(Восточная) Римская империя, Византия
Byzantium (лат.) , Imperium Romanum, Romania (лат.) , Βασιλεία Ῥωμαίων, Ῥωμανία (греч.)

Раздел находится в разработке!

Византийская империя или Восточная Римская империя была продолжением Римской империи в эпоху Средневековья. Столицей был Константинополь, ныне известный как Стамбул. За тысячу лет империя превратилась в мощную силу, несмотря на военные неудачи и потери территории. Империя вступила в длительный спад после двенадцатого века, что привело к падению Константинополя от турков в 1453 году.

Византийская история с удобством может быть разделена на следующие периоды.

Первый простирается до начала VIII века, исходные же его моменты хронологически не поддаются определению, подобно тому, как не отыскана дата, разграничивающая конец древней и начало новой истории. В смысле объема и содержания исторического материала сюда должны входить факты, характеризующие и подготовляющие византинизм, хотя бы они хронологически относились к цветущей поре Римской империи. Такой же этнографический переворот, какой на Западе подготовил переход от древней истории к средней, постепенно совершается и на Востоке. Разница только та, что Запад вполне сделался добычей новых народов, будучи поглощен германской иммиграцией, Восток же обнаружил больше приспособляемости к новым историческим условиям и пережил критическую эпоху с меньшими для себя потерями. В борьбе с готами и гуннами империя поплатилась лишь временными потерями. Труднее было положение в VI и VII вв., когда с одной стороны теснили авары и славяне, с другой персы.

Победы Юстиниана (527-565) и Гераклия (610-641) задержали напор внешних врагов и определили на будущее время политические задачи империи. Самым важным делом царей этого периода было организовать отношения славян к империи. Эта задача достигалась системой размещения славянских племен по западным и восточным провинциям, предоставлением им свободных земель для сельскохозяйственной культуры и невмешательством во внутренний порядок славянской общины. Вследствие этого окраины империи приобрели оседлое земледельческое население, составившее преграду против неожиданных вторжений новых врагов; военные и экономические средства настолько увеличились, что надвигавшаяся опасность арабского завоевания не имела для империи гибельных последствий.

Второй период, от Льва III Исавра до Василия Македонянина (717-867), характеризуется такими чертами, в которых византинизм находит себе полное и всестороннее выражение. Через весь этот период проходит живая борьба идей, нашедшая себе внешнюю формулу выражения в системе иконоборчества. После двадцатилетней анархии, предшествовавшей вступлению Льва III на престол, следуют две династии восточного происхождения, стоявшие во главе империи во весь иконоборческий период: Исавры и Армяне. Та и другая держатся на престоле в постоянном страхе за прочность власти; антагонизм между эллинскими и неэллинскими элементами дает о себе знать в бунтах и появлении самозванцев. Но самая трудная проблема заключалась в разрешении вопроса, выдвинутого иудейством и магометанством. Православному царству нанесен был сильный удар философскими теориями и практическими из них выводами, подвергавшими сомнению основные догматы о божественном сыновстве Иисуса Христа и о Богородице. Византийская ученость пытается отразить этот удар методом и средствами, почерпнутыми из эллинской философии; правительство же пробует ряд практических мер, которыми предполагает ослабить значение нападок со стороны иудейства и магометанства, отняв у христианского богопочитания и богослужения символы и внешние формы. Гонение на св. иконы разделило империю на два враждебных лагеря, в организации которых играл важную роль и антагонизм национальностей. Победа над иконоборством, формально одержанная в 842 г., с одной стороны, знаменует преобладание славянских и эллинских элементов над восточными азиатскими, с другой - подготовляет для византинизма широкое поле деятельности в Европе. Внесение славянского обычного права в имперское законодательство и реформы в социальном и экономическом строе придают этому периоду глубокий интерес.

Третий период - от вступления на престол Василия Македонянина до Алексея I Комнина (867-1081). Существенные черты его истории заключаются в высоком подъеме византинизма и в распространении культурной миссии его на юго-восточную Европу. Трудами братьев Кирилла и Мефодия славянские народы введены в число культурных стран Европы; патриарх Фотий положил преграды честолюбивым притязаниям римских пап и теоретически обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима. В сфере научной этот период отличается необыкновенной плодовитостью и разнообразием литературных предприятий; в сборниках и обработках этого периода сохранился драгоценный исторический, литературный и археологический материал, заимствованный из утраченных теперь писателей. Во внешней истории самый выразительный и проходящий через весь период факт - войны с болгарами. Тогда в первый раз поставлен был вопрос о политической роли славянского элемента. Симеон Болгарский принятием царского титула и устройством независимого церковного управления претендовал перенести на славян главенство в империи. Театр военных действий переносился от Адрианополя и Филиппополя в Грецию и к Дарданеллам. Участие русского князя Святослава в этой войне сопровождалось гибельными последствиями для славянского движения. В 1018 г. Болгария замирена и вошла в состав империи. Со стороны Востока самым важным событием было завоевание острова Крита у арабов в 961 г.

