Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Что значит – быть свободным? Что объединяет понятия «свобода», «выбор» и «ответственность»? Эти и другие вопросы, волнующие молодёжь, стали предметом дискуссии в ходе информационного часа, прошедшего в МОУ СОШ № 5 г. Буденновска в рамках работы с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Для получения представления о мировоззрении детей, в начале мероприятия участникам была предложена анкета, целью которой было задание проанализировать понимание свободы современными подростками; выявить отношение подростков к свободе, как ценности в настоящее время. На примерах литературы, библиотекарь Змиевская Н.К. рассказала молодым людям, что человек властен совершать определенные поступки, но он должен быть готов нести за них ответственность. С неподдельным интересом присутствующие ознакомились с видеопрезентацией: «Свобода: ответственность или вседозволенность?». К мероприятию был подготовлен библиографический обзор художественной литературы - Т. Драйзер «Американская трагедия», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Подросток», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Х. Конзалик «Человек-землетрясение». Представленные произведения помогут подросткам выработать собственное мнение о свободе и вседозволенности, о праве выбора своей мечты. Встреча прошла в непринуждённой, дружественной обстановке.

Как же часто мы путаем эти понятия. Я хочу раз и навсегда раскопать между ними огромную яму и дать вам возможность туда заглянуть.

Вседозволенность — отсутствие желания понимать чувства людей. Это когда получают блага за счет других, причиняя им боль. Когда самоутверждаются, унижая. Берут желаемое, шагая «по головам». Вершат судьбы, невзирая на ценности окружающих. Приписывают себе важность «Я лучше, поэтому мне дозволено все».

Никто не лучше и не хуже. Мы все — звенья одной цепи, каждый находится на своём месте и выполняет свою функцию. Какой орган в твоем организме самый важный? Это смешной вопрос, правда?

Сейчас ты понимаешь, насколько абсурдно сравнивать себя с другими и других с собой?
Вседозволенность — коварная дама, именно под ее дудку ты пляшешь, если узнала себя в описании.

Что такое «свобода»?

Свобода — умение чувствовать себя, понимать свои чувства и окружающих. Быть в гармонии с собой. Выбирать лучшее для себя, уважая выбор и пространство других людей. Свобода — это искусное лавирование в океане жизни. Ты стремишься туда, куда хочешь, при этом не задевая других людей (не причиняя им боль). Ты умеешь чувствовать и понимать. Ты не вовлекаешь в свою игру других насильно. Ты просто предлагаешь присоединиться тем, кто готов.

Свобода — это уважение к себе, другим, к самой жизни.

Мы — узники своих внутренних ограничений

Самое страшное наказание для человека — ограничение внешней свободы. Но мы зачастую даже не подозреваем, что являемся узниками собственных внутренних запретов. Они приходят в жизнь незаметно: слова родителей, учителей, окружения, опыт и неумение делать выводы из совершенных ошибок. Виток за витком и вот мы уже в капкане, за толстыми стенами одиночной камеры своих убеждений (читай «заблуждений»).

Когда ты смотришь вперед, а перед носом стена, видишь ли ты горизонт и этот мир таким, какой он есть? Нет, ты видишь только стену.

Так что же мешает тебе свернуть за угол этой конструкции и открыть для себя удивительный мир возможностей и счастливой жизни?! Всего лишь несколько маленьких шагов...

Что мешает нам быть свободными?

Я подскажу, . Страх неопределенности, перемен. Странно звучит? Возможно, но это именно так. Даже когда ты знаешь, что перемены будут к лучшему, ты боишься. Потому что это неизвестность, а она пугает нас с самого детства.

Помнишь, как ты боялась войти в темную комнату? Твое воображение рисовало разные картинки. В неизвестности тебя может ждать все, что ты придумаешь сама. Чтобы перебороть свой страх, с трясущимися коленками, ты шла туда и быстро включала свет. И о чудо! Страх рассеивался, ты начинала видеть реальность такой, какая она есть, без страшных монстров под кроватью.

