КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА (III–IV ВВ.)

Из книги История разводов автора Ивик Олег

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Папы бывают разные Большая перемена. Мы готовимся к прогулке. Неподалеку от школы находится парк. Нам и улицу переходить не надо. Там можно играть, бегать, дышать свежим воздухом. На большой перемене мы всегда направляемся в этот парк, и прогулка получается чудесная.Я не

Из книги Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века автора Злыднева Наталия Витальевна

Наталия Злыднева (Москва) Опять «рассказали страшное»: об одной картине Климента Редько в свете эмблематического нарратива 20-х годов Предметом настоящей статьи является картина Климента Редько «Восстание» (1925, ГТГ, масло, холст; илл. 1). Это произведение интересно тем,

Из книги автора

Развод без папы В шестнадцатом веке в Европе грянула Реформация. Вожди протестантов затеяли церковные реформы, конечно же, не для пересмотра брачно-семейного законодательства – но и не сказать своего слова по проблеме разводов они не могли. И слово это было достаточно

Из книги автора

Развод без папы Аникст А. Джон Мильтон // Мильтон Дж. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. М., 1976.Бахметова Г.Ш. Джон Мильтон и его взгляды на проблему развода // Вопросы истории, № 9, 2008.Вознюк С.М. Библейский взгляд на повторный брак. Диссертация… магистра Библии и

Из книги автора

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский переулок, № 2/4) Напротив доходного дома И.Ф. Нейштадта находятся сразу две старинные церкви – Святых Великомучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи, которые связаны

Из книги автора

Церковь Святых благоверного князя Михаила и боярина его Феодора, Черниговских чудотворцев (Черниговский переулок, № 3) Князь Михаил Черниговский – сын Всеволода Ольговича Чермного – с юности был благочестивым и смиренным. Он страдал тяжелой болезнью (случи же ся ему

Из книги автора

Церковь Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, № 9) Деревянная церковь Николая в Толмацкой слободе известна с начала XVII века. В Приходной книге Патриаршего приказа за 1625 год она называется «церковью великаго Чудотворца Николы, да в приделе Иван

Из книги автора

Глава 4. О картине Климента Редько «Восстание» иеелитературных параллелях Редько «Восстание» (1925). Это произведение интересно тем, что предполагает множественность интерпретаций.П Картина представляет собой фигуративную композицию с элементами абстрактного