Четвертый период - от вступления на престол Алексея I Комнина до 1261 года. Весь интерес периода главным образом сосредоточивается на борьбе европейского Запада с азиатским Востоком. Крестоносное движение неминуемо должно было затронуть Византийскую империю и поставить ее в необходимость озаботиться охранением собственных владений. Вожди крестоносных ополчений мало-помалу теряют из виду первоначальную цель движения - Св. Землю и ослабление могущества мусульман и приходят к мысли о завоевании Константинополя. Вся мудрость политики царей Комнинов (Алексея I и Мануила I) сосредоточилась на том, чтобы держать в равновесии враждебные империи элементы и не допустить преобладания одного из них над другим. Вследствие этого политические союзы заключаются попеременно то с христианами против магометан, то обратно; отсюда особенно поразившее крестоносцев первого похода явление - половецкие и печенежские орды на службе империи. В 1204 году крестоносцы четвертого похода овладели Константинополем и поделили между собой империю. Но горсть патриотов с Феодором Ласкарисом во главе удалилась в Никею, и там образовалось зерно политического движения против латинян и очаг свободы, к которому устремились помыслы всех эллинов. Михаил Палеолог в 1261 г. вытеснил латинян из Константинополя. В более или менее тесной связи с событиями крестовых походов стоят второстепенные факты этого периода. На Востоке появляются турки-сельджуки, которые пользуются крестовыми походами для распространения своей власти на счет Византийской империи. На западе - с одной стороны норманны, утвердившиеся в Южной Италии и Сицилии, вносят личные счеты с империей в крестоносное движение и угрожают морским владениям Византии, с другой - болгары производят полный переворот дел на Балканском полуострове. Восстание Петра и Асеня в конце ХII в. сопровождалось освобождением Болгарии и образованием второго Болгарского царства, которое имеет тенденцию объединить интересы всего славянства на Балканском полуострове. Интересы Болгарского царства и Никейской империи некоторое время совпадали ввиду общей опасности от латинян; но с перенесением столицы обратно в Константинополь вновь проявляется политический антагонизм, которым успешно воспользовались османские турки.

Пятый период обнимает время от 1261 до 1453 года. Факты внешней и внутренней истории этого последнего периода определяются исключительными условиями, в которых находилось царство Палеологов. По завоевании Константинополя Михаил Палеолог употребляет все усилия к тому, чтобы соединить под своей властью находившиеся под чуждым господством провинции империи. Для этого он вступает в весьма тяжкие и обременительные договоры с Генуей и Венецией, жертвуя в пользу этих торговых республик существенными интересами империи; в этих же соображениях он сделал весьма важные уступки Папе, дав согласие на унию с римской церковью (Лионский собор 1274). Та и другая жертва не только не принесли ожидаемых выгод, но напротив - сопровождались прямым ущербом для империи. С началом XIV в. в судьбах империи начинают играть главную роль османские турки. Завоеванием Бруссы, Никеи и Никомидии турки утвердили свое господство в Малой Азии и в 1354 г. занятием Галлиполи стали твердой ногой в Европе. Господство на Балканском полуострове делили между собой греки, сербы и болгары. Ревниво оберегая лишь собственные интересы, греки пользовались услугами османских турок против славян; в свою очередь, эти последние поддерживали турок против греков. Османское могущество вырастает на счет политической розни между государствами Балканского полуострова. Несмотря на грозящую со стороны турок опасность, Палеологи не были в состоянии отрешиться от близорукой политики и продолжали возлагать все надежды на союз с Западом и на иноземную помощь. В 1341 г., по смерти Андроника Младшего, внутренние усобицы из-за обладания престолом и церковный раскол, порожденный борьбой между национальной и западнической партиями, на долгие годы отвлекли внимание правительства от политических дел. Между тем турки наносят грекам и славянам одно поражение за другим: в 1361 г. взят ими Адрианополь, затем битвой на Марице и на Косовом поле (1389) сокрушена была Сербия и скоро за тем - Болгария (1393). Мало-помалу Византийская империя ограничена была небольшой полосой между Черным и Мраморным морями. Хотя оставались в связи с ней некоторые провинции, но в XIV и XV веках обнаруживается резкий антагонизм между Константинополем и провинциями, которые стремятся к политической особности. При царе Константине XI Палеологе (1449-1453), братья которого Димитрий и Фома имели независимые княжения в Пелопоннесе, Константинополь предоставлен был исключительно собственным силам и средствам в последней борьбе его с морскими и пешими силами Магомета II. 29 мая 1453 г. Византийская империя перестала существовать.

Восточная Римская империя

Династия Константина

Вне династий

Династия Феодосия

Династия Львов

(1) 474-475
475-476

Византийская империя

Династия Львов

(2) 476-491

Династия Юстиниана

Вне династий

Династия Никифора

Вне династий

Аморийская династия

Македонская династия

Династия Дука

Династия Комнинов

В статье мы предлагаем подробное описание одного из главных государственных атрибутов - герба РФ: что он символизирует и означает для нас и всей России, и в чем значение двуглавого орла.

Изображения на знаменах и печатях подчеркивают независимость и индивидуальность народа, демонстрируют его историческую самобытность. Именно эта национальная эмблема изображена на денежных купюрах, документах и нашивках правительственных органов. Основная функция этого знака состоит в духовном объединении всех людей, проживающих на территории России. Каждое событие прошлых лет имеет определенный уровень влияния на потомков. Создание атрибутики - не исключение.

История России: описание и значение символов государственного герба

Первые упоминания о единых образах страны, их утверждении датируются десятым веком.Именно тогда начали использовать изображение на оттиске государственной печати. В то далекое время использование такого отличительного знака уже было большим новаторством, так как в основном для этих целей использовались церковные обозначения. Геральдика на тот момент ограничивалась образом Креста Спасителя или Пресвятой Богородицы. Орел стал одним из первых «нехристианских» символов России и положил начало использованию анималистических образов в державных эмблемах.

Издавна эта гордая птица была национальным атрибутом могущественной Византийской империи. Ее появление на наших просторах произошло благодаря Иоанну III. Многие эксперты утверждают, что причиной того стало заключение брачного союза с принцессой Софией. Она была византийских кровей. Обмен культурным наследием разных народов обусловил заимствование исторически важного объекта в геральдике нашего государства.

Многие исследователи рассуждали на тему, что обозначает герб Российской Федерации и в чем значение его символики. Для полноценного анализа необходимо получить информацию о происхождении знака и дать оценку авторитетности национальной атрибутики. До появления двуглавого орла наиболее распространенным олицетворением могущества страны был лев, убивающий змею. Его изображение было связано с Владимирским княжеством. Примерно в то же время большую популярность обрел образ всадника. Немного позже его преобразили в Георгия Победоносца.