Что выбрать: свободу или вседозволенность?

Подведем итог: вседозволенность отличается от внутренней свободы тем, что она причиняет боль каждому, кто попадает в поле человека с подобным отношением к жизни. Внутренняя свобода делает тебя бесстрашной, видящей горизонт и мир во всей его красоте. Ты выбираешь, как тебе жить, при этом не задевая чувств близких людей. Ты живешь в гармонии со своими желаниями и эмоциями.

Если посреди ночи тебя разбудить и спросить: «Ты счастливый человек?», твой ответ будет быстрым и уверенным: «Да!».

Просто зайди в свою личную «комнату страхов» и быстренько включай свет. Как это сделать? Я . Возьму тебя за руку, и мы пойдем туда вместе.

ПРАВОВАЯ БЕСЕДА
«Есть ли границы у свободы?»
Цель. Помочь учащимся в осмыслении понятий «свобода», «право на свободу»
1. Приветствие.
2. Проверка того, как дети слышат учителя.
Нет такого народа, который в своей истории не сражался бы за свободу от
порабощения, от любого вида угнетения.
Каждый из вас наверняка поскорее мечтает стать взрослым.
Кажется, что взрослым можно делать все, что хочется, полная свобода!
Представьте себе, что объявили праздник «День непослушания».
Что бы вы стали делать?
Каким человеком вы бы себя почувствовали?
Вопреки всем правилам поведения вы учинили бы полный хаос?
Вы почувствовали бы себя свободными, почти взрослыми?
А что значит быть взрослым? (не зависеть ни от кого?, или наоборот – стать
полностью ответственным за свои поступки, за жизнь и благополучие близких вам
людям?).
5. Есть разные мнения, что такое свобода.
Я приведу лишь некоторые из них.
Свобода – это возможность делать все, что хочешь.
Свобода – это независимость от кого­то.
Свобода – это отсутствие стеснений, ограничений.
Свобода – это вседозволенность.
Свобода – это возможность выбора.
Какое мнение вы поддерживаете?
6. Давайте порассуждаем.
Приобретая жизненный опыт, вы будете все больше и больше убеждаться в том, что
полной, абсолютной свободы не бывает. Что касается поведения людей, наших действий
и поступков, то всегда имеются пределы.
Что же ограничивает нашу свободу?
Известен такой остроумный ответ: «Моя свобода размахивать руками заканчивается
на кончике твоего носа».
Как вы это понимаете?
Если я начну размахивать руками дальше твоего носа, то я уже нарушу твое право
на личную неприкосновенность, я начну тебя бить. Я совершу правонарушение и
соответственно понесу за это ответственность.
Человек свободен только в тех границах, которые позволяют сохранить такую же
свободу другому человеку.

7. В истории человечества есть очень важный документ «ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА».
Этот документ был принят во Франции в 1789 г.

Он формулирует понятие «свобода» следующим образом: «Свобода состоит в
возможности делать все, что не приносит вреда другому».
Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь
те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же
самыми правами. Принципы эти могут быть определены только законом.
Юристы так говорят: «Разрешено все, что не запрещено законом».
Мы вчера с вами говорили о неразрывной связи понятий «права», «обязанности»,
«ответственность».
8. В обществе существуют
моральные нормы,
правила этикета и поведения,
здорового образа жизни.
А любое правило, общественная норма – это ограничение.
Как вы думаете, для чего люди в течение длительной истории человечества
придумали эти ограничения?
Рассмотрим несколько примеров запретов и определим, чью свободу запреты
ограничивают, чьи права защищают.
1. Запрет курить в общественных местах.
2. Запрет пропускать школу без уважительной причины.
3. Запрет купаться в неположенном месте.
4. Ограничение скорости движения автомобиля.
5. Запрет играть на проезжей части дороги.
Нормы и правила создаются во благо каждого человека, они удерживают нас от
поступков, наносящих кому­то вред, чтобы свобода стала реальностью всех членов
общества.
9. В главном законе нашей страны – Конституции закреплены права и свободы
человека и гражданина. (Учитель раздает воздушные шарики, к ниточкам которых
привязаны листочки с названием свободы).
Право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22).
Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (статья 27).
Свобода совести, вероисповедания (статья 28).
Свобода мысли и слова (статья 29).
Свобода мирных собраний, митингов, демонстраций (статья 31).
Свобода участвовать в управлении делами государства (статья 32).
Труд свободен.
Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать
профессию (статья 37).
Свобода участвовать в культурной жизни общества, пользоваться достижениями
культуры (статья 44).
Свобода важна для каждого человека и для страны в целом. Но свобода, как и
шарик, нуждается в бережном отношении.

