Советское общество после войны. Завершение Великой Отече­ственной войны оказало значительное влияние на общественно-поли­тическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из ар­мии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриан­тов- военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов.

Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожи­дало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе, смягчения политического режима. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И. В. Сталина. По окончании войны И. В. Сталин был освобожден от обязанностей наркома обороны, но сохранил за собой пост председателя Совнар­кома. Он продолжал оставаться членом Политбюро и Оргбюро ЦК ВКП(б). Возросший за годы войны авторитет И. В. Сталина поддер­живался всей системой административно-бюрократического и идеоло­гического аппарата.

В 1946-1947 гг. по поручению И. В. Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). Конститу­ционный проект предусматривал некоторое развитие демократиче­ских начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием го­сударственной формы собственности в качестве господствующей до­пускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Кон­ституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жиз­ни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоя­тельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т. п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами доку­ментов. Ожиданиям населения на перемены к лучшему не суждено было сбыться. Вскоре после окончания войны руководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса.

Укрепление административно-командной системы. Решение за­дач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложив­шейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись пла­ны деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР. Большинство вопросов хозяйственного строительства рассматривалось на партийно-хозяйст­венных активах. Постановления ЦК ВКП(б) обязывали первичные партийные организации контролировать работу администрации про­мышленных предприятий и колхозов, вскрывать «ошибки и промахи хозяйственных руководителей».

С целью обеспечения производства рабочей силой были приняты несколько указов об ответственности лиц, уклоняющихся от трудо­вой деятельности. «Указчики» подлежали депортации, местом для их нового поселения и работы были выбраны Кемеровская и Омская области, Красноярский край. Административно-карательные меры по отношению к колхозникам, не выработавшим обязательного миниму­ма трудодней, и к городским «тунеядцам» не могли улучшить поло­жения дел в экономике.

Политика репрессий. Трудности послевоенного экономического развития, проявлявшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государст­ва направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъ­ему экономики, сколько на поиски конкретных «виновников» ее не­удовлетворительного развития. Так, срывы в производстве авиацион­ной техники объяснялись «вредительством» со стороны руководства отрасли. В 1946 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) специально рассматривалось «дело» этих «вредителей» («Дело Шахурина, Нови­кова и др.»). На рубеже 40-50-х годов руководители Политбюро обсуждали «дела» лиц, якобы занимавшихся вредительством в авто­мобилестроении, в системе московского здравоохранения («О враж­дебных элементах на ЗИСе», «О положении в МГБ и о вредительст­ве в лечебном деле»).

Продолжалась фабрикация дел «врагов народа». В 1949 г. руко­водители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы («ленинградское дело»). Обвиняемыми являлись партийные деятели, советские и государственные работники. Среди них находились А. А. Кузнецов - секретарь ЦК ВКП(б), М. Н. Родионов - предсе­датель Совета Министров РСФСР и др. Одновременно было сфабри­ковано обвинение против Н. А. Вознесенского - председателя Гос­плана СССР, крупного ученого-экономиста. Он обвинялся в неудов­летворительном руководстве Госпланом, в антигосударственных и антипартийных поступках. Организаторы несуществовавшей антипар­тийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько чело­век- к длительным срокам лишения свободы.

Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ли­квидацию советской власти в республике. На основании сфальсифи­цированных материалов были репрессированы ряд партийных работ­ников и тысячи граждан («мингрельское дело»).

В 1952 г. было сфабриковано так называемое дело врачей. Груп­па крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государ­ственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской ор­ганизации и намерении совершить террористические акты против ру­ководителей страны.

Тяжелое состояние послевоенной экономики, чрезмерная центра­лизация хозяйственного руководства вызывали глубокое беспокойст­во у многих советских людей. В ЦК партии поступали тысячи писем от отдельных граждан с сообщениями о злоупотреблениях местных властей, с предложениями об улучшении дел в сельском хозяйстве. Делались попытки противодействия внутриполитическому курсу. Так, в Воронеже была создана нелегальная молодежная организация. Ее участники, обеспокоенные экономическим положением страны, при­шли к выводу о необходимости изменения хозяйственной политики. Организация, насчитывавшая несколько десятков человек, была рас­крыта, ее руководители преданы суду.

В годы Великой Отечественной войны произошел определенный перелом в сознании советских людей. Перед лицом смерти отступал страх перед карательными органами государства. Боевое братство сделало отношения более доверительными. Снова приобрели прежнее значение такие качества, как личное мужество, честность, инициативность, умение отстаивать собственную точку зрения. Победа в войне, достигнутая ценой невероятных потерь, пробудила в людях надежду на некоторое смягчение тоталитарного режима, в деревне поползли слухи, что наградой за перенесенные в военные годы страдания будет отмена колхозов. Все это требовало от советского руководства немедленного ужесточения режима. Парадоксально, но одновременно с робкими надеждами на либерализацию победа вызвала и укрепление культа личности И.В. Сталина. По сложившейся традиции именно «великому генералиссимусу» приписывалась честь победы СССР над Германией. Конечно, И.В. Сталин не преминул этим воспользоваться. Последние годы его жизни стали временем расцвета тоталитарной системы, апогеем культа личности.

Одним из главных последствий этого было увеличение населения ГУЛАГа. В 1945 г. оно составляло 1,5 млн. человек, а к 1950 г. - 2,5 млн. Во время войны туда начали попадать бывшие советские военнопленные, освобождаемые Красной армией из фашистских концентрационных лагерей, многие из тех, кто оказался под оккупацией. Начиная с 1945 г. советские лагеря стали пополняться репатриированными гражданами из числа тех, кто в свое время был насильно вывезен в Германию. По суровым репрессивным указам 1947 - 1948 гг. отправлялись в лагеря колхозники. С 1948 г. количество заключенных увеличивалось за счет т.н. «повторников» - тех, кто в конце 1930-х гг. «заработал» 10 лет лагерей (максимальное наказание), а теперь получил новый срок административным решением (дети «врагов народа»). Увеличилось количество заключенных и в результате усилившихся с середины 1940-х гг. гонений на культуру.