Стоит отметить тот факт, что орнитологические мотивы в геральдических знаках находят свое отражение во многих государствах Старого Света. Историки говорят о том, что Иоанну III просто понравилось это отображение державной власти. Вероятнее всего он увидел его на каком-то иноземном приказе или договоре. После исследования тенденций тех времен монарх мог учредить эту символику в собственной стране - таким образом и произошло утверждение нового и оригинального герба.

У алхимиков орел о двух головах олицетворял мистический философский камень и процесс его создания. Большинство лекарей и иностранных аптекарей работали при дворе российского императора. Скорее всего они и подсказали идею поместить гордую птицу на герб московскому государю. Это еще одна гипотеза, откуда и с чьей помощью позаимствован будущий образ державной власти.

Исторический путь установления основных атрибутов

Первое использование печати с оттиском орла произошло при скреплении документов на землевладение. После этого этот знак применяли при украшении интерьера стен Кремля. Именно в этот период и начинается распространение анималистической фигуры. Этот символ был использован многими российскими правителями.
Во времена Бориса Годунова эмблема Российской Федерации получает в свой состав три короны. Под влиянием европейских нравов и традиций происходят изменения и в эмблеме. В результате мы можем наблюдать более агрессивное изображение самой птицы. Клюв раскрыт и из него высунут язык, что показывает ее готовность к нападению в любой момент. Изменились со временем и головные царские уборы. В самом начале на изображении была не одна геральдическая корона, а две. Вместо третьей иллюстрировали разные вариации креста.

После окончания Смуты, с правлением династии Романовых, орел на гербе расправил крылья. Стоит отметить, что все Лжедмитрии использовали печать имеющую оттиск герба.

В 17 веке изображение национального атрибута России дополняют не только скипетром, но и державой. Эти элементы царской власти царь птиц надежно удерживает в своих крепких лапах. Оба компонента стали отчетливым знаком самодержавного могущества. С тех далеких времен к нам дошли первые описания значения символов эмблемы. До сих пор все документы хранятся в архивах и тщательно изучаются научными работниками.

Серьезные изменения в гербе РФ происходят в момент правления великого императора - Павла I. В это время началась эпоха грандиозных войн с французами. Уже 1799 году британские войска захватили Мальту. А именно ее покровителем выступал наш правитель.

Непредусмотрительный поступок англичан привел монарха в состояние большой ярости. Внешнеполитический конфликт подтолкнул его к союзу с самим Наполеоном и привел к подписанию соглашения с французским императором, позже послужившего одной из причин гибели Павла. После этого в составе государственного знака появился образ креста - свидетельство претензий на территории Мальты.

При жизни Павла I был подготовлен величайший проект на изготовление Большого герба будущей Российской Федерации - в нем была информация и о том, что он символизирует, что означает каждая деталь. Его выполнили в полном соответствии геральдическим нормам и стандартам, характерным для тех времен. Вокруг изделия с точным изображением орла в центре были собраны все 43 символа, входящие в общий состав земель. Целостный щит со всеми эмблемами держали два главных архангела. Но грандиозной задумке не суждено было воплотиться в реальность. Императора убили заговорщики и план так и остался только на бумаге.

После описанных событий знак державы прошел долгий путь внешних изменений. Изображение двуглавой птицы появляется с начала 1497 года в качестве обновленной версии.

Значение символа на гербе России: что обозначает двуглавый орел

Теория, сравнивающая Москву с могущественным Римом, появилась на свет уже после кончины правителя Иоанна III. Есть много известных версий о происхождении образа величия страны, увековеченного на элементах атрибутики. Выбор данного образа мог стать причиной спора о праве владения изображением с сильнейшей империей Габсбургов. Ученые установили, что до появления данного знака на нашей территории он уже фигурировал на государственных печатях Фридриха III. Германская Священная империя также считала себя полноправной преемницей могущественного Рима.

У этих теорий есть много слабых мест.

  • Историки не могут объяснить, почему орел, как «приданое» от византийской принцессы, начал свое существование спустя 20 долгих лет после брачного союза.
  • У «габсбургского» происхождения птицы тоже нет логического объяснения. А именно - почему Москва позаимствовала символ у империи, с которой не было никаких дружеских отношений.

Если рассмотреть последнюю версию внимательнее, она окажется наиболее правдоподобной. Территориально близкий сосед РФ - Золотая Орда, которая некоторое время выпускала монеты с образом орла. Существует большая вероятность того, что Иоанн III видел эти деньги. После распада Улуса Джучи царь позаимствовал понравившиеся обозначения для нашей страны.

Ученые рассмотрели все теории геральдического происхождения и выяснили, что исторически означает государственная символика герба России и в чем основное значение изображенного на нем двуглавого орла.

Официально вид эмблемы был утвержден только в 1993 году. Соответствующий указ подписал первый правитель современной России - Борис Ельцин. Позже, в 2005 году, изображение было закреплено главным конституционном законом и стало главной эмблемой державы. Страна вошла в новую эпоху с исторически установленными традиционными знаками.

Краткое описание национального атрибута

Внешне он представлен в виде взаимосвязанной системы цветовых сочетаний и традиционных образов. При этом они неразрывно соединены с народной ментальностью. Это четырёхугольный геральдический щит, имеющий округлые края и слегка заостренный центр. Герб выполняется строго в красном цвете, на фоне которого изображен орел с двумя расправленными крыльями. Каждая из двух голов увенчана геральдической короной. Между ними также расположен царский убор, но уже большего размера. Все они соединены воедино при помощи золотой ленты. Правая когтистая лапа удерживает скипетр, а левая - державу.

На груди у этой гордой птицы размещено еще одно полотно. Оно также выполнено в красном цвете и внешне повторяет силуэт основного, но отличается меньшими размерами. На нем изображают одетого в синий плащ всадника, который поражает серебряным копьем страшного черного змея. Мы все знаем легенду о том, как Георгий Победоносец убил дракона. Существует много икон на эту тему.

