Десятинная церковь - первая каменная церковь Киевской Руси. Она была построена на том месте, где, по приказу князя Владимира, языческому богу Перуну были принесены в жертву двое христиан - младенец Иоанн и отец его Федор.

Сооружена церковь была древнерусскими и византийскими мастерами в 989-996 гг. в период княжения Владимира Святославовича, который выделил на ее строительство десятую часть княжеских доходов - десятину. Отсюда и возникло название храма. Храм был заложен в честь Успения Божией Матери.

Церковь представляла собой крестово-купольный шестистолпный храм. В начале XI в. ее окружили галереями. Десятинную церковь украшала мозаика, фрески, резные мраморные и шиферные платы (иконы, кресты и посуду привезли из Херсонеса Таврического (Корсуня). В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославович и его жена - византийская царевна Анна, сюда же из Вышгорода привезли прах княгини Ольги. В конце 1240 орды хана Батыя, захватив Киев, уничтожили Десятинную церковь - последний тайник киевлян.

Раскопки руин церкви начались в 30-х гг. XVII в. по инициативе митрополита Петра Могилы. Тогда святителем Петром Могилой в руинах были найдены саркофаг князя Владимира и его жены Анны. Череп князя положили в церкви Преображения Господня (Спаса-на-Берестове), затем его перенесли в Успенской церкви Киево-Печерской лавры. Кость и челюсть передали Софийскому собору. Оставшуюся часть останков опять похоронили.

Святитель на месте Десятинной церкви построил храм в честь свт. Николая, которая простояла до 1824 года. По завещанию Петр Могила оставлял на восстановление Десятинной церкви тысячу золотых. В 1758 церковь нуждалась в восстановлении, которое было проведено под надзором монахини Флоровского монастыря Нектарии (Долгорукой). Саркофаги были найдены и перезахоронены повторно. В 1824 митрополит Евгений Болховитинов поручил расчистить фундамент Десятинной церкви археологу К.А. Лохвицкому, а в 1826 гг. - Ефимову. Были найдены остатки мрамора, мозаики, яшмы. Раскопки не охранялись и потому их начали разворовывать.

2 августа 1828 освятили начало строительства новой церкви. По конкурсу строительство новой церкви поручили петербургском архитектору В. П. Стасову. Строительство нового храма в имперском, византийско-московском стиле, который не имел ничего общего с первоначальной строением, стоило более 100 тыс. рублей золотом. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 года новую Десятинную церковь освятили митрополит киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф. Несколько кирпичей Десятинной церкви были заложены 31 июля 1837 в фундамент Красного корпуса Киевского университета, должно было символизировать связь Киевского университета Св. Владимира с просветительским наследием равноапостольного князя, как Крестителя Руси.

В 1928 Десятинную церковь, как и многие другие памятники культуры и искусства досоветского периода, было уничтожено советской властью. В 1938-1939 гг. Экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К. Каргера провела фундаментальное изучение остатков всех частей Десятинной церкви. Во время раскопок нашли фрагменты мозаиковои пола, фресковой и мозаичного украшения храма, каменные гробницы, остатки фундаментов и под. Рядом с Десятинной церковью были найдены руины княжеских дворцов и жилищ бояр, а также ремесленные мастерские и многочисленные захоронения IX-X вв. Археологические находки хранятся в заповеднике Софийский музей, в Национальном музее истории Украины. План и спасенные детали свидетельствуют о том. что церковь была построена и украшена в стиле Херсонеса и ранней эпохи византийского стиля.

Сайт Киевской Митрополии УПЦ

Руси всегда являлись храмы. Красота и величие религии начинаются с центра церковной жизни - православных храмов.

От дерева к камню

Обилие на Руси лесов повлияло на преобладание деревянного строительства. Дерево считалось дешевым материалом, а трудность в добыче строительного камня тоже сказывалась на его стоимости.

История Древней Руси описывает, что деревянными были практически все постройки: терема, дворцы, дома крестьян, а также церкви. Бревно являлось основным элементом любой конструкции. Творческие проекты были ограничены. Мало кто решался на отчаянные эксперименты, чтобы потратиться на поиски альтернативного материала. Классическими проектами крестьянской избы были четырехугольные срубы. Более сложными композициями являлись княжеские терема, шатровые церкви.

Именно из-за недолговечности строительного материала многое из древнерусской архитектуры оказалось утраченным.

Каменное строительство

С Крещением Руси связано каменное строительство. Первым каменным храмом Древней Руси является тот, что был заложен в Киеве константинопольскими зодчими. Историки считают датой этого события 989-й год. До этого тоже были храмы, но деревянной постройки.

Если верить летописям, строительство храма было завершено в 996-м, тогда же было торжественное освящение.

Символ веры и традиции

Отношение верующих к храмам всегда было особым в православии. Зачастую возведение нового храма происходило на пожертвования.

Своими корнями традиция уходит во времена Ветхого завета. По летописям установлено, что первым каменным храмом Древней Руси является церковь Святой Богородицы, или по другому - Десятинная церковь. После Крещения Руси, в первые годы, было начало строительство церковного великолепия по традициям византийской и болгарской архитектуры. Основоположником благородного дела стал князь Владимир, отдававший десятую часть доходов.

До наших дней не удалось сохранить первый каменный храм Древней Руси в первоначальном виде. Он был разрушен монголо-татарами во время захвата Киева. Восстановительные работы начались в XIX веке. Однако проектирование данной церкви существенно отразилось на архитектуре храмов по всей Руси.

О первом каменном храме

Первый каменный храм древней Руси получил свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Так и закрепилось в истории его определение - Десятинная церковь.