К важнейшим проявлениям ужесточения сталинского режима в военные годы и после войны можно отнести жестокие репрессии по отношению к целым народам. Депортации (изгнанию с родины) по обвинению в предательстве были подвергнуты немцы Поволжья и финны в 1941 г., карачаевцы и калмыки в 1943 г., а в 1944 г. - чеченцы, ингуши, балкарцы, кавказские греки, крымские татары, значительная часть населения Западной Украины, Западной Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии. Депортированные народы составили почти 3 млн. «спецпереселенцев» в сибирской тайге и казахской степи. Они гибли в пути, так как не могли взять с собой ничего, кроме носильных вещей, десятками тысяч умирали в поселках на новом месте проживания, так как никто не оказывал им помощи. Реабилитация репрессированных народов завершилась только к 1970-м гг.


Еще одной составляющей укрепления тоталитаризма стало усиление идеологического нажима на культуру. Уже на всем протяжении 1930-х гг. проводились репрессии по отношению к деятелям науки и искусства. По делу «Трудовой крестьянской партии» был уничтожен цвет российской экономической науки, в 1943 г. умер в тюрьме один из основоположников советской генетики Н.И. Вавилов, репрессированы многие инженеры, конструкторы, физики. В тюрьмах и лагерях погибли В.Э. Мейерхольд, О.Э. Мандельштам, Д.И. Хармс и сотни других выдающихся творческих деятелей. Не печатались, писали « в стол» А.А. Ахматова, М.А. Булгаков, А.П. Платонов и остальные писатели и поэты, не вписывавшиеся в узкие рамки «социалистического реализма». Но во время войны, как и в других областях жизни, в отношении культуры забрезжило некое ослабление государственного контроля. Тем больше у власти было причин этот контроль упрочить. С середины 1940-х гг. возобновляется грубое идеологическое вмешательство в науку и искусство. «Классовый подход» становится главным мерилом определения научной и эстетической ценности. «Продажной девкой буржуазии», «оккультной наукой» и «служанкой империализма» провозглашалась кибернетика, и исследования в этой области прекращались. С коммунистических позиций подверглись осуждению теория относительности А. Эйнштейна и квантовая механика. В августе 1948 г. «народный академик» Т.Д. Лысенко рассмотрел с классовой точки зрения биологию. Классическая генетика объявлялась «буржуазной реакционной лженаукой», что привело к уничтожению десятков научных лабораторий, увольнению ученых, прекращению работ по селекции. Еще более ожесточенные баталии происходили в гуманитарных и общественных науках, теснее связанных с областью идеологии. Одной из главных задач власти в этот период стало пресечение контактов советских ученых с мировым научным сообществом. Осмелившиеся идти в русле всемирной культуры обвинялись в «низкопоклонстве перед Западом». Главный идеолог партии, секретарь ЦК А.А. Жданов стал инициатором принятия в 1946 - 1948 гг. постановлений, разгромивших послевоенное искусство. Постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград» обвиняло в «клевете на советскую действительность» А.А. Ахматову и М.М. Зощенко. В постановлениях «О репертуаре драматических театров», «Об опере «Великая дружба», «О кинофильме «Большая жизнь» и многих других обвинялись в «заискивании перед Западом» и «формализме» композиторы В.И. Мурадели, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович. «Искажение советской действительности» и «недостаток патриотизма» вменялось в вину режиссерам Л.Д. Лукову, С.М. Эйзенштейну, А.П. Довженко, С.А. Герасимову и другим.

Обвинение в «низкопоклонстве перед Западом» было синонимом уличения в отсутствии патриотизма. После войны в сталинской идеологии все ярче проявлялись черты шовинизма. Можно говорить о том, что с 1948 г. «борьба против низкопоклонства» трансформируется в кампанию против «космополитизма». «Безродными космополитами» преимущественно называли евреев, таким образом, антисемитизм становился государственной политикой. В начале 1948 г. по приказу И.В. Сталина органами госбезопасности организовано убийство председателя Еврейского Антифашистского Комитета (ЕАК), актера и режиссера С.М. Михоэлса, репрессии затронули руководство Еврейской автономной области, закрывались еврейские театры и журналы. С весны 1948 г. поиск «космополитов» охватил все общество, евреи исключались из партии, изгонялись с работы, лишались возможности получить высшее образование. В конце 1948 г. арестованы члены ЕАК. Процесс над ними длился до 1952 г., когда арестованные по обвинению в «антисоветской деятельности и шпионаже» были приговорены к смертной казни или длительному заключению.

Вместе с «делом ЕАК» последний виток сталинских репрессий составили:

- «дело авиаторов», по которому весной - летом 1946 г. обезглавили советские ВВС, арестовав главнокомандующего ВВС маршала А.А. Новикова, наркома авиационной промышленности А.И. Шахурина, главного инженера ВВС А.К. Репина и многих других;

- «Ленинградское дело», сфабрикованное Г.М. Маленковым и Л.П. Берией против «фракционеров» Н.А. Вознесенского, М.И. Родионова, А.А. Кузнецова, П.С. Попкова, Я.Ф. Капустина, П.Г. Лазутина. Обвиненные в попытке превратить Ленинградский обком партии в центр борьбы с ЦК, они были казнены в 1950 г., а многие другие партийные и хозяйственные деятели сосланы в лагеря;

- «дело врачей-убийц», продолжавшееся в течение 1952 - 1953 гг. По обвинению в «убийстве» А.А. Жданова, А.С. Щербакова и покушении на жизнь других видных государственных деятелей были арестованы академик профессор В.Н. Виноградов, академики Василенко и Раппопорт и др. Конец делу положила смерть И.В. Сталина 5 марта 1953 г.

ВВЕДЕНИЕ

После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый период в жизни советского государства. Стоит заметить, что он оказался самым трудным и завершился уничтожением как СССР и его государственной системы, так и созданного данным государством жизнеустройства (϶ᴛᴏт процесс еще не вполне завершен). Но на первых порах советское государство было исключительно крепким: оно второй раз прошло "легитимацию кровью".

Послевоенный период делится на четыре этапа, кᴏᴛᴏᴩые частично перекрываются во времени и имеют условные названия:

Восстановительный период и завершение сталинизма (1945-1953 гг.);

- "реформы Хрущева" и "оттепель" (1953-1964 гг.);

- "период застоя" (1965-1985 гг.);

- "перестройка" (1985-1991 гг.).

Все данные периоды отражают четыре крупные социально-философские доктрины, тесно связанные с мировыми процессами и с переменами в общественной мысли. Суть их выражается не в зигзагах, дефектах личностей или ошибочных решениях. Отметим, что каждый этап имел ϲʙᴏй вектор и был крупным, важным для мира и опасным для России экспериментом.

