Самые значимые торжества в церковном календаре, двунадесятые праздники, неразрывно скреплены друг с другом. Например, Благовещение Богородицы, как и Воздвижение Господне, верующие начали отмечать в IV веке, когда спустя 300 лет после распятия Христа, мать императора Константина, царица Елена, совершила путешествие по святым местам, связанным с его земной жизнью. Ей удалось отыскать на Голгофе священный крест и уточнить даты таких известных событий, как Рождество Пресвятой Богородицы, и появление на свет младенца Иисуса.

С той поры считается, что о непорочном зачатии Деве Марии стало известно 25 марта, в этот день и празднуют католики Благовещение Богородицы. Русская Православная Церковь, живущая по юлианскому летоисчислению, 7 апреля славит Благовещение, обычаи и традиции предписывают справлять праздник чинно, с тихим ликованием в сердце, ведь он приходится на Великий пост.

Весть о чуде



Сейчас трудно представить, что творилось на душе у шестнадцатилетней Марии, когда архангел Гавриил обратился к ней со словами: «Радуйся, Господь с тобой! Быть тебе Матерью Сына Божьего!» Разве могла она, воспитанная в храме, ослушаться Создателя, пойти против его воли. Однако, чтобы ее исполнить, требовалось проявить немалое мужество, стойко вынести осуждение людское. На такой поступок даже ее нареченный супруг Иосиф, который к тому времени уже девятый десяток разменял, не сразу решился, поначалу хотел тайно отпустить свою избранницу. Стыдился, все вокруг знали, что его невеста добровольно возложила на себя обет целомудрия.

Что повлияло на него больше, уговоры и пророчества ангела, который являлся Иосифу во сне, или безграничное самопожертвование юной Марии, поверившей в чудо? Ведь с ним был сопряжен и ее приход в мир, престарелые родители, Анна и Иоаким, буквально вымолили дочку у Бога. Без его благословения не случилось бы Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Богородицы, рождение Иисуса, светлое Христово Воскресение (), Воздвижение Господне и прочие великие происшествия, память о которых хранят двунадесятые праздники.

На волю птичку выпуская



Не все из них нынче популярны в народе, как Благовещение, обычаи и традиции которого по-прежнему соблюдают и передают из поколения в поколение. Особой любовью пользуется красивый обряд освобождения птиц. Священники обычно выпускают из клеток белоснежных голубей. Они взмывают в небо, словно избавившиеся от гнета грехов души, получившие надежду, шанс на спасение через Благую весть. В старину специально к большому христианскому торжеству крестьянские мальчишки отлавливали в лесу диких пташек, которые успели вернуться из теплых краев. Привозили на городской рынок, где просили за них выкуп: вызволите птичку из плена, она за вас словечко перед Богом замолвит. Детвора уговаривала взрослых заплатить копеечку, чтобы птаха смогла улететь домой.

Тех птиц, что задерживались на зимовке, за морями, океанами, приманивали вкусным угощением. На Благовещение Богородицы, точнее накануне вечером, заводили хозяйки сладкое на воде, в Великий пост ставить опару нельзя, даже в праздник. Из него лепили забавные булочки, точь-в-точь настоящие жаворонки: головки с клювиками и глазками-изюминками, хвостики, крылышки. Как зарумянятся «птички» в печи, их доставали, медом покрывали да ребятишкам раздавали. Они взбирались на заборы, крыши сараев и громко, звонко весну кликали, скворцов, жаворонков торопили гнездами обзаводиться.




Правда, существует поверье, что на Благовещение Богородицы никто не должен работать, даже пернатые в этот день гнездышек не вьют. Согласно легенде запрет однажды нарушила кукушка. В наказание превратилась в вечную вдову, а яйца ее другие птицы высиживают. Так и растут бедные кукушата сиротами при живой матери. Кто такой горькой судьбы себе пожелает? Поэтому и откладывали все хозяйственные и бытовые дела, заботы на потом, печь не топили, волосы не расчесывали, косы не заплетали.

Благовещение Богородицы: что можно делать, а что нельзя




Пресвятая Богородица издавна слывет на Руси защитницей, покровительницей женщин. К ней они обращаются за помощью и поддержкой, за советом в трудную минуту в храм Богородицы идут. А в ее праздник, 7 апреля, обязательно покупают там освященные хлебцы – благовещенские просфоры, на всех членов семьи. Говорят, они достаток и счастье в дом приносят. Тот, кто съест церковное кушанье, весь в здравии проведет.

