Афганистан всегда был кровоточащей точкой на карте. Сначала Англия в XIX веке претендовала на влияние над этой территорией, а потом Америка включила свои ресурсы, чтобы в XX веке противостоять СССР.

Первая операция пограничников

Для зачистки территории от мятежников в 1980 году советские войска провели крупномасштабную операцию «Горы-80». Около 200 километров – такова территория района, куда светские пограничники при поддержке афганских спецслужб ХАД (АГСА) и афганской милиции (царандоя) вошли стремительным марш-броском. Руководитель операции - начальник штаба Среднеазиатского пограничного округа полковник Валерий Харичев смог предусмотреть все. Победа была на стороне советских войск, которые смогли захватить главного мятежника Вахобу и установить хону контроля шириной 150 километров. Были установленные новые пограничные кордоны. В течение 1981-1986 годов пограничниками было проведено более успешных 800 операций. Посмертно звание Героя Советского союза получили майор Александр Богданов. В середине мая 1984 года он попал в окружение и в рукопашной схватке, получив три тяжелых ранения, был убит моджахедами.

Смерть Валерия Ухабова

Подполковник Валерий Ухабов получил приказ занять небольшой плацдарм в тылу большого оборонительного рубежа противника. Целую ночь небольшой отряд пограничников сдерживал превосходящие силы противника. Но к утру силы стали таять. Подкрепление не было. Разведчик, посланный с донесением, попал в руки к «духам». Он был убит. Его тело выставили на камни. Валерий Ухабов, понимая, что отступать некуда предпринял отчаянную попытку вырваться из окружения. Она удалась. Но в ходе прорыва подполковник Ухабов был смертельно ранен и скончался, когда его несли на брезентовой плащ-палатке спасенные им бойцы.

Перевал Саланг

Через перевал высотой 3878 метров проходила главная дорога жизни, по которой советские войска получали топливо, боеприпасы, перевозили раненых и убитых. О том, насколько опасно был этот маршрут, говорит один факт: за каждое прохождение перевала водителя награждали медалью «За боевые заслуги». Маджахеды постоянно устраивали здесь засады. Особенно опасно было служить водителем на бензовозе, когда от любой пули мгновенно взрывался весь автомобиль. В ноябре 1986 года здесь произошла страшная трагедия: 176 солдат задохнулись здесь от выхлопных газов.

В Саланге рядовой Мальцев спас афганских детей

Сергей Мальцев выехал из тоннеля, когда неожиданно навстречу его машине выехал большегрузный автомобиль. Он был набит мешками, а сверху сидело около 20 человек взрослых и детей. Сергей резко повернул руль – машина на полном ходу врезалась в скалу. Он погиб. Но мирные афганцы остались в живых. На месте трагедии местные жители поставили советскому солдату памятник, который уцелел до сих пор и за ним бережно ухаживают вот уже несколько поколений.

Первого Героя Советского Союза десантнику дали посмертно

Александр Мироненко служил в парашютно-десантном полку, когда им был отдан приказ провести разведку местности и обеспечить прикрытие для вертолетов, перевозивших раненых. Когда они приземлились, то их группа из трех солдат во главе с Мироненко рванулись вниз. Вторая группа поддержки следовала за ними, но разрыв между бойцами с каждой минутой увеличивался. Неожиданно последовал приказ об отходе. Но было уже поздно. Мироненко попал в окружение и вместе с тремя своими товарищами отстреливался до последнего патрона. Когда их нашли десантники, то увидели страшную картину: солдаты были раздеты донага, они получили ранения в ноги, все их тела были исколоты ножами.

И смерти смотрели в лицо

Василию Васильевичу везло исключительно. Однажды в горах вертолет Ми-8 Щербакова попал под огонь душманов. В тесном ущелье быстрая маневренная машина превратилась в заложника узких скал. Назад не повернешь – слева и справа тесные серые стены одной страшной каменной могилы. Выход один – грести винтом вперед и ждать пули в «ягодник». А «духи» уже салютовали их всех видов оружия советским смертникам. Но они смоли вырваться. Долетевший чудом до своего аэродрома вертолет напоминал свекольную терку. Только в редукторном отсеке насчитали десять пробоин.