Необходимо с детства учиться пользоваться свободой, помня, что моя свобода не
должна нарушать свободу другого человека, приносить ему вред.
10. Давайте еще раз вернемся к разным мнениям о том, что такое «свобода» и какое
из них вы поддерживаете.
Наиболее правильным я считаю определение «Свобода – это возможность
выбора».
Вся жизнь человека состоит из выборов – от младенчества и до последних дней:
­ делиться ли игрушкой в песочнице,
­ признаться ли в том, что именно ты сломал дверь в классе,
­ извиниться ли незаслуженно причиненную обиду,
­ с кем дружить,
­ заниматься спортом, или ходить в танцевальный кружок,
­ какой профессии обучаться,
­ где работать,
­ на ком жениться,
­ как воспитывать детей?
И от того, какие выборы делает человек, формируется его личность, будет ли он
хорошим человеком, или вырастет мерзавцем, будет ли он успешным человеком, или
будет тунеядцем, будет ли он хорошим родителем, или будет всю жизнь уклоняться от
своих обязанностей заботиться о своей семье.
Государство предоставляет вам много прав, с помощью которых вы можете
построить свою успешную жизнь.
Но успешность ее зависит от ваших выборов.
Например, вы имеете право на образование
­ обязательно должны получить общее среднее образование,
­ имеете право получить полное среднее образование,
­ начальное профессиональное,
­ среднее профессиональное,
­ высшее профессиональное.
Но вы сами делаете свой выбор, как вам учиться и какие соответственно иметь
результаты. (Примеры разобрать).
Вы сами определяете, как строить свои отношения с окружающими и
соответственный будет результат.
Учитель, воспитатель объясняет вам, учит вас тому, что понадобится вам в жизни,
учит отношениям, которые помогут вам стать успешными. Если вы сделаете выбор и не
захотите принять добрые советы старших людей, вы собственными руками разрушите
свою жизнь.
От того, какие выборы делает человек, формируется его личность, будет
ли он хорошим человеком, или вырастет мерзавцем, будет ли он успешным
человеком, или будет тунеядцем, будет ли он хорошим родителем, или будет
всю жизнь уклоняться от своих обязанностей заботиться о своей семье.
«Всякое существование – это сосуществование»
(древняя мудрость)

Мы все разные люди, с разными привычками, взглядами и т.п., и все же необходимо
учиться строить отношения, учиться договариваться между собой.
Не кулаками, не оскорблениями, а именно договариваться.
Людям легче решать возникающие проблемы, легче уживаться друг с другом, когда
они вместе вырабатывают правила, и потом по этим правилам живут.
Сегодня мы уже говорили с вами об этом.
Какие правила мы могли бы определить, например, для нашей группы?
Правила, которые коснулись бы различных сторон жизни в школе:
­ взаимоотношений между учащимися,
­ между учащимися и учителями, безопасности в классе и в школе.
­ поведения на перемене,
­ совместного проведения досуга и т. п.
Примерные правила для учащихся:
1. Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
2. Уважать права и считаться с интересами других людей.
3. Не подвергать опасности жизнь и здоровье свое и окружающих.
4. Заниматься в меру своих способностей.
5. Принимать активное участие в жизни коллектива.
6. Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не
оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
7. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
8. Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
9. Не опаздывать на урок.
10. Не покидать школьное здание, не получив на это разрешение учителя или
воспитателя.
(Ведется обсуждение каждого правила и принимается голосованием).
Давайте вместе определим последствия нарушения принятых нами правил.
1. Нарушил правило – объясни причину.
2. Напоминание.
3. Порицание.
4. Извинение.
5. Возмещение ущерба.
6. Обсуждение поступка всей группой.
7. Обсуждение на Совете профилактики.
8. Встреча с директором.
Контроль за соблюдением правил.
Один раз в неделю собираться на Совет группы и обсуждать выполнение правил
каждым учащимся.