С этой же целью на Благовещенье обычаи и традиции учили чудодейственную соль изготавливать. Все, от мала до велика, бросали по щепотке в полотняной мешочек. Затем старшая в роду женщина соль перемешивала, на чугунной сковороде в печи прокаливала и берегла, как зеницу ока, до особого случая. Считалось, что такое снадобье безнадежных больных на ноги поднимает, любые несчастья от человека отводит, будто сама Пресвятая Богородица страдальца жизненными силами наделяет. Если магическое снадобье не пригодилось, его накануне следующего торжества в огонь бросали.

На Благовещенье обычаи и традиции старинные направлены также на привлечение богатства. В этот праздник принято наполнять кошелек деньгами, бумажными купюрами, желательно номиналом покрупней, и монетками. Пересчитаешь их перед входом в храм Богородицы под торжественный перезвон колоколов, затем бедным на площади перед церковью милостыню подашь, нужды в финансах знать не будешь. Есть и вовсе странный, смешной обряд: украсть что-нибудь по мелочи. Останешься незамеченным, удача в денежных вопросах стороной не обойдет.

Однако все запросто можно испортить, если в этот день трудиться, например, за шитьем или вязаньем сидеть. Дело в том, что судьба человека подобна нити, которая повинуется Господу да его помощникам – ангелам. Стоит ей запутаться, оборваться, не на тот клубок намотаться, как жди беды: ссор с родными и друзьями, расставания с любимым, ревности и злых сплетен. Лучше посетить храм Богородицы, помолиться, посвятить время старинным женским заговорам, ведь Пресвятая Богородица в свой праздник все желания исполняет.

Заговор, изгоняющий хандру

Читается трижды перед сном, в постели:
«Почивать ложусь с печатью крестовой. Ангел-хранитель мой сон стережет, душу с вечера до утра охраняет, грусть-печаль из сердца прогоняет. Аминь».

Благовещенский приворот удачи

Накануне праздника покупается мед. Им в Благовещение обряды и традиции советуют намазать ладонь левой руки, плотно прижать ее к правой ладошке, а разведя, сказать:
«Мед от тепла тает, ладони соединяет. Пусть и удача, счастье ко мне, рабе Господней (имя) также прилипает».

Загадывание заветного желания

Заранее коротко сформулируйте, о чем вы хотите просить Матерь Божию и Архангела Гавриила. На рассвете 8 апреля выйдите на улицу или балкон, повернитесь лицом на восток. Перекреститесь и произнесите: «Услышьте мольбу мою, Архангел Михаил, Пресвятая Богородица, на вас уповаю. Исполните мою слезную просьбу (изложить своими словами)». Поцелуйте нательный крестик и никому не рассказывайте о своем сокровенном желании, иначе не сбудется.

Благовещение Пресвятой Богородицы - большой церковный христианской праздник. Это один из числа главных (двунадесятых) непереходящих праздников. Именно в день 7 апреля по григорианскому календарю (или 25 марта по юлианскому), согласно Евангелию, архангел Гавриил сошел с небес на землю и возвестил Марии, что она станет матерью Спасителя рода человеческого. Случилось это в ту минуту, когда девушка была занята чтением книги пророка Исаии в том месте, где рассказывается о рождении Мессии. И настолько велико было желание Марии быть причастной к этому событию, что Господь услышал ее и послал к ней своего небесного посланника. Архангел Гавриил также открыл Марии имя ее будущего сына и рассказал о его грядущем величии перед людьми.

Установление праздника произошло в древности, упоминания можно встретить начиная уже со II века новой эры. Ранние христиане именовали его по-разному: «Зачатие Христа», «Начало искупления», «Благовещенье о Христе», «Благовещение Девы Марии». Но окончательное название он получил только в середине VII века от Рождества Христова. Теперь мы знаем праздник как Благовещение Пресвятой Богородицы.

Событие это в старину считалось первым из праздников (год начинался именно в этот день, с приходом весеннего равноденствия и возрождения природы), а потому было особо почитаемым. Иоанн Златоуст называл Благовещение «истоком торжеств, основой всех без исключения христианских празднеств». Ведь благая весть, принесенная архангелом Гавриилом непорочной Деве Марии, дает начало еще двум благим вестям: Рождеству Христову и Пасхе (Светлому Христову Воскресению). Без благой вести о чудесном зачатии Сына Божьего в чреве непорочной земной женщины не было бы двух других.