Как образовались символы на гербе (орел, короны) и что они означают для России

Геральдика, наука о происхождении знаков, помогает расшифровать эмблемы и дополнить уже имеющуюся информацию новыми фактами. Учеными установлено значение каждого из элементов государственного атрибута.

  • Двуглавый орел. Он смотрит в две противоположные стороны. Можно предположить, что таким образом птица охватывает взглядом всю Азию и Европу, что демонстрирует единство этих могущественных начал. Его расположение указывает на объединение многонациональных российских земель.
  • Короны. Три монарших убора обозначают суверенитет РФ, соединение ранее завоеванных царств или же Пресвятую Троицу.
  • Предметы на гербе. Держава олицетворяет государственную власть и могущество. Стоит отметить, что скипетр имеет идентичного двуглавого орла с таким же символом в сильной лапе.
  • Георгий Победоносец. Значение этого образа - победа сил добра над злом. Воин стал олицетворением защитника Отечества.
  • Тройной ряд из перьев. В современном трактате - это отсылка к единству таких понятий, как доброта, истина и красота.
  • Щит. Еще один атрибут, говорящий о защите земли от врага.

Изначально герб имел в своем составе изображение единорога, но позже оно было заменено серебряным всадником. Воин на коне воспринимался как образ самого государя. При правлении Ивана Грозного была утверждена власть Москвы, а конника убрали с герба. Стоит отметить, что святого Георгия считают покровителем столицы. Сейчас можно утверждать, что образ на гербе несет в себе информацию и об основной вере для народа России - о православии. Автор современного знака, украшающего знамены, печати, монеты - Евгений Ильич Ухналев. Сам художник родом из Санкт-Петербурга.

При создании нового образа национальной эмблемы он оставил основные элементы. Целостный вариант включает детали из разных эпох и подчеркивает многолетнюю и неразрывную связь событий российской истории. Внешний вид современного герба строго регламентирован законодательством.

Символизм цвета герба России: что значит красный фон

Окрас - самый яркий и в то же время простой способ подчеркнуть величие общего образа государственности. Только в 2000 году решили вернуть двуглавому орлу золотое оперение, подчеркивающее могущество и богатство великой страны. В благородном тоне заложен и другой смысл - он свидетельствует о справедливости и милосердии православной церкви.

Серебряный всадник указывает на благородство и чистоту происхождения, изображает особое стремление к правым делам, показывает борьбу за истину, желание достичь ее любой ценой.

Красное поле говорит о пролитой крови. Народ, населяющий российские территории, не жалел ее при защите родной земли. Красный - еще и мужество, любовь к Родине, знак многонациональности государства, где мирно проживают разные братские народы.

Но изображенный дракон или, как его еще называют, змей выполнен в черном цвете. Большинство геральдических специалистов склоняются к единой версии. Этот образ обозначает постоянные испытания в судьбе державы, вечную память и скорбь о невинных погибших.

Конституционная регламентация использования национальных атрибутов

На законодательном уровне определен список возможных сфер применения герба России. Его размещают на всех сооружениях Высшей государственной власти.

  • Главная Резиденция Президента.
  • Совет РФ.
  • Государственная Дума.
  • Конституционный суд.
  • Силовые структуры и организации.

В дни важных праздников для всей страны принято украшать дома, здания флагами с гордой птицей.

Образы главных атрибутов нашей державы создавались в разные эпохи и разными людьми, начиная с первых древних упоминаний в летописях Х веков. Двуглавый орел, изображенный на гербе России, и то, что он символизирует, - знак с длительной историей создания. Историки до сих пор не могут определить окончательную теорию возникновения образа: был ли он заимствован у европейцев или азиатов, были ли его создателями славяне, кто принес державный атрибут в его изначальном виде на русскую землю.

Со временем развитие геральдики вносит свои коррективы в живописный образ державного обозначения страны. Но в целом эмблема отражает вечное единство и сплоченность всех народов и национальностей, мирно живущих на территории государства.

(Восточная) Римская империя, Византия
Byzantium (лат.) , Imperium Romanum, Romania (лат.) , Βασιλεία Ῥωμαίων, Ῥωμανία (греч.)

Раздел находится в разработке!

Византийская империя или Восточная Римская империя была продолжением Римской империи в эпоху Средневековья. Столицей был Константинополь, ныне известный как Стамбул. За тысячу лет империя превратилась в мощную силу, несмотря на военные неудачи и потери территории. Империя вступила в длительный спад после двенадцатого века, что привело к падению Константинополя от турков в 1453 году.

Византийская история с удобством может быть разделена на следующие периоды.

Первый простирается до начала VIII века, исходные же его моменты хронологически не поддаются определению, подобно тому, как не отыскана дата, разграничивающая конец древней и начало новой истории. В смысле объема и содержания исторического материала сюда должны входить факты, характеризующие и подготовляющие византинизм, хотя бы они хронологически относились к цветущей поре Римской империи. Такой же этнографический переворот, какой на Западе подготовил переход от древней истории к средней, постепенно совершается и на Востоке. Разница только та, что Запад вполне сделался добычей новых народов, будучи поглощен германской иммиграцией, Восток же обнаружил больше приспособляемости к новым историческим условиям и пережил критическую эпоху с меньшими для себя потерями. В борьбе с готами и гуннами империя поплатилась лишь временными потерями. Труднее было положение в VI и VII вв., когда с одной стороны теснили авары и славяне, с другой персы.

Победы Юстиниана (527-565) и Гераклия (610-641) задержали напор внешних врагов и определили на будущее время политические задачи империи. Самым важным делом царей этого периода было организовать отношения славян к империи. Эта задача достигалась системой размещения славянских племен по западным и восточным провинциям, предоставлением им свободных земель для сельскохозяйственной культуры и невмешательством во внутренний порядок славянской общины. Вследствие этого окраины империи приобрели оседлое земледельческое население, составившее преграду против неожиданных вторжений новых врагов; военные и экономические средства настолько увеличились, что надвигавшаяся опасность арабского завоевания не имела для империи гибельных последствий.