Несомненно, первым каменным храмом Древней Руси является строение, которое можно считать дворцовой церковью. По остаткам кирпичного фундамента историки сделали выводы, что рядом были возведены дворцовые здания. Существенное разрушение не позволяет восстановить их первоначальный архитектурный облик, но по заключению специалистов это были парадные помещения.

Жилые дворцовые помещения были деревянной частью вторых этажей либо находились по соседству с первым каменным храмом Древней Руси. Является историческим фактом то, что Киев выделялся среди прочих архитектурой. Столицу государства отличало монументальное строительство.

Хорошо прослеживается влияние греческих мастеров в архитектурном проектировании Спасо-Преображенского собора.

Во времена княжества Мстислава и Ярослава страна была разделена. Тогда начался следующий этап строительства. В стольном городе Чернигове строительство началось раньше. Мстислав заложил начало фундамента Спасского собора.

Точная дата начала строительства не прослеживается в письменных источниках. Известно, что в 1036 году стены собора стали по определению «яко на кони стояще рукою досящи», что означает «очень высоки». В истории дата отмечена смертью князя Мстислава.

Возведен позже черниговского Спасского собора. Анализируя политическую обстановку и некоторые исторические данные, периодом, когда был возведен каменный храм, можно считать 1037 год. отражает стремление повторить византийские образцы. Этот крупнейший храм Киевской Руси взят за образец как крестово-купольное сооружение при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.

В 1073 году заложен Успенский собор киевского Печерского монастыря. Данный храм сыграл весомую роль в развитии русского зодчества. В «Печерском Патерике» есть запись: «...мастери церковнии 4 мужи», - так охарактеризован приезд зодчих для строительства этого здания из Константинополя. На композицию церковного сооружения Киево-Печерского монастыря также повлияла Киевская София. Непростая история Успенского собора убеждает православных в силе веры - собор, взорванный в 1942 году, был восстановлен в 1990-е гг.

В конце XI века крупный древнерусский город Переяславль приобретает военно-политическое значение. За его стенами Киевская земля и всё Среднее Приднепровье нашли прикрытие от вторжения половцев. На земле этого славного города развернулось строительство «каменного города» - церкви Михаила. По инициативе князя Владимира Мономаха и епископа Ефрема появились врата с надвратной церковью Федора. В 1098 г. на княжеском дворе начинается строительство церкви Богородицы.

Согласно упоминаниям летописей, вне города нашлись следы небольшой церквушки на реке Льте. К сожалению православных людей и историков, переяславльские памятники не сохранились до настоящего времени.

Значение церкви - от учебы до царского титула

Храмы Древней Руси влияли на определения фамилий, улиц, дорог, городов. Все объекты, которые связывались со святым местом, быстро перенимали на себя наименование храма, церкви.

В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма - центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения.

Храм играл большую роль в православном культе. Убранство помещений, обряды, иконы давали верующему надежду на спасение его души. Кроме того, каждый мог насладиться красотой храма.

Немалый толчок дало Православие становлению искусств. Их развитие происходило внутри храмов. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором всей культуры и поклонения. Именно поэтому некоторые важные события, не имеющие отношения к церковной жизни, проходили под куполом святыни. К ним относятся: помазание царей на престол, соборование, оглашение царского указа. Не стоит забывать и о немаловажном значении храмов в обучении людей грамотности.

Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, располагались архивы, мастерские, библиотеки. Чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы.

Прекрасное убранство с пользой для потомков

Единый интерьер в архитектуре церковного строительства Древней Руси - отличительная черта того времени. Классическим исполнением были низкие алтарные перегородки, позволявшие видеть верхнюю часть алтарной зоны храма.

Каждый молящийся зрительно приближался к центру богослужения. Для православного человека было важно видеть божественное пространство, объединявшее земную и небесную церковь.

Внутреннее украшение храмов под мозаичный стиль пришло из византийской традиции. Декорация яркого и легкого оформления символизирует единение земного и небесного.

Храмы Древней Руси несли на себе куда передавались мощи святых, иконы, реликвии с исторической ценностью. Сюда же на сохранность передавались древние рукописи и важные документы. Благодаря работе священников и служителей церкви, история Древней Руси прослеживается буквально по годам, а многие исторические события открылись современникам в виде неоспоримых доказательств, собранных в церкви.

Благословляя на защиту русской земли

Церковь провожала воинов на службу или сражения. Иногда поводом для строительства становилось почтение памяти погибших в сражениях. Такие церкви возводились на полях сражений, в знак признательности воинам за победу.

В мирное время церкви и храмы возводились в честь великих праздников, святых. Например, Вознесение, Христос Спаситель.

Почитая святое - во благо себе

Для верующего человека церковь всегда имела важное значение в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера, архитекторы. Базарные территории, сходы и собрания граждан проводились вблизи церквей, о чем свидетельствует карта Древней Руси.

Не обходилось строительство без вложения больших средств. На создание жертвовалось только самое хорошее: материалы, земельный участок. Учитывая то, что церковь строилась на возвышенности или, как говорили предки, "на красном месте", она служила точкой ориентира, по которой составлялась карта Древней Руси, план местности.

Взглядом архитектора

Строительные приемы оформления кровли придают каменной архитектуре оттенок деревянного зодчества. Особенно это выражено на примерах с храмовыми строениями. Крыши продолжали делать двухскатными и четырехскатными.

В небольших селениях, где строились скромные храмы, кладка велась по типу крестьянской избы, когда в основу ложился венец (четыре бревна). Соединяясь, они образовывали квадрат или прямоугольник. В итоге получалось строение из определенного количества венцов - сруб.