В ходе войны 6 млн советских солдат-освободителей и 5,5 млн пленных побывали в Европе и воочию увидели преимущества уровня жизни ее стран над советским. Вкупе с союзническими отношениями с США и Англией, это вызвало рост интереса к Западу со стороны широких масс простых советских людей и грозило разрушить ложь советской пропаганды о «преимуществах социалистического строя». Советский же тоталитарный режим мог оставаться прочным лишь при условии сохранения имиджа своей «исключительности» в сознании народа - иначе теряли смысл все лишения и утрачивалась вера. В этой обстановке Сталин использовал начавшуюся «холодную войну» для формирования «железного занавеса» по образцу Николая I и превзошел его: были запрещены не только свободный выезд за границу, но и любые контакты советских граждан (исключая дипломатов и журналистов-международников) с иностранцами.

Так в нашей стране наступил период тоталитаризма.

Первые послевоенные годы жизни советского общества характеризовались усилением тоталитарных тенденций. Данное обстоятельство можно частично объяснить тем, что специфика общественных настроений в ходе войны, а также после ее завершения, прежде всего в среде научной и творческой интеллигенции, заключалась в надежде на либерализацию жизни, ослабление жесткого партийно-государственного контроля. Появилось стремление к развитию и укреплению культурных контактов с США, Англией, Францией. Речь о всестороннем послевоенном сотрудничестве шла на Ялтинской и Потсдамской конференциях. И такое сотрудничество налаживалось.

Основными социально-экономическими сдвигами послевоенного периода стали:

1. Конверсия (перевод экономики на мирные рельсы) и восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В промышленности оно было завершено уже к 1949 г. В этом сыграли роль еще не исчерпанные возможности тоталитарной плановой экономики, а также 4 млрд долларов репараций с побежденной Германии и принудительный труд миллионов пленных немцев (до 1948 г.) и заключенных концлагерей ГУЛАГа.

2. Демобилизация армии с 12 до 3 млн чел.

3. Денежная реформа 1947 г. и сопутствовавшая ей отмена карточек на продукты, положившие конец послевоенному голоду.

4. Исключительно эффективными популистскими мерами стали проводившиеся Сталиным с конца 40-х годов ежегодные снижения цен на потребительские товары. Несмотря на экономическую рискованность, их психологический эффект был велик и способствовал закреплению в народе имиджа гениальности Сталина.

5. В состоянии глубокого упадка осталось сельское хозяйство, за счет которого Сталин привык решать все проблемы со времен коллективизации.

6. Параллельно конверсии развернулось формирование мощного ВПК - военно-промышленного комплекса с системой разветвленных ведомств с закодированными названиями (так, Министерство среднего машиностроения ведало производством ядерного оружия, Министерство общего машиностроения - ракетным комплексом и т. д.).

При этом международная обстановка вскоре после войны резко изменилась. Началась холодная война. Курс на сотрудничество со странами Запада сменился концепцией противостояния капиталистическому лагерю. В этих условиях руководство СССР перешло к осуществлению политики «завинчивания гаек» в отношении интеллигенции, давление на которую несколько ослабло в последние годы войны. В 1946 — 1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры. В стране началась массированная кампания, проводившаяся под флагом борьбы за «утверждение советского патриотизма» против «тлетворного влияния Запада», за «перевоспитание» интеллигенции.

Гонениям подверглись такие выдающиеся деятели культуры, как писатель М. Зощенко, поэтесса А. Ахматова, композиторы Д. Шостакович, Ю. Шапорин, С. Прокофьев, кинорежиссеры Э. Казакевич, С. Эйзенштейн и многие другие.

Вмешательства властей не избежали и некоторые сферы науки. Идеологический контроль особенно жестко осуществлялся в научных исследованиях по истории, философии, политической экономии. Проведенные по инициативе партии дискуссии в различных областях науки по сути дела были средством осуждения крупных ученых, взгляды которых, по мнению партийного аппарата, не соответствовали концепциям марксизма-ленинизма.

Духовный гнет сопровождался и физическим террором. Во второй половине 40-х гг. в стране возобновились массовые репрессии. Вновь арестовывались люди, выпущенные из лагерей в годы войны. Репрессии не достигли масштабов 30-х гг. Не было громких показательных процессов, но они были достаточно широкими, речь шла о сотнях тысяч осужденных.

Наиболее крупным стало «Ленинградское дело» (1949 — 1951 гг.). Формально оно началось в январе 1949 г. после поступившей в ЦК ВКП(б) анонимной записки о фальсификации результатов выборов секретарей Ленинградского обкома и горкома, а завершилось снятием с работы более 2 тыс. руководителей, когда-либо работавших в Ленинграде, и казнью свыше 200 из них. Они были обвинены в попытке разрушить СССР, якобы противопоставив Россию Союзу, а Ленинград — Москве. Среди казненных были: член Политбюро и председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКЩб) А.А. Кузнецов, председатель СМ РСФСР М.И. Родионов, глава Ленинградской партийной организации П.С. Попков и др.

Апогей сталинского тоталитаризма

Война усилила т.н. "морально-политическое единство" советского общества, символом кᴏᴛорого продолжал быть культ личности В.И.Сталина.

Ярко выраженное стремление Сталина к укреплению своего единовластия проявилось в конце 40-х годов. Главным орудием, способствующим достижению этой цели, как и прежде, были органы государственной безопасности. Они всегда находились под личным контролем Н.В. Сталина, но в конце 40-х — начале 50-х гг. их руководство вождем стало непосредственным и прямым. Коммунистическая партия была ещё одним орудием осуществления сталинской диктатуры. Сама компартия была разделена на две неравные части. Первая — миллионные массы рядовых членов партии, которые были полностью отстранены от реального участия в решении государственных и партийных дел, но активно вовлечены в пропаганду и реализацию решений. И вторая — иерархическая система партийной номенклатуры с мощным, хорошо организованным аппаратом, реально управлявшим страной, верховная власть в которой принадлежала главе партии и государства — И.В. Сталину.

В этих условиях Советы всех уровней не играли какой-либо существенной роли в руководстве СССР - 13,5 лет, с марта 1939 г. по октябрь 1952 г., не созывались съезды партии. Пять с половиной лет е февраля 1947 г. по октябрь 1952 г. — пленумы ЦК. Даже Политбюро (10 членов и четыре кандидата в члены) почти никогда не собиралось в полном составе. Все важные вопросы решались на заседаниях весьма узкого круга лиц сталинского окружения, куда входили В. Молотов, Л. Берия, Г. Маленков, Л. Каганович, Н. Хрущев, К. Ворошилов. Режим личной власти Сталина, установившийся с конца 30-х гг. достиг своего апогея. Вся идеологическая пропаганда была направлена на всестороннее укрепление культа личности вождя.

