Иакова Заведеева в Казенной слободе

Иакова Заведеева в Казенной слободе - единственная святая обитель в России, построенная в честь этого апостола. Хотя Иаков, как повествует Евангелие, был одним из самых близких Христу учеников.

Точная дата возведения храма не известна, но первые упоминания о нём датированы 1620-м годом. Правда, тогда это было деревянное строение, а первый каменный построили в 1676 г. на деньги, выделенные царём Алексеем Михайловичем.

Основа здания являла собой бесстолпный четверик с примыкающей тройной апсидой, перекрытый сомкнутым сводом и завершённый пятиглавием. Из декора – кокошники, горизонтальные тяги на фасаде из фигурного кирпича, обрамлённый валиком киот. При храме были также трапезная и колокольня.

В XIX ст. несколько раз перестраивалась, в частности по проектам архитекторов Балашова и Фидлера: были сооружены прямоугольные приделы; здание приобрело простые геометризированные формы зрелого ампира; тройная апсида превратилась в одну большую, полуциркульную; кирпичный декор исчез; были разобраны своды, и вместо пятиглавия появился купол на широком барабане; трапезная с приделами изменила свой облик, приобретя элементы позднего ампира; и в конце концов появились каменная ограда и врата с небольшими пилонами.

Храм имел главный престол, освящённый в честь Казанской Богоматери и два других, освящённых во имя са. Якова и св. Николая. К южному приделу в 1883 г. была пристроена маленькая ризница.

Закрылся в 1932 г. и стал использоваться в качестве мастерской. В 1970-м святая обитель потеряла купол, в 1979-м - была сломана ограда. Тогда же в здание переехало Управление механизации Метростроя, a трапезная превратилась в гараж.

В 1991 г. верующие снова обрели свою , и с 1994-го в ней регулярно проводятся богослужения. В 1994-1998 гг. под руководством Царина была проведена реставрация здания.

Главная святыня храма – это ковчег с частичкой мощей апостола Иакова, привезённых из Рима, а также иконы св. Матроны Московской и князя Даниила Московского с частицами их мощей.

Ведёт активную социальную деятельность, также при нём открыта воскресная школа.

Дом 6, стр. 1

Координаты : 55°45′29″ с. ш. 37°39′14″ в. д.  /  55.758306° с. ш. 37.654056° в. д.  / 55.758306; 37.654056 (G) (Я)

Храм апостола Иакова Зеведеева в Казенной Слободе (Казанская церковь , Яковлевская церковь , Яковоапостольская церковь ) - православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии . Расположен в центре Москвы , между Бульварным и Садовым кольцом.

При храме действует воскресная школа для детей и молодежи.

История

Первые упоминания о деревянной церкви апостола Иакова на месте современного храма датируются 1620 годом. В 1676 году построен первый каменный храм, а в середине XVIII века - существующая колокольня.

В XIX веке храм был перестроен: в 1806 году к церкви были добавлены прямоугольные приделы, в 1831 году архитектор В. А. Балашов перестроил само здание, а в 1844 году были перестроены пределы и обновлена трапезная. В 1883 году по проекту архитектора М. А. Фидлера к церкви была пристроена паперть .

в XX веке

В 1932 году храм был закрыт, а в его здании расположилась механическая мастерская.

В 1970 году обвалился купол, в 1979 была демонтирована ограда, а само здание заняло Управление механизации Метростроя (в трапезной был гараж). В 1991 году храм был возвращен РПЦ и в 1994 в нём возобновились богослужения. Реставрация здания проведена в 1994-1998 годах (реставратор Н. В. Царин)

Архитектура

Престолы

В храме имеется частица мощей апостола Иакова, переданная храму из Компостельского собора (Испания) , где находятся мощи святого.

Напишите отзыв о статье "Храм Апостола Иакова Зеведеева в Казённой Слободе"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Храм Апостола Иакова Зеведеева в Казённой Слободе

– Что с тобой? Ты болен?
– Идите! – еще раз проговорил дрожащий голос. И князь Василий должен был уехать, не получив никакого объяснения.
Через неделю Пьер, простившись с новыми друзьями масонами и оставив им большие суммы на милостыни, уехал в свои именья. Его новые братья дали ему письма в Киев и Одессу, к тамошним масонам, и обещали писать ему и руководить его в его новой деятельности.