Христианские традиции Благовещения Пресвятой Богородицы

Наши пращуры считали Благовещение по роли равнозначным Пасхе. Они верили, что в этот день даже в аду грешников щадят и дают отдыхать от мук. Любая работа была под строгим запретом. Считалось, что праздник этот настолько велик, что каждое живое существо на Земле его празднует. Даже глупая птичка веточку в гнездо не положит. А если сделает это, Господь в наказание отнимет у нее крылья, заставив ходить по земле. Существует красивая легенда о кукушке, дерзнувшей в этот великий праздник вить гнездо. Бог наказал ее за это, сделав бездомной вдовой без семьи и детей.

В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы издревле были запрещены любые начинания. Будь то пахота, сев или любая другая хозяйственная забота. Считалось, что любое дело, начатое в Благовещенье, непременно выйдет пустым, безрезультатным, а то и принесет вред. А все, что будет в этот день посажено в огороде или на поле, непременно испортится и не взойдет. Со дня Благовещения крестьяне переходили жить в летнюю часть избы, оставляя на зимнем месте только стариков и больных. Грехом было работать по вечерам со свечой. А в некоторых деревнях вовсе считалось грехом зажигать огонь, как в сам праздник, так и накануне его. Несоблюдение этих правил сулило нарушителю неприятности на весь последующий год.

Но не только мрачными суевериями овеян этот день. Существует огромное количество добрых, светлых и трогательных примет. Так, например, Благовещение связывали с возвращением в родные места перелетных стай. А пойманных или купленных накануне птиц принято было отпускать. Это действие означало бескровную жертву природе во имя обильного будущего урожая. Также праздник Благовещения считался началом весны и новой жизни. А освященные накануне этого дня семена хранились до момента начала сева как подтверждение Божьего благословения на обильный будущий урожай.

В праздник Благовещения с древних времен благим делом считалось разведение костров. В них сжигали старую одежду, обувь, постель, ненужную деревянную утварь. Дымом горящих особых травяных сборов окуривали избы и хозяйственные постройки. А между двух пылающих огней принято было прогонять домашнюю скотину. Считалось, что все эти несложные ритуальные действия способны защитить дом от порчи и сглаза, помочь избавиться от всего старого и приобрести новое, а животных защитить от болезней и вредителей.

Еще одна древняя традиция - выпекание просфор. Готовят их для каждого члена семьи. По числу живущих в доме. После освящения в церкви во время благовещенской службы эти просфоры, искрошив, съедают. Крошки же подмешивают в зерно, предназначенное для посева, корм для скота и даже в мед, которым подкармливают пчел. Считается, что если дать скотине такой корм, то приплод и надои молока будут богатыми, животные станут меньше болеть. А зерно с крошками в нем сулит, по поверьям, урожай, от которого амбары затрещат. Пчелы же, съевшие мед с крохами просфор, принесут в ульи столько меда, что до следующего лета не съесть. Освященные просфоры могли храниться до будущего Благовещения. А если в доме кто-то болел, то ему давали кусочек, размоченный в воде. По поверьям, это помогало больному быстрее выздороветь

Благовещение - праздник новой жизни

Издревле Благовещение Пресвятой Богородицы ассоциировалось в народе с приходом весны. Этот великий праздник служил символом благоденствия, свободы и радости для людей и природы. Все самое чистое и прекрасное, чего не выразить словами. Ликование всего сущего и человеческой души. Для каждого христианина праздник Благовещение Пресвятой Богородицы означает надежду на жизнь вечную и освобождение человеческого рода от греха, несущего неизбежную смерть. В определенном смысле это праздник праздников, который дарует не только надежду на спасение, но само спасение и пути к нему.

Благовещение Девы Марии – это один из значимых христианских общенародных праздников. В этот «светлый» день архангел Гавриил принес Марии благую весть от Господа, поведал, что она станет Матерью Сына Божьего. «Радуйся Благодатная!» — вещал архангел Гавриил, и поведал Марии, что на нее пала Божья милость и она избранна для рождения Сына Всевышнего.

Толкователи Слова Божия заявляют, что Благая весть, принесенная Марии ангелом – это первая за долгое время благоприятная весточка для рода людского, после немилости Всевышнего за множество грехов совершенных людьми. После явления Гавриила Пречистой Деве Марии у всего люда православного появилась надежда на иную светлую эру под покровительством Господа.