Она пронизывала деятельность всех организаций, — как партийных, так и государственных, науку и образование, литературу и искусство.

Конец 40-х — начало 50-х гг. отмечены утверждением имперской идеологии, все более открытым проявлением государственного антисемитизма. В СССР развернулась широкая антисемитская компания. В 1948 г. начались аресты представителей еврейской интеллигенции. Эти меры получили название кампании по борьбе с «безродным космополитизмом». В обстановке секретности были приговорены к смерти и расстреляны члены Антифашистского еврейского комитета. Их обвинили в организации антигосударственной деятельности, в осуществлении шпионажа в пользу США. Все еврейское население страны рассматривалось как массовый враг советского народа.

Накануне XIX съезда Сталин организовал новую провокацию, которая должна была послужить сигналом к началу очередного витка репрессивных акций. В сентябре

1952г. карательные органы арестовали ряд руководящих работников Кремлевской больницы и врачей, обслуживавших членов Политбюро и их семьи. Их обвиняли в причастности к заговору с целью умерщвления руководителей государства и партии путем заведомо неправильного лечения. Предполагалось, что судебный процесс состоится в марте 1953 г., и он будет публичным. Хотя в числе арестованных были не только евреи, но и русские, украинцы, дело сразу приняло антисемитский характер. В опубликованном извещении прямо указывалось, что свою террористическую и шпионскую деятельность арестованные врачи осуществляли по указаниям иностранных разведок и под руководством международных сионистских организаций, располагавшихся в США.

По стране прокатилась череда митингов и выступлений, участники которых требовали смертной казни для «врачей-убийц» и призывали к усилению «большевистской бдительности». Лишь скоропостижная смерть Сталина в марте остановила новую волна массового террора.

После смерти И.В. Сталина началась новая эпоха в социально-экономическом и политическом развитии советского общества.

Заключение

Послевоенный период ознаменовался и существенными изменениями внутренней политики и идеологии СССР:

1. В ходе ВОВ 6 млн советских солдат-освободителей и 5,5 млн пленных побывали в Европе и воочию увидели преимущества уровня жизни ее стран над советским. Советский тоталитарный режим мог оставаться прочным лишь при условии сохранения имиджа своей «исключительности» в сознании народа - иначе теряли смысл все лишения и утрачивалась вера. В этой обстановке Сталин использовал начавшуюся «холодную войну» для формирования «железного занавеса» по образцу Николая I и превзошел его: были запрещены не только свободный выезд за границу, но и любые контакты советских граждан (исключая дипломатов и журналистов-между- народников) с иностранцами.

С другой стороны, «фултонская» речь Черчилля послужила для Сталина удобным поводом обвинить Запад в агрессивности и развернуть ответную идеологическую кампанию «борьбы с космополитами», которая приобрела по сути великодержавно-шовинистический характер и вылилась в критику всего западного.

2. Существенным компонентом тоталитарной политики стала внедренная после войны практика насаждения русских руководителей во главе национальных республик СССР. Цель этой политики состояла в скорейшей ассимиляции и искоренение национальных традиций. Великодержавная послевоенная политика И.В. Сталина - грузина по национальности - лишнее свидетельство его политического прагматизма. Более того, среди всех советских лидеров за историю СССР он был, пожалуй, наибольшим прагматиком.

3. Усиление тотального контроля власти над культурой и наукой. Стремясь, подобно большинству деспотов (Наполеону, Гитлеру, Николаю I), лично контролировать все стороны жизни страны, как если бы он был энциклопедистом, Сталин вмешивался практически во все вопросы науки и искусства (вплоть до экономической науки и даже языкознания). Среди пагубных результатов этого вмешательства (чаще всего некомпетентного) стало преследование таких отраслей науки, как генетика и кибернетика. В литературе и искусстве окончательно воцарилась личная цензура Сталина, доходившая до просмотра им всех новых кинофильмов. Следствием этого стала серия продиктованных им разгромных постановлений ЦК партии по отдельным фильмам, книгам и даже операм. Естественным в этих условиях стало насаждение личных вкусов вождя в искусстве, например, возрождение стиля ампир в архитектуре.

4. Хотя волна массовых репрессий прошла до войны, частичные и верхушечные репрессии продолжались до самой смерти И.В. Сталина. При этом появились некоторые новые черты: а) репрессии против части вернувшихся из плена; б) в продолжение начатого в конце войны «переселения народов» - подавление партизанского движения националистов во вновь присоединенных республиках (бандеровцев на Западной Украине, «лесных братьев» в Прибалтике); в) продолжение верхушечных репрессий с целью поддержания страха в «верхах» во избежание заговора («ленинградское дело» 1949 г. и др.), среди них - аресты жен ближайших соратников диктатора; г) дело «врачей-вредителей» 1953 г. - последнее при жизни Сталина, имевшее выраженную антисемитскую окраску и вызванное попытками американских спецслужб использовать советских евреев в своих целях. Сегодня всё чаще можно слышать, что «дело врачей» было прелюдией к новым массовым репрессиям в целях подготовки к развязыванию новой мировой войны. Она не выдерживает критики, поскольку, во-первых, общество было уже достаточно запугано 37-м годом и для поддержания этого страха было вполне достаточно эпизодических и верхушечных репрессий, а во-вторых, Сталин был абсолютным прагматиком и прекрасно понимал, что не может начать войну, не имея решающего превосходства в ядерном оружии.

Знаменательно для характеристики национального русского менталитета, что верхушечные репрессии импонировали народу, укрепляя впечатление о «строгом и справедливом» вожде, не щадящем и самых высокопоставленных чиновников («царь карает нерадивых бояр»).

5. Базисной основой культа личности и власти вождя - И.В. Сталина стала победа в мировой войне и рост международного авторитета СССР. Можно по-разному оценивать феномен культа личности Сталина в тот исторический период. Бесспорно лишь то, что масштаб личности и роль Иосифа Сталина небезосновательно находятся в центре внимания отечественной истории.  


