Люди вспоминают о Диогене. Первое, что приходит на ум - мудрец отрекся от земных благ, обрек себя на лишения. Недаром его называют «философ в бочке». Такие знания о судьбе мудреца, его научном вкладе поверхностны.

Жизненный устрой

Древнегреческий мыслитель родом из Синопа. Чтобы стать философом мужчина отправился в Афины. Там мыслитель познакомился с Антисфеном, попросился стать его учеником. Мастер хотел выгнать беднягу палкой, но молодой человек пригнулся и сказал: «Нет такой палки, которой Вы могли бы меня прогнать». Антисфен смирился.

Многие мудрецы вели аскетичный образ жизни, но Диоген превзошел учителям и всех остальных ученых отшельников.

Мужчина оборудовал себе жилище на городской площади, полностью отказался от домашней утвари, оставив себе только ковшик для питья. Однажды мудрец увидел, как мальчишка утоляет жажду с помощью ладоней. Тогда он избавился от ковша, покинул свою лачугу, пошел, куда глаза глядят. Приютом ему служили деревья, подворотни, пустой бочонок, устланный травой.

Диоген практически не носил одежду, пугая горожан наготой. Зимой занимался обтираниями, закаливанием, не прятался под одеяло, его просто не было. Люди считали чудака нищим, без роду без племени. Но мыслитель намеренно вел такой образ существования. Он считал – все, что нужно человеку дано ему природой, излишества только мешают жить, усыпляют разум. Философ активно участвовал в жизни афинян. Прослыв спорщиком, мужчина затевал разговоры о политике, общественных изменения, критиковал знаменитых граждан. Он ни разу не был посажен за решетку из-за огульных изречений. Умение выпутываться из сложных ситуаций посредством принуждения людей к размышлению являлось талантом мудреца.

Философствование и отказ от материального

Философия циников отражает истинные суждения Диогена об устройстве общества. Шокирующее, антисоциальное поведение вынуждало остальных задуматься о настоящих ценностях – почему человек отрекается от благ в пользу самоограничения.

Соотечественники уважали мыслителя, не смотря на дерзость, приходили к нему за советом, считали мудрецом, даже любили. Однажды маленький хулиган разбил бочку Диогена – горожане дали новую.

Взгляд философа был направлен на достижения человеком единения с природой, так как человек есть создание природы, изначально он свободен, а материальные излишества способствуют разрушение личности.

Как-то мыслителя, прохаживающегося по торговым рядам, спросили: «Вы же отказываетесь от материальных благ. Тогда зачем ходите здесь?» На что он ответил, что хочет увидеть предметы, которые ни ему, ни человечеству не нужны.

Философ часто прогуливался днем с зажженной «лампой», объясняя свои действия поиском честных людей, которых даже при свете солнца и огня невозможно найти.

Сидя в бочке, мудрец приблизился к сильным мира сего. Близко познакомившись с мыслителем, Македонский говорил: «Если бы я не был царем, я бы стал Диогеном». Он советовался с мудрецом о необходимости похода в Индию. Философ критично отнесся к плану правителя, предрекал заражение лихорадкой, по-дружески посоветовал полководцу стать его соседом по бочке. Македонский отказался, отправился в Индию и умер там от лихорадки.

Диоген пропагандировал свободу от искушений. Считал, что браки между людьми – ненужный пережиток, дети и женщины должны быть общими. Высмеивал религию, веру как таковую. Истинной ценностью видел доброту, но констатировал, что люди разучились проявлять ее, а к своим недостаткам относятся снисходительно.

Жизненный путь философа

Жизнеописание мыслителя начинается с 412 года до нашей эры, когда он родился в городе Синопе в знатной семье. В юные годы Синопский мыслитель хотел перечеканивать с отцом монеты, за что был изгнан из родного города. Скитания привели его в Афины, где он стал приемником Антисфена.

