Главные герои романа Родион раскольников Раскольников – духовный, композиционный центр романа. Мечтатель, романтик, гордая, сильная, благородная личность, всецело поглощенная идеей. Внешнее действие обнаруживает его внутреннюю борьбу. Герой разгадывает загадку собственной личности и вместе с тем загадку человеческой природы. Соня Мармеладова Героиня – тоже преступница, но если Родион переступил через других для себя, то Соня переступила через себя для других. Соня подталкивает Раскольникова к покаянию. По мысли автора, через любовь Раскольникова к Соне, и через её любовь к нему, возможно воскресение главных героев.

Герои романа Алёна Ивановна – процентщица Персонаж – символ никчемности и даже вредной жизни. Однако, по мысли автора, она тоже человек, и насилие над ней как над любым человеком, является преступлением нравственного закона. Амалия Ивановна – квартирная хозяйка Мармеладовых, а также Лебезятникова и Лужина. Находится в постоянных контрах с Катериной Ивановной Мармеладовой. Заметов Александр Григорьевич – письмоводитель в полицейской конторе, товарищ Разумихина. Достоевский сталкивает Раскольникова и Заметова, сопоставляет два разных модуса существования – напряженное искание Раскольникова и благополучно-сытое обывательское прозябание. Зосимов – доктор, приятель Разумихина. Подозревает у Раскольникова умопомешательство и дальше этого ничего не видит. Илья Петрович Порох – помощник квартального надзирателя. С вызванным по поводу неуплаты векселя Раскольниковым груб и агрессивен, провоцирует скандал. Во время явки с повинной Раскольников застаёт его в более доброжелательном настроении.

Герои романа Катерина Ивановна – супруга Мармеладова. Из числа «униженных и оскорблённых» . Фактически вынуждает свою падчерицу Сонечку пойти на панель, после чувствует свою вину перед ней. Отчаяние лишает её рассудка. Лебезятников Андрей Семёнович – министерский чиновник. Образ несколько шаржирован. Лизавета – младшая сводная сестра процентщицы Алёны Ивановны. Становится случайной жертвой Раскольникова. Лужин Петрович – тип дельца. Высоко ценит себя, но больше всего ценит деньги. Мармеладов Семён Захарович – титулярный советник, отец Сонечки. Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского – нищеты и унижения.

Герои романа Марфа Петровна – помещица, супруга Свидригайлова После смерти (отравление, в котором мог быть виновником Свидригайлов). Является Свидригайлову как приведение. Настасья – кухарка и служанка квартирной хозяйки Раскольникова. Единственное связующее звено Раскольникова с миром, отвлекает его от навязчивой идеи. Никодим Фомич – квартальный надзиратель. Две встречи с главным героем: 1) при конфликте Раскольникова и Ильи Петровича; 2) в эпизоде со сбитым лошадьми Мармеладовым. Николай (Миколка) – красильщик, ремонтировавший квартиру в подъезде старухи-процентщицы. Берёт на себя преступление, потому что хочет принять страдание. Порфирий Петрович – пристав следственных дел, правовед. Умный и тонкий психолог. Двойственное отношение Порфирия Петровича к Раскольникову: 1) убийца, преступник; 2) личность.

Герои романа Разумихин Дмитрий Прокофьевич – бывший студент, дворянин, товарищ Раскольникова по университету. Временно вышел из него из-за отсутствия средств. Пытается выгородить Раскольникова. Берет на себя опеку мать и сестру Раскольникова. Позже женится на Дуни. Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна) – сестра Раскольникова. Надеясь поправить положение брата, собирается замуж за Лужина. Её преследует Свидригайлов. Раскольникова Пульхерия Александровна – мать Раскольникова. Достоевский показал драму матери, не знавшей о преступлении сына, но чувствующей, что с ним произошло чтото очень серьезное, и глубоко страдающей от этого. Свидригайлов Аркадий Иванович – один из центральных героев. На его совести ряд тяжких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки, возможно и отравление жены. По ту сторону добра и зла. Нравственный закон не властен над ним, ему остается пошлость и скука. Неразличимость добра и зла обессмысливает его жизнь.

Задание: продолжите заполнение таблицы Герой романа «Преступление и наказание» Алёна Ивановна Соня Мармеладова Описание внешности Характер героя, впечатление от героя, отношение к герою Крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка. Изображение Алёны Ивановны вызывает отвращение читателя, отчасти оправдывая идею Раскольникова.

Образы главных героев романа «Преступление и наказание»

Идея и трагедия Родиона Раскольникова

Произведение Ф. М. Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, непримиримость суждений. Достоевский искренне и страстно высказывает и отстаивает свои идеи, взгляды, он страдает, не находя ответов на сложные вопросы бытия.

Умами многих людей прошлого века владела ложная идея превосходства одних людей над другими, права сильной личности повелевать другими, решать их судьбы. Пленниками этой идеи стали герои анализируемого романа -- Родион Раскольников и Аркадий Иванович Свидригайлов.

Родион Раскольников -- главный герой романа, живет в мрачной, угнетающей обстановке Петербурга. Бедный студент. Раскольников чувствует себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков, разряженной публики. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщицы Алены Ивановны.

Идея заключалась в том, что, по мнению Родиона, можно совершить преступление ради общего блага, преступление «по совести»: можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел.