Список источников

Кустов М.В. Реальная история штрафбатов и другие мифы о самых страшных моментах ВОВ. М.:АСТ, 2011

Самыгин П.С. История. Р/нД: Феникс, 2007

Щагин Э.М., Вдовин А.И., Чураков Д.О. и др "Новейшая отечественная история. XX - начало ХХI в. М.: Владос, 2011

Библиотека зачётка.рф

Политическое и социально-экономическое развитие СССР после Великой Отечественной войны. Апогей сталинизма (1945-1953 гг.).

Читайте также:
  1. D. 20.1.1). - Завещание есть правомерное выражение воли, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти.
  2. DL – deadline – крайний срок сдачи работы – после DL работа принимается, но оценка снижается (20% за неделю, если не оговорено другое).
  3. F62.0 Хроническое изменение личности после переживания катастрофы.
  4. F62.1 Хроническое изменение личности после психической болезни.
  5. II. Мероприятия, выполняемые при появлении опасности радиоактивного заражения (после применения противником ядерного оружия или радиационной аварии).
  6. II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2

АПОГЕЙ СТАЛИНИЗМА: СССР В 1945-1953 ГГ.

Победа в кровопролитной войне открыла новую страницу в истории страны. Она породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность, ликвидацию его наиболее одиозных издержек. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре.

"Демократическому импульсу" войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным Системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Даже сама победа в войне отождествлялась в массовом

сознании с победой тоталитарного режима.

Борьба демократической и тоталитарной тенденции становилась в этих условиях лейтмотивом общественного развития.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ: ЦЕНА УСПЕХА

Состояние экономики СССР после окончания войны.

Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства.

К восстановлению хозяйства страна приступила еще в год войны, когда в 1943г. было принято специальное партийно-правительственное постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации". Колоссальными

усилиями советских людей к концу войны в этих районах удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около трети молочных продуктов.

Однако как центральная задача восстановления встала перед страной лишь после окончания войны.

Экономические дискуссии 1945 - 1946 гг.

В августе 1945 г. правительство дало поручение Госплану (Н. Вознесенский) подготовить проект четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были высказаны предложения о некотором смягчении волюнтаристского нажима в управлении экономикой, реорганизации



колхозов. "Демократическая альтернатива" проявилась и в ходе закрытого обсуждения подготовленного в 1946 г. проекта новой Конституции СССР. В нем, в частности, наряду с признанием авторитета государственной собственности, допускалась существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. В ходе обсуждения этого проекта номенклатурными работниками в центре и на местах звучали идеи необходимости децентрализации экономической жизни, предоставления больших прав регионам и наркоматам. "Снизу" все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов в силу их неэффективности. В оправдание этих позиций приводились, как правило, два аргумента: во-первых, относительное ослабление государственного давления над производителем в годы войны, что дало положительный результат; во-вторых, проводилась прямая аналогия с восстановительным периодом после гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации управления и приоритетного развития легкой и пищевой промышленности.

Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма. Это означало и возврат довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг.



Развитие промышленности.

Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от военной чрезвычайщины. Постоянная нехватка продуктов (карточная система была отменена лишь в 1947 г.), тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится. Однако этого не происходило.

После денежной реформы 1947 г. при средней зарплате около 500 рублей в месяц стоимость килограмма хлеба составляла 3-4 руб., килограмма мяса - 28-32 руб., сливочного масла - свыше 60 руб., десятка яиц - около 11 руб. Чтобы купить шерстяной костюм, нужно

было отдать три средних месячных зарплаты. Как и до войны, от одной до полутора месячных зарплат в год уходило на покупку облигаций принудительных госзаймов. Многие рабочие семьи по-прежнему жили в землянках и бараках, а трудились порой под открытым небом или в неотапливаемых помещениях, на старом или изношенном оборудовании.

Тем не менее некоторые ограничения военного времени были сняты: вновь введены 8-часовой рабочий день и ежегодные отпуска, отменены принудительные сверхурочные работы. Восстановление проходило в условиях резкого усиления миграционных процессов. Вызванных

демобилизацией армии (ее численность сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 г.), репатриацией советских граждан из Европы, возвращением беженцев и эвакуированных из восточных районов страны. Другой сложностью в развитии промышленности стала ее конверсия, завершившаяся в основном к 1947 г. Немалые средства уходили и на поддержку союзных восточноевропейских стран.

Огромные потери в войне обернулись нехваткой рабочей силы, что, в свою очередь, вело к росту текучести кадров, искавших более выгодные условия труда.

Компенсировать эти издержки, как и прежде, предстояло увеличением перекачки средств из деревни в город и развитием трудовой активности рабочих. Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение "скоростников", инициатором которого был ленинградский токарь Г.С. Борткевич, выполнивший на токарном станке в феврале 1948 г. за одну смену 13-дневную норму выработки. Движение стало массовым. На некоторых предприятиях были предприняты попытки внедрения хозрасчета. Но для закрепления этих новаций не были

приняты меры материального стимулирования, наоборот, при повышении производительности труда понижались расценки. Административно-командной системе было выгодно достижение высоких производственных результатов без дополнительных вложений.

Впервые за долгие годы после войны наметилась тенденция к более широкому использованию научно-технических разработок на производстве, однако она проявилась в основном лишь на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК), где в условиях начавшейся "холодной войны" шел процесс разработки ядерного и термоядерного оружия, новых ракетных систем, новых образцов танковой и авиационной техники.

Наряду с приоритетным развитием ВПК преимущество отдавалось также машиностроению, металлургии, топливной, энергетической промышленности, на развитие которых уходило 88% капиталовложений в промышленность. Легкая же и пищевая промышленности, как и прежде,

финансировались по остаточному принципу (12%) и, естественно, не удовлетворяли даже минимальных потребностей населения.

Всего за годы 4-й пятилетки (1946-1950 гг.) было восстановлено и вновь построено 6200 крупных предприятий. В 1950г., по официальным данным, промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% (а в новых союзных республиках - Литве, Латвии, Эстонии и Молдавии - в 2-3 раза). Правда сюда были включены также репарации и продукция совместных советско-восточногерманских предприятий.

Главным творцом этих несомненных успехов стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими мобилизационными возможностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Вместе с тем свою роль сыграла также традиционная политика перераспределения средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Значительную помощь оказали и полученные с Германии репарации (4,3 млрд. долларов), обеспечившие до половины объема установленного в эти годы промышленного оборудования. Кроме того, бесплатным, но весьма эффективным был труд почти 9 млн. советских заключенных и около 2 млн. немецких и японских военнопленных, также внесших свой вклад в послевоенное восстановление.