В столице странный философ живет, проповедуя главный принцип античной философии – разграничение сути вещей от привычных образов. Его целью становится разрушение общепринятых понятий о добре и зле. Философ превосходит учителя по популярности, строгости образа жизни. Добровольное отречение от материальных благ он противопоставляет тщеславию, невежеству, алчности афинян.

Биография мыслителя рассказывает о том, как он жил в бочке. Но дело в том, что в Древней Греции не было бочек. Мыслитель жил в пифосе – большом керамическом сосуде, укладывал его на бок и спокойно принимал ночной отдых. Днем занимался бродяжничеством. В древности существовали общественные бани, там мужчина следил за гигиеной.

338 год до нашей эры ознаменовался Херонейской битвой между Македоний, Афинами и Фивами. Несмотря на то, что армии противников были одинаково сильны, Александр Македонский и Филипп Второй сокрушили греков. Диоген, как многие другие афиняне, оказался в плену у македонцев. Мудрец попал на невольничий рынок, где его в качестве раба купил Ксениад.

Скончался философ в 323 году до н. э. Какой была его кончина – остается додумывать. Существует несколько версий – отравление сырым осьминогом, укус бешеной собаки, недоработанная практика задержки дыхания. Философ с юмором относился к смерти, обращению после нее с покойниками. Однажды его спросили: «Каким способом вы бы хотели быть похороненным?» Мыслитель предложил: «Выбросьте меня за пределы города, дикие звери сделают свое дело». «Вам не будет страшно?» не унимались любопытные. «Тогда дайте мне дубину» продолжал философ. Зеваки удивлялись, как он воспользуется оружием в мертвом состоянии. Диоген иронизировал: «Тогда чего мне бояться, если я и так буду мертв».

На могиле мыслителя был воздвигнут памятник в виде бродячей собаки, прилегшей отдохнуть.

Дискуссии с Платоном

Не все современники относились к нему с симпатией. Платон считал его умалишенным. Это мнение основывалось на образе жизни Синопского мыслителя, в меньшей степени на его философских идеях. Платон упрекал оппонента в бесстыдстве, порочности, нечистоплотности, омерзительности. Истина была в его словах: Диоген, как представитель циничного человека, бродяжничал, справлял при горожанах нужду, прилюдно занимался онанизмом, разнообразными способами нарушал законы морали. Платон считал, что во всем должна быть мера, не стоит выпячивать на показ столь нелицеприятные зрелища.

Относительно науки два философа вступили в спор. Платон высказался о человеке, как о животном без перьев на двух ногах. Диогену пришла в голову идея ощипать петуха и представить наблюдателям «нового индивидуума по Платону». Противник парировал: «Тогда по Диогену человек – смесь сумасшедшего, сбежавшего из психической больницы, и полураздетого босяка, бегущего за царской свитой».

Рабство, как власть

Когда мыслитель после Херонейской битвы попал на невольничий рынок, у него поинтересовались, какими талантами он обладает. Диоген сказал: «Лучше всего я умею властвовать над людьми».

Мудрец попал в рабство к Ксениаду и стал учителем для его двоих сыновей. Диоген учил парнишек ездить на лошадях, метать дротики. Преподавал ребятам учение об истории, греческую поэзию. Как-то его спросили: «Почему Вы, будучи рабом, не моете себе яблоки?», ответ поразил: «Если бы я сам себе мыл яблоки, то не был бы рабом».

Аскетизм, как образ жизни

Диоген неординарный философ, идеальным образом жизни которого был аскетизм. Мыслитель рассматривал его, как полную, неограниченную свободу, независимость от навязанных ограничений. Он наблюдал за тем, как мышка практически ни в чем, не нуждаясь, обитает в своей норе, довольствуется ничтожным. По ее примеру мудрец тоже сел в пифос, стал счастливым.

Когда соотечественники готовились к войне, он просто перекатывал свою бочку. На вопрос: «Чем ты занимаешься на пороге войны?» Диоген ответил: «Я тоже хочу что-нибудь сделать, так как у меня больше ничего нет – я катаю бочку».