Более сложной конструкции, но по заданному принципу, строились церкви. Четырехугольный сруб изменялся на восьмиугольный сруб. Принцип совмещения четвериков и восьмериков перешел в каменную архитектуру Руси и сохранился в наши дни.

Распространены на Руси по типу двух- и многоярусных сооружений. Чтобы соединить отдельные срубы, их связывали друг с другом системой переходов (галерей, крылец).

Ставя церковные здания на каменные цоколи, строители размещали под уходящими в землю перекрытиями подвальные помещения, погреба и актуальные для того времени подземные ходы.

Разрушение и возрождение храмов

На половину века остановился процесс развития древнерусской архитектуры после нашествия монголо-татар. По разным обстоятельствам переходили в Орду мастера, иконописцы и строители, часть церквей и храмов были разрушены.

Уходя от византийских образцов, древнейшие храмы Руси в 12 веке обрели самобытные черты, определив развитие русской архитектуры.

Всё, что нужно знать школьнику о жизни Древней Руси, изложено в учебных материалах за 6 класс. Древняя Русь - история наших предков, становление, сражения, победы нашего государства, о которых должен знать каждый россиянин.

Десятинная церковь - первая каменная церковь Киевской Руси. Она была построена на том месте, где, по приказу князя Владимира, языческому богу Перуну были принесены в жертву двое христиан - младенец Иоанн и отец его Федор.

Сооружена церковь была древнерусскими и византийскими мастерами в 989-996 гг. в период княжения Владимира Святославовича, который выделил на ее строительство десятую часть княжеских доходов - десятину. Отсюда и возникло название храма. Храм был заложен в честь Успения Божией Матери.

Церковь представляла собой крестово-купольный шестистолпный храм. В начале XI в. ее окружили галереями. Десятинную церковь украшала мозаика, фрески, резные мраморные и шиферные платы (иконы, кресты и посуду привезли из Херсонеса Таврического (Корсуня). В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославович и его жена - византийская царевна Анна, сюда же из Вышгорода привезли прах княгини Ольги. В конце 1240 орды хана Батыя, захватив Киев, уничтожили Десятинную церковь - последний тайник киевлян.

Раскопки руин церкви начались в 30-х гг. XVII в. по инициативе митрополита Петра Могилы. Тогда святителем Петром Могилой в руинах были найдены саркофаг князя Владимира и его жены Анны. Череп князя положили в церкви Преображения Господня (Спаса-на-Берестове), затем его перенесли в Успенской церкви Киево-Печерской лавры. Кость и челюсть передали Софийскому собору. Оставшуюся часть останков опять похоронили.

Святитель на месте Десятинной церкви построил храм в честь свт. Николая, которая простояла до 1824 года. По завещанию Петр Могила оставлял на восстановление Десятинной церкви тысячу золотых. В 1758 церковь нуждалась в восстановлении, которое было проведено под надзором монахини Флоровского монастыря Нектарии (Долгорукой). Саркофаги были найдены и перезахоронены повторно. В 1824 митрополит Евгений Болховитинов поручил расчистить фундамент Десятинной церкви археологу К.А. Лохвицкому, а в 1826 гг. - Ефимову. Были найдены остатки мрамора, мозаики, яшмы. Раскопки не охранялись и потому их начали разворовывать.

2 августа 1828 освятили начало строительства новой церкви. По конкурсу строительство новой церкви поручили петербургском архитектору В. П. Стасову. Строительство нового храма в имперском, византийско-московском стиле, который не имел ничего общего с первоначальной строением, стоило более 100 тыс. рублей золотом. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 года новую Десятинную церковь освятили митрополит киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф. Несколько кирпичей Десятинной церкви были заложены 31 июля 1837 в фундамент Красного корпуса Киевского университета, должно было символизировать связь Киевского университета Св. Владимира с просветительским наследием равноапостольного князя, как Крестителя Руси.

В 1928 Десятинную церковь, как и многие другие памятники культуры и искусства досоветского периода, было уничтожено советской властью. В 1938-1939 гг. Экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К. Каргера провела фундаментальное изучение остатков всех частей Десятинной церкви. Во время раскопок нашли фрагменты мозаиковои пола, фресковой и мозаичного украшения храма, каменные гробницы, остатки фундаментов и под. Рядом с Десятинной церковью были найдены руины княжеских дворцов и жилищ бояр, а также ремесленные мастерские и многочисленные захоронения IX-X вв. Археологические находки хранятся в заповеднике Софийский музей, в Национальном музее истории Украины. План и спасенные детали свидетельствуют о том. что церковь была построена и украшена в стиле Херсонеса и ранней эпохи византийского стиля.

Сайт Киевской Митрополии УПЦ

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ - ДРЕВНЕЙШИЙ ХРАМ КИЕВА

Если вы, путешествуя по Киеву, собираетесь пройтись по Андреевскому спуску, увидеть Андреевскую церковь, прогуляться пешком по улице Владимирской, полюбоваться куполами Софии Киевской и Свято-Михайловского Златоглавого монастыря, не упустите шанс посетить Национальный музей истории Украины и осмотреть место, где находится фундамент самого древнего каменного храма Киевской Руси Десятинной церкви.

В этом году исполняется 1020 лет от основания первого каменного храма Киевской Руси - Десятиннои церкви, судьба которой оказалась наиболее драматичной среди всех известных храмов Украины. Возведенная в конце Х века еще во времена установления Древнерусского государства, она почти два с половиной века простояла на Старокиевской горе, будучи символом духовности и главной святыней древнего Киева. Но даже и после разрушения, Богородица Десятинная оставила о себе вечную память на все грядущие века...