Раскольников много думал об этой идее, пока не нашел ей объяснение. Он пришел к выводу, что все человечество издавна делится на две категории: на людей обыкновенных, подчиняющихся силе, «тварей дрожащих» и на сверхлюдей, которым все дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже перед преступлением, как, например. Наполеон. И это, думает Раскольников, вечный и непреложный закон:

«Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель... Так доселе велось и так всегда будет!»

Уверовав в эту идею, Родион хочет испытать себя: кто он -- «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»? Но, убив старуху-процентщицу.

Раскольников убедился, что он вовсе не «существо высшего порядка», так как преступление не принесло ему ничего, кроме страданий и мук совести Тарасов Б.Н. В мире человека М., 1986. с. 236..

И вот, пытаясь переделать в себе человеческую натуру, отделить волю от совести, Раскольников приходит к трагическому раздвоению. Играя роль «властелина», он понимает, что такая роль не для него. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с окружающим миром, с людьми: «Я себя убил, а не старушонку».

После убийства Раскольников переживает состояние отрешенности от мира, его душа объята «мертвым холодом». Это ужасное ощущение становится расплатой за совершенное преступление.

Герой понял, что все люди незримо связаны между собой и каждый человек, его жизнь -- безусловная ценность, поэтому никто не имеет права распоряжаться жизнью другого человека.

Трагизм Раскольникова -- в ложности теории «наполеонизма». Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней, нормальной жизни смог только через страдания.

В плену этой же ложной теории находится и Аркадий Иванович Свидригайлов, уже давно освободившийся от угрызений совести (этим он отличается от Раскольникова).

Он совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова, не видит в этом никакой трагедии.

Ему удивительны беспокойные метания и вопросы Родиона, ему кажется, что все это лишне и просто глупо: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Хе-хе! Затем, что вы все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было, нечего не за свое дело браться».

Свидригайлов по-своему грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову, -- «не переступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин и человек». А вот Свидригайлов переступил, человека и гражданина в себе уничтожил.

Отсюда у него равнодушный цинизм, а главное -- точность, с которой он формулирует самую суть раскольниковской идеи. Он освободил себя от «вопросов человека и гражданина», от вопросов, перед которыми в смятении остановился Раскольников. Одно осталось у Свидригайлова -- безграничное сладострастие.

Но однажды натолкнувшись на препятствие, столь привязанный к жизни Аркадий Иванович, так боявшийся смерти, кончает жизнь самоубийством. Окончательное опустошение, смерть -- вот результат освобождения от всех преград, от «вопросов человека и гражданина», таков результат идеи, в достоверности которой хотел убедиться Раскольников

Но, в отличие от Свидригайлова, Родион остается жить, хотя и был на грани самоуничтожения. В далекой Сибири, на каторге, происходит мучительное для Родиона Раскольникова освобождение от идеи «сверхчеловека»; это, к счастью, происходит, и появляется надежда на нравственное и моральное очищение, на восстановление «погибшего» человека, задавленного несправедливым гнетом обстоятельств Тарасов Б.Н. В мире человека М., 1986. с. 237. .

/ Герои романа Достоевского «Преступление и наказание»

В романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский показал большое количество персонажей, из которых довольно многие имеют цельные и хорошо обрисованные характеры. Однако среди всех образов можно выделить образы Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой, которые в свою очередь показаны как герои-антиподы. Именно они являются главными героями произведения, вокруг которых разворачиваются все события в романе. Второстепенные же герои, хоть и имеют цельные характеры, нужны для большего раскрытия образов главных персонажей. Всех второстепенных героев можно разделить на героев-антиподов и героев-двойников.

Главные герои романа Достоевского «Преступление и наказание»

– образованный, умный, но бедный студент. Бедность семьи героя подводит его к тому, что он решается проверить свою теорию о тварях дрожащих и право имеющих. Поэтому он убивает старуху-процентщицу. Вокруг этого события и ведется дальнейшее повествование. Автор большое внимание уделяет внутренним мыслям героя, вводит в повествование прием психологизма. Ф. М. Достоевский показал, что теория Раскольникова во многом отличается от реальной жизни. И в конце романа персонаж понимает это. Он признается в убийстве.

На размышления Раскольникова влияние оказывает . Она, как и Родион, вынуждена пойти на особый шаг из-за бедности своей семьи: пойти по желтому билету. Способность к самопожертвованию – вот главная черта героини. Она добра и искренна. Сонечка стойко переносит все трудности на своем пути.

Второстепенные герои романа Достоевского «Преступление и наказание»

Галерею второстепенных героев романа «Преступление и наказание» открывает образ старухи-процентщицы. около 60-ти лет. Взаимосвязь этого персонажа с Раскольниковым заключается в том, что старуха занимается ростовщичеством, а Родион приходит к ней как клиент. Автор показывает героиню жадной до денег и абсолютно бездушной. Ей не важны жизненные ситуации людей, на ценных вещах, которые закладывают ее клиенты, она делает огромную прибыль, так как берет большие проценты.

Именно такую бессердечную женщину убивает Раскольников, проверяя свою теорию. Однако помимо Алены Ивановны в момент убийства в доме была и ее беременная сестра Лизавета, которую Родион также убивает. У Лизаветы была довольно трагичная судьба. Она имела отклонения по здоровью, никто не воспринимал ее серьезно, собственная сестра использовала ее как прислугу. Однако она не озлобилась на мир, была добра и кротка.

