И еще о конях: наш любимый муромско-мерянско-весский XVII тип, красивые наборные или имитирующие наборную технику элементы женского убора, вдруг распространившиеся в IX-XI вв от мордовских земель до Белого озера. Какую семантическую нагрузку они несли, или, проще говоря, что значили?
У Леониллы Анатольевны Голубевой в своде "Зооморфные украшения финно-угров" (САИ, вып. Е1-59). Москва: “Наука”, 1979) что-то там со ссылками на Рыбакова про бронзовый век, про Андреевский курган, (который, вообще-то принадлежит кочевникам, переселившимся в финские земли), и про солярные и аграрные культы и связь с плодородием. Все это верно (в целом), но как-то очень общо.
Потом у нее же про то, что в IX в. у коньковых подвесок появляются привески-утиные лапки, и это символизирует связь с водной птицей-уткой и с водой. И что с развитием земледелия культ коня у поволжских финнов усилился.
Отмечу насчет лапок - так же часто у коньковых подвесок встречаются и обычные трапециевидные привески и бубенчики. Так что важен был все же шум, а не только и не столько вода. Про связь с земледелием: все-таки не случайно наличие пашенного земледелия у мери ставится под сомнение, а у веси так и вовсе - вЕранд и кОкш, подсека и мотыга. Не пахали на конях.
Мне кажется важным в связи с этим то, что в вепском языке сохранилось название радуги jumalanheboine . То есть, буквально, "божья лошадка", "лошадь бога Юмала", (Юму). Бог этот ведал небом, погодой и погодными явлениями. Причем у соседних финнов его место занял Укко. А вот у марийцев тоже был верховный бог Кугу-Юмо. Так что, весьма вероятно, у мери, расположенной между марийцами и весью, он тоже был и так же назывался. Если посмотреть на дошедших до нас лошадок - видно, что все они украшены продольными орнаментальными полосами, да и форма их - плавно изогнутая с обеих сторон вниз - позволяет сопоставить их с изображениями радуги. Другие свойства того же бога, отмеченные И.Ю. Винокуровой: g"umalangüru - гром (букв. «божий грохот»), g"umalansä - гроза (букв. «божья погода»), у шимозерских вепсов: «G"umou g"ureidab i lamin iškeb» - букв. «Бог (гром) гремит и высекает молнию». С функциями Юмала-громовника можно связать шумящие - "грохочущие" - привески, которыми можно было "гурандать" и "каландать" (вепс.) - греметь и побрякивать.
Кстати - еще раз посмотрел, что пишет Л.А. Голубева. Честно говоря, по-прежнему не впечатлен. Возможно, порочна сама идея - уж слишком разнороден материал - от Перми до Москвы и велик временной промежуток - лет эдак с тыщу, или поболее. Или проблема в редакторстве такого персонажа, как академик Рыбаков. Во всяком случае, вышедший тогда же и практически по той же теме труд Евгения Александровича Рябинина (недавно, к сожалению, скончавшегося) "Зооморфные украшения Древней Руси X-XIV вв. (САИ, вып. Е1-60. - Ленинград: “Наука”, 1981) показался мне на порядок интереснее и функциональнее - в нем нет попытки объять необъятное, мало воды, но вопросы типологии и хронологии решены исчерпывающе на тот момент.
А у Л.А. Голубевой все обо всем, каталогом это тоже трудно назвать, типология не вполне удалась, вопросы семантики обсуждаются, но как-то не особо решаются.

Все пройдет. И это пройдет.(с)

Все началось с этой фразы. Никогда раньше её не слышала. Полезла искать, и нашла кое-что интересное. Привожу.

1) Рожденный ползать, куда ты лезешь?

2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят.

3) Хороший английский до Кембриджа доведет.

4) И один в поле воин.

5) Ученье свет, а неученых тьма.

6) Кляча истории, куда везешь ты, дай ответ!

7) Князь Юрий Близорукий.

8) Партитуры не горят.

9) Не хочу учиться, учиться и учиться.

10) Служить бы рад, прислуживаться тоже.

1)Рожденный ползать, куда ты лезешь?
Рождённый ползать - летать не может (Максим Горький «Песня о Соколе»)
Способности у всех разные, закладываются природой, «выше головы не прыгнешь». Гениальность, талант даны не всем, не все могут «летать».

2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят.

Может быть, автор хотел сказать, что женщине хотелось бы побыть слабой, подумать о себе, удовлетворении своих желаний, но у неё столько обязанностей, проблем, на ней ответственность за дом, семью, детей, близких, при этом необходимость работать и т.д. (а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят).

В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет, - спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

(И. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»)

«Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» - о русской женщине, сильной духовно и физически, решительной, отважной.
Эти строчки переосмысливает и поэт 20 века Наум Коржавин:

...Столетье промчалось. И снова,
Как в тот незапамятный год -
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд...
Но кони - всё скачут и скачут.
А избы - горят и горят.

3)Хороший английский до Кембриджа доведет.