«МОЙ ДОМ - МОЯ БОЧКА» (ДИОГЕН СИНОПСКИЙ)

Диоген Синопский - древнегреческий философ-киник, ученик Антисфена. Жил и творил около 400-325 годов до н. э. Являлся очень незаурядной личностью, еще при жизни став героем многочисленных баек и анекдотов. Его отец был казенным менялой, и Диоген иногда работал вместе с отцом. Но вскоре их изгнали за то, что они обманывали и грабили народ.

Поселившись в Афинах, он стал учеником Антисфена, который, по преданию, сначала прогнал Диогена палкой, но затем все же принял его, разглядев в юноше глубокое стремление познать жизнь таковой, какая она есть на самом деле. С тех пор он стал вести весьма своеобразный образ жизни.

Диоген прожил интересную и необычную жизнь, умерев в глубокой старости. Не только о его жизни, но и о смерти сложено немало легенд. Одни говорят, что он съел сырого осьминога и заболел холерой, другие - что он умер от старости, специально задержав дыхание. Третьи рассказывают, что Диоген хотел поделить осьминога между бездомными собаками, но они были настолько голодны, что искусали его самого, и от этого он скончался.

Умирая, Диоген дал наказ не хоронить его тело, а бросить, чтобы оно стало добычею зверей, или скинуть в канаву. Но, конечно же, благодарные ученики не посмели оставить бренные останки без погребения - и похоронили Диогена возле ворот, ведущих в Истму. На его могиле поставили столб, а на столбе изображение собаки и огромное количество медных табличек, на которых были высечены слова благодарности и сожаления по поводу его кончины. Может показаться странным, что на могилу поставили каменную собаку. Дело в том, что при жизни Диоген сам себя называл собакой (философ причислял себя к киникам, а «кинос» с древнегреческого переводится «собака»), мотивируя это тем, что добрым людям, давшим ему кусок хлеба, он будет облизывать ноги, а злых - беспощадно кусать.

Диоген сочинил множество произведений, среди которых «Афинский народ», «Государство», «Наука нравственности», «О богатстве», «О любви», «Аристарх», «О смерти» и прочие. Кроме того, он написал такие трагедии, как «Елена», «Фиест», «Геракл», «Ахилл», «Эдип», «Медея» и другие.

Как уже говорилось ранее, Диоген Синопский обладал незаурядным умом и практиковал крайний аскетизм, порою граничащий с эксцентрическим юродством. Он проповедовал здоровый образ жизни. Чем проще и беднее жил человек, отказываясь от многих благ цивилизации, тем выше и духовнее выглядел он в глазах Диогена. Он называл себя гражданином мира и, по древнему преданию, жил в обыкновенной глиняной бочке при храме Матери богов, сознательно лишая себя многочисленных благ.

Диоген понял, как следует жить, когда случайно обратил свой взор на пробегавшую мимо мышь. Она была свободна, не нуждалась в подстилке, не пугалась темноты, довольствовалась простой пищей, которую добывала в трудах и заботах, и не стремилась получить какие бы то ни было наслаждения, которые Диоген считал поверхностными и мнимыми, лишь скрывающими настоящую суть.

В своем так называемом жилище - в бочке - Диоген спал, подкладывая под себя сложенный вдвое плащ, который потом надевал и носил. При нем постоянно находилась сума, в которой он хранил незамысловатую пищу. Если же ему иной раз не приходилось ночевать в бочке, то любое другое место, будь то площадь или голая сырая земля, были Диогену одинаково подходящими и для еды, и для сна, и для продолжительных бесед со случайными слушателями.

Диоген призывал всех закалять свой организм, но не ограничивался одним лишь призывом, а на собственном примере показывал, как нужно закаляться. Летом он снимал с себя одежды и подолгу лежал на горячем песке, а зимой совершал пробежки босыми ногами по холодной земле и обнимал заснеженные статуи.