Главных героев сближает то, что они с трепетом и любовью относились к своим семьям.

Пульхерия Александровна – мать Родиона Раскольникова. Она искренне любит своего сына и, несмотря на свою бедность, всячески старается помогать ему в денежном плане. Она очень близка со своей дочерью – Дуней.

– сестра главного героя, которых связывают теплые отношения. Это красивая и образованная девушка. Несмотря на свое бедное положение, она является довольно гордой, готовой постоять за себя.

– отец Сони. Это добрый мужчина, которого сломали жизненные трудности, в результате чего он становится пьяницей, а затем трагично умирает. Автор называет героя только по фамилии, так как Мармеладов – маленький человек, один из самых ярких представителей этого типа в русской литературе. Значение этого образа в произведении довольно велико. Именно после встречи Раскольникова с Мармеладовым, главный герой убеждается в несправедливости мира, в несправедливости деления людей на бедных и богатых. Встреча героев стала неким подтверждением теории Раскольникова.

Жена Мармеладова – – имеет более сильный и твердый характер. Дворянка по происхождению, она обеднела и осталась вдовой с тремя детьми, а затем вышла замуж за Мармеладова. Несмотря на все жизненные трудности, она не опускает руки и идет до конца. Однако жизнь героини заканчивается трагично: она умирает от чахотки.

Вся семья Мармеладовых – то олицетворение униженных и оскорбленных людей. Здесь показывается та несостоятельность социального положения, царствующего в Петербурге того времени. Именно это и сподвигло главного героя не на пустые слова, а на конкретные действия, на попытку борьбы с несправедливостью мира.

С образом Сонечки связаны и два других героя: и Лужин. Они в свою очередь являются своеобразными двойниками Родиона Раскольникова.

– богатый человек, носящий чин надворного советника. Деньги сделали из героя подлого и жадного человека. Он расчетлив, хочет владеть Соней как рабой. Сам себя он считает ее спасителем. Бедность героини ведет к свадьбе Сони с Лужиным, однако ей не суждено было случиться. Лужин, как и Раскольников, имеет свою теорию. Это теория о целом кафтане, согласно которой нужно заботиться только о своем благополучии и нисколько не думать о положении других людей. Лужин не привык сострадать людям, он подл и денежно зависим.

Своей теорией владеет и Аркадий Иванович Свидригайлов. Это теория схожа с теорией Раскольникова. Герой считает, что зло во имя благой цели не считается злом. Именно поэтому Свидригайлов совершает в жизни много дурных поступков. Автор точно не говорит о причастности героя к смерти Марфы Петровны – жены Свидригайлова. Однако герой думает об этом. Но он не настолько бездушен, как Лужин. В конце жизни Свидригайлов понимает, что он все это время вел неправильный образ жизни, поэтому завершает свою жизнь самоубийством.

Ф.М. Достоевский не зря использует прием двойничества в произведении. Теории Лужина и Свидригайлова являются неким зеркальным отражением теории самого Раскольникова. И Раскольниковым, и Лужиным, и Свидригайловым используется принцип вседозволенности. Герои-двойники нужны для того, чтобы показать практическую жизнь этой теории, показать ее несостоятельность.

Свое мнение автор отразил и по поводу нигилизма, лицом которого является образ Лебезятникова. Он описывает его довольно сатирически и иронично. Данный герой связан мировоззренчески с Раскольниковым. Только один живет теориями, а другой, наоборот, практикой.

Большое внимание Ф.М. Достоевский уделяет расследованию убийства старухи-процентщицы и ее сестры. В повествовании появляются образы следователей.

Одним из важных является образ . Это умный и довольно хитрый следователь, который с первых же минут был уверен в причастности Раскольникова к убийству. Для него важным было не доказать вину Родиона, а сделать так, чтобы убийца в преступлении создался самостоятельно. Для этого он использует психологические приемы воздействия на главного героя, что делает персонажа действительно талантливым следователем.

В следствии и в повествовании в целом появляется образ Миколки, который берет на себя вину за убийство старухи-процентщицы. Этот герой – воплощение идеи добровольного страдания. Данный персонаж и образ Лизаветы являются своеобразными двойниками Сони Мармеладовой. Все они мягки по характеру, готовые к милосердию и самопожертвованию. Эти образы – олицетворение смирения.

Для большой характеристики Раскольникова в повествование вводятся и другие персонажи.

– друг Родиона, такой же студент. Таких людей принято называть оптимистами. Он, как и Раскольников, беден, однако это не ломает его, он веселый и общительный человек, который пытается во многих вещах помочь Родиону. Автор описывает героя как хорошего человека, на которого можно всегда положиться. Эта душевная доброта помогает герою связать свою жизнь с Дуней Раскольниковой, хотя свадьба была их бедна и «тиха». Разумихин как бы противопоставляется Раскольникову. Это проявляется в том, что друг Родиона привык делать много «маленьких» дел, а Раскольников – приверженец одного большого дела.

Таким образом, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» в центр повествования поставил бедного студента Родиона Раскольникова. И для понимания и раскрытия несостоятельности теории данного персонажа автор вводит множество героев: Лужина, Свидригайлова, Порфирия Петровича, Разумихина, Лебезятникова, которые имеют собственные взгляды. Какие-то из них схожи с точкой зрения Раскольникова на мир, какие-то полностью ему противоположны. Второстепенные герои как бы раскрывают какие-то качества Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой.