Язык до Киева доведёт. (Пословица.)

Историк Ключевский О.В. в своем «Курсе русской истории» указывает, что «эта народная поговорка значит не то, что неведома дорога к Киеву, а то, что везде всякий укажет вам туда дорогу, потому что по всем дорогам идут люди в Киев; она говорит то же, что средневековая западная поговорка: все дороги ведут в Рим». (dslov.narod.ru/pos/p83)

4) И один в поле воин.

Важно мнение каждого, нужно бороться, отстаивая его; роль личности в истории.

Один в поле не воин – пословица. В одиночку сложно что-то сделать, сила – в коллективе.

Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «один в поле не воин, даже если он Чацкий».

5) Ученье свет, а неученых тьма.

Учение – свет, а неучение – тьма. (Пословица.)

О пользе знаний, образования, которое открывает новые возможности, противопоставляется «неучению» как тупиковому пути.

- Вот, Егор Иваныч, что значит ученье: ученье свет, а неученье тьма. (Салтыков-Щедрин, «Орел-меценат».)

6) Кляча истории, куда везешь ты, дай ответ!

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним,
Левой!
Левой!
Левой!

Вл. Маяковский, «Левый марш».

Здесь угадываем и строки Н.В.Гоголя:
Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ.

7) Князь Юрий Близорукий.

Не видит то, что происходит перед носом, искажённое Юрий Долгорукий.

8) Партитуры не горят.

«Партитуры не горят» - так называется цикл передач, в которых рассказывается о жизни и творчестве композиторов. Автор и ведущий Артем Варгафтик

Конечно, явная перекличка с известным выражением «рукописи не горят».

Из романа (гл. 24 «Извлечение мастера») «Мастер и Маргарита» (1928- 1940) Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 - 1940). Воланд заинтересовался романом о Понтии Пилате:

- Дайте-ка посмотреть, - Воланд протянул руку ладонью кверху.
- Я, к сожалению, не могу этого сделать, - ответил мастер, - потому что я сжег его в печке.
- Простите, не поверю, - ответил Воланд, - этого быть не может. Рукописи не горят. - Он повернулся к Бегемоту и сказал:
- Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман.
Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей.

Хорошие литературные произведения, написанные талантливыми авторами, не погибнут и станут известны. Настоящее искусство завоюет себе признание.

9) Не хочу учиться, учиться и учиться.

«Не хочу учиться, хочу жениться» - слова Митрофанушки из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Глупость, примитивность желаний, непонимание ценности образования, апатия к событиям жизни.

«Заветы Ильича»:

«…находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию»…
«…во-первых - учиться, во-вторых - учиться и в-третьих - учиться…»

Необходимость получения образования, первостепенная задача каждого человека – учиться.

10)Служить бы рад, прислуживаться тоже.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно» - слова Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Честная работа, служба на благо Отечества - исполнение своих обязанностей, честность, неподкупность, «прислуживаться тошно» - нежелание прогибаться под начальство, выслуживаться, исполнять чужие прихоти, быть подхалимом ради повышения, продвижения по службе.

Положение женщины в западном обществе по сей день остается вопросом спорным, горячим, нерешенным. Несмотря на эмансипацию, по сей день ведутся непримиримые споры касательно прав и обязанностей представительниц прекрасного пола. Приверженцев традиционно-консервативных взглядов искренне беспокоит то, что женщины все чаще и чаще занимают ниши, для них не предназначенные, начиная от выхода на работу, ведения собственного бизнеса, и заканчивая государственной властью.

Понятно, что в некрасовские времена железная воля женщины и ее стальные нервы были просто необходимы. Когда мужчины были заняты делами первой жизненной необходимости, женщинам просто не оставалось выбора, кроме как тушить горящие избы и на бегу останавливать скачущих коней. Но главная трагедия в том, что те времена давно минули, а мужчины так и не увидели необходимости вернуться в предназначенное для них русло. Как говориться, победить дракона, защитить женщину от маньяка или сражаться за родину на войне – это пожалуйста. А к подвигам меньшего масштаба, многие относятся пренебрежительно. А кони-то бегут и бегут, и их нужно останавливать, и вокруг то и дело вспыхивают пожары местного масштаба, которые нужно тушить.

Воспитание детей, их образование, а зачастую и элементарная ответственность за устроение семейного быта, в последнее время утратили свою значимость в глазах мужчин. То, что женщинам приходится брать на себя ответственность за эти, кажущиеся незначительными, жизненно важные сферы, вполне устраивает мужчин, а их сыновья глядя на своих отцов, так никогда и не научатся брать на себя груз ответственности. Все чаще и чаще приходится сталкиваться с историями, когда молодой человек в тридцать лет до сих пор не может (а может не хочет?) жениться. Это лишь свидетельствует о том, что страх перед ответственностью гораздо больше страха одиночества. Посему, многим представителям молодого поколения так мила эмансипация. Они борцы за права человека, они за равенство, они за справедливость. На самом же деле, им просто удобно придерживаться данной популярной точки зрения. И «свой» в глазах современного общества, и лидером быть не надо. И пусть жены, мамы, подруги тушат пожары и ловят коней. Им такой власти не жалко.