Однажды пролетая над горами экипаж Щербакова почувствовал сильный удар по хвостовой балке. Ведомый подлетел, но ничего не увидел. Только после посадки Щербаков обнаружил, что в одном из тросов управления хвостового винта осталось всего несколько «нитей». Стоило им оборваться – и поминай как звали.

Как-то осматривая тесное ущелье, Щербаков почувствовал чей-то пристальный взгляд. И – обмер. В нескольких метрах от вертолета, на узком уступе скалы стоял душман и спокойно целился Щербакову в голову. Это было настолько близко. Что Василий Васильевич физически ощутил, как холодное дуло автомата упирается ему в висок. Он ждал беспощадного, неотвратимого выстрела. А вертолет слишком медленно поднимался вверх. Почему этот странный горец в чалме так и не выстрелил, остается загадкой. Щербаков остался жив. Он получил звезду Героя Советского Союза за спасение экипажа своего товарища.

Щербаков спас своего товарища

В Афганистане вертолеты Ми-8 стали спасением для многих советских солдат, приходя им на помощь в самую последнюю минуту. Душманы в Афганистане невидали вертолетчиков люто. Они ножами резали подбитую машину капитана Копчикова в тот момент, когда экипаж подбитого вертолета отстреливался и уже приготовился к смерти. Но их спасли. Майор Василий Щербаков на своем вертолете Ми-8 совершили несколько прикрывающих атак на озверевших «духов». А потом приземлился и буквально вытащил на себе раненого капитана Копчикова. Таких случаев на войне было много, и за каждым из них стоит беспримерный героизм, который сегодня за давностью лет стали забывать.

Героев не забыли

К сожалению, во времена перестройки имена настоящих героев войны стали намеренно забывать. В печати появляются очернительные публикации о зверствах советских солдат. Но время расставило сегодня все по своим местам. Герои всегда остаются героями.