Середина 19 века. Бедный район Петербурга, примыкающий к Екатериненскому каналу и Сенной площади ("Преступление и наказание": образ Петербурга" - отдельная интересная тема). Летний вечер. Раскольников Родион Романович, бывший студент, выходит из своей каморки, расположенной на чердаке, и отправляется к Алене Ивановне, старухе-процентщице, чтобы отнести заклад - последнюю свою ценную вещь. Так начинает Достоевский "Преступление и наказание", краткое содержание которого мы описываем.

Главный герой намерен убить эту старуху. Родион заходит на обратном пути в одну из дешевых распивочных. Здесь он знакомится случайно с потерявшим место, спившимся чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает Родиону, как пьянство мужа, нищета и чахотка толкнули Катерину Ивановну, его жену, на жестокий поступок - отправить на панель для заработка Соню, его дочь от первого брака.

Мысль об убийстве

Раскольников на следующее утро получает от матери из провинции письмо с описанием бед, которые перенесла Дуня, его младшая сестра, в доме Свидригайлова, развратного помещика. Он узнает также о том, что сестра и мать скоро приедут в Петербург, так как здесь нашелся жених для Дуни. Это Лужин, расчетливый делец, который хочет строить брак не на любви, а на зависимости и бедности невесты. Мать Раскольникова надеется на то, что этот человек поможет Родиону окончить университет. Думая о жертвах, которые ради близких приносят Дуня и Соня, Раскольников утверждается в своем намерении убить Алену Ивановну - это злую никчемную "вошь". Ведь ее деньги избавят от незаслуженных страданий многих юношей и девушек. Но в душе Родиона вновь поднимается отвращение к насилию после сна, который он видит. Это воспоминание о детстве: Раскольников видит, как клячонку забивают до смерти, и сердце мальчика переполняется жалостью к ней.

Раскольников совершает убийство Алены Ивановны и Лизаветы

Родион все же не только Алену Ивановну убивает, но и Лизавету, ее кроткую, добрую сестру, которая вернулась неожиданно в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, Раскольников в случайном месте прячет похищенное, даже не оценив при этом его стоимости.

Роман "Преступление и наказание" продолжается тем, что вскоре главный герой обнаруживает с ужасом отчуждение между собой и другими. От пережитого Раскольников заболевает, но он не может отвергнуть тяготящие его заботы Разумихина (товарища по университету). Из беседы с врачом последнего главный герой узнает, что маляр Миколка арестован по подозрению в убийстве Алены Ивановны. Это обычный деревенский парень. Реагируя болезненно на разговоры о совершенном преступлении, Родион вызывает подозрение у окружающих.

Визит Лужина

Лужин, пришедший с визитом, шокирован обстановкой каморки Родиона. Разговор их постепенно перерастает в ссору, после чего заканчивается разрывом. Раскольникова особенно задевает близость выводов, которые делает Лужин из "разумного эгоизма" - собственной "теории" главного героя о том, что можно убивать людей. Теория Лужина кажется ему пошлостью.

Раскольников дает деньги Мармеладовым

Больной юноша, бродя по Петербургу, страдает, ощущая отчужденность от мира. В это время вновь появляется в произведении "Преступление и наказание" образ Петербурга, периодически возникающий в романе. Главный герой уже готов был признаться властям в преступлении. Вдруг в романе "Преступление и наказание" Раскольников замечает человека, раздавленного каретой. Это Мармеладов. Родион из сострадания тратит последние деньги на умирающего: зовут доктора, Мармеладова переносят в дом. Здесь Раскольников знакомится с Соней и Катериной Ивановной. Соня в наряде проститутки прощается с отцом. Главный герой романа "Преступление и наказание" Мармеладовым помог и благодаря этому доброму делу ощутил ненадолго общность с людьми. Но, встретив на квартире у себя прибывших сестру и мать, осознает вдруг себя "мертвым" для любви родственников и прогоняет их грубо. Раскольников опять одинок. Он надеется сблизиться с Соней, "переступившей", подобно ему самому, абсолютную заповедь.

Визит Раскольникова к следователю, его "теория"

Разумихин берет на себя заботы о родных Родиона. Он влюбляется чуть ли не с первого взгляда в Дуню. Оскорбленный Лужин тем временем ставит перед выбором невесту: либо брат, либо он. Родион, как будто для того, чтобы узнать о судьбе вещей, заложенных у убитой, а на деле - чтобы развеять подозрения некоторых своих знакомых, напрашивается сам на встречу со следователем Порфирием Петровичем, который ведет дело об убийстве Алены Ивановны. Порфирий вспоминает о статье Родиона "О преступлении", опубликованной недавно в газете. Он предлагает автору пояснить теорию, в которой развивается мысль о "двух разрядах людей". По мнению Раскольникова, "обыкновенное" большинство является только материалом для воспроизводства населения. Ему необходим строгий моральный закон и послушание. Эта категория - "твари дрожащие". Существуют также "высшие" (собственно люди), которые обладают даром "нового слова". Эти люди во имя лучшего разрушают настоящее, даже если необходимо для этого "переступить" через нравственные нормы, установленные ранее для "низших", например, убить человека. Затем эти "преступники" становятся создателями новых законов. То есть, не признавая законов, о которых говорится в Библии ("не укради", "не убий" и др.), Раскольников тем самым "разрешает" некоторым людям проливать "кровь по совести". Порфирий, умный и проницательный, в герое разгадывает идеологического убийцу, который претендует на роль Наполеона. Однако против Родиона у следователя улик нет - и он отпускает того в надежде, что в нем победит добрая натура. Это приведет к тому, что Раскольников сам сознается в содеянном.