Сельское хозяйство.

Еще более ослабленным из войны вышло сельское хозяйство страны, валовая продукция которого в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня. Еще более ухудшилось положение в нем в связи с засухой 1946г., вызвавшей сильный голод.

Тем не менее неэквивалентный товарообмен между городом и деревней продолжался и после этого. Через госзакупки колхозы компенсировали лишь пятую часть расходов на производстве молока, десятую часть - зерна, двадцатую - мяса. Крестьяне, работая в колхозе, практически ничего не получали. Спасало лишь подсобное хозяйство. Однако и по нему государством был нанесен значительный удар. За период с 1946-1949 гг. в пользу колхозов были прирезаны 10,6 млн. га земли из крестьянских приусадебных участков. Были значительно повышены налоги с доходов от продаж на рынке. Сама рыночная торговля разрешалась лишь тем крестьянам, колхозы которых выполнили государственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано сдавать государству в качестве налога за земельный участок мясо, молоко, яйца, шерсть. В 1948 г. колхозникам было "рекомендовано" продать государству мелкий скот (держать который было разрешено колхозным уставом), что вызвало массовый забой по стране свиней, овец, коз (до 2-х млн. голов).

Сохранялись нормы довоенного времени, ограничивавшие свободу передвижения колхозников: они были фактически лишены возможности иметь паспорта, на них не распространялась плата по временной нетрудоспособности, они были лишены пенсионного обеспечения. Денежная реформа 1947 г. также больнее всего ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома.

К концу 4-й пятилетки бедственное экономическое положение колхозов потребовало очередного их реформирования. Однако власти видели его суть не в материальном стимулировании производителя, а в очередной структурной перестройке. Вместо звена (небольшой сельскохозяйственной структурной единицы, состоявшей, как правило, из членов одной семьи, а потому и более эффективной) было рекомендовано развивать бригадную форму работы. Это вызвало новую волну недовольства крестьян и дезорганизацию сельхозработ. В марте

1951 г. появились проекты создания "агрогородов", которые в итоге могли привести к уничтожению крестьянства как такового.

С помощью принятых волевых мер и ценой огромных усилий крестьянства в начале 50 гг. удалось добиться выведения сельского хозяйства страны на довоенный уровень производства. Однако лишение крестьян еще сохранявшихся стимулов к труду вплотную подвело сельское хозяйство страны к небывалому кризису и заставило правительство принять чрезвычайные меры для снабжения продовольствием городов и армии.

Курс на дальнейшее "закручивание гаек" в экономике получил теоретическое обоснование в опубликованной в 1952 г. сталинской работе "Экономические проблемы социализма в СССР". В ней он отстаивал идеи преимущественного развития тяжелой промышленности, ускорения полного огосударствления собственности и форм организации труда в сельском хозяйстве, выступал против любых попыток реанимации рыночных отношений. Говорилось в ней и о том, что при социализме растущие потребности населения всегда будут обгонять возможности производства. Это положение "объясняло" населению господство дефицитной экономики и оправдывало ее существование.

Таким образом, возврат СССР к довоенной модели экономического развития вызвал значительное ухудшение хозяйственных показателей в послевоенный период, что явилось закономерным итогом реализации взятого в конце 20-х гг. курса.

Изменения в структурах власти.

Сразу после завершения второй мировой войны, в сентябре 1945 г., было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров. Одновременно по нарастающей шло увеличение количества министерств и ведомств, росла численность их аппарата.

В это же время прошли выборы в местные советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. К началу 50-х гг. усилилась коллегиальность в деятельности Советов в результате

более частого созыва их сессий, увеличения числа постоянных комиссий. В соответствии с Конституцией были впервые проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей. Однако вся полнота власти по-прежнему оставалась в руках партийного руководства.

После тринадцатилетнего перерыва в октябре 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП(б), принявший решение о перенаименовании партии в КПСС. В 1949 г. прошли съезды профсоюзов и комсомола (также не созывавшиеся 17 и 13 лет). Им предшествовали отчетно-выборные партийные, профсоюзные и комсомольские собрания, на которых обновилось руководство этих организаций. Однако, несмотря на внешне позитивные, демократические изменения, в эти самые годы в стране ужесточался политический режим, нарастала новая волна репрессий.

Национальная политика.

Наряду с другими изменениями война привела к увеличению неподконтрольных "верхам" идейных и политических движений, в том числе и национальных. особый размах они приобрели на территориях, вошедших в состав СССР в 1939-1940 гг., где борьба против коллективизации и советизации продолжалась до начала 50-х гг. за участие в них только в Западной Украине к 1950 г. было депортировано, сослано или арестовано около 300 тыс. человек. В Прибалтике депортации было подвергнуто 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей, 50

тыс. эстонцев. Параллельно здесь шел насильственный процесс сплошной коллективизации, прерванный войной.

Вслед за переселенными в годы войны немцами Поволжья, крымскими татарами, чеченцами, ингушами, калмыками, карачаевцами, балкарами (общее их число составляло около 1,5 млн. человек) в послевоенные годы были подвергнуты насильственной депортации и представители других народов (в частности, молдаване).

Началась ревизия истории национальных отношений в России и СССР, в ходе которой любые национальные движения рассматривались как реакционные и вредные. Усилилось и давление на национальные отряды интеллигенции, традиции и культуру "малых народов". Так, с

1951 г. началась критика национального эпоса мусульманских народов как "клерикального и антинародного".

Особого размаха национальная нетерпимость достигла в отношении представителей еврейской нации. Еще в годы войны был создан Еврейский антифашистский комитет (во главе его стоял выдающийся актер С. Михоэлс). После войны он превратился в центр национального объединения. Представители комитента в беседах с официальными лицами предлагали создать еврейскую автономию в Крыму или Поволжье. Это было представлено властями как свидетельство "проамериканского сионистского заговора". Михоэлс в 1948 г. был убит агентами МГБ. С ноября 1948 г. начались аресты членов Антифашистского комитета и других еврейских интеллигентов, "людей без руду, без племени", обвиненных в "космополитизме". В мае - июле 1952 г. состоялся закрытый судебный процесс, приговоривший лидеров комитета к расстрелу.

Одновременно власти начали выделять русский народ в качестве "наиболее выдающейся нации из всех наций, входящих в состав Советского Союза". Это было по существу отказом от прежних положений, когда русский народ был представлен первым среди равных.