За годы своего существования церковь неоднократно подвергалась разрушительному действию пожаров, разрушению и надругательству: впервые Десятинный храм горел еще 1017 году во время большого пожара в верхнем городе. Но после этого князь Ярослав Мудрый отстроил его, окружив с трех сторон галереями и еще больше украсив внутри.
В 1169 году церковь была разграблена войсками суздальского князя Андрея Боголюбского - "грабиша за два дня весь город: Подолье и Гору, и монастыри, и Софью, и Десятинную Богородицу", - так об этом записано в летописи.
А в1203 году церковь вновь пострадала во время разгрома Киева Рюриком Ростиславичем, что "не только единое Подолье взяша и пожгоша, другую Гору взяша и митрополью святую Софью разграбиша, и Десятинную святую Богородицу разграбиша, и монастыри все, и иконы одраша, а другие поймаша, и кресты честные и сосуды священния, и книги..."
Но все эти разрушения и грабежи обозначались преимущественно на внутреннем убранстве храма. А наиболее трагическим для Десятинной церкви стал 1240 год, когда Киев окружили полчища хана Батыя.
Несколько месяцев отважные защитники Киева во главе с воеводой Дмитрием сдерживали нападающих, не пуская их в город, но врагам удалось-таки проникнуть внутрь и превратить его в сплошные руины. "На другой день пришли (татары) на них, и была битва между ними великая. Люди тем временем выбежали и на церковь, и на свод церковный с пожитками своими, от бремени повалились с ними стены церковные и так укрепления было взято (татарскими) воинами. Дмитрия же вывели (к Батыю), раненого, но они не убили его через мужество его ». Так погибла эта древняя киевская святыня, в стенах которой нашли свой последний приют герои-защитники Киева: "единую чашу смертную пиша вси вкупе мертви лежаща".
Произошло это 6 декабря 1240 на Николин день. Но это еще не вся история этого известного храма...


Оборона Киевской Десятинной церкви от нашествия орды

Итак, вернемся к самому началу. История этой древней церкви началась с знаменитого события Крещения Руси-Украины, определившая судьбу всего нашего государства и народа на будущие века.
«Создал Владимир церковь святой Богородицы - Владычицу нашу Богородицу в Киеве», - писал Нестор о Десятинной церкви, которую еще во времена Владимира Великого стали называть "матерью церквам русским", в своем "Чтении о Борисе и Глебе".


Так могла выглядеть Десятинная церковь (иллюстративная реконструкция)

Летописные сообщения о Десятинном храме достаточно четко указывают время его основания. Известно, что в 988 году князь Владимир вместе со своей дружиной принял крещение в Херсонесе и обвенчался с византийской царевной Анной, а вернувшись домой, окрестил и всех киевлян. Этот летописный рассказ стал хрестоматийним.
Сразу после того, как христианство стало официальной государственной религией Киевской Руси, князь Владимир стал уничтожать старые языческие традиции, сбрасывать идолов и разрушать капища.


В. Васнецов.Крещение князя Владимира и Крещение Киевской Руси. Роспись во Владимирском соборе.

Как свидетельствует летописец Нестор в "Повести временных лет" князь Владимир "приказал строить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия (это имя Владимир получил при крещении) на холме, где стоял идол Перуна и другие. И по другим городам стали ставить церкви и назначать туда попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам ".
А уже в следующем (989) году в Киеве был заложен первый каменный храм в честь Пресвятой Богородицы: "потом же, когда Владимир жил в законе христианском, решил он построить каменную церковь святой Богородицы, и, послав (послов), привел мастеров из греков, и начал строить... А когда закончил сооружать, украсил он ее иконами, и поручил ее Анастасу-корсунянину, и попов корсунских приставил служить в ней. Он дал сюда все, что взял был в Корсуни, - иконы, и утварь церковная, и кресты " - так описал это событие летописец.
Согласно преданию, место для строительства будущей церкви было выбрано Владимиром не случайно. Когда-то здесь жили и приняли мученическую смерть от язычников христиане-варяги Иоанн и его сын Федор. Однажды, еще будучи язычником, князь Владимир пожелал принести Перуну человеческую жертву. Чтобы выбрать человека для этой жертвы, бросили жребий и он указал на Федора. Но когда обратились к Иоанну с требованием, чтобы тот отдал своего сына, Иоанн не только не отдал Федора, но и выступил с горячей проповедью об истинном Боге и с резким обличением против язычников. Разъяренная толпа бросилась на старика и разрушил дом Иоанна, под обломками которого погибли отец и сын.


Верещагин В. "Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 г.".

Итак, в 989 году в Киев приехали греческие мастера «каменосечци и зиздатели Полат каменных», и началось строительство первой русской каменной церкви, которое длилось 7 лет (по тем временам это было обычным сроком строительства больших каменных храмов) и завершилось в 996 году. Подтверждение этому содержится в той же летописи Нестора под 996 годом: "когда же Владимир увидел, что церковь завершена, он, войдя в нее, помолился Богу, говоря:" Господи Боже! Призри с небес и посмотри, и посети сад Свой, и сделай, что насадила десница Твоя, люди сии новии, сердце которых Ты обратил еси к истине, (могли) познать Тебя, истинного Бога. И посмотри Ты на церковь осю, которую создал я, недостойный раб Твой, в честь Матери, которая породила Тебя и Приснодевы Марии Богородицы. И если помолится кто в церкви сей, то услышь Ты молитву его и отпусти все грехи его мольбы совета Пречистой Богородицы ".
А уже 12 (25) мая 996 года новая церковь была освящена в честь Успения Богородицы и с тех пор этот день стал "днем ангела" храма.