Герой романа "Преступление и наказание", по главам описанного нами, постепенно все более убеждается в том, что ошибся в себе. Родион мучается из-за "подлости" и "пошлости" единичного убийства. Он понимает, что является "тварью дрожащей": убив, он не смог переступить через закон нравственности. Мотивы преступления в сознании Родиона двоятся: это и акт "справедливости", и проверка "на высший разряд" самого себя.

Встреча со Свидригайловым

Свидригайлов, приехавший в Петербург вслед за Дуней, виновный, по-видимому, в недавней смерти своей супруги, знакомится с Родионом Раскольниковым и говорит, что они "одного поля ягоды", только Родион не вполне еще в себе "победил Шиллера". Раскольникова при всем отвращении к этому человеку привлекает его видимая способность наслаждаться жизнью, хотя столько преступлений совершил Свидригайлов, герой романа "Преступление и наказание"... Характеристика этого персонажа представлена ниже, после краткого содержания.

Разоблачение Лужина

Решительное объяснение с Петром Петровичем Лужиным происходит во время обеда в одном из дешевых номеров. Сюда из экономии поселил Дуню с матерью Лужин, один из двух "двойников" Раскольникова в романе "Преступление и наказание". Анализ характера этого героя также представлен в конце статьи. Жениха уличают в клевете на Соню и Раскольникова. Лужин якобы отдал Соне деньги за низменные услуги, которые были собраны самоотверженно матерью на его учебу. Жених, изгнанный с позором, ищет способ опорочить Родиона в глазах матери и сестры.

Раскольников навещает Соню

Тем временем Раскольников, ощутив снова мучительное отчуждение от своих близких, решает прийти к Соне. Он ищет у этой преступившей заповедь девушки спасение от одиночества. Однако Соня не одинока. Ради других (голодных сестер и братьев) она принесла себя в жертву. Это было сделано ей не ради себя, подобно Родиону. Сострадание к близким, любовь, вера в Бога Соню никогда не покидали. Она читает главному герою евангельские строки о том, как Иисус воскресил Лазаря, надеясь, что чудо произойдет и в ее жизни. Не удается герою увлечь Соню своим "наполеоновским" замыслом о господстве над "муравейником".

Вторая встреча с Порфирием

Родион, мучимый одновременно желанием разоблачения и страхом, приходит снова к Порфирию, якобы беспокоясь о закладе. В конце концов, на первый взгляд отвлеченный разговор на тему психологии преступников доводит до нервного срыва юношу. Он практически выдает себя Порфирию. Спасает Родиона неожиданное признание маляра Миколки в убийстве процентщицы.

Второе разоблачение Лужина

Поминки по отцу и мужу были устроены в комнатке Мармеладовых. Катерина Ивановна во время них оскорбляет в припадке болезненного самолюбия хозяйку квартиры. Эта женщина велит ей немедленно съехать вместе с детьми. Вдруг появляется Лужин, который проживает в этом же доме, и говорит о том, что Соня украла у него сторублевую ассигнацию. Доказана "вина" девушки: в кармане ее фартука обнаруживаются деньги. В глазах окружающих теперь она еще и воровка. Однако вдруг находится свидетель, который говорит, что Лужин подсунул сам Соне бумажку. Посрамлен клеветник, а Раскольников причины его поступка объясняет так: унизив Соню и брата в глазах Дуни, он хотел вернуть расположение своей невесты.

Раскольников признается Соне в убийстве

"Преступление и наказание" по главам продолжается тем, что Родион признается Соне в убийстве. Происходит это следующим образом. Раскольников отправляется к ней на квартиру. Здесь герой признается Соне в том, что убил Лизавету и старуху. Девушка жалеет Родиона за нравственные муки, на которые он обрек себя. Она предлагает Раскольникову искупить свою вину каторгой, признавшись во всем добровольно. Родион же сокрушается лишь о том, что оказался на деле "тварью дрожащей", с потребностью в любви и совестью. Он отвечает: "Я еще поборюсь". Между тем Катерина Ивановна оказывается вместе с детьми на улице. Она умирает от горлового кровотечения, отказавшись от священника. Свидригайлов, присутствующий здесь, соглашается оплатить похороны, а также обеспечить Соню и детей.

Раскольников у себя дома находит Порфирия, который его убеждает явиться с повинной. Следователь не верит в то, что Миколка виноват. Он лишь "принял страдание", следуя исконной народной потребности в искуплении греха несоответствия Христу, своему идеалу.

Однако Родион надеется все еще "переступить" нравственность. Он видит перед собой пример Свидригайлова. Печальную истину открывает герою их встреча в трактире: пуста и тягостна жизнь этого "злодея".

Единственной надеждой вернуться к богу для Свидригайлова остается взаимность Дуни. Убедившись в том, что девушка его не любит, он кончает жизнь самоубийством через несколько часов. Так этот герой устраняется из произведения "Преступление и наказание". Анализ этого персонажа будет сделан в конце статьи.