История Благовещения

Чтобы осознать в полной мере, что за праздник Благовещение нужно немного углубиться в историю. Прежде всего, согласие Девы Марии родить Иисуса это изъявление доброй воли, каковым Господь, милостью своею, одарил людей.

По мнению богословов, душевная свобода превозносит род людской над жестокой природой. Поэтому с позволения добросердечной и покорной Девы Марии Святой Дух озарил ее, не испортив при этом невинное девичье лоно. Тем не менее, беременность непорочной Девы протекала, как и у всех остальных женщин земных. И Мария покорно носила дитя Божие до его появления на свет.

Когда архангел Гавриил явился с вестью благой Деве Марии исполнилось так же давнее пророчество Исаии, в котором говорится о том, что настанет день, когда простая женщина станет матерью сына, нарекут которого именем Эммануил, которое означает « снами Господь».

Вселившись в лоно Марии, Дух Святой зачал младенца, назначением которого было избавление мира от дьявольской нечисти путем искуплением греха.

В самом названии Благовещение таится важный смысл толкования самой благой вести: известить Марию о том, что она зачала и носит Сына Божьего.

Светлый праздник Благовещения – один из 12 важнейших православных двунадесятых праздников после Светлого Воскресения (Пасхи). Все значимые для православных праздники приурочиваются к весомым событиям мирской жизни Богоматери и Иисуса.

Какого числа празднуют Благовещение?

У католической и православной церквей даты празднования Благовещения не совпадают. Католиками и протестантами светлый праздник отмечается 25 марта. Возникновение именно этой даты можно истолковывать по- разному:

Может быть, напрямую связанно с 25 декабря, датой рождения Иисуса. Если отсчитать от этой даты время вынашивания ребенка – 9 месяцев, то, как раз и получится 25 марта. Еще предполагается, что дата празднования Благовещения может исчисляться от даты сотворения человечества.

Существует мнение, что неспроста явление ангела Марии было 25 марта, в этот день произошло сотворение человечества Господом. В эту памятную дату положено начало искупления верующими первородного греха.

Также бытует мнение, что день равноденствия тоже можно считать датой создания мира и ввиду этого искупление грехов человечества должно положить свое начало в день весеннего равноденствия.

Российская же Православная церковь в определении дня Благовещения опирается на Юлианский календарь с иным времяисчислением, согласно которого Благовещение празднуется 7 апреля.

Празднование Благовещения

Зачастую этот праздник приходится на светлую пасхальную неделю или же на Великий Пост. Это и обусловливает вид литургии. В выпавший на Пост Благовещенский праздник делает небольшое послабление для верующих, в этот день можно побаловать себя рыбными блюдами.

Но если праздник пришелся на один из дней Страстной седмицы, то строгость поста нарушать нельзя. Не исключено совпадения Благовещения с днем Светлой Пасхи (это редкое совпадение носит название «Кириопасха»), в таком случае вместе с пасхальными песнопениями воспевают и Благовещение.

В Благовещенский день есть множество народных обрядов, может быть даже немного языческих. Это и разжигание костров, в которых народ сжигает разный мусор, тряпье, старую солому и даже навоз, символизируя этим, окончание зимы и вступление весны в свои права.

Еще существует народное поверье, что в Благовещение «небесные ворота» открыты и можно попросить у Господа об исполнении своих заветных желаний. Нужно лишь заметить на небе появление первой большой звезды и выкрикнуть: «Боже, подари мне славу!»

Статьи по теме:

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», - лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди - Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

История Благовещения Пресвятой Богородицы

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха, как исторические события произошли в один и тот же день года.

Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.

Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.
В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение – это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название “Кириопасхи” (Кириопасха – Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология – Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.
В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апр. по григорианскому (“гражданскому”) календарю).

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II – 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века.

Открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII в. армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия.

Название праздника в древности не было устойчивым, современное греческое название “евангелисмос” появляется лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. “день приветствия”, “возвещение” или “день/праздник Благовещения”; лат. “annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem” (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), “Mariae salutatio” (приветствие Марии) и ряд других подобных по смыслу названий. Благовещение воспринимался и как Господский, и как Богородичный праздник. В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников (полное название – Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии), в католичестве это праздник второго класса (полное название Annuntiatio beatae Mariae Virginis – Благовещение Блаженной Девы Марии).