Ко всем без исключения людям Диоген относился с презрительной насмешкой - и говорил, что иногда ему кажется, будто человек - самое разумное существо на земле. Но когда он на своем пути встречал людей, кичащихся богатством или славой либо обманывающих простой народ ради собственной выгоды, то люди казались ему гораздо глупее остальных Божьих тварей. Он утверждал: для того, чтобы жить как следует, нужно иметь, по крайней мере, разум.

Диоген по природе своей был этаким циником (несложно догадаться, что «циник» - искаженное римлянами «киник»), не щадящим ни себя, ни кого бы то ни было. Он говорил, что люди изначально злы и коварны - и при любом удобном случае норовят столкнуть рядом идущего в канаву, и чем дальше, тем лучше. Но никто из них даже не предпринимает попыток сделаться добрее и лучше. Он удивлялся, что люди смотрят вдаль, не замечая простых и повседневных вещей, которые происходят совсем близко. Его раздражало то, что они молят Бога о крепком здоровье, в то же самое время занимаясь обжорством на многочисленных пирушках.

Философ учил, чтобы люди, по возможности, сами о себе заботились, ели простую пищу и пили чистую воду, коротко стриглись, не надевали украшений и вычурной одежды, как можно чаще ходили босиком и больше молчали, потупив взгляд. Людей, обладающих красноречием, он считал пустословами с ограниченным мировоззрением.

Будучи глубоко верующим, Диоген считал, что все происходящее на земле находится во власти богов. Мудрецов же он полагал приближенными к богам избранными людьми, их близкими друзьями, а так как у друзей все общее, то абсолютно все на свете принадлежит мудрецам. Он же был уверен, что судьбу можно перехитрить, если вовремя проявить отвагу и мужество. Закону он противопоставлял природу, а человеческим страстям - разум.

Тем, кто боялся недобрых снов, Диоген говорил, что лучше бы они беспокоились о том, что делают днем, а не о глупых мыслях, которые приходят в голову по ночам. Но как бы цинично он ни относился к людям вообще и к себе в частности, афиняне любили и почитали Диогена. И когда однажды бедный мальчик случайно разбил его дом - бочку, этот мальчик был подвергнут жестокому наказанию, а Диогену дали новую бочку.

Часто он объявлял во всеуслышание, что изначально боги даровали людям легкую и счастливую жизнь, но те сами испортили и омрачили ее, постепенно придумывая для себя различные блага. Причиной всех бед он считал жадность - и самым горестным в жизни называл старость, которая застигает человека в нищете. Такое прекрасное чувство, как любовь, Диоген называл делом бездельников, а благородных и добродушных людей - подобиями богов. Жизнь человеческую считал злом, но не всякую жизнь, а лишь дурную.

Славу, богатство и знатное происхождение он высмеивал, обзывая все это прикрасами порока. И единственным истинным государством считал весь мир. Диоген говорил, что жены должны быть общими и, значит, сыновья тоже общие. Отрицал законный брак. Утверждал, что все существует во всем и через все, то есть в хлебе содержится мясо, в овощах - хлеб; и вообще, все тела проникают друг в друга мельчайшими частицами через невидимые поры.

У Диогена было множество учеников и слушателей, несмотря на то, что он по меньшей мере слыл личностью необычной и неординарной. Они продолжили его дело, тем самым обеспечивая развитие идеи аскетизма в философии.

* * *
Однажды знаменитый полководец Александр Македонский проезжал через Афины и остановился, чтобы посмотреть на местную достопримечательность - философа Диогена. Александр подошел к бочке, в которой жил мыслитель, и предложил сделать для него что-нибудь. Диоген ответил: «Не загораживай мне солнце!».

...........................................................