Свобода – это отсутствие
стеснений, ограничений
Свобода – это
вседозволенность
Свобода – это
возможность
выбора

«Моя свобода
размахивать руками
заканчивается на
кончике твоего носа»
«Свобода состоит в
возможности делать
все, что не приносит
вреда другому».
(Декларация прав человека и гражданина)

«Разрешено все, что не
запрещено законом».
Запрет курить в
общественных местах
Запрет пропускать
школу без уважительной
причины
Запрет купаться в
неположенном месте

Ограничение скорости
движения автомобиля
Запрет играть на
проезжей части дороги
Право на
свободу и личную
неприкосновенность
(статья 22)
Свобода
передвижения,

выбора места
пребывания
и жительства
(статья 27)
Свобода
совести,
вероисповедания
(статья 28)
Свобода мысли
и слова (статья 29)
Свобода мирных

собраний, митингов,
демонстраций
(статья 31)
Свобода
участвовать
в управлении делами
государства
(статья 32)
Труд свободен.

Ключевые слова: ИНТЕРНЕТ; МОЛОДЁЖЬ; ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ; СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ; СВОБОДА СЛОВА И ДЕЙСТВИЙ; ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; БУДУЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ; INTERNET; YOUTH; USER; SOCIAL NETWORKS; FREEDOM OF SPEECH AND ACTION; RESPONSIBILITY; FUTURE GENERATIONS.

Аннотация: 21-й век – век информационных технологий. В настоящее время Интернет всё больше пользуется спросом у людей, особенно у молодого поколения. Молодёжь является активным пользователем различных социальных сетей. В данной статье речь пойдет о свободе слова и действий молодых людей в социальных сетях, а также об ответственности за свои слова и поступки. Здесь же прослеживается тонкая грань между жизнью и социальными сетями. Имеется в виду, что то, чем мы занимаемся в Интернете, и то, что мы кому-то отправляем в сообщениях, имеет значение и оставляет какой-то след не только в виртуальном мире, но и в жизни. Всё зависит от будущего поколения, и это факт.

С 2000 года по 2018 год время, которое люди проводят в интернете, увеличилось с 9,4 до 23,6 часа, то есть примерно до суток в неделю, эти данные сообщаются в докладе Анненбергской школы медиаисследований. Согласно исследованиям, к примеру, опросу, проводимому Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), молодёжь проводит в интернете и преимущественно в социальных сетях 3 часа и более ежедневно. Некоторые люди думают, что так мы тратим время впустую, но я понимаю для чего это нам. В социальных сетях люди прямолинейны. Можно просто выйти из своего аккаунта и заблокировать то, что не нравится.

Человек находится в бегстве от своих проблем и попадает в так называемую «паутину» — социальные сети, где он может обо всём этом забыть и придумать себе новую жизнь с новым именем, а также «убежать» от каких-то своих комплексов. Он создаёт совершенно новую личность, «придумывая» себе качества, которых у него, скорее всего, в реальной жизни и не существует. В Интернете люди, особенно это популярно среди подростков и молодёжи, могут представляться самодостаточными и ни в чем не нуждающимися людьми. Но стоит ли их осуждать за это?

В Конституции РФ говорится, что у всех есть равные права, что люди рождаются свободными и остаются такими же, свободными «сидеть» в социальных сетях по несколько часов, свободными общаться с кем угодно, когда угодно и сколько угодно, свободными жить так, как им хочется, но, естественно не нарушая закон. В статье 23 Конституции говорится о том, что у человека есть право на неприкосновенность жизни, на личную, семейную тайну, а также на защиту своей чести. Под данным определением понимается также тайна переписки, телефонных разговоров и СМС-сообщений. Ограничить данное право людей может только решение суда.