Раскольников решает признаться и прощается перед этим с Соней и родными. Он все еще остается убежденным в том, что "теория" его верна. Родиона наполняет презрение к себе. Но, по настоянию Сони, Раскольников целует покаянно землю на глазах народа, так как "согрешил" перед ней. Он узнает в полицейской конторе о том, что Свидригайлов покончил с собой, после чего признается в убийстве Алены Ивановны.

Раскольников в Сибири

Продолжает свой роман Достоевский ("Преступление и наказание"). Краткое содержание событий, произошедших в эпилоге произведения, следующее. Раскольников в Сибири, в остроге. От горя умерла его мать, а Дуня вышла за Разумихина замуж. Соня поселилась возле главного героя и навещает его, снося терпеливо его равнодушие и мрачность. И здесь продолжается кошмар отчужденности: его ненавидят каторжане из простонародья, считая "безбожникои". К Соне, напротив, они относятся с любовью и нежностью, о чем мы узнаем, прочитав эпилог. "Преступление и наказание" в этой части произведения описывает также еще один сон Раскольникова. Родион, попав в тюремный госпиталь, видит сон, который напоминает картины из Апокалипсиса. Вселяясь в людей, таинственные "трихины" порождают в них фанатичную убежденность в правоте и нетерпимость к мнениям других. В бессмысленной злобе люди друг друга убивали до тех пор, пока весь человеческий род не истребился, кроме нескольких "избранных". Наконец Родиону открывается, что к гибели и розни ведет гордость ума, а смирение сердца - вот путь к полноте жизни и единству в любви. В герое пробуждается к Соне "бесконечная любовь". Он берет в руки Евангелие на пороге своего "воскресения" для новой жизни.

Так заканчивает Достоевский "Преступление и наказание". Краткое содержание не описывает подробно взаимосвязи между героями романа. Для этой цели мы решили дополнить статью характеристикой основных персонажей. Представляем вам созданные Достоевским образы.

"Преступление и наказание": герои произведения

В системе персонажей Раскольников занимает центральное место, так как именно к нему ведут главные линии повествования. Образ Раскольникова связывает различные ситуации и эпизоды романа. Остальные персонажи на сцене появляются прежде всего потому, что нужны для характеристики Родиона. Они его заставляют с спорить, тревожиться о них, сострадать, вызывают у главного героя целый поток различных эмоций и впечатлений. Так раскрывается образ Раскольникова.

Динамична система персонажей этого произведения. Соотношение действующих лиц и героев, сошедших со сцены, в романе "Преступление и наказание" меняется постоянно. Анализируя произведение, можно заметить, что одни из них перестают участвовать в развитии романа, другие, напротив, появляются. Так, умирают Мармеладов (часть вторая, глава седьмая), Катерина Ивановна (часть пятая, глава пятая), Лужин появляется в последний раз в пятой части (глава третья), Порфирий Петрович - в шестой (глава вторая), а Свидригайлов решает застрелиться в шестой части (глава шестая).

Система персонажей значительно меняется, когда начинается эпилог. "Преступление и наказание" становится произведением, в котором остаются лишь два действующих лица. Это Родион и Соня. Связано это как с событийной стороной романа, так и с тем, что именно Соня, по замыслу автора, должна сыграть в судьбе Раскольникова особую роль, помочь этому герою возродиться к новой жизни в финале произведения "Преступление и наказание". Раскольников возвращаетя к Богу и людям.

Герои, каждый по-своему, раскрывают различные стороны личности Родиона. Отношения Раскольникова с матерью, сестрой, Свидригайловым, Лужиным, Мармеладовыми, Разумихиным, Порфирием Петровичем, Соней можно обозначить как конфликтные. У Раскольникова со многими из них есть внешнее сходство (материальное и общественное положение, отношения с совестью и законом). Однако важнее оказываются внутренние различия (психологические, нравственные, идейные), которые не позволяют Родиону вести жизнь, подобную той, что ведут они.

У Раскольникова есть два духовных "двойника". В романе "Преступление и наказание" герои эти - Свидригайлов и Лужин. У этих двух персонажей с главным героем много общего. Их объединяет, например, принцип вседозволенности. Однако чисто внешним является сходство главного героя со своими "двойниками". Убедиться в этом можно, сравнив нравственный облик и мировоззрение двух этих персонажей с внутренним обликом Раскольникова.

У Родиона - свой путь в жизни. Ряд возможностей открывается перед ним. Он может попытаться искупить вину, раскаявшись, или пойти по пути преступления до конца. Родиону предстоит сделать выбор. Различные жизненные возможности представляют второстепенные герои романа. Их Раскольников может отвергнуть или же принять в произведении "Преступление и наказание".

Мармеладова Соня - это нравственный антипод Родиона. Однако у героев этих есть общее: оба они являются изгоями, оба одиноки. Это чувствует Раскольников, говоря девушке о том, что они "вместе прокляты". Его тянет к Соне, поскольку она является единственным человеком, способным его понять, в произведении "Преступление и наказание". Соня - единственная, кому Родион готов полностью раскрыть свою душу. Героя приводит в ужас мысль о возможности поведать кому-то другому свою тайну, даже близкому человеку (Разумихину, матери, сестре). Поэтому именно ей он признается в убийстве, и именно эта героиня следует на "каторгу" за главным героем произведения "Преступление и наказание". Соня способна на самопожертвование, именно через нее во многом раскрывается в произведении эта тема.