Родился 18 июня 1958 года в городе Баку (Азербайджан) в семье моряка. Русский. Окончил 10 классов. В Советской Армии с 1975 года. В 1979 году окончил Бакинское высшее общевойсковое командное училище имени Верховного Совета Азербайджанской ССР. С 1979 года – командир разведывательного взвода (город Новочеркасск, Краснознамённый Северо¬Кавказский военный округ). Член КПСС с 1982 года. С 1981 года в течение двух лет находился в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. Проявил себя специалистом высокого класса по ведению разведки. Ведя поиск в зоне ответственности бригады, старший лейтенант Черножуков получил донесение от своего разведывательного дозора о том, что в населенном пункте Якланг (провинция Гильменд) расположился на отдых отряд мятежников. Командир роты быстро принял решение – используя внезапность, атаковать противника на бронетехнике, и не спешивая личный состав, разгромить его. Решительными действиями, ведя плотный огонь с ходу из бойниц, рота с двух сторон ворвалась в населенный пункт. Попытка противника оказать организованное сопротивление успеха не имела. Уж очень неожиданным и сильным был удар. Потеряв много мятежников убитыми, их остатки бежали. Захватив несколько пленных, рота возвращалась к месту дислокации, продолжая вести разведку. При подходе к кишлаку Санабур (провинция Кандагар) разведка обнаружила движение отряда мятежников, численностью около 150 человек. В роте было чуть больше 50 человек. Старший лейтенант Черножуков решил скрытно занять господствующую высоту на пути движения противника и, пропустив его разведку, разгромить отряд. Умело организовав бой, командир роты в критическую минуту во главе резерва атаковал мятежника во фланг, что способствовало его полному разгрому. Только в плен было захвачено 117 человек. Всего вместе с ротой старший лейтенант Черножуков участвовал в более чем двадцати операциях и всегда действия роты отличались стремительностью, внезапностью и результативностью при минимальных своих потерях. Указом Президиума Верховного Совета от 3 марта 1983 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, старшему лейтенанту Черножукову Александру Викторовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11493). В 1988 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе. После распада СССР, продолжил службу в Вооружённых Силах Российской Федерации на различных должностях. В 2002 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Занимает должность начальника отдела по контролю и координации за похоронным обеспечением в Вооруженных Силах РФ. Живёт в городе¬герое Москве. Полковник. Награждён орденами Ленина (3.03.1983), Красной Звезды, медалями. ДОЛГ КОММУНИСТА На Московской городской партийной конференции капитана Черножукова избрали делегатом на XXVII съезд партии. Вечером мы встретились с ним. Александр смущённо принимал наши поздравления... Таким же он был и в тот день, когда ему вручили орден Ленина и Золотую Звезду Героя Советского Союза. Шагал по улице и всё старался ненароком прикрыть Звезду. «Да убери ты руку, Саша, ¬ говорил один из нас, свидетель этих радостных минут. ¬ Пусть смотрят». А ему как¬то было не по себе, что выделили столь высокой наградой его одного. Он был искренне убеждён: все у него в роте как на подбор и многих можно назвать настоящими героями. Мы встречались с ним не раз, и, о чём бы ни заходила речь, Александр всегда начинал говорить о своих сослуживцах, с которыми многое познал за два нелёгких года службы в Афганистане. ...Когда Черножуков принял роту, кое¬кто даже среди бывалых командиров взводов начал сетовать на перегруженность занятиями, которые он проводил в горах. «Останемся без сапог и обмундирования», ¬ полушутливо ворчали некоторые. Однако скоро такие разговоры прекратились. Произошло это после того, как группа солдат во главе с Черножуковым попала в окружение. По расчётам душманов, выбраться было невозможно, но Александр вывел солдат. Через горы, казавшиеся даже привыкшим к этим местам неприступными. Вот когда сказалась закалка и выучка, которых так настойчиво добивался от своих подчинённых командир роты. Да, о многом говорили мы во время наших встреч, но как¬то так получилось, что ни разу не спросили его, когда и где он вступил в ряды партии. Не было речи и о том, как Александр понимает свой долг коммуниста. Наверное, потому не спросили, что главное было ясно и так. Долг коммуниста ¬ быть там, где труднее всего. И капитан Черножуков был бесстрашным в бою, думал не о своей жизни, а о порученном деле, о своих подчинённых, об афганских женщинах и детях. ...С тех пор Александр почти не изменился. Разве что стал более сдержанным. После службы в Афганистане был начальником штаба батальона, командиром батальона, учился в академии. В 1988 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, а в 2002 году - Военную академиюГенерального штаба Вооруженных Сил РФ. Сейчас полковник Александр Викторович Черножуков работает на должности начальника отдела по контролюи координации за похоронным обеспечением в Вооруженных Силах РФ. Живёт в Москве. Награды Медаль «Золотая Звезда»; Орден Ленина; Орден Красной Звезды; Медали.

Запорожан Игорь Владимирович - командир десантно-штурмовой роты десантно-штурмового батальона в составе 70-й гвардейской мотострелковой бригады 40-й армии Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), гвардии старший лейтенант.

Родился 24 ноября 1959 года в п. Андреевский Змеиногорского района Алтайского края в семье рабочего. Русский.

В 1974 году поступил в Уссурийское суворовское военное училище. В 1976 году Игорь Запорожан был зачислен в Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище им. Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, обучение в котором закончил с отличием в 1980 году.

С 1980 года по 1982 год молодой офицер проходил службу в должности командира взвода в Южной группе войск в Венгерской Народной Республике.