Откровенный национализм проявлялся не только в назначении руководителями многих союзных и автономных республик русских, а не национальных кадров, но и в усиленном "научном" обосновании исключительной роли и значения всего русского (в то время как политические и культурные достижения других народов замалчивались).

Все это свидетельствовало по существу о возврате Сталина к идеи "автономизации", на началах которой он предлагал создать союзное государство еще в 1922 г.

вместе с тем это не могло не вызвать в перспективе всплеска национализма в самих национальных районах СССР.

УЖЕСТОЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

У истоков "холодной войны".

Победоносное окончание войны значительно изменило международное положение Советского Союза, который стал играть роль одного из признанных лидеров мирового сообщества. Официальным закреплением этого статуса стало участие СССР в создании ООН, где ему было

определено место одного из постоянных членов Совета безопасности. Изменилось не только положение в мире, но и сам климат международных отношений. Казалось, что межгосударственные отношения, сложившиеся у великих держав, начинают носить иной, партнерский

характер. Конечно, взаимное недоверие временами давало о себе знать. Были на то и свои причины: СССР был обеспокоен ядерной монополией США, американцы и англичане опасались Советской Армии - крупнейшей и самой мощной в мире. Беспокоило их и то, что в глазах мировой общественности СССР терял традиционный стереотипный облик врага, его решающий вклад в победу вызвал рост симпатий к нашей стране на западе. Это проявилось и в росте численности компартий (с 1939 по 1946 г. число коммунистов в Западной Европе

выросло почти втрое).

Однако новое положение СССР, расширение его границ, наличие мощной армии, рост влияния в мире породили у Сталина стремление к дальнейшим территориальным притязаниям, реанимации, казалось, забытой идеи мировой революции. Уже на Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945 г.) Сталину удалось добиться установления польско-германской границы по Одеру-Нейсе и больших репараций с Германии (включая и ее западную зону).

Тогда же советские представители внесли предложения об изменении режима черноморских проливов (включая создание там советских военно-морских баз), возвращении СССР отошедших к Турции в 1921 г. Карского и Ардаганского округов, необходимости совместного управления (с участием СССР) Танжером (Северная Африка), заявили о своей заинтересованности в изменении режима управления Сирией, Ливаном, бывшими итальянскими колониями в Африке. А в сентябре 1945 г. Сталин потребовал подкрепить статус великой державы протекторатом СССР над Триполитанией (Ливия). В феврале 1946 г. Молотов заявил, что теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР. Лишь под серьезным давлением Запада советские войска покинули в 1946 г. Иран.

Обеспокоенные ростом аппетитов Сталина, США и Великобритания стали всерьез задумываться о сдерживании "советской экспансии". В марте 1946 г. бывший премьер-министр Англии Черчилль произнес в Фултоне (США) в присутствии президента США Трумэна речь, в которой прямо заявил, что Советский Союз стремится к "безграничному распространению своей силы и своих доктрин" в мире. По его мнению, это представляло большую опасность для "великих принципов свободы и прав человека". Силе СССР он предложил противопоставить силу англосаксонского мира. При этом допускался ядерный шантаж СССР. Один из планов, одобренных военным и политическим руководством США, предусматривал использование 196 атомных бомб для уничтожения 20 крупнейших советских городов.

В феврале 1947 г. президент США Трумэн в своем послании конгрессу развернул конкретную программу мер по "спасению" Европы от советской экспансии ("доктрина Трумэна"). Предполагалось оказать широкомасштабную экономическую помощь европейским странам, образовать военно-политический союз западных стран под эгидой США (им стал блок НАТО, созданный в 1949 г.); разместить вблизи советских границ сеть военных баз США (в первую очередь в Греции и Турции); поддерживать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы; при необходимости использовать вооруженные силы против СССР и его союзников. Все это должно было способствовать решению двух главных задач: не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма); по возможности, заставить СССР уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма).

Эти меры и публично высказанные планы советское руководство объявило призывом к войне против СССР, что сразу осложнило и без того непростую ситуацию в мире.

Летом 1947 г. Европа оказалась окончательно разделенной на союзников США и союзников СССР. Оформление соответствующих военных и экономических альянсов становилось лишь делом времени.

Победа СССР в войне вывела страну в разряд ведущих держав мира. Престиж и значение Советского Союза на международной арене неизмеримо возросли. Так, если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. - уже 52 государства.

Во внутренней политике страны не произошло заметных изменений. Основной задачей СССР в послевоенные годы являлось скорейшее восстановление разрушенного народного хозяйства, перевод экономики на мирные рельсы.

Переход к мирному строительству потребовал реорганизации органов государственного управления. В сентябре 1945 г. был упразднен чрезвычайный орган партийного и государственного руководства - Государственный Комитет Обороны. Его функции вновь были распределены между Советом Народных Комиссаров, ЦК ВКП(б) и Верховным Советом СССР. Но процесс трансформации сверхцентрализованной авторитарной административной системы, сложившейся в СССР в предвоенные и особенно в военные годы, носил во многом формальный характер. По-прежнему вся власть концентрировалась в руках И. В. Сталина, опиравшегося на мощный репрессивный аппарат.

В послевоенные годы режим личной власти Сталина достиг своего апогея. "Краткий курс истории ВКП(б)" и "Краткая биография И. В. Сталина", в написании которых он сам принял участие, превратились в набор непреложных истин, которые все граждане страны должны были изучать, не подвергая сомнению. В этих книгах Сталину приписывались все заслуги в действительных и мнимых достижениях страны и партии, поставившей целью строительство социализма. В 1946-1950 гг. тиражи произведений были самыми массовыми. Каждое высказывание Сталина превращалось в догму, а малейшее сомнение в его непогрешимости жестоко каралось.

По Конституции 1936 г. в качестве высшего общесоюзного. органа государственной власти был учрежден Верховный Совет СССР, первые выборы в который состоялись в декабре 1937 г. Срок полномочий депутатов первого созыва истек осенью 1941 г. Во время войны выборы были отложены, и депутаты Верховного Совета второго созыва были избраны только в марте 1946 г.

Верховный Совет СССР после принятия Конституции 1936 г. номинально стал единственным общесоюзным законодательным органом, состоящим из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Все годы войны советский парламент практически бездействовал.

Верховный Совет СССР лишь оформлял в виде указов принятые высшим партийным руководством страны решения. На сессиях Верховного Совета 1946-1954 гг. депутаты главным образом единодушно одобряли бюджеты страны и отчеты об их исполнении, а также единогласно утверждали указы Президиума Верховного Совета.