А его ученик Диоген Синопский дал своей жизнью образец кинического мудреца, что послужило источником для множества связываемых с Диогеном анекдотов, которыми изобилует соответствующая глава в известной книге Диогена Лаэртского. Именно Диоген низвел до крайности свои потребности, закалял себя, подвергая свое тело испытаниям. Например, летом он ложился на раскаленный песок, зимой же обнимал запорошенные снегом статуи. Жил он в большой глиняной круглой бочке (пифосе). Увидев, как один мальчик пьет воду из горсти, а другой ест чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба, Диоген выбросил и чашку, и миску. Он приучал себя не только к физическим лишениям, но и к нравственным унижениям. Он просил подаяние у статуй, чтобы приучить себя к отказам, ведь люди подают хромым и нищим и не подают философам, потому что знают, что хромыми и нищими они еще могут стать, а мудрецами – никогда. Диоген довел до апогея презрение своего учителя Антисфена к наслаждениям. Тот говорил, что «предпочел бы безумие наслаждению». Диоген же находил наслаждение в самом презрении к наслаждению. Он учил бедных и униженных противопоставлять презрению со стороны богатых и знатных презрение к тому, что те ценят, и при этом не призывал их следовать его образу жизни с его крайностями и экстравагантностями. Но только чрезмерным примером можно научить людей соблюдать меру. Он говорил, что берет пример с учителей пения, которые нарочно поют тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне нужно петь им самим.

Диоген в своей бочке. Картина Ж. Л. Жерома, 1860

Сам же Диоген в своем опрощении доходил до полного бесстыдства, он бросал вызов обществу, отказываясь соблюдать все правила приличия, навлекая тем самым на себя град насмешек и провокационных выходок, на которые всегда отвечал с необыкновенной находчивостью и меткостью, смущая тех, кто хотел его смутить. Когда на одном обеде ему, называвшему себя собакой, швырнули кости, он подошел к ним и помочился на них. На вопрос: если он собака, то какой породы? – Диоген спокойно отвечал, что когда голоден, он мальтийской породы (т. е. ласков), а когда сыт, то милосской (т. е. свиреп).

Своим выходящим за всякие рамки дозволенного поведением Диоген подчеркивал превосходство мудреца над обыкновенными людьми, которые заслуживают лишь презрения. Однажды он стал звать людей, а когда те сбежались, набросился на них с палкой, говоря, что звал людей, а не мерзавцев. В другой раз он при дневном свете искал с зажженным фонарем человека. В самом деле – так называемые люди соревнуются, кто кого столкнет в канаву (вид состязаний), но никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым. В своем презрении к людям Диоген не делал исключения ни для жрецов, ни для царей. Когда Александр Македонский однажды подошел к нему и сказал: «Я – великий царь Александр», Диоген, нимало не смутившись, ответил: «А я собака Диоген». Когда в другой раз Александр Македонский , подойдя к гревшемуся на солнце Диогену, предложил ему просить у него, что он хочет, Диоген отвечал: «Не заслоняй мне солнца». Все это якобы произвело на македонского царя такое большое впечатление, что тот сказал, что если бы он не был Александром-царем, то хотел бы быть Диогеном.

Александр Македонский выказывает почтение Диогену. Картина Ж. Реньо

Став рабом некоего Ксениада (Диоген был захвачен пиратами и продан в рабство), философ применил к детям своего хозяина прекрасную систему воспитания, приучив их к скромной пище и к воде, к простоте в одежде, занимаясь с ними и физическими упражнениями, но лишь настолько, насколько это надо для здоровья; он обучал их знаниям, сообщая им начальные сведения в краткой форме для удобства запоминания и приучая их выучивать наизусть куски из творений поэтов, наставников и самого Диогена. Рабство не унизило Диогена. Отказываясь быть выкупленным из рабства своими учениками, он хотел показать, что философ-киник, будучи даже рабом, может стать господином своего господина – раба своих страстей и общественного мнения. Когда его продавали на Крите, он попросил глашатая объявить о том, не хочет ли кто купить для себя хозяина.

Выше всех форм культуры Диоген ставил философию. Сам он обладал поразительной силой убеждения, никто не мог противостоять его доводам. Однако в философии Диоген признавал лишь ее нравственно-практическую сторону. Он философствовал своим образом жизни, который он считал наилучшим, освобождающим человека от всех условностей, привязанностей и даже почти от всех потребностей. Человеку, сказавшему, что ему нет дела до философии, Диоген возразил: «Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?» В превращении философии в практическую науку Диоген превзошел Антисфена. Если Антисфену философия давала, по его словам, «умение беседовать с самим собой», то Диогену философия дала «по крайней мере готовность ко всякому повороту судьбы».