В конце 1982 года был направлен в состав ограниченного контингента советских войск в Афганистане, в район Кандагара. Службу проходил в десантно-штурмовом батальоне в составе 70-ой мотострелковой бригады, в должности заместителя командира роты. Участвовал в 38-и боях с мятежниками, где проявил высокие командные качества, мужество и героизм. За период боевых действий в районе долины Панджшер рота Запорожана не потеряла ни одного бойца.

16 июня 1984 года рота, которой он к этому времени командовал, получила задачу блокировать н.п. Аман, где встретила сильное сопротивление мятежников, которые в целях спасения главаря банды предприняли отчаянную попытку выйти из окружения. Завязался рукопашный бой. Гвардии старший лейтенант Игорь Запорожан, проявив лучшие качества командира, повёл в бой личный состав, и враг был повержен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1985 года командиру десантно-штурмовой роты гвардии старшему лейтенанту Запорожану Игорю Владимировичу за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи в Демократической Республики Афганистан присвоено звание Героя Советского Союза.

В конце 1984 года Запорожан убыл по замене в Советский Союз. В 1987 году поступил в Военную академию имени М.В. Фрунзе.

В 1997 году назначен начальником штаба дивизии Ленинградского военного округа (п. Алакурти). А в 1998-1999 годах - работал начальником военной кафедры Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. В 1999 году перевёлся в Общевойсковую академию имени М.В. Фрунзе, и в 2002 году уволен в запас.

Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды, медалями.

Павлюков Константин Григорьевич - лётчик отдельного штурмового авиационного полка 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), старший лейтенант.

В 1984 году окончил Барнаульское высшее военно-авиационное училище летчиков. Получил направление штурмовой авиационный полк в Прикарпатский военный округ. Освоил новый самолет - Су-25.

В 1986 году полк направлен для выполнения интернационального долга в Афганистан. За три месяца Константин Павлюков совершил 70 боевых вылетов.

Вечером 21 января 1987 года во время взлета, его самолёт был сбит ракетой. Константин катапультировался, удачно приземлился. Но наступившие сумерки и радиопротиводействие душманов свело на нет поисковую операцию. Летчик на земле почти час вел бой с окружившей его бандой. Когда кончились боеприпасы, подорвал себя и подошедших врагов гранатой. Тело было возвращено жителями кишлака, на окраине которого шел бой, подошедшим утром десантникам.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1987 года старшему лейтенанту Павлюкову Константину Григорьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Похоронен в Барнауле на аллее Героев. Приказом министра обороны СССР от 21 января 1987 года навечно занесен в списки Барнаульского ВВВАУЛ (которое в настоящее время расформировано). Его имя носит родная школа и улица в Барнауле.

Подробности боя стали известны благодаря афганскому разведчику, внедренному в душманскую банду.

"...Когда ракета "Стингер" поразила шедший вторым штурмовик,- писал Ахмад в своем донесении,- мы бросились туда, где должен был приземлиться парашютист,- к окраине кишлака Абдибай. Еще издали увидели: летчику не повезло. У самой земли он зацепился парашютом за высокое дерево и повис на стропах. Думаю, что был ранен, так как по нему, пока он снижался, стреляли из разных мест кишлака. Пока летчика окружали, он успел освободиться от подвесной системы и опуститься на землю. Залег в углублении за высоким карагачом. Душманы нашей банды открыли было по нему огонь, но сразу последовали его ответные автоматные очереди. Фаттах остановил стрельбу и приказал взять советского офицера живым, напомнив, что в Пакистане за живого заплатят больше. Однако летчик, как видно, не был намерен сдаваться и без колебаний вступил в неравный бой.

Прошло минуты три. "Бросай оружие, шурави, выползай!" - приказал ему главарь банды через переводчика, подобравшегося с группой муджахетдинов на несколько метров к карагачу. В ответ летчик выставил кулак с гранатой и, хотя было далековато, с размаха метнул ее. Осколками было ранено несколько человек. Когда попытались перебежками подобраться к нему поближе, он вновь открыл огонь из автомата. Стрелял экономно, короткими очередями. Видимо, берег патроны. Скоро в небе появились самолеты и вертолеты. Увидев их, Фаттах забеспокоился. Сначала хотел отойти в кишлак, спрятаться, потом передумал, приказал скорее кончать с летчиком. По советскому офицеру били не только из винтовок и автоматов, но даже из гранатомета. Он был уже весь изранен, по-моему, у него не действовала одна рука, однако он продолжал отстреливаться.