"Преступление и наказание" - роман о вере и о любви. Соня поняла сердцем в исповеди этого героя самое главное: Родион страдает, он несчастен. Девушка не смыслила ничего в его теории, однако чувствовала, что она несправедлива. Соня не верила в то, что существует "право убивать". Девушка, несмотря на все пережитые несчастья, хранила веру в Бога. Поэтому ее можно назвать преступницей лишь внешне. Она выбрала иной путь, нежели Родион. Это смирение перед Богом, а не бунт. Именно он, по мнению Достоевского, ведет к спасению. Соня, смирившись, спасает не одну себя, но и главного героя. Именно любовь к этой девушке открыла возможность Родиону примириться с людьми, с жизнью. Поэтому не случайно отношение к нему каторжников изменилось после свидания с Соней.

Аркадий Иванович Свидригайлов является в произведении одним из центральных персонажей. Это дворянин, два года служивший в кавалерии. После этого он был шулером в Петербурге. Связав свою жизнь с Марфой Петровной, выкупившей его из тюрьмы, он жил в деревне семь лет. Это циник, который любит разврат. Ряд серьезных преступлений лежит на его совести. Это самоубийство Филиппа, слуги, а также 14-летней девочки, оскорбленной им. Возможно, Свидригайлов также отравил собственную жену. Как будто кошмаром главного героя порожден образ этого двойника Раскольникова. Он, в отличие от Родиона, находится по другую сторону добра и зла. На первый взгляд, Свидригайлов не испытывает сомнений. Именно поэтому он так беспокоит главного героя, который чувствует, что Аркадий Иванович имеет над ним власть, что он загадочный. Над Свидригайловым не властен уже нравственный закон. Он свободен, однако это радости ему не приносит. Аркадию Ивановичу остается лишь пошлость и мировая скука. Пытаясь ее преодолеть, он развлекается как может. Ему являются по ночам привидения: слуга Филипп, Марфа Петровна... Обессмысливает всю жизнь этого героя неразличимость добра и зла. Вечность поэтому не случайно представляется Свидригайлову в виде деревенской баньки с пауками. Его душа практически мертва. Герой, в конце концов, решает выстрелить в себя из пистолета.

Второй "двойник" Раскольникова - Петр Петрович Лужин. "Преступление и наказание" - роман, в котором он представлен как тип "капиталиста" и дельца. Ему 45 лет. Это осанистый, чопорный, с брюзгливой и осторожной физиономией человек. Он высокомерный и угрюмый. Лужин мечтает открыть адвокатскую контору в Петербурге. Этот герой ценит высоко свои способности и свой ум. Прочитав роман "Преступление и наказание", вы убедитесь, что он привык ими любоваться. Однако деньги Лужин ценит больше всего. Во имя "экономической правды" и "науки" он защищает прогресс. Лужин с чужих слов проповедует, так как наслушался речей Лебезятникова, своего приятеля, прогрессиста. Он считает, что следует любить прежде всего самого себя, так как все основано на личном интересе.

Лужин, пораженный образованностью и красотой Дуни Раскольниковой, делает предложение этой девушке. Самолюбию его льстит мысль, что она, испытавшая множество несчастий, будет всю жизнь подчиняться ему и благоговеть перед ним. Лужин, кроме того, рассчитывает, что обаяние Дуни поможет его карьере. Этот герой живет в Петербурге у Лебезятникова, чтобы "заискать" у молодежи, подстраховавшись тем самым от неожиданных демаршей с ее стороны. Испытывая ненависть к Раскольникову, который его выгнал, Лужин ("Преступление и наказание") пытается с ним рассорить сестру и мать. Он дает Соне 10 рублей во время поминок, после чего сует незаметно ей в карман еще 100 для того, чтобы публично обвинить девушку в краже. Однако он вынужден ретироваться, разоблаченный Лебезятниковым.

Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году великим русским писателем Ф. М. Достоевским. Это произведение воспроизводит жизнь городской бедноты, отражает рост социального неравенства, преступности. Основной мотив романа - это падение нравственности.

В своем произведении Ф. М. Достоевский рассказывает о людях, живущих напряженной духовной жизнью, которые мучительно, упорно ищут истину.

Писатель показывает жизнь разных социальных групп: обездоленного городского люда, придавленного нуждой и унижениями, образованных бедняков, бунтующих против зла и насилия, преуспевающих дельцов. Достоевский глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и его психологию. Он ставит сложные социальные, нравственные и философские вопросы. Поиски ответов на эти вопросы, борьба идей - вот что составляет основу романа.

Главный герой «Преступления и наказания» - студент Родион Раскольников, живущий в крайней бедности. Он был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Это духовно богатая личность. Неоднократно мы убеждаемся в его чуткости и отзывчивости. Раскольников остро воспринимает чужую боль. Мы имеем возможность убедиться в этом. Так, мы видим, как, рискуя жизнью, главный герой спасает во время пожара детей. А семья Мармеладовых? Насколько ранила Раскольникова картина нищеты и бедствий, когда он посетил дом этих людей! Он оставляет там свои последние медные гроши, хотя сам беден и не знает, как дальше жить.