Дело Пьера с Долоховым было замято, и, несмотря на тогдашнюю строгость государя в отношении дуэлей, ни оба противника, ни их секунданты не пострадали. Но история дуэли, подтвержденная разрывом Пьера с женой, разгласилась в обществе. Пьер, на которого смотрели снисходительно, покровительственно, когда он был незаконным сыном, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи, после своей женитьбы, когда невестам и матерям нечего было ожидать от него, сильно потерял во мнении общества, тем более, что он не умел и не желал заискивать общественного благоволения. Теперь его одного обвиняли в происшедшем, говорили, что он бестолковый ревнивец, подверженный таким же припадкам кровожадного бешенства, как и его отец. И когда, после отъезда Пьера, Элен вернулась в Петербург, она была не только радушно, но с оттенком почтительности, относившейся к ее несчастию, принята всеми своими знакомыми. Когда разговор заходил о ее муже, Элен принимала достойное выражение, которое она – хотя и не понимая его значения – по свойственному ей такту, усвоила себе. Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж есть крест, посланный ей от Бога. Князь Василий откровеннее высказывал свое мнение. Он пожимал плечами, когда разговор заходил о Пьере, и, указывая на лоб, говорил:
– Un cerveau fele – je le disais toujours. [Полусумасшедший – я всегда это говорил.]
– Я вперед сказала, – говорила Анна Павловна о Пьере, – я тогда же сейчас сказала, и прежде всех (она настаивала на своем первенстве), что это безумный молодой человек, испорченный развратными идеями века. Я тогда еще сказала это, когда все восхищались им и он только приехал из за границы, и помните, у меня как то вечером представлял из себя какого то Марата. Чем же кончилось? Я тогда еще не желала этой свадьбы и предсказала всё, что случится.
Анна Павловна по прежнему давала у себя в свободные дни такие вечера, как и прежде, и такие, какие она одна имела дар устроивать, вечера, на которых собиралась, во первых, la creme de la veritable bonne societe, la fine fleur de l"essence intellectuelle de la societe de Petersbourg, [сливки настоящего хорошего общества, цвет интеллектуальной эссенции петербургского общества,] как говорила сама Анна Павловна. Кроме этого утонченного выбора общества, вечера Анны Павловны отличались еще тем, что всякий раз на своем вечере Анна Павловна подавала своему обществу какое нибудь новое, интересное лицо, и что нигде, как на этих вечерах, не высказывался так очевидно и твердо градус политического термометра, на котором стояло настроение придворного легитимистского петербургского общества.
В конце 1806 года, когда получены были уже все печальные подробности об уничтожении Наполеоном прусской армии под Иеной и Ауерштетом и о сдаче большей части прусских крепостей, когда войска наши уж вступили в Пруссию, и началась наша вторая война с Наполеоном, Анна Павловна собрала у себя вечер. La creme de la veritable bonne societe [Сливки настоящего хорошего общества] состояла из обворожительной и несчастной, покинутой мужем, Элен, из MorteMariet"a, обворожительного князя Ипполита, только что приехавшего из Вены, двух дипломатов, тетушки, одного молодого человека, пользовавшегося в гостиной наименованием просто d"un homme de beaucoup de merite, [весьма достойный человек,] одной вновь пожалованной фрейлины с матерью и некоторых других менее заметных особ.

Церковь Апостола Иакова Зеведеева в Казенной слободе

Яковлевский пер., ныне ул. Елизаровой, 6

До своего переименования в 1960-е гг. "переулок назывался Яковлевским с XVII в. по стоявшей в нем церкви Якова апостола, "что в Казенной слободе".

"Церковь значится с 1625 г.".

"Церковь построена в 1676 г. тщанием московского купца Даниила Пивоварова".

"Главная церковь построена в 1676 г., но переделана в 1833 г. с устроением нового купола. Трапезная 1841 г. Главный престол Казанской Божией Матери".

"Колокольня середины XVIII в.".

"Есть в ружных книгах - основана до Романовых. В 1620 и 1657 гг. названа деревянной. От 1625 и 1690 гг. известно обозначение "в Хлебниках, в Казенной слободе". По каменной резной надписи, сохранявшейся на наружной стене, каменный храм выстроен в 1676 г. тщанием московского купца Даниила Пивоварова. Тогда же она стала трехпрестольной с главным храмом Казанской Богоматери и приделами св. Николая и Иакова Алфеева. Колокольня второй четверти XVIII в. В 1833 г. главный храм перестроен московским купцом Иваном Матвеевичем Ярцевым, который был в 1832 г. городским головою, а в 1841 г. приделы перестроены купеческой женой Татьяной Ивановной Тумаковой. Перестройка 1833 г. состояла в том, что над расширенным старым четвериком возвели световой барабан. После 1833 и 1841 гг. церковь не раз обновлялась".

"Храм обновлялся в 1879 г.".

"При нем приходское попечительство, открытое 13 февраля 1905 г., и богадельня в церковном доме".

Закрыта церковь после 1917 г. В 1968 г. М. Л. Богоявленский записывал: "Храм обезглавлен, пристроены трубы, лестницы, подъемный кран с лебедкою, трансформаторная будка. С западной стороны вместо двери устроены ворота, куда въезжают автомашины. На крыше стоит высокая мачта с антенной. Вид церкви неряшливый, грязный от копоти. Внутри помещается механическая мастерская".

В 1970-е гг. купол храма обвалился, остались лишь стенки барабана. Церковная ограда с востока, за абсидой, сломана весной 1979 г. Остальная часть ограды также разрушена, сохранившиеся фрагменты встроены в новые пристройки, окружившие храм. Верх колокольни с крестом сломан, с нее отвалилась штукатурка. На рухнувшем куполе храма растут деревья. В 1979 г. восточная часть церкви занята Управлением механизации Метростроя - это собственно древний храм XVII в., в стенах которого сохранились детали старинного архитектурного убранства (остатки наличника, портала и т.д.). Западная часть - трапезная XIX в. - отдана под гараж райжилуправления. В обеих частях внутри все переделано. На охране храм не стоит и реставрации его не предвидится.

Интересная деталь: в северном звоне колокольни виден пролом в форме колокола на том месте, где его сбрасывали в 1920-е гг. Как это происходило, почти везде свидетельствует, например, следующее описание (оно относится, правда, к подмосковной Коломне): "Над Коломной умирали колокола, их снимали со звонниц для треста Рудметаллторг. Блоками, бревнами и пеньковыми канатами в вышине на колокольнях колокола вытаскивались со звонниц, вешались в высоте над землей и бросались вниз. Падали колокола с ревом и ухом, врезываясь в землю аршина на два". Подобные же немо вопиющие выломы остались в Москве на других колокольнях, у которых выдраны языки, - на церкви Илии Обыденного и т.д.

В 1990 г. восточная часть храма была занята аварийной службой Метростроя; середина гаражом, меняющим государственного владельца на кооперативного; западная же часть служит компрессорной того же Метростроя. Хотя церковь и включена в список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану в г. Москве, - состояние ее ужасающее.