Второй период, от Льва III Исавра до Василия Македонянина (717-867), характеризуется такими чертами, в которых византинизм находит себе полное и всестороннее выражение. Через весь этот период проходит живая борьба идей, нашедшая себе внешнюю формулу выражения в системе иконоборчества. После двадцатилетней анархии, предшествовавшей вступлению Льва III на престол, следуют две династии восточного происхождения, стоявшие во главе империи во весь иконоборческий период: Исавры и Армяне. Та и другая держатся на престоле в постоянном страхе за прочность власти; антагонизм между эллинскими и неэллинскими элементами дает о себе знать в бунтах и появлении самозванцев. Но самая трудная проблема заключалась в разрешении вопроса, выдвинутого иудейством и магометанством. Православному царству нанесен был сильный удар философскими теориями и практическими из них выводами, подвергавшими сомнению основные догматы о божественном сыновстве Иисуса Христа и о Богородице. Византийская ученость пытается отразить этот удар методом и средствами, почерпнутыми из эллинской философии; правительство же пробует ряд практических мер, которыми предполагает ослабить значение нападок со стороны иудейства и магометанства, отняв у христианского богопочитания и богослужения символы и внешние формы. Гонение на св. иконы разделило империю на два враждебных лагеря, в организации которых играл важную роль и антагонизм национальностей. Победа над иконоборством, формально одержанная в 842 г., с одной стороны, знаменует преобладание славянских и эллинских элементов над восточными азиатскими, с другой - подготовляет для византинизма широкое поле деятельности в Европе. Внесение славянского обычного права в имперское законодательство и реформы в социальном и экономическом строе придают этому периоду глубокий интерес.

Третий период - от вступления на престол Василия Македонянина до Алексея I Комнина (867-1081). Существенные черты его истории заключаются в высоком подъеме византинизма и в распространении культурной миссии его на юго-восточную Европу. Трудами братьев Кирилла и Мефодия славянские народы введены в число культурных стран Европы; патриарх Фотий положил преграды честолюбивым притязаниям римских пап и теоретически обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима. В сфере научной этот период отличается необыкновенной плодовитостью и разнообразием литературных предприятий; в сборниках и обработках этого периода сохранился драгоценный исторический, литературный и археологический материал, заимствованный из утраченных теперь писателей. Во внешней истории самый выразительный и проходящий через весь период факт - войны с болгарами. Тогда в первый раз поставлен был вопрос о политической роли славянского элемента. Симеон Болгарский принятием царского титула и устройством независимого церковного управления претендовал перенести на славян главенство в империи. Театр военных действий переносился от Адрианополя и Филиппополя в Грецию и к Дарданеллам. Участие русского князя Святослава в этой войне сопровождалось гибельными последствиями для славянского движения. В 1018 г. Болгария замирена и вошла в состав империи. Со стороны Востока самым важным событием было завоевание острова Крита у арабов в 961 г.

Четвертый период - от вступления на престол Алексея I Комнина до 1261 года. Весь интерес периода главным образом сосредоточивается на борьбе европейского Запада с азиатским Востоком. Крестоносное движение неминуемо должно было затронуть Византийскую империю и поставить ее в необходимость озаботиться охранением собственных владений. Вожди крестоносных ополчений мало-помалу теряют из виду первоначальную цель движения - Св. Землю и ослабление могущества мусульман и приходят к мысли о завоевании Константинополя. Вся мудрость политики царей Комнинов (Алексея I и Мануила I) сосредоточилась на том, чтобы держать в равновесии враждебные империи элементы и не допустить преобладания одного из них над другим. Вследствие этого политические союзы заключаются попеременно то с христианами против магометан, то обратно; отсюда особенно поразившее крестоносцев первого похода явление - половецкие и печенежские орды на службе империи. В 1204 году крестоносцы четвертого похода овладели Константинополем и поделили между собой империю. Но горсть патриотов с Феодором Ласкарисом во главе удалилась в Никею, и там образовалось зерно политического движения против латинян и очаг свободы, к которому устремились помыслы всех эллинов. Михаил Палеолог в 1261 г. вытеснил латинян из Константинополя. В более или менее тесной связи с событиями крестовых походов стоят второстепенные факты этого периода. На Востоке появляются турки-сельджуки, которые пользуются крестовыми походами для распространения своей власти на счет Византийской империи. На западе - с одной стороны норманны, утвердившиеся в Южной Италии и Сицилии, вносят личные счеты с империей в крестоносное движение и угрожают морским владениям Византии, с другой - болгары производят полный переворот дел на Балканском полуострове. Восстание Петра и Асеня в конце ХII в. сопровождалось освобождением Болгарии и образованием второго Болгарского царства, которое имеет тенденцию объединить интересы всего славянства на Балканском полуострове. Интересы Болгарского царства и Никейской империи некоторое время совпадали ввиду общей опасности от латинян; но с перенесением столицы обратно в Константинополь вновь проявляется политический антагонизм, которым успешно воспользовались османские турки.