Смысл праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

Митрополит Сурожский Антоний:

“Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь”.

Молитвы Благовещения Пресвятой Богородицы

Тропарь предпразднеству

Тропарь

Кондак

Величание

Припевы

Ирмос 9-й песни

Цитаты про Благовещение Пресвятой Богородицы

“Достойный почитатель Благовещения должен по временам погружаться в чтение Слова Божия и сосредотачиваться на прочитанном, как имела обыкновение поступать и Благословенная в женах.

Одной из целей почитателя Богоматери должно быть стремление к жизни тихой и от суеты удаленной, но при этом внутренне насыщенной и глубокой.

Условности существования могут не дать человеку такого подарка, да он и сам может быть неспособен на продолжительное сосредоточенное жительство. Но стремиться к тишине и молитве, вздыхать по временам об их отсутствии обязан всякий человек, возводящий глаза к небу и повторяющий Гавриловы слова: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою”.

“На ложь о человеке, на его редукцию к земле и к животу, к низменному и животному, на подчинение его непреложным и безличным законам природы Церковь отвечает образом Марии, пречистой Богоматери, Той, к Которой, по словам русского поэта, всегда возносятся «от великой полноты сладчайшие людские слезы». Радость о том, следовательно, что тут преодолевается та неправда, та ложь о человеке, которой все время наполняется мир. Радость любования, радость обладания - ибо этот образ всегда с нами, как утешение и ободрение, как вдохновение и помощь”.

“И в празднике Благовещения Божией Матери переплетаются таинственно и страшно, страшно и дивно эти два настроения. С одной стороны – как не ликовать, как не изумляться и не трепетать при мысли, что глас Господень достиг Пречистой Девы Богородицы и ангел возвестил Ей, что Сам Бог через Нее станет человеком, войдет в этот мир, и что приходом Божиим весь мир уже будет преображен, уже не будет стоять лицом к лицу со своим Творцом только в трепете и благоговении, но будет ликовать, что в нём, в его сердцевине - Сам Бог: не только о том, что человек так велик, что Бог мог с ним со­единиться, но вся тварь вещественная, видимая соединена с Ним таинственно …”

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

Стихи про Благовещение Пресвятой Богородицы

Валерий Брюсов

Благовещенье

Ты была единая от нас,
Днем Твоей мечтой владела пряжа,
Но к Тебе, святой, в вечерний час
Приступила ангельская стража.

О царица всех мирских цариц,
Дева, предреченная пророком.
Гавриил, войдя, склонился ниц
Пред Тобой в смирении глубоком.

Внемля непостижное уму,
Ты покорно опустила очи.
Буди Мне по слову твоему,
Свят! Свят! Свят! твой голос, о пророче.

Марина Цветаева

В день Благовещенья
Руки раскрещены,
Цветок полит чахнущий,
Окна настежь распахнуты, -
Благовещенье, праздник мой!

В день Благовещенья
Подтверждаю торжественно:
Не надо мне ручных голубей, лебедей, орлят!
- Летите, куда глаза глядят

В день Благовещенья
Улыбаюсь до вечера,
Распростившись с гостями пернатыми.
- Ничего для себя не надо мне
В Благовещенье, праздник мой!

Константин Бальмонт

Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?

Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах у всех
Синие цветочки.

Сколько синеньких цветков,
Отнятых у снега.
Снова мир и свеж, и нов,
И повсюду нега.

Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.

От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.

В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
Это праздник света!

Протоиерей Николай Гурьянов

Благовещение Святое –
День великий на Руси,
С ним ты чувство молодое
В чёрством сердце воскреси;
Отзовись душой, как младость,
Грудью полною своей
На сияющую радость,
На улыбку вешних дней.
Соблюдая праздник строго,
В этот день твердит народ,
Что и пташка хвалит Бога
И гнезда себе не вьёт;
В этот праздник, выйдя к полю
С горстью полною зерна,
Добродушно птиц на волю
Выпускала старина.
Приближенье дней пасхальных
Проясняет хмурый взгляд,
Из сторонок чужедальных
В гости ласточки летят.
И внушая мысль о братстве,
О дарах любви благой,
Будто спорят о богатстве
Небо с грешною землёй.
Все внимают чутким слухом
Гимну зорьки золотой,
Опушились нежным пухом
Ветви вербы молодой.
И глядит на нас, сияя
Недоступностью чудес,
Эта вечность голубая
Торжествующих небес.