Вместе с тем Диоген интересовался теоретической философией и выражал свое отрицательное отношение как к идеализму Платона , так и к метафизике (как антидиалектике) Зенона , причем как словами, так и действиями. Когда кто-то утверждал, что движения не существует, Диоген встал и начал ходить. Когда Платон рассуждал об идеях, придумывал названия для «стольности» и «чашности», Диоген сказал, что он стол и чашу видит, а стольности и чашности не видит. Диоген систематически насмехался над Платоном, называя его красноречие пусторечием, коря его за суетность и за пресмыкательство перед сильными мира сего. Со своей стороны, Платон, не любивший Диогена, называл его собакой, обвинял в тщеславии и в отсутствии разума. Когда Диоген голый стоял под дождем, то Платон сказал тем, кто хотел увести киника: «Если хотите пожалеть его, отойдите в сторону», – имея в виду его тщеславие. (Так же и Сократ сказал однажды Антисфену, выставляющему напоказ дыру в своем плаще: «Сквозь этот плащ проглядывает твое тщеславие!».) Слова Диогена о том, что он не видит ни чашности, ни стольности, Платон парировал словами: «Чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума». Платон назвал Диогена «безумствующим Сократом».

Отвергая все виды социального неравенства между людьми, не отрицая, однако, рабства, высмеивая знатное происхождение, славу, богатство, Диоген отрицал и семью, и государство. Единственным истинным государством он считал весь мир и называл себя «гражданином мира». Он говорил, что жены должны быть общими. Когда некий тиран спросил его, какая медь лучше всего годится для статуй, Диоген отвечал: «Та, из которой отлиты Гармодий и Аристогитон » (знаменитые афинские тираноубийцы). Диоген умер девяносто лет от роду, задержав дыхание. На его могильном памятнике была изображена собака. Его сочинения до нас не дошли.

Как собирательный образ киника Диоген выведен у Лукиана . Там Диоген говорит своему собеседнику: «Ты видишь перед собой космополита, гражданина мира... Воюю же я... против наслаждений... Я – освободитель человечества и враг страстей... хочу быть пророком правды и свободы слова». Далее говорится о том, что станет с его собеседником, коль скоро он захочет быть киником: «Прежде всего я сниму с тебя изнеженность... заставляю тебя работать, спать на голой земле, пить воду и есть, что попало. Богатства свои ты бросишь в море. Ты не будешь заботиться ни о браке, ни о детях, ни об отечестве… Котомка твоя пусть будет полна бобов и свертков, исписанных с обеих сторон. Ведя такой образ жизни, ты назовешь себя более счастливым, чем великий царь... способность краснеть навсегда сотри со своего лица... На виду у всех смело делай то, что другой не сделал бы в стороне».

Диоген родился в городе Синоп в 412 году до н.э. умер в 323 в городе Коринф. Философ и великий мыслитель Древней Греции Диоген являлся учеником Антисфена, который основал школу Согласно источникам, Диоген был сыном менялы-купца. Однажды, подойдя к оракулу и задав ему вопрос: «Каково мое призвание в жизни, чем мне заниматься?», он получил довольно странный ответ: «Переоценкой ценностей». Диоген изначально понял это, как перечеканку монет, но, когда его изгнали, философ осознал свое призвание.

Философ Диоген Синопский

Когда Диоген Синопский прибыл в Афины, он нашел Антисфена и остался подле него. Известна история, что Антисфен попытался прогнать потенциального ученика, замхнувшись на него палкой. На что Диоген, подставив голову под удар, сказал:

«Бей, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь».