Современное общество постоянно развивается. Интернет с каждым новым пользователем набирает всё больше и больше оборотов и занимает неотъемлемую часть жизни людей. Кто-то, возможно, задумывался о том, как приятно было бы иметь в жизни функцию социальных сетей «ВКонтакте» или «Facebook», чтобы заблокировать того, кто нам не нравится. Но в жизни всё не так. Хотя, на самом деле, настоящая жизнь тоже давно уже изменилась. Если мы спросим человека старше 30, о том, что он делал, когда был молодым, то мы услышим увлекательные истории о незабываемых поездках, знакомствах, прогулках, и естественно ни слова о компьютере и Интернете. Сразу начинаешь представлять будущее, которое нас ждёт, и задумываться о том, что же мы расскажем нашим детям и внукам о своей молодости. Как «не вылезали» из таких социальных сетей, как «ВКонтакте», «Instagram», «Twitter» и других? Как бесконечно смотрели ролики на «Rutube» или «Youtube»? Скорее всего, такие рассказы не порадуют наше подрастающее поколение. Поэтому не стоит забывать, что мы, конечно, вольны использовать Интернет и социальные сети в своих целях, спокойно «блуждать» по разным сайтам, свободно высказывать своё мнение, но мы не должны забывать и о возложенной на наши плечи ответственности. Ответственность заключается в том, что мы – будущее поколение, которое должно использовать всемирную «паутину» Интернет во благо, а не против ценностей и мнений других людей.

Говоря о свободе и ответственности, сначала следует обратиться к Конституции нашей страны. Если мы верим в ценности, представленные в ней, и согласны с тем, что у всех людей должна быть свобода и равные права, то мы не должны безустанно навязывать свои ценности другим. Мы не должны закрываться перед незнакомыми людьми, которые, как мы думаем, угрожают каким-то образом нашим ценностям. Напротив, мы должны открыться перед ними. Мы живём в обществе, так как мы нужны друг другу. Людям нужны люди. Конечно, мы можем уставать от общения, в особенности с теми людьми, с которыми не согласны в чём-то, с теми, кто думает по-другому, ни как мы. Но в обществе с равными правами мы должны постараться слушать и понимать друг друга. Может быть, будет легче услышать и понять, когда мы будем думать о том, чем же мы похожи, а не о том, чем же мы отличаемся, и говорить о том, в чём мы согласны, а ни в чём не согласны. Может быть, видя в людях только плохое, это они нам и покажут.

У нас есть право тратить 3 часа в день на социальные сети, потому что люди до нас боролись за нашу свободу. За нами стоит выбор, по каким ценностям жить в дальнейшем. Мне кажется, свобода и равные права для всех людей должны стать поединком, в который мы, молодёжь, готовы вступить. На самом деле, если не мы родившиеся в демократической стране мира, если не мы будем верить в лучшее в людях, если не мы будем терпеливыми и открытыми, если не мы будем бороться за справедливость, то кто тогда?

Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
  2. Добрынина Е. Россияне стали Интернет зависимыми.// Российская газета. – 2013.
  3. Терякова А.С., Боброва И.И. Влияние социальных сетей на молодёжь // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2014/12/2243 (дата обращения: 07.06.2018).
  4. Нургалымова М.С. Проблемы молодёжи. Свобода и ответственность в современном мире // Материалы региональной заочной студенческой научно-практической конференции. – 2015.

Цели и задачи: определить различия между свободой и вседозволенностью.

Предварительная беседа.

Предложить учащимся завершить следующие высказывания о свободе, комментируя их. Например:

1. Свобода существует там, где за свободой воли следует свобода действия. Так, человек, которому не удается выполнить задуманное из-за недостатка воли, в каком-то смысле раб своих страстей. Он несвободен, потому что подвержен сиюминутным желаниям, которые отвлекают его от главной цели.