Св. отцы о Благовещении

Святитель Илия Минятий. Слово на Благовещение Богоматери:

“Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева, став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну ипостась! Божественная природа усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же человек сделался совершенным Богом.

Точно так же, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которые странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матери чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная как луна, как называет Ее Святой Дух (см.: Песн. 6, 9). Чревоношение дало девству благословение, которое должна была иметь Дева сообразно тому, как приветствовал Ее архангел: Благословена Ты в женах (Лк. 1, 28).

Там родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь происходит другое соединение, такое же чудесное, Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения», – возглашает небоявленный Василий. У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; у Сына, Который родился человеком и не перестал быть Богом, – Мать, Которая родила Сына и не перестала быть Девой”.

Святитель Николай (Велимирович):

“Никогда никакая ключевая вода не была столь чистым зерцалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зерцалом чистоты. (“О чистота, радость сердцу сотворяющая и душу в небо претворяющая! О чистота, благое стяжание, зверьми не оскверненное! О чистота, в душах кротких и смиренных пребывающая и человеками Божиими сих творящая! О чистота, посреди души и тела как цвет процветаюшая и всю храмину благовония исполняющая!” Прп. Ефрем Сирин. О чистоте. )

И утренняя заря, рождающая солнце, устыдилась бы пред чистотою Девы Марии, рождшей Бессмертное Солнце, Христа Спаса нашего. Кое колено пред Нею не преклонится, кои уста не возопият: “Радуйся, Благодатная! Радуйся, Заря спасения человеческого! Радуйся, Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Слава Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь “.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. “Начало спасения”. (Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы):

“Таинство, свершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный, нисшёл до образа раба и стал человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огонь Божества, и остаться неповреждённою, и пребыть на веки Матерью Бога воплощённого? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство благовещения Архангелом Пресвятой Деве воплощения Сына Божия от Неё! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь, особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха.

Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесённую над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятья, праведно на нас изречённого в начале от Бога за грехи, и от смерти временной и вечной. Со страхом и радостью примите Господа, грядущего к нам водворить на земле, в сердцах и душах наших царство небесное, царство правды, мира и радости в Духе Святом, и возненавидьте богоненавистный грех, злобу, нечистоту, невоздержание, гордость, жестокосердие, немилосердие, себялюбие, плотоугодие, всякую неправду. Христос для того на землю сошёл, чтобы нас на небеса возвести”.

Проповеди и статьи про Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля в 2016 году

Великий дар свободы . . .

По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция «символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле – поиск Царствия Божия» .

В дореволюционной России перед Благовещением птиц покупали на Охотном ряду. Теперь в день праздника над соборами Кремля взмывают голуби, выращенные Федерацией спортивного голубеводства.

Стартовая скорость такого спортивного голубя - 175 километров в час. Немного покружив над Соборной площадью, голубиная стая быстро растворяется в небе. Там птицы разбиваются на группы, каждая из которых возвращается в свой питомник, расположенный в Москве или Подмосковье.

Помимо голубей, Патриах Алексий II выпускал на волю и семь собственных птиц - синичек.

На православных иконах принято изображать архангела Гавриила держащим в руках цветок — символ доброй вести. Именно ему даровано Богом приносить людям радостные, а иначе сказать — благие вести. Поэтому архангел Гавриил — всегда желанный гость. Но самую благую для всех людей на свете весть он принёс две тысячи лет назад, совсем ещё юной Деве Марии. Посланец Бога возвестил, что из Её чрева воплотится Спаситель мира. Вот с этих его слов и начинается история праздника Благовещение.

Обручение Пресвятой Девы Марии

В древней Иудее люди взрослели рано. Совершеннолетними считались уже достигшие четырнадцатилетнего возраста. Вот и Пресвятая Дева Мария, едва расставшись с детством, и воспитывавшаяся с ранних лет в храме, должна была по закону либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Но данный когда-то обет вечного девства закрывал для Неё путь к простому семейному счастью. Отныне Её жизнь принадлежала лишь Богу.