Чтобы объяснить второе названия церкви - Десятинная, которое пристало к ней вскоре после освящения, снова обратимся к летописи Нестора, где собственно говорится, что, помолившись в новом храме, Владимир сказал: "Осе даю церкви сей, святой Богородице, от поместной своей и от моих огородов десятую часть ". И, написав, положил он присягу в церкви сей, сказал: "Если это отменит кто, - пусть будет проклят". И дал он десятину Анастасу - корсунянину и сделал тогда праздник большой в тот день боярам, и старцам городским, и убогим раздал много добра ". Именно под названием Десятинной церковь и вошла в историю.

Богородица Десятинная сразу же стала символом величия столицы древнерусского государства и главной святыней великокняжеского центра, потому что, прежде всего, строилась как кафедральный собор. К сожалению, мы не можем достоверно узнать, как же выглядел этот первый каменный храм, возведенный греческими мастерами. Но уверенно можно утверждать, что подобных сооружений в Киеве и по всей территории Киевской Руси еще не было. Превзойти это каменное строение смогла бы разве что лишь София Киевская, заложенная Ярославом Мудрым. Но это произошло почти на 40 лет позже.

По словам исследователей, даже в окружении роскошных княжеских дворцов, Десятинная церковь существенно выделялась своими размерами и была значительной постройкой на территории города Владимира. Современники сравнивали ее с небесами, вероятно из-за впечатляющих размеров: высотой она была больше 35 м, а ее внутреннее пространство равно было 32х42 метрам.
Современные исследования доказали, что Десятинная церковь была окружена крытыми галереями, по которым, вероятно, соединялась с юго-западным княжеским дворцом. В архитектурном плане она выглядела, как крестово-купольное шестистолпное сооружение, однако некоторые письменные источники ХІV века указывают, что храм был многокупольним. К примеру, в "Списке русских городов дальних и ближних" записано:"Киев древлян, на Днепре, а церкви: святаа Богородица десятинна, камена, была о полутретьятцати версях, а Святая София – о двенадцяти версях". Большинство ученых считают, что составитель Списка, вероятно, преувеличил количество бань на главной церкви Киева, однако вряд ли можно сомневаться в том, что Десятинная церковь действительно имела много бань. Во всяком случае, первая каменная церковь не могла не вызвать благоговейного удивления среди тогдашних киевлян и многочисленных посетителей "матери городов русских".


Город Владимира с княжескими дворцами и Десятинной церковью (макет)

Но этот храм поражал и удивлял не только своими размерами, но и внутренним убранством. Внутри церковь была расписана фресками, а в центральной части украшена настенными мозаиками. Пол украшали мозаичные плиты, выложенные из различных пород мрамора, шифера и других ценных пород камня (остатки этих материалов были найдены во время многочисленных раскопок, проводившихся в разное время). Именно поэтому за роскошное убранство Десятинную церковь называли еще и "мраморной".
Главной святыней церкви стал чудотворный образ Богородицы, о котором упоминается в "Чтении о Борисе и Глебе" Нестора-летописца. Эта икона, известная как древняя святыня Киева, была привезена из Корсуня женой князя Владимира Анной с приданым. Образ по повелению греческой царевны был поставлен в Десятинном храме. Дальнейшая судьба этой иконы точно не известна. Предполагают, что впоследствии икона Константинопольской Богоматери была отдана одним из киевских князей в приданое за дочерью или сестрой, которая отправлялась в Белзкое княжество. По другой версии она была вывезена из Киева в 1270 году князем Львом Даниловичем, который поместил ее в церкви города Бэлза, а в 1382 году эта киевская святыня попала в Ченстохов и стала главной святыней Польши под названием чудотворного образа Ченстоховской Божьей Матери.


Ченстоховская икона Божией Матери или "Черная мадонна", которой поклоняются и католики и православные.

В Богородице Десятинной хранились и другие священные реликвии. В частности, глава священномученика Климента, его ученика Фивы и мощи других святых, привезенные из Корсуня.
Церковь была трех престольной: центральный престол был посвящен Богородице, второй - святителю Николаю, а третий - св. Клименту.
Известно также о чудотворной иконе Святителя Николая, привезенной Владимиром из Корсуня (именно в память об этой иконе в начале XVII в. на развалинах храма киевляне возвели небольшую деревянную часовню, которую назвали "Николай Десятинный"). Правда, у исследователя киевской старины К. В. Шероцкого существовала своя версия относительно этой святыни: якобы этот образ был взят князем Владимиром из Николаевской церкви на Аскольдовой могиле, когда оттуда было перенесено тело святой Ольги (1007г). Так, со временем Десятинная церковь стала семейной усыпальницей первых киевских князей. Здесь нашли свое место упокоения его патроны: жена Владимира греческая царевна Анна, умершая в 1011, а в 1015 году сам князь Владимир Великий, тело которого было положено в мраморный саркофаг.
В 1044 году великий князь Ярослав Мудрый перенес в Десятинную церковь тела своих дядей Ярополка и Олега Святославовичей - братьев Владимира Великого. Также здесь находились захоронения князей Изяслава Ярославича и Ростислава Мстиславича, а еще первого Киевского митрополита Михаила.