Герой Достоевского сочувствует Соне, принял ее как «приличную барышню». Его очень ранит этот быт, где кругом царят бедность и уныние. Такая черта характера Раскольникова, как любовь к людям, проявляется, когда он пытается спасти обесчещенную девочку-подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталась она еще одному мерзавцу, «жирному франту», который охотился за ней.

В лице главного героя мы видим бескорыстного и честного человека, мечтающего о совершенстве и гармонии мира. Он умен и горд, его волнуют трудноразрешимые вопросы. Почему одни - умные, добрые, благородные - должны влачить жалкое существование, а другие - ничтожные, подлые, глупые - живут в роскоши и довольстве? Как изменить этот порядок? Кто такой человек: «тварь дрожащая» или владыка мира, «право имеющий» переступить моральные устои?

Безысходная бедность и постоянная нужда заставили Раскольникова прийти к выводу о том, что общество построено на несправедливости. В его голове рождается чудовищная теория. Он считает, что все люди делятся на две категории: обыкновенные и исключительные. Обыкновенные составляют большинство и подчиняются закону, они живут для того, чтобы рождать себе подобных. Исключительные, как, например, Наполеон, навязывают большинству свою волю. Для них не существует законов, они сами их устанавливают. Если им надо, они могут пойти и на преступление. Раскольникову остается решить, кто он - обыкновенный человек или «властитель судьбы». Имеет ли он право нарушить закон для того, чтобы устроить свою судьбу, облегчить жизнь матери, сестры и других людей? Если он «сильная личность», то он сможет осчастливить «толпу», думает Раскольников.

Созданная героем Достоевского теория приводит его к преступлению. Убежденный в своей исключительности, Раскольников верит в правоту своей теории и проверяет ее на практике, убив старуху-процентщицу. Это убийство и должно было стать испытанием для Раскольникова. Старуха-процентщица в романе Достоевского воплощает в себе мир зла, стяжательства. По мнению Раскольникова, ее убийство было бы не преступлением, а благом. Но, убив старуху, Раскольников не почувствовал себя Наполеоном, которому «все позволено». Этот человек не был призван управлять большинством. Он хотел иметь «свободу и власть, а главное - власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником!» И эту власть он должен был получить, освободив себя от нравственного закона. Но нравственный закон оказался сильнее его.

Раскольников - мыслитель, в котором столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Эти трагические противоречия зарождаются в глубине души героя, а также наряду с ними возникает идея вседозволенности, которая отрицает все доброе, светлое, чистое в герое, одним словом, все самое лучшее. В это время в его сознании происходит разлад, и Раскольников говорит: «Мне жизнь однажды дается, я не хочу дожидаться всеобщего счастья, я и сам хочу жить, я ведь тоже хочу». Но ложный путь, избранный героем романа, приводит его к нравственной пытке.

Возмездие одиночеством - таков приговор, вынесенный Достоевским. Это выражается в том, что после совершения преступления Раскольников замыкается в себе, и вся его внутренняя жизнь становится упорной борьбой с самим собой. Писатель показывает его в состоянии крайнего нравственного падения, саморазрушения, самоотрицания. Внезапно приходит внутреннее нравственное наказание, о котором герой и не думал, радуясь за минуту перед тем «спасению от давившей опасности». Он почувствовал себя заключенным в полное одиночество: «С ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, новое, внезапное и никогда не бывалое», «будь то все его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни».

Это мучительное ощущение разъединенности с людьми давит на Раскольникова, и он начинает тянуться к ним. Это видно из слов, обращенных к Соне: «Не оставишь меня, Соня?» Мы видим, что герой боится потерять человека, который смог его понять и полюбить. Соня и ее любовь становятся для Раскольникова спасением, и он подчиняется ей не разумом, а всей своей душой. И только любовь помогает единению героя с людьми, его примирению с самим собой. Недаром Достоевский пишет: «Их воскресила любовь».

Писатель отрицает индивидуализм, отрицает теорию «сильной личности», власть «сверхчеловека», даже если это «добрый тиран». Вслед за Пушкиным и Толстым, он развенчивает и «наполеонизм».

Даже если на путь насилия становится честный и добрый человек, он неизбежно приносит зло себе и другим людям. Эту логику жизни писатель иллюстрирует и сюжетом романа. Убив «вредную старушонку», Раскольников вынужден убить и ее сестру Лизавету, чтобы не оставить свидетеля преступления. Но сестра старухи такая же бедная и несчастная, как он сам, как Соня Мармеладова, которую он хочет сделать счастливой. Одно преступление влечет за собой другое - такова Логика зла.

Бунт Раскольникова против законов общества можно назвать индивидуалистическим. Он не может быть средством решения острых социальных проблем. Тем более, их нельзя решить путем насилия. Достоевский же видит выход в распространении идей христианской любви и самопожертвования. Так, Соня тоже «преступила» закон, став проституткой, но сделала это ради любви к своим ближним, ради семьи. Этот путь самоотвержения искупает преступление девушки.

Достоевский осуждает Раскольникова, но в то же время и сочувствует ему. Писатель не может найти выхода из мира зла и страданий, как и его герой. Но сам поиск пути, отрицание насилия, культа «сильной личности», утверждение величия любви к людям сделали роман одним из величайших гуманистических произведений в мировой литературе.