Её наставники — священники храма, где прошли Её детство и юность, нашли простое и мудрое решение: Деву Марию обручили с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем по имени Иосиф. Таким образом, и жизнь молодой материально обеспечена, и остался не нарушен обет, данный Ею Господу. После совершения брачного обряда Мария поселилась в городе Назарете в доме своего обручника. Именно под таким званием вошёл в Священное Писание Святой Иосиф — хранитель чистоты и девственности будущей Богородицы.

Явление архангела Гавриила Деве из Назарета

Четыре месяца прожила в новом доме Пресвятая Дева, посвящая всё Своё время молитвам и чтению Священного Писания. Вот за этим благочестивым занятием и застал её посланник Бога — архангел Гавриил. Под шелест своих крыльев он возвестил изумлённой Деве о той величайшей миссии, которая возложена на неё Творцом вселенной.

Это событие и получило название — Благовещение Пресвятой Богородицы. История праздника не может быть полной, если не уделить внимание тому, почему именно на Ней остановил Господь Свой выбор. Ответ прост — исключительная чистота, непорочность и преданность Богу выделили Её из великого множества других девушек. Для столь великой миссии потребовалась праведница, равной Которой не было от сотворения мира.

Готовность исполнить волю Творца

Для понимания всего значения описанного в Евангелии события, важно учесть ещё вот какую сторону происшедшего. В данном случае, как и всегда, Господь предоставляет своему творению - человеку полную действий. Обратите внимание, как важен архангелу Гавриилу ответ Девы Марии и Её добровольное согласие. Здесь нет и намёка на какое-либо принуждение.

Посланец Божий говорит о зачатии, которое должно свершиться вопреки человеческой природе, что не может не вызвать скептической реакции, но сила веры Марии столь велика, что Она безоговорочно верит всему услышанному. Вопрос же о том, как может зачать Она, не познавшая мужа, сводится лишь к желанию узнать частности предстоящего. Её готовность исполнить предначертанное явствует из каждой строки, описывающей великое Библейское событие — Благовещение.

История праздника, кратко о самом важном

Это событие стало предметом изучения многих учёных. Как явствует из их трудов, в центре которых лежит история праздника Благовещение, для установления даты торжества использовали простое логическое рассуждение.

Если считать моментом Беспорочного зачатия именно день, когда Дева Мария в ответ на слова архангела Гавриила ответила: «Да будет по глаголу твоему», то вполне естественно, что этот день должен отстоять от дня, когда Иисус Христос появился на свет, то есть от праздника Рождества, на девять месяцев. Нетрудно подсчитать, что таким днём для православных христиан является а для западных — 25 марта.

Открытия святой равноапостольной Елены

Праздник Благовещение, история которого уходит в глубокую древность, по мнению историков, начали отмечать в IV веке, хотя изображения сцены этого события были обнаружены при раскопках катакомб, датируемых III и даже II веками. В IV веке произошло важнейшее в жизни всего христианского мира событие — равноапостальная Елена открыла места земной жизни Иисуса Христа и начала строительство храмов на Святой земле.

Естественно, что это послужило причиной повышенного интереса ко всему, что связано с Рождеством, Воскресением и всеми прочими событиями земной жизни Спасителя. Неудивительно, что именно в этот период отмечено появление праздника. Таким образом, и история праздника Благовещение имеет непосредственную связь с открытиями этой великой подвижницы.

Празднование Благовещения в Византии и на западе

Следуя далее в хронологической последовательности, следует отметить, что история православного праздника Благовещение имеет своё начало в Византии. В VII веке он прочно вошёл в число наиболее отмечаемых дней церковного календаря. Однако надо признать, что в исторических документах двух предшествующих веков имеются отдельные упоминания о нём, но, судя по всему, речь идёт лишь о единичных случаях.

В западной традиции история праздника Благовещение начинается примерно в тот же период, что в восточной церкви. Сергий I (687-701) включил его в число трёх основных праздников, посвящённых Пресвятой Деве Марии. Отмечался он достаточно торжественно и сопровождался праздничной процессией по улицам Рима.

Исторические названия этого праздника и его статус

Любопытно, что не всегда этот праздник носил название Благовещение Пресвятой Богородицы. История праздника помнит и иные названия. Например, в трудах некоторых древних авторов он упоминается как «День приветствия» или «Возвещение». То название, которое употребляется в наши дни, произошло от греческого слова «евангелисмос». Впервые оно встречается в исторических документах VII века.