Пятый период обнимает время от 1261 до 1453 года. Факты внешней и внутренней истории этого последнего периода определяются исключительными условиями, в которых находилось царство Палеологов. По завоевании Константинополя Михаил Палеолог употребляет все усилия к тому, чтобы соединить под своей властью находившиеся под чуждым господством провинции империи. Для этого он вступает в весьма тяжкие и обременительные договоры с Генуей и Венецией, жертвуя в пользу этих торговых республик существенными интересами империи; в этих же соображениях он сделал весьма важные уступки Папе, дав согласие на унию с римской церковью (Лионский собор 1274). Та и другая жертва не только не принесли ожидаемых выгод, но напротив - сопровождались прямым ущербом для империи. С началом XIV в. в судьбах империи начинают играть главную роль османские турки. Завоеванием Бруссы, Никеи и Никомидии турки утвердили свое господство в Малой Азии и в 1354 г. занятием Галлиполи стали твердой ногой в Европе. Господство на Балканском полуострове делили между собой греки, сербы и болгары. Ревниво оберегая лишь собственные интересы, греки пользовались услугами османских турок против славян; в свою очередь, эти последние поддерживали турок против греков. Османское могущество вырастает на счет политической розни между государствами Балканского полуострова. Несмотря на грозящую со стороны турок опасность, Палеологи не были в состоянии отрешиться от близорукой политики и продолжали возлагать все надежды на союз с Западом и на иноземную помощь. В 1341 г., по смерти Андроника Младшего, внутренние усобицы из-за обладания престолом и церковный раскол, порожденный борьбой между национальной и западнической партиями, на долгие годы отвлекли внимание правительства от политических дел. Между тем турки наносят грекам и славянам одно поражение за другим: в 1361 г. взят ими Адрианополь, затем битвой на Марице и на Косовом поле (1389) сокрушена была Сербия и скоро за тем - Болгария (1393). Мало-помалу Византийская империя ограничена была небольшой полосой между Черным и Мраморным морями. Хотя оставались в связи с ней некоторые провинции, но в XIV и XV веках обнаруживается резкий антагонизм между Константинополем и провинциями, которые стремятся к политической особности. При царе Константине XI Палеологе (1449-1453), братья которого Димитрий и Фома имели независимые княжения в Пелопоннесе, Константинополь предоставлен был исключительно собственным силам и средствам в последней борьбе его с морскими и пешими силами Магомета II. 29 мая 1453 г. Византийская империя перестала существовать.

Восточная Римская империя

Династия Константина

Вне династий

Династия Феодосия

Династия Львов

(1) 474-475
475-476

Византийская империя

Династия Львов

(2) 476-491

Династия Юстиниана

Вне династий

Династия Никифора

Вне династий

Аморийская династия

Македонская династия

Династия Дука

Династия Комнинов

А теперь посмотрим в исторической ретроспективе на некоторые важные события в жизни двух стран - Византии и России, - имеющие отношение к двуглавому орлу. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство. Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом. Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь. "Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка..."* Однако после 988 отношения Руси и Византии вновь охладели. И нет никаких документов, подтверждающих отношения двух государств вплоть до 1694 г. И вот через пять веков последняя царевна уже погибшей Византии тоже выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи - двуглавого орла. Погибшая некогда великая империя словно бы передавала эстафету стране тоже православной со складывающейся великорусской нацией. Следует заметить, что заимствованный от византийской модели, двуглавый орел, вероятно, не стал бы основной эмблемой Московского герба, если бы Иоанн III не знал, что та же эмблема определяет госу-дарственный ранг императора на Западе. Применение уже известной эмблемы было вызвано прежде всего особенностями развития русского общества конца XV--XVI века, связанными с выдвижением Российского государства на междуна-родную политическую арену. Начало активных международных связей Москвы приходится на эпоху Иоанна III, «мстителя неправдам», как называли его русские дипломаты времен Иоанна IV Грозного. Иоанн III стал носить титул великого кня-зя всея Руси, что подтверждало претензии русского государя на высокое царское достоинство. Ведь в то время и титул соседнего великого князя Литовского вклю-чал в себя названия русских земель. Поэтому и принятие герба, и новый титул, и наименование государства «всей Русью», «Русией» были звеньями одной цепи. На Западе Российское государство, только что сбросившее золотоордынское иго, сразу же выступило в качестве равноправного политического и дипломатического партнера. Груз мертвых традиций недавнего прошлого не отягощал отношений, рожденных новой ситуацией. Новое положение государства в годы правления Иоанна III и его ближайших преемников потребовало, естественно, и новых форм государственной обрядности.

Т. о. брак Ивана III и Византийской принцессы имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и "домашнего" титула "великий князь Иван Васильевич" Иван III принимает пышный титул: "Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных". В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, "самодержец" представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными.

Великий Князь Московский Иван III женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях с иностранными государствами. С этой же целью он принимает родовой герб Византийских царей - Двуглавого Орла.

* Г. Вилинбахов "Родословная российского герба" // «Родина», 1993 № 1

Он олицетворял собой Римско-Византийскую империю, охватывающею Восток и Запад. Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб - Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы, одновременно на груди орла появляется щит с изображением иконы Св. Георгия Победоносца. В 1480 Царь Московский становится Самодержцем, т.е. независимым и самостоятельным. Это обстоятельство находит свое отражение в видоизменении Орла, в лапах его появляется меч и православный крест. В 1497 году он впервые появляется как государственный герб на двусторонней восковой государственной печати России: на ее лицевой стороне изображен герб Московского княжества - всадник, поражающий дракона (в 1730 году официально получил название Святого Георгия), а на оборотной - двуглавый орел.

Рухнувшая Византийская империя делает Русского Орла приемником Византийского Орел с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал в том числе и единство страны, и как нельзя более подходил это для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России - не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории, наших древних корней. Он - символ исторической преемственности культурных традиций - от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры к молодой растущей России. Двуглавый орел - символ объединения и единства земель российских.