Диоген жил в глиняном сосуде – пифосе, находящемся под землей. В таких сосудах обычно хранили масло, зерно, вино, оливки и даже хоронили людей. Сведения о том, что он жил в бочке, недостоверны — греки в то время не делали деревянных бочек. Жилище Диогена было недалеко от Афинской Агоры (знаменитое место в Афинах площадью 5 га). Однажды, жилище Диогена разбили дети, но ему горожане предоставили новый сосуд.

Диогену было с кем поспорить, и, зачастую объектом его насмешек и человеком, которого Диоген так рьяно критиковал, был . Например, на изречение Платона о том, что человек – это «двуногое без перьев», Диоген ощипал петуха и крикнул, что это человек по Платону. Платон тоже в долгу не оставался и называл Диогена обезумевшим . Диоген же критиковал философскую концепцию Платона сущности вещей, говоря: «Чашу вижу, а чашности – нет». Когда Платон заметил скудный образ жизни Диогена, то подметил, имея в виду себя: «Когда я был в рабстве Сиракуз у тирана Дионисия, то даже там не мыл сам овощи», на что Диоген ответил ему: «Не попал бы в рабство, если бы мыл их сам».

Диоген постоянно эпатировал окружающих своим поведением. Образ Диогена с фонарем, зажженным среди бела дня и фраза «Ищу человека» стали классикой еще при его жизни.

Так же, Диоген утверждал, что музыканты настраивают струны на лире, но не состоят в ладах с собой и собственным характером. Однажды, Диоген выходил из бани по пути встретил знакомых, и на вопрос много ли там народу, ответил – «Полно.» Чуть позже встретил еще знакомых и на вопрос много ли там людей – помотал головой и сказал, что людей там не видел.

Рабство Диогена Синопского

Диоген Синопский был участником битвы при Херонее, (Херонейская битва), но внезапно стал пленником македонцев и был продан в рабство с невольничьего рынка. Когда его спросили, что он умеет делать, он ответил: «Властвовать людьми». Философа купил состоятельный Ксениад, как учителя и наставника своим детям. Диоген учил детей метать дротики, ездить верхом, параллельно занимаясь с ними греческой поэзией и историей.

Аскетизм Диогена Синопского

Диоген Синопский своим образом жизни говорил об идеале аскетизма и ставил в пример мышь, которая ни к чему не стремилась и ничего не боялась, а жила, довольствуясь минимумом. Если вдаваться в суть аскетизма, то его основное значение как раз в обретении независимости и стремлении к свободе.

Диоген, был личностью весьма неординарной, чтобы не сказать «странной». Например, он был замечен в хождении босыми ногами по снегу. А когда Аттика, где он жил была на грани войны с Филиппом Македонским, Диоген катал свой пифос (глиняную бочку) туда-сюда. На вопрос: «Зачем ты это делаешь, когда все готовятся к войне?», он сказал, что все заняты и ему тоже необходимо занятие, а бочку он катает потому, что у него больше ничего нет.

Александр Македонский и Диоген

Великий царь и политический деятель Александр Македонский, по прибытии в Аттику решил посмотреть на знаменитого мыслителя Диогена, и ждал пока тот сам к нему придет, но Диоген не торопился. Тогда Александр Македонский пришел к нему сам и сказал:

«Я – великий Царь, Александр Македонский»

И тут же услышал в ответ: «А я – собака Диоген.»

«И за что тебя зовут собакой?» — спросил царь.
«Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю» — ответил философ.
«А меня ты боишься?» — задал следующий вопрос Александр Македонский.
«А что ты такое?» - спросил Диоген, - «Зло или добро?»
«Добро» — ответил царь.
«А кто же боится добра?»