В тот период праздник считался в равной степени и Господским, и Богородичным, но время внесло свои изменения. Если в православной традиции Востока он до сих пор остаётся одним из важнейших событий года, то на Западе его роль несколько сузилась, оставив ему лишь место второстепенного праздника.

Празднование Благовещения в православном мире

В традиции Русской Православной Церкви он относится к числу двунадесятых, великих, непереходящих праздников. Как и во время богослужений прочих Богородичных праздников, духовенству в этот день положено облачение голубого цвета. Можно назвать целый ряд обстоятельств, указывающих на то, что совершенно особое значение в православной Церкви имеет праздник Благовещение.

История в частности, указывает на то, какое большое внимание ему уделялось отцами Церкви. На 6-м Вселенском Соборе, проходившем в 680 году в Константинополе, был принят документ, согласно которому в день этого праздника, несмотря на то что он по календарю выпадает на период Великого поста, служится литургия Иоанна Златоуста, а не Преждеосвящённых даров, что является указанием на его исключительное значение.

О важности праздника Благовещение пишет в своих трудах и Он именует его «первым праздником» и даже «корнем праздников». Сегодня в этот день предписывается ослабление поста. В частности, допускается вкушение рыбы и елея (масла). В народе же он является одним из самых любимых, несущих в себе покой и радость, ведь в его основе лежит благая весть, то есть весть, исполненная Благодатью Божьей.

Возрождение православной культуры в России

В наши дни, когда после многих десятилетий государственного атеизма православная Церковь вновь заняла подобающее ей место, многие наши соотечественники исполнились желанием вернуться к духовным истокам своего народа и узнать как можно больше из того, что до недавнего времени было закрыто для них. В частности большой интерес вызывают и среди них Благовещение Пресвятой Богородицы. История праздника, традиции и обряды — всё становится предметом пытливого изучения.

Ещё одним важным аспектом современной жизни является изучение основ православной культуры среди детей. Это важно для того, чтобы не повторилась трагическая ошибка прошлых лет, когда целые поколения в нашей стране выросли и вступили в жизнь в отрыве от веры своих предков. И в этом плане в наши дни ведётся работа. Многие Библейские события и праздники подаются в понятной для детей редакции.

Преподавание основ православной культуры детям

Это относится и к празднику Благовещение. История праздника для детей излагается таким образом, чтобы, несмотря на адаптированный характер текста, остался неизменным и понятным ребёнку смысл самого события. В этом состоит, безусловно, сложность задачи. История праздника Благовещение Пресвятой Богородицы, кратко, но содержательно изложенная, должна самым благодатным образом отложиться в детском сознании.

Неоценимую роль в возрождении православной культуры играют воскресные школы, организованные в наши дни при многих храмах. Кстати, и в их программу входит ознакомление учащихся с праздником Благовещение Пресвятой Богородицы. История праздника для детей и взрослых, посещающих эти занятия, представляет большой интерес, так как о нём многие слышали, но имеют весьма расплывчатое представление о его содержании.

Народные традиции на день Благовещения

С давних пор в народе установились традиции, связанные с этим праздником. Так как приходится он на весенний месяц, то, естественно, многие из них связаны с началом полевых работ. Существовала традиция, по которой в день праздника засыпали в кадку зерно, приготовленное для посева, и, поместив сверху икону «Благовещение», поизносили специальную молитву о даровании обильного урожая. В ней крестьяне обращались к Пресвятой Богородице и Предвечному Её Сыну с просьбой благословить зерно, «всеваемое в мать - землю».

Существовали также традиции, являвшиеся явными отголосками язычества. Среди них была, например, такая. Вечером в канун праздника доставали из подвалов или кладовых капустные кочаны прошлогоднего урожая. Их, тайно ото всех, клали на землю вблизи дороги, по которой на завтра собирались идти в церковь. И вот на следующий день, возвращаясь после обедни, нужно было поднять кочаны, отыскать в них семена и посадить их на грядке вместе со свежей рассадой. Считалось, что в этом случае уродится богатый урожай капусты, которой не страшны никакие морозы.

Древнее поклонение наших предков-язычников огню и его очистительной силе нашло проявление в одной из народных благовещенских традиций. Имеется в виду обычай, согласно которому в этот день сжигали старую одежду, обувь, постельные принадлежности и тому подобное. Жилые помещения и надворные постройки окуривались дымом. Особое внимание уделялось домашней скотине, которую также тщательно окуривали, надеясь тем самым оградить от всякой нечисти.