Такова была история Богородицы Десятинной до нашествия Батыя 1240 года, которое стало катастрофическим для всего Киева. После этого печального события храм почти четыре века пролежал в руинах. Вплоть до 30-х гг.. XVII в., Когда киевский митрополит Петр Могила сказал: "Десятинную церковь Пресвятыя Девы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету".
По тем временам от Десятинной церкви остались только руины и только часть одной стены чуть возвышалась над землей.
Сохранилось описание французского инженера Гийома де Боплана, который путешествовал по Украине в конце 20-х - начале 30-х годов XVII века, о руинах Десятинной церкви, где он отмечал, что стены ее были покрыты греческими надписями и достигали высоты уже только 5-6 футов.


Руины Десятинной церкви на рисунке А.Вестерфельда, XVII в

Петр Могила, потратив немалые средства, откопал развалины древней церкви, найдя среди них две древние гробницы, а через некоторое время построил на этом месте небольшую церквушку, которую освятил его сподвижник и преемник Сильвестр Косов в 1654 году. П. Могиле не удалось закончить восстановление этой святыни, поэтому в своем завещании он отметил: "На восстановление церкви, названной Десятинной, которую я начал реставрировать, чтобы восстановление закончено было, с моей шкатулы готовых тысячу золотых назначаю и записываю".
В том же году к церкви была пристроена трапезная и надстроен второй деревянный этаж с церковью святых апостолов Петра и Павла. В таком виде Десятинная церковь простояла до 1758 года, когда был совершен очередное ремонт, который профинансировала монахиня Флоровского монастыря Нектария (в миру княгиня Наталья Долгорукая).
Но, когда в 1810 и 1817 Киев посетил ее внук, князь М.Долгорукий, то в своих "записках" он жаловался на нехватку людей, которые могли бы ознакомить его с киевскими достопримечательностями, а о Десятинной церкви заметил: "Никогда бы я не подумал, что она так брошена и призрена как я ее нашел ».


Монахиня Нектария - старица Флоровского монастыря (в миру княгиня Наталья Долгорукая).

Очередные строительные работы вокруг Десятинной церкви начались уже в начале XIX века. В 1824 году тогдашний киевский митрополит Евгений Болховитинов поручил расчистить фундамент Десятинной церкви археологу - любителю Кондрату Лохвицкому, которого поддерживал "великодушный чтитель священной древности" заштатный гвардии поручик и богатый киевский помещик Александр Анненков. В частности, он выхлопотал разрешение отстроить храм на собственные средства и выделил деньги на раскопки, во время которых было выявлено немало интересных артефактов. В частности, были найдены остатки колонн, фресок, мозаик, много серебряных и золотых старинных греческих и других монет, два древнейших особой продолговатой формы колокола и две каменные гробницы.
Под крышкой одной из них был обнаружен женский скелет, вероятно царевны Анны, с крестиком на шее и цепочкой из червленого золота, а так же и другие золотые украшения. В другой каменной гробнице были мощи князя Владимира, которые были найдены еще при митрополите Петре Могиле (в саркофаге сохранились кости, кроме главы и правой руки и остатки истлевшей парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь.) Тогда же было найдено и третью гробницу - севернее Могильной церкви у самой стены. Этот саркофаг представлял особую ценность: на нем был изображено резное плетения с розетками и ряд византийских четырехконечных крестов. Этой орнаментацией он был очень похож на саркофаг Ярослава Мудрого в святой Софии. В нем лежали останки с не истлевшей одеждой и бархатным покрывалом, через которое можно было четко видеть сохраненный внешний вид женщины, которой, вероятно, была княгиня Ольга. Эти щедрые находки и исследования вызвали большой интерес в местных и столичных правительственных кругах, где вдохновенно заговорили о восстановлении Десятинной церкви.

По повелению императора Николая I был создан комитет по сооружению храма и объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие известные зодчие Российской империи и, в частности, Киева. Известно, что свой проект Десятинной церкви представлял известный киевский архитектор Андрей Меленский, но победил проект петербургского архитектора Виктора Стасова, который представил Десятинную в имперском, византийско-московском стиле, который не имел ничего общего с первоначальной зданием.
2 августа 1828 было освящено начало строительства, в знак чего в основе престола положили камень из красного гранита с надписью о дне основания новой церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. (Интересно, что несколько кирпичей из фундамента старой Десятинной церкви были заложены и в фундамент Красного корпуса Киевского университета 31 июля 1837). Строительство храма стоило более 100 000 рублей золотом и продолжалось в течение 13 лет, а 15 июля 1842 митрополит Киевский Филарет торжественно освятил новую Десятинную Успения Богородицы Николаевскую церковь.


Десятинная церковь. Архитектор В.Стасов.

Новая Десятинная церковь в народе получила название Анненковськой. Она была значительно меньше своей площади за старинную Владимирскую и занимала только юго-западную часть старых фундаментов алтарных апсид, а части прилегающих к ним фундаментов галерей остались незастроенными.
Внешне в южную стену новой церкви без определенного порядка были вделаны остатки древних рельефных букв бывшего греческой надписи из первоначального строения Десятинной церкви. Также в новом храме хранились отдельные фрагменты старой Владимировой церкви: мозаичный пол из разных сортов мрамора и малинового цвета волынского шифера, драгоценные остатки мозаик, керамических плиток, фрагменты фрескового рисования, кирпича с родовым знаменем киевских князей - трезубцем, другие детали древнего сооружения и старый колокол. Несмотря на это, в архитектурном плане церковь выглядела слишком помпезной: с присадистыми московскими куполами и цибулястымы главами, за что исследователи-любители старины Киева прозвали ее "ступой" и считали оскорблением памяти великого Владимирского храма.