Использова-ние двуглавого орла на Руси как государственной эмблемы позволило говорить о преемственности византийской и русской традиций. В.Н. Татищев, которого на-зывают «последним летописцем и первым историком» России, писал, что «Иоанн Великий по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орел пластаный, с опущенными крылами и двемя коронами над головами, который и сын его употреблял». Однако не все ученые историки согласны с мнением о том, что двуглавый орел перелетел на Русь из Византии. Уже в XIX веке академик Н.П. Лихачев сомневался в правильности этой версии: «Если будет доказано положение, что Византия (так же как и Римская империя) не знала государственной печати и на печатях императоров не помещала геральдического двуглавого орла, станет очевидно, что Московское правительство не могло заимствовать непосредственно из Византии того, чего та не имела».*

Публицист XVII века Ю. Крижанич считал российского двуглавого орла за-имствованным из Европы, а не из Византии. В доказательство своей мысли он приводит любопытный исторический факт: посольский обычай. Знаковым выраже-нием Польши в то время было использование государственных эмблем, равно-правных с западноевропейскими. Интересно отметить схожесть символической модели печати императора Фридриха III 1442 года, на которой на лицевой стороне было помешено изображение императора с регалиями, а на оборотной -- двуглавого орла, и печати великого князя Иоанна III 1497 года, с ездцом (всадником) на лице-вой стороне и двуглавым орлом на оборотной. Орел, в свою очередь был заимствован у Германии, где он изображался на государственной печати. Печать являлась символом государственной власти и на одном документе могла соседствовать лишь с печатью другого государя. В 1532 году русские не разрешили литовским послам привесить к грамоте свои пе-чати, потому что «против великого князя печати их печатей быти непригоже».

Это правило было призвано охранять «честь» русского государя. Для человека средне-вековья понятие «чести» носило специфический характер.

__________________________________________________________________

*Г. Вилинбахов "Родословная российского герба" // «Родина», 1993 № 1

Выполнение норм, призванных обеспечить такое соответствие, не было простой данью традиции, а гарантировало поддержание царского престижа как за рубежом, так и в самой России. Этим и обоснованно появление на русских печатях двуглавого орла. «Царь Иван поступил нехорошо и неправильно... -- писал Ю. Крижанич в запале политических страстей, -- ...А знаковиной своей сделал орла двуглавого -- римский или, скорее, немецкий герб».*

В настоящее время имеется несколько версий происхождения двуглавого орла на печати Иоанна III. Современный исследователь Н.А. Соболева группирует их следующим образом: 1. Возникновение русской государственной печати вследствие женитьбы Иоанна III на Софье Палеолог, таким образом, заимствование ее печати из Византии вместе с гербом -- двуглавым орлом; 2. Результат знакомства Иоанна III с элементами оформления императорской власти в странах Западной Европы, в частности, благодаря его контактам с домом Габсбургов; 3. Повторение опыта южно-славянских государств, где наблюдалась византийская традиция оформления государственной власти.

Однако большинство историков склонно предполагать, что двуглавый орел все-таки «перелетел» в Россию именно из Византии. Это послужило одним из внешних выражений политической теории преемственности царской власти московскими князьями из Рима и Византии, подтверждением идеи Москвы -- третьего Рима, которая в будущем найдет свое воплощение в теории монаха Филофеяа. Неоспорим и тот факт, что двуглавый орел рассматривался как знаковый эквивалент верховной власти, подтверждавший ее могущество.

Почти за пятисотлетнюю жизнь в России изображение орла на русском гербе неоднократно изменялось. В самом начале развития российского герба

_____________________________________________________________

* Лукомский В. К. "Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)" //"Архивное дело" 1939 № 1(49).

мы видим его переплетение с историей Руси. Любопытно то, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на неокрепшего орленка, нежели на орла. Этот факт довольно легко объяснить. Если посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное.

Он был утвержден в 1993 году указом первого президента страны Бориса Ельцина. Однако символы, которые изображены на гербе России, имеют гораздо более долгую историю, уходящую корнями в период становления Московского княжества. На гербе РФ изображен двуглавый орел, расправляющий крылья. Что символизирует он на гербе России?

Любой государственный герб – это не только изображение на денежных знаках, документах и шевронах полиции. В первую очередь герб является общенациональным символом, предназначенным объединять людей, живущих на данной территории.

Что же означает государственный герб Российской федерации? Когда он появился? Был ли герб средневековой Руси похож на современный? Почему у российского орла две головы?

История герба России богата и интересна, однако прежде чем рассказать о ней, следует дать описание этого национального символа.

Описание герба РФ

Герб Российской федерации – это геральдический щит красного цвета с изображением золотого двуглавого орла, расправившего крылья.

Каждая голова орла увенчана короной, кроме того, над ними расположена еще одна корона, большего размера. Три короны соединены золотой лентой. В правой лапе двуглавый орёл держит скипетр, а в левой – державу. На груди двуглавого орла находится еще один щит красного цвета с изображением всадника, поражающего серебряным копьем дракона.

Как это и положено по геральдическим законам, каждый из элементов российского герба имеет собственное значение. Двуглавый орел – это символ Византийской империи, его изображение на российском гербе подчеркивает преемственность между двумя странами, их культурами и религиозными верованиями. Следует отметить, что двуглавый орел используется в государственных гербах Сербии и Албании – в странах, государственные традиции которых также испытали сильное влияние Византии.

Три короны в гербе означают суверенитет Российского государства. Первоначально короны означали три царства, завоеванные московскими князьями: Сибирское, Казанское и Астраханское. Скипетр и держава в лапах орла – это символы верховной государственной власти (князя, царя, императора).

Всадник, поражающий дракона (змия), – это не что иное, как образ Георгия Победоносца, символ светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет воина-защитника Родины и пользовался большой популярностью в России на протяжении всей ее истории. Недаром Георгий Победоносец считается покровителем Москвы и изображен на ее гербе.

Изображение всадника является традиционным для Российского государства. Этот символ (так называемый ездец) был в употреблении еще в Киевской Руси, он присутствовал на княжеских печатях и монетах.

Изначально всадник считался изображением государя, но во время царствования Ивана Грозного царь на гербе был заменен святым Георгием.

История герба России

Центральным элементом российского герба является двуглавый орел, впервые этот символ появился во время царствования Ивана III, в конце XV века (1497 год). Двуглавый орел был изображен на одной из царских печатей.