Перестрелка длилась в общей сложности около 30-40 минут. Потом у советского летчика, как мы поняли, кончились патроны. По приказу Фаттаха к нему устремилась группа захвата. Раздался взрыв еще одной гранаты. Трое душманов остались лежать на земле, остальные быстро вернулись в укрытие за дувал. После этого, пожалуй, с десяток минут никто из банды не решался рисковать. А летчик лежал уже, кажется, без признаков жизни. Фаттах, выхватив кинжал, с несколькими телохранителями, наконец, сам двинулся вперед. Когда приблизились к нему вплотную, советский офицер повернулся лицом вверх, отпустил, как я понял, предохранительную скобу гранаты. Прогремел взрыв..."

Шагалеев Фарит Султанович - генерал-майор авиации, командующий авиацией Пограничных войск России в Республике Таджикистан.

В 1967 году окончил Аткарский авиационный центр ДОСААФ с присвоением воинского звания «младший лейтенант запаса», летал на вертолёте «Ми-1».

В сентябре 1970 года призван в Вооруженные Силы СССР и направлен в пограничные войска на остров Сахалин. В 1973 году экстерном закончил Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков. В дальнейшем проходил службу в пограничных войсках в Средней Азии.

С декабря 1979 года по апрель 1983 года Фарит Шагалеев находился в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где выполнял боевые задания по оказанию интернациональной помощи афганскому народу. В Афганистане его экипаж первым начал высаживать десанты на высоту свыше 3,5 тысяч метров, в том числе ночью. Десантировали маневренные группы, доставляли боеприпасы, вывозили раненных, выручали из самых безвыходных ситуаций. И все знали: если на помощь летит экипаж Шагалеева - все будет хорошо. Они несли удачу на борту вертолета и всегда оказывались на полметра впереди смерти.

При выполнении боевых вылетов отважный комэск-пограничник проявлял исключительную храбрость, лётное мастерство и высочайший профессионализм. Имел 160 часов боевого налёта на вертолётах «Ми-8» и «Ми-24». При этом он не потерял не только ни одного подчиненного, но и ни одной машины.

Указом Президиума Верховного Совета от 8 апреля 1982 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан подполковнику Шагалееву Фариту Султановичу присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал первым авиатором-пограничником, удостоенным этого высокого звания.

С 1983 года полковник Шагалеев Ф.С. служит начальником службы безопасности полётов в Главном управлении пограничных войск КГБ СССР в Москве.

С 1989 года по 1995 год Ф.С. Шагалеев - командующим авиацией Северо-Восточного пограничного округа.

В 1995 году генерал-майор авиации Шагалеев Ф.С. назначен на должность командующего авиацией Пограничных войск России в Республике Таджикистан. С 1997 года - в запасе. Живёт в городе-герое Москве. Работает помощником генерального директора ОАО «Камов», где курирует вопросы строительства лётно-испытательного комплекса имени Чкалова.

Награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом РФ «За личное мужество», медалями.

Среди тех, кто воевал в Афганистане, есть много героев, как признанных, так и безызвестных. Не хочется, чтобы герои афганской войны и их подвиги были забыты сегодняшним поколением. Геройские поступки и подвиги совершали десантники и мотострелки, связисты и саперы, танкисты и летчики. Солдаты и офицеры проявляли мужество, бесстрашие, патриотизм. Они вызывали огонь на себя, чтобы спасти товарищей, взрывали противника и погибали сами, используя последнюю гранату, заслоняли собой и спасали других солдат и командиров.

Рядовой Николай Афиногенов получил звание Героя Советского Союза в 1983 году, посмертно.