Печальней всего это то, что данная точка зрения давно проникла в христианство. Нет, конечно же мужчина – глава. С этим никто не спорит. Но вместе с этим, в церквях все меньше и меньше мужчин, умеющих по-настоящему быть лидерами. В молодежных группах девушки сами себе организовывают досуг. Парни либо «стесняются» что либо организовать, либо боятся «дать повод» – не дай Бог кто подумает, что за лидерскими действиями кроются романтично-брачные намерения. Если уж случиться ненароком парням и девушкам вместе отобедать в кафе, то счет платят непременно пополам. Нет, я понимаю, что мои взгляды возможно чуточку старомодны. Но все же, как бывало приятно, когда за кружку кофе и шоколадку платил парень. И, что удивительно, я не требовала потом жениться, и не искала в фольге от шоколада обручального кольца. Просто приятно чувствовать себя женщиной. Что не говори, а женщины так устроены Богом, для них естественно быть ведомыми. Любая, даже самая волевая девушка, с радостью покорится мудрому лидеру, знающему куда и зачем он ведет свою семью. Хочется молиться о том, чтобы мужчины-христиане перестали рассматривать лидерство лишь как кафедру, молодежные советы, спасение от драконов и маньяков. Пусть они наконец увидят множество бегущих коней и маленьких пони, которых нужно останавливать. Пусть увидят лидерство и смысл в тушении маленьких детских пожаров, в покупке продуктов и мытье посуды, в детских играх и вечерних семейных ужинах. Пусть увидят лидерство в ежедневной непрестанной молитве, в подчинении себя главе – Христу. Лишь тогда церкви перестанут раздирать идеи феминизма и эмансипации. Лишь тогда в семьях воцарится порядок, где всему глава – Бог.

Столетье промчалось и снова,
Как в тот незапамятный год,
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд.
Но кони все скачут и скачут,
А избы горят и горят...

Наум Мандель - Коржавин


Смола, как слеза, на поленьях
Вечерний загадочен свет....

А в прочих селеньях их нет!
Зайдите в селенья Таити,
В селенья ЮАР, Шри-Ланки,
В селенья Канады зайдите -
Повсюду одни мужики!
Напился ямщик из Гаскони,
А кони возьми - и ку-ку!
Кто?! Кто остановит вас, кони?
В Гаскони на полном скаку?
Пылают пожары в Техасе,
Но - некому с криком "Ахти!
Там Вася! Там пьяный мой Вася!!!"
В горящую избу войти....
Нет женщин в селеньях Флориды,
Нет женщин в селеньях Мали...
И даже в снегах Антарктиды
Пока ни одной не нашли!
А мы-то, такие-сякие,
Всё ищем ответ на вопрос:
С чего, мол, на ДАМ из России
Такой потрясающий спрос?))))))))))))

/Евгения Пинчук /



Есть женщины в русских селеньях,
Которым всегда не везет,
То кто-то коня не привяжет,
То кто-то избу подожжёт.

/И.Тюткин/



Стройна, божественно красива,
Да и Камаз не так уж плох.
У нас для женщины, в России,
Открыто множество дорог!!!)))

(Комментарий к фото, моего друга Алекса)

Есть женщины в русской глубинке
способные на абордаж
Столкнешься с такой на тропинке -
- и сердце заходится аж...

Играючи рельсы уложит,
Погнет от усердия лом,
В партком "донжуана" заложит
(ну, коль не завяжет узлом)...

Легко остановит и трактор,
Копье на километр метнет
А если заметит реактор -
- в "горячую зону" войдет...

Огонь и вода им - игрушки,
А "медные трубы" - орган,
Их не остановишь из пушки,
Когда они прут на таран...

Таких бы, да пару дивизий
Забросить к противнику в тыл -
Без боя, без всяких коллизий
Сдались бы! - Ну, кто не остыл...

Есть женщины... Им бы Мужчину!!!
- Куда не посмотришь - хмыри:
спиваются, "топят кручину"...
А были ведь Богатыри!?
Copyright Горъ Василий


Ее богатырь не поборет,
Кулачный боец - не сшибет,
Она ухажера - заморит,
Насильника насмерть забьет.

Временем гулким на вираже.
Нитью небесною - солнечной, звездною
Вывязан женщин изящный узор,
То мы смешливые, то мы серьезные,
Умные и говорящие вздор
Мягкие, добрые, нетерпеливые,
Легкие, теплые, неотразимые,
Непредсказуемые и страстные,
Дерзкие, вспыльчивые, опасные
Разные мы, ах, какие мы разные!
В каждой оркестрик для счастья живет,
Тронешь любовью, и песней прекрасною,
Нежная скрипка в душе запоет.
Бог его знает, что там намешано...
Только любви быть должно через край,
Вечная музыка в сердце у женщины
Мир окрыляя, играй же, играй!
/Елена Евсюкова/