До этого на печатях чаще всего изображали льва, который терзает змею. Лев считался символом Владимирского княжества и перешел от князя Василия II к его сыну Ивану III. Примерно в это же время распространенным государственным символом становится всадник (позже он превратится в Георгия Победоносца). Впервые двуглавый орел в качестве символа княжеской власти был использован на печати, которой скрепили грамоту на владение земельными участками. Также в царствование Ивана III орел появляется на стенах Грановитой палаты Кремля.

Почему именно в этот период московские цари начинают пользоваться двуглавым орлом, до сих пор вызывает споры среди историков. Канонической является версия о том, что Иван III взял себе этот символ, потому что женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. По сути, впервые эту теорию выдвинул еще Карамзин. Однако она вызывает серьезные сомнения.

София родилась в Морее – окраине Византийской империи и никогда не была близка к Константинополю, орел впервые появился в Московском княжестве через несколько десятков лет после брака Ивана и Софии, да и сам князь никогда не заявлял ни о каких претензиях на трон Византии.

Теория о Москве, как о «третьем Риме» родилась гораздо позже, уже после смерти Ивана III. Существует еще одна версия происхождения двуглавого орла: избрав такой символ, московские князья хотели оспаривать права на него у сильнейшей империи того времени – Габсбургской.

Есть мнение, что московские князья заимствовали орла у южнославянских народов, которые довольно активно использовали этот образ. Однако следов такого заимствования обнаружить так и не удалось. Да и облик российской «птицы» сильно отличается от ее южнославянских аналогов.

В общем, почему на российском гербе появился двуглавый орел, историки точно не знают до сих пор. Следует отметить, что примерно в это же время одноглавый орел изображался на монетах Новгородского княжества.

Официальным государственным гербом двуглавый орел становится при внуке Ивана III – Иване Грозном. Вначале орел дополняется единорогом, однако вскоре его меняет всадник, поражающий дракона – символ, который обычно ассоциируется с Москвой. Первоначально всадник воспринимался как государь («князь великий на коне»), но уже в период правления Ивана Грозного его начинают называть Георгием Победоносцем. Окончательно эта трактовка будет закреплена много позже, в царствование Петра Первого.

Уже во время царствования Бориса Годунова герб России впервые получает три короны, расположенные над головами орла. Они означали завоеванные Сибирское, Казанское и Астраханское царство.

Примерно с середины XVI столетия российского двуглавого орла часто рисуют в положении «вооруженный»: при этом клюв птицы раскрыт, язык высунут. Такой двуглавый орел кажется агрессивным, готовым к нападению. Подобное изменение является результатом влияния европейских геральдических традиций.

В конце XVI - начале XVII века в верхней части герба, между голов орла часто появляется так называемый голгофский крест. Такое нововведения совпадает с моментом обретения Россией церковной независимости. Еще одним вариантом герба того периода является изображение орла с двумя коронами и восьмиконечным христианским крестом между его голов.

Кстати, все три Лжедмитрия во время Смуты активно использовали печати с изображением российского герба.

Окончание Смуты и воцарение новой династии Романовых привели и к некоторым изменениям государственного герба. Согласно тогдашней геральдической традиции, орел начал изображаться с расправленными крыльями.

В середине XVII века, во время царствования Алексея Михайловича, государственный Герб России впервые получает державу и скипетр, орел держит их в своих лапах. Это традиционные символы самодержавной власти. В это же время появились первые официальные описания герба, они сохранились до нашего времени.

В период правления Петра I короны над головами орла приобретают всем известный «имперский» вид, кроме того, герб России меняет свое цветовое оформление. Тело орла стало черным, а его глаза, клюв, язык и лапы – золотыми. Дракон также стал изображаться в черном цвете, а Георгий Победоносец – в серебряном. Подобное оформление стало традиционным для всего периода правления династии Романовых.

Сравнительно серьезным изменениям герб России подвергся во время правления императора Павла I. Это было начало эпохи наполеоновских войн, в 1799 году Британия захватила Мальту, покровителем которой являлся российский император. Подобный поступок англичан привел российского императора в бешенство и подтолкнул к союзу с Наполеоном (что в последствии стоило ему жизни). Именно по этой причине герб России получил еще один элемент – Мальтийский крест. Его значение заключалось в том, что Российское государство претендует на эту территорию.

Во время царствования Павла I был подготовлен проект Большого герба России. Он был выполнен полностью в соответствии с геральдическими традициями своего времени. Вокруг государственного герба с двуглавым орлом были собраны гербы всех 43 земель, входивших в состав России. Щит с гербами держали два архангела: Михаил и Гавриил.

Однако вскоре Павел I был убит заговорщиками и большой герб России так и остался в проектах.

Николай I принял два основных варианта государственного герба: полный и упрощенный. До этого герб России могли изображать в разных вариантах.

При его сыне, императоре Александре II, была проведена геральдическая реформа. Ею занимался герольдмейстер барон Кёне. В 1856 году был утвержден новый малый российский герб. В 1857 году реформа была завершена окончательно: кроме малого, были приняты еще средний и большой герб Российской империи. Они оставались практически без изменений вплоть до событий Февральской революции.

После Февральской революции встал вопрос о новом гербе Российского государства. Для его решения была собрана группа лучших российских знатоков геральдики. Однако вопрос герба был скорее политическим, поэтому они порекомендовали до созыва Учредительного собрания (где и должны были принять новый герб) пользоваться двуглавым орлом, но без императорских корон и Георгия Победоносца.

Однако через полгода случилась еще одна революция, и разработкой нового герба для России занялись уже большевики.

В 1918 году была принята Конституция РСФСР, а вместе с ней утвержден проект нового герба республики. В 1920 году ВЦИК принял вариант герба, нарисованный художником Андреевым. Окончательно герб российской советской социалистической республики был принят на Всероссийском съезде в 1925 году. Герб РСФСР использовался до 1992 года.

Существующий ныне государственный герб России иногда критикуют за обилие монархических символов, которые не слишком уместны для президентской республики. В 2000 году был принят закон, который устанавливает точное описание герба и регламентирует порядок его использования.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них