В то же время свободы не существует, если свобода действий не следует за свободой воли из-за чьего-либо произвольного вмешательства.

Истинная свобода включает в себя внутреннюю свободу воли и внешнюю свободу ее проявления, так чтобы планы и действия человека не искажались посторонними факторами.

2. Если мы свободно можем реагировать на обстоятельства и определять свою судьбу, то мы должны понимать, что такая свобода непосредственно связана с ответственностью. Что такое ответственность? Является ли она чем-то отрицательным или она, наоборот, дает людям свободу, если ее верно понимать? Многие тяжело вздыхают, думая об ответственности, но почти все хотят быть свободными. Таким образом, чтобы понять истинную сущность свободы, мы должны осознать, что такое ответственность.

Попросите желающих дать определение ответственности. Выслушав нескольких человек, запишите па доске следующее определение:

Ответственность - способность выполнять свои обязательства независимо от обстоятельств и отвечать за последствия своих решений и действий.

3. Становясь старше, мы становимся более свободны в выборе решений, определяющих нашу жизнь. В то же время возрастает наша ответственность, потому что возможность самому строить свою жизнь означает также дисциплину, без которой невозможно достичь поставленной цели. Поэтому многие люди боятся свободы и избегают ответственности.

Попросите учеников сделать в тетрадях три колонки. В первую колонку они запишут решения, которые могли принимать в раннем детстве, во вторую — решения, которые они могут принимать сейчас, а в третью - решения, которые смогут принимать, став самостоятельными взрослыми людьми.

Например:

Детство

Что есть на сладкое

Какой игрушкой играть

С кем дружить

Настоящее

Когда делать уроки

Выбирать занятия

Решать, что есть

Будущее

Выбирать супруга

Выбирать работу

Выбирать место жительства

4. Чем больше у нас свободы принимать решения и строить свою жизнь, тем больше наша ответственность. Чем выше наше положение, тем ответственнее должна быть наша реакция на сложившиеся обстоятельства. Быть свободным также означает нести полную ответственность за свои действия.

5. Свобода означает также полную ответственность за свою жизнь. Вы сами, а не правительство или его представители решаете, какой будет ваша жизнь. Если за вас отвечает кто-то другой, значит, вы не полностью свободны. Попросите учащихся, работая парами, прокомментировать следующее утверждение и представить свой ответ всему классу. «Свобода и ответственность неотделимы друг от друга, поэтому истинно свободный человек может сам принимать решения и отвечать за результаты принятых им решений, будь они хорошими или плохими. Но человек, за которого принимают решения другие, не свободен, поэтому он раб».

Вопросы для обсуждения:

Почему ценят свободу? Почему хотят быть свободными? Обычно свободу ценят потому, что она дает людям возможность творить и воплощать в своей жизни вечные ценности, следуя классическим нормам красоты, истины и добра. Она помогает людям использовать свое творческое начало так, чтобы приносить радость людям - своей семье, друзьям и обществу. Поэтому на протяжении всей истории человечества люди боролись не за абстрактную свободу ради свободы, а за свободу быть добрыми и творить добро. Мы также ценим свободу, потому что она дает возможность поиска, так как мы не знаем очень многих вещей, влияющих на нас. Свобода необходима нам, чтобы дать место непредвиденному, непредсказуемому, а также чтобы творчески реагировать на неизвестное.

Материал для обсуждения и выводов.

Что такое свобода?

Возможность делать все, что я захочу и когда захочу.

Иметь возможность употреблять алкоголь и поступать безрассудно, когда мне это захочется.

Спать целый день.

Управлять другими людьми.

Иметь право кричать на кого-либо, когда я зол.

Иметь возможность извиняться, когда я не прав или нечаянно кого-то обидел.

Украсть все, что я захочу, если я не могу этого купить.

Выражать в любой форме мою злость и даже драться с братом или сестрой, когда они меня раздражают.

Думать о своем любимом торте во время важной контрольной по математике.

Не зависеть от произвола других.

Возможно продолжение дискуссии.