В сентябре 1983 года Николай Афиногенов входил в состав разведподразделения, которому поручили на сложном горном участке организовать безопасный проход автоколонны. Но группа разведчиков попала в засаду. Прикрывать отход членов группы взялся Николай Афиногенов. Он отстреливался до тех пор, пока не закончились боеприпасы. Душманы окружили Николая. Тогда он подпустил боевиков ближе и воспользовался последней оставшейся гранатой. Погиб сам, и погибли восемь боевиков. А товарищи Николая смогли отойти на более выгодные позиции и выполнили поставленную задачу.

Часто рядовые спасали командиров, закрывали их своим телом, чтобы обеспечить выполнение боевой задачи до конца. Но были случаи - "наоборот", когда командиры спасали своих солдат ценой собственной жизни.

Группа солдат во главе с замполитом Александром Демаковым вступили в бой с бандой душманов. Боевики по численности и оснащению превосходили группу советских солдат. Когда душманы начали окружать бойцов, лейтенант Демаков приказал группе оходить, а сам остался прикрыть их. Огнем из автомата Александр Демаков не давал бандитам выползти из окопов, выигрывая время для отхода группы. Последней гранатой лейтенант Демаков взорвал себя и подошедших близко к нему душманов.

Перевал Саланг высотой почти четыре тысячи метров для советских войск в Афганистане стал своеобразной "дорогой жизни".

Перевал Саланг связывал северную и центральную части страны между собой. Через перевал перевозили боеприпасы, топливо, через перевал Саланг проходили машины с убитыми и ранеными.

Для водителей дорога через перевал была очень опасной, моджахеды устраивали засады, нападали на водителей, вели постоянные обстрелы.

А для машин - бензовозов путь был особенно опасным, ведь любая пуля могла привести к взрыву.

Сергей Мальцин управлял армейским грузовиком при переходе через перевал Саланг. Выезжая из тоннеля, он увидел, как ему навстречу выехал автобус. В автобусе было несколько десятков человек, мирных афганцев, - взрослые и дети. В случае столкновения автобус рухнул бы в пропасть. Уходя от столкновения, Сергей вывернул руль, и его машина, на сбавляя скорости, врезалась в скалу. Столкновения удалось избежать: мирные жители остались живы-здоровы, а Сергей Мальцин погиб.

Афганцы прставили памятник советскому солдату на этом месте. До сих пор на месте трагедии в Афганистане стоит ухоженный памятник рядовому солдату Сергею Мальцину.

В Панджшерском ущелье в окрестностях Кабула велись кровопролитные бои. В этих местах проживали таджики - "шурави", они были враждебно настроены к солдатам Советской Армии. Федор Бондарчук выбрал это место для действия своего фильма "9 рота"... Игорь Ефремов был связистом в полковой роте связи. Буквально перед самым дембелем Игорь Ефремов, до этого ни разу не принимавший участие в боевой операции, попросился на передовую, чтобы "поехать домой героем". Пришлось выступить против "шурави", которые пытались прикрыть колонну боевиков с оружием. Игорь Ефремов успел проявить себя в том первом боевом задании, но не рассчитал свои силы, отстал и попал в засаду. Скрываясь от боевиков, он сорвался в пропасть. В БРТе, в котором он ездил, осталась фотография его жены и детей. Игорь Ефремов получил Орден Красной звезды посмертно.

В ходе афганской войны есть много трагических эпизодов. Один из них - захват в кольцо и гибель 1-ой роты советского спецназа.