Поняв, что Диоген и правда не так прост и весьма умен не смотря на все свои диковинные замашки, Александр сказал:

«Проси у меня чего хочешь»

«Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген

Интересный факт: Александр Македонский и Диоген Синопский умерли в один день — 10 июня 323 до н. э

Диоген Синопский, цитаты

«Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.»
«Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается
убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.»
«Неграмотных и непросвещённых вы обучаете так называемым изящным
искусствам, чтобы у вас, когда понадобятся, под руками были образованные
люди. Почему же вы не перевоспитываете дурных, чтобы потом воспользо-
ваться ими, когда появится нужда в честных людях, так же как вы
нуждаетесь в головорезах, захватывая чужой город или лагерь?»
«Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец - самый опасный из
ручных животных.»
«Быстрее всего стареет благодарность.»
«Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных;
гадание и астрология - самым безумным; суеверие и деспотизм - самым
несчастным.»
«Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат
животным, чем животные им.»
«Смерть - не зло, ибо в ней нет бесчестья.»
«Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.»
«Я гражданин мира.»

Многие наши современники вспоминают о Диогене в первую очередь то, что он жил в бочке. На самом деле это далеко не «городской сумасшедший»: Диоген Синопский – известный древнегреческий философ, яркий представитель школы киников, ученик Антисфена , продолживший развивать его учение. Главным источником сведений о биографии Диогена является другой Диоген - Лаэртский, написавший трактат «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Сейчас сложно оценить достоверность содержащихся в нем данных – равно как и другой информации об этом философе.

Родился Диоген Синопский около 412 г. до н. э. (в разных источниках даты разнятся) в Синопе, в семействе знатного и богатого банкира Гикесия. В молодости он стал изгнанником: горожане выгнали его за то, что он помогал отцу делать фальшивые деньги его чеканной мастерской. Согласно одной легенде, пребывающий в сомнениях Диоген искал совета у оракула Аполлона, отправившись в Дельфы. Совет «сделать переоценку ценностей» Диоген воспринял как указание на допустимость того, что предлагал тему отец. По другой версии, в Дельфах Диоген оказался уже после его с отцом разоблачения и бегства и не пытался разрешить сомнения, а спрашивал о путях к известности. Получив вышеупомянутый совет, будущий философ превратился в странника и много путешествовал по своей стране. Примерно в 355-350 г. до н. э. он оказался в столице, где примкнул к числу учеников философа Антисфена, основавшего школу киников. У Диогена Лаэртского можно найти сведения о 14 философско-этических работах Диогена Синопского, дававших представление о системе взглядов их сочинителя. Кроме того, он считается автором семи трагедий.

Воззрения этого древнегреческого философа, его образ жизни, манера поведения в глазах других людей были весьма оригинальными и даже эпатирующими. Единственное, что признавал Диоген, - это аскетическая добродетель, в основе которой лежит подражание природе. Именно в ней, ее достижении и состоит единственная цель человека, а путь к ней лежит через труд, упражнения и разум. Диоген называл себя гражданином мира, ратовал за то, чтобы дети и жены были общими, говорил об относительности авторитетов, в том числе в области философии. Например, в знаменитом Платоне он видел болтуна. Детищем демагогов он считал и государство, общественные законы, религиозные институты. Идеальным ему представлялось первобытное общество с его простыми, естественными нравами, не обезображенными цивилизацией, культурой. В то же время он считал, что людям нужна философия - в качестве врача или рулевого. Диоген проявлял полное равнодушие к общественной жизни, ко всему, что обычные люди считали благами и нормами морали. В качестве жилья он выбрал объемный сосуд для хранения вина, носил отрепье, прилюдно справлял самые интимные потребности, общался с людьми грубо и прямолинейно, невзирая на лица, за что получил от горожан прозвище «Пес».

Привычки, способы выражения негативного отношения к обществу и морали, высказывания Диогена, вероятнее всего, впоследствии были преувеличены, и сегодня никто не может сказать, что в многочисленных анекдоты и историях о Диогене является правдой, а что мифом, вымыслом. Как бы там ни было, Диоген Синопский является одним из ярчайших представителей античной эпохи, а его взгляды оказали заметное влияние на позднейшие философские концепции.

Легенда гласит, что Диоген лишился жизни добровольно путем задержки дыхания. Случилось это в Коринфе 10 июня 323 до н. э. На могиле философа-оригинала установили памятник из мрамора, изображающий собаку.