В период между сессиями Верховного Совета Президиум становился высшим законодательным органом и высшим исполнительно-распорядительным органом страны; как гласила Конституция, он был избираем и подотчетен палатам Совета. Но на практике он играл другую роль. В состав Президиума входили в основном секретари ЦК ВКП(б) и члены его Политбюро. Этим был обусловлен тот факт, что полномочия и компетенция Президиума Верховного Совета за 1938-1948 гг. были существенно расширены и дополнены. В 1938 г., например, Президиум, кроме толкования законов, издания указов, роспуска палат Верховного Совета и назначения новых выборов, получил право объявлять военное положение в стране, принимать в гражданство СССР и разрешать выход из него. А с 1948 г. Президиум мог денонсировать международные договоры СССР, учреждать ордена и медали, устанавливать почетные звания СССР и воинские звания. Одним из примеров: деятельности Президиума является принятие им в 1950 и 1954 гг. указов о частичном восстановлении смертной казни, отмененной в 1947 г. указом Верховного Совета СССР.

Одной из функций Президиума был контроль за работой подотчетных органов: Совета Министров, Верховного Суда, Генерального прокурора.
Как и Верховный Совет СССР, Президиум только оформлял в виде указов и других актов решения, принятые руководством партии. Ни один вопрос не мог быть поставлен на обсуждение без распоряжения И. В. Сталина. Постепенно работа высшего законодательного органа страны утратила даже видимость соблюдения конституционных норм: реже, чем 2 раза в год, созывались сессии Верховного Совета, а количество заседаний его Президиума, проходивших 3-4 раза в год в первые послевоенные годы, сократилось в 1950 г. до двух, а в 1951 и 1952 гг. - до одного.

Фактическое безвластие, явное падение роли и значения советских органов наблюдались и на уровне местных Советов депутатов трудящихся. Уже во. время войны партийные органы зачастую подменяла их деятельность, нарушались сроки выборов и порядок проведения сессий, отчетность Советов; вопросы, требовавшие коллегиального рассмотрения на сессиях, решались исполнительными и распорядительными органами - исполкомами Советов, их отделами и управлениями, руководившими отраслями народного хозяйства и культурой.

К концу войны около 70% председателей местных Советов и более 50% членов исполкомов были кооптированы, не являясь депутатами. К 1947 г., когда состоялись первые послевоенные выборы, только 42,9% ранее избранных депутатов оставалось в Советах

Изменения в деятельности Советов в послевоенный период коснулись условий их работы и комплекса поставленных перед ними задач, но органами народовластия они по-прежнему не являлись. Сессии Советов проходили с нарушением установленных сроков, обсуждение проблем носило формальный характер, а высказывавшиеся критические замечания депутатов о работе предприятий или учреждений оставались без последствий.

Депутаты отчитывались перед избирателями только в ходе очередных перевыборов, таким образом, нарушался основной декларированный принцип работы Советов - гласность и подотчетность. Результаты выборов всегда были предопределены заранее, согласованы с партийным руководством соответствующего уровня.

В соответствии с законом от 15 марта 1946 г. высший исполнительно-распорядительный орган - СНК СССР и наркоматы были преобразованы в Совет Министров СССР и министерства. Осуществление реорганизации органов управления подчеркивало возрастание роли и значения исполнительной власти, перенесение акцента на государственные структуры при их полном слиянии с партийным аппаратом.

Председателем Совета Министров СССР в 1946- 1953 гг. по-прежнему являлся И. В. Сталин, а затем по 1955 г. - Г. М. Маленков. Партийное руководство деятельностью аппарата государственного управления проявилось в принятии совместных постановлений ЦК партии и Совета Министров СССР по наиболее важным вопросам, а поскольку абсолютное большинство министров были членами или кандидатами в члены ЦК, разногласий между правительством и ЦК партии при этом не возникало.

За годы войны создание многочисленных комитетов, управлений, главков и советов привело к резкому разбуханию госаппарата, поэтому в 1946-1947 гг. Совет Министров предпринял ряд попыток приостановить этот процесс, сократив количество учреждений и запретив создание новых.

Для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями в 1944 г. было создано Бюро СНК СССР, преобразованное в марте 1953 г. в Президиум Совета Министров. Бюро стало преемником Экономического Совета при СНК СССР - постоянной комиссии, оперативно осуществлявшей хозяйственное руководство.

Центральными отраслевыми органами государственного управления стали преобразованные в 1946 г. из наркоматов министерства, во главе которых стояли члены правительства. Они осуществляли исполнительную и распорядительную деятельность, руководили отдельными отраслями народного хозяйства и культуры.

Основными являлись министерства: иностранных дел, вооруженных сил (в 1950-1953 гг. - военное и военно-морское), финансов, внутренних дел, госбезопасности, госконтроля, тяжелого, транспортного и строительного машиностроения, приборостроения, станкостроения, министерства в сфере топливной промышленности и энергетики, а также медицинской, лесной, химической, легкой, рыбной, пищевой промышленности, промышленности стройматериалов, пять центральных ведомств транспорта и связи, внутренней и внешней торговли и, наконец, пять министерств, руководивших сельским хозяйством страны.

После войны количество и штаты ведомств сильно возросли. Если в 1945 г. существовало 25 промышленных наркоматов, то уже в 1947 г." в этой сфере насчитывалось 34 министерства.
Для послевоенного периода характерны неоднократные реорганизации, слияния, разделения министерств, главным образом промышленных. Это обусловливалось специализацией промышленности, которая вела к разукрупнению министерств и разбуханию их аппарата. Аппарат управления, оторванный от производства, вырос за 1928-1955 гг. в промышленности с 300 тыс. до 2300 тыс. человек, то есть почти в 7 раз. А численность промышленных рабочих за это время возросла в 4,5 раза. В марте 1953 г. была проведена общая реорганизация союзных министерств: вместо 24 осталось 11 укрупненных ведомств, их штаты были сокращены.

Наряду с министерствами существовали плановые и снабженческие органы: Государственная плановая комиссия (Госплан), Государственный комитет по материально-техническому снабжению народного хозяйства (Госснаб), Государственный комитет по внедрению передовой техники в народное хозяйство (Гостехника) и др. По мере усложнения задач руководства народным хозяйством эти органы неоднократно подвергаются перестройке - слияниям и разукрупнениям.