Рота получила задание - проведение засадно-поисковых мероприятий в кишлаке, который находился в самом начале Мараварского ущелья, буквально в десяти километрах с Пакистаном. В итоге - душманов в кишлаке не было, они засели на глубине ущелья и втянули роту в засаду. Четыреста душманов не давали пробиться помощи к блокированным спецназовцам. А тем временем, боеприпасы у советских солдат закончились, и они начали забрасывать противника гранатами. Но отстреливаться вскоре стало нечем, вопрос о том, что предпочесть - смерть или плен и издевательства - не стоял. Семеро бойцов спецназовцев взорвали себя гранатой, собранной из мины, остальные - взрывали себя оставшимися гранатами. В плен не сдался никто, в этом бою погибли тридцать один солдат спецназа. Над теми, кто был тяжело ранен от разрыва гранаты, душманы перед смертью издевались: автоматными прикладами они дробили им кисти ног и рук, выкалывали и выжигали глаза.

Василий Васильевич Щербаков, майор, командир вертолетной эскадрильи в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

Белорус, родился в Витебской обоасти. С 1979 года совершал боевые вылеты на территории Афганистана, всего совершил более четырехсот вылетов. Прикрывал с воздуха колонны бойцов и машин, вывозил раненых бойцов с поля боя, доставлял боеприпасы и продовольствие. Однажды душманы устроили засаду, куда попали наши мотострелки. На помощь мотострелкам был послан вертолет под командованием капитана Копчикова. Но очередью из крупнокалиберного пулемёта двигатель вертолета был выведен из строя. Команде Копчикова пришлось идти на вынужденную посадку прямо на территорию рядом с кишлаком, где засели душманы. Щербаков, работавший в паре на другом вертолете в этой операции, принял решение о помощи товарищу незамедлительно. И когда к подбитому вертолету Копчикова уже бежали боевики, Щербаков, интенсивно снижаясь на своем вертолете, открыл огонь с вертолетного пулемета с воздуха. Одновременно открыли огонь и члены команды подбитого вертолета с земли. Душманы были оглушены, остановились и залегли. Все происходило быстро: Щербаков приземлился рядом с подбитой машиной, экипаж был спасен. Такую тактику по спасению боевых товарищей в дальнейшем использовали и другие лётные бригады, по примеру Василия Щербакова.

Афганистан всегда был кровоточащей точкой на карте. Сначала Англия в XIX веке претендовала на влияние над этой территорией, а потом Америка включила свои ресурсы, чтобы в XX веке противостоять СССР.

Первая операция пограничников

Для зачистки территории от мятежников в 1980 году советские войска провели крупномасштабную операцию «Горы-80». Около 200 километров – такова территория района, куда светские пограничники при поддержке афганских спецслужб ХАД (АГСА) и афганской милиции (царандоя) вошли стремительным марш-броском. Руководитель операции - начальник штаба Среднеазиатского пограничного округа полковник Валерий Харичев смог предусмотреть все. Победа была на стороне советских войск, которые смогли захватить главного мятежника Вахобу и установить хону контроля шириной 150 километров. Были установленные новые пограничные кордоны. В течение 1981-1986 годов пограничниками было проведено более успешных 800 операций. Посмертно звание Героя Советского союза получили майор Александр Богданов. В середине мая 1984 года он попал в окружение и в рукопашной схватке, получив три тяжелых ранения, был убит моджахедами.

Смерть Валерия Ухабова

Подполковник Валерий Ухабов получил приказ занять небольшой плацдарм в тылу большого оборонительного рубежа противника. Целую ночь небольшой отряд пограничников сдерживал превосходящие силы противника. Но к утру силы стали таять. Подкрепление не было. Разведчик, посланный с донесением, попал в руки к «духам». Он был убит. Его тело выставили на камни. Валерий Ухабов, понимая, что отступать некуда предпринял отчаянную попытку вырваться из окружения. Она удалась. Но в ходе прорыва подполковник Ухабов был смертельно ранен и скончался, когда его несли на брезентовой плащ-палатке спасенные им бойцы.

Перевал Саланг

Через перевал высотой 3878 метров проходила главная дорога жизни, по которой советские войска получали топливо, боеприпасы, перевозили раненых и убитых. О том, насколько опасно был этот маршрут, говорит один факт: за каждое прохождение перевала водителя награждали медалью «За боевые заслуги». Маджахеды постоянно устраивали здесь засады. Особенно опасно было служить водителем на бензовозе, когда от любой пули мгновенно взрывался весь автомобиль. В ноябре 1986 года здесь произошла страшная трагедия: 176 солдат задохнулись здесь от выхлопных газов.