Впрочем, и этой постройке также не повезло. Новая беда пришла вместе с новой властью большевиков, объявивших "религию - опиумом для народа" и упорно приступивших к уничтожению культовых объектов. Сначала Десятинный храм планировали включить в перечень достопримечательностей, разместить в ней экспозицию музея и объявить в числе объектов государственного историко-культурного заповедника под названием "Киевский Акрополь". Но уже в 1929 году появились другие планы относительно ее использования: в частности, предлагалось перестроить ее под клуб. Но общество охраны памятников опротестовало подобные планы и настояло на передаче церкви в ведение Киевской краевой инспектуры. Тогда же к спасению Десятинной присоединился и известный исследователь и памятковед Федор Эрнст, который обратился в Укрнауку с письмом о нецелесообразности срочного изъятия Десятинной церкви из пользования религиозной общины. Но было уже поздно...

2 октября 1929 Десятинную церковь закрыли, но музея из-за нехватки средств так и не создали. А в марте 1936 года президиум Киевского горсовета вынес решение о сносе Десятинной церкви как таковой, не имеющей исторической ценности. Единственное, что удалось сохранить - это архивные материалы, находившиеся в помещении Десятинной церкви - их передали в Софийский архитектурно-исторический музей. В том же году Десятинной церкви, как и большинства киевских храмов и святынь, не стало...

Еще одна важная страница в истории этого храма связана с археологическими раскопками. Первые научные исследования проводились вокруг церкви еще в 1908-1911 гг. по постановлению Петербургской археологической комиссии. Археолог Д. Миляев, который руководил работами, был первым, кто на основании научных обмеров составил близкий к действительному план первобытного строения церкви. Во время этих раскопок было найдено и ценный клад золотых и серебряных украшений, самые ценные вещи из которого (серьги, колты, браслеты, кольца, серебряные монеты, гривны и т.д.) оказались в Петербургских музеях, где и находятся там по сей день.

Следующая экспедиция появилась на Старокиевской горе после того, как был уничтожен "новый" Десятинный храм Стасова. В 1938-1939 гг. здесь работала экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. Каргера, которая провела фундаментальное изучение остатков всех частей Десятинной церкви. Во время раскопок нашли фрагменты мозаикового пола, фрескового и мозаичного украшения храма, каменные гробницы, остатки фундаментов... А рядом с Десятинной церковью были найдены руины княжеских дворцов и жилищ бояр, а также ремесленные мастерские и многочисленные захоронения IX-X веков. Эти археологические находки сейчас хранятся в Национальном заповеднике "София Киевская" и Национальном музее истории Украины. Довоенные исследования дали археологам исчерпывающе полную картину о фундаментах старой Владимировой церкви, после чего исследователи взялись за реконструкцию внешнего вида старого храма, но теперь уже только на бумаге. Попытки реконструкции Десятинной церкви времен Киевской Руси были у М. Холостенко, американского исследователя К. Конанта, А. Реутова, Ю. Асеева....


Десятинная церковь (реконструкция Ю. Асеева)

После послевоенных археологических экспедиций фундаменты церкви законсервировали, возродив их контуры и устроив отдельные детали древнего фундамента под стеклом. А человеческие скелеты, которых археологами было найдено немало, похоронили в братской могиле, где установили памятный крест с надписью: "Братская могила защитников Киева, которые погибли в 1240 году во время нашествия Батыя".


Контуры фундамента Десятинной церкви в ХХ в.

Несколько лет назад интерес к восстановлению Десятинной церкви снова вернулся.
Первые археологические разведки в XXI в. были проведены еще в 2005 году, а в 2008 году археологи приступили к основным работам. За это время на территории раскопок ученые сделали детальное описание остатков фундамента церкви, а также нашли ряд артефактов: монеты времен ХV-ХVIII веков, каменные пряслица древнерусского времени, керамическую посуду Х века, перстни, изготовленные из цветного металла, костяные наконечники стрел. Уникальной находкой ученые называют наконечник с резьбой скандинавского типа, который нашли на территории языческого захоронения Х века. Это первая подобная находка на территории бывшей Руси. Но сколько бы находок не имели под руками археологи, воссоздать Десятинную церковь с точностью до миллиметра никогда не удастся. Прежде всего, от бывшего огромного сооружения сейчас сохранилась только пятая часть фундаментов, остальные были разобраны как строительный материал в конце ХVII - начале ХVIII века.


Павильон на месте раскопок фундаментов Десятинной церкви

Дальнейшая судьба Десятинной церкви остается неопределенной. Будут ли продолжаться раскопки, оставят ли оригинальный фундамент, возведут ли новый храм – дискуссия на эти темы не смолкает от момента начала раскопок... Но в каком бы виде не довелось киевлянам и гостям столицы созерцать древний храм, он во все времена будет оставаться нашей национальной святыней и гордостью.

Когда идет речь о самом раннем этапе истории христианской Руси, приходится смириться с тем, что известно о нем из письменных источников очень и очень мало. Представьте себе, от времени Крещения до времени создания «Повести временных лет» прошло больше 120 лет. Недаром уже к тому времени спорили, где крестился сам князь Владимир Святославич: кто говорил - в Корсуни, кто - в Киеве, а кто - еще где.

Первый собор христианской Руси

То же самое относится и к главному собору Киевской Руси - Десятинной церкви. С момента гибели этого памятника прошло уже почти восемь веков, но и по сей день о нем идут споры.

Впрочем, справедливости ради следует отметить: Десятинная церковь не была ни первым храмом Киева, ни первым собором Киева, ни первой каменной церковью Киева, ни даже первой постройкой Владимира после крещения. Источники прямо называют церковь Илии на Подоле еще до Крещения Руси, и говорят, что храм тот был соборным, - а значит, были и другие. Михаил Каргер упоминал, что он нашел остатки этого храма при раскопках киевского Подола, и говорит, что он был каменным.

После крещения Владимир поставил несколько деревянных храмов, а потом затеял строительство главного храма своей страны.

Во всех древних источниках написано, что храм получил посвящение Богородице, но не говорится - какое. Успения? Рождества? Положения Риз?

Этого мы не знаем. Более того, нам точно неизвестен даже год закладки храма. Разные летописи называют 989, 990 и 991 годы. Так что же нам известно достоверно?

Немного истории

Храм был освящен в 996 году - на этой дате сходятся все источники. Точно знаем, что сразу же он получил название Десятинной церкви - на содержание ее Владимир выделил одну десятую от доходов княжеской казны.

Потом в храме были похоронены кости братьев Владимира - Ярополка и Олега, павших в борьбе за княжеский престол (и, надо сказать, не без участия будущего крестителя Руси). При этом с костями была проделана уникальная процедура: они были крещены.

Захоронили в Десятинной церкви и первого христианского правителя Руси - Ольгу. При раскопках был найден мраморный саркофаг - считается, что именно в нем упокоилась святая равноапостольная княгиня.

В 1039 году Десятинную церковь освятили заново. Почему? Неизвестно. Может, ее достраивали, может, случился пожар. В любом случае, дальше о ней сведений очень мало: около 1037 года в Киеве воздвигли новый «главный собор» - сохранившуюся до сих пор Софию Киевскую, и центр духовной жизни Руси при сыне Владимира Ярославе Мудром переместился сюда.

Десятинная церковь простояла до 1240 года, когда была разрушена при взятии Киева войсками Батыя: рухнула - то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал.

В 1630−1640-х годах митрополит Петр Могила устроил в юго-западном углу руин древнего храма маленькую церковь. Храм простоял до 1828 года, когда вместо него на бо льшей территории древней церкви построили новую, по проекту архитектора В.П. Стасова, предварительно проведя раскопки. В 1824 году их вел археолог К.Н. Лохвицкий, но качество его работы признали ужасным даже в то время, поэтому в 1826 году Лохвицкого сменил архитектор Н.Е. Ефимов. В 1908-1911 годах те части Десятинной церкви, что не попали под застройку, раскопал Д. Милеев, его работу в 1912-1914 годах продолжил его ученик П. Вельмин. В 1938-1939 годах, после сноса церкви Стасова, нераскопанное Милеевым и Вельминым изучил М.К. Каргер, сводный план раскопок которого стал хрестоматийным.

Но даже эти раскопки оказались неполными, фиксация их результатов была не очень удовлетворительной, сами же они практически уничтожили значительную часть сохранившихся руин памятника. Поэтому большая часть того, что мы знаем о храме, относится к числу дискуссионной информации. Простой показатель: даже если говорить о плане церкви, в научный оборот введено более десятка ее реконструкций - а сколько было попыток реконструировать внешний облик Богородицы Десятинной!

Храм был довольно большим: 35 х 37 м (по фундаментам, без апсид). Он был выстроен из плинфы (древнего тонкого кирпича) - плиток размерами 31 х 31 х 2,5 см. Вот такой вот образец древнерусского зодчества.

Немного о самом слове «зодчество». В Древней Руси этим словом называли только каменное строительство. «Здати» - строить, создавать; «здо» - глина, из которой изготовляли плинфу. Кстати, таким образом, слово «Создатель» буквально означает «вылепивший из глины» - вспомним, как (согласно Ветхому Завету) творили человека. Да и летописи разделяли каменное и деревянное строительство: когда употреблялся термин «създа», то совершенно определенно имелась в виду каменная постройка, когда «поста ви» - деревянная. Так что с точки зрения древнерусского человека, «деревянное зодчество», музеи которого сейчас существуют и в России, и на Украине, - оксюморон.

Казалось бы, после раскопок Каргера и музеефикации «плана» церкви можно ставить точку - очень много неясного, но откуда взять новые данные?

Новые открытия

Тем не менее, оказалось, что есть откуда.

С 2005 года фундаменты храма снова полностью раскопали российские и украинские археологи (руководили раскопками выдающиеся археологи Глеб Ивакин (Киев) и Олег Иоаннисян (Санкт-Петербург). На этот раз раскопки провели максимально тщательно, не торопясь, фиксируя каждый камень.

Ученые пришли к выводу, что храм на самом деле был совсем не таким, каким его считали историки архитектуры. И все существующие реконструкции содержат как минимум одну очень серьезную ошибку.

Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу. До сих пор считалось, что ядро памятника построено в 989-996 годах, а в XI веке его дополнительно обстроили галереями (по крайней мере, частично). Оказалось, что все элементы плана храма, от закладки до освящения, сложились в один период, но в процессе строительства замысел и тип постройки изменились.

Сначала, как и считалось до сих пор, храм строили как крестово-купольный. Так возведены почти все древнерусские храмы до монгольского нашествия, за исключением нескольких построек-ротонд.

Но Десятинная церковь - главный храм нового христианского государства. Он должен был быть большим. Своих мастеров-архитекторов, разумеется, на Руси не было, а в Византии того времени просто не строили таких больших крестово-купольных зданий.

Уже начав строительство, зодчие поняли, что такого размера крестово-купольные своды им не дадутся, и выстроили более простую в работе и привычную им базилику. Археологи установили очень интересный факт: строителям даже пришлось разобрать часть уже построенного здания - в засыпанном в процессе строительства Десятинной церкви древнем рву обнаружены фрагменты кладки.