В Саланге рядовой Мальцев спас афганских детей

Сергей Мальцев выехал из тоннеля, когда неожиданно навстречу его машине выехал большегрузный автомобиль. Он был набит мешками, а сверху сидело около 20 человек взрослых и детей. Сергей резко повернул руль – машина на полном ходу врезалась в скалу. Он погиб. Но мирные афганцы остались в живых. На месте трагедии местные жители поставили советскому солдату памятник, который уцелел до сих пор и за ним бережно ухаживают вот уже несколько поколений.

Александр Мироненко служил в парашютно-десантном полку, когда им был отдан приказ провести разведку местности и обеспечить прикрытие для вертолетов, перевозивших раненых. Когда они приземлились, то их группа из трех солдат во главе с Мироненко рванулись вниз. Вторая группа поддержки следовала за ними, но разрыв между бойцами с каждой минутой увеличивался. Неожиданно последовал приказ об отходе. Но было уже поздно. Мироненко попал в окружение и вместе с тремя своими товарищами отстреливался до последнего патрона. Когда их нашли десантники, то увидели страшную картину: солдаты были раздеты донага, они получили ранения в ноги, все их тела были исколоты ножами.

И смерти смотрели в лицо

Василию Васильевичу везло исключительно. Однажды в горах вертолет Ми-8 Щербакова попал под огонь душманов. В тесном ущелье быстрая маневренная машина превратилась в заложника узких скал. Назад не повернешь – слева и справа тесные серые стены одной страшной каменной могилы. Выход один – грести винтом вперед и ждать пули в «ягодник». А «духи» уже салютовали их всех видов оружия советским смертникам. Но они смоли вырваться. Долетевший чудом до своего аэродрома вертолет напоминал свекольную терку. Только в редукторном отсеке насчитали десять пробоин.

Однажды пролетая над горами экипаж Щербакова почувствовал сильный удар по хвостовой балке. Ведомый подлетел, но ничего не увидел. Только после посадки Щербаков обнаружил, что в одном из тросов управления хвостового винта осталось всего несколько «нитей». Стоило им оборваться – и поминай как звали.

Как-то осматривая тесное ущелье, Щербаков почувствовал чей-то пристальный взгляд. И – обмер. В нескольких метрах от вертолета, на узком уступе скалы стоял душман и спокойно целился Щербакову в голову. Это было настолько близко. Что Василий Васильевич физически ощутил, как холодное дуло автомата упирается ему в висок. Он ждал беспощадного, неотвратимого выстрела. А вертолет слишком медленно поднимался вверх. Почему этот странный горец в чалме так и не выстрелил, остается загадкой. Щербаков остался жив. Он получил звезду Героя Советского Союза за спасение экипажа своего товарища.

Щербаков спас своего товарища

В Афганистане вертолеты Ми-8 стали спасением для многих советских солдат, приходя им на помощь в самую последнюю минуту. Душманы в Афганистане невидали вертолетчиков люто. Они ножами резали подбитую машину капитана Копчикова в тот момент, когда экипаж подбитого вертолета отстреливался и уже приготовился к смерти. Но их спасли. Майор Василий Щербаков на своем вертолете Ми-8 совершили несколько прикрывающих атак на озверевших «духов». А потом приземлился и буквально вытащил на себе раненого капитана Копчикова. Таких случаев на войне было много, и за каждым из них стоит беспримерный героизм, который сегодня за давностью лет стали забывать.

Героев не забыли

К сожалению, во времена перестройки имена настоящих героев войны стали намеренно забывать. В печати появляются очернительные публикации о зверствах советских солдат. Но время расставило сегодня все по своим местам. Герои всегда остаются героями.